Понятие политической партии

Содержание

Введение ........................................................................................................... 3

1.                      Понятие политической партии и эволюция теоретических         представлений о ней ........................................................................................ 5

2.                      Природа политической партии и ее функции ........................... 9

3.                      Критерии классификации политических партий                         и их типология ................................................................................................. 14

Заключение ...................................................................................................... 17

Список литературы ......................................................................................... 18

Введение

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Термин «партия» в переводе с латинского означает «часть», «группа».

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

 Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства.

Другие подходы к определению партий: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.

1.                      Понятие политической партии и эволюция теоретических представлений  о ней.

Впервые понятие "партия" стало использоваться еще в Древней Греции и Риме: "партия гор", "партия равнин", "партия долин" — и означало территориально-географическую принадлежность, в отличие от того значения, в котором используется данное сло­во сегодня. Произошло оно от латинского слова pars — часть, группа. Кроме того, это слово стало использоваться для обо­значения различных социальных групп, соперничающих друг с другом по какому-либо вопросу. В этом смысле в Древнем Риме термином "партия" обозначали политиков, группирующихся вок­руг отдельных лидеров  ("партия Цезаря",  "партия Суллы" и т. д.). В Средние века партией называли сторонников какой-либо династической группы (например, война между "парти­ями" Алой и Белой Розы). Нередко в это понятие вкладывал­ся социальный смысл: "партия знати", "партия народа". Оче­видно, что такие партии были чрезвычайно аморфны, неус­тойчивы, не располагали строго определенной системой взгля­дов,  не имели программных установок и не имели  четкой структуры и организации. Создавались они, как правило, для решения каких-либо конкретных проблем и носили времен­ный характер.

Как политический феномен партии стали формироваться в период перехода от феодального общества к буржуазному, т. е. с конца XVII — начала XVIII в. Усиление борьбы с абсолютиз­мом привело к формированию объединений принципиально но­вого типа - на основе некоей идеологической доктрины и раз­витой организационной структуры. Не случайно французский политический деятель XVIII в. Б. Констан так и отмечал, что партия — это собрание людей, исповедующих одинаковые по­литические доктрины. В Англии первыми партиями стали тори и виги — прообразы будущих консерваторов и лейбористов. В хо­де Великой французской революции возникли Якобинский клуб и Клуб кордельеров. В США в период борьбы за независимость сформировались партии федералистов и республиканцев.

Важнейшими предпосылками формирования политических партий стали те тенденции общественного развития, которые особенно отчетливо проявились в XIX в.

Усиление противоречий и размежевания общества в пери­од борьбы с феодализмом и его пережитками привело к осоз­нанию особых социальных интересов и необходимости их за­щиты с помощью политических институтов. По мнению нор­вежско-американского политолога Штейна Рокана, партии возникли в результате тех общественных расколов, которые вызвали социальная (буржуазная) и промышленная револю­ции: дворянство-буржуазия; государство-церковь; город-деревня; труд-капитал; центр-периферия. Впоследствии эти линии размежевания еще более усложнялись и дополнялись и в значительной степени определили характер формирую­щихся партий (консерваторы и реформаторы; либералы и со­циалисты; буржуазные, рабочие и крестьянские партии; умеренные и радикалы; республиканские и федеративные; элитарные и массовые и др.). Причем основополагающей ли­нией размежевания на долгие годы стало противостояние "труда" и "капитала".

Важнейшей предпосылкой формирования и деятельности массовых политических партий стало появление оформленных идеологий, где в концентрированном виде были изложены раз­личные концептуальные подходы к общественному развитию (либерализм, консерватизм, социализм, анархизм). Причем, в отличие от прежних идей, концепций и теорий, идеологии были изначально рассчитаны на массовое восприятие и поддержку. Носителями и выразителями этих идеологий и стали полити­ческие партии. Именно в идеологиях синтезировались важней­шие положения представительной демократии: никто не мо­жет управлять людьми без их согласия; для защиты своих ин­тересов граждане могут делегировать своих представителей во властные структуры; могут организовывать свои политические ассоциации; среди неотчуждаемых прав человека большую роль играет право на свободное политическое волеизъявление. Вне­дрение этих ведущих демократических принципов объективно поставило на повестку дня вопрос о необходимости расшире­ния роли политических механизмов в лице партий.

Усиление демократических начал в политической системе и обществе, в целом многих стран Западной Европы и Америки привели к повышению политической роли индивида, к разде­лению властей, к усилению республиканских начал в государ­ственной жизни. Не случайно характер первых партий был тесно связан с деятельностью парламентов. Ограничение влас­ти абсолютной монархии и развитие представительной системы привели к тому, что формирование состава политической эли­ты (рекрутирование элиты) стало зависеть от избирательного процесса. Усиление выборного конкурентного начала в закон­ных способах формирования власти привело к тому, что лиде­ры, желающие бороться за власть или за ее сохранение, дол­жны были завоевывать симпатии избирателей и обеспечивать себе массовую поддержку. Решение этой задачи стало воз­можным лишь при достижении определенных возможностей в развитии средств массовой информации и высокого уровня гра­мотности населения.

Таким образом, усложнение социально-политической струк­туры, признание законности существования различных соци­альных интересов, достижение определенного уровня разви­тия культуры общества, объективные потребности демократи­зации политических систем привели к тому, что появились но­вые механизмы взаимодействия между властью и обществом. Партии, ориентирующиеся на интересы различных групп из­бирателей, стали основными инструментами политической борьбы за власть.

Первые партии были своеобразными клубами, которые объе­динялись вокруг парламентских фракций, какого-либо печат­ного органа   или известной личности.  Настоящего членства партии не существовало. Формирование политических партий в современном  их виде произошло лишь  в середине XIX в. и было связано с постепенным введением всеобщего избиратель­ного права и приобщением к активному участию в политике широких  масс. Значительно изменились организационные и функциональные структуры партий, методы и формы их поли­тической деятельности. Если первоначально партии были не­большими по численности, элитарными и замыкались в основ­ном парламентскими рамками, то вторая половина XIX в. по­ложила начало новому типу партий с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. Они уже не ограни­чивались обеспечением поддержки своим кандидатам на выбо­рах, а все больше ориентировались на поиск постоянной и мас­совой социальной опоры.

Способы образования партий различны. Они могут формиро­ваться сверху на базе разных парламентских фракций, груп­пой элиты, отдельными политическими лидерами и снизу — на основе широких общественных движений и организаций

2.                      Природа политической партии и ее функции

Существует множество определений партии. Это связано с их многообразием и многофункциональностью. Американ­ская политология делает акцент на государственных функциях партии, рассматривая се в определенном смысле как часть го­сударственного механизма, как школу формирования и воспи­тания кадров политической элиты. Европейская политическая наука заостряет внимание на роли партии как организации, обеспечивающей защиту общественных интересов.

Суммируя все подходы, можно дать следующее определе­ние: партия — это общественная, упорядоченная организа­ции, имеющая свою идеологию, программу действий и устав и призванная бороться за получение и использование поли­тической власти. Партия является важнейшим социально-по­литическим институтом, агрегирующим интересы различных слоев граждан, и служит своеобразным связующим звеном меж­ду гражданским обществом и государством. От других обще­ственных объединений, действующих на политической арене (профсоюзы, группы интересов, группы давления и др.), партии отличаются не только постоянной нацеленностью на участие во власти, но и тем, что их цели и программы носят более комплексный и всеобъемлющий характер.

Известный американский исследователь партий Дж. Ла Паломбара выделяет четыре конституирующих партию элемента:

 1) всякая партия прежде всего носитель идеологии или по край­ней мере выражает конкретную ориентацию, видение мира и человека;

 2) партия — это организация, структурированное объединение людей, относительно продолжительное по вре­мени; это институт, чем она отличается от клиентелы (группы вокруг лидера), это организация в разных измерениях - на­циональном, региональном, локальном, иногда интернациональ­ном;

3) цель партии - завоевание и осуществление власти. При многопартийной системе одна партия сама по себе редко может завоевать власть, здесь, скорее, следует говорить об участии в отправлении властных функций или, в любом слу­чае, о включении в политическую систему; 4) каждая партия стремится обеспечить себе поддержку на выборах в различных формах: от членства в партии и работы активистом и до голосо­вания на выборах. Некоторые политологи добавляют также кри­терии долговременности существования организации и наличие системы местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством.

К основным функциям политической партии относятся:[1]

 1) функция агрегирования политических интересов, т. е. таких, которые связаны с осуществлением власти, с приняти­ем решений на государственном уровне. В отличие от других субъектов политики (социальных общностей, групп интересов и т. п., которые тоже могут артикулировать и выражать поли­тические интересы) партии выражают именно агрегированные интересы, т. е. комплекс разнородных интересов, сгруппиро­ванных таким образом, чтобы они стали совместимыми и удов­летворяли максимальное большинство сторонников партии. При­чем агрегирование должно происходить таким образом, чтобы выработанный на его основе политический курс вписывался в основные ценностные ориентации всего общества;

2) функция осуществления политической ориентации об­щества и его политической мобилизации. Партии дают в сво­их программах политические ориентиры для рядовых граждан и делают их участие в политике организованным и институализированным. Они мобилизуют граждан к участию в полити­ческой жизни по вполне определенным правилам. Тем самым разные партии предоставляют гражданам право выбора для участия в конкурентном политическом процессе в соответствии со своими политическими убеждениями. Партии стремятся по­высить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной деятельности. Пропагандируя политические идеи и ценности, партии стремятся привлечь граждан на свою сторону как во время, так и между выборами, организуя дискуссии, политические кампании в защиту или против чего-либо, празд­ники, фестивали, шествия, гражданские инициативы и др.;

3)        функция интеграции общества. С одной стороны, партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников и их сплоченность для борьбы с конкурентами. Тем самым они разделяют общество по различным линиям и в случае конфронтации по важнейшим вопросам общественного развития не­сут потенциальную возможность дестабилизации и дезинтегра­ции политической системы. С другой стороны, наличие многих партий, признающих общие демократические ценности и еди­ные правила игры, законность интересов всех субъектов поли­тики представляет собой более серьезное интегрирующее на­чало, чем в обществе, лишенном свободного выбора. То есть свободное многосоставное сложное общество более прочно, чем искусственно создаваемый монолит;

4)  для того чтобы реализовать агрегированные политиче­ские интересы, нужна власть. Поэтому важнейшей функцией партий является функция приобретения и формирования вла­сти. Здесь есть несколько путей: либо проникновение во власть, либо организация действий, на которые власть вынуждена реагировать (например, мероприятия оппозиционной партии);

5)     функция легитимации власти. Являясь важнейшим участником избирательных кампаний и получая от граждан мандат доверия своим кандидатам и программам, партии олицетворяют согласие управляемых на признание законности действия вла­стей. Выражая свое отношение к различным партиям, массы тем самым получают возможность ограниченного участия во власти через выборы, а также определенного влияния на политическое развитие. Через конкурентную борьбу партий вы­ является соотношение политических сил в обществе. Кроме того, как субъекты политики партии защищают государство от недовольства граждан, так как оно переключается на конкрет­ных носителей власти в лице представителей партии, а сама государственная система остается авторитетной и незыблемой;

6) функция контроля. Являясь постоянными участниками политической жизни, партии (особенно оппозиционные) наблюдают за исполнением государственных программ, за деятель­ностью государственных органов и их отдельных представите­лен, за их моральным обликом, за распределением и расходо­ванием средств и др. Кроме того, на основе постоянного зонди­рования общественного мнения партии осуществляют функцию обратной связи между политической системой и обществом, что позволяет корректировать не только деятельность самих партий, но и политический курс общества в целом;

7) функция по формированию и воспитанию политиче­ских кадров, в том числе политических лидеров, обеспечение их преемственности и постоянного обновления. Большая часть государственных деятелей Запада начинала свою карьеру с ме­ста партийных функционеров различного уровня. В большин­стве стран партии участвуют в подборе и расстановке кадров в аппарате государственного управления, влияя тем самым на проведение политического курса общества;

8) функция координации и согласования действий с дру­гими участниками политического процесса. Для того чтобы эффективнее добиваться своих целей, партии вынуждены по­стоянно взаимодействовать с другими участниками политиче­ского процесса, вступать с ними в переговоры, искать союзни­ков, находить компромиссы, создавать коалиции, идти на ус­тупки и т. д. Это делает политический процесс упорядоченным, организованным, стабильным, в какой-то степени предсказуе­мым. Зачастую национальные партии согласуют свои действия и на международном уровне, вступая в интернациональные  ассоциации. 3. Критерии классификации политических партий и их типология

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естествен­но, они весьма многообразны.

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:[2]

1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунис­тические, классовые, националистические, расовые, фашистские, ре­лигиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные, прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения программы: революционные (стремя­щиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консерва­тивные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5)   по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозицион­ные (последние по юридическому статусу могут разделяться на ле­гальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочис­ленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламент­ских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производствен­ного объединения своих членов) и т.п.

Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиции, классифицирована по разным основаниям.

Существует множество типологий партий.

 В основе каждой из них лежит какой-либо один или несколько признаков. Партии различают по происхождению, месту и роли в политичес­кой системе, внутренней структуре и методам деятельности, со­циальной базе и идеологии.

В зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения и внепарламентского (пре­имущественно социал-демократические и коммунистические).

Наиболее устойчивой и употребительной длительное время была типология партий по идейно-политическим позициям на левые и правые партии и центр. При этом внутренняя пестрота партийного спектра здесь сознательно упрощается. Современ­ная тенденция развития партий по этому признаку такова, что и левые и правые партии все более тяготеют к центру. Поэто­му целесообразнее говорить о разделении партий только на два крупных блока: правоцентристский и левоцентристский. Крайние праворадикальные партии (например, неофашистские) и леворадикальные (например, "красные бригады" в Италии) — это партии внесистемные, они выступают за изменение поли­тического режима неконституционными методами.

Заключение

Несмотря на большое количество зарегистрированных партий различного идейно-политического спектра, большая их часть еще не стабилизировалась и не обрела прочного места в партий­ной системе, не нашла своего постоянного избирателя. Связа­но это не только с наличием глубокого социально-политиче­ского, экономического и духовного кризиса, глубоко раско­ловшего общество по различным линиям размежевания, но и с особенностями самих российских партий.

Значительная часть политических партий создавалась как группы поддержки федеральных лидеров и не получила повсе­местной поддержки в регионах. Демагогия и популизм многих из них, невыполненные обещания не способствовали укрепле­нию политических позиций партий и не способствовали росту рядов их сторонников. По сути многие партии выступали как лоббисты в интересах финансирующих их промышленно-финансовых, а нередко и теневых группировок.

Пик политической активности партий приходится на избира­тельные кампании федерального уровня и связан прежде все­го с имиджем лидера, а не самой партии. Это приводит к тому, что программные политические основы партий не усваиваются избирателями и партии не обретают устойчивости, завися от уровня популярности (или непопулярности своего лидера).

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Список литературы

1.                Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002

2.                Мальцев В. А. Основы политологии. М.: 1997

3.                Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000


[1] Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000

[2] Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002