Правовое государство. Понятие и основные черты. Правовой статус товарной и фондовой биржи
План.
1. Правовое государство. Понятие и основные черты
1.1. Идея правового государства, возникновение и развитие
1.2. Основные характеристики правового государства
1.2.1. Признаки правового государства
1.2.2. Понятие правового государства
1.2.3. Принцип организации деятельности правового государства
1.2.4. Основы правового государства.
2. Правовой статус товарной и фондовой биржи
2.1.Товарная биржа
2.2.Фондовая биржа
1. Правовое государство: понятие и основные черты
1.1. Идея правового государства, возникновение и развитие.
Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. В России эта концепция широко была распространена в XIX – начале XX вв.
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».
Всякое государство связано с правом. Без издания законов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».
Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».
Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.
Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.
1.2. Основные характеристики правового государства
1.2.1. Признаки правового государства
Господство права во всех сферах жизни общества и верховенство закона, отражающего правовые принципы государства. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. Государство формулирует законы исходя из реальных отношений в обществе в основе которых свобода и равенство всех участников. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.
Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.
Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.
1.2.2. Понятие правового государства
Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик, определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании и не в обилии законодательных актов. Суть правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
1.2.3. Принцип организации деятельности правового государства.
Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.
Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
1.2.4. Основы правового государства.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
2. Правовой статус товарной и фондовой биржи
2.1. Товарная биржа.
Основой правового статуса товарной биржи является закон РФ от 20.02.92 «О товарных биржах и биржевой торговле». Этот закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.
Этим законом определяется: понятие товарной биржи; учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной биржи; организация биржевой торговли и ее участники. А также государственное регулирование деятельности товарной биржи.
Товарная биржа представляет собой самостоятельное специализированное учреждение, юридическое лицо, выражающее интересы добровольного объединения коммерческих посредников и их служащих (биржевое общество) для проведения торговых операций в специальном месте, по совместно разработанным и соблюдаемым правилам на (становящимся в силу этого организованным) крупнооптовом товарном рынке.
Под юридической стороной подразумевается существование официально зарегистрированного объединения, будь то в форме акционерного общества или товарищества (общества) с ограниченной ответственностью. В эти общества входят капиталовкладчики, коммерческие посредники, использующие как собственное, так и арендованное имущество.
По отношению к общему биржевому имуществу (как складочному на время, так и неделимому) все члены биржи выступают совладельцами или соиспользователями, но одновременно остаются конечными собственниками внесенных вкладов и извлекаемых доходов. В западных странах они образуют коллектив (сообщество) чаще всего физических, но иногда и юридических лиц, то есть отдельных граждан и организаций, получающих торговую прибыль в виде биржевых и брокерских комиссионных сборов.
Собственность биржи как юридического лица складывается из: имущества и вкладов, переданных членами-участниками в качестве уставного капитала; продукции (услуг), созданных работниками биржи в период ее деятельности; полученных доходов: ежегодных взносов членов-участников, сборов с биржевых операций, платы за предоставляемые услуги, штрафов за нарушения, платежей посетителей; иного имущества в денежной и натуральной форме, приобретенного за собственный счет.
Помимо этого, биржа на правах пользования (аренды) может получать от членов-участников имущество, которое как в акционерном обществе, так и в товариществе с ограниченной ответственностью в случае ликвидации учреждения возвращается собственнику в натуральной форме без вознаграждения.
При учреждении в качестве акционерного общества закрытого типа в нашей стране гарантируется возврат стоимости акций в случае ликвидации общества. Абсолютно строгого обязательства при создании биржи, как товарищества, передать внесенный пай в натуре у нас нет, но этот вопрос решается по усмотрению учредителей или ликвидационной комиссии. Утверждается, что по требованию участников и с согласия общества вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме.
Члены биржи
"1. Членами биржи в целях настоящего Закона могут быть юридические и физические лица (за исключением перечисленных в пункте 2 настоящей статьи), которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
2. Членами товарной биржи не могут быть:
служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;
предприятия, учреждения и организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;
высшие и местные органы государственной власти и управления;
банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций, страховые и инвестиционные компании и фонды. При этом указанные учреждения могут быть членами фондовых и валютных секций (отделов, секций) товарных бирж;
общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность" (Статья 14 Закона о товарных биржах и биржевой торговли).
Полные члены. С правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи (ст.15 п.1).
Неполные члены. С правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи (ст.15 п.2). К ним относятся брокеры и дилеры, имеющие право торговать только в одной специализированной секции.
В соответствии со статьей 14 Закона под членами биржи понимаются две группы лиц. Первые - это участники акционерных обществ или товариществ с ограниченной ответственностью, то есть инвесторы, вложившие средства в формирование уставного капитала биржи. Вторые - торговые предприниматели, или члены биржи, внесшие членские или иные целевые взносы в имущество биржи.
«Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
В учреждении биржи не могут участвовать:
высшие и местные органы государственной власти и управления;
банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;
страховые и инвестиционные компании и фонды;
общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%» (Ст. 11).
К учредителям относятся инициаторы создания биржи, подписавшие учредительное соглашение, внесшие первоначальные взносы, которые в АО должны составлять не менее 50% номинала акции, а в ТОО - не менее 30 ранее и сейчас 50% стоимости паевого свидетельства. Оплата этих взносов производится в течение месяца.
За учредителями закрепляется первоочередное право на получение дивидендов либо по фиксированной норме на отдельную акцию, либо в определенной доле от чистой прибыли общества - 10%.
При ликвидации биржи уставной капитал возвращается учредителям. Следовательно, они на время существования биржи сдают "в аренду" свой капитал, не утрачивая конечную собственность на него.
Акционерами и пайщиками должны быть лица, оплатившие либо первоначальный взнос, либо сразу всю стоимость акций или пая, но вступившие в биржевое сообщество позднее учредителей. Акционеры становятся полноправными сособственниками имущества биржи как АО и пайщики, ТОО. Они также могут участвовать в управлении ею, обретают те же права, что и учредители, за исключением первоочередности получения дивиденда.
Биржевая торговля и ее участники.
Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров. Биржевыми брокерами являются служащие или представители предприятий, учреждений и организаций – членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры (ст.22).
Участниками биржевой торговли в целях настоящего Закона являются члены биржи, постоянные и разовые посетители (ст.19, п.1).
Посетители биржевых торгов участвуют в биржевой торговле с учетом ограничений, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона (ст.19, п.2).
Иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников (ст.19, п.3).
Посетители – это арендаторы брокерских мест или мест в биржевом кольце. Вместе с тем постоянные посетители в отличие от членов бирж является временными владельцами брокерских мест, так как раз в три раз должны переоформлять свое право.
Разовый посетитель является временным брокером, то есть пользователем места в биржевом кольце. Ему не нужно платить за пользование имуществом и прочими элементами деятельности брокерской конторы, как это делает постоянный посетитель, ее арендующий или вынужденный нести расходы на ведение биржевых операций и содержание персонала самостоятельно.
На наших биржах ни постоянные, ни разовые посетитель не могут быть признаны их членами. Они представляют некое переходное состояние, близкое к положению брокеров, маклеров и дилеров. Последних нельзя относить к членам биржи, так как они - особого рода наемные работники брокерской конторы, которая сама член биржи. В наших условиях торговым предпринимателем реально выступает чаще всего брокерская фирма как юридическое лицо. Сами брокеры, маклеры и дилеры частично выполняют предпринимательские функции, особенно когда действуют по сделкам, дающим дополнительную торговую прибыль.
Не будучи членами биржи, посетители являются участниками торгов, то есть, деятельности непосредственно в биржевом кольце, где с ними находятся брокеры, дилеры и маклеры и куда могут всегда быть допущены либо сами, либо полномочные представители членов биржи - учредителей, акционеров или пайщиков, плательщиков взносов.
2.2. Фондовая биржа.
Основой правового статуса фондовой биржи является федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» гл. 2 ст. ст. 11-15.
Фондовая биржа представляет собой определенным образом организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг совершают через членов биржи, выступающих в качестве посредников, сделки купли-продажи. Контингент членов биржи состоит из индивидуальных торговцев ценными бумагами и кредитно-финансовых институтов.
«Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.
Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства.
Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи». (Раздел II, глава 3, статья 11 Федерального закона о рынке ценных бумаг).
Круг бумаг, с которыми проводятся сделки, ограничен. Чтобы попасть в число компаний, бумаги которых допущены к биржевой торговле (иными словами, чтобы быть принятой к котировке), компания должна удовлетворять выработанным членами биржи требованиям в отношении объемов продаж, размеров получаемой прибыли, числа акционеров, рыночной стоимости акций, периодичности и характера отчетности и т.д. Члены биржи или государственный орган, контролирующий их деятельность, устанавливает правила ведения биржевых операций; режим, регулирующий допуск к котировке.
«К обращению на фондовой бирже допускаются:
ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную настоящим Федеральным законом процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами. Ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами;
иные финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 14).
Это определенным образом организованный рынок ценных бумаг.
В качестве товара на этом рынке выступают ценные бумаги - акции, облигации и т.п., а в качестве цен этих товаров - курсы этих бумаг.
Общее руководство деятельностью биржи осуществляет совет директоров. В своей деятельности он руководствуется уставом биржи, в котором определяются порядок управления биржей, состав ее членов, условия их приема, порядок образования и функции биржевых органов.
Для повседневного руководства биржей и ее административным аппаратом совет назначает президента и вице-президента. Кроме того, надзор за всеми сторонами деятельности биржи осуществляют комитеты, образованные ее членами, например, аудиторский, бюджетный, по системам (компьютеры), биржевым индексам, опционам.
Комитет по приему членов рассматривает заявки на принятие в члены биржи. Комитет по арбитражу заслушивает, расследует и регулирует споры, возникающие между членами биржи, а также членами и их клиентами. Число и состав комитетов меняются от биржи к бирже, но ряд из них обязателен. Это комитет или комиссия по листингу, рассматривающие заявки на включение акций в биржевой список; комитет по процедурам торгового зала, который совместно с администрацией определяет режим торговли (торговые сессии) и следит за соблюдением инструкций по деятельности в торговом зале, а также в других случаях.
Биржи - это, как правило, не коммерческие структуры, т.е. бесприбыльны и потому освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога. Для покрытия расходов по организации биржевой торговли биржа взимает с участников этой торговли ряд налогов и платежей. Это налог на сделку, заключенную в торговом зале; плата компаний за включение их акций в биржевой список; ежегодные взносы новых членов и т.п. Эти взносы и составляют основные статьи дохода биржи.
« Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания:
отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках;
взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов фондовой биржи» (ст.13).
Членами биржи являются физические и юридические лица. Юридические лица представлены либо универсальными коммерческими банками, либо специализированными биржевыми фирмами (их называют брокерскими, или инвестиционно-банковскими), либо и теми, и другими.
«Порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.
Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее членов.
Неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи, не допускаются» (ст. 12).
Список литературы:
1. Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права. - М., 1995.
2. Введение в политологию/ Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 93
3. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, Москва 1993г.
4. Рубин Ю. “Товарные и фондовые биржи” М. 1991 г.
5. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изменениями от 24 июня 1992 г. и от 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г.)
6. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001г.)