Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Содержание
TOC o "1-3" h z u Введение. h 3
2. Раскрытие состава информации, входящей в приложения к бухгалтерскому балансу h 10
3. Методика анализа финансовой отчетности. h 22
Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc131672580 h 31
Введение
Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Целью курсовой работы является изучение приложений к бухгалтерскому балансу.
Задачи:
- выявить роль приложений к бухгалтерскому балансу в оценке реального финансового положения предприятия;
- раскрыть состава информации, входящей в приложения к бухгалтерскому балансу;
- изучить методику анализа финансовой отчетности предприятия.
1. Роль приложений к бухгалтерскому балансу в оценке реального финансового положения предприятия
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.
При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»).
Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности, должна прилагаться к этой отчетности.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности
- должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация указывает изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
В акционерных обществах в пояснительной записке целесообразно указывать состав (фамилии и должности) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения. При этом описываются все виды выплаченного вознаграждения (заработная плата, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления — льготы и привилегии).
В пояснительной записке должна быть приведена информация о данных, требование о раскрытии которых определено в пункте 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, а также других положениях по бухгалтерскому учету (об изменениях учетной политики организации, о материально-производственных запасах, основных средствах, о доходах и расходах организации, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной жизни, об информации по аффилированным лицам, об информации по операционным и географическим сегментам и пр.), и информация о данных, не нашедших отражения в формах бухгалтерской отчетности. Информацию о соответствующих данных рекомендуется включать в пояснительную записку в виде отдельных разделов.
В пояснительной записке подлежат раскрытию данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, прочие кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности.
В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации:
• обычных видов деятельности;
• текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;
• основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации,
• решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.
При изложении основных показателей деятельности может быть приведена характеристика:
• основных средств (доля активной части основных средств, коэффициенты износа, обновления, выбытия и пр.);
• нематериальных активов;
• финансовых вложений;
• научно-технического уровня продукции и пр.
При этом информация может быть дополнена необходимыми аналитическими таблицами, расшифровками. Рекомендуется определять тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины.
В случае необходимости в пояснительной записке следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельности, доли собственных оборотных средств и пр.).
Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности. Порядок расчета основных показателей и методы их анализа изложены в данной работе.
Акционерные общества в пояснительной записке приводят:
• фамилии и должности членов совета директоров (наблюдательного совета);
• членов исполнительного органа;
• общую сумму выплаченного им вознаграждения. При этом описываются все виды выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления (льготы и привилегии)).
Акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, наряду с годовой бухгалтерской отчетностью, сформированной с учетом изложенного выше, составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.
Указанная отчетность представляется в сроки в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». При этом если требование представления годовой бухгалтерской отчетности, составленной исходя из требований МСФО, определяет срок ее 256 представления ранее установленного в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», то представляется годовая бухгалтерская отчетность, составленная исходя из требований МСФО, за предыдущий отчетный год.
В случае обращения ценных бумаг на рынке государства, требующем представления отчетности по правилам бухгалтерского учета этого государства, бухгалтерскую отчетность организации следует составлять в соответствии с этими правилами.
Достоверность информации годовой бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательному аудиту, подтверждается аудитором (аудиторской фирмой), имеющим лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень -эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших " экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
2. Раскрытие состава информации, входящей в приложения к бухгалтерскому балансу
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской федерации.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер.
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:
- план документации и документооборота;
- план инвентаризации;
- План счетов и их корреспонденции;
- план отчетности;
- план технического оформления учета;
- план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. Все формы первичных учетных документов, как типовых, так и разработанных самостоятельно, составляются с соблюдением требований, предусмотренных Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете».
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов (почтой, телеграфом и др.) и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй — по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.
Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.
В настоящее время в организациях наиболее распространены мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета.
Среди отличительных признаков бухгалтерского учета наиболее существенным является его документальность. Только ему присуще сплошное и документальное оформление совершаемых хозяйственных операций.
Документ является основанием и подтверждением учетных записей. Все хозяйственные операции оформляются документами. Они служат первичными учетными документами (ПУД). На их основании ведется бухгалтерский учет.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
При формировании учетной политики предполагается, что:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
ПБУ 8/01 устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Они может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
Условным фактом хозяйственной деятельности (далее - условный факт) является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит оттого, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
К условным фактам относятся:
- незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды;
- неразрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
- выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;
- учтенные (дисконтированные) до отчетной даты векселя, срок платежа по которым не наступил до отчетной даты;
- какие-либо осуществленные до отчетной даты действия других организаций или лиц, в результате которых организация должна получить компенсацию, величина которой является предметом судебного разбирательства;
- выданные организацией гарантийные обязательства в отношении проданных ею в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
- обязательства в отношении охраны окружающей среды;
- продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организации, закрытие подразделений организации или их перемещение в другой географический регион и др.;
- другие аналогичные факты.
В случае если вероятность уменьшения либо увеличения в будущем экономических выгод организации, обусловленных каким-либо фактом хозяйственной деятельности организации, не является высокой или очень высокой, нормы ПБУ 8/01 на него не распространяются. Примерный подход к оценке вероятности увеличения или уменьшения экономических выгод организации в связи с условным фактом приведен в приложении.
Последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные обязательства или условные активы. Под условным обязательством понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации.
К условным обязательствам относятся:
- существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения которого существует неопределенность;
- возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо ненаступлением будущих событий, не контролируемых организацией.
Под условным активом понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности, приведет к увеличению экономических выгод организации.
Все существенные последствия условных фактов подлежат отражению в бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, независимо от того, являются ли они благоприятными или неблагоприятными для организации. Последствия условных фактов признаются существенными, если без знания о них пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации на отчетную дату. Существенность последствий условного факта определяется организацией исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.
Для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы:
- существующие на отчетную дату обязательства, в связи с которыми на счетах бухгалтерского учета создаются резервы;
- возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке.
ПБУ 7/98 устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской федерации, событий после отчетной даты. Оно применяется при установлении особенностей раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Событием после отчетной даты признается также объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год. Датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в представляемой в адреса, определенные законодательством Российской Федерации, бухгалтерской отчетности при подписании ее в установленном порядке.
Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации. Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. При этом существенность события организация определяет самостоятельно исходя из требований положений нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации либо путем раскрытия соответствующей информации. При составлении бухгалтерской отчетности организация оценивает последствия события после отчетной даты в денежном выражении. Для оценки в денежном выражении последствий события после отчетной даты организация делает соответствующий расчет. Организацией должно быть обеспечено подтверждение такого расчета.
Капитал организации — это источник финансирования финансово-хозяйственной деятельности. Величина совокупного капитала организации, как отмечалось выше, отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Совокупный капитал состоит из собственного и заемного. В форме №3 «Отчет об изменениях капитала» отражается информация о состоянии и движении собственного капитала организации. А в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» есть информация о состоянии и движении заемного капитала.
Для анализа и обоснования оптимальной структуры средств финансирования можно использовать следующую классификацию.
Подразделение собственного капитала на внешние (за счет эмиссии акций) источников средств и внутренние (за счет части прибыли) источники средств, а также выделение кредитов банка, займов прочих организаций, средств, поступающих за счет выпуска корпоративных облигаций, бюджетных ассигнований и прочих, в отдельную обособленную группу заемных источников финансирования позволяет аналитикам учесть специфические цели, стоящие отдельно перед собственниками (владельцами, акционерами) организации и ее кредиторами.
Для обоснования структуры капитала можно использовать следующие критерии оценки.
1) скорость возврата вложенного капитала;
2) показатель рентабельности собственного капитала;
3) показатель «прибыль на акцию» (для акционерных обществ);
4) среднюю взвешенную цену капитала.
«Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) — совокупность показателей, развернуто характеризующих поток денежных средств за отчетный период.
Денежные средства — включают деньги в кассе и на счетах в банках, внесенные на вклады «до востребования». Депозитные вклады в банках относятся к краткосрочным или долгосрочным финансовым вложениям.
Информация, содержащаяся в «Отчете о движении денежных средств», необходима для оценки:
• перспективной возможности организации создавать положительные потоки денежных средств (превышение денежных поступлений над расходами);
• способности организации выполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и иных платежей;
• потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;
• причин различия между чистыми доходами организации и связанными с ними поступлениями и платежами;
• эффективности операций по финансированию организации и инвестиционных сделок в денежной и безденежной формах.
В «Отчете о движении денежных средств» суммируются потоки денежных средств за отчетный период, с тем, чтобы получить дополнительную информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности организации, о ее инвестиционной и финансовой деятельности. Отчет отражает инвестиции в дочерние и иные хозяйственные общества, капитальные вложения в основные средства, на увеличение оборотных средств, содержит данные об изъятии денежных средств из сферы инвестиций. Наконец, отчет дает представление о деятельности организации по привлечению финансовых ресурсов для финансирования ее развития и других потребностей.
Потоки денежных средств группируются в отчете по трем направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Анализ движения денежных средств дает возможность оценить:
1) в каком объеме и из каких источников были получены поступившие денежные средства, каковы направления их использования;
2) достаточно ли собственных средств организации для инвестиционной деятельности;
3) в состоянии ли организация расплатиться по своим текущим обязательствам;
4) достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности;
5) чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств.
3. Методика анализа финансовой отчетности
Методика анализа финансовой отчетности организации должна состоять из трех больших взаимосвязанных блоков:
• анализа финансового положения и деловой активности;
• анализа финансовых результатов;
• оценки возможных перспектив развития организации.
Последовательность анализа можно представить в виде схемы (рис. 1.).
Рис. 1. Последовательность анализа финансовой отчетности
Анализ финансовой отчетности является неотъемлемой частью большинства решений, касающихся кредитования, инвестирования и др.
В качестве обязательного элемента любой методики финансового анализа выступают этапы проведения исследования того или иного процесса (явления).
1. Оценивается общая потребность в капитале вне зависимости от возможных источников финансирования.
2. Определяется максимально возможная доля собственного капитала в общей величине средств, направленных на финансирование деятельности.
3. Рассчитывается показатель «рентабельность — финансовый риск» (РР) для всех вариантов структуры вложенного капитала.
4. Рассчитывается скорость возврата вложенного капитала.
5. В пределах между наибольшей долей собственного капитала и его нулевым уровнем в общем объеме средств финансирования с использованием критериев максимума показателя РР и минимума Сок определяется оптимальная комбинация средств, поступающих на финансирование финансово-хозяйственной деятельности из различных источников.
При принятии решения о предоставлении кредита кредитор рассматривает организацию заемщика главным образом с точки зрения возможного возврата денег и вознаграждения, которое он получит в виде процента. Поэтому анализ финансовой отчетности, является для кредитора важной частью общего процесса принятия решения.
С позиции организации-заемщика ответ на вопрос: нужен кредит или нет, также можно получить, детально изучив и проанализировав финансовую отчетность за отчетный период.
Роль, которую играет анализ финансовой отчетности в решениях об инвестициях в собственный капитал организации, совершенно другая. Это связано с тем, что инвестор требует отдачи как в виде прироста стоимости капитала, так и в виде дивидендов.
Прибыльность и дивиденды в долгосрочной перспективе зависят от роста объемов хозяйственной деятельности и ликвидности элементов, которые оцениваются посредством анализа финансовой отчетности. Но дивиденды, которые выплачивает организация, — это только меньшая часть суммы желаемой отдачи. На самом деле многие растущие и прибыльные предприятия выплачивают минимальные дивиденды или не выплачивают их совсем. Другая часть ожидаемой отдачи идет как бы от других инвесторов, которые, возможно, захотят в будущем заплатить за инвестиции в капитал предприятия больше, чем это сделал нынешний инвестор. Это желание связано с психологией рынка и доверием, а также накопленной прибылью.
Поскольку анализ финансовой отчетности связан с логическим процессом, его относительное значение в принятии инвестиционных решений изменяется в зависимости от обстоятельств, складывающихся на рынке. Его значение всегда больше, когда анализ нацелен на оценку риска, выявление узких мест и потенциальных проблем. Однако всегда следует помнить, что решение включает очень большую совокупность факторов (особенности отрасли, способности и квалификацию руководства, экономические условия и др.).
Анализ финансовой отчетности оформляется в виде аналитической (пояснительной) записки. Она должна включать следующие разделы:
1) общие данные по анализируемой организации, отрасли, частью которой она является, экономической среде, в которой она работает;
2) финансовые и другие данные, используемые при анализе, коэффициенты и другие аналитические показатели;
3) выявление и оценку положительно и отрицательно влияющих количественных и качественных факторов по важнейшим направлениям анализа;
4) оценки и выводы на основании полученных результатов анализа, а также построение прогнозных моделей анализа.
При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности).
При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как:
• наличие денежных средств
— на счетах в банках;
— в кассе организации;
• убытки;
• просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженности;
• не погашенные в срок кредиты и займы;
• полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет;
• уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом.
Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.
При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутацию организации, выражающуюся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации.
Чтобы определить степень воздействия структуры капитала на уровень эффективности финансирования деятельности, и качестве критерия оптимизации можно использовать рентабельность собственного капитала (целевого показателя, учитывающего интересы владельцев организации).
В качестве критерия оптимизации обобщающего показателя, который, с одной стороны, учитывает интересы собственников организации, с другой стороны, соединяет в себе частные показатели рентабельности и финансового риска, можно использовать соотношение «рентабельность — финансовый риск» (РР).
Анализ состава и движения собственного капитала. Изменения в капитале организации проходят в результате операций с собственниками, приобретающими выпущенные в отчетном периоде акции, в пользу которых начисляются и выплачиваются дивиденды, а также за счет накопления нераспределенной прибыли, уценки и дооценки различных видов имущества. В общем виде эти изменения выражаются в изменении чистых активов за отчетный период или физической величины собственного капитала в зависимости от принятой концепции. Изменения собственного капитала возникают в результате:
• расчетов с собственниками по дивидендам и эмиссии акций;
• прибылей и убытков, не признающихся в отчете о прибылях и убытках;
• накопленной (нераспределенной) прибыли;
• изменений в учетной политике.
Анализируя собственный капитал, необходимо обратить внимание на соотношение коэффициентов поступления и выбытия. Если значения коэффициентов поступления превышают значения коэффициентов выбытия, значит в организации идет процесс наращивания собственного капитала, и наоборот.
Анализ движения денежных средств можно проводить прямым и косвенным методом.
Методика анализа движения денежных средств прямым методом достаточно проста. Форму № 4 «Отчет о движении денежных средств» следует дополнить расчетами относительных показателей структуры притока и оттока денежных средств по видам деятельности.
Главным недостатком прямого метода анализа движения денежных средств является то, что он "не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах организации.
При косвенном методе финансовый результат преобразуется с помощью ряда корректировок в величину изменения денежных средств за период.
На первом этапе устанавливают соответствие между финансовым результатом и собственным оборотным капиталом. Для этого устраняют влияние на финансовый результат операций начисления износа и операций, связанных с выбытием объектов долгосрочных активов.
На втором этапе корректировки устанавливают соответствие изменений собственного оборотного капитала и денежных средств. Следует определить, как изменение по каждой статье оборотного капитала отразилось на состоянии денежных средств организации.
Такие корректировочные операции проводятся по всей текущей деятельности, по инвестиционной и финансовой. Процесс это трудоемкий, но данные корректировочных таблиц содержат ценную управленческую информацию, в которой заинтересовано руководство организации и инвесторы. С ее помощью руководство организации может контролировать текущую платежеспособность, оценивать возможность дополнительных инвестиций.
Обобщенная информация о движении денежных средств приведена в таблице 1.
Таблица 1
Движение денежных средств, рассчитанное косвенным методом
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Начисленная амортизация |
+6672 |
Изменение объема незавершенного производства |
+880 |
Изменение объема готовой продукции |
+16820 |
Изменение расходов будущих периодов |
+153 |
Изменение авансов выданных |
-1646 |
Изменение дебиторской задолженности |
-3710 |
Изменение задолженности поставщикам |
+14 939 |
Изменение по авансам полученным |
-118 |
Уплата процентов за пользование кредитом |
-2011 |
Краткосрочные финансовые вложения |
-1182 |
Использование фонда социальной сферы |
-3365 |
Изменение производственных запасов (+НДС) |
-14963 |
Изменение кредиторской задолженности |
+6607 |
Долгосрочные финансовые вложения |
+115 |
Изменение задолженности по кредитам и займам |
-20932 |
Прибыль за вычетом налогов и обязательных платежей |
+910 |
Изменение в состоянии денежных средств |
-840 |
Скорректированный поток денежных средств, приведенный в табл. 2, показывает, что фактически расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств у организации нет (910 + 47087 (показатели с плюсом) — 47927 (показатели с минусом) = —840 тыс. руб.).
Таким образом, финансовый анализ позволяет с помощью основных показателей оценить деятельность финансово-хозяйственную предприятия. Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Заключение
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Анализ финансовой отчетности является неотъемлемой частью большинства решений, касающихся кредитования, инвестирования и др. Поскольку анализ финансовой отчетности связан с логическим процессом, его относительное значение в принятии инвестиционных решений изменяется в зависимости от обстоятельств, складывающихся на рынке. Его значение всегда больше, когда анализ нацелен на оценку риска, выявление узких мест и потенциальных проблем. Однако всегда следует помнить, что решение включает очень большую совокупность факторов (особенности отрасли, способности и квалификацию руководства, экономические условия и др.).
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 10 января 2003 г.).
2. Гражданский Кодекс РФ. Часть 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в редакции Федерального закона № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г.).
3. Налоговый Кодекс. Часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона № 148-ФЗ от 11 ноября 2003 г.).
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ).
5. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.01. № 164-ФЗ).
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции Приказа Минфина РФ от 24.03.02. № 31н).
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.
9. Постановление «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 29 июля 1996 г. № 914 (в редакции от 27 июля 2002 г. № 189).
10. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Положение Центрального Банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-п (в редакции от 3 марта 2003 г. № 1256-У).
11.«Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке». Указание Центрального Банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У.
12. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.
13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. (в редакции Приказа Минфина РФ от 7.05.03. № 38н).
14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н
15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, Утверждено Приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н
16. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н
17. «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе». Письмо Минфина РФ от 30 октября 1992 г. № 16-05/4.
18. «О праве организаций-кредиторов, претензии которых признаны должниками, на обращение с исками в Арбитражный суд». Письмо Высшего Арбитражного суда от 27 декабря 1994 г. № С1-7/ОП-867.
19. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организации за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги». Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 г. № 142 (в редакции Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 г. № 62).
20. Правило (стандарт) «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности». Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности от 20 августа 1999 г. протокол № 5.
21. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
22. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ», 2001.
23. Барышников Н.П. Практикум внутреннего и внешнего аудита. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2002.
24. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник/ А.С.Бакаев, П.С.Безруких, Н.Д.Врублевский и др.; Под ред. П.С.Безруких. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.
25. Бухгалтерский учет: официальные материалы. – М.: ИНФРА-М, 2001.
26. Гейц И.В. «Учет расчетов при прекращении обязательств по расчетам путем зачета взаимных требований, отступного, новации»/ Консультант Бухгалтера, №12, 2002/ «Консультант Плюс.
27.Гончаров К.Н., Середа Т.П. Бухгалтерские проводки. /Под общей редакцией В.П. Астахова – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
28. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.: Экономика, 2002.
29. Киселев М. «Учетная политика на 2005 г. для целей бухгалтерского и налогового учета»/Финансовая газета, № 1, 2005/ «КонсультантПлюс.
30. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: «Экзамен», 2002.
31. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
32. Малявкина Л. «Раздельный учет при реализации товаров, облагаемых НДС по разным ставкам»/ Финансовая газета. Региональный выпуск», № 19, 2003/ «КонсультантПлюс».
33. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. Аудит: Учебник для вузов; Под ред. проф. В.И.Подольского, - 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
34. Полунина Е. «Исчисление и уплата НДС»/ Финансовая газета. Региональный выпуск, № 3, 2003/ «КонсультантПлюс».
35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн: Новое знание, 2002.
36. Сотникова Л.В.«Учет расчетов»/Бухгалтерский учет, № 6,2003/ «Консультант Плюс.
37. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
38. Хороший О.Д. «Учет дебиторской задолженности в составе расходов для целей налогообложения»/Налоговый вестник, № 5, 2003/ «КонсультантПлюс».
39. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3- е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
40. Ширкина Е.И. «Аудиторская проверка внешних расчетных операций»/ Бухгалтерский учет, № 22, 2002/ «КонсультантПлюс».
Глоссарий
аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
денежные средства — включают деньги в кассе и на счетах в банках, внесенные на вклады «до востребования».
документация — оформление экономического события (хозяйственной операции) документом. В широком понимании бухгалтерская документация представляет собой первичные бухгалтерские документы, учетные регистры и бухгалтерскую отчетность.
капитал организации — это источник финансирования финансово-хозяйственной деятельности.
план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;
руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;
синтетический учет- учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
событие после отчетной даты - факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год, а также объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год.
условный факт - имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит оттого, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.