Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3

1.     Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений ..... 4

2.     Субъекты предпринимательского права и их классификация …………10

3.     Организационно-правовые формы предпринимательской

деятельности …………………………………………………………………..12

4.     Объединения субъектов предпринимательского права ………………....15

5.     Субъекты, имеющие особое правовое положение: фонды, страховые компании и др.  …………………………………………………………….17

6.     Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления как субъекты предпринимательского права .19

Заключение ………………………………………………………………………..23

Задачи ……………………………………………………………………………...24

Список литературы ……………………………………………………………….26

Введение

Проводимые в настоящее время в России рыночные рефор­мы предусматривают создание свободного рынка товаров и ус­луг, расширение и укрепление сферы предпринимательской дея­тельности. В этих условиях основными действующими лицами в экономике страны становятся предприниматели.

Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием, поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за пле­чами слишком долгий опыт командно-административных мето­дов руководства экономикой. Страну захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери.

Для того чтобы сдерживать эту стихию, необходимы новые формы и методы государственного регулирования рынка, иму­щественных отношений предпринимателей.

За годы реформ юридическое понимание предприниматель­ства претерпело существенные изменения.

Согласно п. 1 ст. 2 ныне действующего Гражданского кодек­са Российской Федерации предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятель­ность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом каче­стве в установленном законом порядке.

  1. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений

Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

 1)    собственно предпринимательские отношения (горизонталь­ные отношения, т.е. предприниматель — предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. предприниматель — орган управления).

Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отноше­ния единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений пред­принимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, напри­мер в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по госу­дарственному регулированию экономики, по поддержке конку­ренции и ограничению монополистической деятельности, пра­вовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной их чертой является обяза­тельность исполнения адресованных предпринимателям управ­ленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.

В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозави­симость нормативных актов и нормативных предписаний, регу­лирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Особенностью предпринимательских отношений по сравне­нию с гражданскими является субъектный состав. По субъектно­му составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.

В предпринимательских отношениях основным является по­нятие «хозяйствующий субъект» — лицо, осуществляющее пред­принимательскую деятельность. Вместе с тем это шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация — учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участво­вать в хозяйственном обороте.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предприни­мательскую деятельность как разновидность деятельности эконо­мической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направлен­ная, на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как пред­принимательская.

На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где говорится, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возни­кающим из гражданских, административных и иных правоот­ношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где говорится, что арбит­ражный суд является специализированным судом по разреше­нию экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность отличается* рядом при­знаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятель­ности как о понятии более узком, чем понятие «хозяйственная деятельность».

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельность;

2)    наличие цели, заключающейся в получении прибыли;

3)    систематический характер получения прибыли;

4)    хозяйственный риск;

5)        факт государственной регистрации участников. Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятель­ность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельно­сти определяет пути и способы реализации своей продукции, вы­бирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономиче­ские связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы — свободное цено­образование. Однако в экономике абсолютной свободы произ­водителей не существует. Предприниматель имеет полную само­стоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, вы­дающей команды: что делать, как и сколько. Однако он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно го­ворить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2.         Предпринимательская деятельность имеет своей целью по­лучение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса — предпринимательских способностей. Труд этот непростой и предполагает, во-первых, проявление инициа­тивы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординар­ных решений по управлению фирмой, организации труда и, в третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного про­цесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извле­чение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в сво­их интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой пред­приятия, за результат своей деятельности. Имущественная от­ветственность предпринимателя — это его обязанность претер­петь неблагоприятные имущественные последствия, обуслов­ленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

3.  В ГК РФ уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Еди­ничные случаи извлечения прибыли не являются предпринима­тельской деятельностью. Систематичность характеризуется дли­тельностью и регулярностью получения прибыли, что определя­ется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столь­ко сама сфера деятельности, сколько систематическое получе­ние прибыли. Признаком предпринимательских экономических отноше­ний является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск — это возможные неблаго­приятные имущественные последствия деятельности предприни­мателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможно­стями с его стороны. Рисковый характер деятельности не только может привести к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ преду­сматривает повышенную имущественную ответственность пред­принимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует только в том случае, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значитель­ной части населения страны предприниматели практически все­гда могут внести в договор условие об ответственности за его на­рушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать от­ветственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессио­нальная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринима­тельской деятельности — юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъ­екты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом каче­стве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юри­дическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организа­ции. Однако на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация должна по­лучить лицензию. Определенные виды лицензируемой предпри­нимательской деятельности коммерческие организации могут осуществлять только как исключительные (например, по органи­зации биржевой торговли), или они признаются несовместимыми с другими видами деятельности (например, банковская). Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государ­ственных предприятий (производство и торговля оружием).

Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, банковская). Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной ре­гистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образова­ния юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а так­же уклонение от нее могут быть обжалованы в суде.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направлен­ную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

  1. Субъекты предпринимательского права и их классификация

Субъекты коммерческого права принадлежат к числу хо­зяйствующих субъектов. Это российские и иностран­ные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, занимаю­щиеся предпринимательской деятельностью, а также ин­дивидуальные предприниматели. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в коммерческих отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Коммерческие и некоммерческие организации являются юридическими лицами.

Граждане вправе заниматься предпринимательской (в том числе коммерческой) деятельностью без образования юридического лица с момента госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридические лица. К коммерческим организациям относятся полные товарищества, товарищества на вере, об­щества с ограниченной ответственностью, общества с до­полнительной ответственностью, акционерные общества производственные кооперативы, государственные и муни­ципальные унитарные предприятия. Все они являются юридическими лицами: имеют в собственности, хозяй­ственном ведении или оперативном управлении обособлен­ное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуществен­ные права, нести обязанности, быть истцом и ответчи­ком в суде, имеют самостоятельный баланс или смету.

     Представительства и филиалы. Представительст­во — обособленное подразделение юридического лица, рас­положенное вне места его нахождения, которое представ­ляет интересы юридического лица и осуществляет их за­щиту. Филиал — обособленное подразделение юридичес­кого лица, расположенное вне места его нахождения и осу­ществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы:

1)    не являются юридическими лицами;

2)    наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом;

3)    действуют на основании утвержденных создавшим их юридическим лицом положений;

4)    их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности;

5)    должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

 SHAPE  * MERGEFORMAT

  Юридические

лица

лица

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Преследуют извлече­ние прибыли в каче­стве основной цели своей деятельности

Некоммерческие организации

Не имеют основной целью своей деятельности извлечение при­были и не распределяют полученную прибыль между участни­ками (учредителями). Могут осуществлять предприниматель­скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит до­стижению целей, ради которых они созданы, и соответству­ющую этим целям

Потребительские кооперативы

Общественные и религиозные организации (объединения)

Учреждения

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Благотворительные и иные фонды

Другие формы, предусмотренные федеральными законами

Хозяйственные

товарищества

Хозяйственные

общества

Государственные

и муниципальные

унитарные

предприятия

Производственные

кооперативы

(артели)

Основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия)

Основанные на праве хозяйственного ведения

Полные товари­щества

Товари­щества

на вере

Акционерные общества

Общества с

ограниченной

ответственностью

Общества с

дополнительной

ответственностью

Акционерные общества работников (народные предприятия)

Открытые акционерные общества

Закрытые акционерные общества

Схема 1. Классификация юридических лиц

3.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Предпринимательство может существовать в определенных ор­ганизационно-правовых формах. Они воплощают организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц — предпринимательских организаций различных видов.

Такими признаками являются:

        во-первых,  организационная связь любого  юридического лица с правом, законодательством, т.е. юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законом; наруше­ние установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий;

        во-вторых, любое юридическое лицо может формироваться в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом;

          в-третьих, юридическое лицо правомочно действовать лишь в рамках, очерченных законом;

        в-четвертых, на всех юридических лиц, к какой бы орга­низационно-правовой форме они ни относились, распространя­ется требование соблюдать в своей деятельности законность.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся ком­мерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйст­венных товариществ и обществ, производственных кооперати­вов, государственных и муниципальных унитарных предпри­ятий. В иных организационно-правовых формах коммерческие организации создаваться не могут.

Юридические лица — некоммерческие организации могут соз­даваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (например, негосударственных пенсионных фондов), а также в других формах, предусмотренных законом. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций наряду с ГК РФ ст. 116 — 123) могут определяться и другими законами, напри­мер Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерче­ских организациях» (в ред. от 8 июля 1999г.).

Предусмотренное ПС РФ деление юридических лиц на ком­мерческие и некоммерческие организации представляется, на наш взгляд, не вполне удачным. Ограничительный перечень коммер­ческих и неограниченность организационно-правовых форм не­коммерческих организаций в правовой литературе вызвали дис­куссию. В частности, В.А. Рахмилович[1] ограничение организаци­онно-правовых форм считает оправданным, поскольку это явля­ется необходимым условием устойчивости оборота.

Различие между коммерческими и некоммерческими органи­зациями накладывает определенный отпечаток на их правовой ста­тус и правоспособность. Такое положение ориентирует на за­стой в правовом регулировании. Как известно, в настоящее время экономика страны развивается в новых условиях. Возни­кают новые отношения между хозяйственными обществами и то­вариществами, производственными кооперативами и другими организациями, и возможность формирования новых организа­ционно-правовых форм коммерческих организаций отрицать нель­зя. К тому же не все перечисленные в ст. 50 ГК РФ коммерче­ские организации (например унитарные предприятия), а также ор­ганизации некоммерческие являются таковыми. Поэтому, на наш взгляд, можно пойти по пути более конкретной выработки отличи­тельных признаков как коммерческой организации, так и неком­мерческой, как сделано в отношении понятия «юридическое лицо».

Это понятие давно сложилось и четко закреплено в законе (ст. 48 ГК РФ). Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выде­ляющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Признаки, характерные для коммерческой организации, мож­но выявить через призму имущественных и неимущественных прав участников организации данного типа, а именно на следующее:

         формирование имущества организации;

         участие в распределении прибыли;

         долю в имуществе организации при прекращении членства;

         получение «ликвидационной квоты»;

         управление организацией;

регистрацию участников данной организации;

  информацию о деятельности организации;

  защиту в законном порядке своих интересов.           Обязанностью участников коммерческой организации являют­ся экономическая ответственность за результаты ее деятельности.

Участники некоммерческих организаций лишаются большин­ства существенных прав, в частности права на участие в распре­делении прибыли, на долю в имуществе организации при пре­кращении членства, на получение «ликвидационной квоты». Эко­номическая ответственность участников некоммерческой орга­низации за результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет потребительский кооператив, ко­торый по отмеченным признакам вполне можно отнести к ком­мерческой организации).

С учетом перечисленных признаков коммерческих и неком­мерческих организаций можно было бы более точно определить типы юридических лиц и не ограничивать в законодательстве их организационно-правовые  формы.

4.    Объединения субъектов предпринимательского права

 Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделе­ние, выделение, преобразование) может быть осуществ­лена по решению его учредителей (участников) либо орга­на юридического лица, уполномоченного на то учредитель­ными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юри­дического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осу­ществляется по решению уполномоченных государствен­ных органов или суда.

При необходимости реорганизация юридического лица поручается решением суда внешнему управляющему.

В случаях, установленных законом, реорганизация юри­дических лиц в форме слияния, присоединения или преоб­разования может быть осуществлена лишь с согласия упол­номоченных государственных органов.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридичес­кому лицу.

При присоединении юридического лица к другому юри­дическому лицу к последнему переходят права и обязанно­сти присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица его права и обязан­ности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организацион­но-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Решение о реорганизации юридического лица должно доводиться его учредителями (участниками) до сведения кредиторов. Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является данное юридическое лицо, и возмеще­ния убытков.

5.    Субъекты, имеющие особое правовое положение: фонды, страховые компании и др.

В соответствии с действующим законодательством фондом признается не имеющая членства организация, учрежденная гра­жданами и (или) юридическими лицами на основе доброволь­ных имущественных взносов, преследующая социальные, благо­творительные, культурные, образовательные или иные общест­венно полезные цели. В связи с классификацией фондов по стремлениям и целям 7 мая 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который прежде все­го регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и лик­видации негосударственных пенсионных фондов (далее — фонд), а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосу­дарственное пенсионное обеспечение участников фонда на ос­новании договоров о негосударственном пенсионном обеспече­нии населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность данного фонда по негосударственному пенсион­ному обеспечению населения включает аккумулирование пенси­онных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенси­онных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Учредителями или учредителем фонда могут быть как юридические, так и физические лица. Фонд приобре­тает права юридического лица с даты государственной регистра­ции, а право на осуществление деятельности по негосударствен­ному пенсионному обеспечению населения — с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельно­сти. Учредительными документами фонда являются устав (ут­верждается его учредителями или учредителем) и учредительный договор (заключается его учредителями). В соответствии с уста­вом фонд выполняет следующие основные функции:

•     разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

•     заключает пенсионные договоры;

•     аккумулирует пенсионные взносы;

•     ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и уча­стников о состоянии указанных счетов;

•     заключает договоры с управляющим;

•     формирует и размещает самостоятельно или через управ­ляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

•     ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном Феде­ральным законом «О бухгалтерском учете»;

•     осуществляет актуарные расчеты;

6.    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления как субъекты предпринимательского права

Государственное и муниципальное унитарное предприятие — коммерческая организация, которая не наделена правом собст­венности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия.

Правовое положение унитарных предприятий до принятия Закона «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях» регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий», постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «Об утверждении Типо­вого устава казенного завода», постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финанси­рования деятельности казенных заводов».

В унитарной форме могут создаваться только государствен­ные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководи­тель, назначаемый собственником (либо уполномоченным соб­ственником органом).

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам пред­приятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры эко­номического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем  есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана дейст­виями учредителя-собственника.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Уставный фонд полностью оплачивается собственником до го­сударственной регистрации. Размер уставного фонда составляет 1000-кратный размер минимальной оплаты труда.

Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие изве­щает кредиторов.

Унитарное предприятие может создать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйствен­ное ведение.

Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и лик­видации предприятия; определения предмета и целей его дея­тельности; контроля за использованием и сохранностью имуще­ства. Собственник имеет право на получение части прибыли.

В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функ­ционируют в режиме оперативного управления этим имущест­вом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функ­ции:

•     владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;

•     распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;

•     самостоятельно реализует продукцию, если иное не уста­новлено правовыми актами;

Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использо­ваться в системе государственного предпринимательства. Госу­дарственное предпринимательство в странах с рыночной эконо­микой довольно широко представлено прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений, в кото­рых частные и коллективные формы не могут обеспечить доста­точную норму прибыли для расширенного воспроизводства.

В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных това­риществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собст­венником — государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему. Правительство или уполномоченные им органы исполнительной власти заключают с руководителем предприятия контракт, базирующийся на граждан­ском законодательстве. Отсутствие Закона «Об унитарных пред­приятиях» дает возможность федеральным органам и организа­циям местного самоуправления определять права и обязанности руководителя по управлению предприятием на свое усмотрение.

Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликви­дируемого федерального государственного предприятия, и други­ми нормативными актами установлены жесткая отчетность руко­водителя предприятия и персональная ответственность за резуль­таты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.

Широкие возможности для участия государства в предпри­нимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государ­ству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпри­нимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, на­правлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

Практика показывает, что глубокое обновление госсобствен­ности может успешно осуществляться путем ее реформирова­ния, разгосударствления. Оно предполагает переход от монопо­лии государственных предприятий к многообразию организаци­онно-правовых форм.

Заключение

Предпринимательская деятельность с образованием юриди­ческого лица определена гражданским законодательством как некоммерческая организация, у которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. При ее осуществлении полученная прибыль не должна распределяться между участни­ками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут соз­даваться в следующих формах: потребительских кооперативов; общественных объединений; религиозных объединений; благо­творительных фондов; учреждений; товариществ собственников жилья; федеральных нотариальных палат; садоводческих, ого­роднических и дачных товариществ либо партнерств; государст­венных корпораций; страховщиков; ассоциаций и союзов.

Участники некоммерческих организаций лишаются большин­ства существенных прав, в частности права на участие в распре­делении прибыли, на долю в имуществе организации при пре­кращении членства, на получение «ликвидационной квоты». Эко­номическая ответственность участников некоммерческой орга­низации за результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет потребительский кооператив, который по отмеченным признакам вполне можно отнести к ком­мерческой организации). Подтверждением правового статуса потребительского кооператива как коммерческой организации служит письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. № С5-7/03-92 «О некоторых положениях Федерального закона «О некоммерческих организациях», в п. 1 которого ука­зывается, что данный Закон не распространяется на потреби­тельские Кооперативы, их деятельность регулируется нормами ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными за­конами и правовыми актами.

Задачи

                       Задача I

Государственное предприятие заключило договор с коммерческой фирмой на реализацию излишнего оборудования. Еще до того, как стороны приступили к выполнению договорных обязательств, государственное пред­приятие было преобразовано в казенное. Госкомимущество РФ запретил предприятию исполнять договор и потребовал его расторжения. Коммерче­ская фирма требует исполнения договора под угрозой применения штрафных санкций, ссылаясь на то, что решение о преобразовании предприятия в казен­ное не может затрагивать обязательства, возникшее до того, как статус пред­приятия был изменен.

Спор поступил на рассмотрение арбитражного суда. Как решить дело?

                    Задача 2

Индивидуальный предприниматель Иванов - один из участников полного товарищества по торговле недвижимостью - решил расширить свое дело, организовав еще одно предприятие в форме товарищества на вере.

Найдя заинтересованную фирму, Иванов предложил ей в новом пред­приятии роль полного товарища, сохранив за собой статус вкладчика. В уч­редительном договоре товарищества было предусмотрено, что руководить им будет сам Иванов в качестве директора. Поскольку доля Иванова в скла­дочном капитале составила 90%, предприятие получило название "Комман­дитное товарищество "Иванов и компания"". Вскоре поели регистрации пред­приятия второй его участник попытался отстранить Иванова от руководства фирмой на том основании, что будучи вкладчиком, Иванов мог бы руково­дить товариществом на вере лишь на основе доверенности, которая ему выда­валась. На это Иванов заявил, что ему как органу юридического лица - дирек­тору - доверенность на совершение сделок от имени товарищества - не требу­ется. Возникший спор был перенесен на рассмотрение третейского суда.

Выступая в роли арбитра, рассмотрите доводы сторон и вынесите ре­шение. Дайте понятие органа юридического лица. Какую роль в реализации дееспособности юридического лица играют его органы?

Список литературы

1. Коммерческое право. Учебник – М.: Русская Деловая Литература, 1999г.

2. Предпринимательское право: Учебник для вузов/ под ред. проф. Н. М. Коршунова – М. 2003г.


[1] Предпринимательское право: Учебник для вузов/ под ред. проф. Н. М. Коршунова – М. 2003г.