Понятие международного гуманитарного права

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

    МЕЖДУНАРОДНОЕ  ПРАВО

на тему:

“ Понятие международного гуманитарного права”

Студента группы К2П1-1,

Гурьева В.В.

Москва 2001 год

ПЛАН 

Стр.

Введение…………….…..……………..…………………………………………..…3

Вооруженный конфликт…………………………………………………………….4

Действие во времени……………………….………………………………………..4

Методы и средства ведения военных действий………………………………...….6

Защита жертв войны………………………………………………….……………...6

Режим военной оккупации……………………………………………………...…10

Нейтралитет…………..…………………………………………………………….12

Международное гуманитарное право в конфликтах

немеждународного характера……………………………………………...………15

Список  литературы………………………………...………………….…..……….18

Введение

Международное гуманитарное право — отрасль международного права, призванная ограничить бедствия войны путем определения не­допустимых методов и средств ведения военных действий и защиты жертв войны. Правила ведения военных действий, которые часто на­зывают по-старому «законы и обычаи войны», представляют собой со­вокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в ис­пользовании военных методов и средств.

Международный Суд ООН указал два основных принципа между­народного гуманитарного права:

• защита мирного населения и гражданских объектов, различие между комбатантами и некомбатантами;

• запрещение Причинения излишних страданий комбатантам.

Основным источником международного гуманитарного права яв­ляется обычай; нормы, сформировавшиеся в обычном порядке, коди­фицированы в Гаагских конвенциях 1899—1907 гг., а также Женевских конвенциях 1949 г.

Нормы международного гуманитарного права формируются глав­ным образом не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организаций. Процесс начинается принятием конвен­ции, реже — резолюций международной организации. За этим следует признание государствами и организациями соответствующих правил нормами международного обычного права.

Сферой действия международного гуманитарного права является область межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.

Вооруженный конфликт

Вооруженный конфликт может иметь как международный, так и немеждународный характер. Второй Дополнительный протокол к Же­невским конвенциям указывает следующие характерные черты кон­фликта немеждународного характера:

• его пределы ограничены территорией государства;

• участниками являются вооруженные силы государства и анти­правительственные силы либо иные организованные вооруженные группы.

Не относятся к конфликтам немеждународного характера и не под­падают под действие Протокола беспорядки, отдельные и спорадичес­кие акты насилия или иные акты аналогичного характера.

Любой вооруженный конфликт, не выходящий за пределы государ­ства, считается его внутренним делом. Государство вправе устанавли­вать нормы, регулирующие его отношения с восставшими гражданами, включая нормы, устанавливающие преступность восстания.

Существуют территориальные аспекты действия гуманитарного права. Различают:

• театр войны — все виды территории (сухопутная, воздушная, водная) воюющих, на которой они вправе вести военные действия;

• театр военных действий — сухопутные, воздушные и водные пространства, на которых военные действия фактически ведутся.

Действие во времени

Военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивирован­ного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. В наше время вооруженные конфликты происходят без офи­циального признания состояния войны. Из числа последних конфлик­тов можно указать на англо-аргентинский вооруженный конфликт 1982 г, по поводу Фолклендских островов и агрессию Ирака против Кувейта в 1990г.

Правовые последствия объявления войны сводятся в основном к следующему:

• прекращаются мирные отношения, прерываются дипломатичес­кие и консульские отношения; дипломатический и консульский пер­сонал отзывается;

• политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращаются или приостанавливаются; многосторонние соглашения общего характера приостанавливают действие на период войны; начинается применение договоров, специаль­но заключенных на случай войны;

• устанавливается особый режим для граждан противника. Они могут покинуть территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит интересам этого государства. К ним может быть применен специальный режим вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном месте;

• имущество, принадлежащее вражескому государству, конфиску­ется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Имущество неприятельских граждан сохраняет свой статус.

Прекращение войны было принято оформлять заключением мирно­го договора, который решал возникшие в результате конфликта про­блемы и восстанавливал нормальные отношения между бывшими про­тивниками. Мирному договору обычно предшествовали соглашения о перемирии. Они могут заключаться в целях частичного или общего приостановления военных действий. Такие соглашения решают воен­ные вопросы и не затрагивают отношений между государствами.

Формой прекращения военных действий может быть капитуляция одной из сторон. Капитуляция не прекращает состояния войны. После нее необходимо мирное урегулирование.

Новое явление представляют решения Совета Безопасности как инструменты мирного урегулирования. После прекращения агрессии Ирака против Кувейта решения Совета заменили не только соглаше­ния о перемирии, но и сам мирный договор, включая вопросы ответ­ственности Ирака за агрессию.

Прекращение состояния войны восстанавливает мирные правоот­ношения между бывшими противниками в полном объеме. Оно имеет значение и для третьих стран. Прекращается действие норм, относя­щихся к нейтральным государствам.

Методы и средства ведения военных действий

В этой области действует два принципа:

• право воюющих на выбор средств нанесения вреда неприятелю не является неограниченным;

• причинение излишних страданий недопустимо.

Бомбардировки играют все более важную роль среди методов веде­ния войны. Они должны быть направлены на военные, а не на граж­данские объекты и не должны быть «неизбирательными». Запрещена бомбардировка незащищенных городов, зданий и иных обитаемых мест. При бомбардировке должны быть приняты меры с тем, чтобы по возможности щадить здания, используемые в научных целях, для ис­кусства, благотворительной деятельности и здравоохранения, если они не используются в военных целях. Такой же защитой пользуются и военные госпитали.

Установки и сооружения, содержащие опасные силы, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объ­екты являются военными объектами.

Защита жертв войны

Основными актами международного гуманитарного права в облас­ти защиты жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., а также два дополнительных протокола к ним 1977 г.

Одна из специфических черт международного гуманитарного права состоит в том, что в его развитии и реализации важная роль принад­лежит общественным организациям и прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца. Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения. На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и Красного Полу­месяца. Высшим органом Движения является Международная конфе­ренция Красного Креста и Красного Полумесяца.

Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Дви­жения обладает собственным статусом и официально признан Женев­скими конвенциями. Состоит он из швейцарских граждан. МККК осу­ществляет наблюдение за соблюдением международного гуманитарно­го права, оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

Свои выводы о соблюдении Женевских конвенций МККК конфи­денциально сообщает соответствующему государству. В исключитель­ных случаях он выступает с публичными заявлениями, как это имело место в связи с предполагавшимся применением Ираком отравляющих веществ. Эмблемой МККК является красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов государственного флага Швейцарии).

Защита раненых и больных распространяется на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедлен­ной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и за­щищаемы.

Воюющие стороны обязаны принимать немедленные меры для по­иска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о захоронениях сообща­ется МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

Медицинский персонал находится под защитой международного гу­манитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противни­ком. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функ­ций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвиж­ные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное ору­жие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распро­страняются также на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься не­медленно после сражения самими боевыми кораблями.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным также краснокрестный флаг. Название и описание судна сообщается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пленению.

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемым комбатантами. Ранее к этой категории принадлежал лишь боевой состав регулярной армии. Ныне понятие комбатантов расширено и к ним отнесены лица из состава:

• регулярных вооруженных сил;

• полицейских сил;

• движения сопротивления;

• члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав перечисленных сил.

Отнесены к комбатантам также лица, входящие в гражданские вспомогательные силы, приданные войскам, включая:

• прокуроров;

• судей;

• священников и др.

Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник — это лицо, завербованное для ис­пользования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального возна­граждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, нахо­дящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Отли­чаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по матери­альным, а по иным соображениям (политическое сочувствие, об­щность идеологии, религии).

Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ас­самблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использо­вания, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359 УК РФ.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет за­хватившее их государство, а не отдельные командиры. С военноплен­ными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением.

Лагеря пленных должны располагаться в достаточно безопасном месте на суше. Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства.

После прекращения военных действий пленные подлежат скорей­шей репатриации.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернирова­ны воюющими, только если интересы безопасности делают это абсо­лютно необходимым. Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., после оккупации Кувейта Ираком, граждане западных госу­дарств содержались в качестве «гостей» в важных с военной точки зрения местах в целях предотвращения атаки на них. Такого рода так­тика «живого щита» во всех случаях противоправна.

Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных цен­ностей возможно объявление «не защищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, располо­женные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противника без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанав­ливаться и демилитаризованные зоны.

Режим военной оккупации

В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т.е. окку­пировать ее. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту тер­риторию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегу­лировании. Не следует также забывать, что согласно Уставу ООН за­воевание не является законным методом приобретения территории. После оккупации Кувейта Ирак пытался аннексировать его террито­рию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была при­знана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незакон­ной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении ок­купанта, а последний несет ответственность за уважение прав населе­ния.

Существуют разные виды оккупации. Международное гуманитар­ное право распространяет свое действие прежде всего на военную ок­купацию, т.е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта.

Другим видом оккупации, также имеющим связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация как средство обеспе­чения выполнения государством, несущим ответственность за агрес­сию, своих обязательств.

Еще один вид оккупации — занятие воюющей стороной террито­рии нейтрального государства. И в этом случае применяется междуна­родное гуманитарное право.

Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с созданием оккупационной администрации, и прекра­щается с момента утраты фактического контроля над территорией.

Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юриди­ческие отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юсти­ции. Так, после прекращения иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индиви­дуальных претензий. После освобождения территории Кувейта суще­ственной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала мас­совая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обви­няемыми в пособничестве врагу.

Управление оккупированной территорией осуществляется оккупаци­онной администрацией с учетом соответствующих норм международ­ного гуманитарного права, по возможности сохраняя действие местных законов.

В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международ­ными нормами по гуманитарным вопросам.

Население не может принуждаться к деятельности, имеющей воен­ное значение. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принуди­тельному труду, если это необходимо для оккупационных войск, ком­мунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским об­служиванием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть депортированы, т.е. вывезены за рубеж.

Лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая орга­низованное движение сопротивления, действующих на оккупирован­ной территории, имеют право на статус военнопленных. Правомер­ность партизанской борьбы была признана еще четвертой Гаагской конвенцией 1907 г.

Организованное сопротивление, не имеющее соответствующей связи с вооруженными силами, например боевые группы, действую­щие в городах, находится в ином положении. Его участники могут привлекаться к уголовной ответственности. К смертной казни они могут быть приговорены лишь за шпионаж, за серьезное повреждение военных объектов (диверсия) и за убийство при условии, что такая мера наказания была предусмотрена правом государства, которому принад­лежит оккупированная территория. Запрещены коллективные наказа­ния и взятие заложников.

Нейтралитет

Нейтралитет — один из древнейших институтов права войны. Од­нако в современном международном праве он обрел ряд новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматрива­ется прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфлик­том.

На основе внутреннего законодательства Швейцария, Австрия и Мальта являются постоянно нейтральными государствами, признан­ными в качестве таковых другими странами. О своем нейтралитете объявили Молдавия и Туркменистан.

Во время войны обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими странами, в том числе и военными материалами. В случае введения ограничений на торговлю, они должны в равной мере относиться ко всем воюющим. Нейтральное государство не вправе иметь на своей территории вербо­вочные пункты воюющих сторон, но не обязано запрещать своим граж­данам добровольно вступать в их вооруженные силы.

При необходимой самообороне военные действия нейтрального го­сударства не рассматриваются как враждебный акт.

В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:

• права воюющих государств в отношении морской торговли ней­трального государства;

• права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.

В вооруженных конфликтах на море применяется морская блокада, т.е. изоляция портов или береговой линии противника. Блокада долж­на быть эффективной, способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады захвачены. В годы мировых войн блокада была заменена режимом морской изоляции. После 1945 г. были случаи объявления блокады, но ни один из них не отвечал соот­ветствующим требованиям. Так, во время войны с Пакистаном Индия в 1971 г. объявила блокаду портов противника. Однако число выделен­ных для этого кораблей было весьма далеко от требований эффектив­ной блокады. Широкомасштабная блокада была организована в 1962 г. США в отношении Кубы с целью не допустить доставку советских ракет. Блокада была предпринята в мирное время и не может быть признана правомерной, поскольку представляла нарушение принципа неприменения силы.

Блокада применяется в качестве международной экономической санкции. В 1990 г. Совет Безопасности ООН уполномочил примене­ние военно-морских сил для прекращения экспорта нефти из Ирака.

На морскую акваторию распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море ней­трального государства, то оно не может быть театром военных дейст­вий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.

Специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Воюющие обязаны уважать неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтраль­ного государства последнее обязано принять имеющиеся в его распо­ряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Ин­тернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Даже подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потер­певшего аварию самолета подлежит интернированию.

Нейтральное государство не вправе поставлять авиационную тех­нику воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать такие поставки частным фирмам.

Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов. Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.

Находящиеся на территории воюющего государства граждане ней­трального государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местными гражданами. Следует, однако, учитывать, что возможность их дипломатической защиты со стороны нейтрального государства имеет существенное значение.

Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера

Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них оп­ределенных гуманитарных норм. Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г.

Статья 3 содержит минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновен­ность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоин­ство, внесудебное осуждение или наказание. В статье указано, что при­менение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте, и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.

Не международным конфликтам посвящен второй Дополнитель­ный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям. Он подчеркивает не­обходимость уважения прав человека и в немеждународных вооружен­ных конфликтах.

Во внутренние конфликты вовлекается значительное число под­ростков. Второй Дополнительный протокол предусматривает запреще­ние привлечения детей до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах. Как известно, в Чечне это положение не соблюдалось. Если, тем не менее, подросток все же принимал участие и был задержан, ему предо­ставляются необходимые гарантии, включая возможность продолжить образование.

Принудительное перемещение населения может иметь место толь­ко по соображениям его безопасности. Учреждения и памятники куль­туры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам. Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвер­гаются массовому разрушению.

Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь, очевидно, следует руководствоваться соответствующими норма­ми, относящимися к международным конфликтам. Применение пра­вительством Ирака в 1980 г. химического оружия против курдских се­лений вызвало широкий протест в мире.

Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут оказывать гуманитарную помощь жертвам конфликта. Поощря­ется участие гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи. Если население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия государства, в таком снабжении может ока­зываться иностранная помощь на одинаковых для всего населения на­чалах.

Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и спасению раненых, которым обеспечивается гуманное об­ращение, включая медицинскую помощь. Медицинский персонал, служители церкви подлежат уважению и защите. Медицинские учреж­дения и транспорт не могут быть объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и превращение больных в залож­ников). Покровительство прекращается в случае использования меди­цинского учреждения или транспорта в военных целях. Для обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в меж­дународном конфликте.

В конфликте немеждународного характера употребление термина «военнопленный» неверно юридически и политически. Здесь речь идет о «задержанных», которые статусом военнопленного не обладают. Тем не менее они имеют определенные права. Общие условия содержания и работы, которая может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать тем, которыми пользуется местное населе­ние.

Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных конфликтах: удаление от места боев, медицинская по­мощь. Допускается переписка, которая может быть ограничена. В мо­мент окончания задержания принимаются меры к обеспечению без­опасности освобождаемых.

Мирное население подвергается особому риску во внутренних кон­фликтах. Дополнительный протокол уделяет этому внимание. Соглас­но Протоколу население не должно подвергаться нападению, запре­щены действия, а также угрозы, преследующие цель запугивания на­селения. Недопустимы также нападения на объекты, необходимые для жизни мирных граждан, включая запасы продовольствия, места его производства, источники воды. Оговаривается недопустимость напа­дения на объекты, содержащие опасные силы, например, плотины, ядерные электростанции, очевидно, и нефтепромыслы.

Список  литературы

1.     Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс. – М.: Юрист, 2000. – 216с.

2.     Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 304с.