Правовое наследие древнейших обществ
ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ОБЩЕСТВ
Автор Рамазанов Е. Т.
В мышлении современного человека сложилось понятие о праве как о продукте государственной деятельности и как об инструментарии государственных органов. Причиной послужил как доминирующий формально-догматический метод познания, так и реальная практика государственных институтов и органов, особенно защита государственности и пропаганда интересов государства, в том числе, особых интересов бюрократического аппарата управления. Всегда, именно, формально-догматический подход пропагандировался и культивировался во всех странах, что отразилось в мировой юридической литературе, однозначно закрепившей статус государства и его интересы приоритетным в отношении ПРАВА. Даже в СССР несмотря на установку о народовластии, долженствующей обозначить в последующем отмирание регулирующих функции государства, особые интересы аппарата управления ужесточили и создали условия «двойных стандартов» действия права, своиственных тоталитарным режимам. Но несомненно то, что ПРАВО «старше» государства и никакая государственная власть не была и не есть первоначальный источник ПРАВА. Вся историческая практика человечества доказывает, что ПРАВО возникло задолго до образования государства. Известно, что государство, как продукт общественного развития появилось лишь на определенной ступени его зрелости. Около 5-тысяч лет тому назад, тогда как история генезиса человечества насчитывает более двух миллионов лет. Правоотношения вообще присущи всякому социально организованному сообществу. Будь-то на уровне животного мира или человеческой цивилизации В сообществах первобытного строя правоотношения всегда присутствовали в естественно-конкретной форме, закрепляясь в обрядах, традициях, и обычаях, отражаясь в легендах, сагах и мифах, а с изобретением знаковых символов (письменности) все более приобретала абстрактные формы и масштабность. К этому же времени относятся появление первых государсвенных образовании, вначале в оседлых земледельческих, а затем и кочевых районах расселения людей. Обычное право ранних обществ, давшее базисное начало последуюшему государственному праву, возникло исключительно творчеством многих поколении изначально сосуществовавщих обществ. Родовое, общинное или, как принято называть- обычное право сложилось исторически в силу полезности и постоянной повторяемости естественно-правовых прецендентов на фоне географического, климатического, и этногенного факторов. Что сказалось на своеобразии и исторической многовариантности более поздних, например, «варварских правд». Данная работа не претендует на охват всех проблем организации древнего общества и выявления механизмов регулирования общественной жизни. Цель автора –попытка высветить рождение ПРАВА в раннем человеческом коллективе, и раскрыть, по возможности, логическую(философскую) связь психологической сферы древнего человека с материальной и социальной организацией общественной жизни.
Литература по данной теме содержит диаметрально противоположные подходы и крайне противоречивые оценки. Возможно от того, что до сих пор разнообразны представления о характере общественной жизни древности у всех авторов от прошлого до современного веков. Это же можно отнести и к сложению понятий о принципах и механизмах регулирования общественной жизни древних коллективов.
Анализ общественного уклада древнего коллектива, выявление различных правоотношении и их аспектов( возрастных, семейных, производственных, социальных) являющихся составными системы права-требует определение «метода поиска истины» , т. е. философскую основу. Вторгаясь в область философии мы должны помнить, что человечество уже выработало немало философских систем, в том числе и религиозных учении, являющихся каждая квитэссенцией пытливого человеческого ума и его неуемной (разнообразной) практики. В этом ряду предпочтительно материалистическое учение, значимость которого не только в том, что хронологически завершает ряд, но и в том, что является универсальной, впитавшей в себя наиболее ценные позитивы предыдущих философских построении. Особенно, такие категории как диалектический и исторический материализм, являющимся краеугольными камнями сколь-нибудь значимых философских систем. Материализм, есть творческая мировозренческая, философская система, подготовленная всей предыдущей историей, накопленным знанием, общественной практикой, развитием не только материального, но и интеллектуального потенциала общества.
Исторический, человечество вбирая знания и опыт предыдущих поколении, все круче поднимается по образной спирали развития, приближаясь к разгадке тайн природы, мироздания, используя и подчиняя окружающую среду и ее обитателей. Но в своем победном шествии человек как-то пропустил и не заметил; когда и как першагнул грань отделившую его от прародины-животного мира. Если говорит образно, то представьте,-что некая обезьяна просто не заметила изменении происходящих в ней генных мутации и около двух миллионов лет тому назад спустилась с дерева и пошла своей, отличной от всех других, даже биологически родственных видов-дорогой. В мировой литературе наиболее ранние, до появление «homo sapiensa» существа традиционно относят к « общественным организмам биолого-социального типа». На самых ранних этапах существования «организмов биолого-социального типа» уже существовали регуляторы( видовые, половые, возрастные и. т. д. ) имеющие аналоги и в животном мире. Но в отличие от чисто природных, естественных начал, в проточеловеческом коллективе всегда присутствовал элемент общественного сознания, привносящая потенциал запоминания, повтора и совершенствования, что явилось залогом дальнейшего развития. Основой основ рождения правовых регуляторов в проточеловеческом коллективе имеет место быть биологический(видовой), психологический( интеллектуальный) факторы. Именно биолого-психологические регуляторы на фоне географического и климатического условии, изначально, составлявшей вариант этногенеза, оформили социальную жизнь на самой заре человеческой истории. И все естественные, связанные с природой регуляторы развивались вместе с усложнением общественной жизни. Усложнялись и закреплялись или заменялись новыми правовыми регуляторами рожденными суровой практикой первобытных общин. И в этой связи необходимо остановиться более подробно на характеристике первобытного общества. Сейчас всем ясно, а материалистическое учение особо подчеркивает, что повседневный быт, в окружений дикой природы, диктовали жесткие условия добывания пищи, распределения, уклада жизни сообществом полуобезьян. Начальный коммуналистический быт поддерживался неукоснительной реализацией двух принципов(обычаев): «реципроктности»-все, что производилось сдавалась в общее пользование; и «редистрибуций» -все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю. На иных основах первобытное общество просто не могло бы существовать. Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. В течении многих тысячелетии производительность была крайнее низкой, все, что производилось, потреблялось. Раняя структура первобытного общества состояла из родовой общины-обьединения на основе родственных связей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждени и решении любого вороса. Для осуществления оперативного управления, как правило, избирался старейшина-наиболее уважаемый член рода ( действие психологического фактора). Старейшина был не только выборным, но и сменяемым; как только появлялся сильный(на раних ступенях развития), более опытный и умный человек( на последущих ступенях) заменял предводителя(старейшину). Особых противоречии при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя и свои интересы от рода, а с другой, положение предводителя не давала никаких привелегии кроме уважения; он работал наравне со всеми и получал свою долю как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода. Нормативные регуляторы функционировавшие в обществе отвечали интересам всех и имели естественные происхождения. Укрупнение коллективов родов в племена напрямую зависела еще от уровня развития экономики, определявшего какое количество людей могла прокормить определенная территория. Первоначально, видимо, закреплялись системы запретов(табу) на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права, вначале добровольно, в силу привычки, а затем, в случае нарушения принимались обществом меры принуждения вплоть до смерти или равносильного ей наказания виновного, например изгнание из рода. Далее, развитие экономики шло путем совершенствования орудии труда –шлифованные, более совершенные каменные орудия труда, мотыга, лук, копье) и путем совершенствования способов, приемов организации труда(собирательство, рыбная ловля, охота, земледелие, скотоводство), все это приводило к неуклонному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда Развитие общества, усложнение социального и материального быта усложняла общественные связи, приводило к появлению новых обычаев, увеличению их числа, закрепление, которых, происходило как правило посредством освящения в виде обрядов, обычаев, традиции, перераставщие в некоторой части в религиозное верование. Все это сопровождалось появлением культурологического ряда: поэтических сказаний, мифов, легенд-что привело к упорядочиванию и некоторой систематизаций нормативно-поведенческих регуляторов. Вторая фаза развития права происходит при укрупнении общественных структур; близкие роды обьединяются в племя. Возникают первые, еще хрупкие союзы племен, что позволяло уже более эффективно противостоять силам природы, успешнее отражать агрессию соседей и главное, самим нападать на них. Это способствовала более быстрому освоению новых орудий и приемов труда его (интеллектуальной) специализации, приведшей впоследствий к углубленному общественному разделению труда. Изночально присваивающее форма экономики медленно трансформировалась в производяшее. Появление прибавочного(избыточного) продукта обусловила создание общественной трудовой кооперации, повлекло появление необходимости нормирования затрат времени и участия каждого члена коллектива на общественные нужды, а также распределение и обмена производимого продукта. Именно этот прогресс замечен Ф. Энгельсом:-«На известной весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределение и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена»(Маркс К. Энгельс Ф., соч. т. 18 с. 272). Но эффективная организация подобной кооперации, нормирование и распределения стала возможной лишь тогда, когда руководящая верхушка первобытного общества-старейшины, духовные и военные вожди, функционально отделились от основной массы производителей, перестали участвовать в процессе материального производства, специализировавшись только на руководстве и управлений. Племя управлялась советом старейшин, представлявших соответствущие роды. Выборы до уровня совета старейшин происходило участием всех взрослых членов рода( действие принципа прямого народовластия). Совет старейшин из своего круга выдвигал племенного вождя. Эта должность также на начальных этапах развития была сменяемой и не давала привелегии. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза(иногда двух, один был военным вождем; (действие представительской демократии)). С развитием общества с появлением регулярного прибавочного(избыточного) продукта, появилась возможность содержание руководящей верхушки-вождей разных уровней, жрецов и знахарей. – которые накапливали знания и опыт. Специализировались на отправлении культовых, религиозных, общественных и. т. д. должностей. Теперь вожди и их приспешники уже не участвовали сами в процессе материального производства. Но в их интересах и в их функциональную обязанность входило поддержание складывающейся социальной иерархии общества. Закрепление статуса вождизма, вначале пожизненно, а затем и наследственно. Общественную жизнь оформляла уже подобие системы правил и норм, все более принимаюшее форму обычного права древнего общества. Закреплявшаяся в традициях, легендах и мифах. Мифология давала божественные (космические) обьяснения вождизму, отчуждая ее от демократических начал.
Первая фаза развития права –это фаза ее зарождения на основе биолого-психологического факторов при присваивающем ведении хозяйства. Это время действия естественного права, хронологический растянувшегося многие сотни тысячь лет. Биолого-психологический факторы характеризуется генными изменениями в самом человеке, совершенствованием его мозга, конечностей и пр., становлением «homo sapiensa».
Вторая фаза хронологический более четко отслежена появлением более 40-тысяч лет тому назад биологический современным человеком(кроманьонцы). Изменения происходили уже не внем, а в окружении человека. Конечно, не стоит идеализировать суровый коммуналистический быт и правоотношения древнейших людей, но власть без чиновников, без полиции, без тюрем как подлинное выражение общей воли, при совпадении интересов власти и общественных интересов, есть бесценное наследие человечества. Вторая фаза это время зарождения и действие обычного права. Обусловленная развитием примитивного но уже производящих форм экономики. Во второй фазе происходит формирование системы правил поведения и норм регулирующих производство, распределение и обмена продуктов, а также семейных, родственных и иных общественных связей. Эти правила и нормы закрепляли наиболее полезные, выгодные для рода и племени, а чаще, для родо-племенной верхушки, отношения людей, формы и их поведения, определенную соподчиненость в коллективах, развивала и закрепляла структуру складывающейся иерархии общества, систему вождизма(власти). Это стало заметно особенно после неолитической революции, когда появились дистанционные виды оружия лук, дротики, пращи, шлифованные каменные орудия и возникло земледелие, скотоводство, появился избыточный продукт, примерно 10-15 тысяч лет тому назад. Развития первобытного общества во всех регионах первоначально происходило одинаково. И только на стадии перехода к государству, 5 тысяч лет тому назад, пути человечества разошлись. Наступила третья фаза права, увязанная с полной победой различных форм производящей экономики и появлением кодифицированного права, особенно письменного в ряде ранне-государственных образованиях. Обычное право трансформировалась в государственное, стало базой, на каторой развилось все современные правовые системы. Демократические Конституции до сих пор в обязательном порядке относят свои принципы (в преамбуле) к естественным правам человека, обьявляя, их природными и неотчуждаемыми. Истоки которых мы обязаны знать.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-изд.т. 18;
2. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права:- М. 1907г.;
3. Семенов Ю. А. Как возникло человечество:- М. 1966г.;
4. Венгеров . От древнейших обществ к раннеклассовым:-М. 1987г.;
5. Теория государства и права :-М. Юрист 1994г.;