Билеты для сдачи устного экзамена по биологии в 9 кл
Билет №1 · 1 Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы. · 2 Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира. · 3 Рассмотреть внешние строение цветка насекомоопыляемого растения и выявить приспособленность к опылению насекомыми. Объяснить, как могло возникнуть это приспособление. |
· Билет №2 · 1 Строение и жизнедеятельность растительной клетки · 2 Ароморфоз – главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных.
|
Билет №3 · 1 Строение и жизнедеятельность клетки живого · 2 Вид – надорганизменная система, его критерии. 3 Определить генотип черной крольчихи, при скрещивании которой с белым кроликом (рецессивный признак) получена 6 черных и 5 белых крольчат |
Билет №4
|
Билет №5
ее значение в жизни организма.
|
Билет №6 · 1 Вирусы, их строение и функционирование. Вирусы – возбудители опасных заболеваний. · 2 Основные ароморфозы и эволюции растительного мира. · 3 Рассмотреть внешнее строение кактуса и найти черты приспособленности к жизни в засушливых условиях. Объяснить возникновение этих приспособлений в процессе эволюции. |
Билет №7 · 1 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в реакциях обмена веществ. · 2 Идиоадаптация – направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптации. · 3 Черный мохнатый кролик, гомозиготный по общим этим признаком, скрещивается с белой гладкой крольчикой. Определите фенотип и генотип гибридного F1 поколения. В (черная окраска шерсти) в (белая окраска шерсти) С (мохнатый) с (гладкий) |
Билет №8 · 1 Энергетический обмен в клетках растений и животных, его значение. · 2 Движущие силы эволюции, их роль в образовании новых видов. · 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить, почему в аквариуме пищевые цепи короткие |
Билет №9 · 1 Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакции биосинтеза. · 2 Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции. · 3 Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота углерода в нем. Объяснить, почему необходимо систематически подкармливать рыб. |
Билет №10 · 1 Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение хлоропластов и их роль в этом процессе. · 2 Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. · 3 Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота кислорода в нем. Объяснить, почему необходимо периодически накачивать в аквариум воздух. |
Билет №11 · 1 Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в делении клеток. Митоз и его значение. · 2 Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции. · 3 Сравните 2 комнатных растения относящихся к виду толстянка и выявите у них различия по фенотипу. Объясните причины этих различий. |
Билет №12 · 1 Мейоз, его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах и соматических клетках. · 2 Популяция- структурная единица вида. Причины колебания численности популяций · 3 Составьте вариационный ряд изменчивости признака длины листьев толстянки. Выявите закономерности изменчивости выбранного признака. |
Билет №13 1 Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение. 2 Наследственность, ее материальные основы. Гибридологический метод изучения наследственности. 3 Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки, назовите ее составные части и их функции. |
Билет №14 · 1 Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на примере ланцентника) · 2 Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков. · 3 С помощью опыта выяснить, есть ли в клубных картофеля ферменты |
Билет №15 · 1 Послезародышевое растение: прямое и непрямое · 2 Закон расщепления признаков во втором поколении. · 3 построить молекулу информационной РНК по фрагменту ДНК имеющему состав: А-Г-Ц-А-Т-Г-Г-Ц-Ц-Т |
Билет №16 · 1 Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование · 2 Биогеоценоз как экологическая система, его зрения, связи между ними · 3 От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик – дальтоник (не различает красный и зеленый цвет) чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Примечание. Рецессивный ген дальтонизма и доминантный ген нормального зрения сцеплены с X хромосомами |
Билет №17 · 1 Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления у гетерозигот. · 2 Биогеоценоз дубравы · 3 Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать признаки интерфазы |
Билет №18 · 1 Закон сцепленного наследования, его материальные основы. Значение кроссинговера. · 2 Биогеоценоз хвойного леса. Цепи питания. · 3 Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии профазы, зарисовать ее и назвать признаки профазы. |
Билет №19 · 1 Половые хромосомы и аутосомы. Сцепление с полом наследование. · 2 Биогеоценоз водоема. Цепи питания. · 3 Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии метафазы, зарисовать ее и назвать признаки метафазы |
Билет №20 · 1Взаимодействие и множественное действие генов как основа целостности генотипа. · 2 Соотношение организмов-продуцентов, консументов, редуцентов в экосистеме. · 3 С помощью опыта доказать, что фермент в клетках клубня картофеля, расщепляющий перекись водорода, имеет белковую природу. Какова химическая природа всех ферментов? |
Билет №21 · 1.Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика. · 2 Саморегуляуция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию. · 3 Рассмотреть в аквариуме рыб, найти разные виды и объяснить,почему особи разных видов не скрещивается между собой. |
Билет №22 · 1 Роль генотипа и среды в повышении продуктивности сельскохозяйственных растений и животных. · 2 Изменение в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Охрана биогеоценозов. · 3 Рассмотреть на влажном препарате клубеньки на корнях бобовых. Описать характер взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений. Составить цепь питания с включением в нее данных организмов. |
Билет №23 · Разнообразие сортов растений и пород животных – результат селекционной работы ученых . Закон Н.И Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости. · 2 Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Пути повышения продуктивности агроценоза. · 3 Описать фенотип своего организма и высказать предположение о его генотипе по ряду признаков, например, по цвету волос и глаз, росту. |
Билет №24 · 1 Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и искусственный отбор. · 2 Круговорот веществ в экосистеме. Основной источнике энергии, обеспечивающий круговорот веществ. 3 Определите последовательность в молекуле белка по следующему фрагменту и РНК. УУГ-ЦАГУГЦ.АУА.ГГГ.УЦЦГАУ с использованием таблици генетического кода. |
Билет №25 · 1 Гетерозис, полиплоидия, мутагенез, их использование в селекции. · 2 Изменение биогеоценозов под влиянием деятельности человека, их последствия. Меры охраны биогеоценозов (на примере либо водоема, либо леса, либо болота) · 3 Рассмотреть микропрепарат покровной ткани листа, выявить особенности ее строения, обеспечивающие5 поступление углекислого газа в лист и испарение воды. |
Билет №26 · 1 Естественный и искусственный отборы, их сходство и отличия, роль в возникновении многообразия органического мира. · 2 Биосфера, ее границы. Причины бедности жизни в морских глубинах, в литосфере, в верхних слоях атмосферы. · 3 Рассмотреть микропрепарат поперечного среза листа, найти основную ткань, выявить особенности ее строения и черты приспособленностью к фотосинтезу. |
Билет №27 · 1.Сорт растений и порода животных как искусственные популяции, их сходство и отличия с естественными популяциями. Причины многообразия сортов, пород и естественных популяций. · 2 Биомасса или живое вещество биосферы. Закономерности распространения биомассы в биосфере. · 3 Из предложенных гербарных материалов, коллекций, муляжей, чучел составить цепь питания, определить направление движения вещества и энергией в ней. Объяснить, почему в данной цепи начальное звено составляют растения. |
Билет №28 · 1 Многообразие видов в природе, его причины. Влияние деятельности человека на многообразие видов. Биологический прогресс и регресс. · 2 Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии и биосфере. · 3 Рассмотреть под микроскопом лист элодеи, найти хлоропласты в клетках и объяснить их роль в фотосинтезе. |
Билет №29 · 1 Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер приспособленности организмов. · 2 Изменения в биосфере как основа ее целостности Сохранение равновесия в биосфере как основа ее целостности. 3.При скрещивании Ночной красавицы с белыми цветками с ночной красавицей, имеющей красные цветки, гибриды первого поколения оказались розовыми (неполное доминирование) какими будут результаты скрещивания гибриды 1 поколения? |
Билет №30
|