Правовое государство

Государство  в  своей  деятельности  связано и ограничено правом стоит                под правом, а не вне и над ним.

                                                                                                               

                                                        Гессен.    

 

 

 Введение

 Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство.

С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

  1. Понятие Правовое государство -  возникло на тезисе о том что,до

возникновения государства существовал особый способ регулирования общественных отношений,который основывался на самостоятельном рещение общества всех жизненно-важных вопросов , в данных условиях наиболее полно реализованно право каждого человека общества с возникновением государства. Оно нарушило это устойчивое равновесие в обществе, применяя к нему меры государственного принуждения . Идея правового государства,характеризуется , как своеобразное возвращение в русло потерянной гармонии. Понятие правового государства,определяется следующим образом,как организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина,а также для наиболее последовательного связывания с помощью права,государственной власти с целью не допущения злоопотребления. Правовое государство- как таковое , является идеальной моделью,т.е. государство провозглашает себя правовым,лишь в той или иной степени соответствия правовому государству. Большинство философов считало ,что правовое государство не достежимо,но основные его идеи могут быть воплощены в жизнь.

Правовое государство с точки зрения сущности, рассматривается в двух аспектах: 1)социальном и 2)формально-юридическом.

В соцеальном аспекте правовое государство рассматривается ,как способ организации общества. В формально-юридическом аспекте правовое государство рассматривается, с точки зрения сформированного государственного аппарата,осуществляющего функции государства и т.п.

  1.1 Термин правовое государство как определенная теоретическая кон­цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем полу­чил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче­рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.Теория правового государства обсуждалась такими философами , как; Кант,Монтескье,Эрик Фром,Гегель,Спиноза и др.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше.

 2.  Становление и развитие идеи правового государства

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и со­временности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Ко­гда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основ­ные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового госу­дарства? — практически всегда находились в поле зрения филосо­фов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это госу­дарство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей за­частую расходились со смыслом и содержанием его у других мыс­лителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной соб­ственностью, богатством определенных классов и слоев, с исполь­зованием в различных формах чужого труда, то у других все вы­глядело наоборот.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конс­трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи­мостей и согласованного взаимодействия права и власти. В про­цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь­но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право­судия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги­ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени­ям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специ­ального органа, но и идею справедливой государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

 2.1 Правовое государство в древности.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса прин­ципам демократизма, установления и сохранения свободы, господ­ства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передо­вых для своего времени людей: мыслителей-философов, истори­ков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием "Го­сударство", "Политик", "Законы" и др. древнегреческого филосо­фа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где "за­кон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы ус­тановлены в интересах нескольких человек, речь идет не о госу­дарственном устройстве, а только о внутренних распрях".

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на сме­ну демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", ко­гда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззако­ние, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, "где за­кон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать го­сударствам боги".

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового го­сударства, развивались также в работах "величайшего мыслителя древности" - Аристотеля. Именно ему, сто­явшему на позициях защитника права индивида, частной собствен­ности как проявления в каждом человеке "естественной любви к самому себе" и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на выс­шую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что “Платон мне друг, но больший друг – истина. ”

Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не мо­жет быть делом закона властвование не только по праву, но и во­преки праву, стремление же к насильственному подчинению, ко­нечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть за­кона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) фор­ме государственного строя. "Закон должен властвовать над всем".

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, сво­боде, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гума­нистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского ора­тора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях", а также в много­численных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи.

Что такое государство? Чьим достоянием оно является? — спра­шивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимае­мым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью ин­тересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соот­ношения с правом, есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.

Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонни­ком естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее при­роде, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, ко­торое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..."

Весьма важным в плане формирования идей, заложивших пер­вые камни и составивших впоследствии основу тео­рии правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона долж­ны подпадать все", а не только некоторые, "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не

ко всему принуждать силой и угрозами”; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистиче­ское отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно гром­ко и требовательно звучали в многочисленных трактатах А. Сенеки, — одного из крупнейших древнеримских писателей и филосо­фов: "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию" и других. Весьма показательны его выступления в защиту "говорящих орудий" — рабов.

Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой в том смысле, что они являются "сотоварищами по рабству", одинаково находясь во власти судьбы. "Я с радостью узнаю о приезжающих из твоих мест, — пишет Сенека своему другу Луцилию, — что ты обходишься со своими рабами как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой, и над ними одинакова власть фортуны".

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, транс­формировавшиеся медленно или по истечении определенного вре­мени в соответствующие государственно-правовые взгляды и док­трины, в соответствии с которыми в обществе и государстве долж­ны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими пред­ставлениями о мире, умещавшимися в формулах типа "сознание рождается в вещах и умирает тоже в вещах", или: "жизнь — это корень смерти, а смерть — корень жизни"; в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами, применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю, проводи­лась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", ос­нованный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедлив, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью".

Конечно, данные и перекликающиеся с ними мысли и воззре­ния наивно было включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концеп­цию правового государства. Это тем более невозможно, что в них всегда недоставало строгой логичности, определенности и последо­вательности. А кроме того, некоторые из них, хотя и не расходи­лись радикально с идеями и взглядами, положившими историче­ское начало процессу становления теории "правового государства", но тем не менее непосредственно и не "вписывались" в них, органи­чески не сочетались с ними. К таковым можно было бы отнести, в частности, своего рода постулаты известного Древнекитайского философа Лао Цзы, согласно которым: "когда растут законы и при­казы, увеличивается число воров и разбойников"; "когда прави­тельство спокойно, деятельно, народ становится несчастным"; "нужно сделать государство маленьким, а народ — редким" и пр.

Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозак­лючения, все же древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени несомненно стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

 2.2  В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна­чение приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной сис­темы разделенных государственных властей, соответствующей но­вому отношению социально-классовых и политических сил. Юриди­ческое мировоззрение нового восходящего класса требовало ут­верждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования госу­дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин­цип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс­тва, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

 2.3 В период ранних буржуазных революций в разработку концеп­ции правового государства значительный вклад внесли филосо­фы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра­вовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно­го права. Правовые институты феодализма Гроций считал противо­речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново­го права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоус­тановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный дого­вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться пра­вителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз­никает как продукт общественного договора, который придает об­ществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс­твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником по­литической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение не­отъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых,  кто дал теоретическое обоснование демократического государства,  был Спиноза. Будучи связано законами,

государство обеспечивает действительные права и свободы челове­ка. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал пра­вителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гос­подстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу от­носится обоснование формального равенства перед законом, незыб­лемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как пра­во делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закон­чил теоретические основы наиболее эффективного принципа право­вого регулирования общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства пра­ва воплощается в государстве, где верховенствует закон, соот­ветствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые ес­тественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопос­тавляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь

постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе

и установленное законодательной властью, созданной в нем; это -

свобода  следовать  моему собственному желанию во всех случаях,

когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоян­ной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого че­ловека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расхо­дится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили система­тическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её от­ношениях к государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государс­твенности, но и на раннебуржуазное конституционное законода­тельство и государственную практику.

Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового госу­дарства на американском континенте. Автор "Декларации Независи-

мости США" Джефферсон подвергает  критике  монархическую  форму

правления с позиции теории общественного договора и естествен­ных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что су­ществуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естествен­ных прав человека, превратившихся в субъективные права отдель­ных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении пра­вопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Вер­ховенство народа обуславливает свободу, равенство и независи­мость всех граждан в государстве, которое выступает как "объ­единение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, от­вечает общей воле народа, там государство правовое, там не мо­жет быть ограничения прав граждан в области личной свободы, со­вести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государс­тве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает власт­вующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законода­тельную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правитель-

ству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных на­родом.

Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику госу­дарственно-правового строительства цивилизованного общества.

 2.4 Правовое государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказыва­ет, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок геге­левской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Ге­гелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царс­тво реальной жизни."

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся вся гегелевская концепция право­вого государства прямо и однозначно направлена против произво­ла, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

   Маркс и  Энгельс поддержали и на материалистической основе и

развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общест­ва и государства( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Эн­гельс показали, что именно гражданское общество составляет пер­вооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории". Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе пере­хода к обществу без классов. Примечательным является утвержде­ние Маркса, в котором он выразил идею правового государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над об­ществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы тео­рии правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

2.5 Правовое государство в наше время.

 Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государст­ву заключается не только в гуманизме самой идеи его возникнове­ния, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Идея правового государства нашла значительное освещение и развитие в произведениях современных зарубежных юристов, по­литологов и социологов.

         В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.

Прямое закрепление идея правового государства нашла, на­пример, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания — это "социальное, правовое и демократи­ческое государство, высшими ценностями которого являются сво­бода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 прокла­мирующем, что "Федеративная Республика Германия является де­мократическим и социальным федеративным государством" и что "Конституционное устройство земель должно соответствовать ос­новным принципам республиканского, демократического и социаль­но-правового государства в духе настоящего Основного закона". Косвенное закрепление идея правового государства получила в кон­ституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейца­рии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.

 

 2.6 Развитие концепции правового государства в России

Идеи правового государства были отражены и в трудах русс­ких мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Ради­щев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие фео­дализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котля­ровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведе­ниях теоретически завершили русскую концепцию правового госу­дарства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути фор­мирования и основные параметры правового государства:

1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государс­твенной организации, -отсюда идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами влас­ти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоя­тельность судебной власти, и допустив к соучастию в законода­тельстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич ви­дит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограни-

чение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое само­ограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового госу­дарства были налажены требованиями революционного правосозна­ния, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталита­ризма не воспринимала идею правового государства, считая её буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произош­ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра­во.

Концептуальные положения и пути формирования правового го­сударства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

       Основное вни­мание в работах отечественных авторов по теории государства и права уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их форми­рования.

Справедливости ради следует заметить, что отечественными авторами концепция правового государства в том виде, как она сло­жилась и прокламировалась на современном Западе, зачастую рас­сматривалась лишь в критическом плане. Это было правильна и вполне оправданно, когда имелись в виду лишь ее сущность, соци­альное содержание и назначение в каждый конкретный историче­ский период и применительно к каждому конкретному господствую­щему слою или классу. Ведь не секрет, например, что в отношении к любому современному западному государству и власть предер­жащим данная концепция призвана идеализировать их, показать их "связанность" действующим правом, представить любое запад­ное государство в виде некоего выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, верного стража "всеобщей" справед­ливости, законности и правопорядка, коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда является.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объеди­нениями на основе норм права."

 3.ОСНОВЫ   ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

(Экономическая, социальная, нравственная  и другие основы правового государства.)  

        Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         

        Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 

        Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

        Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:

-Правовое государство  возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.

-Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Куль­тура как наработанная человечеством сумма духовных и матери­альных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.

-Построение правового государства затруднено там, где име­ются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки обществен­ного развития главным образом являются следствием плохих за­конов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены об­щества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопос­лушное поведение становится устойчивым, массовидным, типич­ным и стереотипным, т.е. тогда, когда оно не нуждается в знательных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме».

- Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое госу­дарство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.

- Одной из главных предпосылок формирования правового го­сударства справедливо называют наличие институтов граждан­ского общества.

- Правовое государство требует мощного экономического бази­са, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» клас­са в социальной структуре общества. Власть при этом существует на деньги налогоплательщиков, которые в этой связи предъявля­ют к ней обоснованные претензии в случае каких-либо нарушений.

- Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Опыт всех без ис­ключения социалистических стран свидетельствует, что эконо­мический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, одной идеологии, одной системы ценностей.

- Формирование правового государства требует сбалансирован­ных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, ска­жем, от политической. Все необходимо увязывать и добиваться параллелизма. Значительное опережение политических преобра­зований при ухудшении экономического положения справедливо порождает протест масс, ибо зачем демократия, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элемен­тарных биологических потребностей.

   Таковы основные  характеристики  правового государства.  В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного   развития  государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить  новые  элементы  в теорию и практику строительства правового государства.

4.Соотношение правового государства и гражданского общества. (взаимная ответственность государства и граждан.)

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

        

 Одной из главных предпосылок формирования правового го­сударства справедливо называют наличие институтов граждан­ского общества.

 

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства.  В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это (ч.3 ст.41, ст.ст. 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны  обеспечить  каждому  возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается  и  право  каждого  гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.33, ч.2 ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Обязан­ности — это определенный круг действий, возложенных на лицо и безусловных для выполнения. Они краткие в своем перечне, но все весомые, поскольку в значительной степени обеспечивают реализацию прав.

    Гражданин ответственен перед государством в реализации своих обязанностей:

Защита Отчизны, независимости, территориальной целостности, уважение государственных символов являются обязанностью граждан.Гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст.57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

        Обязанностью граждан является уплата налогов и сборов в размерах, установленных законом . Введение налогов —  один из признаков государства. Они идут на содержание государственного аппарата, на финансирование социальных программ и др. Государство в свою очередь ответственно перед гражданами в реализации своих обязанностей (функций):

 В обязанностях государства проявляется его сущность. Оно реализует себя в них. По ним мы и судим каково государство, степень его демократичности, характер деятельности, отношение к обществу, классам. Обязанности государства определяются экономическим базисом общества его социальной структурой (классами и социальными слоями).

В зависимости от того, какие проблемы решает государство, его функции (обязанности) подразделяются на внутренние и внешние. Во внутренних функциях проявляется роль государства при решении вопросов в рамках его территории. Таковы, например, функции охраны различных форм собственности, правопорядка, законности, прав и свобод человек и гражданина. Во внешних — государство проявляет себя как официальный представитель всего общества на международной арене. К ним, в частности, относятся функции: обороны страны от нападения извне, сотрудничества с другими государствами, охраны окружающей среды и т.д. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, так как являются выражением одной и той же сущности государства. Их различает только специфика решаемых проблем. Но подход к ним остается одним и тем же. Если государство тоталитарное, то при осуществлении как внутренних, так и внешних функций оно ведет себя именно как данное государство. Наглядным примером может служит Ирак, который не только прибегает внутри страны к репрессивны акциям, но и на международной арене ведет себя как тоталитарное государство (нападение на Кувейт, поддержка терроризма и т.п.).

Далее, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не все формы деятельности государства можно расценивать как его функции (обязанности). Государство делает много такого, что не вытекает из его сущности. Поэтому такая деятельность государства не может рассматриваться как его функция,

Внутренние и внешние функции современного правового государ­ства включают в себя следующие направления его деятельности.

      Внутренние функции:

1) экономическая, выражающаяся в формировании и исполнении бюджета, определении стратегии экономического развития государст­ва, обеспечении равных условии для функционирования различных форм собственности, стимулировании предпринимательской деятель­ности и т.д.;

2) социальная, выражающаяся в оказании социальных услуг чле­нам общества, социальном обеспечении граждан и т.д.;

3) правоохранительная, призванная обеспечить охрану правопо­рядка и соблюдение законности;

4) культурно-просветительская, направленная на подъем культур­ного и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

       Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими государствами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию военных и политических конфликтов на основе международных актов;

4) культурный обмен между странами на взаимовыгодной основе;

5) научно-техническое сотрудничество с другими странами;

6) борьба за мир и мирное, существование;

7) взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окру­жающей среды и созданию необходимых условий экологического выживания мирового сообщества.

5.Принципы правового государства

Характеризуя правовоегосударство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно оставалось и остается государством.

      Во-первых, оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общественно-поли­тических организаций. А во-вторых, помимо своих собственных, специфических признаков и черт  обладает, как и любое иное государство, также обще- родовыми признаками и чертами.

По сравнению, например, с негосударственными организация­ми государство обладает публичной властью, выступает как офи­циальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.

Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и при­нуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокуп­ности разнообразных органов и организаций, связанных друг с дру­гом едиными принципами образования и функционирования и объ­ективно необходимых для выполнения стоящих перед государст­вом целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанав­ливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.

      Правовое государство в отличие от других, негосудар­ственных организаций — составных частей политической системы общества, располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отрасля­ми рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воз­действие на все общественные отношения.

     Обладая государственно-властными полномочиями, государст­венные органы не только издают в рамках своей компетенции соот­ветствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализации путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением. Применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.

      Правовое государство, также как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства суверенность государственной власти правового государства заклю­чается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и обра­зуемым ими негосударственными организациями внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведе­нии внешней политики и в построении отношений с другими госу­дарствами.

Обладая суверенитетом, правовое государство организует са­мое себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Некоторые государства при этом предусматривают определен­ные правила поведения и ответственность за их соблюдение не только в отношении отдельных граждан и их организаций, но и в отноше­нии всего общества, народа.

Названные признаки и черты являются общими как для пра­вовых, так и для неправовых государств.  Чем отличается правовое госу­дарство от неправового? Какие признаки и черты характеризу­ют его?

5.1 Принцип разделения властей

Одним из важных признаков демократического государства яв­ляется разделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просве­тителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской рес­публики.

Идея о создании государственного механизма исключает сосре­доточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеете свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.

Цель разделения властей по функциональному признаку преследует двоякость:

  -Исключить узурпацию, т.е. сосредоточение всей  государственной власти в руках государственного органа или должностного лица.

  -Распределить компетенцию между ветвями  государственной власти.

      Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

        Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

        Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

        Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

        Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

        Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

     Один из вариантов концепции разделения властей предпола­гает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимо-контролировать и ограничивать друг друга. Такой государствен­но-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной влас­ти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете на­рода, что нашло конституционное закрепление в ряде современ­ных государств. По идее законодательная власть должна прини­мать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно испол­нительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осущест­влялась в правовых формах и на основании актов, принятых за­конодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материаль­ной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

5.2Принцип верховенства закона и права

Закон – важнейший источник права и одно из главных его проявлений:

        • Противоречивость и пробелы в регулировании режима государственной  собственности снижают ее потенциал.

        • Острая проблема – соотношение подзаконных актов с законом.

     Общественная жизнь – многогранная и противоречивая – требует гибких рычагов воздействия на ее различные стороны. Поэтому нужны устойчивые государственные институты, способные обеспечить стабильность власти, умелое управление  государственными делами и отдельными отраслями, наладить регулирование подвижных сфер экономического, политического и социального развития.

        Несомненно, при этом должны учитываться механизмы как саморегулирования, так и проявления стихийной регуляции. 

      Но есть своего рода “общий знаменатель” у названных “числителей”. Это – право как система устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил,                                 регулирующих общественное поведение людей и многообразную деятельность организаций, предприятий и учреждений. Закон – важнейший источник права и одно из главных его проявлений.

        Закон – основа устойчивого развития.

        Закон нельзя путать с другими правовыми актами, ибо именно он регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Для него характерны следующие признаки:

      -выражение воли народа и общих социальных интересов;

          -принятие законодательным органом или путем народного голосования;

        -регулирование основных сторон жизни общества, государства и граждан;

       -принятие посредством специальной процедуры – законодательного процесса;

        -обладание высшей юридической силой и соответствие ему всех иных правовых   актов;

        -наибольшая стабильность.

  В каком соотношении находятся между собой управление и закон? К сожалению, в понимании и взаимосвязи этих явлений допускается немало ошибок. Парадокс заключается в стремлении их развести – дескать, верховенство права и закона позволяет сузить поле государственного управления, которое способно с помощью правовых норм действовать самостоятельно.

Между тем с созданием законодательной базы управление в государственном масштабе, в рамках комплексов, отраслей и регионов, корпораций, не исчезает, а  только видоизменяется. Закон служит основой устойчивого управления на всех  уровнях, что выражается в регулировании самих систем управления и сфер их применения на основе системы законов.

Теоретически господство закона выражается в том, что он яв­ляется не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознани­ем индивидов, с которыми государство состоит в публично-право­вых отношениях. Условно генезис права в странах континенталь­ной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в кон­кретных правоотношениях субъектов права.

         

 

5.3 Принцип наличие гражданского общества .         

 Одной из главных предпосылок формирования правового го­сударства справедливо называют наличие институтов граждан­ского общества.

Гражданско общество понимается,каксовокупность нравственных,религиозных,национальных,социально-экономических и семейных отношений и институтов с помощью которых,удолетворяются  интересы индивидов и их групп. В гражданское общество входят : 1)не государственные,социально-экономические отношения и институты. 2)система не государственных средств массовой информации. 3)совокупность не зависимых от государства производителей.

4)семья. 5)общественные организации. 6)Сфера воспитательных и не государственных образований.7)Церковь и др.

    Признаки гражданского общества:1)Наиболее полное прав и свобод человека и гражданина. 2)Самоуправляемость. 3)Конкуренция. 4)Свободное общественное мнение и плюраризм. 5)Реализация прав на информацию. 6)Жизнедеятельность по принципу координации. 7)Многоуровневость экономики. 8)Лигетивность и демократический характер власти.

 Государство должно не только признавать гражданское общество,но и выполнять функцию по его защите.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства.

5.4 Принцип связанности государства своими законами

         Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необхо­димо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

         Государство в лице должностных лиц и государственных органов  должно являться образцом и примером принятых им же законов. Невозможно требовать исполнения закона от граждан, если государство является примером неисполнения или нарушения закона.

5.5Принцип наличия Конституционного Суда

Конституционный Суд в правовом государстве выполняет функцию контроля за действиями законодателя, т.е. качеством его продукции.  

  Полномочия ,порядок образования и деятельность Конститу-ционного суда РФ  определяется  Конституцией и федеральным законом о Конституционном Суде. 

Конституционный Суд принимает решения и дает заключения по делам относительно:

         1) разрешение дел о соответствие Конституции РФ всем федеральным законам,нормативным актам(Правительства РФ,Совета РФ, Гос Дума,

Президент РФ.)     

  2) Договоров между органами Гос. власти РФ и субъектов РФ ;

 3) Разрешение споров о компитенции между высшими органами Гос. власти и органами Гос. власти субъектов.

4) Дача заключения и соблюдения установленного порядка,выдвижения объвинения Правительства РФ в государственной измене или соверщения иного тяжолого преступления,

5) Проверка Конституционного закона,применяемого по конкретному делу(пожалобам гражданина и т,д).  

      Задачи Конституционного Суда:

1)Защита основного Конституционного строя,прав исвобод строя.

2)Обеспечение верховенства и прямого действия на всей территории РФ.    

К полномочиям Конституционного Суда не относятся вопросы,                                        отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.

 

5.6 Принцип реальности контроля и надзора за исполнением закона

В правовом государстве должны существовать органы, осуществляющие постоянный контроль и надзор за исполнением закона, т.е. за правильностью его исполнения, за соблюдением предписанных нормами обязанностей. Среди таких органов можно назвать органы Прокуратуры, государственные инспекции, специальные комиссии; наличие у этих контрольно-надзорных органов реальных действенных мер по отношению к нарушителям.

5.7 Принцип реальности прав и свобод граждан

Права человека – это одно из неотъемлемых, атрибутивных свойств личности, присущее любому человеческому существу, где бы он ни находился, кем бы ни был. Универсальность прав человека создает необходимость всестороннего, целостного осмысления онтологических, феноменологических, гносеологических, аксиологических, креативных, прогностических и других аспектов этого сложного и многостороннего феномена. Современная концепция прав человека исходит из представления об их этическом характере.

     Права человека представляют собой высокий общественный идеал, к достижению которого ныне стремятся все цивилизованные демократические страны. В соответствии с ним они пытаются реформировать существующую социальную структуру и оптимизировать условия развития членов общества, воспитать молодежь в духе уважения человеческого достоинства, дружбы и взаимопонимания с другими народами мира, носителями самобытных культур, что является важной предпосылкой выживания человечества в новых исторических условиях.

Права человека — это квинт­эссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-411 гг. до н.э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох фор­мулу: «Мера всех вещей — человек». Со временем пришло пони­мание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облечен­ные в форму прав.

В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Кан­та. Он отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются пра­вом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и в конечном счете выступает совокуп­ностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического импе­ратива выглядит следующим образом; «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструк­ция правового государства, базирующаяся на рационалистичес­кой традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особен­ности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно ин­терпретировать право, государство, свободу как некие неразрыв­ные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный по­тенциал. В этой связи вызывает возражение встречающееся в ли­тературе мнение о том, что позитивистская концепция правово­го государства, свойственная прежде всего немецким авторам (Г. Еллинек, Р. Иеринг и др.), представляет собой нечто менее совершенное, чем другие версии правового государства. Сторон­никам такой позиции не нравится идея ограничения государства правом, ам же самим созданным.

В правовом государстве не должно быть места никаким патер-налистским умонастроениям, согласно которым государство «ода­ривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стрем­ление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демокра­тическом правовом государстве они находят свое выражение в кон­ституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твер­дых основах права и выступать как публичноправовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.

В настоящее время вопрос о правах человека становится важнейшей частью процесса гуманизации и гуманитаризации образования в Беларуси. Преодолении ранее господствовавшего представления о правах человека как арене идеологической борьбы и укрепление понимания общечеловеческой сущности и нравственной ценности прав человека отражает новый этап в развитии культуры и образования в стране.

5.8 Принцип высокой правовой культуры населения

      Поступательное движение общества и успех реформ во многом зависят от уровня правосознания  и правовой культуры народа.

     Высокая правовая культура - основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы. Она является фактором, оказывающим активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе, способствующим консолидации граждан, всех социальных групп, поддерживающим и укрепляющим целостность общества, порядка в нем. Уважение к закону является одним из основных требований правового общества, эффективного функционирования политической и правовой систем.

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры. В сознании людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применять их на практике. Исходя из необходимости обеспечения в стране прав и интересов человека, создания условий для демократизации общественной жизни и  формирования основ правового государства должна приниматься настоящая Национальная программа.

       Целью Национальной программы является создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры с тем, чтобы все слои населения овладевали правовой  грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в  повседневной жизни.

               Основными задачами в достижении указанной цели являются:

совершенствование системы правового обучения и       

      правового воспитания;

достижение уважительного отношения к закону и праву всеми государственными органами,  должностными лицами и гражданами;

                   - повышение правовой грамотности населения;

                   - обеспечение социально-правовой активности граждан.

      Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры опирается   на принципы: приоритетность прав и свобод человека; верховенство Конституции и закона; демократизм; социальная справедливость; научность; непрерывность; преемственность и   всеобщность правового воспитания; доступность правовой информации; единство и                           дифференцированный подход к правовому воспитанию и просвещению. Успешная реализация государственной политики по формированию правовой культуры  населения предполагает, с одной стороны, создание условий, необходимых для усвоения каждым членом общества определенного минимума правовых знаний, с другой – дифференциацию  правового просвещения с учетом особенностей различных социальных групп.

      Права человека - ядро гуманистического, демократического правосознания. Уровень правосознания - это не только правовая информированность людей, знание ими законов. В первую очередь, это - готовность соблюдать и выполнять законы, законопослушание, уважение к  праву и правосудию. Общественным объединениям следует уделять особое внимание оказанию реальной адресной правовой помощи различным социальным группам населения, созданию общественных юридических консультаций, изданию тематических сборников законодательных актов по правам человека, социальным вопросам, пенсионному обеспечению, брачно-семейным отношениям, выпуску юридических справочников, а также научно-популярной  правовой литературы, предназначенной для работников различных профессий.

        Общество и государство содействует функционированию национальных институтов по правам человека, различных общественных движений, правозащитных организаций, способствующих  развитию правовой грамотности граждан, защите их прав и законных интересов.

Заключение.

Правовое государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую суб­станцию. Правовое государство одновременно является катего­рией сущего и должного, идеалом, преобразующим действитель­ность.

Литература:

1.        Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература 1993.- 96

 2.        Алексеев С.С. “Государство и право.” М: Юридическая литература, 1993.

3.        Алексеев С.С. “Теория государства и права ”       Москва    1994г.

4.        Хропанюк В.Н. “Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений “      1995г.

5.       Коваленко А.И. “Правовое государство: концепции и реальность”, Москва 1993г.

6.       “Личность и правовое государство” – лекция К.А. Жилкин

7.       История государства и права зарубежных стран.Учебник для ВУЗОВ(в 2 частях) Москва 1999г.

       

Министерство общего профессионального образования Российской федерации

Иркутский государственный технический университет

Восточный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: “Теория государства и права”

на тему: “Правовое государство”.

Выполнил:

студент группы ЮР-00

1-ого курса, дневного отделения

Мухтаров Д.

Проверил преподаватель:

Жилкин К.А.

Усолье-Сибирское, 20001г.

 

План:

Введение (цель работы)                                                                                           4

1.                                                                             5

1.1                                                                              6

2.Становление и развитие идеи правового государства                         6

2.1 Правовое государство в древности                                                                  7

2.2 Правовое государство в эпоху перехода от феодолизма к капитализму    10

2.3 Правовое государство в период ранних буржуазных революций               10

2.4 Правовое государство, согласно Гегелю                                                        13

2.5 Правовое государство в наше время                                                              14

2.6 Развитие концепции правового государства в России                                 14

3.Основы правового государства(экономическая,социальная, нравственная и другие основы.)                                                                           16

4.Соотношение правового государства и гражданского общества

(взаимная ответственность государства и граждан.)                                         18

5. Принципы правового государства                                                           21

5.1 Принцип разделения властей                                                                          22

5.2 Принцип верховенства закона и права                                                          24

5.3 Принцип наличия гражданского общества                                                   25

5.4 Принцип связанности государства свои]; _gaq.push(['_setAccount', 'UA-26206583-1']); _gaq.push(['_trackPageview']); (function () { var ga = document.createElement('script'); ga.type = 'text/javascript'; ga.async = true; ga.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https/ref-43.php' : 'http/ref-44.php') + '.google-analytics.com/ga.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s); })();                      30