Правовая охрана товарных знаков
Оглавление
Введение
Развитие законодательства регулирующего правовую охрану товарных знаков в Российской Федерации …………………………………… 2
Товарный Знак как объект промышленной собственности
o Понятие товарного знака …………………………………… 5
o Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак …………………………………… 6
o Виды товарных знаков …………………………………… 7
o Коллективный знак …………………………………… 9
o Критерии охраноспособности товарного знака …………………………………… 10
o Порядок предоставления правовой охраны …………………………………… 14
o Передача права на товарный знак …………………………………… 15
o Защита права на товарный знак …………………………………… 19
Международные соглашения по товарным знакам
o Мадридское соглашение …………………………………… 22
o Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков …… 22
o Ниццкое соглашение …………………………………… 23
o Венское соглашение …………………………………… 23
o Гармонизация законодательств в области охраны товарных знаков ……………… 24
Арбитражная практика …………………………………… 25
Список использованной литературы
Введение
Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных отношений в стране ведет к появлению значительного разнообразия товаров. В результате реализация многих видов товаров уже сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны предпринимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завоевать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.
Этот интерес выражается, с одной стороны, в виде беспрецедентного количества заявок на регистрацию товарных знаков, поступающих в Федеральный институт промышленной собственности за последние три года, а с другой стороны, в виде проблем, возникающих в результате нарастающего числа столкновений интересов владельцев известных и набирающих известность товарных знаков.
В этой работе раскрываются некоторые особенности в области использования и охраны товарных знаков в условиях развивающихся рыночных отношений и действия Закона Российской Федерации ,,О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров[1]".
Глава 2
Глава 3 Развитие законодательства регулирующего правовую охрану товарных знаков в Российской Федерации
При развитии капиталистического способа производства использование
товарных знаков резко возросло и со временем стало получать государственную
поддержку в виде предоставления им правовой охраны, установления уголовной и
гражданской ответственности за использование чужих товарных знаков. В
России
Было разработано не только национальное, но и международное
законодательство, поскольку возникла необходимость приобретать права на
товарные знаки за рубежом. В
Со временем под влиянием социально-экономических факторов и норм международных соглашений национальные законы претерпевали определенные изменения.
В
Правовая охрана товарных знаков в той или иной степени осуществлялась и после установления советской власти. Принятие законодательных актов во многом обусловливалось историческими этапами развития государства. Так, в период проведения новой экономической политики был издан Декрет «О товарных знаках». В соответствии с этим актом обязательную регистрацию товарных знаков торговых и промышленных предприятий осуществлял Комитет по делам изобретений. Декрет содержал ряд критериев охраноспособности товарных знаков, используемых и в настоящее время.
После образования СССР было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О товарных знаках», по сути воспроизводившее ранее действовавшее законодательство.
В период с 1936 по 1940 год регистрация товарных знаков была
децентрализована, затем она проводилась Народным комиссариатом торговли СССР,
а с
В соответствии с постановлением Совета Министров от 15 мая
Большое количество принципиально новых положений в системе правовой
охраны товарных знаков содержали нормы Закона СССР «О товарных знаках и знаках
обслуживания», принятого в
Большая часть положений этого документа была воспроизведена в Законе
Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров», вступившем в действие с 17 октября
Помимо этого Закона правовое регулирование отношений, связанных с товарными знаками и знаками обслуживания, осуществляется на основе норм некоторых законов Российской Федерации, подзаконных актов, а также международных договоров, в которых участвует Россия. Кроме того, необходимо указать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, статья 132 ГК устанавливает, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят, в частности, «права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)». Эта статья говорит еще об одном аспекте правовой охраны - «использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя». Часть вторая Гражданского кодекса также содержит ряд норм, относящихся к правам на товарные знаки и знаки обслуживания. Например, глава 54 устанавливает возможность передачи прав на товарный знак, знак обслуживания по договору коммерческой концессии и подробно регламентирует порядок осуществления такой сделки.
Статья 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных знаках» среди форм недобросовестной конкуренции называет и несанкционированное использование чужих средств индивидуализации.
Среди подзаконных актов, развивающих положения названных законов, необходимо указать следующие:
Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября
Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в Российской Федерации, внесения изменении в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 16.09.93 № 63, зарегистрированные Минюстом России 20.09.93 за № 346, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98 за № 1594;
Правила выдачи дубликата охранного документа на объект промышленной
собственности, утвержденные председателем Роспатента 20 марта
Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных
договоров о предоставлении права на использование товарного знака,
утвержденные председателем Роспатента 26 ноября
Правила подачи возражений и их рассмотрения в Апелляционной палате
Роспатента, утвержденные председателем Роспатента 19 апреля
Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию
товарного знака и знака обслуживания, утвержденные председателем Роспатента
29.11.95, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 8
декабря
Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания,
наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования
наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное постановлением Правительства
РФ от 12 августа
Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам, утвержденные приказом Роспатента от 21.05.98 № 107, зарегистрированным Минюстом РФ 23.07.98 за № 1568, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 04.12.98 № 232, зарегистрированным Минюстом России 03.02.99 за № 1696;
Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в РФ, внесения изменения в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания
Постановление правительства «Об образовании Высшей патентной палаты Российского Агентства по патентам и товарным знакам» от 30 марта 1998г. №367
Товарный Знак как объект правовой охраны
Понятие товарного знака.
Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «товарный знак», следует обратиться к Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Статья 1 Закона регламентирует отношения, связанные с двумя объектами промышленной собственности - товарным знаком и знаком обслуживания в этой же статье Закон уравнивает статус этих объектов, указывая, что вместо сочетания терминов «товарный знак и знак обслуживания» применяется лишь термин «товарный знак». Ни одна норма Закона не может быть отнесена только к товарным знакам или только к знакам обслуживания. В связи с чем мы можем говорить об одинаковом правовом режиме для этих двух объектов.
В соответствии со ст,1 Закона под товарным знаком понимается обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации определены в статье 2 Закона. Исходя из пункта первого данной статьи, такая охрана предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Наряду с этим, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к так называемым «общеизвестным товарным знакам», льготный режим охраны которых предусмотрен статьей б-bis Парижской конвенции. Руководствуясь названной статьей, страны Союза обязуются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.
Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона — это юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются посреднической или иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Речь идет о статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации[2].
Ограничение правоспособности физических лиц, предусмотренное российским Законом, направлено на предотвращение случаев регистрации товарных знаков в спекулятивных целях лицами, не производящими товаров и не оказывающими услуг. Подобная регистрация может привести к возникновению препятствий для использования сходных товарных знаков на рынке, усложнению экспертизы по заявкам на товарные знаки в связи с перегрузкой фондов зарегистрированных товарных знаков, к внесению в реестры, в частности в Государственный реестр товарных знаков Российской Федерации «мертвых» товарных знаков.
На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 3 Закона выдается свидетельство (охранный документ) на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Глава 4 Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак.
В соответствии со статьей 4 Закона за владельцем товарного знака закрепляется исключительное право на этот знак. Исключительный характер права означает, что владелец товарного знака обладает монополией на реализацию тех правомочий, которые заложены в данном субъективном праве. То есть никто, кроме правообладателя (владельца товарного знака), не может осуществлять правомочия, составляющие содержание его исключительного права на товарный знак.
Каковы же эти правомочия ? Прежде всего - правомочие пользования. Оно может реализовываться путем маркировки товаров, услуг; введения маркированных товаров в хозяйственный оборот, размещения знака в деловой документации, в рекламе и т.п.
Маркировка означает простановку товарного знака либо на самом товаре, либо на его упаковке. Если речь идет об услугах, то знак обслуживания может размещаться, например, на одежде обслуживающего персонала в виде эмблемы, значка. Введение в хозяйственный оборот маркированных товаров означает, в частности, продажу этих товаров, предложение к продаже, хранение с целью дальнейшей продажи и т.п.
Если речь идет об использовании знака в деловой документации, то, как правило, имеется в виду сопроводительная документация к реализуемому товару. Если знак используется в рекламе, то, как правило, - без товара, например, до того, как реально началась реализация товара на потребительском рынке.
Следующее правомочие - правомочие распоряжения. Реализуется путем передачи права на товарный знак (в виде уступки или лицензии) полностью или частично другому лицу, продления срока действия регистрации товарного знака, внесения в нее изменений или подачи заявления о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака. Обо всех этих действиях подробно будет рассказано в соответствующих разделах настоящей работы.
Исключительное право на товарный знак означает также право владельца товарного знака запрещать другим лицам использовать этот знак. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.
Сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров, указанных в свидетельстве; территорией страны регистрации; сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.
Пункт 2 статьи 4 определяет действия, которые могут быть квалифицированы как нарушения прав владельца товарного знака. Нарушением признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Исключительное право на товарный знак у первоначального владельца возникает вследствие регистрации знака (или иных предусмотренных законодательством оснований). Если происходит уступка товарного знака, то у последующего владельца право на товарный знак возникает вследствие заключения сделки, т.е. из договора.
Для прекращения исключительного права на товарный знак также установлено несколько оснований. Прежде всего - истечение срока действия регистрации товарного знака. Если владелец товарного знака не подаст заявления о продлении срока действия регистрации, она прекращает свое действие и тем самым прекращается действие исключительного права на товарный знак.
Владелец товарного знака может также активно отказаться от своего исключительного права, подав заявление об отказе от регистрации товарного знака.
Действие исключительного права может быть прекращено вследствие аннулирования регистрации товарного знака, последовавшей на основании решения Высшей патентной палаты ввиду превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
Регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании решения Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия по причине неиспользования товарного знака. Такое решение может быть принято в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона в случае подачи любым заинтересованным лицом заявления о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака вследствие его неиспользования в течение пятилетнего периода. При этом необходимо помнить, что пятилетний период неиспользования товарного знака должен быть непрерывным и следовать либо непосредственно после регистрации товарного знака, либо предшествовать подаче заявления.
Кроме того, Законом установлено, что помимо аргументов заинтересованного лица Высшая патентная палата обязательно знакомится с аргументами владельца товарного знака, его объяснением сложившейся ситуации. Так, в частности, могут быть приняты во внимание доказательства владельца, свидетельствующие, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.
Виды товарных знаков.
Выполняя одну и ту же функцию и имея в связи с этим некоторые общие признаки, товарные знаки в то же время весьма разнообразны. В литературе встречаются различные принципы их классификации, но все они основаны на положениях Закона. Статья 5 Закона устанавливает неисчерпывающий перечень видов товарных знаков. Закон различает словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, а также их комбинации.
Наиболее распространены словесные товарные знаки, так как они обладают большей различительной способностью, чем другие виды знаков. Они могут восприниматься и на слух, и визуально, что делает их более доступными потребителю, например при посредстве устной рекламы. Словесные товарные знаки могут представлять собой отдельное слово или словосочетание, например существительное с прилагательным. В последнее время большую популярность приобрело использование в качестве словесного товарного знака целой значимой фразы - слогана.
С течением времени попытки найти удачное и свободное (никем не зарегистрированное) обозначение становится все труднее. Поэтому все чаще появляются искусственно образованные (иногда их называют фантазийными) слова, которые как правило, используются для обозначения (маркировки) фармацевтических препаратов, химических веществ и т.п. Зачастую такое новое слово содержит указание на какой-либо химический элемент, входящий в препарат или вещество, но иногда такой связи не прослеживается, да и цели такой не ставится.
К изобразительным обозначениям могут относиться изображения живых существ, предметов, природных или созданных человеком объектов, фигуры любых форм - квадраты, овалы, прямоугольники, ромбы и т.п., композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Натуралистическое изображение названных объектов встречается в товарных знаках очень редко. Как правило, они в различной степени стилизованы. В большинстве случаев изображения являются абстрактными. Возможно и использование символов, но использование общепринятого символа в обозначении может повлечь отказ в регистрации товарного знака.
Наиболее привлекательными и охраноспособными обозначениями являются достаточно простые, лаконичные изображения, не перегруженные всевозможными декорирующими элементами. Такое обозначение легче запоминается, внимание потребителя не рассеивается на многочисленные составляющие элементы, присущие, например, сложным изобразительным элементам.
Объемный товарный знак — это изображение какого-либо объекта, фигуры, комбинации линий и т.п. в трех измерениях - длине, ширине и высоте. По существу это изображение формы изделия либо его упаковки. При этом необходимо, однако, иметь в виду, что объемное изображение известного всем предмета не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Оно должно обладать различительной способностью, т.е. быть оригинальным, непохожим на другие изделия аналогичного назначения. Чаще всего в качестве объемных товарных знаков охраняется оригинальная упаковка товара, например коробка для конфет или печенья, банка или бутылка для напитка, флакон для духов или туалетной воды и т.п.
К комбинированным обозначением относятся комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Например, комбинированным является обозначение, которое состоит из стилизованного изображения какого-либо архитектурного сооружения и слова либо словосочетания. Зачастую словесным элементом комбинированного знака служит часть фирменного наименования владельца товарного знака.
Огромное распространение в последние годы получили комбинированные товарные знаки в виде этикеток для напитков, лекарственных препаратов, оберток для конфет, печенья. В качестве комбинированных товарных знаков заявляются фрагменты коробок для конфет, чая, сигарет и т.д.
Помимо прямо названных Законом видов товарных знаков различают звуковые, световые, обонятельные и другие товарные знаки. Предусмотрев возможность подачи заявок на регистрацию в качестве товарных знаков таких видов обозначений, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания определили форму представления таких изображений и способ описания заявляемого обозначения. Так, если заявляется звуковое (световое) обозначение, то оно представляется в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио (видео)кассете. В качестве описания звукового обозначения может быть представлена нотная запись. При невозможности описать обозначение подобным способом может быть дано указание на вид звука — например, шум какого-то происхождения. Если заявляется световое обозначение, то приводится характеристика световых символов и/или сигналов, их последовательности, длительности свечения и других особенностей.
Особое место среди товарных знаков занимают коллективные знаки. Их отличие от других видов товарных знаков заключается в статусе субъекта права на знак, в режиме использования знака. Об этих особенностях будет сказано далее. В качестве же коллективного знака может быть зарегистрировано любое из перечисленных выше обозначений - словесное, изобразительное, комбинированное и т.д.
Необходимо также указать на существование цветных и черно-белых товарных знаков. Цвет или цветовое сочетание товарного знака определяет заявитель, Патентное ведомство регистрирует обозначение в том цвете, в котором он заявляется. При этом и правовая охрана товарному знаку предоставляется в том виде, и, соответственно цвете, в каком он зарегистрирован, то есть если знак зарегистрирован черно-белым, то и охраняется в таком же исполнении. Причем нарушением исключительных прав владельца товарного знака признается использование не только самого товарного знака, но и обозначения, сходного с ним до степени смешения. Когда мы видим варианты исполнения товарного знака в различных цветовых сочетаниях, мы очень редко можем сказать, что видим принципиально другое обозначение. Таким образом, регистрация товарного знака в каком-либо одном цветовом сочетании в большинстве случаев косвенным образом охраняет это обозначение, выполненное в другом цветовом сочетании.
Коллективный знак
Статьями 20 и 21 действующего Закона предусмотрели возможность регистрации так называемых коллективных знаков Упомянутые нормы являются весьма актуальными в условиях многообразия форм собственности, широких возможностей для образования в России различных объединений лиц.
Коллективные знаки в отличие от товарных знаков (индивидуальных) используются для маркировки товаров, разрабатываемых, изготовляемых или реализуемых несколькими предприятиями, юридически самостоятельными, но экономически связанными между собой, добровольно объединившимися для осуществления совместной работы, в результате чего товары приобретают единые качественные или иные общие характеристики, которые должны постоянно поддерживаться.
Особые условия их регистрации предусматривают требование представления устава о применении коллективного знака, в котором фиксируются взаимные права и обязанности членов добровольного объединения, условия использования коллективного знака и контроля за его использованием. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона к заявке на регистрацию коллективного знака прилагается устав о применении коллективного знака, который содержит наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава о применении коллективного знака.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коллективный знак — объект исключительного права объединения в целом. Это позволяет объединению устанавливать условия пользования коллективным знаком. Кроме того, к пользователям коллективным знаком относятся только те хозяйствующие субъекты, которые по Закону наделяются субъективным правом на индивидуальный товарный знак (т.е. юридические лица и граждане-предприниматели).
Российское законодательство проявляет и ряд других особенностей, связанных с регистрацией коллективных знаков. Так, в реестр и свидетельство на коллективный знак в качестве дополнительных включаются сведения о предприятиях, имеющих право пользования коллективным знаком. Такие сведения вместе с уставом о применении коллективного знака, сведениями о единых качественных или иных общих характеристиках соответствующих товаров публикуются в официальном бюллетене Патентного ведомства. О любых изменениях в уставе о применении коллективного знака его владелец сообщает ведомству. Следовательно, объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный знак, правомочно контролировать порядок его использования в целях поддержания ценности знака на рынке, поскольку проверяется, в первую очередь, применение знака к товарам определенного качества.
Кроме того, Закон предписывает, что действие регистрации коллективного знака может быть досрочно полностью или частично прекращено, если он используется на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Решение вопроса о досрочном прекращении действия регистрации коллективного знака отнесено к компетенции Высшей патентной палаты.
Исходя из специфики коллективных знаков, в Законе, как и во многих вышеназванных зарубежных законодательствах, содержится положение, запрещающее осуществлять передачу коллективного знака или права на его использование другим лицам.
Отсутствие права распоряжения знаком объясняется невозможностью достижения разными, не связанными в экономическом плане предприятиями единых качественных характеристик. Вместе с тем, при соблюдении необходимых условий и принятии соответствующего решения членами коллектива, предприятие может быть включено ими в состав пользователей знака. Прямой запрет на передачу права на коллективный знак другому лицу установлен законодательствами Испании (ст. 61), встрии (ст. 65), Японии (ст. 24) и других стран.
В настоящее время отечественной практикой применения Закона о товарных знаках ставится вопрос о внесении изменений в главу, посвященную коллективному знаку. В рамках ее двух статей предполагается включить положение о возможности подачи заявки на коллективный знак не только несколькими юридическими и физическими лицами, входящими в состав объединения, но и юридическими и физическими лицами, не входящими в такое объединение (так называемое «совладение»).
Кроме этого, изучается проблема о возможности включения в комментируемый раздел нормы о преобразовании заявки на регистрацию коллективного знака в заявку на регистрацию товарного (индивидуального) знака, и наоборот, а также преобразования регистрации коллективного знака в регистрацию товарного знака, и наоборот.
Критерии охраноспособности товарного знака.
Заявляемые на регистрацию обозначения не всегда регистрируются в качестве товарного знака. Объясняется это тем, что существует ряд установленных Законом оснований, препятствующих регистрации.
Закон говорит и о невозможности регистрации определенных видов обозначений, и о невозможности регистрации в целом охраноспособных элементов в связи с создавшейся в отношении этого обозначения ситуацией. В первом случае речь идет об абсолютных основаниях для отказа в регистрации (статья 6 Закона), которые при экспертизе всегда принимаются во внимание независимо от каких-либо обстоятельств. Во втором случае речь идет об иных (относительных) основаниях для отказа в регистрации, которые препятствуют регистрации обозначений в качестве товарных знаков (статья 7 Закона) лишь при определенных условиях.
Наиболее распространено такое абсолютное основание, как отсутствие у обозначения различительной способности. Это обозначения, воспроизводящие отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения; простые геометрические фигуры; реалистические или схематические изображения товаров заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; общепринятые наименования, которые представляют собой простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров, общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.
Закон выделяет еще одну группу обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Это государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Однако Закон допускает исключение из этого правила - если подобное обозначение является лишь составной (незначительной) частью всего заявляемого обозначения, оно может быть включено как неохраняемый элемент в товарный знак. При этом, однако, требуется согласие соответствующего компетентного органа.
В случае, если заявляемое обозначение состоит из обозначения, вошедшего во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, оно также не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием. Такими обозначениями стали, например, «рубероид», «термос», «целлофан» и другие.
Если говорить об общепринятых символах и терминах, то под ними понимают условные обозначения, применяемые в науке и технике, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, указанные в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака. К общепринятым терминам относятся характерные для конкретных областей науки и техники лексические единицы -слова, словосочетания и т.п.
Следующая группа обозначений, которые не могут регистрироваться в качестве товарных знаков, это простые наименования товаров (хлеб, пиво, бумага), указание веса, объема, цены на товар, адреса изготовителя товара или посреднической фирмы, указание материала или состава сырья, из которого изготовлен товар, и т.п. Эти неохраноспособные обозначения могут входить в качестве незначительных элементов в товарный знак.
Анализируя абсолютные основания, необходимо иметь в виду, что они, в свою очередь, также разделены на две группы. Уже говорилось о первой группе обозначений, которые в случае их незначительного положения в товарном знаке не препятствуют регистрации товарного знака в целом. Обозначения же второй группы, даже если они занимают весьма незначительное положение в товарном знаке, делают регистрацию товарного знака невозможной. К обозначениям этой группы относятся ложные или способные ввести потребителя в заблуждение обозначения, например обозначения, порождающие у потребителя представление об определенном качестве товара или его изготовителе и т.п., которые не соответствуют действительности. К обозначениям этой группы относятся также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, например слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.п.
Как уже говорилось, вторая группа оснований для отказа в регистрации называется «иными» основаниями.
С точки зрения проведения экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков «иные» основания можно разделить на две группы. Основания первой группы приведены в первой части статьи 7 Закона, и именно в отношении этих оснований проводится экспертиза заявленного обозначения.
Так, в соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров. При этом учитываются только действующие, «живые» регистрации товарных знаков или заявки на регистрацию товарных знаков, т.е. не учитываются:
o товарные знаки, регистрация которых аннулирована в соответствии со статьей 29 Закона[3]
o товарные знаки, заявки на регистрацию которых считаются отозванными или отозваны соответственно на основании пунктов 3 или 4 статьи 10 Закона[4]
o заявки, по которым приняты решения об отказе, возможность оспаривания которых исчерпана
o заявки, по которым в адрес заявителей были направлены уведомления о невозможности регистрации товарных знаков в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него.
Проводя экспертизу заявок на регистрацию товарных знаков, необходимо знать, что понимается под тождественными обозначениями и обозначениями, сходными до степени смешения.
Если все элементы обозначения совпадают с элементами другого обозначения, оно считается тождественным этому обозначению.
Если обозначение имеет по сравнению с другим обозначением отдельные отличия, но в целом ассоциируется с ним, то оно считается сходным до степени смешения с этим обозначением.
И еще один фактор необходимо принимать во внимание при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков - товары и услуги, для которых зарегистрирован или регистрируется товарный знак, если тождественные товарные знаки имеют одинаковые (однородные) перечни, то их сосуществование невозможно. Более поздний знак не может быть зарегистрирован. При установлении однородности товаров определяется потенциальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Установление однородности товаров достаточно сложный процесс, когда учитываются род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Следующее из «иных» оснований для отказа в регистрации -тождество или сходство до степени смешения (опять-таки принимается во внимание и однородность товаров) с товарными знаками других лиц, охраняемыми в силу международных договоров Российской Федерации. К таким товарным знакам, в частности, относятся товарные знаки, признанные в Российской Федерации общеизвестными товарными знаками в соответствии со статьей 6bls Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Препятствием для регистрации обозначения является наличие международного знака, заявленного или зарегистрированного, и соответственно охраняемого на основании Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.
Препятствовать регистрации товарных знаков могут и другие объекты промышленной собственности. Например, если заявляемое обозначение тождественно или сходно до степени смешения с наименованием места происхождения товара, у заявителя также нет права пользоваться этим наименованием места происхождения, значение может быть включено в товарный знак как неохраняемый элемент, и этот товарный знак может быть зарегистрирован.
В соответствии с Законом заявляемые обозначения должны сравниваться с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке. Однако до настоящего времени этот вопрос не получил правовой регламентации.
Вторая группа «иных» оснований для отказа в регистрации достаточно разнообразна. Сюда относятся права третьих лиц и на объекты промышленной собственности, и на объекты авторского права, и личные неимущественные права.
Так, в частности, если обозначение тождественно или сходно до степени смешения с известным на территории Российской Федерации фирменным наименованием (или его частью), принадлежащим другому лицу, получившему это право ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров, то оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Это основание, в силу пункта 1 статьи 12 Закона, не анализируется при проведении экспертизы заявленного обозначения, но может быть принято во внимание, например, при рассмотрении возражения в Апелляционной палате. Как показывает практика, факта регистрации фирменного наименования недостаточно для признания приоритета права на него над правом на товарный знак. Необходимо, чтобы фирменное наименование было известно на территории Российской Федерации. Вероятно, для подтверждения известности фирменного наименования заинтересованное лицо должно представить необходимые доказательства.
Препятствием для регистрации товарного знака может стать наличие исключительного права у другого лица на промышленный образец, охраняемый в Российской Федерации.
Без согласия обладателя авторского права нельзя воспроизводить в товарном знаке названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты. Определения всех этих понятий приведены в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Без надлежащего разрешения не могут быть использованы в товарных знаках фамилии, имена и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц. Необходимо документально оформленное разрешение компетентного органа.
Наличие прав третьих лиц на промышленные образцы, объекты авторского права или наличие личных неимущественных прав не анализируется при проведении экспертизы заявленного об значение может быть включено в товарный знак как неохраняемый элемент, и этот товарный знак может быть зарегистрирован.
В соответствии с Законом заявляемые обозначения должны сравниваться с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке. Однако до настоящего времени этот вопрос не получил правовой регламентации.
Вторая группа «иных» оснований для отказа в регистрации достаточно разнообразна. Сюда относятся права третьих лиц и на объекты промышленной собственности, и на объекты авторского права, и личные неимущественные права.
Так, в частности, если обозначение тождественно или сходно до степени смешения с известным на территории Российской Федерации фирменным наименованием (или его частью), принадлежащим другому лицу, получившему это право ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров, то оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Это основание, в силу пункта 1 статьи 12 Закона, не анализируется при проведении экспертизы заявленного обозначения, но может быть принято во внимание, например, при рассмотрении возражения в Апелляционной палате. Как показывает практика, факта регистрации фирменного наименования недостаточно для признания приоритета права на него над правом на товарный знак. Необходимо, чтобы фирменное наименование было известно на территории Российской Федерации. Вероятно, для подтверждения известности фирменного наименования заинтересованное лицо должно представить необходимые доказательства.
Препятствием для регистрации товарного знака может стать наличие исключительного права у другого лица на промышленный образец, охраняемый в Российской Федерации.
Без согласия обладателя авторского права нельзя воспроизводить в товарном знаке названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты. Определения всех этих понятий приведены в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Без надлежащего разрешения не могут быть использованы в товарных знаках фамилии, имена и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц. Необходимо документально оформленное разрешение компетентного органа.
Наличие прав третьих лиц на промышленные образцы, объекты авторского права или наличие личных неимущественных прав не анализируется при проведении экспертизы заявленного обозначения (пункт 1 статьи 12 Закона), но принимается во внимание при конфликте обозначений, в частности при рассмотрении возражений против регистрации товарных знаков.
Порядок предоставления правовой охраны.
В соответствии со статьей 2 Закона правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации.
Порядок регистрации устанавливается Законом или международными договорами Российской Федерации.
При каких условиях в нашей стране владелец товарного знака может требовать предоставления правовой охраны для своего знака? По общему правилу - только тогда, когда знак зарегистрирован. Большая часть норм Закона посвящена регламентации порядка регистрации товарного знака. Так, прежде всего должна быть подана заявка на регистрацию товарного знака. Она должна быть подана в Патентное ведомство, при этом не имеет значения, каким образом она подается - сдается в канцелярию или направляется по почте.
По поступившей заявке проводится экспертиза на предмет установления возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Если заявленное обозначение удовлетворяет установленным законодательством критериям охраноспособности, экспертиза принимает решение о регистрации товарного знака, после чего, как правило, производится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. С этого времени товарному знаку предоставляется правовая охрана.
Государственная регистрация может быть осуществлена и в ином порядке, который, например, установлен Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, а также Протоколом к этому соглашению, который представляет собой самостоятельное международное соглашение.
Вкратце существо этого порядка может быть охарактеризовано следующим образом. Через национальное ведомство страны -участницы Мадридского соглашения заявитель подает в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности) одну международную заявку, в которой он может испросить предоставление охраны товарному знаку в одной, нескольких или во всех странах-участницах Мадридского соглашения. ВОИС «тиражирует» эту заявку и направляет ее во все указанные заявителем страны для проведения экспертизы согласно требованиям национального законодательства. Если заявленное обозначение соответствует критериям охраноспособности, товарный знак считается зарегистрированным. И он охраняется наравне со знаками, зарегистрированными в соответствии с обычной национальной процедурой. Подробно процедура предоставления правовой охраны в соответствии с этими международными соглашениями изложена в разделе ХШ «Мадридское соглашение о международной регистрации знаков».
Правовая охрана товарных знаков может быть предоставлена на основании еще одного международного договора - Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В соответствии со статьей 6-bis Конвенции правовая охрана может возникать и без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Однако такая возможность имеется лишь в отношении специальной категории товарных знаков - общеизвестных товарных знаков. Парижская конвенция, так же как и законодательные акты многих зарубежных стран, не содержит определения общеизвестного товарного знака. Как показывает практика, общеизвестным может быть признан товарный знак, который в результате длительного интенсивного использования приобрел в стране регистрации или в стране применения широкую известность как характерный для продукции или товаров определенного изготовителя, гарантирующий их высокое качество.
Несмотря на то, что регистрации общеизвестных знаков для предоставления им правовой охраны не требуется, необходимо, чтобы за товарным знаком был признан статус общеизвестного товарного знака.
В соответствии со статьей 6-bis Парижской конвенции лишь компетентный национальный орган может признать тот или иной товарный знак общеизвестным. До недавнего времени в Российской Федерации не был определен орган, к компетенции которого могло быть отнесено решение этого вопроса. Поэтому правовая охрана товарным знакам на основе статьи 6 Парижской конвенции не предоставлялась, хотя правовые основания для этого были. С утверждением Положения о Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам и вступлением в силу Правил подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам еще одно основание предоставления правовой охраны и, соответственно, основание возникновения исключительного права начнет реально работать.
Учитывая, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков является более широкой по сравнению с обычными товарными знаками, представляется необходимым несколько подробно остановиться на некоторых аспектах ее возникновения. Основанием для установления общеизвестности товарного знака является заинтересованность лица, считающего, что используемый им товарный знак является общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Представляется, что установление общеизвестности товарного знака производится лишь в тех случаях, когда в процессе его фактического или номинального использования на территории Российской Федерации одним из хозяйственных субъектов осуществляются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить или причинили убытки другому хозяйствующему объекту либо могут нанести ущерб его деловой репутации.
При определении общеизвестности товарного знака во внимание должны быть приняты, как минимум, следующие факторы:
o интенсивность использования товарного знака на территории Российской Федерации
o затраты на рекламу товарного знака в Российской Федерации
o стоимость (ценность) товарного знака
o результаты опроса соответствующих кругов потребителей, которые реально могут стать потребителями товаров, для которых предназначен знак.
Передача права на товарный знак.
Будучи обладателем исключительных прав на товарный знак, владелец товарного знака вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Это правомочие собственника может быть реализовано путем уступки товарного знака или путем предоставления лицензии на его использование. Регулированию этого вопроса посвящена глава 5 Закона и Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. Кроме того, к совершению этих сделок применяются установленные гражданским законодательством правила заключения и исполнения договоров.
Как установлено Законом, товарный знак может быть уступлен его владельцем любому заинтересованному лицу, как юридическому, так и физическому. Для владельца товарного знака передача права означает, что сам он больше не будет использовать этот товарный знак. Исключительное право будет принадлежать правопреемнику. С учетом норм подраздела 2 ГК РФ договоры об уступке товарного знака (или договоры о передаче права на товарный знак) могут содержать условия о возможности или безвозмездности совершения этой сделки. Договор об уступке товарного знака составляется в произвольной письменной форме. Однако он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к содержанию договоров различного вида в соответствии с нормами ГК РФ, и отражать специфику заключаемой сделки. Такой договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания.
В отличие от законодательства некоторых зарубежных стран, Закон России не связывает передачу права на товарный знак с передачей права на имущество, с помощью которого, например, производится товар, маркируемый товарным знаком, предназначенным к передаче.
Закон содержит специальную оговорку, что товарный знак может быть уступлен как в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, так и в отношении какой-либо их части.
Закон установил только одно ограничение для совершения подобного рода договоров, а именно: уступка товарного знака не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Такая ситуация, например, может сложиться при следующих обстоятельствах. На имя лица - обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара — зарегистрирован товарный знак, включающий в качестве элемента наименование места происхождения товара. Это лицо предполагает уступить свой товарный знак другому лицу, не имеющему возможности получить право пользования наименованием места происхождения товара. Такая уступка будет противоречить условиям регистрации товарного знака и вводить потребителя в заблуждение. Следовательно, регистрировать такой договор нельзя.
Законом предусмотрена обязательная регистрация договора об уступке в Патентном ведомстве. Без регистрации такой договор считается недействительным и, следовательно, предусмотренные им правовые последствия не наступят.
Ни Закон, ни Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака не определяют основания, по которым может быть отказано в регистрации договора об уступке товарного знака. Однако такие основания можно определить, анализируя, например, нормы Закона, относящиеся к охраноспособности товарных знаков (статьи 6 и 76). В соответствии с указанными нормами, уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, в частности, в случаях, когда в товарном знаке содержится обозначение:
o представляющее собой государственный герб, флаг или эмблему; официальное название государства, эмблему, сокращенное или полное наименование международной межправительственной организации; официальное контрольное, гарантийное и пробирное клеймо, печать, награду и другой знак отличия или сходное с ними до степени смешения, которое было включено как неохраняемый элемент на основании согласия соответствующего компетентного органа или его владельца, если товарный знак уступается лицу, которому такое согласие не представлено;
o указывающее на место производства или сбыта товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, находящемуся в другом географическом объекте;
o зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, не являющемуся обладателем свидетельства на право пользования этим наименованием места происхождения товара.
Кроме того, уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя в случаях, когда она осуществляется в отношении:
o части товаров, являющихся однородными с товарами, в отношении которых владелец товарного знака сохраняет за собой право на товарный знак
o товарного знака, признанного в установленном порядке «общеизвестным»
o товарного знака, воспроизводящего промышленный образец, право на который принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собой право на промышленныйобразец товарного знака, воспроизводящего фирменное наименование (или его часть), право на которое принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собойп раво на фирменное наименование.
Договор об уступке товарного знака может относиться не к одному, а сразу к нескольким товарным знакам. Однако договор может быть только двусторонним, т.е. лицо, владеющее несколькими товарными знаками, уступает их другому лицу (но не лицам). Если же он уступает этому лицу товарные знаки в отношении части товаров, то другому лицу в отношении оставшейся части товаров он может уступить товарные знаки на основании другого, отдельного, договора.
Исключительное право прежнего владельца прекращается, а исключительное право нового владельца возникает с даты вступления в силу договора об уступке (если более поздняя дата не предусмотрена самим договором). Указание на вступление таких договоров в силу содержат нормы Правил регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. В соответствии с пунктом 12 этих Правил договоры вступают в силу с даты их регистрации. Бесспорно, если помимо обязательств сторон в отношении уступки товарного знака в договоре содержатся обязательства, не относящиеся к ней, то дата вступления договора в силу в отношении этой группы обязательств может быть другой.
Как указывалось выше, правомочие распоряжения может быть реализовано владельцем товарного знака путем представления лицензии на использование товарного знака. Предоставление лицензии означает заключение гражданско-правового договора, в соответствии с которым владелец товарного знака разрешает другому (юридическому или физическому) лицу пользоваться этим товарным знаком в предусмотренных договором пределах. Так же, как и договор уступки, лицензионный договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания. Владелец товарного знака может предоставить лицензиату одновременно в рамках одного договора право пользователя несколькими своими товарными знаками. Как и договор об уступке, лицензионный договор может заключаться в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Владелец товарного знака, предоставляя лицензиату одно из своих правомочий, может существенно его ограничить. Использование, осуществляемое лицензиатом, будет существенно уже, нежели осуществляемое владельцем. Хотя возможны и равные режимы использования. Определяя пределы лицензии, владелец может установить небольшой срок ее действия либо предоставить такое право на весь срок действия регистрации товарного знака с учетом возможности ее дальнейшего продления. Владелец может ограничить территорию использования товарного знака, лицензиат вправе будет использовать товарный знак не на всей территории России, а на территории отдельных регионов.
Предоставив лицензию лицензиату, владелец товарного знака может разрешить ему предоставлять сублицензии другим лицам. Это положение специально должно быть зафиксировано в лицензионном договоре, в противном случае сублицензионный договор, как противоречащий законодательству, не может быть зарегистрирован и будет признан недействительным. Лицензионный договор может содержать указание на условия сублицензионных договоров.
Предоставляя лицензию, владелец может оставить за собой право пользоваться товарным знаком и даже предоставлять лицензии на его использование другим лицензиатам. Зачастую же, предоставив лицензию, он перестает пользоваться товарным знаком в период действия лицензионного договора.
Нормы Закона содержат требование об обязательном включении в лицензионные договоры некоторых существенных условий, касающихся качества продукции, маркируемой лицензионным товарным знаком. Так, лицензиат должен гарантировать производство товаров (оказание услуг), обладающих таким же (или лучшим) качеством, что и товары лицензиара. Несоблюдение этого условия может подорвать авторитет товарного знака лицензиара. Именно поэтому Закон предоставляет лицензиару право контролировать соблюдение этого условия гарантии. Закон не установил санкций за нарушение лицензиатом условий качества товара. Это относится к компетенции сторон. В качестве санкции может последовать временное приостановление действия договора (до тех пор, пока не будет улучшено качество товаров) либо действие договора будет прекращено досрочно. Могут быть применены материальные санкции. Отсутствие в договоре таких существенных условий препятствует его регистрации в Патентном ведомстве. От факта регистрации договора зависит и его вступление в силу - датой вступления в силу считается дата регистрации договора в Патентном ведомстве, если самим договором не предусмотрена более поздняя дата начала действия договора.
Правомочие распоряжения товарным знаком может быть реализовано владельцем и путем заключения с заинтересованным лицом договора коммерческой концессии. Порядок и условия заключения договора коммерческой концессии регламентируются ГК РФ. В соответствии с установленным законодательством порядком для регистрации договора, как уступки, так и лицензионного, владелец должен представить в Патентное ведомство соответствующее заявление.
Процедура регистрации договоров имеет одну особенность. При подаче заявления о регистрации не требуется представления свидетельства на товарный знак. Документом, подтверждающим факт регистрации, служит решение Патентного ведомства. Однако если владелец товарного знака представит свидетельство, то в него будет внесена запись о регистрации договора.
Если же в ходе проверки будет выявлено, что какое-то из установленных законодательством требований не соблюдено, в адрес владельца товарного знака направляется запрос с предложением устранить выявленные недостатки. В случае своевременного представления запрошенных материалов и их соответствия установленным требованиям договор регистрируется.
Вместе с тем возможна ситуация, когда договор не может быть зарегистрирован в силу несоблюдения требований, установленных законодательством. Например, договор заключен между неправомочными субъектами, или товарный знак, в отношении которого заключен договор, еще не зарегистрирован в Реестре (имеется, например, только решение о регистрации товарного знака). В таких случаях выносится решение об отказе в регистрации договора, об этом также уведомляются обе стороны договора.
И еще один момент, связанный с регистрацией договора. В соответствии с гражданским законодательством в любой договор при наличии волеизъявления сторон, его заключивших, могут вноситься изменения. Следуя этому положению, Правила регистрации договоров установили, что регистрации в Роспатенте подлежат изменения лицензионного договора, касающиеся, в частности, определения сторон (например, изменилась организационно-правовая форма одной или обеих сторон); предмета договора (например, вместо предоставления лицензии на использование двух товарных знаков лицензия будет действовать в отношении лишь одного товарного знака); вида передачи товарного знака (например, лицензионный договор меняется на договор об уступке товарного знака); объема передаваемых прав (например, срок лицензионного соглашения был установлен в пять лет, а теперь он сокращен до трех лет или, наоборот, увеличен до восьми лет).
Для того чтобы такие изменения были зарегистрированы, необходима подача соответствующего заявления и представление соглашения сторон о внесении изменения в ранее зарегистрированный лицензионный договор. Подача такого заявления сопровождается уплатой соответствующей пошлины; о регистрации внесения изменений в договор стороны уведомляются путем направления им соответствующих решений ведомства и экземпляров договоров (соглашений) с записью о регистрации.
Защита права на товарный знак.
Действующим законодательством установлена ответственность за незаконное использование товарного знака. Под незаконным использованием товарного знака Закон понимает использование, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4, т.е. несанкционированные владельцем товарного знака действия какого-либо лица в отношении товарного знака, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака.
Предусмотрена как гражданско-правовая, так и уголовная ответственность. Об административно-правовой защите нарушенных или оспариваемых прав говорилось выше. Необходимо иметь в виду, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Гражданско-правовая защита реализуется в судебном порядке. Так, статьей 45 Закона предусмотрено, что споры, связанные с его применением, рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом. В число этих споров входят споры: о нарушении исключительного права на товарный знак, о заключении и исполнении лицензионного договора и договора об уступке товарного знака.
В Законе приведен перечень способов защиты нарушенных или оспариваемых прав. Они могут быть применены как самостоятельно, так и вместе, в каком-либо сочетании, зависящем от конкретной ситуации.
Так, прежде всего Закон называет требование владельца к нарушителю о прекращении нарушения его прав. Например, в периодическом издании была опубликована информация о продаже товара, маркированного товарным знаком владельца, но владелец не вводил этот товар в хозяйственный оборот. В этом случае владелец может сообщить, что исключительные права на этот знак принадлежат ему, и он требует не маркировать (или не рекламировать) таким обозначением продукцию этого лица.
Владелец может потребовать взыскания с нарушителя причиненных убытков. Под убытками, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ПС РФ «понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы».
Помимо этих наиболее распространенных способов защиты прав владелец товарного знака, чьи права были нарушены, может потребовать, чтобы за счет нарушителя в средствах массовой информации было опубликовано судебное решение. Такой метод воздействия направлен на восстановление деловой репутации потерпевшего. При этом необходимо иметь в виду, что существуют определенные условия реализации этого способа. На них указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем информационном письме[5] . Пункт 10 этого письма определил, что «требование о защите прав на товарный знак путем публикации судебного решения в конкретном печатном издании должно быть обоснованным». Истец по одному из рассмотренных судом дел требовал среди прочего опубликования решения в трех газетах. Однако суд в своем решении назвал конкретное печатное издание, в котором в установленный срок должно быть опубликовано судебное решение, так как именно данное издание помещало рекламу ответчика о продаже товара и распространялось в месте реализации товара.
Как показывает практика, качество товаров, маркированных чужим товарным знаком, бывает очень низким. Это, безусловно, подрывает деловую репутацию потерпевшего и авторитет товарного знака. В связи с чем Законом предусмотрен еще один способ защиты нарушенных прав. С товара нарушителя и/или его упаковки должен быть удален незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Уничтожению подлежат и изображения товарного знака или сходные с ним до степени смешения обозначения, однако ни в коем случае не может быть уничтожен сам товар нарушителя. Подтверждением этого является вывод, содержащийся в пункте 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: «Если удаление товарного знака невозможно без причинения существенного вреда самому товару, суд не может принять решение об уничтожении товара». В качестве примера был приведен следующий. «Иностранная фирма обратилась в арбитражный суд с иском о прекращении нарушения прав на товарный знак и уничтожения канцелярских изделий, на которые он нанесен, поскольку уничтожение товарного знака невозможно без утраты потребительских свойств этой продукции. Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, признал, что ответчик нарушил права истца на товарный знак и своим решением обязал ответчика прекратить незаконное его использование. Арбитражный суд отклонил требование истца об уничтожении самого товара, поскольку такая мера ответственности не установлена статьей 46 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
За нарушение исключительного права может наступить и уголовная ответственность. Статьей 180 Уголовного кодекса РФ установлены признаки, наличие которых позволяет квалифицировать действия нарушителя как уголовное преступление. Прежде всего названная норма указывает неоднократность действий нарушителя, затем - наличие крупного ущерба, а также прямой умысел нарушителя. В качестве наказания предусмотрен штраф от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев либо обязательные работы на срок от 180 до 220 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.
Глава 5 Международные соглашения по товарным знакам
Мадридское соглашение
Мадридское соглашениео международной регистрации знаков —1891 год Российская Федерация с 1.07.76 года является участником соглашения, в рамках которого рассматриваются заявки на товарные знаки зарубежных заявителей, поступающие из Международного Бюро ВОИС, и подаются на регистрацию за рубеж заявки по товарным знакам отечественных заявителей. Подача заявки от имени отечественного заявителя может осуществляться по условиям рассматриваемого соглашения только на базе национальной регистрации. Другим ограничительным условием, которое необходимо учитывать отечественному заявителю — это список стран, участвующих в этом соглашении. Преимуществом этого соглашения, которым пользуется заявитель, является отсутствие необходимости подавать несколько заявок на один и тот же товарный знак в несколько выбранных стран. По условию этого соглашения оформляется одна заявка и указываются страны, в которых испрашивается охрана.
Другим преимуществом является то, что заявка оформляется через национальное Патентное ведомство, т. е. отпадает необходимость в услугах патентных поверенных.
Если охрана осуществляется в пяти и более странах Мадридского соглашения, стоимость международной регистрации существенно уменьшается по сравнению со стоимостью национальных регистрации за счет исключения из расходов заявителя гонораров патентных поверенных. Исключается необходимость в соблюдении правил национальных законодательств относительно оттисков знаков.
Срок экспертизы ограничен двенадцатью месяцами, и заявитель получает информацию о защите своих прав во всех указанных им странах. Это несомненное преимущество, если учитывать, что процедура экспертизы во многих странах тянется годами. Условия международной регистрации по Мадридскому соглашению предоставляют пользователю упрощенную процедуру распространения охраны знака в других странах. Стоимость передачи прав на товарный знак, зарегистрированный в рамках Мадридского соглашения, существенно ниже стоимости за аналогичные действия по национальным процедурам. Определенным преимуществом для забывчивых владельцев товарных знаков является необходимость следить за сроком действия только одного знака и продлевать срок его действия.
Наряду с безусловными преимуществами российским предпринимателям необходимо учитывать особенности международной регистрации, связанные с возможностью аннулирования международной регистрации в течение первых пяти лет в случае, если аннулируется национальный товарный знак. Тем самым владелец товарного знака теряет свои права и в тех странах, где отсутствуют условия, связанные с аннулированием его товарного знака.
В целом преимущества Мадридского соглашения и повышающийся интерес отечественных предпринимателей к зарубежным рынкам во многом определяет рост числа заявок, подаваемых российскими заявителями в страны Мадридского соглашения в последние годы.
Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.
Российская Федерация принимает участие в работе Рабочей группы по Протоколу. Целью этой работы является совершенствование Инструкции к Протоколу, разработка бланков для подачи заявок на международную регистрацию, а также установление связи между Мадридским соглашением и Протоколом. За счет того, что Протокол учитывает также интересы стран, не являющихся участницами Мадридского соглашения из-за ряда экономических причин и нестыковки требований Мадридского соглашения и норм национальных законодательств по товарным знакам, предполагается расширение круга участников системы международной регистрации за счет привлечения США, Канады, Японии, Скандинавских стран и др. Такое увеличение числа стран значительно увеличит объем заявок, поступающих в национальное ведомство, соответственно возрастут отчисления для Российской Федерации из Международного Бюро ВОИС. Этот протокол позволит отечественным заявителям упростить и удешевить процесс подачи заявок на регистрацию товарных знаков в перечисленные страны. Отечественным заявителям следует учесть, что подача заявок на международную регистрацию в этом случае осуществляется на основании базовой заявки, а не национальной регистрации.
Ниццкое соглашение
Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации знаков —1957 год. Российская Федерация является участником Ниццкого соглашения. Заявители наряду с экспертами национального Ведомства используют указанную классификацию для группировки товаров и услуг, для которых регистрируются товарные знаки в соответствии с международной классификацией.
В рамках Ниццкого соглашения действует Комитет экспертов, который принимает решения, касающиеся изменений и дополнений по указанной Классификации. При Комитете экспертов действует Рабочая группа, в функции которой входит изучение мнений различных Ведомств по товарным знакам через проведение соответствующих регулярных опросов, обсуждение результатов этих опросов и предложений национальных Ведомств и Международного Бюро ВОИС. Рабочая группа предлагает проект этих изменений и дополнений на рассмотрение Комитета экспертов.
Специалисты отдела товарных знаков ВНИИГПЭ принимают участие в работе указанной Группы и Комитета как непосредственно, так и через предложения по совершенствованию международной классификации, направляемые в Международное Бюро ВОИС.
Участие специалистов национального Ведомства позволяет совершенствовать работу в области классификации, что весьма необходимо в настоящее время в связи с развитием рынка товаров и услуг в Российской Федерации, созданием смешанных предприятий, выходом большого числа отечественных фирм на мировой рынок. Правильное, точное и скоординированное с мировым опытом применение Классификации товаров и услуг, прогнозирование тенденций развития в этой области позволяет должным образом обеспечить правовую охрану товарных знаков как российских, так и зарубежных заявителей. Важным условием успешного решения этой проблемы является правильный выбор терминологии, поскольку без точного представления существа каждого нового термина товара и услуги невозможен его аутентичный перевод, а следовательно и грамотное применение классификации.
Венское соглашение
Венское соглашение о международной классификации изобразительных элементов товарных знаков —1973 год. Российская Федерация не является участником Венского соглашения, однако эксперты Патентного Ведомства ВНИИГПЭ используют указанную Международную Классификацию в практике своей работы. Систематизация изобразительных элементов товарных знаков в соответствии с рубриками и подрубриками международной Классификации органически сочетается с практикой работы ведомств — участников Международного соглашения и Международного бюро ВОИС и позволяет экспертам национального ведомства оптимизировать процесс экспертизы. Эта классификация является основной создающейся в настоящее время компьютерной базы данных по изобразительным товарным знакам и алгоритма поиска сходных товарных знаков, имеющих в своем составе изобразительный элемент.
Гармонизация законодательств в области охраны товарных знаков
Работа в этой области направлена на совершенствование и унификацию всех сопутствующих процедур, применяемых при подаче заявок на товарные знаки странами Парижского союза.
Российская Федерация принимает непосредственное участие в работе Комитета экспертов, выступая с предложениями и замечаниями, учитывающими имеющийся национальный опыт работы в этой области.
С другой стороны, участие специалистов Ведомства в работах, связанных с гармонизацией, имеет очень важное практическое значение, поскольку позволяет вносить в Закон Российской Федерации о товарных знаках изменения и дополнения, направленные на совершенствование работы национального Ведомства в области товарных знаков.
Арбитражная практика
Пивоваренная компания "Балтика" одержала первую победу в борьбе с подольской табачной фабрикой "Мета-Табак" (входит в ассоциацию "Союзконтракт-Табак"), осенью прошлого года выпустившей партию сигарет "Балтика № 3" и "Балтика № 9". Абитражный суд Московской области удовлетворил иск пивоваров к "Мета-Табаку" и предписал подольскому предприятию прекратить использование товарных знаков, принадлежащих "Балтике". Однако ставить точку в конфликте пивоваров и табачников, судя по всему, пока еще рано. В начале осени прошлого года на прилавках санкт-петербургских магазинов появились сигареты "Балтика № 3" и "Балтика № 9", некоторые элементы оформления которых (написание слова "Балтика", изображение волн и герба) смахивали на изображения с этикеток известного пива. Руководство "Балтики" тут же подало в суд на производителя - ЗАО "Мета-Табак", что вызвало удивление у руководства подольского предприятия. По словам его представителей, заказ на производство сигарет в Подольске был размещен компанией ВТФ, которая разработала дизайн пачки и сама занималась сбытом своей продукции. Соответственно, иск "Балтики" должен быть адресован не к производителю, а к фактическому хозяину продукции, т. е. компании ВТФ. Кроме того, сейчас сигареты "Балтика" не производятся, так как заказ ВТФ (всего около 120 тыс. пачек) был разовым. Однако в конечном итоге отвечать в суде за сигареты "Балтика" пришлось все же представителям подольской фабрики и ассоциации "Союзконтракт-Табак". Суд несколько раз переносился из-за неявки ответчика и необходимости проведения экспертизы упаковки сигарет на предмет сходства с этикеткой пива "Балтика". Тем не менее вчера пивовары добились своего. После предъявления результатов экспертизы, проведенной сотрудниками Федерального института промышленной собственности и свидетельствующей о схожести оформления пачки сигарет и этикетки пива "до степени смешения", суд запретил ЗАО "Мета-Табак" изготавливать и продавать табак, сигареты и курительные принадлежности с использованием товарных знаков "Балтики". Кроме того, подольской фабрике придется разместить за свой счет в ряде печатных и электронных СМИ информацию о прекращении незаконного изготовления сигарет "Балтика". Как заявил гендиректор пивоваренной компании Таймураз Боллоев, "решение суда говорит о том, что мы пришли к цивилизованным методам работы на рынке". По словам вице-президента ассоциации "Союзконтракт-Табак" Григория Исраеляна, "говорить о том, что "Балтика" выиграла, а мы проиграли, пока преждевременно". Основанием для этого, по его мнению, является отказ суда удовлетворить одно из требование пивоваров, касающееся удаления с выпускаемой продукции товарных знаков, схожих с товарными знаками "Балтики". От более полных комментариев господин Исраелян отказался. На этом борьба за "Балтику" не закончится. "Союзконтракт-Табак", судя по всему, будет подавать апелляцию на сегодняшнее решение суда. Правда, по мнению специалистов, эти попытка обречена на неудачу. Как заметил патентный поверенный компании "Городисский и партнеры" Денис Воеводин, компания "Балтика" зарегистрировала свой товарный знак в 34 классе (табачные изделия). Поэтому решение суда вполне обоснованно. Ссылки ЗАО "Мета-Табак" на то, что подольская фабрика является лишь изготовителем сигарет, по мнению господина Воеводина, вряд ли можно считать состоятельными. Законом "О товарных знаках" запрещается хранение, распространение и введении в хозяйственный оборот продукции под товарными знаками, "сходными до степени смешения" с уже зарегистрированными. Кроме того, не исключено, что одним иском к "Мета-Табаку" "Балтика" не ограничится. По словам начальника юридической службы "Балтики" Александра Сивкова, компания рассматривает возможность подачи иска о компенсации ущерба, нанесенного подольской фабрикой. Правда, от комментария размера возможного ущерба он воздержался: "У нас нет достоверной информации о количестве выпущенных сигарет, а это необходимо для оценки".
Список использованной литературы:
1. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» ,
часть 1 от 21 октября 1994г., и часть 2 от 22 декабря
2. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 17 октября 1992г.
3. Комментарий «к законодательству об охране интеллектуальной собственности» сборник, общ. редакция. В.И. Еременко, Москва 1997г.
4. «Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации.» Под редакцией А.Д. Корчагина, Москва 1999г.
5. «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации» учебник, А.П. Сергеев, Москва 1996г.
6. «Товарный знаки в России», справочное пособие для предпринимателей, В.В. Орлова, Р.С. Восканян, А.Д. Корчагин, Тольятти 1995г.
7. «Товарные знаки в условиях рыночной экономики», С.И. Волков, Р.С. Восканян, Москва 1991г.
8. «Юридическая основа и практика применения товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования», И.П. Янушкевич, Москва 1999г.
9. Международные договоры и соглашения в области охраны интеллектуальной собственности, Москва 1997г.
10. «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров», нормативные документы, Москва 2000г.
11.
[1] далее Закон
[2] далее ГК РФ
[3] эта статья указывает на условия аннулирования товарного знака Патентным Ведомством
[4] эти два пункта статьи указывает на условия отзыва заявки на регистрацию, на любом этапе ее рассмотрения, или при не предоставлении дополнительных материалов без которых проведение экспертизы невозможно
[5] Информационное
письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 29 июня