Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций
Содержание:
TOC \o "1-3" \h \z \u Глава 1. Ведение \h 2
Глава 2.Общая характеристика правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. \h 4
Глава 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. \h 7
Глава 4. Хозяйственные общества и товарищества. 10
4.1 Акционерные общества 11
4.2 Общества с ограниченной ответственностью 14
4. 3. Сельскохозяйственные товарищества. \h 16
Глава 5. Сельскохозяйственные кооперативы. 19
Глава 1. Ведение
Сельскохозяйственное законодательство, как и другие
отрасли, переживает в настоящее время большие перемены. Отказ от монополии государственной собственности на землю и переход к разнообразию ее форм, в том числе допущение частной собственности, является сложной политической и социально-экономической проблемой. На месте бывших колхозов и совхозов советского периода с течением времени доказавших свою несостоятельность пришили, как более перспективные формы хозяйствования - сельскохозяйственные коммерческие организации.
С начала реорганизации колхозов и совхозов, и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий прошло более десяти лет. За это время существенно изменилась структура всего сектора аграрной экономики. К числу положительных моментов истекшего периода следует отнести расширение прав и полномочий участников аграрных отношений. Они получили в собственность землю и имущество для использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право самостоятельно распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом), устанавливать цены на продукцию и тд.
Однако проблема правового статуса сельскохозяйственных коммерческих организаций продолжает оставаться актуальной.
Так основной задачей является совершенствование организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства.
Понятие «коммерческая организация» тесно согласуется с понятием «организационно-правовая форма». В свою очередь организационно-правовую можно определить как совокупность указанных в законе элементов и признаков, характеризующих форму собственности, на основе которой создана организация, порядок формирования имущественной базы хозяйствующего субъекта, конструкцию взаимодействия ее учредителей и участников, принцип ответственности самой организации и ее участников по долгам, а также порядок и особенности управления организацией. Все это в целом и определяет правовой статус организации (предприятия) как активного участника экономических отношений.[1]
Глава 2.Общая характеристика правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Будучи юридическими лицами (кроме крестьянских хозяйств), все сельскохозяйственные коммерческие организации имеют обособленное имущество, находящееся на самостоятельном балансе, отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Сельскохозяйственные коммерческие организации обладают общей гражданской правоспособностью, соответствующей целям их деятельности. Так же они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, за исключением государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий согласно п.1 ст.49 ГК РФ, которые имеют специальную правоспособность, определенную законом.
Правоспособность сельскохозяйственных коммерческих организаций возникает с момента их государственной регистрации, а прекращается в момент завершения их ликвидации. Очень важной гарантией возникновения гражданской правоспособности коммерческих организаций является запрет не отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности.
Сельскохозяйственные коммерческие организации, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 52), создаются на основании учредительных документов: устава – акционерные общества, кооперативы, государственные муниципальные предприятия; учредительного договора и устава – общества с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью; учредительного договора – полные товарищества, товарищества на вере. Учредительные договоры заключаются всеми учредителями предприятий, а уставы утверждаются их собранием (кроме унитарных предприятий, уставы которых утверждаются учредителем – собственником государственного или муниципального имущества).
Гражданское законодательство устанавливает обязательные требования к содержанию учредительных документов в зависимости от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц. В качестве общих для всех юридических лиц сведений в учредительных документах определены: наименование (фирменное) организации, место его нахождения, порядок управления деятельностью. В учредительном договоре, кроме того, должны фиксироваться: обязанность учредителей по созданию коммерческой организации, порядок их совместной деятельности, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности , порядок распределения между участниками прибыли и убытков, условия выхода учредителей (участников) из его состава. Существует общее правило: государственной регистрации подлежат не только первоначальные учредительные документы, но и их изменения, которые имеют силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих документов. (Для унитарных предприятий установлены особые правила).
Также на сельскохозяйственные коммерческие организации распространяются гражданско-правовые нормы об ответственности юридических лиц: во-первых они отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, во-вторых они не отвечают по обязательствам учредителя или собственника их имущества, как и собственник либо учредитель не отвечает по обязательствам юридического лица.
Система органов управления внутрихозяйственной деятельностью коммерческих предприятий и их компетенция законодательно определены для каждой из установленных организационно-правовых форм. Из общих правил можно отметить следующее:
1)
2)
3)
4)
Вышеизложенные общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации дополняются его же нормами, определяющими гражданско-правовой статус отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций, и нормами специального, аграрного законодательства.
Глава 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Все сельскохозяйственные коммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы являются носителями комплексной правосубъектности, поскольку являются одновременно участниками имущественных, трудовых, земельных и организационно-управленческих отношений в сфере сельскохозяйственного производства.
Согласно Земельному законодательству у сельскохозяйственных коммерческих организаций особый правовой статус землепользователей, так как только для сельскохозяйственных коммерческих организаций земля выступает в качестве основного средства производства. Независимо от того принадлежит ли им земля на праве собственности, бессрочного пользования или находится у них в аренде, они должны использовать ее рационально, строго по целевому назначению, не допуская деградации земли, повышать плодородие почв.[2]
С переходом к рыночным отношениям в аграрном секторе специальная правоспособность сельскохозяйственных предприятий сменилась общей гражданской правоспособностью. Если раньше деятельность колхозов и совхозов сводилась лишь к производству сельскохозяйственной продукции в рамках жесткого государственного планирования, то теперь современные сельскохозяйственные коммерческие организации наряду со своей основной сельскохозяйственной деятельностью вправе получать прибыль и за счет производства прочей продукции, не связанной с основным производством, выполнять различные работы, оказывать услуги, заниматься иной хозяйственной деятельностью, кроме запрещенной законом. В этом смысле их правовое положение сближается с правовым статусом коммерческих организаций промышленности.[3]
Сельскохозяйственные коммерческие организации всегда отличались своей особой правосубъектностью в сфере трудовых отношений. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отношения в сфере аграрного труда, возникшие на основании трудовых договоров, регулируются трудовым законодательством. А трудовые отношения членов колхоза не требуют заключения трудовых договоров, т. к. возникают в силу членства и регулируются локальными нормативными актами, а так же специальным законодательством, относящимся к колхозам и кооперативам.
Так же важной особенностью является зависимость аграрного производства от природно-климатических условий и региональных особенностей, сезонность сельскохозяйственного производства, воспроизводство живых организмов (животные, растения), повышенный производственно-хозяйственный риск в силу чего сельскохозяйственные коммерческие организации вынуждены создавать резервные (страховые) фонды.
Сельскохозяйственные коммерческие организации осуществляют свою деятельность в целях удовлетворения материальных, духовных и иных социальных потребностей своих членов (участников) и следовательно заинтересованы в получении и возрастании экономической выгоды (прибыли). Их задачей является обеспечение всего населения страны продовольствием в необходимом количестве и ассортименте и сырьем для перерабатывающей и легкой промышленности. Именно поэтому важен механизм государственного регулирования аграрного сектора, но не только в сфере ценообразования, налогообложения, кредитования и тд., с целью обеспечить режим благоприятного производства в сельском хозяйстве[4], но и в договорных гражданских правоотношениях.
В сфере реализации сельскохозяйственной продукции выделяется целый ряд договоров, таких как - контрактации, купля – продажа, агентирование, договор комиссии и тд., которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также договор закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, который регулируется Законом РФ от 2 декабря 1994г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд[5]”.
Сельскохозяйственные коммерческие организации занимаются развитием и функционированием учреждений социальной сферы на селе.
Строительством и оборудованием культурно-бытовых объектов, а также учреждений иного социального назначения ( клубы, школы, дома быта ), что, несомненно, требует серьезных финансовых затрат. К сожалению, этот вопрос до сих пор не урегулирован законодательством т. к. регламентируется законом РСФСР от 21 декабря 1990 года “О социальном развитии села[6]”. Поскольку государство не выполняет своих обязанностей в этой сфере , я считаю что данный вопрос нуждается в серьезной доработке.
Аналогичная ситуация обстоит и в социальной сфере села, т. е. отсутствие в селе комфортабельного жилья с централизованным водоснабжением, отоплением, канализацией; асфальтированных дорог и тд. Все это порождает текучесть кадров на селе, недостаток специалистов и высококвалифицированных работников. Что, естественно, отражается и на развитие аграрного сектора в целом.
Еще одной из существенных черт является то что сельскохозяйственные коммерческие организации, как и предшествующие им колхозы и совхозы, стараются оказать посильную помощь своим членам в ведении личного подсобного хозяйства.
Глава 4. Хозяйственные общества и товарищества.
Гражданское законодательство к обществам относит акционерные общества и общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, а к товариществам – полные товарищества и товарищества на вере.
Они имеют целый ряд общих черт правового статуса:
Хозяйственные общества и товарищества образуются на добровольной основе. Их участники ( учредители ) заключают учредительный договор. Участниками могут быть как физические, так и юридические лица.
Кроме того, одни общества, товарищества могут принимать участие в деятельности других хозяйственных обществ и товариществ.
Также хозяйственное общество или товарищество может создать дочернее общество, по отношению к которому оно будет выступать в качестве основного. Основное общество (товарищество) имеет право давать дочернему обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, а также в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнего несет субсидиарную ответственность по его долгам.
4.1. Акционерные общества
В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве более двух пятых всех сельскохозяйственных предприятий составили акционерные общества открытого и закрытого типа, а также общества с ограниченной ответственностью.
Эта группа сельскохозяйственных коммерческих организаций создавалась согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991г.
“О неотложных мерах по осуществлению земельной
реформы в РСФСР[7]”, постановлений Правительства РФ от 29 декабря
1991г. “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” и от 4 сентября 1992г. “О
порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций
агропромышленного комплекса[8]”, в
которых предписывалась необходимость реорганизация
колхозов и совхозов в акционерные и другие хозяйственные общества и
товарищества и приведение их статуса в соответствие с Законом РСФСР 1990г. “О предприятиях и предпринимательской
деятельности[9]”. Как известно, в этом Законе для указанных
организационно-правовых форм (ЗАО, ООО) было закреплено право коллективно
долевой собственности на имущество, что противоречило Закону РСФСР 1990г. “О
собственности в РСФСР”, а также ГК РФ 1994г., четко закрепившему право
собственности на имущество за юридическими лицами разных
организационно-правовых форм (кроме унитарных предприятий). Кроме того,
учредительные документы тех коммерческих организаций, которые были созданы до
вступления в силу части первой ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с
действующим законодательством. Так, учредительные документы акционерных обществ в
соответствии с принятием Закона РФ от 26 декабря 1995г. “Об акционерных
обществах[10]” не позднее 1 июля 1997
года (п. 3 ст. 94), а учредительные документы обществ с ограниченной
ответственностью, согласно ФЗ РФ от 8 февраля
В соответствии с Законом РФ от 26 декабря 1995г. с последующими изменениями “Об акционерных обществах”: Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.
Это определение сельскохозяйственного общества нуждается в ряде уточнений. Во-первых, акционерные сельскохозяйственные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов и совхозов, сформировали свои уставные капиталы путем объединения имущественных и земельных паев своих учредителей – бывших работников и пенсионеров реорганизованных хозяйств, которыми они были наделены при реорганизации последних. Во-вторых, стоимость не всегда выражались в форме акций, а чаще всего удостоверялась иными документами (свидетельствами), а также сертификатами акций. В-третьих, строго говоря, сформированные в закрытых акционерных сельскохозяйственных обществах уставные капиталы не основываются на их уставах как учредительских документах. В-четвертых, имущество таких акционерных обществ ранее являлось коллективно-долевой собственностью участников общества. Оно не было передано в собственность обществу как юридическому лицу.
Однако сейчас общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.
Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Число акционеров открытого общества не ограничено.
В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.
Однако это ограничение не применяется к созданным в сельском хозяйстве закрытым обществам, они продолжают свое существование независимо от численности акционеров и не подлежат реорганизации в открытые акционерные общества.
4. 2. Общества с ограниченной ответственностью.
Главными отличительными признаками этой разновидности хозяйственных обществ являются: деление уставного капитала на доли участников (при котором не образуется общей долевой собственности) и отсутствие ответственности по долгам общества (они рискуют только утратить свои вклады в случае банкротства общества).
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью - признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов[11].
Они наделены той же гражданской правосубъектностью, что и акционерные общества.
Имущество сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью, как и акционерных обществ, состоит из имущества, представляющего собой вклады участников (учредителей) и образующих его уставной капитал; продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности; а также полученных доходов и иного имущества, приобретенного ими по другим основаниям.
Учредительные документы данного общества должны содержать, помимо указания вида общества, его фирменного названия и места нахождения, предмета и целей его деятельности, размера уставного капитала; также и сведения о размере долей каждого из участников, размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; структуре и компетенции органов управления и порядок принятия ими решений, иные сведения предусмотренные законодательством.
В качестве вклада законодательство признает: здания, сооружения, иные материальные ценности, ценные бумаги, права собственности или пользования землей, другими природными ресурсами, иные имущественные права, денежные средства в отечественной и иностранной валюте. Для нормальной деятельности сельскохозяйственных обществ важно включение в состав уставного капитала правильно оцененного вклада в форме земли в натуре, земельной доли и тд.
Установленная законодательством для общества с ограниченной ответственностью предельная численность его участников не соответствует фактически сложившимся крупным размерам созданным в ходе аграрной реформы сельскохозяйственным обществам с ограниченной ответственностью. Это требует либо реорганизации их в сельскохозяйственные кооперативы, либо сохранения в прежней организационно-правовой форме на основании специальных правовых норм будущего закона. Что и указанно в п. 2 ст. 1 - особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами. Который не разрабатывался и не принимался.
4. 3. Сельскохозяйственные товарищества.
Закрепленные гражданским законодательством организационно-правовые формы хозяйствования – полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет собой объединения нескольких граждан или юридических лиц, участники которых (полные товарищества) осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества на основе заключенного между ними договора и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Товарищества являются юридическими лицами.
Товарищество на вере отличается от полного товарищества составом участников: кроме полных товарищей оно объединяет и участников-вкладчиков (коммандитистов), не принимающих участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Имущество того или иного товарищества формируется за счет складочного капитала (вкладов участников), полученных доходов и других законных источников и принадлежит ему на праве собственности. Важная особенность состоит в том, что все участники полного товарищества и товарищества на вере солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах внесенных ими вкладов в имущество товарищества.
Для организации полного товарищества и товарищества на вере достаточно учредительного договора, подписанного всеми полными товариществами. Помимо общих правил, в нем указывается: размер и состав складочного капитала товарищества; размер и порядок изменения вкладов каждого из участников в складочном капитале; размер, состав, сроки и порядок внесения ими вкладов и об ответственности за нарушение этой обязанности; о совокупном размере вкладов, вносимых коммандитистами.
Управление деятельностью товарищества осуществляется по принципу общего согласия всех участников, равноправия при голосовании.
Ведение дел товарищества возможно в трех вариантах:
1) каждый участник действует от имени товарищества;
2) все участники ведут дела совместно;
3) ведение дел поручается отдельным участникам
Соответственно при втором и третьем вариантах требуется согласие всех участников, на основании доверенности, выданной всеми участниками товарищества.
Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их вкладам.
Любой участник товарищества вправе выйти из него (ограничение в бессрочных товариществах – по истечению шести месяцев после заявления об уходе) и получить стоимость части имущества, соответствующей его доле в складочном капитале.
Глава 5. Сельскохозяйственные кооперативы.
В настоящее время наиболее приемлемой для сельского хозяйства формой организации производства является кооперация. Она и проверена временем, поскольку существовала в России с дореволюционных времен, показала свою эффективность в годы нэпа и более привычна для крестьян.
В соответствии принятым Законом РФ от 8 декабря 1995 года “О сельскохозяйственной кооперации” сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива;
. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее - коопхоз), а также иные кооперативы, осуществляющие производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Помимо общих черт, этим видам свойственны некоторые отличительные признаки:
Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова "сельскохозяйственная артель" или "колхоз" либо "рыболовецкая артель" или "рыболовецкий колхоз".
Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово "коопхоз".
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы.
К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других). С советских времен традиционной формой потребительской кооперации в России является облпотребсоюз - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений собраний их пайщиков для координации совместной деятельности. Главные источники капитала для кооперативов - деньги пайщиков, государственные дотации и доходы от собственной коммерческой деятельности.
Развитый облпотребсоюз - большое
многоотраслевое хозяйство. Прежде всего это сеть универсальных магазинов и
центров оказания различных услуг - от ремонтно-строительных до ритуальных.
Помимо торговли в стационарных магазинах, почти все облпотребсоюзы развозят
товары на машинах по отдаленным и малонаселенным деревням. В отдаленных районах
облпотребсоюзы фактически являются монополистами на рынке обеспечения населения
товарами и услугами. Крупный бизнес пока не идет дальше райцентров - если село
расположено более чем в 15-
Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.
Обслуживающие кооперативы осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и эколого-восстановительные работы, телефонизацию и электрификацию в сельской местности, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внесению удобрений и ядохимикатов, осуществляют аудиторскую деятельность, оказывают научно-консультационные, информационные, медицинские, санаторно-курортные услуги и другие.
Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).
Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.
Кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов.
Страховые кооперативы образуются для оказания различного рода услуг по личному и медицинскому страхованию, страхованию имущества, земли, посевов.
Членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной.
Членами потребительского кооператива могут быть юридические лица, признающие устав потребительского кооператива, участвующие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и (или) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством и являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств.
Уставом потребительского кооператива могут устанавливаться право и порядок приема в члены кооператива граждан или юридических лиц, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, но участвующих в хозяйственной деятельности кооператива или оказывающих кооперативу услуги. Число таких членов кооператива не должно превышать 20 процентов от числа членов потребительского кооператива, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Юридическое лицо, являющееся членом кооператива, должно быть представлено в данном кооперативе физическим лицом, уполномоченным надлежащим образом оформленной доверенностью.
Граждане и юридические лица могут быть членами нескольких потребительских кооперативов, если иное не предусмотрено уставами данных кооперативов.
В производственных и потребительских кооперативах допускается в соответствии с их уставами ассоциированное членство.
Ассоциированными членами кооператива могут быть внесшие паевой взнос в кооператив юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане.
Управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50.
В последние годы система потребительской кооперации в России начала возрождаться. Увеличение оборотов кооперативов во многом обусловлено ростом закупок сельхозпродукции у населения. Например, в Республике Коми объем закупок за последние три года вырос почти втрое. Для населения это становится все более важной статьей дохода: так, в Новгородской области в 2002 году выручка большого числа селян (активно включившихся в такой бизнес) за поставленную кооперативам сельскохозяйственную продукцию превысила в среднем 500 долларов на человека в год, а в некоторых случаях она достигала 1500 долларов и более. Для региона, где среднегодовое потребление товаров на человека обычно составляло чуть больше 200 долларов, это значимо и дало уже заметный синергетический эффект: на селе начал серьезно повышаться платежеспособный спрос, что, в свою очередь, привело к росту продаж кооперативов, то есть к дополнительному увеличению торгового оборота.
Богатеющие кооперативы начали вкладывать возрастающие прибыли в увеличение ассортимента продаваемых товаров и оказываемых услуг. Некоторые из них стали заниматься развитием социально-культурной инфраструктуры: открывают библиотеки, детские площадки, кооперативные техникумы, сельские клубы (не говоря уже о том, что расширяющие свою деятельность облпотребсоюзы создают для крестьян новые рабочие места).
Таким образом, в российской глубинке постепенно начинает работать "столыпинская модель" - развитие села не государственными органами, а гораздо лучше понимающими местную специфику частными организациями, по существу, структурами стихийно возникающего "потребительского" самоуправления. Роль государства в этом процессе сводится к поддержке самих кооперативов (да и то не во всех регионах), что, судя по всему, является оптимальным методом госрегулирования[13].
Но, к сожалению, процент таких кооперативов не велик.
Глава 6. Заключение.
Подводя итог своей работе, я хотела бы обратить внимание на многочисленность проблем в аграрном секторе. К сожалению, наше сельское хозяйство не смогло вписаться в модель новой рыночной экономики и оказалось на грани банкротства.
И даже с учетом принятия Закона от 9 июля 2002 “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”, который устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов, проблема остается не решенной. Так как закон принят уже давно, а результатов мало. Из этого следует, что государство не осознает важности данной проблемы.
Аграрный комплекс нуждается в обновлении правовой базы, в непосредственной поддержке со стороны государства.
Для аграрного сектора России должна быть реальная возможность развития всех форм собственности на селе, т. е. всего спектра сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также и некоммерческие организаций, прежде всего, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Рядом с ними можно говорить и о личных подсобных хозяйствах, которые помимо сельских жителей ведут еще 14 млн горожан с семьями.
Если посмотреть на отечественный аграрный сектор, то формально в нем все это уже есть, но, к сожалению, пока малоэффективно. Для того чтобы сельское хозяйство стало эффективным и прибыльным, должна принципиально измениться аграрная политика нашего государства.
[1]Дорофеева Н.Н. Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций // Правовое регулирование общественных отношений в условиях рыночной экономики.2003.С. 33.
[2] ФЗ РФ от 24 июля 2002г. “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” // Рос. Газ. 2002. 27 июля. С. 3.
[3] Дорофеева Н.Н. Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций//Правовое регулирование общественных отношений в условиях рыночной экономики. ВГУ 2003. С. 37.
[4] ФЗ РФ от 14 июля 1997г. “О государственном регулировании агропромышленного комплекса” // СЗ РФ. 1997. №29. Ст. 3501. ( утратил силу с 1.01.2005г.)
[5] СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3303.
[6] Ведом. РСФСР. 1990. №30. Ст. 411.
[7] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 1.
[8] Собрание актов Президента и Правительства (САПП) РФ. 1992. № 30. ( утратил силу)
[9] Ведомости РСФСР. 1990. № 30. (утратил силу)
[10] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1.
[11] Закон РФ от 8 февраля 1998г. “Об обществах с ограниченной ответственностью” Правовая система. Консультант-Плюс.
[12] Букша К. Кооперативный эффект // Крестьянские ведомости / 28.08.2003г.
[13] Букша К. Кооперативный эффект // Крестьянские ведомости / 28.08.2003г.