Безработица в Грузии
Введение
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.
Безработица бывает:
Фрикционная безработица-(от англ. Friction- трение, разногласие) возникает в следствии естественного перемещения рабочей силы на рынке труда.
Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест.
Фрикционная безработица считается неизбежной в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта.
Фрикционная безработица – безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.
Поскольку фрикционно- не занятые работники ,за частую, перемещаются с одной работы на другую или заняты поиском более подходящего места, они рассматриваются как добровольно безработные.
Структурная безработица- она обусловлена изменениями происходящими в разных регионах или областях экономики, связанных с уменьшением спроса на рабочую силу.
Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих не таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса.
Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.
Сезонная безработица- Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие - уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит - и занятости) относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица- связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Например, в период спада 1982 г. уровень безработицы поднялся до 9.7 %. В разгар «Великой депрессии» 1933 г. циклическая безработица достигла примерно 25%.
Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ»
Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п.
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при «полном использовании» ресурсов.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы прибрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана и инфляцией.
Понятие «естественный уровень безработицы» требует уточнение в двух аспектах.
Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. Уровень безработицы часто превышает естественный уровень. С другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3-4 %, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работ, а также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам «важнейших» отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода с 1943 по 1945 г. составил менее 2%, а в 1944 г. упал до 1.2%.
Естественный уровень безработицы- совокупность фрикционной и структурной безработицы или уровень безработицы, связанный со стабильной экономикой, когда реальный национальный продукт находится на естественном уроне, и отсутствуют как замедляющаяся, так и ускоряющаяся инфляции или, когда ожидаемый уровень инфляции равен действительному уровню инфляции.
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, который могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.
Уровень безработицы = безработица х 100
рабочая сила
Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.
1.2 Закон Оукена
Известный американский экономист Артур Оукен, выявил определённую закономерность между циклическими колебаниями ВВП и фактическим уровнем безработицы. Он утверждал:
На каждые 2,5%- е отставания фактического ВВП от своего потенциального уровня, приходится повышение уровня фактической безработицы на 1% по сравнению своего естественного уровня.
1.3 Рынок труда
На рынке труда мы имеем дело с функциями спроса и предложения. Только в данном случае фирмы являются покупателями, а домохозяйства- поставщиками труда. В роли цены выступают, так называемая ставка реальной зарплаты, а на месте товаров и услуг- рабочая сила.
Ставка реальной зарплаты- представляет собой текущую, почасовую зарплату деленную на дефлятор ВВП и умноженную на 100.
Объём спроса на агрегированном рынке труда- Это общая сумма рабочих часов, трудовых сил страны, нанять которых желают все действующие в стране фирмы.
Спрос на агрегированном рынке труда- это функция зависимости между каждой ставкой реальной зарплаты и соответствующим объёмом спроса на рабочую силу.
Объём предложения на агрегированном рынке труда- Это общая сумма рабочих часов, трудовых сил страны, которую предлагают все действующие в стране домохозяйства.
Предложение на агрегированном рынке труда- это зависимость между каждой ставкой реальной зарплаты и соответствующим объёмом предложения рабочих сил.
Восходящая часть подразумевает, что до определённого момента повышение зарплаты вызывает увеличение желания работать.
Вертикальная часть показывает тот факт, что при достаточно высокой зарплате все трудоспособные люди пожелают работать.
“возрастающая назад” От вертикальной части описывает такой теоретический случай, при которой выдают такие высокие зарплаты, что определённая часть рабочих предпочитает отдыхать за счёт сокращения своего рабочего времени.
1.4 Равновесие на рынке труда
EF-показывает разницу между готовностью домохозаиств работать и готовностью нанимать трудовые ресурсы. Уровень безработицы выраженный этим отрезком называется – “вынужденной безработицей”.
АВ- показывающее на сколько превышает общее количество трудовых ресурсов, количество употребляемое при равновесной зарплате, характеризуется как “добровольно безработные”.
1.5 Почему возникает безработица?
Рассмотрим четыре варианта возникновения безработицы в долгосрочном периоде.
1) Оной из причин не существования полной занятости, является поиск работы требующий определённого времени.
Размеры безработицы могут изменяться от многих обстоятельств. Чем быстрее распространяется информация о вакансиях и ищущих работу, тем быстрее экономика удовлетворяет интересы работников и фирм. Правительственные программы облегчают поиск работы. Одни из них предусматривают открытие специальных агенств, располагающих информацией о новых вакансиях и предоставления её безработным. Другие состоят в организации курсов по переподготовке для занятых в неперспективных отраслях с целью облегчения их перехода на развивающиеся предприятия. Как и у всех программ и инноваций, у этой тоже есть сторонники и противники.
Первые считают, что они способствуют более эффективному функционированию экономики за счёт повышения уровня занятости и уменьшения несправедливости.
Вторые- сомневаются в необходимости государственного вмешательства в процесс поиска работы. Они уверены, что решение проблем по трудоустройству нужно предоставить рынку. Однако в основном поиск работы и так происходит без вмешательства государства.
Ещё одной программой правительства является страхование по безработице, которая направлена на частичную компенсацию материальных потерь работников, связанных с увольнением. Однако, действие этой программы не распространяется на работников, уволившихся по собственному желанию или из-за нарушения трудового кодекса, а также впервые выходящих на рынок труда. Компенсация выплачивается только тем, кто был уволен работодателями.
Эта программа уменьшает экономические последствия увольнения и в тоже самое время ведёт к увеличению безработицы. Так как при выходе на работу выплата пособия прекращается, то безработные не уделяют её поискам необходимого времени.
Срок выплаты пособия не бесконечен и, как правило, равен 6- 12 месяцам. Исследования показывают, что при истекании срока выплаты пособия, вероятность трудоустройства резко возрастает. Но это не означает, что эта программа играет негативную роль. Несмотря ни на что страхование достигает главной цели, обеспечивая рабочим уверенность в получении определённого дохода в случае потери работы.
2) закон о минимальной зарплате
Этот рисунок иллюстрирует результат действия закона о минимальной оплате труда. Если её величина оказывается выше уровня точки равновесия, то предложение рабочей силы растёт, а спрос на неё снижается, в результате чего предложение превышает спрос. Из-за того, что число желающих трудоустроится больше количества имеющихся вакансии, возникает безработица. Сделаем более общий вывод: любое превышение заработной платой равновесного уровня приводит к безработице.
3) Профсоюзы
Профсоюз (union)- организация трудящихся, ведущая переговоры с работодателями по вопросам заработной платы и условий труда.
Профсоюзы занимают важное место в жизни большинства стран Европы; в них состоят около 75% всех трудящихся Швеции и Дании.
Какое преимущество у работников состоящих в тред- юнионах? Во-первых, большинство рабочих обсуждают свою зарплату, пенсионное обеспечение и условие труда непосредственно с работодателями. А работники, объединенные в профсоюзах достигают соглашения об условиях найма в ходе переговоров о заключении коллективного трудового договора.
Во-вторых, во время переговоров профсоюзы требуют для своих членов более высокой зарплаты, лучшего пенсионного обеспечения и лучших условий труда. В том случае, если тред- юниону не удаётся достичь своих целеё, оно может призвать трудящихся к забастовке, то есть к прекращению работы. В следствии забастовки происходит уменьшение выпуска продукции, объёмов продаж и поэтому фирмы вынуждены принять условия тред- юнионов. Экономисты, изучающие деятельность профсоюзов, доказали, что их члены имеют зарплату в среднем на 10- 20% выше, чем у не входящих в профсоюзы рабочие.
У профсоюзов есть ряд преимуществ. Например, они не попадают под действие антимонополистического законодательства. Политики, принявшие антитрестовские законы считали, что работники нуждались в защите против произвола работодателей. Было разработано немало законов, поощряющих создание профсоюзов. Например, Закон Вагнера, принятый в 1935 г., обязывает работодателей не препятствовать созданию тред- юнионов и вести с ними переговоры на честной основе.
Профсоюзы разделили экономистов на два лагеря, те кто- за и те кто- против.
Критики утверждают, что профсоюзы это специфический тип картеля. Когда под нажимом профсоюзов происходит увеличение зарплаты выше уровня сложившегося на рынке труда, то это приводит к росту безработицы и снижению уровней зарплат в других секторах экономики. Защитники же считают, что являются противовесом всесилию работодателей.
Вывод один, как и многие другие организации, профсоюзы могут оказать положительный эффект в одних обстоятельствах и отрицательный в других.
4) Теория эффективной заработной платы
Эффективная заработная плата (efficiency wages)- превышающая равновесный уровень заработная плата, стимулирующая работников к более производительному труду.
Почему работодатели устанавливают высокую зарплату? Существую несколько вариантов теории эффективности заработной платы и каждый из них даёт своё объяснение причин, по которым фирмам выгодно устанавливать высокие зарплаты сотрудникам.
1. Здоровье рабочих
Чем больше денег получает рабочий, тем полноценнее его питание, крепче здоровье и, следовательно, выше производительность труда.
Однако этот вариант теории скорее применим к объяснению поведения фирм в слаборазвитых странах, где недостаточное питание- довольно распространённое явление.
2. Текучесть рабочей силы
Существует много причин, по которым работник может покинуть своё рабочее место. Это переход на новое место, переезд или выход на пенсию. Но факт остаётся фактом, чем больше работники получают, тем реже они уходят с работы. Таким образом, более высокая зарплата позволяет снизить текучесть кадров.
Но почему же компании стремятся к низкой текучести кадров? Ответ прост. Фирмам не выгодно нанимать и обучать новичков, поскольку даже после подготовительных курсов производительность труда у новичков ниже, чем у опытных специалистов.
3. Усердие работников
Многие виды деятельности дают возможность рабочим самим задавать уровень интенсивности. В процессе контроля, менеджеры выявляют наиболее неспособных работников и их, конечно же, увольняют. Однако не всех работников удается “ разоблачить” так, как это связано с высокими издержками и не всегда эффективен. Повышение заработной платы выше равновесного уровня, заставляет работников держаться за своё место и создаёт стимул для повышения эффективности труда.
4. Качество персонала
Последний вариант теории эффективности заработной платы заключается в том, что от величины оплаты труда зависит качество персонала фирмы. Весьма трудно оценить квалификацию нового сотрудника при найме на работу. Поэтому, устанавливая высокие зарплаты, фирмы пытаются привлечь самые подготовленные кадры.
1.6 Безработица молодёжи
Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:
· к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
· снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
· усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.
В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из “безработного” кризиса.
С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, “залатав дыры” в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом.
Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:
· молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;
· наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;
· чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;
· отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;
· отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
· слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.
Естественно, найдется целый ряд подобных причин, оправдывающий высокий процент “не пристроенной” молодежи. Оправдывающий ли? Нет, и еще раз нет.
Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:
1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):
· пересмотреть и доработать законодательную базу;
· откорректировать политику в области трудоустройства;
· найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
· разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.
2. Во -вторых, органы администрации должны активно следить за положением на рынке труда:
· способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
· следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
· формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
· обеспечить тесную взаимосвязь в системе: органы самоуправления - вузы - рынок труда;
· стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).
3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:
· выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - “Планирование профессиональной карьеры”);
· выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
· вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.
Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Как говориться - в единстве наша сила.
2. БЕЗРАБОТИЦА В ГРУЗИИ
Согласно опросам 24 % населения Грузии, считают безработицу наиболее острой проблемой современного общества. По данным государственного департамента статистики, ситуация на рынке труда Грузии является нестабильной, а безработица чрезмерно высокой. Большая часть населения страны, находящаяся в трудоспособном возрасте либо безработные, либо находятся вне рабочей силы. Основная часть работающих находятся в теневом бизнесе и только около 20% рабочих заняты в бюджетных организациях.
Негативным фактом является нежелание безработных регистрироваться на бирже труда, так как новые рабочие места создаются редко и у них нет для этого стимула.
Экономически активное население
( в %)
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Экономически активное население- в целом |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Среди них: |
|||||||
Занятые |
92,4 |
85,5 |
86,2 |
89,7 |
88,9 |
87,4 |
88,5 |
Отсюда: |
|||||||
Нанятые |
33,7 |
36,9 |
36,4 |
33,4 |
31,0 |
30,9 |
30,2 |
Самозанятые |
53,6 |
47,8 |
48,9 |
50,8 |
53,8 |
56,3 |
58,3 |
Уровень безработицы |
7,6 |
14,5 |
13,8 |
10,3 |
11,1 |
12,6 |
11,5 |
Судя по всему, наблюдается тенденция к снижению уровня рабочей силы и увеличению группы “вне рабочей силы”. Подавляющая часть занятых это самозанятые. Число занятых увеличивается за счёт работающих пенсионеров.
Как ни парадоксально, но самый низкий уровень безработных среди… пожилых и пенсионеров, для людей 60- 65 лет чуть более 5%, старше 70 лет- 1,5%. А самый высокий уровень безработных среди молодого населения.
Уровень безработицы по возрастной категории
(Тыс. человек)
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Безработные- в целом |
118,3 |
85,5 |
92,2 |
101,0 |
97,9 |
21,9 |
42,9 |
Среди них по возрасту: |
|||||||
16- 39 |
18,2 |
31,9 |
32,9 |
36,7 |
35,7 |
3,0 |
4,9 |
30- 49 |
86,9 |
33,9 |
39,1 |
40,2 |
39,1 |
12,2 |
3,1 |
50 и старше |
13,1 |
19,7 |
20,2 |
23,7 |
23,1 |
6,7 |
7,0 |
Наиболее высокий уровень безработицы в Тбилиси, а самый низкий- в сельской местности.
Уровень безработицы по регионам
( в %)
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Грузия- в целом |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Среди них: |
|||||
г. Тбилиси |
29,3 |
19,3 |
25,5 |
28,8 |
26,1 |
Аджара |
11,6 |
14,9 |
14,6 |
14,7 |
12,1 |
Самегрело- Земо Сванети |
8,8 |
4,4 |
7,5 |
8,6 |
6,2 |
Гурия |
7,2 |
9,2 |
3,7 |
5,0 |
3,8 |
Имерети |
13,1 |
9,8 |
8,9 |
7,9 |
7,8 |
Шида Картли |
9,0 |
5,7 |
7,4 |
11,4 |
9,3 |
Мцхета- Мтианети |
----------- |
------------- |
----------- |
------------- |
14,8 |
Кахети |
8,2 |
6,7 |
4,1 |
3,9 |
5,8 |
Квемо Картли |
7,2 |
7,6 |
5,4 |
7,7 |
6,9 |
Самцхе- Джавахети |
6,8 |
5,5 |
2,2 |
4,5 |
4,2 |
Низкий уровень безработных в сельской местности объясняется действующим законом, согласно которому, если семья владеет хотя бы одним гектаром земли, то все члены семьи считаются занятыми. Основным источником доходов сельских жителей является их хозяйство, которое обеспечивает лишь минимальный прожиточный уровень. Часть населения мигрирует в город для поиска работы.
Распределение занятых по отраслям
(в %)
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Занятые- в целом |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Отсюда: |
||||||
Сельское хозяйство |
48,4 |
52,1 |
52,1 |
52,7 |
53,8 |
54,9 |
торговля |
9,2 |
8,9 |
10,0 |
9,7 |
11,7 |
10,9 |
образование |
8,3 |
8,0 |
6,5 |
7,4 |
7,1 |
7,5 |
Соц.обеспечение |
6,6 |
6,2 |
6,1 |
5,6 |
5,9 |
5,0 |
Оброб. Пром-ть |
7,0 |
6,4 |
5,9 |
5,4 |
4,6 |
4,9 |
Транспорт,коммуникации |
4,4 |
4,0 |
4,1 |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
здравоохранение |
4,8 |
4,5 |
4,9 |
4,5 |
3,4 |
2,7 |
Соц. И пенсионные услуги |
2,8 |
2,5 |
2,6 |
2,5 |
2,8 |
2,5 |
строительство |
1,5 |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
недвижимость |
2,5 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
1,1 |
1,8 |
Коммунальные услуги |
1,4 |
1,2 |
1,7 |
1,6 |
1,4 |
1,1 |
В Грузии функционирует государственная биржа труда, на которой безработные могут зарегистрироваться и получить пособие по безработице. Пособие выплачивается в течении 6 месяцев и составляет 20 лари.
Одной из главных черт рынка труда в Грузии является долговременная безработица и большое количество разочаровавшихся. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что численность занятых искусственно завышается за счёт работающих пенсионеров и самозанятых. Поэтому, особое значение имеют государственные программы, направленные на возврат “разочаровавшихся” рабочих на рынок труда и в состав рабочей силы.
Широко распространено явление неполной занятости, работа на низкооплачиваемой работе или при вредных условиях. Стабильная работа большая редкость для наших дней, причём как в официальном, так и в теневом бизнесе.
В данный период, принимаются программы совместно с международными организациями, главным приоритетом которых является- сокращение бедности и безработицы через экономический рост и создание новых рабочих мест в стране.
2.1 Зарплата
Согласно данным департамента статистики среднемесячная номинальная зарплата работающего по найму равна 98,4 лари или 45% от минимального прожиточного уровня для семьи из четырёх человек.
43% работают в бюджетных организациях и их средняя зарплата составляет 58,8 лари.
22%- работники государственных организации и предприятий. Их зарплата равна 107,4 ларам. 115 лари получают работники частного сектора (29%). И лишь 2% работают в иностранных предприятиях и их оклад равен сумме в 474,4 лари.
На сегодняшний день предложено четыре прожиточных уровня, в зависимости от черты бедности:
1. Официальная черта бедности (114,5 лари в месяц)
2. исправленная (74,3 лари)
3. рекомендованная (55 лари)
4. альтернативный минимум (52 лари)
Допустим, что эти прожиточные уровни являются продуктовой корзиной работающего мужчины. Она включает в себя необходимые потребительские товары, обладающие различной калорийностью. Так, официальная черта бедности равна 2500 ккал. в день; исправленная- 2200 ккал.; рекомендованная- 2100 ккал. и альтернативный минимум- 1800 ккал. Потребление в размере 1800 ккал. является ниже нормального и приводит к увеличению числа больных.
В Тбилиси 40% населения потребляют меньше чем 1800 ккал., то есть находятся на грани голода.
Ещё одна проблема, это не существование “среднего класса”. К нему относятся люди которым есть что терять. Наличие среднего класса делает экономику более стабильной, а политику- предсказуемой.
В апреле 2002 года был принят указ президента о решении социальных проблем. В частности предусматривалась разработка и внедрение специальных государственных программ занятости и начать реформу пенсионной системы.
Действующая в Грузии пенсионная система подразумевает выдачу помощи в размере 28 лар. Пенсия назначается по возрасту, независимо от стажа и получаемых ранее доходов. Эта система связана с ограниченными доходами государства, размерами теневого бизнеса, неблагоприятной демографической ситуацией.
В Грузии начала осуществляться пенсионная реформа, её особенность в том, что она намеревается увязать пенсию с общей системой социального страхования. В декабре 2002 года для этой цели был создан Единый Государственный Фонд социального страхования, который объединил Государственный Фонд занятости и Государственный Страховой Фонд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После “Революции Роз”, главной проблемой с которой пришлось столкнуться новой администрации, была социально – экономическая ситуация в Грузии. Не смотря на то, что правительство приняло ряд мер для повышения экономического роста, пока нет видимых улучшений в экономике. Если эта тенденция продолжится, то рейтинг правительства сильно понизится.
По данным Международного Исследовательского Центра, президента М. Саакашвили поддерживают более 66% опрошенных и только 5% высказались за лидера Лейбористской партии, Ш. Нателашвили.
Согласно опросу, около 66% не довольны нынешней экономической ситуацией; 34% утверждают, что уровень жизни не улучшился, тогда как 38% считают, что улучшения есть. Более того, 40% говорят, что их личных доходов не хватает на пропитание, и 32%- безработные. 91% с завидной уверенностью объявили, что самой серьёзной проблемой Грузии является безработица.
Безусловно, что экономические реформы остаются главной задачей правительства Грузии. И даже возвращение контроля над Аджарой не поможет нынешнему правительству сохранить лидерство на следующих выборах, если безработица и бедность населения не будут преодолены.
ПЛАН
Введение……………………………………………………… стр. 1
1. Определение «полной занятости»……………………….стр.3
Определение уровня безработицы……………………...стр.5
Закон Оукена………………………………………………стр.5
Рынок труда………………………………………………стр.6
Равновесие на рынке труда…………………………….стр.8
Почему возникает безработица?....................................стр.8
Безработица молодёжи………………………………….стр.12
2. Безработица в Грузии………………………………….стр.15
2.1 Зарплата…………………………………………………стр.18
Заключение…………………………………………….стр.19