Правительство Республики Беларусь
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждение Образования
Брестский Государственный Технический Университет
Кафедра социально-политических и исторических наук
реферат по идеологии
на тему:
Правительство-Совет Министров Республики Беларусь
Проверила Грибова С.В.
Выполнила студентка группы МЭ-21
Брест 2005
содержание
1.Правительство Республики Беларусь………………………………………….3
2.Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь……4
3.Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь………..7
4.Компетенция Правительства…………………………………………………...9
5.Организация деятельности Правительства…………………………………..15
6.Список литературы…………………………………………………………….17
1.Правительство Республики
Беларусь.
Понятие правительства:
Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответсгвии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Правительство занимает важное место в системе органов осударственной власти. Оно является основным, центральным Институтом управления государсгвенными делами. Ни одно государство не может обойтись без правительства.
Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органами государственной власти, прежде всего с Президентом и Парламентом.
В отличие от конституций некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе « О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государсгвенных органах».
В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.
Форма правления часто предопределяет порядок образования и деятельности правительства. В президентских республиках оно менее самостоятельно, иногда не представляетсобой коллегиальный орган с властными полномочиями. В государствах парламентарной формы правления правительсгво является коллегиальным органом, олицетворяющим исполнительную власть. Такое правительство несет ответственность перед Парламентом, обычно форпгирующим правительсгво, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в этом случае ему важно пользоваться доверием большинства членов парламента.
Отношения между Правительством, Парламентом и судами в Республике Беларусь более определенные. Что же касается влияния Президента на Правительсгво, его деятельносгь, то оно вполне типично для президентских республик. Президент юридически не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной
власти, которьre свидетёльствуют о том, что, как и в других, президентских республиках, он является реальным главой , этой ветви власти.
По своему политическому или партийному составу правительство может быть партийным(однопартийным или коалиционным) и беспартийным.
Различают правительства партийного большинсгва и правительства партийного меньшинства.
В кризисные периоды исгории могут создаваться правительсгва национального единсгва, когда в интересах преодоления угрозы (экономической, военной и т.п.) партии отбрасывают сущесевующие между ними разногласия и формируют правительствo.
2.Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона указано лишь, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правителъства могут входить и руководители республиканских органов управления.
Структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
В результате проведенной в сентябре
Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр:
1) осущесгвляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
2) подписывает постановления Правительства;
3) в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение 2 месяцев;
4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.
Иные полномочия Премьер-министра
определяются законами, указами Президента, постановлениями Правительства. При
этом Премьер-минисгр решает наиболее важные вопросы. Так, в соответствии е
постановлением Совета Министров от 27 марта 1998 г . №428 «О
распределении обязанностей между Премьер-министром и, заместителями
Премьер-министра в Республике Беларусь» Премьер-министр помимо осуществления
руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы
экономической реформы, вопросы международных финансово-кредитных организаций,
обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В
Правительстве он курирует работу наиболее важных структурных подразделений
аппарата.
Президиум Совета Министров Республики Беларусь
Сидорский Сергей Сергеевич-Премьер-министр Республики Беларусь,
Родился 13 марта
В 1976 году закончил электротехнический факультет Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта. Доктор технических наук. Трудовой путь начал в качестве электрика, электромонтера.
1976 - 1991 гг.- Мастер сборочного цеха, начальник лаборатории, начальник отдела, заместитель директора Гомельского завода радиотехнологического оснащения.
1991 - 1992 гг.-Директор Гомельского завода радиотехнологического оснащения.
1992 - 1998 гг.-Генеральный директор научно-производственного объединения "Ратон", г.Гомель.
1998 - 2001 гг.-Заместитель председателя, первый заместитель председателя Гомельского областного исполнительного комитета.
2001 - 2002 гг.-Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь
2002 - 2003 гг.- Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, исполняющий обязанности Премьер-министра Республики Беларусь.
декабрь 2003 - н/время Премьер-министр Республики Беларусь.
Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь.Специалист в области вакуумно-плазменных технологий. Автор более 40 научных трудов и монографий.Академик Международной инженерной академии.Владеет немецким языком.Женат. Имеет двух дочерей.
Шейман Виктор Владимирович-Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Тозик Анатолий Афанасьевич-Председатель Комитета государственного контроля, Семашко Владимир Ильич-первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь,
Бамбиза Иван Михайлович-заместитель Премьер-министра Республики Беларусь,
Гапеев Василий Иванович-заместитель Премьер-министра Республики Беларусь,
Долголев Василий Борисович Полномочный представитель Президента Республики Беларусь-заместитель Премьер-министра Республики Беларусь,
Дражин Владимир Нестерович-заместитель Премьер-министра Республики Беларусь,
Кобяков Андрей Владимирович-заместитель Премьер-министра Республики Беларусь,
Прокопович Петр Петрович-Председатель Правления Национального банка, Зайченко Николай Петрович-Министерство экономики, Корбут Николай Петрович-Министерство финансов,
Мартынов Сергей Николаевич-Министерство иностранных дел. Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра, которое осуществппется с согласия Палаты представителей.
Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.
`В то же время в Основном Законе установлен срок, в течение которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра: не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения.
Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту, самому кандидату на должность Премьер-министра, высказывать евои мнения по предложенной кандидатуре, агитировать за или против.
Решение о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра принимается Палатой представителей тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение Палаты представителей о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра должно быть оформлено постановлением.
Если между Президентом и Палатой представителей по поводу назначения Премьер-министра возникают разногласия, они преодолеваются в соответствии с процедурой, установленной Конституцией. Так, при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра, требований о необходимости быть депутатом и т.п. Важно, чтобы кандидат бьл гражданином Республики Беларусь.
Формирование Правительства в целом осуществляется Главой государства, который самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответсгвующие кандидатуры. В соответсгвии с Законом «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» заместители Премьер-министра, министры и другие члены Правительства, а также председатели государетвенных комитетов, не входящие в сосгав Правительства,руководители других республиканских органов государственного управления назначаются на должносгь и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь. Заместители министров и председатели государственных комитетов назначаются на должносгь и освобождаются от должкности Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
3.Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь.
В Конституции Республики Беларусь срок полномочий Правительства конкретно не определяется. Указывается, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство, поэтому допустимо (с известными оговорками) утверждать, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Презпдента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия Правительству, право отказать в доверии Правительству со всеми вытекающими последствиями, право Президента на смену членов Правительства (отставка и назначение новых членов Правительсгва).
Сложение полномочий Правительсгва должно происходить не после объявления результатов выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им Присяги.
Для формирования нового состава Правительства необходимо время, поэтому Президент вправе поручить прежнему сосгаву Правительства продолжать вьшолнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Реoпублики Беларусь.
В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Главой государсгва Премьер-министра от должности.
Используя это право, Президент должен одновременно известить Палату представителей о принятом решении. Зарубежный опыт показывает: если Президент злоупотребляет своим правом и часто осуществляет замену премьер-министров, что свидетельствует об ошибках в подборе кандидатур, то парламент (палата представителей) может выразить свое отношение путем отказа в даче согласия на назначение либо высказаться по данному вопросу при обсуждении новой предложенной кандидатуры.
Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о евоей отставке, если считают невозможньпи дальнейшее осуществление возложенных на них обязанносгей.
Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии Правительству вносится Премьер-министром на имя Председателя Палаты представиrслей. Предварительная подготовка и порядок включения данного вопроса в повестку дня сессии осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом. Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосованo большинство от полного состава Палаты представителей. Такое решение оформляется постановлением. Если решение о доверии не принято, то считается отказом Правительству в доверии. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.
Конституция предусматривает как коллективную,так и индивидуальную ответсгвенность Правительства и его членов.
4.Компетенция Правительства.
Являясь центральным органом государственного управления, Правительсгво наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.
Основные полномочия Правительства предусмотрены
в Конституции, детально они раскрываются в Законе от 5
мая
« О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».
Согласно Конституции и Закону в экономической сфере Правительство:
- обеспечивает проведение единой экономической политики;
- регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;
- разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию;
- разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;
- принимает меры по обеспечению оптимальных темпов развития производства, роста национального дохода и его рационального распределения;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь,
- организует управление государсгвенной собственностью;
- имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидировать предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь;
- содействует интеграции экономики Реслублики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит содтветствующие предложения
Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
- устанавливает экономическую ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка оеуществления хозяйственной деятельности,если эта ответственность не была установлена законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь;
- в пределах полиомочий, предоставленных Президентом Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечивает привлечение иностранных инвестиций;
- создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности;
- осуществляет единую государственную политику в области использования и охраны земель, в пределах своих полномочий производит изъятие и предоставление земельных участков;
- координирует инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социально-экономического развигия государства;
- определяет государственную страховую политику;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Республики Беларусь этими ресурсами и др.
В области бюджета и финансов:
- обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики;
- ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь Проект республиканского бюджета и отчет его исполнении;
- предоставляет в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, правительственные гарантии;
- разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов, совершенствованию сисгемы цен и тарифов;
- исходя из главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики,определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов, а также совместно с Национальным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля;
- обеспечивает привлечение,распределечие и использование кредитов, формирующих внешнюю задолженность Республики Беларусь;
- определяет государственную политику в области защиты прав потребителей;
- осуществляет взаимодействие с Национальным банком Республики Беларусь, в том числе имеет право получать статистическую и другую информацию о деятельности банков.
В области занятости и труда:
- принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд, т.е. права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием,способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также права на здоровые и безопасные условия труда;
- разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения;
- осуществляет меры по формированию и совершенствованию мотивационного механизма трудовой активности, усилению роли материальных и моральных стимулов в повышении эффективности и качества труда;
- осуществляет единую государственную политику, направленную на обеспечение полной и эффективной занятости трудоспособного населения, в том числе за счет совершенствования отраслевой структуры народного хозяйства и территориального размещения производительных сил;
- устанавливает минимальный размер заработной платы, а также в пределах своих полномочий определяет формы, системы и размеры оплаты труда работников государственных учреждений;
- определяет государственную миграционную политику.
В социально-культурной сфере:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
- создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения;
- принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;
- принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования,обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации‚ с четом общественных и производственных потребностей;
- принимает меры по предупреждению инвалидносги и организации реабилитации инвалидов;
- определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат;
- разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;
- осуществляет меры по формированию и реализации государствевенной молодежной политики;
- принимает меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений;
- обеспечивает проведение государственной политики вобласти обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, основных направлений развития и совершенствования системы здравоохранения, применения в этой сфере новых методов управления;
- содействует развитию физической культуры и спорта;
- осущесгвляет меры по развитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивает охрану историко-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эсгетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, содействует развитию профессионального искусства, литературы,национального книгоиздания и периодической печати;
- создает условия ддя свободного развития культуры всех национапьньи общностей, проживающих в Республике Беларусь;
- проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
- принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий;
- обеспечивает проведение единой научно-технической государсгвенной политики и др.
В области охраны окружающей среды:
- определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;
- определяет государственную политику в области гидрометеорологической деятельносги;
- осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды;
- определяет государственную политику в области обеспечения технической, ядерной и радиационной безопасности потенциально опасных объектов, предупреждения аварий и катастроф;
- обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
- определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды;
- принимает решения о создании заповедников, нациольнальных парков, заказников и иных особо охраняемых природных территорий республиканскогозначения,утверждает положения о них и их границы;
- утверждает порядок разработки экологических мероприятий, установления лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов производства;
- объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной экологической ситуации;
- организует работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобьиьской АЭС и принимает меры по ее реализации; обеспечивает развитие системы экологического воспитания и обучения граждан.
В области обеспечения законности и правопорядка:
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступносгью;
- обеспечивает гарантированные Конституцией Республики Беларусь, законами и предусмотренные международньции обязательствами государства права и свободы граждан, защиту личности от любых противоправных действий, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Респубппки Беларусь, так и за ее пределами;
- определяет основные направления правовой работы ii органах государственного управления;
- руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов государсгвеиного управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственных программ борьбы с пресгупносгью;
- осуществляет меры по предотвращению создания и деятельности политических партий, общественных объединений и религиозныx организаций, имеющих целью насильсгвенное изменение конституционного сгроя либо ведущих пропаганду войны, социапьной, национапьной, религиозной и расовой вражды, а также препятствующих исполнению гражданами их государсгвенных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.
В области обеспечения национальной безопасности и обороны:
- принимает меры по защите национальной безопасносги и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами;
- решает вопросы военного строительетва, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной защиты республики, а также строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;
- осуществляет контроль за подготовкой граждан к военной службе и призывом их на военную службу, а также регламентирует воинский учет призывников и военнообязанных;
- руководит в пределах своей компетенции подготовкой народного хозяйства Республики Беларусь к работе в режиме и условиях военного времени, а также его мобилизационным развертыванием;
- вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь,планы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве;
- осуществляет в соответствии со своей компетенцией руководство гражданской обороной Республики Беларусь.
В области внешней политики:
- осуществляет координацию деятельности в сфере отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями;
- принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;
- проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
- принимает меры по обеспечению вьшолнения международных договоров Республики Беларусь.
Правительсгво осуществляетряд других полномочий, в часгности в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Правительство активно взаимодействует no ряду вопросов с Национальным собранием (прежде всего в законодательной сфере, исполнении законов), месгными Советами депутатов.
5.Организация деятельности Правительства.
Работу Правителъства Республики Беларусь организует Премьер-министр. Он осуществляет непосредственное руководство его деятельностью, руководит его заседаниями и несет персональную ответственность за его работу.
При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии Первого заместителя пo поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь - один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь.
На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь имеет право председательствовать Президент республики.
Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Правительства Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае раненства голосов принятым считается решение, за которое голосовал председательствующий.
Законом определяются вопросы, которые рассматриваются исключительно Советом Минисгров, следовательно, по ним могут приниматься постановления Правительства, но не распоряжения Премьер-министра. К ним относятся вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных средств; проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Со