Понятие право. Отрасли права (контрольная)
Министерство образования РФ
Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет
Контрольная работа
Предмет: Правоведение
Тема: Вариант № 9
Выполнил:
Студент
Заочного отделения
Специальности
МТЭКс-1
Твардовский Юрий Михайлович.
Проверил:
Тюмень 2000 год.
I. Понятие право. Отрасли права.
Право- это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права( конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д. ) и институты права ( избирательное право, институт собственности и т.д. ) в зависимости от предмета и метода регулирования.
Отрасль права - это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Отрасль права имеет специфическое строение. В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, обслуживающие почти все институты особенной части. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно - правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права. Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного Закона (ст. 16 п. 2 Конституции РФ). Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованьями, иные представляют собой компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли включают еще один компонент – под отрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является. Система права это совокупность норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.
II. Политические права и свободы граждан по Конституции РФ .
Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носит, например, право обращаться в государственные органы или доступа к государственной службе. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или профсоюз из одного человека. В то же время не возброняется шествие и пекетирование в одиночку с транспорантом в руках.
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства.
Свобода печати и информации. Без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Газеты, журналы и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.
Первоосновой свободы печати является право каждого человека искать и получать информацию. Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, выступить с публичной лекцией.
Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом.
Злоупотребления свободой печати наносят большой урон обществу и самой этой свободе. Они ведут к дестабилизации обстановки, нарушению общественного согласия, столь необходимого в трудный период проведения глубоких общественных реформ.
20 февраля 1995г. был принят Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации. Этот закон призван защищать право собственности на документы и массивы документов в информационных системах, он вводит порядок правовой защиты информации. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
Право на объединение. Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы.
По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т.е. негосударственных , объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанных с реализацией этого права.
а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Следовательно, граждане и неграждане, законно находящиеся на территории РФ, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, за исключением иностранцев. Военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы. Судьям запрещено принадлежать к политическим партиям.
Б) Государство гарантирует свободу общественных объединений.. За исключением ограничений, предусмотренных ч.5 ст.13 Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы – источники их доходов. Общественное объединениеможет быть ликвидировано только вдвух случаях (и только по решению суда): 1).нарушение ч.5 ст.13 Конституции, иных уголовнонаказуемых деяний, 2) повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач или нарушений закона.
в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания, исключает какое- либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.
Запрещается создание партийных организаций в государственных структурах – вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях. Политические партии и движения не в праве создавать свои структуры по производственному принципу, т.е. на заводах, в учереждениях и т.д.
Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов. Государство не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц. Специальным законом регламентируются благотворительная деятельность и благотворительные организации.
Право на мирные собрания и публичные манифестации. В РФ это право принадлежит только ее гражданам: собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений.
Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публицные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.
Право участвовать в управлении делами государства. Это право принадлежит только гражданам РФ , как непосредственно, так и через своих представителей. Конкретно устанавливается право граждан на участие в проведение референдумов и свободных выборов и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Право избирать и быть избранным. Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т.е. носит властеобразующий характер. Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) реализуется небольшой частью граждан и наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа власти. Так для избрания на пост президента РФ нужно достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Гос. Думы – 21 года. Как активное и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.
Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым при тайном голосовании. Всеобщность означает отсутствие дискриминации. Равенство предусматривает, что каждый гражданин обладает одним голосом и общим со всеми другими гражданами возможностями выбирать и быть избранным. Тайное голосование позволяет гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор.
Конституция специально оговаривает возможность лишения избирательных прав: это возможно только в отношении тех, кто признан судом недееспособным и осужденных к лишению свободы по приговору суда.
Равный доступ к государственной службе. Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Право поступления на службу имеют граждане в возрасте не ниже 18 лет, а предельный возраст нахождения на государственной должности – 60 лет. Основания для отказа: признание судом недееспособным, лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока, наличия заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности и по другим основаниям, установленным законом.
. Право участвовать в отправлении правосудия. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
Назначение на должность судьи осуществляется при достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Присяжные заседатели восстанавливаются Конституцией, пока они назначаются путем жребия для рассмотрения конкретного уголовного дела, а именно решения только одного вопроса: о виновности (или невиновности) обвиняемого. Народные заседатели участвуют в коллективном рассмотрении дел наравне с судьей в суде первой инстанции.
Право обращений. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления вплоть до Президента России , и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные.
Данное право чаще всего используется для обжалования действий должностных лиц (право жалобы), они рассматриваются в течение одного месяца.
Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем.
III.Практическое задание.
Действия администрации по отношению к гражданке Ивановой считаю неправомерными.
Согласно ст. 162 КзоТ не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, и направление в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Отказ от такой работы не может рассматриваться, как нарушение трудовой дисциплины, независимо от характера трудовых обязанностей.
Используемая литература:
1. КзоТ РФ
2. М.Б. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. ИНФРА-М, Москва, 1996г.
3. В.В. Лазарева. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов под редакцией академика РАЕН. Юристъ, Москва, 1996г.