Налоговая политика
Харьковская Инженерно – Педагогическая Академия
Реферат
по экономике
на тему: налоговая политика
студента 3-го курса
энергетического факультета
Мосягина Матвея
Энергодар
2002г.
Содержание
1. Устройство налоговой системы.
Принципы построения налоговой системы.
Система налоговых органов.
Система налогообложения.
Формы налогообложения.
Прямые и косвенные налоги.
2. Основные виды налогов.
3. Влияние налогов на хозяйственную деятельность.
Влияние налогов на процесс рыночного ценообразования.
Последствия предоставления налоговых льгот.
Анализ влияния налогов на экономику предприятий.
4. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.
5. Практика налогообложения на абстрактно – числовом примере.
Список использованной литературы.
Устройство налоговой политики.
В условиях рыночной экономики государство может принимать достаточно автономных решений от уровня своих расходов, но не об уровне доходов, в том числе важнейшего источника государственных доходов – налогов.
Налог – это обязательный платёж, который взымается в бюджет с юридических и физических лиц.
Основными функциями налогов являются фискальная, социальная и регулирующая. Фискальная функция направлена на увеличение доходной части госбюджета. Сущность социальной функции налогов состоит в поддержание социального равновесия посредством уменьшения чересчур большого разрыва реальных доходов отдельных социальных групп населения. Регулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов осуществляется регулирование экономической конъюнктуры, отраслевой и региональной структуры экономики, инвестиционной активности, внешнеэкономических связей, научно – исследовательских работ, охраны окружающей природной среды и др. объектов.
Принципы построения налоговой системы.
Совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, а также совокупность государственных налоговых органов и их компетенция составляют налоговою систему. Таким образом, налоговая система состоит из системы налогообложения и системы налоговых органов.
Налоговая система должна базироваться на таких основополагающих принципах:
1. Принцип обязательности оплаты налогов предусматривает установление ответственности плательщиков налогов за нарушения налогового законодательства.
2. Принципы равности субъектов налогообложения и недопущения любых проявлений налоговой дискриминации обеспечивается одинаковым подходом к субъектам хозяйствования относительно определения обязательств по оплате налогов.
3. Принцип социальной справедливости означает организацию социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения внедрением экономически обоснованного налогообложения, т.е. установлением необлагаемого минимума и дифференцированного и прогрессивного налогообложения доходов граждан.
4. Принцип стабильности означает неизменность налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течении бюджетного года.
5. Принципы научной обоснованности предусматривает установление налогов на основе реальных показателей состояния и финансовых возможностей национальной экономики. При этом учитывается необходимость достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами.
6. Принцип равномерности оплаты налогов обеспечивается установленным сроком оплаты, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов.
7. Принцип компетенции означает установление и отмену общегосударственных налогов, а также льгот по налогообложению только Верховной Радой Украины.
8. Принцип единого подхода предусматривает обеспечение одинакового подхода и разработке законов о налогообложении с обязательным определением плательщика налога, объекта налогообложения, налоговой базы, сроков и порядка оплаты налога и оснований для предоставления налоговых льгот.
9. Принцип доступности обеспечивает открытость норм налогового законодательства для плательщиков налогов.
Система налоговых органов.
Система налоговых органов состоит из законодательно определённых органов государственной налоговой службы, в которую входят Главная государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, г. Киеве и г. Севастополе, районах в городах, межрайонные государственные налоговые инспекции, а также налоговая милиция Украины.
Основными заданиями государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) являются:
- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и современностью оплаты в бюджет и государственные целевые фонды налогов, сборов и других обязательных платежей;
- обеспечение применения финансовых санкций и административных штрафов относительно нарушителей налогового законодательства;
- защита интересов государства в судебных органах, в делах, которые касаются оплаты налогов;
- работа с плательщиками налогов относительно разъяснения налоговой политики государства и действующего законодательства;
- ведение государственного реестра физических лиц и общегосударственной базы данных лиц – плательщиков налогов.
Глава государственной налоговой администрации назначается на должность и увольняется с должности Президентом Украины. Администрация является самостоятельным органом исполнительной власти.
Налоговая милиция Украины является правоохранительным органом, который защищает конституционные права граждан и интересы государства в сфере налогообложения. Главное управление налоговой милиции Украины является структурным подразделением государственной налоговой администрации Украины.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение служебными лицами государственных налоговых администраций и налоговой милиции своих обязанностей они к дисциплинарным и другим видам ответственности согласно действующему законодательству. Служебные лица должны придерживаться коммерческой и служебной тайны. Убытки, нанесённые неправомерными действиями служебных лиц ГНАУ, возмещаются за счёт средств государственного бюджета.
Система налогообложения.
Система налогообложения – это нормативно определённые органами законодательной власти плательщики налогов, их право и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, взносов в государственные целевые фонды, а также порядок взымания установленных налоговых платежей, сборов и взносов.
Налоговые платежи осуществляются только на основе налогового закона: должны быть законодательно определены плательщик налога, объект налогообложения, налоговая база, размер ставки, налоговый период и срок оплаты налога.
Плательщик налога – это физическое или юридическое лицо, которое, в соответствии с действующим законодательством, обязано оплачивать налоги.
Объём налогообложения – это количественно измеренный феномен, который подлежит налогообложению (прибыль, имущество, доход, наследство). Налоговая база – это часть объекта налогообложения, на которую насчитывается налог (налоговая база, как правило, меньше объекта налогообложения, т.к. законодательством может установлен размер необлагаемого дохода, предоставлены различные льготы и т.д.). Ставка налога – часть налоговой базы, которая взымается в виде налогов и измеряется в процентах. Налоговая ставка может быть:
а) адвалерной – выраженной в процентах (например, ставки подоходного налога);
б) специфической – выраженной в денежной сумме с физической единицы обложения ( в качестве примера можно назвать плату за землю).
В современных системах налогообложения преобладающим является использование адволерных ставок.
Оплата налога является одной из основных обязанностей физических и юридических лиц. Реализация этой обязанности зависит как и от наличия определённых поощрительных стимулов и их правового регулирования, как и от чёткого распределения прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. В соответствии с законом Украины «О системе налогообложения» плательщики налогов и сборов обязаны:
1) вести бухгалтерский учёт, составлять отчёт о финансово-хозяйственной деятельности;
2) подавать в государственные налоговые и другие органы соответствующие декларации, бухгалтерскую отчётность и другие документы и ведомости, связанные с начислением т оплатой налогов;
3) оплачивать надлежащие суммы налогов в установленные законом сроки;
4) допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обыску помещения, которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам начисления и оплаты налогов.
Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц, а также физические лица во время проверок, которые проводятся государственными налоговыми органами, обязаны давать пояснения по вопросам налогообложения, выполнять требования государственных налоговых органов относительно ликвидации выявленных нарушений законов о налогообложении. После окончании проверки обе стороны (представитель налогового органа и представитель юридического лица или соответствующее физическое лицо) должны подписать акт о проведении проверки.
Ответственность плательщика налогов, которая определяется законодательством, в общем виде включает:
- взыскание налога с заниженного налога;
- штрафы в размере, определённом законодательством, которые взымаются за определённые виды нарушений;
- взыскание пени в случае задержки оплаты налога. Пеня взымается независимо от принципы задержки налогового платежа и не освобождает плательщика от других видов ответственности.
Ответственность плательщика налогов регулируется не только с помощью финансовых инструментов и в рамках финансовых правоотношений, но и другими отраслями права.
Формы налогообложения.
Важное значение имеет вопрос о способах построения налоговых ставок. В зависимости от соотношения, устанавливающегося между ставкой налога и доходом, налогообложение можно подразделить на пропорциональное, прогрессивное и смешанное (рис.1).
Рис. 1. Пропорциональное (1), прогрессивное (2), и смешанное (3) налогообложение.
Если ОД – общий доход субъекта налогообложения; УД – доход после оплаты налога, то прямая ОА (биссектриса) соответствует отсутствию налогообложения (Ох = Оуа). На графике 1 прямая ОВ характеризует пропорциональное налогообложение, которое предусматривает установление одинаковой налоговой ставки для всех субъектов налогообложения. Чем больше общий доход, тем больше и налоговые поступления. В случае общего дохода в размере х, доход, остающийся в распоряжении субъекта налогообложения после после оплаты налога, равняемся Ув, а налог – величине Уа-Ув.
График 2 иллюстрирует прогрессивное налогообложение. В этом случае налоговая ставка растёт с ростом дохода. Для каждого значения общего дохода устанавливается соответствующая налоговая ставка. Этот принцип используется, например, при взымании подоходного налога: чем выше доход , тем большую его долю нужно отдать государству. В этом случае налоговое бремя уже не распределяется равномерно среди налогоплательщиков, как при пропорциональном налогообложении. Здесь оно – больше для богатых, меньше - для среднеобеспеченных, ещё меньше – для малообеспеченных категорий населения. Важное значение имеет и крутизна прогрессии, т.е. такими темпами прирастают ставки по мере увеличения доходов, какая величина максимальной ставки налога. На практике может использоваться два вида прогрессии: простая и сложная. При простой прогрессии возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения, при сложной – объект обложения (например, доход индивидуальных налогоплательщиков в настоящее время на Украине) делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к той части, которая превышает границу предыдущего диапазона.
График 3 иллюстрирует смешанное налогообложение. Если доход меньше Х1, то налогообложение отсутствует. Если доход составляет величину от Х1 до Х2, то налогообложение осуществляется по минимальной налоговой ставке. При увеличении дохода от Х2 к Х3 налоговая ставка увеличивается и т.д.
Кроме вышеизложенных существует ещё одна форма налогообложения, которая не имеет такого распространения, как три предыдущих способа.
Регрессивное налогообложение - налоговая ставка уменьшается по мере роста дохода. Здесь налоговое бремя оказывается большим для субъектов с меньшими доходами. В определённой степени свойствами регрессивности обладает внимание НДС. Здесь налог рассчитывается не на основе личных доходов, а устанавливается в процентах к части стоимости произведённых товаров и услуг и включается в цену их реализации.
Прямые и косвенные налоги.
Прямые – это такие налоги, объектом которых является доход или имущество плательщика. Исходя их этого их можно разделить на подоходные и имущественные. Примерами прямых налогов могут быть названы подоходный налог, налог на прибыль предприятий, земельный налог, налоги на движимое и недвижимое имущество и др.
Косвенные – это налоги, объектом которых становится обращение и потребление определённых товаров и услуг. Эти налоги не так очевидны для плательщиков, многие из тех, кто их уплачивает, нередко даже не знают об их существовании. Косвенные налоги включаются в цену реализации товаров и услуг и оплачиваются их потребителями. Продавцы данных товаров мобилизуют налоговые поступления и передают их государству. При таком порядке налогообложения отсутствует прямая связь между плательщиком и государством. Эти налоги являются налогами не весь доход, а на определённую форму его использования – потребительские расходы. В качестве примеров каких налогов можно назвать НДС, акцизный сбор.
Основные виды налогов.
Общее количество применяемых в стране налогов исчисляется десятками. В настоящей работе будут проанализированы те, которые сказывают решающее воздействие на экономическое поведение домашних хозяйств и предприятий. Анализ этих налогов поможет получить представление об основных источниках государственных доходов.
Подоходный налог.
Объектом налогообложения здесь выступает индивидуальный доход. Техника исполнения обязанностей налогоплательщика может быть разной. Безналичный способ взымания подоходного налога предполагает исчисление и удержание налога бухгалтерией того предприятия, которое выплачивает доход налогоплательщику. Декларационный способ предусматривает самостоятельный подсчёт налогоплательщика своего дохода, заполнение налоговой декларации и подачу её в соответствующие государственные органы.
Налог на прибыль предприятий.
Прибыль является основным источником средств для развития предприятий. Взымание с прибыли налога в принципе уменьшает потенциал расширения предприятия. Поэтому очень важно определить такие ставки налога на прибыль, чтобы они не подрывали интерес экономических субъектов к повышению эффективности хозяйственной деятельности, к расширению её масштабов.
В Украине в первой половине 90-х годов применение этого налога отличалось большой нестабильностью. В настоящий момент ставка налога на прибыль. Очевидно, что одна лишь нестабильность налоговой системы способна отрицательно влиять на деятельность субъектов хозяйствования, снижать степень их деловой активности.
Налоги на потребление.
Данный вид налогов составляет важный источник государственных доходов в Украине и многих других странах.
К ним относятся:
- индивидуальные акции, которые взымаются с отдельных товаров по твурдым ставкам. Традиционно индивидуальные акцизы применяются на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые другие товары массового потребления;
- универсальные акцизы (налог с оборота), которые взымаются со стоимости проданных товаров и услуг, взятых в широком ассортименте. От индивидуальных акцизов они отличаются охватом облагаемых товаров и услуг и применением, как правило, единой ставки налога. В настоящее время этот налог не имеет широкого распространения;
- налог на добавленную стоимость. Этот налог применяется во многих странах, и в том числе Украине, где он введён в 1992г. вместо налога с оборота.
Добавленная стоимость, на которую рассчитывает налог, определяется как разница между выручкой предприятия и стоимостью его затрат на сырьё, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков. Т.е., это стоимость, добавленная предприятием к стоимости исходных материалов в результате их определённой переработке, доработке или другого хозяйственного использования. Плательщиком налога является покупатель продукции, её продавец выступает в роли сборщика налога – посредника между плательщиком и государством.
В Украине ставка НДС – 20%.
Другие налоги.
Среди других налогов, используемых государством, можно назвать следующие:
- плата за землю. В Украине в зависимости от категории земли, её месторасположения, характера использования устанавливаются ставки налога в фиксированных суммах с единицы площади;
- налоги на движимое (транспортные средства) и недвижимое (капитал, жильё) имущество. Ставки этих налогов имеют, как правило, пропорциональный характер;
- налог с полученного наследства и дарений.
Существуют и другие виды налогов. Если ранжировать все налоги по их значениях в налоговых поступлениях государства, то ведущую роль в Украине в последние годы займут налоги на потребление и на прибыль предприятий, подоходный налог с граждан. Так, например, в 2000г. наибольший удельный вес в доходах среднего бюджета составили НДС (26,5%), налог на прибыль (19,7%), подоходный налог (13,6%), акцизные сборы (5,1%).
Кроме того, в зависимости от использования налоги можно подразделить на общие и целевые. Общие налоги поступают в бюджет государства и предназначаются для финансирования самых различных мероприятий.
Целевые (специальные) налоги поступают в распоряжение государства для финансирования строго определённых мероприятий, т.е. имеют конкретное целевое назначение. (Платежи в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд содействий занятости населения).
В Украине все налги разделяются на две группы: общегосударственные и местные.
К общегосударственным относятся те, которые в большинстве своём полностью или частично поступают в государственный бюджет ( налог на прибыль, НДС, акцизный сбор и др.)
Местные налоги – налоги, поступающие в местные бюджеты (налог с рекламы, коммунальный налог, готельный сбор и др.)
3. Влияние налогов на хозяйственную деятельность экономических субъектов.
Можно с уверенностью сказать, что даже самая совершенная налоговая система будет вызывать недовольство у плательщиков. Немало людей согласятся с необходимостью существования налоговой системы в принципе, но это не означает, что у них не будет критических замечаний в адрес налоговой политики своего государства, связанные объёмами, условиями исполнения налоговых обязательств.
Важным условием эффективности налоговой политики умеренность налоговых сборов, вводимых государством. Высокие налоговые ставки могут создавать ряд проблем.
Во-первых они способны подорвать стимулы, заинтересованность домашних хозяйств и предприятий в повышении степени своей экономической активности. Так, государство должно очень взвешенно подходить к разработке прогрессивных ставок взымания подоходного налога. Построение диапазонов в системе налогообложения, применяемые налоговые ставки не должны быть антистимулом, т.е.охлаждать стремление людей больше и лучше работать.
Во-вторых, может случиться так, что государство, применив более высокие ставки налогов, получит меньший доход от налоговых поступлений. Зависимость, которая существует между значениями налоговых ставок и объёмом поступлений государства, показана на рис.2.
Рис. 2. Зависимость между доходами государства и значениями налоговых ставок
(кривая Паффера).
На графике видно, что только до определённого значения (т.А) рост налоговых ставок может приносить большие доходы государству, после прохождения этого уровня налоговые поступления государства могут только снижаться. Уменьшение налоговых доходов государства - результат реакции экономических субъектов на чрезмерные налоговые притязания государства. Происходит спад экономической активности ввиду невыгодности её поддержания на прежнем уровне. Поэтому государство всегда должно сдерживать свои налоговые аппетиты, проводить взвешенную налоговою политику.
В – третьих, высокие налоги могут стимулировать процесс утаивания доходов плательщиками. Припрятывание доходов является одним из элементов теневой экономики.
Влияние налогов на процесс рыночного ценообразования.
Влияние налогов на цену товарной продукции - сложный многофакторный процесс. Рассмотрим модель свободного конкурентного рынка, на котором цена товара складывается под воздействием спроса и предложения и представляет равновесную цену в каждый период времени. Используя аппарат кривых спроса и предложения, предположим, что все прочие факторы ценообразования, кроме налогов, в рассматриваемый период времени остаются неизменными. Обратимся к типичному графику взаимодействия спроса и предложения (рис. 3.).
Рис. 3. Воздействие изменения налога на рыночную цену.
На графике изображены кривые спроса (D) и предложения (S). Исходное состояние обозначено индексом «о», состояние, возникающие при изменении налогов – индексами «1», «2» и т.д. Тогда равновесие спроса и предложения первоначально установится в точке пересечения кривых D0 и S0. Точке равновесия E0 соответствует равновесная цена Р0.
Рассмотрим общий случай, когда установлению новой равновесной цены после изменения налога предшествует ряд смещения кривых спроса и предложения, т.е. имеет место многошаговый процесс движения к новой цене.
Предположим, что налоговая ставка увеличена. Для производителя это означает увеличение его издержек и поэтому он попытается сместить кривую S0 в положение S1. Этому будет соответствовать новая точка равновесия Е1 и цена равновесия Р1, превышающая Р0. В этом случае Р1 должна удовлетворять условию:
Р1 х Q1 = P0 x Q0 + ∆T, где
Q0 – исходное значение спроса на товар;
Q1 – новое значение спроса;
∆Т – общее увеличение налогообложения производителя, т.е. сумма налога, которую он должен дополнительно внести в течении периода удовлетворения спроса D0 на рассматриваемый товар.
Приведённое уравнение представляет условие сохранения дохода производителя при увеличении налога. Из него следует, что доход будет сохранён, если производитель установит на свой товар цену, равную:
Р1 = Р0 x (Q0/Q1) + (∆T/Q1)
Если часть потребителей, предъявляющих спрос на данный товар, согласится на цену Р1 и увеличит спрос до Q1, то производитель будет способен сохранить величину своего дохода посредством переноса налогового бремени на данных потребителей.
Ещё проще сохранить доходность, если спрос на данный товар мало эластичен. В этом случае производитель смещает кривую S0 в положение S2, которому соответствует меньший уровень роста цены при том же значении спроса. Потребители вынуждены сместить кривую спроса в положение D1, которому соответствует новая точка равновесия Е2 и равновесная цена Р2. Т.к. спрос при этом не меняется и Q2 = Q0, то для сохранения дохода производителю достаточно установить новую цену Р2, связанную с исходной ценой Р0 следующей зависимостью:
Р2 = Р0 + (∆T/Q0),
представляющий частный случай предыдущей формулы Р1 при Q1 = Q2
Рассмотренные варианты имеют место только в условиях высокого спроса на предлагаемый товар, потребность со стороны потребителя незамещаема.
Реально возникает более сложная ситуация.
В случае смещения кривой предложения вверх, например, в положение S2, что приводит к росту цен на товар, реакций со стороны потребителей станет смещение кривой спроса в положение D2. Установится новая точка равновесия Е3 и новая равновесная цена Р3. Выручка производителя от продажи может оказаться ниже той, которая необходима для компенсации роста издержек в связи с увеличением налога.
Но если потребитель приобретает товар в количестве Q3 по цене Р3, которая выше исходной цены Р0, то производитель получает возможность компенсировать часть увеличения налога за счёт потребителя вследствие продажи ему товара по более высокой цене.
Как следует из изложенного увеличения налогов и налоговых ставок может иметь следствием такое смещение кривых предложения вверх, а кривых спроса вниз, которое вызовет сокращение объёмов производства товаров, и в результате государство получит при более высоких ставках налога меньший объём поступлений в бюджет. Это подтверждает широко известный эффект Паффера, рассмотренный выше.
На механизм рыночного ценообразования также воздействует и обратное явление - снижение налоговых ставок, уменьшение налога, введение налоговых льгот.
Если на рынке установилась равновесная цена, то снижение налога означает уменьшение расходов производителя, что ведёт к росту предложения. В то же время снижение налога может оказать нейтральное воздействие, и производитель не будет изменять исходного положения кривой предложения, и при неизменной кривой спроса равновесная цена не изменится. Таким образом, снижение налога станет дополнительной прибылью предприятия – производителя.
В то же время правомерно предположить, что производитель с учётом увеличения прибыли пойдёт на снижение цены производимого товара. При этом он будет следить, чтобы потеря его выручки вследствие снижения его цены компенсировалась выигрышем от снижения налога и увеличения объёма продаж. Возможен такой вторичный эффект, как мультипликационное расширение спроса. В связи с уменьшением равновесной цены потребители могут увеличить спрос на данный товар, что в последствии приведёт к установлению кривой – более высокой - равновесной цены, поэтому доходность может повыситься как за счёт роста цен, так и в следствии увеличения объёма продаж.
Снижения налогообложения предприятий первоначально может привести к уменьшению поступлений в государственный бюджет. Однако в итоге оно способно привести к росту этих поступлений из-за увеличения налогообложения объёма продаж, обусловленного снижением цен и расширением спроса на товар. Этот эффект также вытекает из кривой Лаффера.
Последствия предоставления налоговых льгот.
Одной из составляющих частей системы налогообложения в государстве является предоставление льгот по отдельным видам налогов, сборов. По своей экономической сути такие льготы – это система внутреннего перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами налогообложения. С экономической точки зрения предоставление льгот является формой государственного регулирования экономического и социального развития. Льготы по налогообложению – явление объективное, обусловленное самим ходом экономического развития.
В экономической жизни государства нередко возникают случаи, когда для поддержки отдельных производств более целесообразно снизить размер налогов, нежели покрывать убытки и осуществлять выплаты из бюджета на социальные цели. Можно утверждать, что выплаты по безработице, а также дотации убыточным предприятием могут быть значительно больше, нежели потери бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот. К позитивным сторонам льготного налогообложения необходимо отнести ещё и то, что хозяйственные структуры, получив льготы, могут усиливать своё финансовое состояние, обновлять производство, повышать конкурентно способность своей продукции.
Негативной стороной льготного налогообложения является нарушение принципа нейтральности налогообложения и его справедливости. Предоставление значительных льгот отдельным группам плательщиков обуславливает невозможность снижения налогового бремени в целом. Кроме этого, предоставление льгот способствует расширению теневого сектора экономики, т.к. порождает желание плательщиков налогов, которые не имеют льгот, избежать налогообложения. В целом же, предоставление льгот является нарушением рыночного механизма распределения ресурсов.
Льготы по налогообложению можно разделить на три группы:
- льготы социальные, т.е. льготы, которые предоставляются отдельным юридическим и физическим лицам, которые не могут конкурировать при производстве той или иной продукции в рыночной среде;
- льготы отдельным предприятиям, которые находятся в худших экономических условиях по сравнению с основным количеством производителей. К ним относятся виды производств, которые имеют важное значение для экономики государства, однако находятся в неблагоприятных экономических условиях, что не даёт им возможности равноправно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. (предприятия горнодобывающей промышленности, военно-промышленного комплекса).
- льготы предприятиям, которые временно находятся в неблагоприятных экономических условиях, в тяжёлом финансовом состоянии, которое возникло не по их вине (стихийное бедствие, устаревшие технологии).
Увеличивающиеся объёмы льгот, которые получали плательщики налогов, существенно уменьшают поступления в бюджет.
Рис.4. Предоставление налоговых льгот.
В 1999г. льготы по налогообложению получили почти 122,7 тыс. плательщиков налогов, что составляет 16,6% от их количества. Общая сумма предоставленных льгот составляла 39,7млрд.грн., в том числе платежи в госбюджет – 35,7млрд.грн., в местный бюджет – 4,0млрд.грн. Прямые потери бюджета с учётом обновления НДС и акцизного сбора составляли 19,6 млрд.грн., или 59,6% поступлений в сводный бюджет. Объёмы предоставленных льгот ежегодно растут (см. рис.4). В частности, в 1999г. таких льгот было предоставлено в 1,4 р. больше, чем в 1997г. (14,6 млрд.грн.). Общая сумма предоставленных в 1999г. льгот по налогообложению превысила поступления в бюджет в 1,2 раза.
Наиболее весомыми в абсолютных суммах были льготы, предоставленные плательщикам НДС, которые составили 85% от общего объёма льгот, или 33,7 млрд.грн., из которых 14,2 млрд.грн. являлись прямыми потерями бюджета.
Сумма льгот на налог на прибыль предприятий в 1999г. составила 3,6 млрд.грн., при 6,4 млрд.грн. фактических поступлений налога в сводный бюджет.
Общая сумма льгот, предоставленных юридическим лицам по акцизному сбору, за 1999г. составляла 1,1 млрд.грн., при фактических поступлениях сбора в сумме 1,8 млрд.грн. Прямые потери бюджета от предоставления льгот по акцизному сбору составляли 521,9 млн.грн., или 46,5% от общей суммы льгот.
Анализ использования налоговых льгот в 1999г. свидетельствует о несовершенстве существующей системы их предоставления. Платёжеспособные плательщики используют действенную систему предоставления налоговых льгот для законного избежания налогообложения по отдельным видам налогов.
Изложенное выше даёт основания сделать определённые выводы и внести предложения:
1. На сегодня налоговая система Украины слишком деформирована предоставлением услуг, а также отсрочек, налоговых кредитов и др., что не содействует достижению финансовой стабильности в государстве, равномерному распределению налогового бремени на плательщиков налогов, приводит в необоснованному перераспределению финансовых ресурсов между отдельными субъектами хозяйственной деятельности.;
2. Основным недостатком действующей практики предоставления льгот является отсутствие экспертных оценок о масштабах перераспределения финансовых ресурсов и то, что большинство льгот предоставляются в виде полного и бессрочного освобождения налогообложения, а это уменьшает стимулирующую функцию льгот;
3. С целью упорядочения предоставления льгот по отдельным видам платежам прежде всего необходимо ликвидировать льготы, которые не имеют достаточного экономического обоснования, особенно по прямым налогам и прежде всего, налога на прибыль, налога на землю и подоходного налога с граждан;
4. Предоставление льгот должно осуществляться только на основании принятых законов;
5. Целесообразно осуществлять предоставление льгот только в форме налоговых скидок по действующим ставкам налогообложения. Большинство льгот должны быть ограничены во времени.
6. Предоставление льгот должно проходить жёсткую экспертизу независимых экспертов и только после их заключения решение о предоставлении льгот должно выноситься на рассмотрение ВГУ. Отдельные, наиболее весомые льготы, могут предоставляться на основе референдума.
Анализ влияния налогов на экономику предприятий.
Проведём анализ влияния современной налоговой системы на уровень цен и финансовые показатели предприятий с разным уровнем капиталовооружённости.
В таблице 1 приведена межотраслевая модель производства, которая отражает структуру экономики Украины, предшествовавшую введению системы принципиально новых налогов и сборов в 1992г. (НДС, налог на прибыль)
Табл. 1. Межотраслевая модель производства до введения новой системы налогообложения в Украине, млрд.грн.
Сферы производства |
Выпуск продукции в базовых ценах |
В том числе |
|||
Промежуточное потребление, сырья, материалов |
Потребление основного капитала |
Оплата труда наёмных рабочих |
Прибыль до оплаты |
||
Производство основного капитала |
45 |
10 |
5 |
15 |
15 |
Производство сырья и материалов |
125 |
50 |
5 |
50 |
20 |
Производство товаров и услуг |
215 |
62,55 |
15 |
74,62 |
62,83 |
Всего выпуск |
385 |
122,55 |
25 |
139,62 |
97,83 |
Валовая добавленная стоимость 262,45 |
По данным межотраслевого баланса Украины за 1991г. удельный вес заработной платы в чистой продукции (чистой добавленной стоимости) составлял 58,8%
В табл.2 приведены некоторые показатели, которые характеризует различия в технической структуре производства трёх основных сфер экономики.
Табл. 2 Экономические показатели сфер производства в условиях дифференцированной капиталовооружённости труда.
Сферы производства |
Коэффициент капиталовооружения |
Удельный вес заработной платы в чистой добавленной стоимости, % |
Норма брутто – прибыли, % |
Производство основного капитала |
14,00 |
50,00 |
6,67 |
Производство сырья и материалов |
5,00 |
71,4 |
6,67 |
Производство товаров и услуг |
8,88 |
54,3 |
8,52 |
В среднем |
8,04 |
58,8 |
7,75 |
Из табл. 2 видно, что наиболее капиталоёмкой и одновременно наименее трудоёмкой в анализируемом примере является сфера производства основного капитала. Производство сырья и материалов – наименее капиталоёмкая и одновременно наиболее трудоёмкая сфера производства, о чём свидетельствует высокий удельный вес заработной платы в чистой добавленной стоимости. В сфере производства потребительских товаров и услуг капиталовооружённость труда находится на среднеотраслевом уровне.
Производная межотраслевая модель производства, представленная в табл. 1 может быть использована для исследования влияния налоговой системы на структуру общественного производства и уровень цен. В частности, сферы производства необходимо рассматривать как предприятие, которые оплачивают значительные суммы налогов.
В 1991г. основные доходы бюджета Украины сформировались за счёт налога с оборота и платежей предприятий и организаций с прибыли, которые составляли соответственно 7,5% и 23,8% от суммы чистой добавленной стоимости. Часть этих основных налогов в общей брутто-прибыли всех предприятий Украины составляла 75,9%.
По данным табл. 1 можно определить новый уровень налогового бремени на прибыль от внедрения НДС (20%), налога на прибыль (30%) и налоговых начислений на фонд заработной платы (50%).
Для расчётов основных налогов использованы также формулы:
а) налог на добавленную стоимость:
Тндсi = [ ( Wi x I1 – Si x I2) – (Ai x I1 + ∆Ki x I1 + ∆Si x I2 ) ] x 0,2, где
Wi, Si, Ai – соответственно цена продукта, объём потребления сырья и материалов, объём потребления основного капитала в i-той сфере производства, в базовых ценах;
Ii – индекс роста цены реализации продукта в i-той сфере производства, которое поясняется желанием снизить налоговое бремя ( i = 1, 2, 3);
∆Ki - чистые инвестиции в основной капитал в i-той сфере производства, в базовых ценах (∆К = К х 0,02 );
∆Si – чистые инвестиции в оборотный капитал (прирост запасов) в i – той сфере производства, в базовых ценах (∆S = S х 0,02 );
0,2 – ставка НДС.
б) налог на фонд заработной платы
Tvi = Vi x I3 x 0,5, где
Vi – фонд заработной платы до оплаты подоходного налога с граждан в i- той сфере производства;
0,5 – ставка совокупных налоговых начислений на фонд заработной платы.
в) налог на прибыль:
Tpi = [ Wi x Ii – Si x I2 – Vi x I3 x (1+0,5) – Tндс ] x 0,3, при Tpi > 0, где
0,3 – ставка налога на прибыль.
Расчёты проводились в такой последовательности. Сначала при Ii = 1 определялась сфера производства с минимальной нормой чистой прибыли, потом высчитывался индекс роста цены реализации её продукта, по которому норма чистой прибыли увеличивалась до заданного уровня ( в нашем примере до 2%). После этого затраты и объёмы выпуска в отраслях производства пересчитывались в новых, возросших ценах. Потом эта же процедура повторялась для другой сферы производства, где норма чистой прибыли из – за роста цен или заработной платы опускалась до минимума.
Анализ свидетельствует (см. табл. 3), что в результате первичного внедрения системы налогов – НДС, налога на прибыль и суммарного налога на фонд заработной платы – общая налоговая нагрузка на брутто – прибыль всех сфер производства составляет 84,5%. При этом часть НДС в общей сумме налогов составляет 35,0%, налога на заработную плату 56,9% и налога на прибыль 8,1%
Табл. 3 Межотраслевая модель производства после внедрения системы налогов, в ценах реализации, млрд. грн.
Сферы производства |
Выпуск продукции в ценах реализации |
В том числе структура налогов |
Налоговая нагрузка на брутто-прибыль,% |
||||||||
Затраты на амортизацию, сырьё, материалы |
Фонд заработной платы |
Брутто-прибыль до оплаты нало. на |
НДС (20%) |
Налог на фонд зар- платы (50%) |
Прибыль, подлежашая налогообложению |
Налог на прибыль 30% |
Всего налогов |
||||
Производство основного капитала |
54 |
18 |
15 |
21 |
5,16 |
7,50 |
7,50 |
2,25 |
14,91 |
71,0 |
|
Производство сырья и материалов |
150 |
66 |
50 |
34 |
13,00 |
25,00 |
-5,00 |
0 |
38 |
111,8 |
|
Производство товаров |
258 |
93,06 |
74,62 |
90,32 |
24,84 |
37,31 |
25,52 |
7,66 |
69,81 |
77,3 |
|
Всего выпуск |
462 |
177,06 |
139,62 |
145,32 |
43,00 |
69,81 |
28,02 |
9,91 |
122,72 |
84,4 |
|
Таким образом общая налоговая нагрузка от введения новых налогов в среднем выросло с 75,9 до 84,4%.
Однако по сферам производства налоговая нагрузка распределилась не равномерно. Наименьший уровень наблюдается в наиболее капиталоёмких отраслях – сфере производство основного капитала. Наибольшая налоговая нагрузка (111,8%), которая превышает финансовые возможности плательщиков налогов, наблюдается в наиболее трудоёмкой сфере производства сырья и материалов.
В условиях рыночного ценообразования чрезмерность налоговой нагрузки на прибыль ведёт к росту цен на продукцию соответствующей отрасли производства. Как известно после введения в Украине новой налоговой системы в 1992-1994г. наблюдалась рекордная гиперинфляция. Потом был осуществлён переход к жёсткой монетарной политике ограничения денежной массы в обращении. С того времени рост цен падает, т.к. снизился платёжеспособный спрос со стороны предприятий и населения. В результате реализации данных монетаристских рекомендации предприятия, в первую очередь те, которые базируются на трудоёмких технологиях, стали ощущать дефицит платёжных средств, стали накапливаться их долги по невыплаченной заработной плате, недостачи и задолженности по платежам в бюджет всех уровней. Вследствие этого наибольший спад производства наблюдался в отраслях, с наименьшей капиталовооружённостью труда и с наибольшей трудоёмкостью производства (см. табл. 4)
Табл. 4 Уровень капиталовооружённости труда в отраслях экономики Украины 1993г.
Отрасли производства |
Уровень капиталовооружённсти труда, в % к уровню промышленности |
Вся промышленность |
100 |
Электроэнергетика |
372 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
331 |
Чёрная металлургия |
229 |
Промышленность строительных материалов |
134 |
Пищевая промышленность |
124 |
Деревообрабатывающая промышленность |
78 |
Машиностроение |
66 |
Топливная промышленность |
63 |
Лёгкая промышленность |
61 |
Капитальное строительство |
31 |
Анализ показывает, что в 1991-2000г. наибольшее снижение темпов роста выпуска продукции происходило именно в тех отраслях, где был низкий показатель капиталовооружённости труда и как следствие вырос уровень налоговой нагрузки.
Например, удельный вес машиностроения в объёме промышленности снизился с 31% в 1990г. до 13% в 2000г., а удельный вес лёгкой промышленности с 10,8% до 1,6%. Одновременно выиграли от такой системы налогов капиталоёмкие отрасли и предприятия, т.к. она представила им относительно лучшие условия производства. В частности, часть чёрной металлургии повысилась с 11% до 27,4%, топливной промышленности с 5,7% до 10,1%, электроэнергетики с 3,2% до 12,2%.
Экономика предприятий трудоёмкого типа характеризуется, как правило, низким уровнем капиталовооружённости труда. Чтобы такие предприятия могли успешно функционировать в условиях рыночной экономики, есть два выхода. Во-первых, можно выровнять с помощью таможенных тарифов цены реализации импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Во-вторых, можно усовершенствовать систему налогообложения в направлении снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий трудоёмкого типа. Для разрешения этой проблемы необходимо снизить общую налоговую нагрузку на фонд заработной платы и соответственно повысить её в отношении налога на прибыль.
4. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.
Обязательной составляющей перехода Украины к рыночным отношениям является создание новых предпринимательских структур и приватизация предприятий. Одним из условий стабильного наращивания финансового капитала предприятий, регулирование его размера и структуры является налоговая политика государства.
Создать эффективную налоговую систему очень сложно. Налоги находятся на стыке экономических интересов разных групп плательщиков и потребителей государственных ресурсов. Удовлетворить требования всех невозможно.
Однако при любых условиях налоговая система должна быть стабильной. Современная налоговая система имеет ряд негативных чёрт, основные из них:
- большое количество нормативных документов и несоответствие законов, которые регулируют налоговые отношения;
- нестабильность налогового законодательства, а также множественные изменения и поправки к действующим законам;
- отсутствие регулирующей функции и сосредоточение на финальной роли налогов;
- наличие законов, которые принадлежат к другим отраслям права, но касающиеся регулирования налоговых отношений;
- отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
По итогам 2001г. в государственный бюджет поступило 53993,0 млн. грн., в том числе 36714,4 млн.грн. за счёт налоговых платежей, из которых НДС составляет 10355,1 млн.грн., подоходный налог = 8773,7 млн.грн., налог на прибыль 8273,4 млн. грн. При этом необходимо заметить, что налоговые платежи по сравнению с 2000г. выросли на 5372,3 млн.грн. Утверждённые налоговые поступления были выполнены на 102,9%, из них НДС был собран лишь на 89,0%, налог на прибыль предприятий – на 97,5%, подоходный налог 126,6%.
Проанализировав выполнение бюджета в части налоговых доходов, можно сказать, что недовыполнение плана поступлений налога на прибыль обусловило отсутствие заметного процесса в увеличении эффективности субъектов хозяйствования, а высокие ставки налога и увеличение денежных доходов населения благодаря оживлению экономической активности, погашению части долга по заработной плате и увеличению официально зарегистрированных доходов от предпринимательской деятельности способствовали выполнению поступлений от подоходного налога с граждан.
Проблемы налогообложения в Украине существуют не так из-за величины налоговых ставок, как в бессистемности, злоупотреблении, отсутствии позитивного влиянии на экономику. Стараясь разрешить проблему налогового бремени и чрезмерного контроля, отечественные предприятия должны скрывать часть оборота в «тени», тем самым спасаясь не просто от высоких налогов, а от административного насилия. Существующая налоговая система угнетает предпринимательство.
Известно, что желание уклониться от оплаты налогов существует с момента появления налогов. Однако в экономически развитых странах масштабы уклонения меньше, нежели в развивающихся странах. Причиной этому является отработанные в течении многих лет и технически обеспеченные механизмы взымания налогов, стабильное и совершенное законодательство. Но не менее важным является формирования у плательщиков налога чувства ответственности перед обществом и неизбежного наказания за неуплату налогов.
В Украине налоговая политика пока ещё формируется. При её становлении необходимо учитывать опыт других государств, но только тот, что даёт позитивный результат и для производителя, и для бюджета.
Современную налоговую систему необходимо реформировать в направлении сокращения количества законодательных актов, которыми регулируются налоги, существенного уменьшения числа как общегосударственных, так и местных налогов и сборов. В зависимости от состояния экономики , её целей, которые на данном этапе развития государство считает приоритетным, бюджет должен быть сбалансированным, очевидно должны меняться и принципы построения налоговой системы.
Законодательство должно стать простым, понятным для субъектов налогообложения, не должно нести дополнительных бюрократических и правовых трудностей как для налоговых органов, так и для субъектов хозяйствования. Отношение работников налоговой службы с плательщиками налогов должны базироваться на возможности компромисса в решении налоговых вопросов.
Практика налогообложения на абстрактно-числовом примере.
1. Сбор налогов с владельцев транспортных средств.
Расчёт налога производится по фиксированным ставкам в год. Начисление налога с владельцев транспортных средств производится на основании списков, полученных из ГАИ. Основная работа состоит в учёте налоговых поступлений, контроля за уплатой налога, розыском должников с последующим привлечением к административной ответственности.
Пример: На балансе частного предприятия «Динамо» по состоянию на 1 января 2001г. числилось два легковых автомобиля: ВАЗ 21043 с рабочим объёмом цилиндров двигателя 1500см3, и Ford Scorpio с рабочим объёмом цилиндров двигателя 2000см3.
Налог составляет:
- за автомобиль ВАЗ 15 х 4 х 5,7 = 342 грн./год
- за автомобиль Ford 20 х 10 х 5,7 = 1140грн./год
Ход расчёта следующий:
Рабочий объём цилиндров двигателя х Ставка налога х Курс евро
100
2. Расчёт и перечисление налога за землю. Расчёт данного налога производится следующим образом:
Плата за землю = S х Ставка налога х R, где
S- площадь земельного участка;
R- фиксированный коэффициент (2);
Ставка налога исчисляется следующим образом:
Ставка налога = Средняя ставка налога х R
В свою очередь, средняя ставка налога и средний коэффициент определяются исходя из численности человек, проживающих в данном населённом пункте.
Пример: При площади земельного участка в 100 м2 на территории Энергодара налог составляет:
100 х 0,126 х 2 = 25,2грн.
Ставка налога = 9 х 1,4 = 12,6 ком/м2
Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета городского совета, на территории которого находятся земельные участки.
Список использованной литературы
1. Задол А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории. – М.: Рыбари, 2000г.
2. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Слово, 1999г.
3. Державне регулювання економiки. Навчальний пос-к / За заг. ред. С.М. Чистова. – К.: Либiдь, 2001г.
4. Павлюк К.В. Ефективнiсть надання податкових пiльг. // Фiнанси Украiни. – 2002г. - №1
5. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра – М, 2000г.