Понятие политической партии
Содержание
Введение ........................................................................................................... 3
1. Понятие политической партии и эволюция теоретических представлений о ней ........................................................................................ 5
2. Природа политической партии и ее функции ........................... 9
3. Критерии классификации политических партий и их типология ................................................................................................. 14
Заключение ...................................................................................................... 17
Список литературы ......................................................................................... 18
Введение
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Термин «партия» в переводе с латинского означает «часть», «группа».
ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.
Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства.
Другие подходы к определению партий: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.
1. Понятие политической партии и эволюция теоретических представлений о ней.
Впервые понятие "партия" стало использоваться еще в Древней Греции и Риме: "партия гор", "партия равнин", "партия долин" — и означало территориально-географическую принадлежность, в отличие от того значения, в котором используется данное слово сегодня. Произошло оно от латинского слова pars — часть, группа. Кроме того, это слово стало использоваться для обозначения различных социальных групп, соперничающих друг с другом по какому-либо вопросу. В этом смысле в Древнем Риме термином "партия" обозначали политиков, группирующихся вокруг отдельных лидеров ("партия Цезаря", "партия Суллы" и т. д.). В Средние века партией называли сторонников какой-либо династической группы (например, война между "партиями" Алой и Белой Розы). Нередко в это понятие вкладывался социальный смысл: "партия знати", "партия народа". Очевидно, что такие партии были чрезвычайно аморфны, неустойчивы, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и не имели четкой структуры и организации. Создавались они, как правило, для решения каких-либо конкретных проблем и носили временный характер.
Как политический феномен партии стали формироваться в период перехода от феодального общества к буржуазному, т. е. с конца XVII — начала XVIII в. Усиление борьбы с абсолютизмом привело к формированию объединений принципиально нового типа - на основе некоей идеологической доктрины и развитой организационной структуры. Не случайно французский политический деятель XVIII в. Б. Констан так и отмечал, что партия — это собрание людей, исповедующих одинаковые политические доктрины. В Англии первыми партиями стали тори и виги — прообразы будущих консерваторов и лейбористов. В ходе Великой французской революции возникли Якобинский клуб и Клуб кордельеров. В США в период борьбы за независимость сформировались партии федералистов и республиканцев.
Важнейшими предпосылками формирования политических партий стали те тенденции общественного развития, которые особенно отчетливо проявились в XIX в.
Усиление противоречий и размежевания общества в период борьбы с феодализмом и его пережитками привело к осознанию особых социальных интересов и необходимости их защиты с помощью политических институтов. По мнению норвежско-американского политолога Штейна Рокана, партии возникли в результате тех общественных расколов, которые вызвали социальная (буржуазная) и промышленная революции: дворянство-буржуазия; государство-церковь; город-деревня; труд-капитал; центр-периферия. Впоследствии эти линии размежевания еще более усложнялись и дополнялись и в значительной степени определили характер формирующихся партий (консерваторы и реформаторы; либералы и социалисты; буржуазные, рабочие и крестьянские партии; умеренные и радикалы; республиканские и федеративные; элитарные и массовые и др.). Причем основополагающей линией размежевания на долгие годы стало противостояние "труда" и "капитала".
Важнейшей предпосылкой формирования и деятельности массовых политических партий стало появление оформленных идеологий, где в концентрированном виде были изложены различные концептуальные подходы к общественному развитию (либерализм, консерватизм, социализм, анархизм). Причем, в отличие от прежних идей, концепций и теорий, идеологии были изначально рассчитаны на массовое восприятие и поддержку. Носителями и выразителями этих идеологий и стали политические партии. Именно в идеологиях синтезировались важнейшие положения представительной демократии: никто не может управлять людьми без их согласия; для защиты своих интересов граждане могут делегировать своих представителей во властные структуры; могут организовывать свои политические ассоциации; среди неотчуждаемых прав человека большую роль играет право на свободное политическое волеизъявление. Внедрение этих ведущих демократических принципов объективно поставило на повестку дня вопрос о необходимости расширения роли политических механизмов в лице партий.
Усиление демократических начал в политической системе и обществе, в целом многих стран Западной Европы и Америки привели к повышению политической роли индивида, к разделению властей, к усилению республиканских начал в государственной жизни. Не случайно характер первых партий был тесно связан с деятельностью парламентов. Ограничение власти абсолютной монархии и развитие представительной системы привели к тому, что формирование состава политической элиты (рекрутирование элиты) стало зависеть от избирательного процесса. Усиление выборного конкурентного начала в законных способах формирования власти привело к тому, что лидеры, желающие бороться за власть или за ее сохранение, должны были завоевывать симпатии избирателей и обеспечивать себе массовую поддержку. Решение этой задачи стало возможным лишь при достижении определенных возможностей в развитии средств массовой информации и высокого уровня грамотности населения.
Таким образом, усложнение социально-политической структуры, признание законности существования различных социальных интересов, достижение определенного уровня развития культуры общества, объективные потребности демократизации политических систем привели к тому, что появились новые механизмы взаимодействия между властью и обществом. Партии, ориентирующиеся на интересы различных групп избирателей, стали основными инструментами политической борьбы за власть.
Первые партии были своеобразными клубами, которые объединялись вокруг парламентских фракций, какого-либо печатного органа или известной личности. Настоящего членства партии не существовало. Формирование политических партий в современном их виде произошло лишь в середине XIX в. и было связано с постепенным введением всеобщего избирательного права и приобщением к активному участию в политике широких масс. Значительно изменились организационные и функциональные структуры партий, методы и формы их политической деятельности. Если первоначально партии были небольшими по численности, элитарными и замыкались в основном парламентскими рамками, то вторая половина XIX в. положила начало новому типу партий с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. Они уже не ограничивались обеспечением поддержки своим кандидатам на выборах, а все больше ориентировались на поиск постоянной и массовой социальной опоры.
Способы образования партий различны. Они могут формироваться сверху на базе разных парламентских фракций, группой элиты, отдельными политическими лидерами и снизу — на основе широких общественных движений и организаций
2. Природа политической партии и ее функции
Существует множество определений партии. Это связано с их многообразием и многофункциональностью. Американская политология делает акцент на государственных функциях партии, рассматривая се в определенном смысле как часть государственного механизма, как школу формирования и воспитания кадров политической элиты. Европейская политическая наука заостряет внимание на роли партии как организации, обеспечивающей защиту общественных интересов.
Суммируя все подходы, можно дать следующее определение: партия — это общественная, упорядоченная организации, имеющая свою идеологию, программу действий и устав и призванная бороться за получение и использование политической власти. Партия является важнейшим социально-политическим институтом, агрегирующим интересы различных слоев граждан, и служит своеобразным связующим звеном между гражданским обществом и государством. От других общественных объединений, действующих на политической арене (профсоюзы, группы интересов, группы давления и др.), партии отличаются не только постоянной нацеленностью на участие во власти, но и тем, что их цели и программы носят более комплексный и всеобъемлющий характер.
Известный американский исследователь партий Дж. Ла Паломбара выделяет четыре конституирующих партию элемента:
1) всякая партия прежде всего носитель идеологии или по крайней мере выражает конкретную ориентацию, видение мира и человека;
2) партия — это организация, структурированное объединение людей, относительно продолжительное по времени; это институт, чем она отличается от клиентелы (группы вокруг лидера), это организация в разных измерениях - национальном, региональном, локальном, иногда интернациональном;
3) цель партии - завоевание и осуществление власти. При многопартийной системе одна партия сама по себе редко может завоевать власть, здесь, скорее, следует говорить об участии в отправлении властных функций или, в любом случае, о включении в политическую систему; 4) каждая партия стремится обеспечить себе поддержку на выборах в различных формах: от членства в партии и работы активистом и до голосования на выборах. Некоторые политологи добавляют также критерии долговременности существования организации и наличие системы местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством.
К основным функциям политической партии относятся:[1]
1) функция агрегирования политических интересов, т. е. таких, которые связаны с осуществлением власти, с принятием решений на государственном уровне. В отличие от других субъектов политики (социальных общностей, групп интересов и т. п., которые тоже могут артикулировать и выражать политические интересы) партии выражают именно агрегированные интересы, т. е. комплекс разнородных интересов, сгруппированных таким образом, чтобы они стали совместимыми и удовлетворяли максимальное большинство сторонников партии. Причем агрегирование должно происходить таким образом, чтобы выработанный на его основе политический курс вписывался в основные ценностные ориентации всего общества;
2) функция осуществления политической ориентации общества и его политической мобилизации. Партии дают в своих программах политические ориентиры для рядовых граждан и делают их участие в политике организованным и институализированным. Они мобилизуют граждан к участию в политической жизни по вполне определенным правилам. Тем самым разные партии предоставляют гражданам право выбора для участия в конкурентном политическом процессе в соответствии со своими политическими убеждениями. Партии стремятся повысить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной деятельности. Пропагандируя политические идеи и ценности, партии стремятся привлечь граждан на свою сторону как во время, так и между выборами, организуя дискуссии, политические кампании в защиту или против чего-либо, праздники, фестивали, шествия, гражданские инициативы и др.;
3) функция интеграции общества. С одной стороны, партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников и их сплоченность для борьбы с конкурентами. Тем самым они разделяют общество по различным линиям и в случае конфронтации по важнейшим вопросам общественного развития несут потенциальную возможность дестабилизации и дезинтеграции политической системы. С другой стороны, наличие многих партий, признающих общие демократические ценности и единые правила игры, законность интересов всех субъектов политики представляет собой более серьезное интегрирующее начало, чем в обществе, лишенном свободного выбора. То есть свободное многосоставное сложное общество более прочно, чем искусственно создаваемый монолит;
4) для того чтобы реализовать агрегированные политические интересы, нужна власть. Поэтому важнейшей функцией партий является функция приобретения и формирования власти. Здесь есть несколько путей: либо проникновение во власть, либо организация действий, на которые власть вынуждена реагировать (например, мероприятия оппозиционной партии);
5) функция легитимации власти. Являясь важнейшим участником избирательных кампаний и получая от граждан мандат доверия своим кандидатам и программам, партии олицетворяют согласие управляемых на признание законности действия властей. Выражая свое отношение к различным партиям, массы тем самым получают возможность ограниченного участия во власти через выборы, а также определенного влияния на политическое развитие. Через конкурентную борьбу партий вы является соотношение политических сил в обществе. Кроме того, как субъекты политики партии защищают государство от недовольства граждан, так как оно переключается на конкретных носителей власти в лице представителей партии, а сама государственная система остается авторитетной и незыблемой;
6) функция контроля. Являясь постоянными участниками политической жизни, партии (особенно оппозиционные) наблюдают за исполнением государственных программ, за деятельностью государственных органов и их отдельных представителен, за их моральным обликом, за распределением и расходованием средств и др. Кроме того, на основе постоянного зондирования общественного мнения партии осуществляют функцию обратной связи между политической системой и обществом, что позволяет корректировать не только деятельность самих партий, но и политический курс общества в целом;
7) функция по формированию и воспитанию политических кадров, в том числе политических лидеров, обеспечение их преемственности и постоянного обновления. Большая часть государственных деятелей Запада начинала свою карьеру с места партийных функционеров различного уровня. В большинстве стран партии участвуют в подборе и расстановке кадров в аппарате государственного управления, влияя тем самым на проведение политического курса общества;
8) функция координации и согласования действий с другими участниками политического процесса. Для того чтобы эффективнее добиваться своих целей, партии вынуждены постоянно взаимодействовать с другими участниками политического процесса, вступать с ними в переговоры, искать союзников, находить компромиссы, создавать коалиции, идти на уступки и т. д. Это делает политический процесс упорядоченным, организованным, стабильным, в какой-то степени предсказуемым. Зачастую национальные партии согласуют свои действия и на международном уровне, вступая в интернациональные ассоциации. 3. Критерии классификации политических партий и их типология
Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.
Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:[2]
1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.
2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные, прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);
4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;
5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;
7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;
8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);
9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.
Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиции, классифицирована по разным основаниям.
Существует множество типологий партий.
В основе каждой из них лежит какой-либо один или несколько признаков. Партии различают по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе и идеологии.
В зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения и внепарламентского (преимущественно социал-демократические и коммунистические).
Наиболее устойчивой и употребительной длительное время была типология партий по идейно-политическим позициям на левые и правые партии и центр. При этом внутренняя пестрота партийного спектра здесь сознательно упрощается. Современная тенденция развития партий по этому признаку такова, что и левые и правые партии все более тяготеют к центру. Поэтому целесообразнее говорить о разделении партий только на два крупных блока: правоцентристский и левоцентристский. Крайние праворадикальные партии (например, неофашистские) и леворадикальные (например, "красные бригады" в Италии) — это партии внесистемные, они выступают за изменение политического режима неконституционными методами.
Заключение
Несмотря на большое количество зарегистрированных партий различного идейно-политического спектра, большая их часть еще не стабилизировалась и не обрела прочного места в партийной системе, не нашла своего постоянного избирателя. Связано это не только с наличием глубокого социально-политического, экономического и духовного кризиса, глубоко расколовшего общество по различным линиям размежевания, но и с особенностями самих российских партий.
Значительная часть политических партий создавалась как группы поддержки федеральных лидеров и не получила повсеместной поддержки в регионах. Демагогия и популизм многих из них, невыполненные обещания не способствовали укреплению политических позиций партий и не способствовали росту рядов их сторонников. По сути многие партии выступали как лоббисты в интересах финансирующих их промышленно-финансовых, а нередко и теневых группировок.
Пик политической активности партий приходится на избирательные кампании федерального уровня и связан прежде всего с имиджем лидера, а не самой партии. Это приводит к тому, что программные политические основы партий не усваиваются избирателями и партии не обретают устойчивости, завися от уровня популярности (или непопулярности своего лидера).
Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.
Список литературы
1. Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002
2. Мальцев В. А. Основы политологии. М.: 1997
3. Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000
[1] Основы политологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма , 2000
[2] Демидов А. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002