Понятие качества и количества в товароведении
ЛЕКЦИЯ 1
( 4 академгодини)
ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ И КОЛИЧЕСТВА ТОВАРОВ
В товароведении
Что бы нам не вбивали в голову, но все мы мечтаем о такой жизни, когда у нас всё будет качественным – и мы будем иметь вкусную пищу и качественное медицинское обслуживание, устраняющее вредное действие этой вкусной пищи на наше здоровье, комфортное жильё и качественное образование для наших детей и в жоме только качественные вещи. Но вот с тем самым понятием качества у нас возникают проблемы. Мало того, что понимание качества у каждого человека отличаются, так они отличаются и в пространстве, и во времени. Это количество всегда была числовым значением величины, что выражает размер объекта в конкретных единицах измерения. Эволюция понятия качества приведена в таблице 1:
Аристотель (IIIв. к н.э) |
Отличие между предметами. Дифференциация по признаку "хороший-плохой" |
||
Гегель (XIXв. н.э.) |
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что что-то перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество |
|
|
Китайская версия |
Иероглиф, что помечает качество, состоит из двух элементов - "равновесие" и "деньги" (качество-равновесие+деньги), следовательно, качество тождественное понятию "высококлассный", "дорогой" |
|
|
Шухарт (в 1931 г.) |
Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики, субъективная сторона: насколько вещь "хорошая" |
|
|
Джуран Дж.М. (в 1974 г.) |
Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям |
|
|
ГОСТ 15467-79 |
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением |
|
|
Международный стандарт ИСО 8402-86 |
Качество-совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые добавляют им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности |
|
|
Получив независимость мы так характеризуем качество согласно с ДСТУ 2925-94: „Качество – это совокупность характеристик товара, что касаются его способности удовлетворять установленные и предусмотренные потребности”.
Качество товара зависит от потребности общества, и если потребность в каком-то виде товара исчезла, то и качество этого товара сводится к нулю.
Качество товара зависит от его физических, химических, биологических свойств, а также от соответствия товара функциональным, эстетичным, эргономичным и другим требованиям покупателей. Поскольку требования покупателей к качеству продукции, постоянно растут, растет и конкурентоспособность товаров на рынке.
Эволюция теоретических представлений о качестве продукции идет в направлении понимания того, что качество продукции - это степень удовлетворения всей совокупности общественных потребностей у этой продукции, связанных с каждым этапом ее жизненного цикла, начиная от стадии зарождения идеи продукта и заканчивая стадией его утилизации.
Понятия, которые характеризуют качество товаров
Качество товара можно охарактеризовать с точки зрения его свойств и параметров качества.
Параметр товара – количественно или качественно характеризует будь какое его свойство, в том числе и такие, за которыми определяется качество товара.
Свойства товара обусловливают удовлетворение определенных потребностей в соответствии с его назначением. Свойства товара можно подразделить на простые и сложные.
Простые свойства - это прочность, стойкость к сносу.
К сложным свойствам можно отнести надежность товаров, которая включает безотказность в работе, долговечность, ремонтоздатнисть.
Не все свойства продукции имеют одинаковую значимость.
Свойства товара могут оказываться при его эксплуатации или потреблении.
Под сроком «эксплуатация товаров» следует понимать затрату ресурсов в процессе их использования, например затрата ресурсов у двигателя, компьютера, стиральной машины и т.д.
Под сроком «потребления товаров» понимается полная затрата этих товаров, например продуктов питания, всевозможных красок, масел и т.д.
Показатели качества товара количественно характеризуют способность этого товара удовлетворять те или другие потребности общества. Показатели качества могут быть единичными и комплексными.
Единичный показатель качества товара относится только к одному из его свойств, например стойкость запаха парфюмерий или какого-нибудь химиката, под качеством бетона иногда имеют в виду только одно, но самое главное из всех его свойств - прочность на сжатие в 28-дневном возрасте, то есть марка бетона. В химической промышленности при производстве полистирола -його относительной вязкость, для многих харчепродуктив – их калорийность...
Комплексный показатель качества товара характеризует несколько его свойств, с точки зрения потребительской стоимости
Интегральный показатель свойства это комплексный показатель качества, который характеризует соотношение полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к расходам на его создание и эксплуатацию или потребление.
Исследования качества продукции с применением трех разных понятий (единичное качество, комплексное качество, интегральное качество) хорошо согласовываются с тремя направлениями в трактовке понятий и сроков "качество продукции". Таким образом, методологический принцип распределения на три вида качества отвечает историческому процессу развития этого понятия.
Можно проследить четкую зависимость: первое, с исторической точки зрения, направление трактовки понятия качество, что отождествляет его с одним каким-то главным свойством, - это главное (единичная) качество.
Второе направление, что рассматривает качество с точки зрения соответствия продукции чертежом, стандартам, техническим условиям и, тем самым, побочно определяющее потребительскую стоимость продукции, - это комплексное качество.
Третьему направлению, что учитывает все свойства продукта труда, отвечает интегральное качество.
В сравнительной оценке качества товара используются базовые показатели, которые характеризуют качество продукции, принятой за эталон. Причем за базовые показатели могут быть приняты показатели качества лучших образцов отечественного или зарубежного производства или показатели перспективных образцов, определенных опытным путем.
Отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара. Однако сопоставление качества товара с потребностями на этот товар не всегда представляется возможным, поскольку потребности общества постоянно растут. Поэтому наиболее правильно оценивать не качество товара как такую, а уровень качества товара.
1.Определение и суть основных сроков
1.Мы уже, в полном соответствии с международными и украинскими стандартами определились с понятием „Качество”
3. Вещь - отдельный материальный предмет, что существует относительно независимо и стойко.
4.Свойство – это объективная особенность(вещи, материала, товара, явления и другое) которая проявляется через взаимодействие с другими(вещами, материалами, явлениями)
5.Количество –числове значения величины, что выражается в конкретных единицах измерения.
6.Единицы измерения количества – комплекты, пары, штуки, единицы массы, единицы объема, единицы длины и площади.
У нас принятая метрическая система измерения, в международной торговле, кроме метрической применяется англо-американская система(дюймы, фунты), а в отдельных случаях и национальные системы измерений.
2.Натуральные свойства товаров
Основой свойств товаров являются натуральные свойства. Натуральные свойства – это присущие вещам и товарам естественные, или приобретенные в процессе производства свойства, что проявляются по законам природы в естественных отношениях и определяются методами наук естествоведов.
2.1.Классификация натуральных свойств.
Натуральные свойства, в зависимости от природы, разделяются на геометрические, физические, химические, физико-химические и биологические.
-до геометрических свойств относятся показатели длины, ширины, высоты, площади, толщины и объем и конфигурация;
-до физических относятся -маса, удельный вес, густота, механические свойства, термические(теплофизични), оптические, электрические, акустические и гидродинамические и аэродинамические свойства ;
-до химических относятся стойкость материалов к кислотам, щелочам, окислителям, обновителям, корозостийкисть, стойкость к действию света и погоды.
-до физико-химических относятся сорбцийнисть, влажность материалов и виробів,вологозв’язуюча та влажно удерживающая способность, наличие свободной и связанной влаги в них, проницаемость к влаге, паре, воздуху и пилопроникливисть;
- биологические свойства отображают стойкость к действиям микроорганизмов, насекомых и грызунов.
- сенсорные(органолептические) свойства – отображают вкус, аромат, внешний вид и вид на разрезе, а также консистенцию.
Потребительские свойства товаров и факторы, которые формируют качество
Потребительскими свойствами называют такие свойства, которые удовлетворяют определенные потребности. Потребительским свойством таких товаров, как зимняя одежда, или теплоизоляционные строительные материалы, утюги есть теплопроводность. К критериям отнесения свойств до потребительских есть наличие прямой зависимости между значением показателя свойств и степенью удовлетворения конкретной потребности. Факторы которые формируют потребительские свойства и качество товаров делят на 3 группы:
1)фактори, которые непосредственно влияют на формирование качества товаров (качество сырья и материалов, конструкция изделия); 2) качество упаковки(качество материалов, и состояние упаковки и тары);
3) факторы, которые обеспечивают сохранение потребительских свойств (за счет условий транспортировки, хранения и эксплуатации товаров). Основные свойства сырья и материалов и их влияние на потребительские свойства готовых изделий. Все сырьевые материалы делятся на:
1) органические и неорганические;
2)природні (углеводы, белки, жиры); 3)штучні - (фаянс, стекло,);
4)синтетичні (полиэтилен, металлокерамика).
Основные свойства материалов делят на:
1) химические
2) физические
3)фізико-хімічні
4)микробіологичні.
Для товаров кроме химических, физических, физико-химических и микробиологических свойств, важными свойствами являются:
5) затратно-ресурснисть;
6) взаимозаменяемость;
7) комплектность;
8) универсальность;
9) трансформуемисть;
10) габарит изделий.
Классификация свойств товаров
Различают следуя группы свойств товара
1) свойства назначения;
2) эргономичные свойства;
3)естетичні свойства;
4)екологічні свойства;
5) беспечность
6)надійність
Это подгруппа свойств и показателей удовлетворяет физиологичные потребности или выполняет вспомогательные функции. Показатели функционального назначения зависят от специфики продукции: 1) показатели совершенства выполнения основной функции; 2) показатели универсальности; 3) показатели выполнения вспомогательных функций. Например: функциональное свойство утюга может быть выражено количеством и качеством выглаженного белья. Таким образом при определении функциональных свойств необходимо установить:
1) основное назначение товара;
2) условие использования по назначению.
Совершенство выполнения основной функции характеризует степень удовлетворения потребности при использовании товаров потребителями. Эффективность выполнения основной функции зависит от эксплуатационно-технических характеристик изделия. Совершенство вспомогательных функций характеризует особенности функционирования на всех этапах производства. Совершенство вспомогательных функций существенно влияет на выполнение основной функции. Совершенство выполнения вспомогательных функций определяет расходы времени потребителя на выполнение вспомогательных операций. Универсальность функционального назначения характеризует возможность выполнения товаром дополнительных функций, полезных для потребителя. Например: для многих пищевых продуктов универсальность выражается в том, что они есть одновременно и лечебно-профилактическими средствами. Функциональные свойства, а это означает и назначение в целом, могут изменяться в процессе транспортировки, потребления, эксплуатации.
Основные функциональные свойства пищевых товаров(продуктов).
Основное функциональное свойство продовольственных товаров – это пищевая ценность. Пищевая ценность – это комплексное свойство. Составными элементами пищевой ценности есть:
1) биологическая ценность;
2)фізіологічна ценность;
3) энергетическая ценность.
Биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически-активных веществ (витамины, макро и микроэлементы, незаменимые аминокислоты, поле ненасыщенные жирные кислоты и балластные вещества. По химическому составу и физиологичному назначению вещества, что входят в состав продовольственных товаров делят на 3 группы:
1) энергетические (жиры и углеводы);
2)пластичні (вода, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества); 3) обменно-функциональные (витамины, азотные соединения, ферменты и экстрактные вещества).
Физическими свойствами продовольственных товаров являются: форма, размер, масса, прочность, вязкость, упругость, цвет, эластичность, прозрачность. Физиологичная ценность определяется способностью продуктов влиять на нервную, сердечно сосудистую, пищеварительную, иммунную систему человека. Энергетическая ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, углеводов, белков и их усвояемостью. Измеряется в джоулях и калориях. Существует методика расчета теоретической и практической энергетической ценности. Для этого необходимо знать энергетическую ценность: 1 грамм белка, жира, углевода и их усвояемость.
Усвояемость характеризуется показателем(коэффициент усвоения 0,7-0,9), который определяет степень использования организмом продукта в целом, или отдельных его составляющих.
Доброкачественность продукта – определяется по органолептическим и химическим показни(цвет, вкус, запах, консистенция, визначенний химический состав, отсутствие посторонних доме шкив, особенно вредных для организма веществ – солив тяжелых металлов, ядов, канцерогенных веществ, или таких, что возникают в продукте в следствие порчи, разложения и развития микрофлоры.
Влияние на пищевую ценность сенсорных свойств обусловлено влиянием на органы чувств человека, возбуждением или подавлением секретно-проворной деятельности пищеварительного аппарата и зависит от традиционных вкусов.
При определении биологической ценности белков используют химические и биологические методы. Химические методы опираются на сравнении аминокислотного состава исследуемого продукта с так называемыми идеальными шкалами аминокислот, которые отвечают полностью сбалансированному по аминокислотному составу мнимому белку. На этом сравнении основанный метод аминокислотного скорую(счета) .Для расчету Скорую ФАО/ ВОЗ предложенное следующее содержание в идеальном белке аминокислот в г на 1 кг белку: Изолейцин -40;Лейцин-70; Лизин-55, Метіонін+цистин -35;Фенілаланін +тирозин-60; Треонин-40;Т Триптофан-10; Валин -50.
Таким образом, расчет аминокислотного скорую сводится к разрахунку проценту каждой из вишеприведених аминокислот в дослиджуемому белке по отношении их к выше приведенному содержанию в идеальном белке по формуле:
АКх= -Мг АКх в 1г дослуджуемого белке
Мг АКх в 1 г идеального белку.
Аминокислотой, что определяет биологическую ценность белку, считается и, скор которую имеет минимальную величину. В качестве идеального принято считать белок куриного яйца.
Биологические методы определения ценности белковых компонентов продуктов основаны на исследовании влияния одного и того же количества исследуемых и стандартных белков на развитие молодых животных. Для характеристики биологической ценности белков используют коэффициент эффективности белку(КЕБ), который показывает прибавку массы крысы на грамм съеденного белку и коэффициент использования белка (КВБ) -засвоюванисть организмом белка, что поступил с пищей .
Для определения пищевой ценности продуктов служит интегральный скор – определение соответствия каждого из наиболее важных компонентов пищевых продуктов по формуле сбалансированного питания:
Белки : жиры :вуглеводи = (25-30%) : (10-15%) : (55-60%)
Групповые эргономичные свойства и показатели
Для того, чтобы оценить удобства пользования товаров необходимо определить степень соответствия формы, массы, размеров и других свойств товаров эргономичным (антропометрические, психофизиологические, психические) свойствам человека . Таким образом,зручність пользование - это комплексное свойство,
которая определяет способность товара реализовать свое назначение; Ее можно разделить на следуя подгруппы:
антропометрические свойства товара,
психофизиологические свойства товара,
психологические свойства товара.
Таким образом, удобство пользования учитывает удобства подготовки товара к эксплуатации (установка, подключение, открытие, загрузка), учитывается удобство функционирования товара (содержание, регуляция, перевозка, удобство присмотра).
Антропометрия – это метод, который заключается в разных измерениях человеческого тела. Антропометрические свойства товара – это способность товаров отвечать в наибольшей степени размерным характеристикам потребителя. Единичными свойствами для антропометрического свойства являются: размер, форма, конструкция. Наибольшее значение антропометрического свойства имеют при оценке качества непродовольственных товаров. Психофизиологические свойства товара характеризуют соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека. Выделяют 5 видов ощущений:
1) прикосновение – это кожное ощущение, ощущение возникающее при прямом контакте с предметами внешнего мира;
2) вкус – это химическое ощущение;
3)нюх - это химическое ощущение;
4) слух – это способность воспринимать звуковые волны;
5) зрение – обусловлено восприятием световых волн. Психофизиологические свойства товаров всегда являются решающими при определении качества новых продуктов питания и некоторых непродовольственных товаров. Все богатство субъективных ощущений товаров формируется из 4 типов вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький); 7 первичных запахов (камфорный, мускусный, цветочный, ментоловый, эфирный, острый, гнилостный); Основные цвета - три цвета(синий, красный, зеленый), при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальное цветов. Ни один основной цвет не может быть получен смешением остальных двух основных цветов. Число возможных наборов основных цветов бесконечно
. Таким образом восприятие свойств товаров органами чувств является физиологичным процессом, который во многом зависит от индивидуальных особенностей организма. Психологические свойства товаров – это способность товаров отвечать психике потребителя (восприятию, мышлению, памяти) .Психологічні требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости тембра звучания, яркости изображения. Психологические свойства товаров отвечают традиционным и новосформованим навыкам человека, а также возможностям восприятия и переработки информации. Эти свойства характерны для продовольственных и непродовольственных товаров. (выполнение и стабильность товарного вида).
Гигиенические свойства – это такие свойства товаров, которые влияют на организм и работоспособность человека. Определяются условиями эксплуатации изделия (шум, вибрация, газовый состав, естественный материал). Для оценки гигиенических свойств используют следуя показатели: гигроскопическая, паро- и пило- емкость, влажность, уровень шума, вибрация.
Эстетичные свойства.
Информационная выразительность товара включает художественно образную выразительность, оригинальность формы и соответствие стиля и моде. Рациональность формы – это соответствие формы объективным условиям производства и потребления товаров. Рациональность формы учитывает функционально – конструктивную необходимость и соответствие формы эргономичным требованиям. Целостность композиции можно определить как гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элемента формы. Элементы должны взаимно подчиняться основному признаку. Следует избегать осложнения композиционной структуры. Должно быть совершенство производственного выполнения и стабильность товарного вида . Необходимо соблюдать чистоту выполнения контуров и соединений отдельных элементов, необходимо соблюдать качество покрытий, обработки поверхности, должно быть качественное и четкое выполнение фирменных знаков, а также сопроводительной и информационной документации.
Экологические свойства товара.
Экологические свойства товара - это свойства товара, в его действии на окружающую среду в процессе жизненного цикла товара. Одним из главных критериев выбора на рынке потребительских товаров в настоящее время становится не цена, а беспечность продукции для человека и окружающей среды. Показателями экологических свойств могут служить:
1)гранично допустимая концентрация (ГДК) рчевин из которых изготовленный данный товар,
2) ГДК продуктов разложения товара,
3) предельно допустимый уровень (ГДР) вибрации, радиации, шума.
Виды экологических свойств:
1) свойства, которые оказываются в процессе потребления, хранения и эксплуатации;
2) свойства, которые проявляются в процессе утилизации.
Факторы формирующие эти свойства:
1) сырье,
2) технология производства,
3) возможность переработки или утилизации.
Факторы, которые сохраняют экологические свойства:
1) условие транспортировки,
2) условие эксплуатации или потребления,
3) условие утилизации.
Общие сведения о беспечности товаров.
Безопасность – это состояние, при котором риск вреда или убытка ограничен допустимым уровнем. Безопасность товаров –це отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров. Опасная продукция подлежит уничтожению. Продукция, что потеряла некоторые потребительские свойства относится к условно пригодной и может быть и использованная для переработки или возобновления свойств. В стандартах определяются обязательные требования, которые обеспечивают безопасность товаров. Безопасность является обязательным условием для утверждения продукции к производству. При этом следует учитывать: даже если на товар есть сертификат, он не гарантирует его полную безопасность. Безопасность товара тесно связана с фальсификацией товара.
Виды и показатели беспечности товаров.
В зависимости от природы действий, которые влияют на беспечность товаров различают следуя ее виды:
1) химическая беспечность,
2) механическая,
3) биологическая,
4) радиационная,
5) электрическая,
6)електромагнітна,
7) термическая,
8) пожарная,
9) взрывоопасность, 10) беспечность излучения,
11) беспечность от шума и вибраций.
Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики продукции и условий ее использования. Показатели беспечности характеризуют особенности товаров, которые обеспечивают беспечность потребления или эксплуатации. Химическая беспечность означает, что продукция не выделяет токсичные вещества опасные для потребителя и его имущества. Вещества, которые влияют на потребителя и его имущество подразделяют на группы:
1) токсичные элементы –це либо сами металлы, либо соли тяжелых металлов(мышьяк, ртуть, свинец, железо и т.д.) эти элементы учитываются при сертификации всех пищевых продуктов, когда подтверждается соответствие их показателям безопасности (предельно допустимая концентрация),
2) микро токсины,
3) нитраты (NOз) и нитрити (NO2),
4) пестициды – содержание нормируется для продтоваров,
5) антибиотики,
6) гормональные препараты,
7) высшие спирты и альдегиды (для виноград изделий),
8) сложные эфиры,
9) мономеры,
10)заборонені пищевые добавки,
11) запрещенные красители,
12) запрещенные полимерные материалы.
Эти элементы учитываются при сертификации. Часто на организм человека действуют комбинированные токсичные вещества. В таких случаях происходит синергизм (одно вещество действует, другая усиливает действие), аддетивность (действие, что подытоживает), антагонизм (одно вещество ослабляет действие другой). Токсичные вещества могут быть однонаправленного и разнонаправленного действия (вещества действуют на разные органы человека).
Механическая безопасность означает степень защиты потребителя и его имущества от разных механических действий. Виды механических действий: удары, трения, проколы, деформация и др. Показатели механической безопасности устанавливаются, в основном, для непродовольственных товаров.
Биологическая безопасность – это отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при разного рода биоповреждениях товаров (разные микроорганизмы, продукты жизнедеятельности микро- и макро- организмив.) Микробиологическая порча чаще всего характерные для пищевых продуктов, однако в последнее время известные достаточно частые зипсування непродовольственных товаров (металлических изделий, древесины, тканей, кожи и т.д.) Насекомого повреждают пищевые продукты: мукоед, клещи, мухи и т.д.
Радиационная беспечность – отсутствующий недопустимый риск, который мог бы нанесенный радиоактивными элементами. Радиоактивная беспечность – это степень защиты потребителя и его имущества от радиоактивных элементов. Показатели: ГДК радиоактивных изотопов. Пример: для пищевых продуктов это изотопы кобальта, цезия, стронция, а также радионуклидов. Из непродовольственных товаров радиационно опасные: строительные материалы. Также опасными могут быть минеральные удобрения, ювелирные товары.
Электрическая и электромагнитная беспечность – это отсутствие риска, который может быть нанесен электрическими и электромагнитными полями.
Степень действия на организм человека зависит от вида и марки электротоваров, длительности работы, соблюдения правил эксплуатации. Наиболее опасными есть: СВЧ-печи, цветные телевизоры, сотовые телефоны, компьютеры. В стандартах на эту группу товаров обязательно нормируются допустимые истоки электроэнергии и другие показатели, что влияют на електро- и электромагнитную беспечность . Источником электростатических зарядов является:
1)діелектрики ( материалы, не проводят электрический ток) - керамика, стекло, резина.
2) органические соединения (высокомолекулярные соединения – твердые и жидкие углеводы, нефтепродукты).
Наличие электростатического заряда может быть источником пожаров и взрывов. Для уменьшения электростатического заряда рекомендуется использовать антистатику, заземления и зануления, замещать горючие среды негорючими средами, повышать влажность воздуха в помещении. Электромагнитные поля действуют на весь организм человека. Методы защиты от электромагнитного поля:
1) защита временами (реже пользоваться мобилками, микроволновкой, компьютером),
2) защита расстоянием,
3)зниження интенсивность,
4) экранирование.
Термическая беспечность характеризует степень защиты потребителя от действия высоких температур при эксплуатации или потреблении товаров. Термической беспечностью должны владеть нагревательные приборы (утюги, чайники).
Пожарная беспечность – степень защиты потребителя и его имущества от опасности вспышки товаров при их эксплуатации, хранении или транспортировка. Особенно актуальная пожарная беспечность для строительных материалов, изделий из дерева, бумаги; из пищевых продуктов –рослинне масло, животные жиры.
Беспечность от шума и вибрации – шум и вибрация очень плохо влияют на здоровье человека. Это свойство существенно для следующих товаров: холодильники, пылесосы, стиральные машины, электрические кухонные приборы, 32. Безопасность пищевых продуктов (БХП). БХП и их пищевая ценность взаимосвязанные, поскольку они зависят от химического состава сырья и продуктов. БХП – это отсутствие токсичного канцерогенного, мутагенного или другого опасного влияния продуктов на организм человека при потреблении их в общепринятом количестве. Потребление недоброкачественной продукции приводит к пищевым отравлениям. Наибольшую опасность токсичного действия представляют токсичные элементы, микотоксины, пестициды, нитраты и нитрити. Микотоксины – это продукты метаболизма плисньових грибов. Пестициды – это химические вещества для защиты растений от сорняков, вредителей и болезней. Нитраты при потреблении в желудочно-кишечном тракте возобновляются к нитриту, нитрит токсично действует на кроветворную систему. Источники нитратов – ранние овощи, колбасы и ветчины, водогонная вода.
Канцерогены вещества, которые при длительном действии вызывают раковые заболевания. Канцерогенным действием владеют поле циклические, ароматические углеводороды, тяжелые металлы, радиоактивные вещества, микотоксины. Мутагены вызывают генетические изменения в организме. К мутагенам относятся: радиоактивные изотопы, некоторые сильные химические вещества. Многие токсичные вещества владеют тератогенным действием, то есть вызывают аномалии в развитии плода.
Надежность –це свойства изделия хранить во времени в установленных границах значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять необходимые функции в заданных режимах и условиях применения.
2.Ремонтопридатність – свойство изделия к предупреждению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Показатели ремонтопридатности: - достоверность возобновления за определенное время, среднее время возобновление, трудоемкость.
3. Зберигаемисть – это способность товара хранить свое качество при хранении и транспортировке в ходу установленного срока и после него. Хранение начинается с момента выпуска и завершается утилизацией. Зберигаемисть обусловленная структурой, хим. составом, свойствами веществ, которые входят в состав, наличие защиты от неблагоприятных внешних действий, от условий и срока хранения. Показатели зберигаемости: срок календарной длительности хранения и температура хранения и транспортировки изделия, потери в %, выход товарной продукции. На зберигаемисть товаров влияют условия транспортировки и условия хранения, а именно – температура и относительная влажность при транспортировке и хранении;дія открытого солнечного луча та светлая, товарное соседство, защита от повреждений молью и грызунами, правила заключения. Условия транспортировки зависят от состояния товара, его транспортабельности и срока перевозки. 4.Долговечность – способность товара выполнять заданные функции в течение длительного времени к предельному состоянию. Таким образом долговечность будет определять фактическую длительность функционирования товаров. Срок службы это календарная длительность эксплуатации изделий от ее начала и после ремонта к наступлению предельного состояния. Измеряют срок службы в часах, днях, месяцах, годах.
Ресурс – это предельная возможность безотказной эксплуатации товара, что зафиксирована в гарантийных документах на него.
Ремонтопридатнисть - это свойство товара, которое дает возможность потребителю продолжить срок его эксплуатации за счет ремонтов. Показателями ремонтопридатности являются :
1.Вероятность возобновления за определенное время
2.Средний срок ремонта( срок гарантийного и текущего ремонта, срочного ремонта, ремонта дома)
3.Трудоемкость ремонта.
1.ФАКТОРИ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА КАЧЕСТВО ТОВАРА
Мы все понимаем, что из некачественного сырья и материалов получить качественную продукцию очень тяжело. Поэтому фактор влияния сырья на качество готовой продукции является одним из наиболее значимых. Хоть могу сказать, что нам на Раменскому предприятии Кремлевского райпотребсоюза приходилось делать шинковые консервы из обычной свинины от свиней белая крупная, которые были качественнее, чем сделанные по технологии Круппа(сейчас так делают на Винницком мясокомбинате) из наилучшей в мире Ново-зеландской свинины. То есть вторым важнейшим фактором является человеческий фактор – качество готового продукта зависит и от качества профессиональности производителя. К сожалению, зависит она и от конструкции изделия. Ведь поза часто наши проектанты конструируют изделия не поинтересовавшись, есть ли возможность на производстве выполнить все их требования.
Мы вынуждены Вас учить потому, что будь какое нарушение технологического процесса ведет к потере качества. Мне же очень часто на производстве приходилось сознательно нарушать технологические параметры из-за форс-мажорных обстоятельств – у нас вечно то свет выбивает, то водоснабжение прекращается. Поэтому нужно знать, как клином выбить клин и сознательным нарушением технологии исправить это вынужденное нарушение технического режима.
Но кроме этих факторов есть еще и моральный фактор. Если директор завода, или президент фирмы получает в месяц десятки тысяч долларов, а рабочий, который непосредственно делает продукцию получает 600-800 гривен, то неужели же вы думаете, что продукция этой фирмы будет качественной? Это и есть одна из главных причин резкого ухудшения уровня качества украинской продукции. Для борьбы с некачественными товарами существуют санкции за выпуск недоброкачественной продукции. В те времена, когда я работал в Госстандарте, это было запрещение на реализацию партии продукции, в которой выявлена нехватка и на запрещение предприятию реализовать продукцию до той поры, пока соответствующая лаборатория Госстандарта не подтвердит, что недостатки устранены и качество продукции отвечает стандартам.
Но вот мы выпустили качественную продукцию. И решили, что на этом наше дело закончено. Но качество это соответствие товара требованиям потребителя. А товар мы выбираем глазами. Если он некрасиво упакован, имеет бледную и непривлекательную этикетку, мы его вряд ли продадим. Кроме того, тара должна быть удобной, для размещения в транспортных средствах и на составах. Когда-то повар
Людовика 15 Аппер изобрел консервы. Но делал он их в круглых стеклянных колбах с запаянным горлом. Ясно, что транспортировать их было невозможно. Когда же стали применять для этого металлические банки – консервы пошли в мир. Следовательно тара должна оберегать качество товара при его транспортировке и сохранении, а кроме того быть удобной для размещения и транспортировки товаров.
Важное значение имеют и условия транспортировки. Все мы были свидетелями фосфорной трагедии в Ожидови. А произошла она из-за нарушения условий транспортировки. Ежегодно страна теряет сотни тысяч гривен из-за боя стеклотары с напитками, из-за неправильного размещения товаров в вагонах, когда легкие товары почему-то размещают под тяжелыми, или плохо закрепляют негабаритные товары.
Теряется качество и при сохранении в неподобающих условиях. Вон купите газету вечером, если она весь день лежала на ятци под солнцем. Ее даже в руки будет взять гадко – выцвела и стала ломкой. Шинковые консервы, вернее пресерви портятся, когда их хранят в обычном составе, а не холодильниках. Портятся парфюмерии и моющие средства, которые ставят под воздействием света и высоких, или наоборот минусовых температур.То есть каждый товар должен храниться при назначенных ему режимах.!
Обеспечение качества продукции.
В обеспечении высокого качества продукции можно выделить 4 стадии, что перекрываются и продолжаются :
- контроль;
- управление качеством;
- постоянное повышение качества;
- планирование качества,
Они развивались под воздействием противоречия между внутренними и внешними целями производителя : обеспечение качества и реализации продукции (внешняя цель), что выпускается, и повышения эффективности и прибыльности производства (внутренняя цель).
Концепция качества 1: соответствие стандарта
Відповідність стандарту |
Соответствие стандарта оценивает или удовлетворяет нормам продукта, изготовленному так, как описано в руководстве. Другими словами, соответствие стандарта определяет качество как продукт, который действует в соответствии с намерениями изготовителей. Определение того, удовлетворяет продукт или нет? Для того, чтобы достичь соответствия стандарта, руководители и инженеры определяют каждую задачу производства, записывают эти задачи как стандартную практику в руководство и определяют методы проверки для того, чтобы обеспечить соблюдение стандартной практики.
Когда понятие "соответствие стандарта" рассматривается из позиций современности, а не в плане исторической перспективы, то оно, используемое в одиночку как определение качества, имеет два недостатка.
Первый - представление о том, что качества можно достичь путем инспекции (проверки). Согласно соответствия стандарта вы убеждаетесь в качестве, проверяя продукцию производственного процесса и отбрасывая изделия с дефектами или низким качеством. Однако в действительности этот процесс часто приводит к столкновению интересов между теми, кто создает продукт и теми, кто его проверяет.
Вторым недостатком соответствия стандарта является его пренебрежение потребностям рынка. Создание производственных стандартов и проверка, что находится в зависимости от этих стандартов, ориентирует людей быстрее на продукт и выполняет ли он то, для чего был разработан, чем на потребности заказчиков и удовлетворяет ли этот продукт эти потребности
Концепция качества 2: соответствие применению
SHAPE
* MERGEFORMAT Відповідність стандарту Відповідність застосуванню
Соответствие применению является средством гарантировать удовлетворение потребностей рынка. Может ли продукт использоваться так, как этого хотят потребители? Например, инструментальная компания производит отвертки для шурупов определенного размера. Скольким из нас действительно нужно иметь инструмент для откручивания шурупов которых бы то ни было размеров и скольким из нас нужно открыть банку с краской?Не просто предусмотреть разные потребности рынка, как это иллюстрирует следующий забавный пример из Японии.
Ведущая компания по производстве электрических бытовых приборов выпустила новую стиральную машину. Однако, поступили многие жалобы на нее от покупателей, которые живут в сельской местности. Компания послала своих инженеров на место, чтобы выяснить в чем там дело. Они узнали, что фермеры применяли машины для того, чтобы смывать грязь из картофеля. Хотя такое применение не было запрещено инструкцией по использованию, машины не были предназначены для такой интенсивной нагрузки и поэтому часто выходили из строя. Когда производитель узнал для чего, в действительности, покупатели использовали машину, ее перепроектировали так, чтобы она выдерживала промывку картофеля и машины вернулись к нормальной надежности. Соответствие применению направлено на реальные потребности или желания покупателя, а не простая на стандарты, установленные производителем.
Так же как и в случае с соответствием стандарта, соответствие применению достигается проверкой. Таким образом, возникает в некоторой степени конфликт между контролерамии рабочими. Кроме того, если компания хочет, чтобы изделия, что выпускаются ею, имели высокое "соответствие применению", тога контролеры должны строго выбраковывать те изделия, которые отклоняются от стандарта, что увеличивает отходы, следовательно здорожуе продукцию.
Концепция качества 3: соответствие стоимости
SHAPE * MERGEFORMAT
Відповідність стандарту |
Відповідність вартості |
Відповідність застосуванню |
Соответствие стоимости означает высокое качество и низкую цену. Эти два требования являются самыми универсальными фактически для всех покупателей, продуктов и услуг. Чтобы добиться снижения стоимости, храня при этом высокое качество, вы должны уменьшить изменчивость производственного процесса так, чтобы все выпущенные изделия уже находились в пределах проверки и они нужны бы выбраковывать
Мы пытаемся найти 100% качество не выбраковывая. Это требует в ответ реакции и исправлений на каждом этапе, а не только в конце производственного процесса. Чтобы достичь этого уровня качества вы должны полностью изменить систему производства. Рабочий фокус должен сместиться из контроля выпуска продукции через проверку на контроль самого процесса (рис. 1
|
Рис. 1-3. В ответ реакция на каждом этапе производства
Современными методами для выполнения этого сдвига являются следующие:
- применение статистического управления качеством (SQC);
- контроль процесса в дополнении к выпуску продукции;
- обеспечение в ответ реакции на каждом этапе, с помощью которой каждый рабочий конвеера замечает работу его или ее предшественника и может удостовериться в том, что ошибки немедленно же исправляются;
- привлечение рабочего конвеера к участию в разработке и улучшении производственного процесса, чтобы непрерывно делать его надежнее
Однако, слабое место остается. Компании, которые достигли качественного уровня соответствия стоимости производят очень надежные, функциональные продукты по низкой цене. Но конкуренты могут создать такие же надежные и недорогие продукты. Страны, которые недавно вступили на индустриальный путь развития, могут скопировать их опыт соответствия стандарта и соответствия применению, а также использовать более дешевую рабочую силу, что снижает стоимость товара.
Концепция качества 4: соответствие скрытым потребностям
SHAPE
* MERGEFORMAT Відповідність стандарту Відповідність вартості Відповідність застосуванню Відповідність прихованим потребам
Соответствие скрытым потребностям означает удовлетворение потребностей потребителя прежде, чем он осознает эти потребности. Если компания сможет найти скрытые потребности рынка, то она на время сможет занять возглавляющее положение. Компания сможет установить высшую цену, что принесет бесспорную выгоду.
Один из самых известных примеров скрытых потребностей состоялся с фотоаппаратом Polaroid. В 1944 году находясь в отпуске в Санта-Фе, Нью-Мехико, Эдвин Ленд сфотографировал свою маленькую дочь. Она спросила его, почему ей приходится ожидать, чтобы увидеть фотографию. Гуляя в одиночку по Санта-Фе, Ленд решил загадку, что содержится в ее вопросе, мысленно представляя большую часть требований, которые предъявляются к фотоаппарату, пленки и физической химии, что привело до того, что сейчас называется мгновенной фотографией.Наручные часы дают пример всех четырех уровней понятия качества:
- часы должны точно показывать время, чтобы ими можно было пользоваться. Высокоточные хронометры 18 и19 веков были сделаны из дорогих деталей и их тщательным образом проверяли. Их стоимость была высокой, но они удовлетворяли второму стандарту качества. Классические механические швейцарские часы 20 века продолжают эту традицию;
- часы с электроникой как дешевые, так и точные, удовлетворяющие стандарту соответствия стоимости. Многие компании во многих странах производят такие часы. Сейчас можно купить часы стоимостью около 10 $ и они являются точными, чем самые хорошие механические часы доелектронной эры, но конкуренция очень жестка.
Швейцарская компания Swatch ввела на рынок часов моду и индивидуальность. Удовлетворение этих скрытых потребностей позволило компании приглашать большую цену и извлекать большую выгоду, чем из часов широкого потребления.
Недостатки могут оставаться даже в компаниях, которые систематически удовлетворяют скрытым потребностям их покупателей. Эти недостатки возникают через переменную скорость и целесообразность усовершенствования и изменений. Многие компании выпадают из бизнеса просто потому, что они не способны вводить усовершенствования так быстро, как их конкуренты.
Все эти способы повышения качества да и другие проблемы качества изучает наука квалитология.
Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом составляющие :
Теория качества, предметом которой является исследование природы качества, изучения экономических, социальных, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения. Современная теория качества основана на принципах Тотального Управления Качеством (TQM). Суть этой теории заключается в следующем: необходимо организовать производство так, чтобы получение качественной продукции стало неизбежностью. Или говоря простым языком, необходимо навести на предприятии порядок во всем, что имеет отношение к качеству продукции. И тогда качество продукции будет естественным результатом установленного порядка
Теория управления качеством – это область науки, что занимается разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.Основные принципы теории управления качеством:
- Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходимая каждой организации и каждому предприятию, что функционирует в условиях конкурентного рынка.
- Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
- Привлечение работников. Это одно из ключевых положение TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть привлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы в каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
- Процесний подход. И его 5 принципов:
- Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управления рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, что имеет вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей". Реализация этих принципов изменяет подходы, которые сложились, к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единственные процессы обслуживаются организационно обособленными подразделами, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
- Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать границы улучшения недопустимо, именно улучшение должно быть системой и составной частью системы упарвления.
- Принятие решений, основанных на фактах. Реализация принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решение на их основ. Наиболее распостраненними сейчас есть статистические методы контроля, анализа и регуляции.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простых случаях очевидная, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам
- Квалиметрия – отрасль науки, которая изучает и реализует методы количественной оценки качества.
Метрология – отрасль науки, изучающая и реализуюча методы измерения качества.
.Метрологія – наука об измерении, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуется, точности.
Теоретическая метрология занимается вопросами фундаментальных исследований, созданием системы единиц измерений, физических постоянных, разработкой новых методов измерения.
Прикладная (практическая) метрология занимается вопросами практического применения в разных сферах деятельности результатов теоретических исследований в рамках метрологии.
Законодательная метрология включает совокупность взаимообусловленных правил и норм, направленных на обеспечение единства измерений, которые возводятся в ранг правовых положений (уполномоченными на то органами государственной власти), имеют обязательную силу и находятся под контролем государства.
Объектами метрологии являются единицы величин, средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений.
Традиционным объектом метрологии являются физические величины. Кроме физических величин в последнее десятилетие в прикладной метрологии начали использоваться нефизические величины. Это связано с применением термина "измерения" в новых для метрологии сферах – экономике, медицине, информатике, управлении качеством и др.
Измерение – совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства, что хранит единицу величины, позволяющая сопоставить измеряемую величину с ее единицей и получить значение величины. Это значение называют результатом измерений.
Например, прикладывая линейку с распределениями к какой-либо детали, сравнивают ее с единицей, что хранится линейкой, и, произведши отсчет, получают значение величин (длины, высоты и других параметров детали).
Погрешность измерений – отклонение результата измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины.
Средство измерении – техническое устройство, предназначенное для измерений.
Эталон единицы величины – средство измерения, предназначенное для воссоздания и хранения единицы величины с целью передачи ее средствам измерений данной величины
Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной достоверностью .
· Стандартизация -це установления и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения общей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использование) и требований безопасности. Она ґрунтуеться на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта, определяет основу не только настоящее, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.Другими словами, стандартизация — это выбор технически и экономически оптимальных решений для повторяемых случаев (изделий, процессов, методов и т.п.) во всех отраслях народного хозяйства, предоставление им формы закона и осуществления на практике. Стандарт — это нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ и т.п.), так и на нормы, правила, требования к эффектам организационно-методического и загальнотехничного характеру.
Стандарты устанавливают границу качества продукции, ниже которой она считается некондиционной, дифференцируют продукцию по качеству на определенные категории, классы, сорта, содержат определенную совокупность показателей качества сырья для потребляющих сельскохозяйственную продукцию отраслей, машин, оборудования, удобрений, материалов для сельского хозяйства, требуют единственных процессов и режимов для получения стандартной продукции высокого качества независимо от места ее производства. Нормативно-техническими документами из стандартизации являются также технические условия, которые устанавливают комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции.
В зависимости от назначения и содержания продукции используют следующие виды стандартов:
- стандарты загальнотехнични, которые устанавливают научно-технические сроки, условные отметки, единицы измерения, системы допусков и посадок, правила выполнения чертежей и другой технической документации.
- Стандарты полной технической характеристики продукции – с указанием типов, марок, основных параметров, размеров, технических показателей, методов отбора образцов, порядка испытаний, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.
- Стандарты на маркировку, упаковки, транспортировки и хранения, которые содержат правила маркировки, требования к упаковке, транспортировки и хранения продукции.
- Стандарты на методы испытаний продукции и средства контроля качества
- Стандарты технических требований к продукции, которые определяют показатели, которые должны охарактеризовать ее с точки зрения качества, в том числе надежность в эксплуатации и внешний вид.
- Стандарты параметров, размеров изделий и их элементов, которые устанавливают наиболее рациональные типы, виды, марки, ассортимент продукции с осуществлением максимальной унификации.
Основные задачи стандартизации следующие:
· установления требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации, ее характеристик, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для изготовления продукции с высокими показателями качества и эффективной эксплуатации;
· определения единственной системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и экзаменов, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения и условий их эксплуатации изделий;
· установления норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества, исключения нерационального многообразия видов, марок и типорозмирив;
· развитие унификации промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
· обеспечения единства и достоверности изменений в стране, создания и усовершенствования государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;
· установление единственных систем документации, в том числе унифицированных, которые используются в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодировки технико-экономической информации, а также разработка стандартов на виды носителей информации, форм и систем организации производства, технических средств научной организации труда;
· установления единственных сроков и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства;
· создание системы стандартов безопасности труда;
· формирование систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
· создание благоприятных условий для усовершенствования внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
КВАЛИМЕТРИЯ
Квалиметрия как наука выступает в виде взаимоувязанной системы теорий, которые различаются степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся :
- Общая квалиметрия.
- Специальная квалиметрия.
- Прикладная квалиметрия.
Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы : системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметричного шкалювання (в частности ранжирования, весомости).
В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, достоверность – статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрична таксономия(Таксономия - (от греческого taxis - строй, порядок, расположение по порядку), теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности... В 60-70-х гг. XX в. возникла тенденция определять таксономию как раздел систематики, как учение о системе таксономичних категорий, которые помечают соподчиненные группы объектов – таксони), теория классификаций и систематизации сложно – ориентированных объектов, которые имеют привычное иерархическое строение.
Прикладная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.
Структурная, динамическая определенность и целостность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей употребимых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в наглядной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и прикладной квалиметрии отображают динамику общего особенного и единичного.
За последние несколько лет в области оценки качества выполненная большая работа:
сформулированный предмет науки о качестве продукции, вышел государственный
стандарт на основные сроки в области качества продукции, подготовлено
несколько терминологических стандартов по качеству, разработанные «Методические
указания по определению уровня качества промышленной продукции серийного
производства», опубликованное множество пола по оценке качества конкретных видов
продукции и т.д.
Сфера применения квалиметрии
Сначала квалиметрия определялась как наука об измерении и оценке качества продукции. И это было вполне естественно, потому что проблема качества продукции – одна из важнейших проблем.
Во второй половине XX в. основные научные категории, которые относятся не только
техническим, но н к естественным и даже гуманитарным наукам, все в большей степени начинают поддаваться сначала формализации, а затем - и количественному выражению (квантификации). В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в разные сферы человеческой деятельности. В настоящее время затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, которые не являются продуктами труда, или оценки качества протекания разных процессов. Таким образом, - методы комплексной количественной оценки качества захватывают все новые отрасли, часто далеко удаленные от первичной сферы их применения - только к продуктам труда;
- алгоритм этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты у теоретической квалиметрии;
- сферы применения многих из этих методов, например оценка качества специалистов, чрезвычайно важные.
Следовательно, есть основания утверждать, что в настоящее время квалиметрия начинает
объединять не только методы оценки качества разных видов продукции, но и
методы оценки качества предметов, которые не являются продукцией, и также разных
процессов, но несмотря на это, сегодня еще рано утверждать,
что сложилась стройная теория квалиметрия. Очень небольшой срок прошел с
момента ее зарождения, очень серьезный объект исследования.
В настоящее время квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее
выразительно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная.
Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии является философские и
методологические проблемы количественной оценки качества. Задача прикладной
квалиметрии - разработка конкретных методик и математических моделей для оценки
качества конкретных объектов разного вида и назначения.
1.3.СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
Еще со времен СССР качество товаров определяли следующими способами:
- По стандартам – почти на все товары ширпотреба есть стандарты, утвержденные Госстандартом(теперь Держспоживстандарт), если они произведены у нас, и стандарт ИСО(международный), или стандарт фирмы, который определяется сторонами контракта.
- За техническими условиями – есть товары, на которые производитель, с согласием своих органов стандартизации, не разрабатывает и не утверждает стандарт. Это, например, некоторые дикоростучи ягоды и плоды, национальная одежда и обувь, и другие изделия. У нас, кстати, тоже кроме Гостов существовали ТУ. В таком случае качество определяется именно этими техническими условиями, согласованными с потребителем.
- По образцу – Все вы знаете парижских кутюр’е благодаря костюмам, обуви и сумочкам леди Ю. Так вот все эти товары выпускаются не по стандартам, а продаются по образцам. После заключения соглашения образец подписывается и опломборовывается. При возникновении споров относительно качества осуществляется сравнение товара с образцом. Таким образом продаются товары, сделанные по принципу нау-хау(знаю как).
- За описанием – в контракте или в дополнении к нему подается подробное описание товару, в котором приводятся основные показатели качества и нормы допусков( допустимые отклонения от показателей)
- За выходом готовой продукции - вы знаете, что качество сельхозпродукции зависит от погодных условий. Каждый год пшеница, выращенная в нас на Львовщине имеет разные показатели клейковины. Чим более знойное лето, тем клейковины больше. На юге выращивают твердую пшеницу для макаронов. Чем больше влаги, тем зерно крупнее и взхожисть более высокая. В этом году из-за жары и из-за того, что в зоне рискового земледелия приватизировали и уничтожили системы орошения, урожай хоть и вырастили, но колос полупуст и имеет мелкие зерна. Чем более мелкое зерно, тем низший выход муки, ведь мука это раздробленное ядро, освобожденное от оболочек. Чем более крупное зерно, тем низший удельный вес тех оболочек и наоборот. Так вот, в таком случае в контракте указывается выход готовой продукции из единицы сырья.
6.За содержанием отдельных элементов. Основные международные прибыли Украина имеет за счет экспорта руд и металлопроката . Для такой продукции качество определяется химическим составом металлов, руды, удобрений и других товаров и соотношением в них компонентов.
7.За условиями «факт» - оценка качества товара, который поступил в определенный период времени, осуществляется за средним результатом, полученным из оценок качества товара в каждой партии, что поступила, за формулой:
К сэр = К1+К2+…Кn = ZK
N N
Где Ксер – среднее качество за всеми партиями, которые поступили за определенный период
К1—якість товара в первой партии
К2 – качество товара во второй партии
Кn - качество товара в последней партии
N – число полученных партий
Но эту форму можно применять лишь при тех условиях, что в каждой из этих партий было одинаковое количество товаров. При разном количестве формула выглядит так:
К сэр = K1*M1 + К2*М2 +...Kn*Mn
М1+ М2+…Mn
Где М1 – количество товара в первой партии
М2- количество товара во второй партии
Мn- количество товара в последней партии.
8.Продажа за условиями такая, как есть или такой, который будет(тель-кель) - это когда потребитель вынужден принимать товар какого-нибудь качества, чтобы только он отвечал своему наименованию ( за такими условиями продаются например цитрусовые и экзотичные плоды та сахарная тростина еще на корню.
9.Продажа за условиями „Осмотрел-одобрил”- когда потребитель после обзора товара, чаще всего на аукционах, согласен его купить. Ясно, что здесь никакие претензии к качеству не принимаются.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что такое качество товара
2.Основные факторы, которые влияют на качество товара
3.От чего может зависеть выбор условий транспортировки товаров.
4.Как влияют на качество товаров условия хранения.
5.В каких единицах измеряется количество продукции
6.Что вы знаете об управлении качеством.
7.Что такое квалитология и какие науки она включает
8.Основные сроки стандартизации
9.Виды стандартов на продукцию, в зависимости от содержания и назначения
10Что Вы знаете о квалиметрии.
11. Какие способы определения качества используются в международной торговле
к.т.н.Владимир Сиротенко(Вербицкий)