Правоотношения
I. Введение
Понятие «правоотношение» является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования — социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование. Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение между отдельными лицами, которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения.
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
- Правоотношение — это отношение общественное, то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.
- Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения (а также изменения и прекращения), а следовательно — одной из важнейших предпосылок существования правоотношений (наряду с субъектами права и юридическими фактами).
- Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов.
- В целом правоотношениям свойственно такое качество, как определенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве), так и односторонней (правоотношение собственности).
- Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, они связаны с государственной волей, выраженной в праве; во-вторых — с индивидуальной волей, поскольку правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников (психологический механизм действия права). Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.
- Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и охраняются.
С учетом названных качеств правоотношение можно определить как охраняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
Правоотношения возникают при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д.
II. Структура правоотношений.
Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекта, объект, право и обязанность.
Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды или организации, которые в соответствии с нормами права (НП) являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Таково общее положение. В реальной жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими. Малолетние дети, душевнобольные, организации, прекратившие свое существование, фактически не могут участвовать в правоотношениях: ведь нет субъекта права, то нет и субъекта обязанности, нет и самой обязанности – нельзя быть обязанным в отношении никого.
Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. Их подавляющие большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким либо причинам не включенные в сферу правового регулирования, находятся под опекой различных благотворительных и общественных организаций и государства. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается со смертью.
Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.
Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять права и обязанности.
Под дееспособностью разумеется способность совершать юридические действия, т. е. устанавливать собственной волею свои правоотношения. Понятно, что не все правоспособные лица в то же время и дееспособны. Например, дети, сумасшедшие не могут совершать никаких юридических сделок: ни покупать, ни продавать, ни подписывать векселя. Напротив, лица дееспособные, являются правоспобными. Правоспособность, стало быть, есть понятие более широкое, тогда как дееспособность - более узкое понятие, распространяющееся на меньший круг лиц.
Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая распространяется на все, без исключения, юридические сделки, специальная – на строго определенный вид данных сделок.
В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают.
Гражданская дееспособность наступает в полном объеме:
- С достижением возраста 18 лет (с момента совершеннолетия);
- Со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом (Ст. 13 СКРФ - при согласии родителей несовершеннолетней стороны и при наличии уважительных причин, по достижению 16 лет, санкционируется органами местного самоуправления). Дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.
- С момента эмансипации. Эмансипация подростков — объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда до достижения возраста совершеннолетия. В российском гражданском праве несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя или занимается предпринимательской деятельностью
К индивидам как к субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. Индивидуальный субъект – юридическое понятие. Субъект правоотношений не то же самое, что человек – это только одно его свойство. К организациям – коллективным субъектам правоотношений – относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом.
Среди субъектов организации особое место занимают так называемые юридические лица. зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица являются субъектами, прежде всего субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений. Юридические лица различаются публичные или частные.
Объекты правоотношений
К объектам правоотношений относят следующие материальные и нематериальные блага:
- Вещи;
- Продукты духовного творчества (результаты авторской, изобретательской и др. деятельности);
- Личные нематериальные блага (имя, честь, достоинство);
- Действия (воздержание от действий);
- Результаты действий субъектов правоотношений.
Объектом правоотношения является также фактическое поведение его участников в отношении данных благ. Представляется, что материальные и нематериальные блага являются целью, ради которой лица вступают в правоотношения.
Субъективное право
Субъективное право и юридическая обязанность – это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Право принадлежащее субъекту называется субъективным правом, потому что только от воли субъекта зависит, как им распорядится.
Субъективное право проявляется в 3-х разновидностях:
- В возможности положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов.
- В возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов.
- В возможности управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав.
Юридическая обязанность
Это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).
Содержание юридической обязанности выражается в двух разновидностях:
- В необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц)
- В необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права.
Юридические права и обязанности - это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения, предусмотренного НП.
III. Виды правоотношений.
1. В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:
Гражданские правоотношения.
Гражданское правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.
Особенности гражданских правоотношений:
- Устанавливаются по воле участвующих в них лиц за исключением возникновения обязательств из деликтов, событий и т.д.;
- Равенство сторон, их юридическая независимость друг от друга;
- Подчинение сторон только закону и условиям договора.
Элементы гражданского правоотношения:
- Субъекты – участники правоотношения – физические и юридические лица;
- Объекты – материальные и нематериальные блага по по поводу которых возникают гражданские правоотношения.
Содержание - взаимодействие его участников осуществляется в соответствии с их субъективными правами и обязанностями, а также в совокупности этих прав и обязанностей.
*субъективное право — юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица.
*субъективная обязанность — юридически обусловленная мера необходимого поведения обязанного лица в гражданском правоотношении.
В зависимости от вида общественного отношения, урегулированного правовой нормой, различают имущественные и личные неимущественные гражданские правоотношения. Специфика указанных видов правоотношений различается в способах защиты субъективных прав:
Имущественные права защищаются, как правило, посредством возмещения причиненных убытков. Личные неимущественные права защищаются другими способами, такими как опровержение порочащих сведений, компенсация морального вреда и т. п.
В зависимости от структуры связи между субъектами гражданские правоотношения делятся на относительные и абсолютные.
*относительные правоотношения – правоотношения в которых правообладателю противостоят в качестве обязанных строго определенные лица, его права могут быть нарушены только ими, и соответственно подлежат защите от посягательств со стороны определенного круга лиц.
*в абсолютных правоотношениях правообладателю противостоит неопределенное число обязанных лиц, и его права могут быть нарушены любым лицом.
В зависимости от способа удовлетворения интересов правообладателя различают вещные и обязательственные правоотношения.
*вещное правоотношение реализуется самим правообладателем извлечением из вещи ее полезных свойств путем его непосредственного с нею взаимодействия. Его юридический интерес будет удовлетворен, если никто не будет препятствовать его действиям.
*обязательственное правоотношение реализуется обязанным лицом путем предоставления правообладателю определенных благ. Юридический интерес правообладателя может быть удовлетворен посредством совершения определенным лицом активных действий в его пользу.
Административно-правовые отношения.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами
административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере
деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому
содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого
правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего
правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное
общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую
форму.
Особенности административно-правовых отношений:
права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью
1. Исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной
власти.
2. Всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект
административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная
организация, наделенные государственно-властными полномочиями).
3.Административные правоотношения практически всегда возникают по
инициативе одной из сторон.
4. Если произошло нарушение административно-правовой нормы, то
нарушитель несет ответственность перед государством.
Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в
административном порядке.
6. Административные правоотношения являются властеотношениями, т.е.
построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство
сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим,
поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-
управленческой деятельности.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и
вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают в
сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение
в сфере государственного управления включается в круг отношений,
составляющих предмет административного права.
В содержании административного правоотношения различаются две стороны:
материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).
Непосредственным объектом административных правоотношений является
волевое поведение человека, его деяния. Субъектом являются физические и юридические лица, в т.ч. и само государство.
Уголовно-правовые отношения.
Уголовно-правовые отношения направлены на охрану и защиту нормального функционирования конституционных, гражданских, семейных, трудовых, административных и любых иных правоотношений, вызываемых к жизни и регулируемых любой отраслью права. Охраняя и защищая эти правоотношения, уголовно-правовые отношения участвуют в их регулировании путем определения меры (пределов) правомерного поведения, предупреждая нарушение этих пределов общественно опасными действиями.
Субъект правоотношений — член общества, осуществляющий права и обязанности, установленные уголовным правом в качестве общеобязательных требований (обязанность не совершать действий, запрещенных уголовным законом и т.п.). В случае нарушения этих требований он превращается в субъекта, обязанного подчиниться реализации уголовной ответственности и вместе с тем имеющего права, которые защищают его от произвола. Появляется еще один субъект — жертва преступления (потерпевший), права и обязанности которого связаны с восстановлением или возмещением утраченных благ и с содействием реализации уголовной ответственности виновного. Наконец, еще один субъект уголовно-правовых отношений — орган, выступающий по поручению государства, — также видоизменяется по мере развития уголовно-правового отношения. Объект – то на что посягнул субъект.
Уголовно-процессуальные отношения (правоотношения).
Отношения, возникающие в связи с производством по уголовному делу между всеми участниками уголовного судопроизводства, регулируемые нормами уголовно-процессуального права, отличительной особенностью которых является обязательное наличие государственного органа (дознание, следствие, прокуратура, суд) как участника этих правоотношений.
Таким образом, объектом уголовно-процессуальных отношений являются отношения, возникающие между субъектами уголовного судопроизводства по поводу осуществления ими своих прав и обязанностей, связанных с процессуальной деятельностью, в том числе и отношения, возникающие между участниками уголовного процесса и лицами, таковыми не являющиеся (например, направление субъектом уголовного судопроизводства запросов в различные государственные и общественные организации с целью получения характеризующего материала на обвиняемого и т.д.).
Субъекты уголовно-процессуальных отношений:
- Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу (органы дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда). Это лица, наделенные властными полномочиями, которые обязаны обеспечивать, в пределах своей компетенции, решение задач уголовного процесса, обеспечивать права и законные интересы личности в уголовном процессе, участвовать в доказывании. Данные лица вправе принимать решения, постановления, определения, суд также вправе выносить приговор;
- Участники уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый и подсудимый, адвокат, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик и их представители).
Деление субъектов уголовного процесса происходит в зависимости от наличия у них прав принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции. Есть субъекты, имеющие право самостоятельно принимать решения по уголовному делу (выносить постановления, определения, а суд в том числе – приговор) и есть субъекты, таким правом не обладающие, т.е. реализующие свои права через заявление ходатайств субъекту уголовного судопроизводства, в производстве которого находится конкретное уголовное дело, и от воли которого зависит удовлетворение этого ходатайства.
Конституционные правоотношения.
Конституционно-правовые отношения - это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо. Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:
- Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
- Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
- Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
- Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
- Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
- Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
- Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.
Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.
В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этническом смысле нация - скорее субъект международного права.
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.
Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).
2. Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).
3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).
4. Органы государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими являются:
- Федеральное Собрание;
- Правительство;
- Конституционный Суд;
- Высший Арбитражный Суд;
- Городская Дума;
- Местная администрация и др.
5. Должностные лица.
Субъектами конституционного права являются:
- Президент РФ;
- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;
- Председатель Правительства РФ;
- Председатель конституционного Суда РФ;
- Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых.
6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся:
- избиратели;
- депутаты (различных представительных органов).
7. Политические партии, иные общественные объединения.
8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:
1. Государственная территория и её границы.
2. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).
3. Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:
4. - каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);
5. - достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.
6. Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).
7. Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)
8. Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.
9. Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.
- а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
- в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, конституционные отношения характеризуются разнообразием видов (их можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений, с точки зрения времени функционирования и т.д.) и сложной структурой. В конституционных правоотношениях принимает участие широкий круг субъектов. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Этим и объясняется большое количество объектов конституционных правоотношений и их многоплановость.
2. По функциям права:
Регулятивные правоотношения
Являются результатом осуществления регулятивных юридических норм, закрепляющих определенный порядок отношений, создающих в обществе правопорядок, т. е. тот результат, ради которого принимаются юридические нормы.
Регулятивные правоотношения - это отношения, проводящие регулятивные функции правостатическую и динамическую. Складываясь на основе регулятивных норм, они предусматривают общие и конкретные субъективные юридические права и обязанности.
Регулятивные правоотношения в социалистическом обществе непосредственно направлены на упорядоче-ние, закрепление и развитие общественных отношений. Они возникают на основе правомерного поведения субъектов и образуют естественную, нормальную ткань социалистического правопорядка. Социалистическое об-щество прямо заинтересовано в развитии регулятивных правоотношений и, что самое главное, опосредствуемого ими поведения людей. Своевременное и беспрепятствен-ное их возникновение, полное и надлежащее осуществ-ление в социалистическом обществе-свидетельство реального претворения в жизнь требований социалисти-ческой законности, эффективного использования права в целях коммунистического строительства.
Отступающее от предписаний нормы права отношение является правонарушением либо просто бытовым отношением, нейтральным к праву. Охранительные правоотношения возника-ют как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права. Они служат защите существующе-го в обществе нормального порядка отношений и наказанию правонарушителя. В рамках охранительных правоотношений преступник привлекается к уголовной ответственности, осужден-ный отбывает наказание, ответчик возмещает причиненный его действиями или бездействием материальный ущерб и т.д.
Охранительные правоотношения
Большинство норм уголовного права являются охранительными. Но охранительные правоотношения возникают и на основе всех других отраслей права. Охранительные правоотношения - это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм; при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав.
Охранительные правоотношения в социалистическом обществе направлены на вытеснение из жизни отношений, чуждых нашему строю. Они возникают на основе противоправных действий, отражают известную аномалию в процессе правового регулирования. Режим социалистической законности требует того, чтобы, все факты правонарушений устанавливались с необходимой быстротой и точностью, чтобы возникающие в связи с этим охранительные правоотношения осуществлялись и чтобы, следовательно, защищались субъективные права, а виновные лица несли юридическую ответственность.
Регулятивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга рядом юридических черт: и не только по основаниям возникновения (т. е. по признаку того, возникают ли о“и на основе правомерного или неправомерного поведения субъектов), но и по содержанию субъективных юридических прав и обязанностей, по их соотношению между собой. В частности, охранительные правоотношения всегда являются властеотношениями; в их содержание входят меры государственно-принудительного воздействия - санкции.
3. По степени определенности:
Относительные (двусторонние) - это правоотношения, в которых поименно определены все субъекты. Таковы, в частности, правоотношения в советском гражданском праве (в том числе обязательственные) , в трудовом, административном и т. д.
Абсолютные (односторонне индивидуализированные) - это правоотношения, в которых поименно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права. Обязанными же в таких правоотношениях являются все другие лица. К правоотношениям указанного вида принадлежат отношения, закрепляющие право собственности отдельных лиц на ту или иную вещь, авторские и изобретательские права, права данного лица на открытие. Рассматриваемые права именуются абсолютными, потому что их активный центр в субъективном праве, предоставляющем его носителю широкие возможности для поведения по своему усмотрению, а, во-вторых, все иные субъекты обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного субъективного права.
4. По структуре правоотношений:
Простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки – отношения по договору займа). Простые правоотношения характеризуются тем, что субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника.
Сложные правоотношения — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия). В сложных правоотношениях каждый из участников одновременно обладает и субъективными правами, и обязанностями Сложными правоотношениями являются, как правило, процессуальные правоотношения, трудовые правоотношения и др.
5. По длительности существования:
краткосрочные правоотношения
договор розничной купли-продажи
среднесрочные правоотношения
аренда помещения
долгосрочные
гражданство
6. По количеству сторон:
Двусторонние и многосторонние правоотношения.
Критерием классификации в данном случае выступает количество участников правоотношения - два или более. Однако необходимо чётко уяснить, что абсолютные и многосторонние правоотношения - это совершенно разные виды правоотношений. У абсолютных правоотношений персонально определен лишь один участник, которому противостоит неограниченное количество субъектов. А у многосторонних правоотношений поименно определены все субъекты правоотношения, хотя общее количество их может быть значительным (акционеры акционерного общества открытого типа).
IV. Юридические факты (ЮФ).
Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются в силу определенных жизненных обстоятельств (фактов).
Под юридическими фактами понимаются жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего различных правовых отношений. Но, с наступлением тех или иных фактов связано не только участие субъекта права в правоотношениях, но и само приобретение или возникновение правосубъектности. Юридические факты служат основанием не только возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений. Именно движение последних является главным, наиболее распространенным следствием юридических фактов. Установление или подтверждение юридических фактов является одной из главных задач практической деятельности каждого юриста. Без этого немыслимо правильное применение закона, защита прав граждан и организаций, разрешение споров, привлечение к ответственности нарушителей закона.
Юридические факты имеют большое значение для практики правового регулирования общественных отношений. От наличия или отсутствия того или иного юридического факта зависит признание или непризнание права или обязанности определенного субъекта.
Юридические факты различаются на виды по разным основаниям классификации.
По своему отношению к воле людей юридические факты разделяются на события и действия.
События — это явления, не зависящие от воли человека, то есть стихийные бедствия, рождение, достижение определенного возраста и смерть человека, истечение сроков и т.п. Они могут иметь юридическое значение лишь в той мере, в какой они оказывают влияние на общественные отношения. События становятся основанием для правомерных последствий. Событиям — как явлениям, не зависящим от воли человека — противостоят все виды действий людей, как волеизъявления человека.
Действия - это такие ЮФ, наступление которых зависит от воли и сознания людей. Действия классифицируются на правомерные и неправомерные по признаку отношения к ним правовых норм.
Правомерные действия – это такие ЮФ, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты и юридические поступки.
Юридические акты – это такие правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения. К ним относятся индивидуальные акты административного управления, гражданско-правовые сделки, заявления и жалобы граждан, регистрация актов гражданского состояния, судебные решения и определения и т.п.
Юридические поступки – это правомерняе действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако ведут за собой такие последствия. В отличие от юридических актов поступки могут совершаться недееспособными лицами и имеют юридическое значение независимо от «пороков воли».
Неправомерные действия – это такие ЮФ, которые противоречат (не соответствуют) требованиям правовых норм. Неправомерные действия нарушают установленный в стране порядок. Все неправомерные действия (правонарушения) делят на преступления и проступки.
Преступлениями являются уголовные правонарушения
Проступки бывают дисциплинарными, административными и гражданско-правовыми.
Юридические акты могут классифицироваться по разным признакам. Наиболее важное значение имеет деление актов на односторонние и двусторонние.
Односторонний акт влечет за собой правовые последствия независимо от воли других лиц (односторонние сделки, завещания, административные акты, судебные решения и другие властные акты государственных и общественных органов, заявления, односторонние действия участника правоотношения по осуществлению прав и обязанностей).
Двусторонние юридические акты требуют наличия соглашения между двумя лицами или организациями. Важно при этом, чтобы воля обеих сторон была выражена в едином акте, порождающем одни и те же последствия.
Для возникновения правовых отношений, их изменения и прекращения часто имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность, именуемая в науке фактическим составом. Правильное установление фактического состава, послужившего возникновению, изменению или прекращению правоотношения, имеет важное практическое значение. Фактический состав может быть определен законом конкретно, с указанием всех его элементов (напр., условия получения пенсии). Но праву известны фактические составы, характеризуемые лишь общими признаками. В связи с понятием фактического состава встает вопрос о юридическом значении отдельных его элементов. На поставленный вопрос не может быть дано одного общего ответа. К числу элементов фактического состава могут относиться такие события и действия, которые сами по себе не имеют юридического значения.
V. Предпосылки правоотношений
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. В науке их принято делить на общие и специальные (или юридические). Только при наличии всех трех предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение
В науке предпосылки принято делить на общие и специальные (или юридические).
К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно:
а) не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой;
б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения.
Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Кроме того выделяют классификацию потребностей на первичные и вторичные. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. Потребности являются предпосылкой формирования каких-либо интересов личности. Однако, для возникновения на основе интересов каких-либо отношений, необходимо их осознание субъектом.
Но одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К ним относятся:
а) норма права;
б) праводееспособность субъектов;
в) юридический факт.
Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие - первое предшествует второму, а не наоборот.
Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер. Конкретно она выражается в следующем.
- Правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение. Иными словами, правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма. Субъекты не могут сами, помимо этих норм, то есть вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения - такие отношения официальная власть не стала бы охранять.
- Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания, достигается поставленная цель. Правоотношение-это норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.
- Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем, помимо собственных, некоторые общие функции. Без этих главных компонентов указанный механизм попросту не мог бы работать. Его четкость, отлаженность в значительной мере зависят от степени синхронизации и гармонизации правовой нормы и правового отношения.
- Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции - на права и обязанности его субъектов, в санкции - на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.
VI. Заключение
Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, религиозными, правовыми. Каждое общественное отношение представляет собой сложное многогранное явление, которое может включать различные элементы общественных интересов и потребностей. Одни из них охватываются правовым регулированием, другие – нет. Отсюда следует, что не все общественные отношения и не в полном объеме могут приобретать юридическую форму. Правоотношения отражают лишь тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Правоотношение – это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения. Но, несмотря на это, правоотношение – это большое количество правовых норм, которое имеет свою систематику, структуру и предпосылки.
Правоотношения – важная часть нашей жизни.
&nb () { try { w.yaCounter10252549 = new Ya.Metrika({id: 10252549, webvisor: true, clickmap: true, trackLinks: true, accurateTrackBounce: true, trackHash: true}); } catch (e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == "https:" ? "https:" : "http:") + "../http/mc.yandex.ru/metrika/ref-3.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");