Понятие административного правонарушения и состав административного проступка (Контрольная)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра: Административное право
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1
по дисциплине: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
тема: ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА
.
- 3 -
ТЕМА:ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА
П Л А Н
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
3 1. 0СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
.
- 4 -
1. В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций де-
мократическое правовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом
как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связа-
но не только с созданием современного законодательства, обеспечением
законности деятельности государства и его органов, муниципальной сис-
темы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс-
тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных
пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во
всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро-
вание высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое
сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории
страны политической организации, осуществляющей суверенитет,источник
которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инс-
трументальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соот-
ветствующие свободы". К этой цели общество придет только через повыше-
ние ответственности, возложенной " на институты государственной влас-
ти", решительные действия по экономическому, политическому и социаль-
ному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких
действий".
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточ-
ной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, заня-
тых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность
этой деятельности значительно возрастает в период революционных преоб-
разований, социальной конструкции общества, его новых экономических и
политических ориентаций.
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориенти-
роваться в различных отраслях права. Административное право занимает
ведущее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной
жизни между гражданами возникают постоянно административно-правовые
отношения и любой юрист обязан знать и четко ориентироваться в адми-
нистративно-правовых нормах.
Предложенная ниже тема - ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА наиболее интересна в связи с пе-
реходам нашего общества от социалистических к капиталистическим отно-
шениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вок-
руг государственного управления и административного права.
- 5 -
2. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО СОСТАВ
Единственным основанием административной ответственности,является
наличие состава административного правонарушения как в нормативном,так
и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения по-
явилось в 80-х г.В первые в Кодексе об административных правонарушени-
ях в 84 г. было сформулировано правонарушение.
Административным правонарушением(проступком) признается противоп-
равное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездейс-
твие,которое посягает на государственный или гражданский порядок,соци-
алистическую собственность,права и свободы граждан, на установленный
порядок управления и за которое законодательством предусмотрена адми-
нистративная ответственность(1).
Или иными словами,под административным правонарушением,как осно-
вание административной ответственности понимается виновное,противоп-
равное и общественно-опасное деяние,которое посягает на установленные
правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила по-
ведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления.
Деяния,классифицированные как административные правонарушения
содержатся в следующих кодексах: КоАП,КЗоТ,воздушный кодекс,кодекс
торгового мореплавания и др. Текущие законы также устанавливают какие
деяния являются правонарушениями ( например: закон " О коррупции"
1995г., закон " Об исключительной морской экономической зоне"). Следу-
ет отметить, что в вышеуказанном понятие " административное правонару-
шение" и " административный проступок" отождествляются, то есть адми-
нистративный проступок не является особой разновидностью администра-
тивных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и
деликт.
В указе Президента Украины 1992 года " О приватизации" ч.2 ст.9
речь идет о критериях разграничения административных проступков и уго-
ловных преступлений. Существует два вида административных правонаруше-
ний:
1. Большая часть проступков не граничат с уголовными преступле-
ниями и ни при каких условиях в преступлении не перерастут.
2. Граничат с уголовными преступлениями ( например ст.51, ст.173
КоАП). Ярко выраженных и четко обозначенных критериев, разграничиваю-
___________________
КоАП Украины ст.9
- 6 -
щих уголовное преступление и две группы административных проступков у
нас нет. Такое разграничение следует проводить по определенным призна-
кам, указанным в законодательстве. Например, мелкое хищение ( ст.51
КоАП) и уголовное хищение ( ст. 84 УК Украины) различаем по стоимости
похищенного или по способу похищения. С точки зрения законодателя та-
кое разграничение должно осуществляться правоприменяющим лицом ( с
учетом характера и личностных особенностей правонарушителя). И нако-
нец, административным считается действие или бездействие ( деяние) с
достижением определенного результата.
Таким образом, можно определить признаки административного прос-
тупка:
1. Противоправное действие ( не может признаваться противоправным
действие или бездействие, если таковое не предусмотрено нормой).
2. Является виновным действием или бездействием ( где вина прохо-
дит юридическую оценку).
3. Является деянием общественно опасным, то есть таким совершение
которого причиняет ущерб. В юридической литературе высказывалось мне-
ние о том, что общественно опасны лишь некоторые административные
проступки, граничащие с преступлениями. Есть точка зрения, сводящаяся
к тому, что все проступки общественно опасны, но в меньшей степени чем
преступление. Встречаются утверждения, категорически отрицающие об-
щественную опасность административных правонарушений, но признающие их
вредность. В законе отсутствует упоминание об общественной опасности
проступков как их универсальном свойстве. Однако административные пра-
вонарушения посягают на определенные отношения, наносят ущерб правопо-
рядку, а к виновным в их совершении применяются меры государственного
воздействия. напрашивается вывод о том, что административным проступ-
ком присуще общественная опасность, но степень ее меньше, чем у прес-
туплений, и в связи с этим на нарушителей налагаются административные
взыскания. Если установлена малозначительность административного пра-
вонарушения, орган ( должностное лицо), уполномоченный решать дело,
вправе освободить нарушителя от административной ответственности, ог-
раничившись устным замечанием.
Для признания административного правонарушения не нужно исследо-
вать стадии приготовления и покушения ( только в определенных случаях
административным проступком будет считаться деяние на стадии приготов-
ления или покушения, например, ст. 188 КоАП Украины), то есть в неко-
торых случаях законодатель устанавливает наличие административного на
более ранней стадии чем оконченное деяние, но если на это четко указы-
вает норма ( аналогии нет).
Квалификация того или иного проступка происходит посредством оп-
ределения его состава ( это эталон, с помощью которого происходит
- 7 -
" кристаллизация" проступка). Состав проступка - совокупность, предус-
мотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние
как административный проступок и ограничивают его от иных правонаруше-
ний. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом
совокупность признаков при наличии которых антиобщественное деяние
считается административным правонарушением.
Существуют юридически значимые признаки состава правонарушения и
юридически недиферентные признаки. Так вот, правовое значение имеет
только первая группа признаков. Соответствующие статьи материальной
части административного права применяются на основе установленных пра-
вом признаков отдельных составов правонарушений имеющих юридическое
значение. Определение состава правонарушения необходимо для выполнения
трех функций состава:
1. Фундаментальная функция, означающая, что состав преступления
выступает как единственное фактическое основание административной
ответственности.
2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава
отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихся
административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за
которые наступает в других отраслях права.
3. Гарантийная функция, которая означает, что путем описания точ-
ных составов административных правонарушений и их объективных призна-
ков, законодатель гарантирует гражданина от необоснованного привлече-
ния к административной ответственности.
3.СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Практическое значение состава административного правонарушения
состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квали-
фикации конкретных административных правонарушений, то есть админист-
ративное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответс-
твии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние
и никакие отступления от этих требований недопустимы,т.е. квалификация
административного проступка по аналогии не допускается и является
грубым нарушением закона.
По особенностям конструкции состава административного правонару-
шения различаются материальные и формальные составы. Материальными на-
зываются составы в которых содержится такой признак, как наступление
вредных материальных последствий - деяние, или описывается действие
само по себе обязательно влекущее вредное последствие.
- 8 -
Формальными составами называются те в которых нет обязательного
признака наступления вредных материальных последствий ( нарушение пас-
портного режима). Признаки состава правонарушения охватывают его прав-
ление как в объективной, так и в субъективной сферах и подразделяются
на 4 элемента:
1. Объект;
2. Объективная сторона;
3. Субъект;
4. Субъективная сторона.
Объект правонарушения - общественное отношение или совокупность
общественных отношений, охраняемых законом на которые посягает право-
нарушение, причем для материальных составов необходимо для признания
объекта фактическим наличие ущерба, причиненного объекта.
Общий объект - та группа общественных отношений, на которые пося-
гают все административные проступки. Родовой ( видовой) специальный
объект - группа общественных отношений, на которые посягает однородная
группа проступков ( например,главы в КоАП), этот критерий выдержан не
до конца, то есть законодатель в отличие от уголовного права. Непос-
редственный объект - те общественные отношения, на которые посягает
конкретный административный проступок на конкретные общественные отно-
шения.
Предмет правонарушения - вещи или вещества материального мира ра-
ди которых или с помощью которых, или путем повреждения, или устране-
ния которых совершается правонарушение. Предметы с помощью которых со-
вершаются правонарушения называется орудие правонарушения.
Признаки субъективной стороны - внутреннее психическое отношение
лица к содеяному. Вина - особое психическое состояние лица,совершивше-
го противоправное действие. Субъективная сторона включает в себя поми-
мо вины как главного признака еще и факультативные признаки: цель,на-
мерение,желание и др. Если факультативный признак указан в норме,то он
обязателен.
Субъект проступка - совокупность признаков,характеризующих право-
нарушение. Субъектом выступают физические и коллективные лица. Чтобы
быть субъектом проступка физическое лицо должно обладать администра-
тивной деликтоспособностью ( возраст 16 лет,наличие вменяемости у ли-
ца).
Лица с 16 до 18 лет (ст.13 КоАП) рассматриваются в качестве субъ-
ектов с ограниченной деятельностью.
Различают общий и специальный субъект административной ответс-
твенности. Общий субъект - все лица достигшие 16 лет (включая лиц без
гражданства и иностранцев) Специальный субъект - лица, которые облада-
ют особыми правами, осуществляют особый вид деятельности ( должностные
- 9 -
лица и т. п.). Особый субъект - лица несущие ответственность в особом
порядке (военнослужащие и т.д.).
Объективная сторона - совокупность признаков, характеризующих
внешний акт поведения правонарушения.
В объективную сторону входили следующие признаки:
1. Противоправное деяние (действия или бездействия).
2. Время и место его совершения.
3. Способ совершения правонарушения .
4. Результат правонарушения.
5. Причинная связь между деянием и результатом.
6. Общественная опасность, которая определяется исходя из всех
признаков объективной стороны путем их синтеза.
5. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно,в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить
такую глубокую и обширную тему как ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНА-
РУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА, однако фундаментальные
понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на
то,что административно-правовые нормы и отношения по российскому и по
украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга,но эти
отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъ-
ективных причин российская правотворческая мысль немного опережает ук-
раинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт
накопленный российскими юристами после принятия тех или иных норматив-
ных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тер-
нистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России ,но и других разви-
тых государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего
народа Украина станет демократическим и правовым государством.
.
- 10 -
6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П.
Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.
2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с
укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украи-
ны,1981.- 639 с.
3.Кодекс Украины об административных правонарушениях/Утвержден
Законом УССР от 18.12.1984 г.
4.Советское административное право: Учебник.- С56 М.:
Юрид.лит.,1985г.
5.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.
6.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.