Права человека

План курсовой работы

Введение                                               ……………………….3

1.   История развития института прав человека         ….…7

2.   Система прав и свобод человека и гражданина:    …..19

а) личные права и свободы человека                    …….24

б)  политические права и свободы человека       ……..28

в)  социально-экономические права

          и свободы человека                            …………....33

г)  культурные и иные права и свободы человека    ...38

Вывод                                                                          ………..40

Введение

      Почему я выбрала именно эту тему для курсовой работы?  Дело в том, что "Украина - демократическое правовое государство... «(1) и "Человек,  его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и  безопасность признаются в Украине  высшей ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека - главная  обязанность государства» (2.)  Мне нравятся принципы,  заложенные в этих двух статьях.  И я искренне надеюсь, что они получат дальнейшее развитие. Именно по этой причине я решила выбрать эту тему для курсовой работы.  На мой взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции. Однако это не умаляет того факта,  что в ней заложен огромный потенциал,  при  реализации  которого Украина имеет шанс стать правовым и демократическим государством.   

     К сожалению, сейчас, в Украине не часто вспоминают основополагающие конституционные принципы, зафиксированные в ст.1 и ст. 3 Конституции Украины. А поскольку практически не выполняется не только эти принципы, а и вопрос знания человеком - своих естественных, а гражданином - своих позитивных прав, остается открытым, я почувствовала необходимость в раскрытии именно этой темы.

     Конечно, я не изменю социальную ситуацию в обществе. Но, имея представление о правах и свободах человека и гражданина, можно не только с очень большой степенью уверенности прогнозировать развитие того или иного аспекта правоотношений, но и передать эту уверенность тем, кого я знаю.

1,2 - Конституция Украины. Принята Верховной Радой Украины 1996 года, Харьков: 1997 год. Ст.1, 3.

     В данной работе я поставила перед собой такие цели:

 1.Рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод  личности по Конституции Украины, используя доступные мне средства и методы.

 2.Выяснить какую роль играет государство в жизни человека, что  кажется  мне  наиболее существенной и значимой частью моей работы.

3.Рассмотреть и изучить все доступные мне международные акты по правам человека и ряд специальной литературы по этой теме.

    В своей курсовой работе я использовала статьи «Декларации прав человека и гражданина 1789 года», «Всеобщей декларации прав человека 1948 года», Международные пакты «О гражданских и политических правах» и «Об экономических, социальных и культурных  правах» от 16.12.1966г. Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН. Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека,  а также множество литературы, раскрывающей тему «Права человека».

      Каждый автор по-своему рассматривает вопрос о правах человека, но все они солидарны в том, что у каждого человека должны быть права, и каждое государство обязано обеспечить эти права, сделать их доступными и реальными.   

     Для того чтобы показать всю суть «Декларации прав человека и гражданина», я решила процитировать её преамбулу:

    «Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа права человека и гражданина». (1)

   Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года, на мой взгляд, является наиболее ценным правовым документом в решении вопроса прав человека.

   Генеральная Ассамблея провозгласила настоящую «Всеобщую декларацию прав человека» в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства. Для того чтобы каждый человек, и каждый орган общества стремились путем просвещения и образования содействовать уважению  прав и свобод и их обеспечению. (2)

   Рассматривая тему права человека, необходимо отметить важность того, что мы живём в правовом государстве, и именно оно должно обеспечить нам все наши права. Изучая литературу, я заметила, что каждый автор даёт своё определение «правового государства», но в каждом из них неизменно присутствуют идеи защиты прав и свобод индивида.

  В своём исследовании генезиса прав человека и правового государства Е.А. Лукашева замечает, что развитие идей и доктрин правовой государственности неотделимо от становления представлений о правах человека, которые, в конечном счете, и явились тем центральным звеном, вокруг которого и во имя которого развивались принципы правового государства (3).

         // Международные акты о правах человека. – М., 1998г. С. 35.

2.     См. преамбулу « Всеобщей декларация прав человека» официальный текст.                         // Международные акты о правах человека. – М., 1998г. С.70

3.     Лукашева Е.А. Общая теория прав человека, М. 1996г., С. 16

   Раскрытие принципа правового государства и прав человека обеспечивается путём использования трёх известных классических концепций: Ж. Руссо, Ш. Монтескье и идейной платформы либерализма.

  Ж. Руссо оригинальным образом развил теорию общественного договора, который должен привести к утверждению народного суверенитета. Концепция народного суверенитета стала важнейшей конституционной идеей для большинства стран цивилизованного мира.

 Ш. Монтескье в фундаментальном труде «О духе закона» обосновал необходимость деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эта концепция является гарантией безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было и остаётся главным принципом конституционного развития современных государств.

   Идея обеспечения примата права - идейная платформа либерализма, обоснованная в политико-юридической  философии на рубеже 18- 19 вв. В начале 20 в. эта платформа стала классическим выражением юридической связанности государства правом, подчинения его господству права при условии уважения свободы и интересов личности (1).

 Правовое государство, - замечает Б.С. Эбзеев, - означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями и  структурами, обеспечивающими её наиболее полное выражение (2).

   Определений «правового государства» много, но суть у них общая – правовое государство должно провозглашать, контролировать и  обеспечивать права человека.                                                                                              

1.-Алиев. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина, М., 2000г., С. 22.

3.- Эбзеев. Б.С. Правовое государство. Учебное пособие для вузов. М., 1997г., С. 89.

1.История развития института прав человека.

                                               « Для меня не важно, на чьей  стороне сила;

                                                    важно то, на чьей стороне право»

                                               В. Гюго

          С глубокой древности ответ на вопрос, какова природа человека, его сущность, связь с окружающим миром, обществом, с государством, интересовал не только философов, но и простых людей, поскольку от него многое зависело в реальной жизни, в практической деятельности людей. Но, наверное, уже тогда осознавали, что ответ на него не прост. Не случайно, я думаю, как гласит легенда, древнегреческий философ Диоген искал ответ на вопрос о человеке с фонарём в солнечный день, а великий Достоевский предупреждал, что не следует считать время потерянным, если будешь искать такой ответ всю жизнь.   

   Кистяковский Б.А считает, что права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли (1).

  Права человека – сложное и  многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

    Само зарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе.

1.- Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990г., С.144

   Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

    Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе.

    Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественноисторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс - явление, само по себе, пробивающее дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.

     Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos - соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру - это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и, в конечном счете, были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи (1).

1.-  См. «Советский энциклопедический словарь», Москва, 1987 год, «Советская энциклопедия», издание четвёртое,  С. 78

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как моно нормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение - поддержание целостности общины, рода, орды.

Для моно норм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

      Однако возникновение моно норм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм - это признак сугубо человеческого бытия, его социальности.

  Через освоение моно норм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. 

  Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам. И, я думаю, что это уже свидетельствовало об осознании человеческим сообществом особенности своего существования по отношению к остальном миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из моно норм, происходило становление человеческой социальности.

        Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

     На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы был минимальный и охватывал, разве что, правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.

     Специфичной разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы правами человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

    В VI в. до н.э. афинский архонт Солон разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. (1)

     Свой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.

1.-  См. «Советский энциклопедический словарь», Москва, 1987 год, «Советская энциклопедия», издание четвёртое,  С. 93.

   В период средневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество - общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничения права монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать.

     Противостояние монарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей, лиц, не знающих законов, либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст.39 Великой хартии, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.(1)

    Петиция о праве 1628 г., относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

   Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1679 г., который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие, важнейшие для защиты прав личности положения.

     Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 г. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

1.- «Права человека: сборник международных документов», Киев, 1999 год, С. 117- 203.

Указанные нормативные акты - свидетельство первооткрывательства Англии в области прав человека и в необходимом для их защиты разделении властей. Акт об устроении 1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.(1)

      Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, нашедшее воплощение в исторических документах, произошло в США.

      Истоки этого явления заложены в философии просвещения, учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт, которые были созданы в период становления буржуазного строя в Англии.(2)

Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Идеи Пейна и Джефферсона были направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека.

 Трудно переоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение».(3)

1. Копейчиков В.В. Права человека: миф и реальность. К., 1987г., С.29

2. Современное политическое сознание в США,  М., 1980г., С.280.

3. Статьи «О декларации прав Виржинии 1776г.»,  М., 1985г.,  С. 26.

Декларация прав Виржинии 1776 г. была первым государственным определением прав человека. Карл Маркс, оценивая этот исторический документ, писал, что Америка - это страна, «где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века». (1)

Идеи Декларации прав Виржинии были развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых».

Конституция 1787 г. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 г., были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.

     Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII веков, которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека.

   Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX века. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. (2)

     10 декабря 1948 года генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это одно из важнейших событий в истории человечества, оно ознаменовало собой начало новой эры во взаимоотношениях между государством и его гражданами.

   

1.  Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года, том второй, государственное издательство политической литературы 1953г.,  С.123

2- Права человека: сборник международных документов. К., 1999г.,  С. 78, 94.

    Всю историю правовых государств можно разделить на два периода: первый период – до 1948 года, второй – после 1948 года.

    Стоит задуматься, почему человечество, прожив на земле такой грандиозный промежуток времени, только лишь в XX веке создало международный правовой акт. В чем причины того, что людям потребовалось столько времени для осознания истин, которые понятны и неоспоримы сегодня даже для ребенка. Будет ошибочным считать, что правовые нормы в их современном представлении – это полностью продукт XX века. Основы Всеобщей декларации прав человека, а также смежные с ней документы были заложены еще такими мыслителями как Сократ, Платон, Фома Аквинский, Макиавелли.

    Во многом современная модель правового государства обязана своим появлением Римской республике. Современному человеку может показаться странным сам факт появления римского права в древнем мире. Как могло сформироваться государство со столь высокой для того времени правовой культурой? Вряд ли дикарь сможет оценить ту свободу, которой обладает гражданин современного правового государства. Общество должно быть готово для правильного восприятия международного правового акта.

     Римское государство благодаря своему долгому экономическому процветанию, смогло подготовить и создать платформу для поддержания законности.

     Неужели принятие Всеобщей декларации прав человека говорит о готовности мирового сообщества к формированию демократических устоев? К сожалению, этого нельзя утверждать. До сих пор в некоторых малоразвитых странах существуют тоталитарные и авторитарные режимы.

    На протяжении многих лет в центре мировой политики находится Ирак. Это государство полностью пренебрегает всеми международными правовыми актами, оно существует не по принципу государство ради человека, а человек ради государства. Но насколько правомерны действия США в отношении этого государства? Возможно, ли установление прав и свободы личности силовыми методами, стоят ли они этого? Формирование демократического государства с помощью силы оружия противоречит его главным принципам.

    Наряду с Ираком существует множество стран с неразвитыми правовыми нормами и с не высокой степенью их защищенности. Однако, несмотря на последние, эти страны не остановились в своем развитии, демократия – это не самоцель, к которой должно стремиться любое государство, а форма общественного сознания, стремящаяся к самосовершенствованию.

    В таких странах, как Англия, Швеция и Франция существует огромное количество правовых проблем. Периодически достоянием общественности становятся скандалы, в центре которых находится нарушение свобод граждан государством, в ряде случаев оно не только не в состоянии проконтролировать исполнение законов, но и само идет на их нарушение. Это очень важная проблема, поскольку очень трудно выдвигать и доказывать обвинение против государства. Мировая общественность очень озабочена этим вопросом, и с целью его решения был создан Комитет по правам человека при ООН.

    Один из вопросов, который приходится решать этому комитету, – это законные ограничения свобод граждан. Допустимо ли это? Права человека незыблемы, получается противоречие. Но его нельзя избежать, введение ограничений необходимо, но оно возможно только в том случае, если направлено на пользу общества. В качестве примера можно рассмотреть установление комендантского часа в стране в случае чрезвычайной ситуации. Происходит нарушение свободы передвижений, но это делается во благо людей, с целью сохранения их жизней.

    Во многих цивилизованных странах очень остро стоит вопрос приоритета прав человека. Можно ли пренебречь одной из свобод общества ради выполнения другой? Это очень сложный вопрос, потому что государству, так или иначе, приходится идти на ущемление прав гражданина. В подобных случаях необходимо выбирать из двух зол меньшее, то есть стараться делать так, чтобы в результате принятого решения был нанесен ущерб как можно меньшей группе населения.

    Ни одно государство в мире не может назвать себя демократическим, если оно не в состоянии обеспечить выполнение Всеобщей декларации прав человека.

   

   Моему поколению еще предстоит решать многие проблемы современности. Одна из основных задач – создание в нашей стране высокой правовой культуры государства и ее граждан. Должна же Украина, наконец, стать по-настоящему демократическим, правовым государством!

   Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других, важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.  

   Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским атакам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и, принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы ООН подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и то, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с ООН, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и, принимая во внимание, что всеобщее понимание характера прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека.

 К её выполнению должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.(1)

  Учитывая, что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея провозгласила Всеобщую декларацию прав человека обшей нормой, к достижению которой должны стремиться народы всех стран и, принимая во внимание, что Декларация эта является крупным шагом вперед на пути человеческого прогресса, Генеральная Ассамблея считает, что годовщина этого события должна достойно праздноваться во всех странах и явится одним из способов привлечь внимание народов всего мира к этой Декларации.            

1.предлагает всем странам и заинтересованным организациям принять 10 декабря каждого года как День прав человека, соблюдать этот праздник в память провозглашения Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. и умножить свои усилия в этой области человеческого прогресса;                                                                                                                              2. предлагает всем государствам представлять через Генерального Секретаря ежегодные доклады относительно празднования Дня прав человека (2). 

      Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод  утверждает, что  целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является утверждение и дальнейшая реализация прав человека и основных свобод.

1.- См. «Всеобщая декларация прав человека», преамбула.// Международные акты о правах человека. – М., 1998г. С.71

2.- Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятая сессия. Дополнение.

     20 (А/1775). - С. 47, 48. .// Международные акты о правах человека. – М., 1998г.

 Она даёт такое понятие основным свободам- Основные свободы являются основой справедливости и мира во всем мире, и их соблюдение главным образом зависит, с одной стороны, от подлинной демократической системы, и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека, сформулированных во Всеобщей декларации (1)

    В настоящее время, когда повышается роль человеческого фактора в обеспечении развития независимой Украины, вопрос о правах человека, и, особенно, об их реализации должен стоять на первом месте. Речь идёт о практическом решении проблемы полного учёта в содержании правовых норм, в формах и методах правового регулирования тех важных сторон, которые не только раскрывают в целом более общее и существенное, что характерно для личности высокообразованного  человека, но и присущи значительному числу членов общества, оказывает влияние на их поведение, требуют учёта при решении вопроса о наиболее эффективных путях правового воздействия. 

     Я думаю, что такие важные понятия как правовое государство и правовая культура невозможны в том обществе, где отсутствует полная реализация прав человека. В Украине основным источником, регулирующим реализацию прав человека, является Конституция. Её статьи закрепляют такие права как право на жизнь,  свободу, на уважения своего достоинства, на невмешательство в личную и семейную жизнь, на труд, на забастовку, на отдых… и множество других, не менее важных прав.

1.- См. «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод». Преамбула, официальный текст.// Международные акты о правах человека. М., 1998г. С. 123

2. Система прав и свобод человека и гражданина.

     Права человека, по мнению С.А. Комарова,–   это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного,  свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как обще социальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.(1)

    А.Г. Бережнов считает, что права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений. Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства и конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах и др., являются необходимыми условиями жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.(2)

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность» и «гражданин».

     Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как представителя живого мира, обладающего определенными физиологическими свойствами.

  

1.- Комаров С.А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М. 2001г, С.271

2.- Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991г. С 39-42

    Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, своё место и роль в обществе, ответственность перед ним. 

     На мой взгляд, одно из наиболее ёмких и доступных понятий личности принадлежит Гегелю. По его мнению, личность – это индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав  и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. (1)                                                                                                                                                                                                                                                                     Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

     Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, как находящегося в устойчивой связи с конкретным государством.

  Права человека имеют определенные признаки:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.      Признаются высшей социальной ценностью

7.       определенной формой выражения его существа

8.    

9.       защита – обязанность государства.

  

1.- Гегель В.Ф. «Энциклопедия философских наук», государственное издательство политической литературы,1955г.,  т.3, ст.76.

    С.А. Комаров, исходя из этапов провозглашения прав человека и гражданина, делит их на три вида:

    Первый – гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности от власти государства. Эти права обозначают пределы невмешательства государства в область свободы и самовыражения индивида. (Например, право на жизнь, свободу, безопасность, неприкосновенность жилища, на равенство перед законом, избирательное право, на свободу мысли и совести, свободу совести и печати и т.д.)

    Второй вид – социальные, экономические и культурные права, которые как таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического и культурного статуса. Эти права иногда называют «позитивными», т.к. их реализация, в отличие от реализации прав первого вида, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер. ( Например, право на труд и свободный выбор работы, на отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и пр).

     Третий вид – коллективные или социальные права, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам. Эти права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, углубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом ещё на стадии становления в качестве юридических обязанностей.              ( Например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.) (1)

  Права человека и гражданина – весьма сложные и многообразные явления. Их сущность можно рассматривать с разных позиций, и для того, чтобы их классифицировать, необходимо предусмотреть  многие критерии.

1.- См. Комаров С.А. Теория государства и права, М., 2001г., С. 273

   Например, в зависимости от характера субъекта, все права человека можно разделить на индивидуальные (право на труд, на жизнь и т.д.) и коллективные (право на забастовку, митинг и р.) права.

    Рассматривая систему прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что эта система постоянно развивается. В.В. Копейчиков считает, что с течением времени изменяются мотивы поведения людей, их интересы, содержания и формы самого поведения, что в полной мере должно учитываться в целях обеспечения эффективности права. Как же это практически осуществить? При этом нельзя полагаться исключительно на замену устаревших правовых норм новыми, которые учитывали бы все особенности новых общественных связей. Во-первых, право при всех своих регулятивных возможностях не может все регулировать, всё предусматривать и организовывать, что в корне противоречит и самой концепции личности, её свободы. Во-вторых, подобное «регулирование» прямо противоречило бы принципу стабильности закона, права в целом, что является важным качеством развитой правовой системы выражением высокой правовой культуры в регулировании общественных отношений. В это связи особое значение приобретает весь круг проблем, связанных с воздействием права на свободный выбор личностью такого варианта своего поведения в каждой определенной ситуации, который полностью соответствовал бы требованиям правовых норм, установивших применительно к данной ситуации соответствующей правовой стандарт. (1)

         Например, в Конституции СССР в ст. 39 было указано, что использование гражданами прав и свобод  не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. (2). Один из учёных-юристов по этому поводу сказал так: « Моё право махать руками кончается там, где начинается нос моего товарища»

1.- См. Копейчиков. В.В. Права человека: миф и реальность, К., 1987г., С.14-15

2.- Права человека: Сборник документов, М., 1986г., С. 8

   Основы же моральных границ, в рамках которых личность свободно выбирает вариант соответствующего поведения, заложены в высказывании К. Маркса о том, что «лишь отнесясь к человеку как к себе подобному, человек начинает относиться к самому себе как к человеку» (1)

  Иными словами, речь идёт о том, что, устанавливая соответствующие нормы права, закрепляя в Конституции и в действующем законодательстве права, свободы и обязанности граждан, государство, как правило,  устанавливает пределы  тех действий, которые могут быть совершены при реализации правового статуса. Давно замечено, что в отношении прав и свобод говорится более широко, в то время как обязанности граждан, действия, которые они должны совершать во исполнение своих обязанностей, как правило, более конкретизированы, четки и определенны.

   Для удобства исследования целесообразно разделить институт прав и свобод человека на ряд смысловых частей в зависимости от содержания. Все права и свободы по Конституции Украины можно «разбить» на 4 основные части. Я решила составить схему «Прав человек по Конституции Украины».

Права человека

Личные права и свободы человека

Политические права и свободы

Социально – экономические.

Культурные и иные права

1.- Маркс К. Капитал. Т. 1. М.,1960г. (Сочинения. 2-е изд./ К. Маркс, Ф. Энгельс; Т. 23). С.62

2.1.Личные права и свободы

     Свобода личности.  Право личности на свободу это право индивида вести подобающий ему образ жизни,  то  есть  выбирать  в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых имеет  соответствующее  подкрепление в Конституции.  Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

    К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются «гражданскими», относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству.     Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека.

   Комаров С.А. даёт такое понятие - правовой статус – это  юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции.

   Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам     следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъктности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права.

   Личным правам  посвящены статьи Конституции Украины принятой в 1996 году, например, ст. 23, 27, 28, 29, 30,31, 32, 34 и некоторые другие.

     Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т.н. абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т.н. относительное право на жизнь).

      В Украине право на жизнь регулируется ст.27 Конституции Украины, она гласит, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Обязанность государства – защищать жизнь человека. Каждый имеет право защитить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств.(1)

Право на жизнь – это природное право человека, охватывающее широкий комплекс активных действий со стороны государства:

1.     политика государства, обеспечивающая отказ от военных способов решения социальных и национальных конфликтов.

2.     борьба с преступностью, незаконным хранением оружия

3.     меры медицинского характера

4.     состояние экологической среды, благоприятной для жизни человека.

1.- Конституция Украины. Принята Верховной Радой Украины 1996 г,  Харьков: 1997год, Ст. 27.

            

      Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность.  Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 29 Конституции Украины 1996 года. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. (1)

         Конституция Украины провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени , а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

       Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление, как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так, совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 32 «Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной  информации о лице без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, которые не являются государственной или иной защищенной законом тайной». (2)

1,2.  - Конституция Украины. Принята Верховной Радой Украины 1996 г,  Харьков: 1997год,                   Ст. 29, 32.

Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

     Новым и чрезвычайно актуальным для Украины является конституционное право каждого определять свою национальную принадлежность

  Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т.п.). Представляет  собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

         Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который, не  смотря на все перемены, никак не может утвердиться в действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории государства гражданами которого они являются.  Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений свободного передвижения. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения государственной безопасности и сохранения государственной тайны.

2.2.Политические права и свободы человека

         Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны.

       Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, которое выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство- это правовое, а не фактическое состояние. Гражданство оформляется соответствующим документом – паспортом. Принцип правового государства в современных условиях приобретает  новое качество, обусловленное необходимостью уменьшения влияния политической государственной власти. Принцип правового государства требует такого устройства государственной  и общественной жизни, когда нормы права становятся рычагами, усмиряющими государственные притязания и поползновения на естественную жизнь человека и гражданина. (1).  Но этим роль правового государства не ограничивается. По мнению Е. Шмидт-Асман, « принцип правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний, а преследует двойную цель: в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность  государства, чтобы таким образом гарантировать достоинство человека, свободу, справедливость и правовую защищённость его как в отношения с государственной властью, так и между индивидами» (2).  К политическим правам обычно относят право на участие в управлении государственными делами, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу проводить мирные собрания и манифестации, право на обращение. Принцип правового государства является действенным механизмом соблюдения прав человека на подлинную свободу объединений, становление многопартийной системы. Как отмечает К.К. Токмаков, «развитие такой системы является  необходимым  элементом демократического развития и одним из условий построения правового государства» (3).

1-  Алиев. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и             гражданина, М., 2000г., С. 24

2.- Шмидт-Асман Е. Правовое государство. Государственное право Германии. В 2-х томах.                              Т.1./ М. 1994г., С. 54

3.- Токмаков К.К Право граждан на объединение в политические партии в условиях правового государства. Афтореф. дисс. канд. юр. наук. М. 1992 г., С. 3.

     О непосредственной связи правового государства с человеком отмечал и Б.А. Кистяковский: « Среди неотъемлемых прав личности, признаваемых в правовом или конституционном государстве, одним из существенных прав является свобода союзов и свобода собраний. Человек должен иметь право свободно собираться, устраивать союзы и общества» (1). Применение принципа правового государства при реализации права на объединение позволяет, как предупреждать и пресекать неправомерные действия в деятельности объединений, так и не допускать произвольного, « необоснованного вмешательства государственных органов в ту деятельность, которая осуществляется объединением в рамках закона» (2).

  Таким образом, государство и объединение индивидов, будучи субъектами правоотношений, не могут безгранично вмешиваться в интересы друг друга, либо третьих лиц.

   Так  как поведение личности обуславливается групповыми интересами, вызвавшими необходимость объединения  усилий посредством реализации  права на объединение, государство, в условиях правового государства, призвано обеспечивать преграды групповым интересам, не отвечающим установленным правилам поведения. При этом степень вторжения государства в сферу внутренних интересов объединений граждан показывает уровень развитости и реальности права. (3).

        Конституция Украины 1996 года наделяет граждан Украины всей полнотой политических прав в их современном понимании. Право на объединения изложено в 36 статье и соответствует Закону Украины « Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 года.

1.- Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии.        1990г., С.145.

2.- Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности.// Российская юстиция. 1996г., С. 40.

3.- Алиев. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина, М., 2000г., С. 26

   Политической партией, в соответствии с З.У. «Об объединениях граждан», является - объединение граждан, поддерживающих определенную общенациональную программу общенационального развития, цель которой принимать участия в государственной политики, формировании органов  государственной власти и местного самоуправления.

     Общественные организации – это объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, национально-культурных и других интересов.

     Общественные организации могут иметь:

-местный

-общегосударственный

-международный статус

    Политические партии и  общественные организации могут иметь наименования- 1.движения, 2.конгресс, 3. союз, 4.фонд, 5. ассоциация и другие. Они  не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Членами политических партий могут быть граждане достигшее 18-летнего возраста.

     Из  общественных организаций наиболее значительными являются профсоюзы. Профсоюзы – это объединения граждан, объединённых общими интересами в связи с профессиональной деятельностью. Они действуют в соответствии со статусом принятым учредительным собранием и представляют интересы своих членов в сфере труда, культуры и отдыха. Профсоюзам предоставлено право осуществлять  контроль за соблюдением трудового законодательства.

    Граждане Украины имеют право принимать участие в управлении государственными делами. Это право даёт нам статья 38 Конституции Украины. Референдум- это одна из форм реализации права граждан принимать участие в управлении  делами государства. Некоторые ученые – юристы дают такое определение- Референдум – это всенародное волеизъявления, которое проводится в связи с принятием важных решений в жизни государства. Референдум, в зависимости от территории, которую он охватывает, бывает местный и всеукраинский.   

В статье 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года, говорится:                                                                 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.           2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.                                                                                                                                  3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. (1).                                                                                 Статья 20  Декларации прав человека и гражданина 1789 года, гарантирует, что:     1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.            2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. (2)

Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод, регулирует политические права человека в статье 11:                                                                     1.Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.                                                                                                      2.Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления. (3)

1.- Всеобщая декларация прав человека, принята Ген. Ассамблеей 10 декабря 1948 года, // Международные акты о правах человека. – М., 1998г. Ст.21

2.- Декларация прав человека и гражданина 1789 года.// Международные акты о правах человека. – М., 1998г. Ст. 20

3.-Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, // Международные акты о правах человека. – М., 1998г. Ст.11

Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, в статьях 36 (право на объединение), 38 (право принимать участие в управлении государственными делами), 39(право проводить мирные собрания и манифестации) и  40(право граждан на обращение). В настоящее  время содержание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов.

Статья 40 Конституции Украины 1996 года распространяется не только на граждан Украины, но и на иностранцев, которые находятся на территории Украины на законных основаниях. Эта статья даёт право направлять письменные обращения (индивидуальные или коллективные) или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ  в уставленный законом срок.   Этот срок по закону Украины «Об обращениях граждан» от 2.10.96 года  равен двум месяцам.

         Итак, можно сделать вывод, что политические права – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличии от личных прав, политические права  всегда выступают как юридические категории ( а не только как моральные и социальные) . Они не могут существовать независимо от их государственного  признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

1.-Закон Украины «Об обращениях граждан» от 2.10.96 года. Ст. 1- 14. // ВВР. –    1996. № 11

2.3. Социально-экономические права и свободы

    Социально-экономические права и свободы занимают весьма важное место в системе конституционного регулирования правовой личности в Украине. Социально-экономическим правам посвящены статьи 13, 14, 41, 42- экономические;  43-49- социальные.

Экономические права человека – это совокупность конституционных прав, которые определяют юридические возможности человека в экономической сфере. Самое большое значение из них имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатам своей индивидуальной и творческой деятельности (ст.41 Конституции Украины). 

      Частная собственность – это совокупность правовых норм, которые закрепляют права человека владеть, пользоваться и  распоряжаться принадлежащим ему имуществом, другими материальными благами и интеллектуальной собственностью.

      Субъектами в правах частной собственности могут быть физические и юридические лица, независимо от гражданства.

      Объектом права частной собственности является имущество (любое), природные ресурсы,  результаты интеллектуальной деятельности, в том числе произведения литературы, искусства, науки и техники.

     Порядок приобретения права частной собственности регулируется гражданским кодексом и Законом Украины «О собственности» от 7. 02.91года.

Этот закон предлагает наиболее распространенные способы приобретения права частной собственности:

Купля-продажа, наследование, дарение,  приватизация, интеллектуальная деятельность.

  Вообще, можно сказать, что существует 2 вида возникновения права собственности. Это 1- первоначальный вид и 2- производный вид.

При первоначальном собственником является автор предмета, т.е. до этого момента  вещь не кому не принадлежала.

Сущность производных оснований возникновения права собственности заключается в том, что предмет по средствам возмездных и не возмездных сделок переходит от одного к другому. (1)

   В Украине существует 3 вида собственности:

-коммунальная

-частная

-государственная

  Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, так гласит статья 42 Конституции Украины.

  Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, оказанию услуг, выполнению работ или занятия торговлей с целью получения прибыли.

    Субъектами в предпринимательской деятельности могут быть физические и юридические лица, имеющие  правоспособность и дееспособность.  Но, есть лица, которым не разрешается заниматься предпринимательской деятельностью. Это: 1.- судьи, работники суда и прокуроры, работники органов безопасности, органов внутренних дел  и государственного нотариата. 2.- военнослужащие, народные депутаты,  должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. (2)

     Государство должно обеспечивать защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, не допускать злоупотребление монопольным положением на рынке, защищать права потребителей, осуществлять контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ.

     

1  Сергеева. А.П. Гражданское право, М., 1998г., Ч 1. С. 15

2. Закон Украины. «О предпринимательстве» от  7.02.91года // ВВР-  1991г., №14

        

Каждый имеет право на труд – именно так провозглашено в ныне действующей Конституции нашего государства. Сравним это положение с Конституциями других стран и мнениями зарубежных учёных.

В конституциях таких крупных буржуазных стран, как США и Великобритания, право на труд, как и все прочие трудовые права граждан, полностью отсутствует. В тех же буржуазных странах, где эти права фиксируются конституцией, они фактически представляют ничего не значащие положения. Так, в Конституции Дании указывается, что «в интересах общественного блага следует стремиться к тому, чтобы каждый трудоспособный гражданин имел возможность работать на условиях, обеспечивающих его существование».

А западногерманский юрист Ф. Веземан вообще считает признание права на  труд покушением на свободу личности, поскольку,  признавая его, государство должно внести  принудительное регулирование рынка труда, что, по его мнению, «ведёт к ограничению, если не к полной ликвидации, свободы передвижения, свободы выбора профессии и свободы обучения». (1)

   Такое отношение к праву на труд, без которого, как указывает Ш. Фурье, все остальные права превращаются в нули, предопределяет сознательную неполноту, сугубо формальный характер по отношению к неимущим и малоимущим слоям населения и всех прочих прав и свобод личности, провозглашенных в буржуазных конституциях.

Г.А. Гаджиев, анализируя конституционный принцип в сфере экономики, приходит к выводу о том,  что « государственные интересы в сфере экономики должны быть подчинены интересам частных предпринимателей» (2).

 В Украине  право на труд, помимо Конституции, регулируется Законами. Так, Закон Украины « Об оплате труда» от 24.03.95 регулирует порядок оплаты труда. Одним из самых значительных источников трудового права является Кодекс Законов о Труде с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.01.02.

1.Права человека: сборник международных документов, Киев, 1999 год, С. 56.

   2. Гаджиев Г.А. Основные экономические права, Дисс. юр. наук. М., 1996г., С. 155.

   Кодекс законов о труде регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе  материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.

   Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану  трудовых прав работников.

    Право граждан Украины на труд, по КЗОТу, - это право на получение работы с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на свободный выбор профессии,  рода занятий и работы, обеспечиваемое государством. (1)

    Каждый работающий имеет право на отдых. Это конституционное положение регулируется З.У. « Об отпусках» и главой V главой КЗОТа.

    Демократическое общество немыслимо без обеспечения определенных социальных гарантий. Социальные права граждан регулируются Конституцией

Украины, КЗОТом и  Законами.

Статья 46 Конституции Украины даёт право гражданам на социальную защиту. Она закрепляет право на обеспечение старости, в случаи потери кормильца, при утрате трудоспособности, по инвалидности, в случаях безработицы, пенсионное обеспечение,  обязательное общегосударственное страхование.

    З.У. « О занятости населения» от 1.03.91. определяет правовые, экономические и организационные основы, защиты граждан от безработицы.

  Источником социальной помощи является государственный бюджет.      

   Страхование регулирует З.У. « О государственном социальном страховании» от 14.01.98.

   Закон Украины от 1.06.2000г.   « О государственной  и социальной помощи малообеспеченным семьям» устанавливает выплаты, которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимального.  

1. Кодекс Законов о Труде с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.01.02., Харьков, «Одиссей», 2003г, Ст.1, 2.

Каждый имеет право на жилище, т.е. каждый человек имеет право построить, получить в собственность  на основе гражданско-правового  договора, взять в аренду, получить из государственного фонда.

      Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование закреплено в статье 49 Конституции Украины. Государство создаёт условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

         Право на образование является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах начиная с Конституции Мексики  1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию к расширению. В настоящее время, в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений. Право на образование закреплено в статье 53 Конституции Украины.

В конвенции СНГ «О правах и основных свободах человека» в статье 27 говориться, что 

1. Никому не может быть отказано в праве на образование. При осуществлении любых функций, которые Договаривающаяся Сторона приняла на себя в отношении образования и обучения, она должна уважать право родителей обеспечивать своим детям такое образование и обучение, которое соответствует их собственным убеждениям и национальным традициям.

2. Начальное, основное общее образование является обязательным и бесплатным.

1.-Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека», официальный текст, // Международные акты о правах человека. – М., 1998г. Ст. 27.

2.4. Культурные и иные права и свободы

         В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новые виды прав и свобод, что отражает тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

                Среди таких прав наиболее часто выделяют право на благоприятную окружающую среду, которое иногда включается в более широкое понятие экологических прав.

                Это право было впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь конце 1980-х - начале 1990-х г.г. в основном конституциях пост - "социалистических" стран. Праву на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных  органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция Украины, закрепляя это право в статье 50, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба,  причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

       В соответствии с З.У. « Об охране окружающей  и природной среды» от 25 июня 1991 года, безопасное для здоровья состояние  окружающей природной среды определяется экологическими стандартами, техническими, санитарно-гигиеническими, строительными нормами.  Меры по охране окружающей природной   среды финансируются из государственного и местного бюджета, а также за счёт внутреннего бюджета предприятия.(1)

      

 1.-  З.У. « Об охране окружающей  и природной среды» от 25.06.91 // ВВР 1991.- №21

           

       В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 54 Конституции Украины 1991 года. Многие ученые, однако, больше склонны относить культурные права к группе социально-экономических прав.

    Я считаю, что для государства и для права очень важно, чтобы население было грамотным и культурным. В Украине существует правовой всеобуч, предмет «Правоведения» должен преподаваться во всех школах с самых начальных классов. Знание своих прав и обязанностей, на мой взгляд, не должно быть обязанностью только юристов, а их преподавание - юридических вузов. Каждый, не смотря на род его занятий, должен знать основные азы права. Ведь,  именно на знаниях права строится правовая культура, а это  не просто отношение к праву, а уважительное отношение к праву. Человек, обладающий правовым сознанием и правовой культурой,  навряд ли  совершит правонарушение, а значит и не понесёт ответственности за это.  Отсутствие правового нигилизма в обществе - высокий показатель того,  что общество обладает правовой культурой.

     Культурные права человека регулируются Всеобщей декларацией прав человека в статье 27. Она гласит:

1.      

2.        Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

1.- Всеобщая декларация прав человека, принята Ген. Ассамблеей 10 декабря 1948 года, // Международные акты о правах человека. – М., 1998г. Ст.27

 

Вывод

Итак, можно сделать вывод, что фоном развития идеи прав человека явились принципы свободы и равноправия. Фридрих Энгельс писал: «Должны были пройти и действительно прошли целые тысячелетия, прежде чем из первоначального представления об относительном равенстве был сделан вывод о равноправии в государстве и обществе и этот вывод стал казаться естественным, само собой разумеющимся».

Права человека стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, оказали огромное влияние на характер государства, сделались ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур.

  Формирование правового государства невозможно без утверждения в общественном сознании и практике прав человека.

Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение роли государства является причиной того, что личность вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом государстве, как государство должно нести ответственность перед личностью, так и личность должная нести ответственность перед государством. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и взаимные обязанности, как государством, так и  личностью.

Я думаю, что цели, поставленные мною, перед написанием курсовой работы, выполнены, а тема  раскрыта.

Список использованной литературы

1.     -  Конституция Украины. Принята Верховной Радой Украины 1996 года, Харьков, «Одиссей», 1997г.

2.     -  КЗОТ с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.01.02, Харьков, «Одиссей», 2003г.

3.     -  Закон Украины «Об обращениях граждан» от 2.10.96 года. // ВВР – 1996г.№ 11

4.     – Закон Украины «О предпринимательстве» от  7.02.91года. // ВВР. – 1991г № 14

5.     -  Закон Украины « О государственном социальном страховании» от 14.01.98.//ВВР.- 1998г. № 38

6.       Закон Украины. « О занятости населения» от 1.03.91. // ВВР.-1991г. №  41

7.       Закон Украины  « О государственном социальном страховании» от 14.01.98. // ВВР.- 1998г. № 37

8.-    Декларация прав человека и гражданина 1789 год, официальный текст//                               Международные акты о правах человека. – М., 1998г.

9.-   Всеобщая декларация прав человека от 10. 12. 1948г.// Международные акты о правах человека. – М., 1998г.

     10.- Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятая сессия. Дополнение . 20 (А/1775). - С. 47, 48. .// Международные акты о правах человека. – М., 1998г.

11. - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.// Международные акты о правах человека. – М., 1998г.

12.- Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека».// Международные акты о правах человека. – М., 1998г.

       13-  Алиев. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод    человека и гражданина, М., 2000г.,

14-    Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991г.

         15 -Гаджиев Г.А. Основные экономические права, Дисс. юр. наук. М., 1996г

16.-Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук, т.3, М., 1996г.

       17- Копейчиков В.В Права человека: миф и реальность, К., 1987г

       18- Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990г.

       19- Комаров С.А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М. 2001г

       20- Лукашева Е.А. Общая теория прав человека, М. 1996г

          21-  Маркс К. Капитал. Т. 1. М.,1960г. (Сочинения. 2-е изд./ К. Маркс, Ф. Энгельс; Т. 23)

       22-  Права человека: сборник международных документов, Киев, 1999 год

       23-  Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть: конституционные основы организации  и деятельности, М., 1998г.

       24.- Сергеева А.П. Гражданское право. М., 1998г., Ч 1.

       25.- Советский энциклопедический словарь, Москва, 1987 год.

        26.- Современное политическое сознание в США, М., 1980г.

        27.- Статьи «О декларации прав Виржинии 1776г.» М., 1980г.

  28.- Токмаков К.К. Право граждан на объединение в политические партии в условиях правового государства. Афтореф. дисс. канд. юр. наук. М. 1992 г.

          29.- Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности.// Российская юстиция. 1996г.

       30.- Шмидт-Асман Е. Правовое государство. Государственное право Германии.

              В 2-х томах. Т.1./ М. 1994г.

       31.- Эбзеев Б.С. Правовое государство. Учебное пособие для вузов. М., 1997г.