Понятие финансов предприятий

     1. Понятие  финансов  предприятий,  их функции и роль в настоящее

                                 время.

     Финансы объединений,  предприятий  и  отраслей представляют собой

систему экономических отношений,  связанных с  кругооборотом  денежных

средств, образованием,  использованием  денежных доходов,  контроля за

производством, распределением, использованием национального продукта.

     Функционирование финансово-кредитной  системы непосредственно за-

висит от меры использования товарно-денежных отношений в управлении  и

организации хозяйственных отношений. Имевшее место в прошлом свертыва-

ние товарно-денежных отношений (с 1920-1923гг до конца 80-х  -  начала

90-х годов  господствовали административно-командные методы хозяйство-

вания) отрицательно сказывалось на состоянии  экономики.  Несмотря  на

попытки экономических реформ 1965-го, 1979-го, 80-х годов, практически

только сейчас делаются практические шаги,  чтобы стоимостные категории

- деньги, цена, финансы, кредит начали активно влиять на развитие эко-

номики. В настоящее время деньги, финансы постепенно становятся самос-

тоятельным и решающим ресурсом производства.

     По материальному содержанию финансы - это целевые фонды  денежных

средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы предп-

риятий.

     В соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской

деятельности" финансовые ресурсы  предприятий  -  это  преимущественно

прибыль и амортизационные отчисления,  доходы от ценных бумаг,  паевые

взносы, средства спонсоров.  Но следует понимать, что финансовая наука

изучает не ресурсы,  как таковые,  а финансовые отношения, возникающие

на основе их образования, распределения, использования и направлена на

совершенствование финансовых отношений.

     Финансовые отношения возникают:

       - между предприятиями и организациями в процессе формирования и

распределения валового дохода, при оплате поставок, реализации готовой

продукции;

       - при выпуске и  распространении  акций  предприятия,  взаимном

кредитовании, долевом участии;

       - между предприятиями и отдельными работниками в  процессе  ис-

пользования дохода;

       - между юридическими, физическими лицами и банковской системой;

       - между предприятиями и иностранными партнерами при использова-

нии валютного фонда.

     В настоящее время,  с развитием рыночных отношений сфера финансо-

вых отношений предприятий резко возрастает.

     Финансы предприятий  - основа финансовой системы любого государс-

тва, так как именно в сфере  материального  производства  создаются  и

первично распределяются совокупный общественный продукт и национальный

доход.

     Следует понимать,  что  финансовые  отношения  - это прежде всего

распределительные отношения,  а они во многом сложились у нас в стране

в 1929-1931  гг.  Сейчас  требуют изменения понятия сущности и функций

финансов, самой концепции финансов. При этом определяющим моментом яв-

ляется то, что государство должно обеспечивать предприятия, независимо

от форм собственности и хозяйствования,  вида деятельности, отраслевой

принадлежности, равные  правовые и экономические условия хозяйственной

деятельности.

     Функции финансов:

       1. Обслуживание денежными ресурсами  кругооборота  материальных

средств; 2. распределительная; 3. контрольная.

     Экономическое содержание первой  функции  состоит  в  обеспечении

полного соответствия между движением денежных и материальных ресурсов.

Это проявляется:  а) на плановой стадии и б) оперативно. В первом слу-

чае, сопоставляя  размер планируемых доходов и расходов,  выявляют,  в

какой мере потребность в средствах может быть покрыта  за  счет  собс-

твенных источников,  банковских ссуд и т.д.  Этот очень сложный вопрос

решается на различных исторических этапах по разному.  Например, какая

доля дохода  предпринимателей  должна оставаться у производителей про-

дукции (работ,  услуг),  какая - перечисляться в виде налогов в бюджет

государства; какая  часть  средств предприятий должна идти на развитие

производства, какая направляться на потребление. Сейчас, как известно,

у большинства  предпринимателей  преобладает  недальновидная  политика

максимизации потребления,  стремление все "проесть", которая возникает

в основном из-за неустойчивой экономической ситуации в стране, а также

из-за отсутствия налаженной правовой системы.

     Третья функция  финансов основана на том,  что нормы расходования

каждого элемента производственных ресурсов планируется и учитывается в

денежной форме,  тем  самым  в стоимостной форме контролируется расход

материалов. Кроме того, контрольная функция охватывает все стороны де-

ятельности предприятий,  взаимоотношения внутри предприятия, взаимоот-

ношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета.

             2. Разнообразие форм собственности предприятий

            и их влияние на организацию финансов предприятий

     В соответствии с Законом РФ "О собственности" в России могут соз-

даваться и действовать предприятия,  находящиеся в частной,  государс-

твенной, муниципальной собственности и собственности общественных  ор-

ганизаций.

     Допускается объединение имуществ,  находящихся в  частной,  госу-

дарственной,  муниципальной собственности и собственности общественных

объединений (организаций),  а также  собственности  иностранных  госу-

дарств, юридических лиц и граждан, если иное не предусмотрено законом.

     Имущество может  принадлежать на праве общей (коллективной) собс-

твенности одновременно нескольким лицам с определением  долей  каждого

из  них  (долевая собственность) или без определения долей (совместная

собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, нахо-

дящимся в общей собственности, осуществляются по соглашению всех собс-

твенников, а при его отсутствии устанавливаются судом, государственным

арбитражем или третейским судом по иску любого из собственников.

     Участник общей долевой собственности имеет право на  выдел  своей

доли, а участник общей совместной собственности - на определение и вы-

дел доли.

     Имущество государственных предприятий образуется за счет  бюджет-

ных ассигнований  и вкладов других государственных предприятий (напри-

мер малые государственные предприятия).  В законе  зафиксировано,  что

государственное предприятие  отвечает по своим обязательствам имущест-

вом предприятия,  то есть этим подчеркивается его обособленность и от-

носительная самостоятельность  от  государства.  Однако на практике за

государственное предприятие несет экономическую,  юридическую и прочую

ответственность государство в лице своих министерств,  ведомств, госу-

дарственных комитетов и  т.д.,  что  часто  позволяет  государственным

предприятиям проводить безответственную хозяйственную и финансовую по-

литику. Поэтому во всем мире предприятия с  государственной  собствен-

ностью считаются наименее эффективно работающими.

     Имущество муниципального предприятия или  вклад  местных  органов

власти в  предприятия смешанной формы собственности образуется за счет

ассигнований из средств соответствующего местного бюджета или  вкладов

других муниципальных  предприятий.  Муниципальное предприятие отвечает

по своим обязательствам имуществом предприятия (на практике,  как и  в

первом случае - имуществом муниципалитета).

     Также законодательством предусматривается  функционирование  уни-

тарных государственных или муниципальных предприятий.  Такие предприя-

тия не наделены правом собственности на закрепленное  имущество,  иму-

щество такого предприятия неделимо.  Унитарное предприятие может функ-

ционировать на правах хозяйственного ведения и на правах  оперативного

управления (так называемое федеральное-казенное) предприятие. В первом

случае собственник не отвечает по обязательствам предприятия,  во вто-

ром случае  собственник несет ответственность по обязательствам казен-

ного предприятия.

     Имущество индивидуального (частного предприятия)  формируется  из

имущества граждан,  может  быть  образовано  в результате приобретения

гражданином (группой лиц) государственного или муниципального предпри-

ятия. Собственник индивидуального предприятия несет ответственность по

обязательствам предприятия в пределах,  определяемых Уставом предприя-

тия (с ограниченной ответственностью, и т.д.)

     В соответствии с Российским законодательством с 1995 года на тер-

ритории страны могут создаваться и действовать следующие виды предпри-

ятий:

     Товарищества, как объединения лиц, непосредственное участие учре-

дителей в их действиях обязательно:

     Общества, как объединения капитала.

     Кроме того, возрождается форма производственных кооперативов, как

форма участия в производстве обычных граждан, а не предпринимателей.

     Хозяйственные товарищества могут быть полными и состоять не менее

чем из  двух  полных  товарищей.  Хозяйственные товарищества "на вере"

(коммандитные товарищества) должны состоять как  минимум  один  полный

товарищ и  один вкладчик.  Полное хозяйственное товарищество несет от-

ветственность по своим обязательствам имуществом и имуществом, принад-

лежащим полным товарищам,  участники-вкладчики несут только риск убыт-

ков в пределах вклада.  При ликвидации хозяйственного товарищества "на

вере" вкладчики  имеют преимущественное право на получение вкладов пе-

ред товарищами. Участники хозяйственного товарищества должны внести не

менее половины вклада к моменту регистрации товарищества,  а остальное

- в сроки,  установленные учредительным договором,  но не более чем  в

течение года.

     Хозяйственное общество может быть трех видов:

       1. Акционерное общество;

       2. Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью;

       3. Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью.

     При организации акционерного общества уставный капитал  подразде-

ляется на  на  определенное  количество акций,  и акционеры несут риск

убытков в пределах стоимости своих акций. Участники хозяйственного об-

щества с  ограниченной ответственностью несут ответственность в преде-

лах стоимости своих вкладов,  акции при этом не выпускаются. При орга-

низации хозяйственного  общества  с  дополнительной  ответственностью,

участники солидарно несут ответственность, в размере, пропорциональном

стоимости своего вклада. Отдельные граждане также вправе выступать как

предприниматели без образования юридического лица, но необходима соот-

ветствующая регистрация  в качестве предпринимателя.  В этом случае он

отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

     Производственные кооперативы - добровольные объединения не  менее

пяти членов  для  совместной хозяйственной деятельности.  Члены произ-

водственного кооператива несут субсидиарную ответственность по  обяза-

тельствам кооператива в соответствии с Уставом.

     В основе организации финансов предприятий лежат следующие принци-

пы:

     1. Регулирование государством  производственной  и  экономической

деятельности предприятий  посредством экономических рычагов,  в первую

очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.

     2. самостоятельность  предприятий  во всех вопросах,  кроме особо

предусмотренных законодательством.

     3. Самофинансирование и прибыльность работы предприятия.

     4. Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях.

     5. Каждое  предприятие  для  нормального  функционирования должно

располагать определенными целевыми фондами денежных средств. Важнейши-

ми из  них  являются:  фонд основных средств,  фонд оборотных средств,

амортизационный фонд,  ремонтный фонд, фонд накопления, фонд потребле-

ния. Образование указанных фондов,  управление ими и правильное их ис-

пользование составляет одну из важнейших сторон финансовой  работы  на

предприятии.

     6. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в  любом

банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчет-

ных, кредитных и кассовых операций. Банк или его филиал (отделение) по

месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требо-

ванию предприятия.  Предприятие не выполняющее свои  обязательства  по

расчетам, может  быть  в  судебном порядке объявлено банкротом в соот-

ветствии с законодательством.

     7. Предприятие  вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономи-

ческую деятельность в соответствии с законодательством.

     8. Формы, система и размер оплаты труда работников предприятия, а

также другие виды их доходов  устанавливаются  предприятием  самостоя-

тельно. Предприятия обеспечивают минимальный размер оплаты труда и со-

циальной защиты работников независимо от видов собственности и органи-

зационно-правовых форм предприятия.

     9. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и опре-

деляет перспективы развития,  исходя из спроса на производимую продук-

цию и необходимости производственного и социального развития предприя-

тия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют

договора, заключенные с потребителями продукции.

     10. Предприятия реализуют свою продукцию по ценам и тарифам,  ус-

танавливаемым самостоятельно или на договорной основе,  а  в  случаях,

предусмотренных законодательством, по регулируемым государством ценам.

     11. Предприятие, независимо от его организационно правовой формы,

ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке,  устанавли-

ваемом законодательством РФ.

     12. За нарушение кредитных, договорных, расчетных, налоговых обя-

зательств, а также за нарушение иных правил  предпринимательской  дея-

тельности, предприятие  несет ответственность в соответствии с законо-

дательством. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерацио-

нальным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением

окружающей среды.

     13. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника

имущества, либо по решению трудового коллектива  государственного  или

муниципального предприятия в случаях и в порядке,  предусмотренных за-

конодательством. Предприятие может быть учреждено в результате выделе-

ния из  состава  действующего предприятия одного или нескольких струк-

турных подразделений с сохранением за данным структурным подразделени-

ем существующих обязательств перед предприятием и партнерами. Предпри-

ятие может быть учреждено в результате  принудительного  разделения  в

соответствии с антимонопольным законодательством.

     14. Прекращение деятельности предприятия может  осуществляться  в

виде его ликвидации или реорганизации (слияние,  присоединение, разде-

ление, выделение,  преобразование в иную организационно-правовую  фор-

му). Предприятие ликвидируется в случаях:  а) признания банкротом;  б)

принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения

условий, установленных  законодательством;  в) признания судом недейс-

твительными учредительных документов и решения о создании предприятия.

     15. Предприятия могут объединяться в союзы,  объединения, концер-

ны, и т.д. в целях координации деятельности, защиты прав, установления

единой ценовой политики и т.д.

           3. Схема приватизации предприятия.

     К предприятиям,  приватизируемым  в соответствии с Положением,  о

приватизации предприятий по первичной  обработке  сельскохозяйственной

продукции и  предприятий  по  производственно-техническому обеспечению

агропромышленного комплекса,  относятся:  сахарные заводы; плодоовоще-

консервные  заводы;  предприятия первичного виноделия и спиртовой про-

дукции;  табачно-ферментные  заводы;  крахмало-паточные   предприятия;

предприятия по первичной переработке лубяных культур и шерсти; убойные

пункты,  хладобойни, мясоптицекомбинаты, мясомолочные и мясокомбинаты,

молококомбинаты,  молокозаводы,  маслосыркомбинаты и сырозаводы, моло-

коприемные пункты; маслодобывающие заводы (вырабатывающие растительное

масло); предприятия, обеспечивающие выработку и хранение муки, крупы и

комбикормов; базы рыбопромыслового флота;  рыбоперерабатывающие предп-

риятия; объединения, заводы, комбинаты, мастерские, станции, базы, ла-

боратории по ремонту и техническому обслуживанию  сельскохозяйственной

техники, судоремонтные предприятия рыбной промышленности; базы матери-

ально-технического снабжения и комплектации и другие предприятия (кро-

ме областных и республиканских,  приватизируемых в общем порядке), не-

посредственно осуществляющие материально-техническое обеспечение сель-

скохозяйственных товаропроизводителей; строительно-монтажные организа-

ции; предприятия,  базы,  конторы по транспортному обслуживанию и базы

транспортного флота рыбной промышленности;  объединения,  предприятия,

базы, станции,  лаборатории по агрохимическому  обслуживанию;  сетевя-

зальные предприятия,  фабрики орудий лова;  жестяно-баночные и бондар-

но-тарные предприятия рыбной промышленности.

     Перечень предприятий,  приватизируемых в соответствии с настоящим

Положением,  уточняется при  необходимости  Государственным  комитетом

Российской  Федерации по управлению государственным имуществом по сог-

ласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

     3. Государственный комитет Российской Федерации по управлению го-

сударственным имуществом предусматривает  в  1992  году  использование

следующих способов приватизации предприятий, предусмотренных настоящим

Положением:

     продажа акций  акционерных  обществ  открытого  типа (по закрытой

подписке производителям сельскохозяйственной продукции,  рыбы и мореп-

родуктов);

     продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на  некоммерческом

инвестиционном конкурсе (с ограничением состава его участников);

     продажа имущества  (активов)  ликвидируемых   и   ликвидированных

предприятий на аукционе;

     выкуп арендованного имущества.

     4. При  определении  конкретного  способа приватизации необходимо

учитывать:

     отраслевую специфику предприятий;

     целесообразность сохранения профиля предприятий;

     монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по отно-

шению к производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепро-

дуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленного комплекса;

     мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия.

     5. При приватизации предприятий по первичной переработке сельско-

хозяйственной продукции,  рыбы,  морепродуктов и предприятий по произ-

водственно-техническому обслуживанию и материальнотехническому обеспе-

чению агропромышленного комплекса акции трудовым  коллективам  предос-

тавляются  в  порядке и с учетом вариантов льгот,  установленных Госу-

дарственной программой приватизации.  Остальные акции  предлагаются  в

течение 3 месяцев с момента принятия решения о приватизации для прода-

жи по закрытой подписке  сельскохозяйственным  товаропроизводителям  и

рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприя-

тия,  признаваемым покупателями в соответствии  со  статьей  9  Закона

РСФСР  "О  приватизации  государственных и муниципальных предприятий в

РСФСР".

      В течение 3 месяцев каждый сельскохозяйственный товаропроизводи-

тель и рыбодобывающее предприятие (кроме крестьянских хозяйств)  имеет

право подписаться на акции, общее количество которых не превышает кво-

ты, определяемой в соответствии с его долей в поставках сырья привати-

зируемому предприятию или в общем объеме услуг, получаемых от него.

      Для участия в подписке на акции  крестьянским  (фермерским)  хо-

зяйствам,  другим вновь образуемым сельскохозяйственным товаропроизво-

дителям в зоне действия приватизируемого  предприятия  предоставляется

суммарная квота в соответствии с их общим числом и планируемым объемом

производства, но не менее 10 процентов общего количества акций данного

предприятия.

     Сельскохозяйственные товаропроизводители выкупают акции указанных

перерабатывающих  и  обслуживающих предприятий по номинальной цене и с

рассрочкой платежей до 3 лет.

     Нераспространенные в  установленный срок по закрытой подписке ак-

ции продаются в порядке,  установленном в соответствии с Государствен-

ной программой приватизации.

     Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевые зоны  и  зоны

обслуживания) и квоты на закрытую подписку на акции определяются соот-

ветствующими местными Советами народных депутатов либо по их поручению

комитетами по управлению государственным имуществом.

     6. При отсутствии покупателей акций по закрытой подписке привати-

зация  предприятий,  предусмотренных настоящим Положением,  может осу-

ществляться путем продажи их на коммерческом или  инвестиционном  кон-

курсе.

     7. На инвестиционном конкурсе (на инвестиционных торгах) предпри-

ятия  продаются в том случае,  когда от покупателей требуется осущест-

вление инвестиционных программ.  Продажа предприятий на инвестиционном

конкурсе рекомендуется, когда признана целесообразным в соответствии с

утвержденными местными программами приватизации привлечение к привати-

зации иностранных инвесторов.  При этом право собственности передается

покупателю,  предложение которого наилучшим образом соответствует кри-

териям, установленным планом приватизации.

     8. Приватизация сданных в аренду предприятий по первичной перера-

ботке  сельскохозяйственной продукции,  рыбы и морепродуктов,  а также

предприятий по производственно-техническому  обслуживанию  агропромыш-

ленного комплекса осуществляется различными способами в зависимости от

наличия в договоре аренды права выкупа и согласия  не  менее  половины

членов трудового коллектива предприятияарендатора.

     Арендаторы, имеющие право на выкуп  в  соответствии  с  договором

аренды, осуществляю выкуп в следующем порядке:

     в соответствии с договором аренды,  заключенным до  вступления  в

силу  Закона  РСФСР  "О  приватизации  государственных и муниципальных

предприятий в РСФСР",  если размеры, сроки, порядок и условия внесения

выкупа установлены договором аренды;

     путем преобразования предприятия,  действующего на основе  аренды

государственного  (муниципального) имущества,  в акционерного общество

открытого типа в порядке, установленном в соответствии с Государствен-

ной программой приватизации.

     9. Трудовым коллективам предприятий с сезонным характером  произ-

водства,  осуществляющих  первичную  переработку сельскохозяйственного

сырья, рыбы и морепродуктов, приватизируемых в соответствии с местными

программами, в период массового поступления этого сырья и соответству-

ющего увеличения оборотных средств предоставляется отсрочка  очередных

платежей  за  объекты приватизации до окончания расчетов за реализацию

продукции.

     10. Учитывая монополию государства на производство спиртовой, ли-

керо-водочной и табачной продукции, а также необходимость эффективного

использования валютных средств для импорта сырья,  материалов и обору-

дования, при приватизации предприятия указанных отраслей промышленнос-

ти  преобразовываются  в открытые акционерные общества с сохранением в

федеральной собственности 51 процента акций.

     Производство спиртовой,  ликеро-водочной и табачной продукции,  а

также разлив ликеро-водочных изделий осуществляются с обязательным ли-

цензированием.

     11. Для определения льгот при выкупе и  акционировании  предприя-

тий,  расположенных  в  районах  Крайнего  Севера и приравненных к ним

местностях,  принимается показатель минимального размера месячного за-

работка с учетом северных надбавок к заработной плате.

     12. Реорганизация и приватизация предприятий, созданных при доле-

вом участии колхозов и совхозов, осуществляется в соответствии с Поло-

жением о реорганизации и приватизации государственнокооперативных (ко-

оперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса.

     13. В 1992 году запрещается приватизация:

     предприятий биологической  промышленности и их подсобнопроизводс-

твенных сельских хозяйств;

     предприятий по переработке конопли;

     морских рыбных портов;

     предприятий рыбопромысловой разведки;

     предприятий, осуществляющих контроль за состоянием и охраной  ок-

ружающей  среды и природных ресурсов (бассейнов управления по охране и

воспроизводству рыбных запасов,  хозяйства по воспроизводству ценных и

анадромных видов рыб);

     мобилизационных запасов предприятий и государственных резервов.

     Приватизация предприятия означает переход собственности, а значит

и прав по управлению приватизируемым предприятием,  из рук государства

к отдельным гражданам,  а также предприятиям,  банкам и фирмам, предс-

тавляющим негосударственный, частный сектор экономики.

     Широкомасштабная приватизация государственной собственности явля-

ется  одной  из  основных  составляющих программы экономических реформ

правительства.

     На сегодня  процесс  приватизации регламентируется действием ряда

нормативных документов, основными из которых являются:

     - Закон  РСФСР  "О  приватизации  государственных и муниципальных

предприятий в РСФСР";

     - Государственная  программа приватизации государственных и муни-

ципальных предприятий в РСФСР в 1992 году;

     - Указ  Президента Российской Федерации N 66 "Об ускорении прива-

тизации государственных и муниципальных предприятий";

     - Указ  Президента Российской Федерации N 721 "Об организационных

мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объ-

единений государственных предприятий в акционерные общества".

     Для многих  государственных  предприятий,  в  первую   очередь

крупных,   первым   шагом  на  пути  к  приватизации  является  их

преобразование в акционерные общества открытого типа.

     Акционерное общество представляет собой предприятие, для которого

его юридическими собственниками выступают владельцы акций, причем пра-

ва  собственности распределяются между ними пропорционально количеству

акций, находящихся в их собственности.

     Открытым является такое акционерное общество, в котором акционеры

могут без всяких ограничений распоряжаться своими акциями:  продавать,

дарить, завещать их в наследство. В отличие от этого, акционеры закры-

того акционерного общества обязаны испрашивать разрешения  на  продажу

своих акций у остальных акционеров,  при этом акционеры имеют имущест-

венное право на покупку продаваемых акций.

     В процессе  приватизации допускается преобразование государствен-

ных предприятий исключительно в акционерное  общество  открытого  типа

[Государственная программа приватизации, п. 5.1].

     Преобразование государственного предприятия в акционерное общест-

во установит для него юридический статус,  соответствующий требованиям

рыночной экономики. В современной экономической системе, основывающей-

ся  на  рыночных  механизмах,  крупные предприятия обычно существуют в

форме именно акционерных обществ.

     Акционерная форма  способствует  привлечению  нового капитала для

модернизации и расширения производства. В рамках акционерного общества

новый  капитал  может  быть  привлечен за счет выпуска и продажи акций

предприятий как российским,  так и иностранным инвесторам.  Однако ин-

весторы должны быть уверены, что предприятие имеет организационно-пра-

вовую форму,  приведенную в соответствие с общепринятыми в мировом хо-

зяйстве юридическими нормами.

     Наконец, акционирование позволит предприятию выбрать один из  ва-

риантов льгот, установленных программой приватизации для трудовых кол-

лективов.

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля

1992 г.  N 721 "Об организационных мерах по  преобразованию  государс-

твенных предприятий, добровольных объединений государственных предпри-

ятий в акционерные общества" обязательному преобразованию в  акционер-

ные общества подлежат:

    I. Государственные предприятия,  относящиеся к  федеральной  собс-

твенности, а также к государственной собственности республик в составе

Российской Федерации,  краев, областей, автономной области, автономных

округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые отвечают следующим

критериям:

    1) имеют  на 1 января 1992 года балансовую стоимость основных фон-

дов более 50 млн.  руб. или среднесписочную численность работающих бо-

лее 1000 человек;

    2) в соответствии с разделом 2.1. Государственной программы прива-

тизации  государственных  и  муниципальных предприятий на 1992 год,  а

также постановлениями правительства и решениями ГКИ  РФ  не  запрещены

для приватизации.

    II. Производственные и научно-производственные объединения,  отно-

сящиеся  к федеральной собственности,  а также к государственной собс-

твенности республик в составе Российской Федерации,  краев,  областей,

автономной области,  автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер-

бурга, которые отвечают следующим критериям:

    1) имеют  на 1 января 1992 года балансовую стоимость основных фон-

дов более 50 млн.  руб. или среднесписочную численность работающих бо-

лее 1000 человек;

    2) в соответствии с разделом 2.1. Государственной программы прива-

тизации  государственных  и  муниципальных предприятий на 1992 год,  а

также постановлениями правительства и решениями ГКИ  РФ  не  запрещены

для приватизации.

    3) не зарегистрированы в порядке,  установленном Законом РСФСР  "О

предприятиях  и предпринимательской деятельности",  или уставы которых

составлены на основе законодательства СССР.

    На основании решения трудового коллектива и соответствующего коми-

тета имущества преобразоваться в открытые акционерные  общества  могут

также  государственные предприятия,  имеющие на 1 января 1992 года ба-

лансовую стоимость основных фондов от 10 до 50 млн.  руб. или среднес-

писочную численность работающих более 200 человек [Положение о коммер-

циализации государственных предприятий, п. I.1].

    Остальные предприятия  могут  быть преобразованы в акционерные об-

щества по решению комитетов имущества в процессе их приватизации.  Это

положение  распространяется на мелкие предприятия со стоимостью основ-

ных фондов не менее 1 млн.  руб.  и численностью работающих менее  200

человек.

    В акционерные общества могут быть преобразованы также  подразделе-

ния  предприятий,  подлежащих  обязательному акционированию по решению

трудовых коллективов и комитетов имущества,  вне зависимости от  того,

акционировано  ли само предприятие.  Такое преобразование допускается,

если подразделение по состоянию на 1 января 1992  года  либо  обладало

отдельным балансом, либо в нем работало более 200 человек, либо основ-

ные фонды составляли более 10 млн. руб.

     После регистрации Акционерного общества происходит следующее:  1.

     Акционерное общество с момента его регистрации выходит из

структур управления министерств, ведомств и органов отраслевого управ-

ления местной администрации.

     2. В течение 15 дней с момента государственной регистрации акцио-

нерного общества трудовой коллектив,  избравший первый вариант льгот в

соответствии с Государственной программой приватизации,  принимает ре-

шение о распределении передаваемых безвозмездно акций среди работников

и  приравненным к ним лиц и направляет протокол общего собрания и пои-

менный список лиц с указанием количества акций,  передаваемых  каждому

из них, в комитет.

     Комитет направляет указанный список исполнительному органу акцио-

нерного общества для внесения в реестр акционеров.

     Поименные списки с указанием стоимости,  количества  привилегиро-

ванных акций, переданные комитетом исполнительному органу акционерного

общества,  вносятся в журнал для регистрации  договоров  купли-продажи

ценных бумаг и реестр акционеров.

     Право собственности на привилегированные акции переходит к лицам,

указанным  в  поименном списке с момента регистрации записей в журнале

соответствующим фондом имущества.  Журнал регистрации  договоров  куп-

ли-продажи  должен быть прошит и опечатан печатью соответствующего ко-

митета.

     3. В  течение  15  дней с момента государственной регистрации об-

щества комиссия или комитет проводит закрытую  подписку  и  направляет

протокол о результатах ее проведения и поименный список лиц с указани-

ем количества акций,  приобретаемым каждым из них,  в  соответствующий

комитет.

     Комитет передает поименный список исполнительному  органу  акцио-

нерного общества для составления реестра акционеров.

     Внесение в реестр акционеров участников  закрытой  подписки  осу-

ществляется  после  внесения ими соответствующих платежей:  при выборе

первого и третьего варианта льгот - суммы первоначального взноса,  при

выборе второго варианта - полной оплаты стоимости приобретаемых акций.

     4. Учредитель общества в месячный срок со дня регистрации общест-

ва заключает контракт с генеральным директором сроком на 1 год.

     Контракты с остальными должностными лицами администрации заключа-

ются Советом директоров в месячный срок со дня регистрации акционерно-

го общества.  Условия контракта с  Генеральным  директором  и  другими

должностными  лицами администрации и членами Совета директоров опреде-

ляются учредителями акционерного общества,  владеющими 50 и более про-

центами обыкновенных акций.

     При выборе трудовым коллективом первого  варианта  льгот  условия

контракта  с  должностными лицами администрации должны предусматривать

предоставление им права на приобретение обыкновенных  акций  по  номи-

нальной стоимости в пределах 50% от величины уставного капитала.

     5. Не позднее 12 месяцев со дня регистрации акционерного общества

должно быть проведено общее собрание акционеров.

     6. Как преобразовать предприятие  в  акционерное  общество?  Ниже

     приводится подробная информация относительно требований,

которые необходимо выполнить при акционировании, а также инструкции по

осуществлению такого преобразования.

                Основные мероприятия по акционированию.

     Ниже изложены основные шаги,  которые необходимо предпринять до 1

октября 1992 года предприятиям,  подлежащим обязательному акционирова-

нию.

     - Генеральный  директор  должен  сформировать рабочую комиссию по

приватизации (далее - комиссию). Если в установленный срок им этого не

сделано,  то  трудовой коллектив имеет право создать комиссию решением

общего собрания.  Подразделения предприятий также могут образовать ра-

бочие комиссии по решению трудового коллектива этих подразделений.

     - Комиссия должна провести оценку имущества предприятия по состо-

янию  на  1  июля  1992 года в соответствии с Временными методическими

указаниями по оценке стоимости объектов приватизации с учетом требова-

ний, изложенных в части 5.1 Указа Президента N 721.

     - Комиссия предоставляет работникам информацию,  необходимую  для

принятия  решения  о выборе варианта льгот.  Ниже предлагается образец

Информационного меморандума,  который рекомендуется  использовать  для

того,  чтобы информация была наиболее полной, а ее изложение - ясным и

доходчивым

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации предприя-

тие _____________________________________ преобразуется из

             (наименование предприятия)

государственного предприятия в акционерное общество. Это первый шаг на

пути к приватизации предприятия.

    При преобразовании предприятия в акционерное общество члены трудо-

вого коллектива получают право приобрести его акции,  становясь  таким

образом совладельцами акционерного общества.  Государственной програм-

мой приватизации работникам предприятия предоставлена возможность  вы-

бора  варианта льгот,  по которому они могут приобрести акции во вновь

созданном акционерном обществе.

    Трудовой коллектив  должен на общем собрании (конференции) опреде-

лить, какой из вариантов он выбирает.

    Общее собрание трудового коллектива о выборе варианта льгот состо-

ится ________________________1992 года в ___________________.

    Ниже приведено краткое описание варианта льгот, а также мнение ру-

ководства предприятия о том,  какой вариант кажется ему более приемле-

мым.

    Процессом акционирования и приватизации предприятия руководит  об-

разованная на предприятии рабочая комиссия по приватизации.

    Членами комиссии являются:

    1. __________________________________________________________,

    2. __________________________________________________________,

    3. __________________________________________________________,

    4. __________________________________________________________.

    Члены комиссии могут ответить на ваши вопросы относительно процес-

са приватизации и льгот трудового коллектива.

  

                         ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

  

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  предприя-

тие преобразуется в акционерное общество.

    Акционерное общество будет владеть имуществом предприятия, руково-

дить его производством и нанимать на него работников.

    Акционерное общество будет управлять советом  директоров,  который

будет  определять  основные  направления деятельности акционерного об-

щества, назначать руководителей предприятия.

    Совет директоров первоначально будет состоять из четырех человек:

    1. Генерального директора или его представителя.

    2. Представителя Фонда (комитета) имущества.

    3. Представителя трудового коллектива.

    4. Представителя местного Совета народных депутатов.

    Количество голосов на общем собрании акционеров и  доходы  каждого

акционера зависят от количества приобретенных ими акций.  Акция предс-

тавляет собой ценную бумагу,  удостоверяющее участие лица  в  уставном

капитале акционерного общества.

    Уставной капитал  акционерного  общества  будет  составлять  _____

___________________ рублей,  а часть уставного фонда,  соответствующая

одной акции,  то есть номинальная стоимость одной  акции  будет  равна

_______________________  рублей.  Всего  будет выпущено ______________

акций.

    Права акционеров  по получению доходов и управлению обществом под-

робно излагаются в Уставе акционерного общества, который будет утверж-

ден комитетом имущества.

                            ВИДЫ АКЦИЙ

    Акционерным обществом  могут  выпускаться два вида акций - обыкно-

венные и привилегированные.

    Обыкновенные акции Оба варианта льгот предусматривают выпуск обык-

    новенных акций.

Держатели обыкновенных акций получают дивиденды по итогам года в  раз-

мере, устанавливаемым общим собранием. Владельцы таких акций могут по-

лучать часть имущества в случае ликвидации акционерного общества, пос-

ле  погашения долговых обязательств и расчета с держателями привилеги-

рованных акций.

    Ежегодно держатели обыкновенных акций собираются на общее собрание

для утверждения бюджета общества, определения размера дивидендов и для

принятия решений, связанных с деятельностью акционерного общества.

    В случае необходимости акционеры могут быть созваны на  внеочеред-

ные собрания для принятия решений по особо важным вопросам, касающимся

деятельности акционерного общества.

    Вопросы на собрании решаются простым большинством голосов держате-

лей обыкновенных акций,  присутствующих на собрании,  однако  внесение

изменений  в  Устав и значительная реорганизация акционерного общества

требует большинства в 3/4 голосов.

                     Привилегированные акции

   Выпуск таких акций для работников предусмотрен только первым  вари-

антом  льгот.  Согласно  этому варианту выпускаются акции двух типов -

типа А и типа Б,  различия которых описаны ниже.  По привилегированным

акциям гарантируется получение фиксированного дохода. Однако держатели

этих акций не имеют права голоса на общих собраниях  акционерного  об-

щества.

          ВАРИАНТЫ ЛЬГОТ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

    По окончании процесса преобразования в акционерное общество, члены

трудового коллектива становятся владельцами части  акций  акционерного

общества.

    Варианты предоставления  льгот,  предлагаемые  в   Государственной

программе  приватизации,  предусматривают различные комбинации обыкно-

венных акций и привилегированных акций, которые могут быть распределе-

ны среди работников бесплатно или проданы им на льготных условиях.

    Льготы, установленные для членов трудового коллектива  распростра-

няются  также на некоторые другие группы бывших работников предприятия

(схема 2).

                       ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ЛЬГОТ

    Если работники выбирают первый вариант льгот,  то акционерное  об-

щество выпускает и размещает следующие типы акций:

    - Привилегированные акции типа "А",  которые передаются работникам

предприятия и приравненным к ним лицам безвозмездно.

    - Обыкновенные акции,  которые подлежат продаже работникам по зак-

рытой  подписке по цене _________________ рублей за акцию.  По крайней

мере _________________ рублей за акцию должно быть внесено покупателем

в  течение  90  дней  со дня окончания закрытой подписки,  а остальная

часть может быть выплачена равными долями в течение трех лет. Работни-

ки  могут использовать приватизационные чеки для оплаты первого взноса

за свои акции.

    - Обыкновенные  акции,  которые подлежат продаже должностным лицам

администрации   предприятия   на   условиях   контрактов    по    цене

_____________________ рублей за акцию.

    - Оставшиеся акции акционерного общества будут находится  в  Фонде

(комитете)  имущества,  который  будет реализовывать эти акции частным

лицам или инвесторам.

                 ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ АКЦИИ ТИПА "А"

    Держатель привилегированных акций типа "А"  имеет  право  ежегодно

получать дивиденд, рассчитываемый следующим образом: 10% чистой прибы-

ли последнего финансового года делится на количество акций, составляю-

щее 25% от величины уставного капитала. Таким образом определяется ди-

виденд на одну акцию типа "А".

    Всего же по всем привилегированным акциям типа "А" будет выплачена

сумма,  равная величине дивиденда на одну акцию,  умноженной на  коли-

чество акций типа "А",  которое может быть и менее 25% от общего числа

акций.  Следовательно сумма дивиденда по акциям типа "А" может состав-

лять и менее 10% чистой прибыли общества последнего финансового года.

    Эта сумма выплачивается до 1 мая  каждого  года.  Если  дивиденды,

выплачиваемые по обыкновенным акциям,  будут больше чем дивиденды, вы-

падающие на привилегированные акции,  то  держатель  привилегированных

акций типа "А" получает дивиденд, равный дивиденду по обыкновенной ак-

ции.

    В случае  ликвидации  акционерного общества,  после уплаты долгов,

держатели привилегированных акций типа "А" имеют право на первоочеред-

ное получение номинальной стоимости своих акций.  Если же остались ка-

кие-либо средства после ликвидации, они в равной пропорции распределя-

ются  между держателями всех акций акционерного общества (включая дер-

жателей акций типа "А").

    Держатели привилегированных  акций  типа "А" не имеют права голоса

на собраниях акционеров, кроме тех случаев, когда в Устав акционерного

общества вносятся изменения, затрагивающие их интересы.

    В этом случае требуется большинство в 2/3 голосов держателей  при-

вилегированных акций типа "А".

        КАТЕГОРИИ ЛИЦ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛЬГОТЫ

     ┌────────────────────────┐     ┌───────────────────────┐

     │           1            │     │           2           │

     ├────────────────────────┤     ├───────────────────────┤

     │                        │     │ ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО   │

     │ РАБОТНИКИ, ДЛЯ КОТОРЫХ │     │    В СООТВЕТСТВИИ     │

     │  ДАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ    │     │ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ   │

     │   ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ    │     │ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  │

     │     МЕСТОМ РАБОТЫ      │     │  ВЕРНУТЬСЯ НА ПРЕЖНЕЕ │

     │                        │     │   МЕСТО РАБОТЫ НА     │

     │                        │     │     ПРЕДПРИЯТИИ       │

     └────────────────────────┘     └───────────────────────┘

     ┌────────────────────────┐     ┌───────────────────────┐

     │           3            │     │           4           │

     ├────────────────────────┤     ├───────────────────────┤

     │                        │     │                       │

     │ ПЕНСИОНЕРЫ, ВЫШЕДШИЕ   │     │                       │

     │ НА ПЕНСИЮ ИЛИ ВЫРАБО-  │     │                       │

     │ ТАВШИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ  │     │   ЛИЦА, УВОЛЕННЫЕ С   │

     │ ТРУДОВОЙ СТАЖ НЕ МЕНЕЕ │     │     ПРЕДПРИЯТИЯ ПО    │

     │ ДЕСЯТИ ЛЕТ ДЛЯ МУЖЧИН  │     │ СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ│

     │ И СЕМИ ЛЕТ И ШЕСТИ МЕ- │     │     РАБОТНИКОВ ПОСЛЕ  │

     │ СЯЦЕВ ДЛЯ ЖЕНЩИН И     │     │ 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА    │

     │ УВОЛЕННЫЕ ПО СОБСТВЕН- │     │ И ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ  │

     │ НОМУ ЖЕЛАНИЮ, ПО       │     │ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ│

     │ СОКРАЩЕНИЮ ШТАТОВ ИЛИ  │     │                       │

     │ ЧИСЛЕННОСТИ            │     │                       │

     └────────────────────────┘     └───────────────────────┘

     __________________________     _________________________

                 АКЦИИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ФОНДА

    Согласно Государственной программе приватизации,  не более 20%  от

общего  числа  акций  общества из числа акций,  которыми обладает Фонд

имущества, являются обыкновенными, остальные - привилегированными типа

"Б".

    Держатель привилегированной акции типа "Б"  имеет  право  ежегодно

получать дивиденд, рассчитываемый следующим образом: 5% чистой прибыли

делится на количество акций,  составляющее 25%  от величины  уставного

капитала.  Так определяется дивиденд на одну акцию типа "Б". Таким об-

разом,  дивиденд на одну акцию типа "Б" будет всегда в два раза меньше

дивиденда на акцию типа "А".

    Всего же по всем привилегированным акциям типа "Б" будет выплачена

сумма,  равная  величине дивиденда на одну акцию,  умноженной на коли-

чество акций типа "Б",  которое может быть как больше, так и меньше на

25%  от общего числа акций,  следовательно в виде дивидендов по акциям

типа "Б" может быть выплачено как большее, так и меньше 5% чистой при-

были.

    Если дивиденды,  выплачиваемые по обыкновенным акциям, будут боль-

ше, чем дивиденды, выпадающие на привилегированные акции, то держатель

привилегированной акции типа "Б" получает дивиденд,  равный  дивиденду

по обыкновенной акции.

    Исходя из предположения,  что работники и руководство  предприятия

купят все обыкновенные акции,  право на приобретение которых на льгот-

ных условиях закреплено за ними законодательно,  Фонд  (комитет)  иму-

щества   будет   владеть   _____________   обыкновенными   акциями   и

___________________ привилегированными акциями типа "Б".

    Когда Фонд  продает привилегированную акцию типа "Б" она автомати-

чески конвертируется в обыкновенную акцию.

                       ВТОРОЙ ВАРИАНТ ЛЬГОТ

    Если работники выбирают второй вариант льгот, акционерное общество

выпускает следующие типы акций:

    Обыкновенные акции, составляющие 15% от уставного капитала, подле-

жат продаже работникам предприятия, составляющего единый технологичес-

кий комплекс по цене______________ рублей за акцию. Полная цена должна

быть выплачена единовременно.  Работники имеют право использовать при-

ватизационные чеки для покрытия до 50%  цены покупаемых ими акций. При

этом ни одна акция не предоставляется работникам бесплатно.

    Обыкновенные акции, остающиеся в Фонде (комитете) имущества, кото-

рый продает эти акции частным лицам или сторонним инвесторам.

    Исходя из предположения, что работники предприятия купят все обык-

новенные акции, право на приобретение которых закреплено за ними зако-

нодательно,  Фонд (комитет) имущества  будет  владеть  _______________

обыкновенными акциями и _______________________ привилегированными ак-

циями типа "Б".

    Когда Фонд  продает привилегированную акцию типа "Б" она автомати-

чески конвертируется в обыкновенную акцию.

                        ЗАКРЫТАЯ ПОДПИСКА

    Согласно обоим вариантам льгот часть акций  акционерного  общества

подлежит продаже членам трудового коллектива по закрытой подписке. Ни-

же изложены правила закрытой подписки.

    Закрытая подписка в процессе преобразования государственных предп-

риятий в акционерные общества - это продажа обыкновенных акций  работ-

никам предприятия и приравненным к ним лицам на льготных условиях.

    При проведении закрытой подписки среди работников предприятия  бу-

дет организован опрос с целью выявить их намерения относительно покуп-

ки акций, которые продаются на льготных условиях.

    В случае,  если количество акций, на которые произведена подписка,

превысит количество акций, предназначенных для продажи на льготных ус-

ловиях, количество приобретаемых акций каждым работником будет пропор-

циональным образом уменьшено.

                      РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОВ

    Если члены трудового коллектива и руководители  предприятия  купят

все обыкновенные акции,  на которые они имеют право, распределение го-

лосов между акционерами согласно вариантам льгот  первоначально  будет

следующим (данные приведены в %):

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│                │                   Вариант  1                  │

├────────────────┼─────────────────────────┬─────────────────────┤

│                │        Доля             │  Доля обыкновенных  │

│                │      обыкновенных       │   акций от общего   │

│                │     акций от общего     │  числа обыкновенных │

│                │      числа акций        │ акций (для голосов) │

├────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┤

│ Руководители   │            5            │         14.3        │

│ Коллектив      │           10            │         28.6        │

│ Фонд           │           20            │         57.1        │

│         Всего  │           35            │          100        │

└────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────┐

│                   Вариант  2                  │

├─────────────────────────┬─────────────────────┤

│        Доля             │  Доля обыкновенных  │

│      обыкновенных       │   акций от общего   │

│     акций от общего     │  числа обыкновенных │

│      числа акций        │ акций (для голосов) │

├─────────────────────────┼─────────────────────┤

│            -            │          -          │

│           51            │         71.8        │

│           20            │         28.2        │

│           71            │          100        │

└─────────────────────────┴─────────────────────┘

    Пока Фонд  (комитет)  владеет 50%  обыкновенных акций акционерного

общества он имеет исключительное право,  действуя без учета  интересов

других держателей акций,  ликвидировать акционерное общество,  продать

одно или несколько подразделений предприятия или уволить руководителей

предприятия.

    В случае, когда Фонд продает привилегированную акцию типа "Б", она

автоматически конвертируется в обыкновенную акцию.  После продажи Фон-

дом всех акций ( обыкновенных и привилегированных типа "Б")  структура

распределения голосов будет выглядеть следующим образом:

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│                │                   Вариант  1                  │

├────────────────┼─────────────────────────┬─────────────────────┤

│                │        Доля             │  Доля обыкновенных  │

│                │      обыкновенных       │   акций от общего   │

│                │     акций от общего     │  числа обыкновенных │

│                │      числа акций        │ акций (для голосов) │

├────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┤

│ Руководители   │            5            │          6.7        │

│ Коллектив      │           10            │         13.3        │

│ Фонд           │           60            │          80         │

│         Всего  │           75            │          100        │

└────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────┐

│                   Вариант  2                  │

├─────────────────────────┬─────────────────────┤

│        Доля             │  Доля обыкновенных  │

│      обыкновенных       │   акций от общего   │

│     акций от общего     │  числа обыкновенных │

│      числа акций        │ акций (для голосов) │

├─────────────────────────┼─────────────────────┤

│            -            │          -          │

│           51            │         51          │

│           49            │         49          │

│           100           │         100         │

└─────────────────────────┴─────────────────────┘

    На основании изложенной выше информации,  рабочая комиссия по при-

ватизации предприятия рекомендует членам трудового коллектива  голосо-

вать за ________________________________ вариант предоставления льгот.

    Подпись председателя комиссии

    - Комиссия организует общее собрание (конференцию) трудового кол-

лектива для выбора одного из трех вариантов льгот,  предлагаемых прог-

раммой приватизации.

     - Рабочая комиссия подготавливает план приватизации  предприятия,

в котором содержатся информация о предприятии, сведения о количестве и

распределении выпускаемых акций,  составляет и подписывает акт  оценки

имущества  предприятия по состоянию на 1 июля 1992 года в соответствии

с Временными методическими указаниями  по  оценке  стоимости  объектов

приватизации с учетом требований,  изложенных в части 5.1 Указа Прези-

дента N 721.  План приватизации должен быть составлен в соответствии с

Типовым планом приватизации.

     - Рабочая комиссия разрабатывает Устав акционерного общества. Ус-

тав должен быть составлен в соответствии с Типовым уставом акционерно-

го общества,  утвержденным Указом Президента N 721. При подготовке Ус-

тава  общества  комиссия  может ограничиться внесением в Типовой устав

сведений о реквизитах предприятия,  величине уставного капитала и иных

информационных сведениях, требуемых для указания в Типовом уставе.

     - Не позднее 1 октября 1992 года план  приватизации,  акт  оценки

имущества  и  устав акционерного общества должны быть представлены ко-

миссией соответствующему комитету по управлению  государственным  иму-

ществом.

     В случае непредоставления документов в указанные сроки, подготов-

ка  плана приватизации осуществляется комиссией комитета по управлению

имуществом,  план приватизации утверждается комитетом по первому вари-

анту.

     - План приватизации должен быть утвержден  в  течение  семи  дней

после  его представления в комитет по управлению имуществом.  В случае

выявления несоответствия предъявленных документов требованиям действу-

ющих  нормативных актов,  комитет в недельный срок внести в него соот-

ветствующие изменения и утверждает план приватизации.

     Решение об утверждении плана приватизации является решением коми-

тета о преобразовании предприятия в акционерное общество.

     После утверждения  плана приватизации соответствующий комитет пе-

редает заявку и учредительные документы для государственной  регистра-

ции, представляет проект эмиссии для регистрации выпуска ценных бумаг.

     Предприятие считается преобразованным в акционерное  общество  со

дня его регистрации.

     - Акционерное общество должно сформировать  Совет  директоров.  В

Типовом уставе предусмотрено, что в Совет директоров должны быть вклю-

чены генеральный директор общества или его  представитель,  представи-

тель  фонда  имущества  (комитета имущества),  представитель трудового

коллектива и представитель местных органов власти.

     Персональную ответственность за своевременное проведение акциони-

рования несет руководитель предприятия.

     Для контроля  за  процессом  проведения акционирования со стороны

руководителя предлагается использовать Карту акционирования  предприя-

тия.