Понятие трудового права. Предмет науки трудового права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: « Трудовое право»

«ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА.

ПРЕДМЕТ НАУКИ ТРУДОВОГО ПРАВА»

Выполнил:

 студент группы ПР 6

                                                                                       Жигало Е. В.

Работа защищена                                                     Научный руководитель:

с оценкой «____»                                                      Лукашенкова А.В.

Витебск, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение  ……………………………………………………………………....с.3

Глава 1  Понятие трудового права и предмет трудового права …………...с.4

1.1  Объект трудовых отношений…………………………………………….с.6   

1.2  Содержание трудовых отношений……………………………………....с.7

     Глава 2 Метод  и система трудового права ………………………………....с.18

     Заключение …………………………………………………………………....с.27          

     Список использованной литературы  ……………………………………….с.28

Введение.

Важную роль в системе права Республики Беларусь играет такая отрасль права, как трудовое право. Оно является основным подразделением системы права, представляет собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих правоотношения работников и нанимателей и требует особой, юридически автономной регламентации. В настоящее время данная отрасль права содержит исчерпывающую систему специфических юридических средств, приемов правового воздействия, необходимых для регулирования соответствующей сферы отношений.

Целью исследования моей курсовой работы является изучение вопросов, таких как понятие трудового права и предмет трудового права, метод  и система трудового права. Это связано с тем, что главным фактором, обуславливающим отличие трудового права от других отраслей права, является предмет правового регулирования. А метод позволяет ответить на вопрос, как осуществляется это регулирование.

В своей работе я использовал формально-логический метод при изучении нормативно-правовых актов, государственных решений, а также общелогические методы: анализ и обобщение.

Глава 1 Понятие трудового права и предмет трудового права

Трудовое право – отрасль права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей.

Определение предмета трудового права связано с общетеоретической проблемой установления критериев образования системы национального права. Ее суть, как известно, состоит в том, что составляющие право юридические нормы, несмотря на их качественное своеобразие, взаимосвязаны и образуют целостную систему. Причем характеру указанной связи присущи признаки единства и внутренней согласованности.

Общая теория права выделяет ряд системообразующих факторов, детерминирующих согласованность и внутреннее единство юридических норм, которые позволяют классифицировать их в определенные группы, элементы, составные части системы. Эти элементы определены как отрасли (подотрасли) и институты права.

В юридической науке нет единства взглядов по поводу принципов построения системы права, т.е. оснований дифференциации юридических норм на отрасли и институты. Однако в настоящее время доминирует позиция, в соответствии с которой основными критериями такой дифференциации признаются предмет и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимаются качественно однородные группы общественных отношений, являющиеся объектом регулирования юридических норм. Следовательно, для определения предмета той или иной отрасли права необходимо установить, какой круг общественных отношений подвергается правовому регулированию.

Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Объективно складывающиеся многообразные общественные отношения обладают общими признаками, поскольку представляют собой социальные связи по удовлетворению различных интересов и потребностей людей и их коллективов, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вместе с тем им присущи и отличия, обусловленные содержанием и характером этих социальных связей. Относительно обособленные группы общественных отношений, обладающие устойчивыми отличиями и однородными свойствами, и образуют предмет правового регулирования определенной отрасли права.

Для обособления соответствующей группы юридических норм в качестве отрасли права необходим и другой важный системообразующий фактор - метод правового регулирования. Метод правового регулирования рассматривается как обусловленный характером соответствующей группы общественных отношений (предмет правового регулирования) способ воздействия права на участников этих общественных отношений. При этом каждая крупная группа юридических норм для признания ее отраслью права должна проявляться наличием собственного метода правового регулирования.

Отсюда отрасль права можно определить как совокупность объективно обособленных взаимосвязанных юридических норм, регулирующих специфическим методом обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, качественно однородными свойствами.

Следовательно, для точного определения круга юридических норм, составляющих соответствующую отрасль права, необходимо проанализировать содержание общественных отношений, регулируемых этими нормами, установить их взаимосвязь и признаки однородности, а также выявить специфику метода правового регулирования.

Названные научные подходы относятся и к определению предмета отрасли трудового права.

Определение предмета трудового права представляет известную сложность, поскольку с трудом связаны многочисленные общественные отношения, любая сфера человеческой деятельности. Между тем к предмету трудового права относится лишь часть этих отношений, а именно те, которые складываются по поводу применения труда. Их предметом является сам процесс труда, его организация и условия.

В сферу трудового права не попадают отношения, сам процесс трудовой деятельности в которых выступает как средство осуществления определенных договорных обязательств имущественного или иного характера - договорные отношения подряда, поручения и др. Эти отношения относятся к предмету гражданского права и существенно отличаются правовой формой регулирования. В них не регламентируется порядок организации и осуществления трудовой деятельности по выполнению договора, посколь­ку здесь важен конечный результат труда. Они осуществ­ляются не на постоянной основе и оканчиваются сроком выполнения договорных обязательств, достижения целей соглашения. Причем работник в процессе выполнения работ сам организует свой труд, обеспечивает его безопасность и т.д.1

1.1  Объектом же трудовых отношений выступает сам труд, различные аспекты его применения, способность осуществлять определенный вид трудовой деятельности.

В процессе трудовой деятельности возникают многоаспектные отношения по поводу использования труда между его носителями (трудящимися) и собственниками средств производства (нанимателями). Предмет трудового права, как видно, образует группа общественных отношений по применению и организации наемного труда. В этих отношениях правовому регулированию подвергается сам процесс труда, различные формы его организации и условия осуществления.

Трудовые отношения обладают рядом характерных, специфических признаков, особенностей, позволяющих отличать их от других видов отношений, возникающих в связи с осуществлением различной трудовой деятельности.

Специфика проявляется,

·        во-первых, в том, что выполнение работником своих обязанностей, как правило, обусловливается включением его в состав коллектива работников организации. Обычно это осуществляется на основе распорядительных актов нанимателя путем зачисления работника в штат организации (ст. 25 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее также - ТК);

1Трудовое право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. 2-е издание., перераб. и доп.-Мн.:Амалфея, 2002.-672с.

·        во-вторых, зачисленный в штат работник должен осуществлять трудовую функцию сам лично, своим собственным трудом, поскольку возникающие отношения связаны с применением именно его способности к определенному виду трудовой деятельности. Важной особенностью трудовых отношений;

·         в-третьих, является то, что наемный работник включается в существующую у нанимателя систему организации труда и обязан подчиняться установленным правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять распоряжения нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам (ст. 53 ТК).

К признакам трудовых отношений следует отнести возмездный характер осуществляемой работы, реализуемый путем выплаты нанимателем работнику установленного размера заработной платы (ст. 55 ТК), а также длящуюся во времени трудовую функцию, не завершающуюся выполнением определенной производственной операции или изготовлением конечной продукции. При этом трудовая функция предполагает выполнение работы по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям (ст. 19 ТК) и др. Эти отношения предполагают также обязательное социальное страхование нанимателем работника от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 224 ТК).

Таким образом, трудовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, связанные с реализацией индивидами своих способностей к труду. Они складываются между собственниками средств производства (нанимателями), с одной стороны, и трудящимися (наемными работниками) - с другой.

1.2 Содержанием трудовых отношений является организация труда по осуществлению в интересах нанимателя наемными работниками за заработную плату определенной трудовой функции с условием включения их в списочный состав нанимателя и подчинения установленному там внутреннему трудовому распорядку.

Этим и отличаются трудовые отношения от других общественных отношений, связанных с различными видами трудовой деятельности людей, в этом и проявляется их специфика, качественное своеобразие.

Таким образом, к сфере регламентации трудового права относятся те общественно-трудовые отношения, которые складываются преимущественно на основе трудового договора между нанимателями, действующими на базе различных форм собственности, и наемными работниками. Кроме того, в соответствии с законодательством под действие норм трудового права подпадают не только те отношения, которые возникают по поводу найма и использования рабочей силы на государственных и частных предприятиях и в организациях, но также трудовые отношения, складывающиеся на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм.

Указанная форма трудовой деятельности имеет существенные отличительные особенности и в организации, и в оплате труда. Так как трудовые отношения возникают не между нанимателем и наемным работником, а между коллективом собственников, осуществляющих определенный вид деятельности, и каждым отдельным собственником, обладающим своей долей в совместной собственности и участвующим своим трудом в совместной деятельности.

Все эти организации функционируют на основе принципов самоуправления и демократии. Каждый член коллектива в соответствии с уставными документами принимает участие в решении всех вопросов их деятельности, как правило, через создаваемые органы самоуправления, и прежде всего через общие собрания (конференции) членов организации, в том числе и по организации труда, распределению доходов и т.п. Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения только в том случае, если в актах этих организаций не установлены нормы, регулирующие те же отношения по-иному, т.е. в случае отсутствия локаль­ных норм соответствующих организаций. Вместе с тем в соответствии с законодательством в учредительских доку­ментах и актах локального регулирования этих организаций не могут устанавливаться нормы, ухудшающие положение их членов (участников) по сравнению с законодательством о труде

 (ст. 4 ТК).

В соответствии с законодательством (ст. 6 ТК) не подпадают под действие трудового права отношения по поводу осуществления:

·        обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений;

·        обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством.

Индивидуальные трудовые отношения, основанные на договоре, являются основой предмета трудового права. Вместе с тем сфера действия трудового права не ограничивается регулированием договорных отношений по применению труда наемных работников. Трудовые отношения являются ядром более широкого комплекса социальных отношений, которые связаны с собственно трудовыми отношениями, не могут быть от них оторваны и также входят в предмет трудового права, поскольку обеспечивают реализацию трудового договора, стабильность трудовых отношений, создают благоприятные условия для осуществления его сторонами прав и обязанностей. Законодательство и наука трудового права выделяют ряд групп общественных отношений, связанных с трудовыми и входящих в сферу действия трудового права. Отношения по профессиональной подготовке работников на производстве

Подготовка новых рабочих кадров непосредственно на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения. Таким путем осуществляется подготовка лиц, ранее не имевших профессий. Возникающие в этих случаях отношения по обучению по своему содержанию отличаются от трудовых. Их непосредственная цель -подготовка ученика по определенной профессии. Они предшествуют трудовым отношениям, тесно с ними связаны, поскольку после завершения обучения и присвоения ученику определенной квалификации наниматель предоставляет ему работу в соответствии с полученной квалификацией.

Повышение квалификации работников - это обучение, направленное на совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям в соответствии с требованиями производства в новых условиях.

Повышение квалификации осуществляется в различных формах.

В соответствии с законодательством наниматели обяза­ны поощрять работников, повышающих свою квалифика­цию, обеспечивать надлежащую организацию и условия для обучения кадров.

Как видно, отношения по повышению квалификации возникают с лицами, уже работающими у нанимателя, поэтому они хотя и отличаются от трудовых, но сопутствуют им и тесно с ними связаны.

Отношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Это конституционное положение закреплено и в Трудовом кодексе Республики Беларусь (ст. 11). В свою очередь и наниматели имеют право создавать и вступать в объединения нанимателей (п. 3 ст. 12 ТК).

Основной целью профсоюзов как добровольной организации, объединяющей граждан, имеющих общность интересов в сфере трудовой деятельности, является защита трудовых и социально-экономических прав своих членов. Профсоюзы имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде (ст. 463 ТК). В случае возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) профсоюзы от имени своих членов осуществляют переговоры и в рамках, определенных законодательством, принимают все меры по защите законных интересов трудя­щихся и разрешению возникшего конфликта. 2

Порядок разрешения коллективных споров регулируется ст. 377-399 ТК.

Важной сферой отношений, обеспечивающих трудовые интересы работников и интересы нанимателей, являются отношения по заключению и осуществлению коллективных договоров и соглашений (ст. 356-376 ТК).

2Трудовое право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. 2-е издание., перераб. и доп.-Мн.:Амалфея, 2002.-672с.

Переговоры с нанимателями по заключению коллективных договоров и соглашений трудящиеся осуществляют через соответствующие профсоюзы (их объединения), хотя интересы работников могут представлять и иные их представительные органы (ст. 354 ТК). Интересы нанимателей представляют их соответствующие объединения (ст. 355 ТК).

Деятельность профсоюзов и объединений нанимателей может касаться обеспечения взаимных социально-трудо­вых интересов работников и нанимателей в связи с разработкой и осуществлением программ занятости, участием работников в управлении организацией и др.

Все они сопутствуют трудовым отношениям и обеспечивают их реализацию.

    Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров.

Отношения обусловлены необходимостью разрешения в духе социального партнерства (ст. 352-355 ТК) различных вопросов и возможных разногласий, возникающих в процессе заключения, изменения или дополнения соглашений и коллективных договоров. В качестве инициаторов и участников этих переговоров выступают представительные органы работников и нанимателей. Предметом переговоров с целью заключения соглашений и коллективных договоров является широкий круг вопросов, относящихся к развитию сотрудничества, основанного на принципах социального партнерства, определению критериев жизненного уровня работников и членов их семей, касающихся занятости, заработной платы, организации труда, размеров тарифных ставок (окладов), трудового распорядка и т.п.

В Трудовом кодексе подробно регламентируется порядок организации и ведения коллективных переговоров в связи с заключением соглашений и коллективных договоров, определяются все аспекты этих важных актов (см. соответствующую главу).

Общественные отношения, о которых идет речь, выхо­дят за рамки отношений, основанных на трудовом договоре. Однако несомненно, что они предопределяют полнокровное и стабильное осуществление трудового договора, поскольку именно в коллективных договорах и соглашениях отражается баланс интересов работников и нанимателей в социально-трудовой сфере.

    Отношения, связанные с различными аспектами взаимодействия между работниками (их представителями) и нанимателями

Здесь имеются в виду те сферы взаимоотношений, которые находятся за пределами содержания собственно трудовых отношений. Это в первую очередь отношения, вытекающие из основных прав работников и нанимателей - на участие в управлении организацией, на участие в собраниях, на объединение в профсоюзы и др. В частности, работникам предоставляется право на участие в управлении организацией независимо от формы собственности, на основании которой она действует. Это участие осуществляется на основе социального партнерства с нанимателями через общие собрания коллективов работников, через профсоюзы и другие органы, создаваемые в соответствии с законода­тельством, уставом организации, коллективным договором и др. Наниматели обязаны обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах.

Работники (их представители) взаимодействуют с нанимателями и в связи с ведением коллективных переговоров по поводу заключения коллективных договоров, в процессе разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и др.

Эти отношения связаны прежде всего с решением вопросов организации и управления коллективным трудом. Они существенно влияют на стабильность трудовых отношений, на улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников в качественном выполнении трудовых обязанностей, что и предопределяет их включение в сферу трудового права.

Отношения, связанные с обеспечением занятости

В соответствии со ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд. Госу­дарство создает условия для полной занятости населения.

В демократическом обществе принудительный труд запрещается, поэтому граждане самостоятельно решают вопрос о виде своей занятости, т.е. не запрещенной законом, общественно полезной деятельности, приносящей им заработок (доход) (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь»3). Это может быть работа на основе трудового договора (контракта), предпринимательская деятельность, работа в соответствии с авторским договором, договором подряда, на основе членства в кооперативах, коллективных и арендных предприятиях и т.п.

В период экономических преобразований, изменения структуры хозяйства меняется и структура занятости населения, происходит высвобождение рабочей силы, появляется безработица. Поэтому в случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Возникают также другие отношения, связанные с оказанием содействия незанятым лицам в начале или при возобновлении трудовой деятельности, т.е. отношения по трудоустройству.

В Республике Беларусь создана государственная служба занятости, которая осуществляет комплекс мер в сфере своей деятельности. Эта организация собирает информацию о наличии свободных рабочих мест, а также о предстоящем высвобождении рабочей силы, ведет учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказывает им помощь в подыскании подходящей работы. Служба занятости проводит профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных, их регистрацию и выплату пособий, участвует в создании рабочих мест для отдельных категорий граждан и т.д.

В процессе обеспечения занятости населения возникают группы общественных отношений:

3Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 года с последующими изменениями и дополнениями Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., №3.

·        во-первых, между гражданами и органами государственной службы занятости по поводу подбора работы и выдачи направлений к нанимателю, а в случае отсутствия возможностей трудоустройства регистрации в качестве безработного и выплаты пособия;

·        во-вторых отношения между органами службы занятости и нанимателями по поводу сбора информации о наличии свободных мест и направления к нанимателям лиц, ищущих работу, для заключения трудового договора;

·         в-третьих, между гражданами, получившими в органах службы занятости направления на работу, и нанимателями по поводу заключения трудового договора.

Как видно, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения граждан подходящей работой, а нанимателей - необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых отношений, и поэтому входят в предмет трудового права.

Отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства

Законодательством Республики Беларусь устанавливается обязанность нанимателей создавать здоровые и безопасные условия труда и соблюдать в полном объеме все правоположения, регулирующие трудовые отношения. Но этим не ограничиваются функции трудового права по обеспечению гарантий выполнения нанимателями указанных требований.

В законодательстве определяется система органов, в обязанность которых входит осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. К их числу относятся органы, осуществляющие эти обязанности наряду с другими функциями, и органы, для которых названная деятельность является основной, т.е. специальные органы. К последним относится, например. Департамент по инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Одна из главных задач этого органа - надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, наложение на нанимателей и должностных лиц санкций за его нарушение. Функции контроля и надзора осуществляют и иные специальные государствен­ные органы.

Определенную роль в обеспечении соблюдения нанимателями трудового законодательства играют профсоюзы. В соответствии с законодательством (ст. 463 ТК) им предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Наниматели, соответствующие государственные органы обязаны предоставлять профсоюзам необходимую информацию для осуществления общественного контроля. При осуществлении надзора и контроля специально уполномоченные государственные органы взаимодействуют между собой и с профсоюзами.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, по своему характеру и целям направлены на обеспечение безопасных для здоровья и жизни трудящихся условий труда, лучшей организации трудовой деятельности, т.е. сопутствуют трудовым отношениям, неразрывно с ними связаны, что предопределяет их вхождение в сферу трудового права.

Отношения, связанные с государственным социальным страхованием

В соответствии со ст. 47 Конституции гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

В развитие этого конституционного положения в Беларуси принят ряд нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в этой жизненно важной сфере. Так, в Законе Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования» сказано, что государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов. Для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты населения. Средства фонда состоят из обязательных взносов нанимателей и граждан, а также из добровольных пожертвований и других поступлений. Для осуществления выплат в связи с безработицей создан Государственный фонд содействия занятости. Социальное обеспечение некоторых категорий граждан (государственных служащих, военнослужащих и др.) осуществляется за счет средств государственного бюджета.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

• пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

• пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

• пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

• пособиями по безработице;

• пособиями на погребение.

Как видно, почти все группы общественных отношений, возникающих в сфере государственного социального страхования, органически связаны с трудовыми отношениями, вытекают из них, обеспечивают их стабильность и поэтому относятся к предмету регулирования трудового права.

Отношения по рассмотрению трудовых споров

В процессе осуществления трудовых правоотношений между их субъектами (сторонами) нередко возникают разногласия, т.е. трудовые споры. Причины таких споров различны. Они могут быть вызваны нарушениями одной из сторон законодательства о труде, условий трудового или коллективного договора, нечеткими формулировками не­которых норм трудового права, обнаруживающимися пробелами в законодательстве и т.п. Трудовые споры могут носить индивидуальный и коллективный характер. На практике они возникают как по поводу применения уже установленных условий труда, так и по поводу их изменения или установления новых.

В законодательстве Республики Беларусь регламентирован порядок разрешения возникающих между участниками трудовых отношений разногласий. В первую очередь определены органы, рассматривающие индивидуальные и коллективные трудовые споры, их компетенция, установлены юридические процедуры принятия заявлений о предмете спора, их рассмотрения, вынесения решения и его исполнения и т.п. (ст. 233-251, 377-399 ТК).

Порядок разрешения трудовых споров, круг субъектов, правомочных их рассматривать, имеют определенные особенности в зависимости от того, является спор индивидуальным или коллективным и по поводу чего он возник.

Особенностью современного законодательства Республики Беларусь, регулирующего разрешение разногласий в сфере трудовых отношений, является установление демократического порядка разрешения коллективных споров и расширение рамок судебной защиты трудовых прав и интересов работника.

Общественные отношения, складывающиеся при разрешении возникающих трудовых споров, играют важную роль в обеспечении надлежащих условий труда, устойчивости трудовых связей, они не могут быть оторваны от трудовых, поэтому включаются в сферу трудового права.

Таким образом, предмет отрасли трудового права составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу применения труда граждан, основанные на трудовом договоре и возникающие в организациях всех форм собственности, а также отношения, тесно связанные с организацией и применением труда.

Глава 2 Метод  и система трудового права

Метод правового регулирования - важный признак отрасли права. Под ним, как отмечалось, понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на пове­дение субъектов, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Различное сочетание способов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проходит через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Метод отрасли права не создается произвольно законодателем, а формируется в зависимости от своеобразия предмета правового регулирования.

В качестве основных признаков метода правового регулирования общая теория права выделяет:

• состав юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения право отношений;

• юридическое положение участников правоотношений, способ формирования содержания прав и обязанностей субъектов;

• специфику санкций, способов и процедур их применения.

В каждой отрасли права эти признаки приобретают различное сочетание, в котором и проявляются отличительные особенности метода, его отраслевая специфика.

Специфика такого рода присуща и методу трудового права. Это прежде всего наличие определенных особенностей, связанных с возникновением, изменением и прекращением

трудовых правоотношений. Трудовые правоотношения возникают на основе договора между нанимателями и наемными работниками.

Договорный метод установления трудовых правоотношений используется не случайно. Конституция Республи­ки Беларусь закрепляет право граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Одновременно предоставляются всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, на базе всех форм собственности. Исходя из этого государство стремится обеспечить трудящимся реализацию своего права на труд, а нанимателям - возможность удовлетворять потребности в необходимых кадрах.

В этих целях и используется трудовой договор как юридическое средство реализации взаимных интересов трудящихся и нанимателей в демократическом обществе. Кроме того, государство, опираясь на правовые средства, создает условия для полной занятости населения, стимулирует резервирование рабочих мест для молодежи, других категорий граждан, организует обучение новым специаль­ностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей.

Используя метод договорного установления трудовых правоотношений, законодатель одновременно избегает императивных предписаний в регулировании движения рабочей силы. Как известно, ранее этот метод использовался достаточно широко, в частности при распределении молодых специалистов и рабочих. Сегодня в целях привлечения и закрепления необходимых кадров в соответствующих местностях и сферах применения труда используется преимущественно метод стимулирования путем дифференциации заработной платы, установления доплат и надбавок к заработку, дополнительных отпусков, права на часть прибыли нанимателя и т.п. В особом порядке стимулируется труд лиц, работающих в зонах радиоактивного загрязнения местности.

Таким образом, возникновение трудовых правоотношений осуществляется на основе принципа договорной свободы, дополненного мерами стимулирования и поощрения.

Специфика метода трудового права выявляется и при анализе правового положения участников трудового правоотношения. Поскольку юридическим основанием возникновения трудовых правоотношений является договор, то и правовое положение участников этих отношений характеризуется в первую очередь признаками их равенства, т.е. они выступают в качестве равноправных субъектов, установивших отношения по собственной воле и в собственных интересах.

Для трудового права, как известно, отличительным является то, что работник, заключивший трудовой договор, включается в списочный состав организации и подчиняется установленному режиму труда и указаниям нанимателя по вопросам, относящимся к осуществлению им трудовых обязанностей. Более того, наниматель правомочен применять к работнику предусмотренные законодательством меры воздействия в случае ненадлежащего выполнения им трудовых обязанностей, правил внутреннего распорядка и соответствующих распоряжений. Такого рода правомочия нанимателя вытекают в первую очередь из природы организации совместного, коллективного труда. Этим и обусловлена необходимость сочетания в трудовом правоотношении начал равенства и подчинения.

Но специфика правового положения субъектов трудового правоотношения не ограничивается указанными особенностями. Как известно, существенную роль в процессе организации и применения труда у нанимателя играют профсоюзы. Выступая от имени трудящихся, они участвуют в заключении коллективных договоров и соглашений, в разрешении трудовых споров, осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и др.

Профсоюзные органы, таким образом оказывают существенное влияние на правовое положение субъектов трудового правоотношения. Деятельность этих органов укрепляет положение работников в решении широкого круга вопросов организации и условий труда и удерживает правомочия нанимателей в рамках, установленных законодательством.

Следовательно, взаимодействие работников и нанимателей с профсоюзами в процессе осуществления ими прав и обязанностей, вытекающих из законодательства и трудового договора, отражает специфику, своеобразие правового положения участников трудового правоотношения.

Для трудового права присущ особый способ формирования содержания прав и обязанностей субъектов трудовых отношений.

В современных условиях основной целью правового регулирования трудовых отношений является установление и гарантирование таких условий труда, которые обеспечивали бы достаточно высокий уровень и качество жизни, нормальную жизнедеятельность человека, воспро­изводство его рабочей силы и, в свою очередь, устойчивое функционирование субъектов хозяйствования. После отказа от командно-административных методов централизо­ванного управления экономикой государство применяет средства косвенного управления. При этом наниматели имеют значительную самостоятельность в хозяйственной деятельности, в том числе в сфере организации труда.

Исходя из этого часть нормативно-правовых установлений формируется централизованно, на уровне законодательного регулирования. Таким путем устанавливаются принципиальные положения и единые нормы применения наемного труда, обеспечивающие охрану жизни и здоровья работающих, достаточный уровень их материального вознаграждения. Эти положения и нормы являются обязательными для всех нанимателей независимо от форм собственности. Они могут изменяться лишь в сторону улучшения. К ним, например, относятся нормы, устанавливающие максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный размер заработной платы, условия по охране труда и технике безопасности, порядок применения труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, определяющие платежи по социальному страхованию и содействию занятости и др.

Вместе с тем широкая хозяйственная самостоятельность нанимателей обусловливает применение методов локального регулирования трудовых отношений. В локальных нормах на основе общих норм законодательства о труде отражается специфика и особенности конкретных производств.

Наиболее важный акт локального регулирования -коллективный договор. При помощи коллективного договора согласовываются интересы коллектива работников и нанимателя. Это акт их взаимного согласия, в котором могут устанавливаться нормы, улучшающие положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства.

В настоящее время все более широко используется и такая форма регулирования коллективных отношений между работниками и нанимателями, как соглашения (ст. 358 ТК). В соответствии с законодательством они заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях. В этих актах могут содержаться обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенных профессий, отрасли, территории. Соглашения распространяют свое действие на все организации или на их определенную часть.

Локальные акты и нормативные соглашения дополняют акты централизованного регулирования трудовых отношений и отражают особенности в характере и условиях труда в определенных отраслях, местностях, в конкретных организациях. Тем самым достигается сочетание единства и дифференциации норм трудового права.

Необходимо обратить внимание и на применяемые в трудовом праве способы закрепления и распределения между субъектами трудовых правоотношений прав и обязанностей.

Дозволение - наиболее распространенный способ правового регулирования в сфере трудовых отношений. В дозволительных нормах закрепляется право субъектов по собственному усмотрению регулировать достаточно широкий круг отношений. Например, по соглашению сторон может определяться срок трудового договора (ст. 17 ТК), его содержание и условия (ст. 19 ТК), устанавливаться неполный рабочий день или неделя (ст. 118 ТК) и т.д. Дозволительные нормы дают возможность в процессе уста­новления индивидуально-договорных отношений учитывать специфику трудовой деятельности у определенных нанимателей и личные качества работников. Вместе с тем такие договоренности не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде.

В трудовом праве используется и способ у становления запретов. Например, запрещается дискриминация в сфере трудовых отношений (ст. 14 ТК), применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда (ст. 262 ТК), привлечение работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни (ст. 276 ТК).

Нормы, содержащие запреты, не могут быть изменены участниками общественных отношений.

Применяются также нормы поощрительного характера. Например, такие нормы содержатся в ст. 160 ТК (дополнительные поощрительные отпуска), ст. 196 (поощрения за труд), ст. 205 (поощрение работников, совмещающих работу с обучением) и др.

Особенности метода трудового права проявляются также в характере санкций, способов и процедур их применения.

Трудовое право располагает широким набором юридических средств, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. В нормах трудового права предусматриваются санкции, которые характерны только для данной отрасли права и используются лишь в ее пределах, что несомненно указывает на их специфические особенности. В первую очередь к ним относятся меры дисциплинарной ответственности, применяемые за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда. Присущей только для отрасли трудового права является также материальная ответственность, которая может применяться по отношению к субъектам трудового правоотношения в случаях причинения ими ущерба другой стороне.

Отрасль трудового права обладает и особыми внесудебными процессуальными формами применения санкций. Достаточно указать на порядок наложения дисциплинарных взысканий, которые осуществляются нанимателем, т.е. одной из сторон трудового правоотношения (ст. 199 ТК).

В особом порядке применяются и меры материальной ответственности за ущерб, причиненный работником нанимателю в процессе исполнения трудовых обязанностей (ст. 408 ТК).

Возникающие трудовые споры (конфликты) также разрешаются в особом порядке и при участии профсоюзов.

В целях оперативного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров создаются специальные органы (комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи). Но это не исключает возможность защиты трудовых прав и законных интересов работников в судебном порядке.

Таким образом, перечисленные наиболее характерные специфические приемы и способы, применяемые для право­вого регулирования трудовых отношений, в совокупности и составляют метод отрасли трудового права.

Системой отрасли права принято называть сложившуюся внутреннюю структуру права, выражающую единство и взаимосогласованность составляющих его норм.4

Как система национального права в целом, так и каждая ее отрасль отличаются внутренней согласованностью, органической связью юридических норм и одновременной их дифференциацией на составные части (элементы). Основанием такой дифференциации, как отмечалось, служит структура определенных общественных отношений.

Соответственно и отрасль трудового права характеризуется единством, поскольку регулирует большую группу общественных отношений, обладающих общими признаками. Вместе с тем регулируемые отношения состоят из ряда элементов, которые отражают разные стороны единого процесса применения труда. В связи с этим нормативные правовые акты, регламентирующие эту сферу отношений, содержат нормы, в которых определяется то общее, что характерно для всех элементов трудовых отношений, а также нормы, отражающие специфику отдельных видов (элементов) этих отношений. Это обстоятельство предопределяет деление трудового права на Общую часть, в которую входит первая группа правовых норм, и Особенную часть, в которую включается вторая их группа.

Общая часть охватывает нормы, которые содержат общие правоположения, касающиеся труда всех работни­ков, и отражают упомянутое единство трудового права. Она включает в себя те разделы, в которых определяются задачи отрасли трудового права,

4 Трудовое право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. 2-е издание., перераб. и доп.-Мн.:Амалфея, 2002.-672с.

 сфера его действия, источники регулирования, принципиальные положения, относящиеся к установлению и осуществлению трудовых отношений, к условиям труда, соотношению норм белорусского национального и международного права, закрепляются основные трудовые права и обязанности субъектов, сроки возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В Общую часть входят нормы о коллективном договоре, о профессиональных союзах, об участии работников в управлении организациями, о контроле и надзоре за соблюдением законодательства о труде.

Эти правовые нормы позволяют уточнить критерии, лежащие в основе отграничения трудовых отношений, от иных отношений, связанных с трудовой деятельностью. Образно говоря, перечисленные положения служат фундаментом, общей основой для осуществления индивидуально-трудовых правоотношений.

В Особенную часть трудового права входят нормы, регулирующие конкретное содержание трудового отношения, отдельные элементы, определенные его стороны или отдельные виды иных общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли права. Определенные группы норм, регулирующие однородные по содержанию, взаимосвязанные между собой отношения, образуют правовые институты. Например, нормы, устанавливающие основания возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, составляют институт трудового договора. К Особенной части трудового права относятся также институты трудоустройства, рабочего времени и времени отдыха, трудовой дисциплины, заработной платы, охраны труда, трудовых споров, материальной ответственности и ряд других институтов.

Таким образом, система отрасли белорусского трудового права представляет собой систему правовых норм, образующих Общую и Особенную части, которые в свою очередь делятся на институты.

От системы трудового права следует отличать систему трудового законодательства, которая объединяет весь нормативный материал в сфере труда (законы, декреты, указы Президента, постановления Совета Министров и т.д.) и имеет четкую классификацию. Система трудового права, как и любой другой отрасли, формируется объективно. Система трудового законодательства строится с учетом системы права, но испытывает значительное субъективное влияние со стороны органов правотворчества. Это предопределяет некоторое несовпадение системы трудового права и системы трудового законодательства. Наиболее полное приближение (совпадение) системы права и системы законодательства проявляется в Трудовом кодексе, что значительно повышает эффективность правового регулирования трудовых отношений. Вместе с тем в этом важнейшем кодифицированном акте помещены далеко не все нормативно-правовые установления в сфере трудового права.

Отрасль трудового права как систему норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс однородных общественных отношений, следует отличать от науки трудового права.

Наука трудового права изучает обширный комплекс общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, юридическую природу правовых норм, типичные черты правоотношений, возникающих на их основе, принципы правового регулирования, его эффективность, взаи­мообусловленность многочисленных жизненных обстоятельств, связанных с регулированием трудовых отношений.

Наука трудового права, кроме того, используя метод сравнительного правоведения, изучает и обобщает опыт правового регулирования труда в разных странах мира, международные правовые акты о труде, прогнозирует и инициирует дальнейшее развитие отрасли белорусского пудового права и т.д.

Система науки трудового права в основном соответствует системе отрасли права и состоит из Общей и Особенной частей. Однако круг изучаемых ею явлений выходит за рамки системы действующих норм трудового права, поэтому предмет науки значительно шире предмета отрасли права.

Заключение.

По итогам проделанной мной работы можно сделать ряд выводов касающихся определения понятия трудового права, предмета, метода и системы.

Трудовое право – отрасль права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей.

Под предметом правового регулирования понимаются качественно однородные группы общественных отношений, являющиеся объектом регулирования юридических норм.

Метод правового регулирования - важный признак отрасли права. Под ним, как отмечалось, понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на пове­дение субъектов, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Системой отрасли права принято называть сложившуюся внутреннюю структуру права, выражающую единство и взаимосогласованность составляющих его норм.

Значительную роль в  трудовом праве  играет  Конституции Республики Беларусь, которая целый ряд трудовых прав отнесла к категории прав человека, например свободу труда, вознаграждение за труд, право на охрану труда, право на отдых, право на создание профессиональных союзов для защиты работниками своих  интересов. Упомянутые конституционные нормы призваны усилить защитный характер трудового права. Принципам, заложенным трудовым правом, соответствует, и  государственная политика Республики Беларусь в отношении трудящихся имеющая целью осуществление эффективных мер по защите прав трудящихся, предупреждение безработицы. Государственные органы Республики Беларусь обеспечивают получение гражданами образования, профессиональной подготовки и их последующее трудоустройство. Исходя из выше сказанного можно с уверенностью сказать, что трудовое право в Республике Беларусь занимает высокое положение в системе права Республики Беларусь и регулирует широкий спектр общественных отношений. А рассмотренные в данной работе понятия имеют важное значение как для науки  трудового права, так и для  практической деятельности.

Список использованной литературы:

1.     Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), Мн. «Полымя», 2001.

2.     Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. -3-е издание.-Мн.:Амалфея, 2001.-240 с.

3.     Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 года с последующими изменениями и дополнениями Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., №3.

4.     Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь/ Под общей редакцией Г.А.Василевича.-Мн.:Амалфея, 2000.-1072 с.

5.     Право социального обеспечения: Учебник/ Под общей редакцией И.В.Гущина.-Мн.:Амалфея, 2002. -512 с.

6.     Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова.-Мн.:Амалфея, 1999.-664 с.

7.     Трудовое право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. 2-е издание., перераб. и доп.-Мн.:Амалфея, 2002.-672 с.

8.     Популярный юридический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия , 2002. -800 с.