Монашество на Святой Горе Афон

Содержание

1. Зарождение монашества на Святой горе Афон……..................…..3

2. Свято-Пантелеймонов монастырь. Легенда о великомученике Пантелеймоне………………………………..…………............6

3. Жизнь монахов на Святой горе Афон…………..…………….……12

4. Возрождение монашества на Святой горе Афон……………..…14

Список литературы………………………………………………………………...……19

  1.  Зарождение монашества на Святой горе Афон.

Гора Афон — это гористый полуостров, с трех сторон омываемый водами Эгейского моря, и только с северо-запада он соединяется с Македонией небольшим перешейком. Но если говорить совсем точно, то даже и такого соединения нет, т. к. еще в древности персидский царь Ксеркс, готовясь к войне с греками, для удобного плавания своих кораблей отделил Афон от материка каналом.

На полуострове расположены две горы: собственно Афон и гора Дифон. По имени первой горы назван и весь полуостров, а вторую гору русские называли Афоненок. Афонская гора с прилегающими к ней окрестностями в длину равняется примерно 80 километрам, в ширину — 20-ти, высота же главной горы равняется трем километрам.

О названии и истории полуострова имеется много мифов и преданий. Афон - слово до греческого происхождения, согласно теогоническому мифу - имя одного из фракийских гигантов. Во время борьбы с богами Афон бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, однако, промахнулся, и каменная глыба упала именно на то место, где сегодня находится гора Афон. Другая версия этого мифа повествует о том, что Посейдон, победив восставшего гиганта по имени Афон, похоронил его под высокой скалой. И, наконец, еще по одной версии, Афоном звали сына Посейдона.

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В 5 веке до н.э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей.

Афонская гора была знаменита уже в глубокой древности. Еще задолго до Рождества Христова Афон был наполнен множеством идолов, стекались сюда язычники совершать свои торжества, и курились здесь жертвоприношения перед алтарем Аполлона. Главный же кумир располагался на самой вершине, часто скрываемой облаками. В кумире «поселялся» дух Аполлона, который прорицал идолопоклонникам волю и предсказания бога. Предметом особого внимания язычников была и красота Афона, и один из древнегреческих скульпторов даже предлагал Александру Македонскому высечь из этой горы, во славу себе, исполинскую статую.

Но прошли времена языческие, исчезли с лица земли гордые и грозные завоеватели, и над Афонской горой обильно пролился свет Божественной славы. Священное предание рассказывает, что по Вознесении Иисуса Христа святые апостолы с Пресвятой Богородицей пребывали в Иерусалиме, и решили они бросить между собой жребий, кому в какую сторону идти для проповеди Евангелия. Матерь Божья по смирению Своему тоже участвовала в этом, и досталась ей по жребию страна Иверская, то есть Грузия.

Пресвятая Богородица очень была довольна выпавшим ей жребием и уже готовилась отправиться в Иверию. Но Господь явил, что Он не равняет Ее со Своими учениками, и послал Ей ангела, который возвестил: «Владычица мира, не отлучайся из Иерусалима. Страна, доставшаяся тебе по жребию, просветится впоследствии, и там утвердится Твое владычество. А Тебе предстоит попечение о другой земле, в которую Сам Бог приведет Тебя».

Повинуясь небесной вести, Пресвятая Богородица осталась в Иерусалиме — в доме апостола Иоанна Богослова. А между тем Лазарь Четверодневный, поставленный епископом на остров Кипр, очень хотел видеть пресветлый лик Богоматери. Но Царица Небесная написала ему утешительное по слание, в котором, изъявляя волю Свою, писала, чтобы он прислал за Ней корабль, но сам бы не отлучался в Иерусалим, т. к. иудеи только и искали случая, чтобы погубить его. Лазарь с радостью исполнил волю Пресвятой Богородицы, и на присланном им корабле Она отправилась к острову Кипр вместе с апостолом Иоанном и другими, благоговейно за Нею последовавшими. Но во время плавания вдруг подул сильный встречный ветер, который вместо Кипра отнес корабль к Афонской горе — месту, о котором Божией Матери возвестил ангел и которое требовало Ее попечения.

Как только корабль приблизился к берегу, главный кумир Аполлона не вынес Божественного присутствия Приснодевы: он с грохотом свалился вниз и утонул в морской пучине. А бесы, обитавшие в остальных идолах, против воли своей стали громко кричать: «Люди, обольщенные Аполлоном! Спешите на берег, к пристани Климентовой, и примите Марию — Матерь великого Бога Иисуса!».

Люди в удивлении и ужасе поспешили на берег и там увидели корабль и Деву Марию со спутниками. Они с почтением приветствовали Ее, на руках вознесли на вершину горы и по дороге спрашивали, как Она родила Бога и какое имя Ему? И Пресвятая Богородица проповедовала им о Своем Сыне, и огонь проповеди Ее рассеял тот глубокий мрак, который до тех пор покрывал их души. Даже сердца самых ожесточенных и закоснелых идолослужителей смягчились той благодатью, которая дышала в словах Божией Матери. Со слезами припали они к пречистым стопам Владычицы Небесной и, лобызая их, молили Ее о спасении своем. Исполнившись небесной радости, Она благословила народ, сказав: «Се жребий Мой, данный Мне Сыном и Богом Моим, как о том предрек Мне Его Божественный служитель. Вот то достояние, в которое Сам Бог привел Меня». Потом Пресвятая Богородица исцелила многих больных, а епископом над крестившимся народом был поставлен один из мужей апостольских, сопровождавших Ее.

Идолы бога Аполлона были низвергнуты, капища их разрушены, и, оставляя Афонскую гору, Богоматерь сказала новообращенным: «Не печальтесь, паче же радуйтесь, ибо благодать Божья не престанет пребывать на месте сем и над всеми, кто будет жить здесь с верой и благоговением. Все, нужное для земной жизни, будет в изобилии у сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего с самым незначительным трудом; им уготовится жизнь небесная, и милость Сына Моего не оскудеет к ним до скончания века, потому что Я Сама буду заступницей месту сему». После этих слов Пречистая Дева Мария села на корабль и отправилась на остров Кипр к Лазарю Четверодневному.

В глубокой древности делались попытки организовать на Афоне города и села, но ничего из этого не получилось: земледельческие селения скоро пустели. Таким образом, по красоте своей, уединению и безмолвию, располагающими к глубокому благочестию и созерцанию природы, Святая гора самим промыслом Божьим предназначена для духовной жизни.

Заселение святой горы, Афона, отшельниками началось очень рано, возможно с IV века. Монашество здесь прошло через все фазы развития: отшельничество, затем создание лавры и, наконец, монастырей со строгим уставом.

С 676 г. по указу императора Константина IV (Поганата) Афон был передан монахам, и в VII—VIII вв. здесь стали устраиваться монастыри, скиты, пустыни.

Основателем уставного монашества на Афоне считается св.Афанасий Афонский, при котором возникает знаменитая Лавра, названная в 960 году его именем. В XII веке Афон уже становится общепризнанным центром византийского монашества, духовно-мистической жизни Востока.

Основание Лавры связано со следующей легендой: отличавшийся строгостью жизни, любовью к молитве и уединению византийский полководец Никифор Фока и монах Афанасий, с которым сурового воина связывала крепкая дружба, решили провести остаток дней в каком-нибудь из монастырей. С этой целью Афанасий выбрал гору Афон, которая вдавалась в море и казалась оторванной от всего мира. Но жизнь Никифора сложилась иначе: ему пришлось возглавить византийскую империю; к тому же страстная любовь привела его к женитьбе. Афанасий очень скорбел об "отступничестве" своего друга. Но Никифор Фока и на престоле продолжал вести скромный образ жизни, был воздержан, спал на звериной шкуре и не позволял себе никакой расточительности. Желая загладить вину, он всячески одаривал маленькую обитель на Афоне. В 963 году там возникли и другие монастыри, но Никифор издал указ, в котором запрещал строительство новых обителей.

В 1205 году Афон подвергается захвату еретиками крестоносцами, которые, затем, немилосердно опустошают и грабят его на протяжении целого столетия.

После падения Константинополя в 1453 году Афон переходит под власть турок, которые обложили афонцев денежной данью, не касаясь, впрочем, внутренней, духовной жизни обителей. И только в 1912 году, после победы греков в Балканской войне, Афон окончательно присоединился к Греции на правах автономной области, управляемой священным Кинотом, в котором представлены все 20 крупных монастыря Афона.

В 1966 году, на исходе первого тысячелетия существования афонской монашеской республики, многим казалось, что конец ее близок. Она родилась, достигла зрелости и произвела обильные плоды и теперь старилась. Ее сила шокирующее иссякала. Количество монахов постоянно уменьшалось, а их средний возраст достиг 55 лет. Старцы уходили в вечность, и не было видно молодых последователей, способных занять их место в монастырях и скитах. Огромные монастырские комплексы, некогда полные жизни, теперь стояли пустынные и безлюдные. На всем был отпечаток ветхости и упадка. Конечно, это был не первый упадок, который переживала монашеская республика за свою долгую историю. Но теперь почти все считали, что этот закат – последний. Многие монахи думали о том, что у них не будет последователей. Так, накануне празднования 2000-летия христианства говорилось, что это празднование есть в то же время погребение Афона, реквием по афонскому монашеству.

Число монахов продолжало таять, знаки вымирания были налицо, и будущее представлялось воистину безрадостным. Более того, в сознании несущих бремя власти и ответственности на всех уровнях стало крепнуть убеждение, что все усилия должны быть направлены на использование бесценных сокровищ тысячелетней монашеской республики как туристических объектов. К счастью, замыслам этим не суждено было осуществиться. Специальные исследования показали, что затраты на превращение полуострова в туристический курорт и, возможно, даже замена монахов на сторожей, которые станут охранять исторические и культурные ценности, могут быть значительно больше, чем предполагаемый доход.

2. Свято-Пантелеймонов монастырь. Легенда о великомученике Пантелеймоне.

В истории христианства есть святые, без которых невозможно представить духовный образ России, хотя они никогда не были в России и не являлись русскими. Это, в первую очередь, святитель Николай Мирликийский, апостол Андрей Первозванный, великомученик Георгий Победоносец. Рядом с этими святыми именами необходимо поставить и никомидийского великомученика Пантелеимона, любовно названного на Руси — Целителем, память которого в этом году празднуется уже в 1700 раз.

        Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и в наши дни весьма широко, оно распространилось не только в среде воцерковленых, верующих людей. Имя этого скорого помощника в телесной немощи и болезнях на слуху у всех конфессий. В древней Никомидии (ныне турецкий город Измит), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 г., совершаются ежегодные праздничные торжества, и туда стекаются тысячи православных христиан, армян, католиков и магометан. Там же в храме при митрополии хранится книга «Кондак», куда занесены автографы и турок, и греков, и итальянцев и армян — всех, кто когда-либо получил исцеление от своих недугов после молитвы к святому врачу. Такое широкое, а не узурпированное какой-то одной религией почитание, связано отчасти и  его именем — Пантелеимон, переводимым с греческого как «Всемилостивый».

Примечательно также, что наименован он так был вовсе не от рождения или при крещении. По преданию это имя возвестил Глас свыше во время смертных мук, или, как их называют в отдельных агиографических источниках, — Крещения страданием (страдания и смерть Христа, а также страдания и зачастую смерть верующих в Христа людей, выпадающие на их долю в результате преследований). Чудесным образом его прежнее языческое имя, под которым он был известен в земной жизни, Пантолеон — «Равный Льву» — вдруг было переменено при кончине.

        Необычайно распространенное почитание Пантелеимона также связано с чудесными событиями, имевшими место в момент его мучительных страданий, запечатлевшихся в памяти народа и разошедшихся повсюду. Это и превращение крови, истекшей из отсеченной головы, в целебное молоко, и внезапное плодоношение маслины, у которой он погиб. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усечении великомученика Пантелеимона, вплоть до X века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим.  

По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча, но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический отказ от казни Пантелеимон велел им выполнить царский указ после окончания его молитвы. Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость — как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах лет сто тому назад взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.  

В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений и был причинен существенный ущерб монастырской библиотеке с уникальными рукописями. Вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Во время пожара, когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на самой маслине не сгорел. Дрова вокруг превратились в пепел, выгорел большой каменный корпус, а маслина выстояла. Это было не единственным ее чудом. Маслина, выросшая в Свято-Пантелеимоновом монастыре из косточки того чудотворного дерева, — тоже целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.

Еще один отросток этой маслины был промыслительно высажен на Афоне в болгарском монастыре Зограф, и, когда в недавнее время древо, росшее в русской обители, стало внезапно иссыхать при ремонтных работах поблизости от него, братия Зографа передала в Свято-Пантелеимонов монастырь молодой побег, словно возвращая бесценный дар. Дело в том, что с чудесной маслиной великомученика Пантелеимона связано одно из афонских предсказаний сродни тому, что со священным Мамврийским дубом Авраама. Будто, когда он высохнет, то придут последние времена. Так и маслина великомученика Пантелеимона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой Горе Афон.

Надо сказать, что, после векового упадка и забвения, русский монастырь на Афоне возродился также благодаря чуду великомученика Пантелеимона. В середине XVIII века из-за русско-турецкой войны 1734–1739 гг. Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в упадок, «егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны». В начале XIX века князь Скарлат Каллимах, служивший чиновником Турецкой империи, внезапно заболел смертельной болезнью, и считанные часы оставались до его кончины. Тогда он стал обращаться ко всем врачам и ко всякого рода знахарям, которые ничем не могли помочь, пока к нему не пришел афонский старец Савва с настойчивым призывом, чтобы тот обратился к великомученику Пантелеимону, дав строгий обет, что он восстановит монастырь, посвященный святому на Афоне.

И произошло чудо: после долгих молитв вода с чудотворной главы великомученика Пантелеимона была предложена больному, он ее выпил и — чудесным образом получил исцеление. Князь Скарлат Каллимах стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря и много споспешествовал его обновлению, устроив церковь на новом месте на берегу моря, где была некогда монастырская арсана (пристань). Так произошло возрождение русского монастыря в начале XIX века, приобретшего вскоре всемирную известность и великую славу. Получается, что святой радел не только о всех болящих, но и о месте своего земного почитания, в стенах Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон.

  1.  Жизнь монахов на Святой горе Афон.

На сегодняшний день на Афоне действует 20 монастырей и 12 скитов. В порядке иерархии: Великая Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар(сербский), Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф(болгарский), Дохиар, Каракалл, Филофей, Симонопетр, СвятогоПавла, Ставроникита, Ксеноф, Григориат, Есфигмен, Святого Пантелеимона (русский), Кастамонит.

Монашеский городок Карея это место заседания «Священного Кинота»,находится в центре Афона и является столицей. Здесь построены подворья от каждого монастыря. Отношения между Святой Горой и властями Греции поддерживаются через специального представителя МИД.

Время на Афоне определяется по византийским часам. Разница с европейским составляет около 5 часов. Спят монахи не более четырёх часов, остальное время молятся и работают. Службы в монастырях длины, особенно под воскресенье и праздничные дни. «Бдения»,как их называют, длятся около 12-14 часов. Например схимник делает в день до 1.5 тыс. поясных поклонов плюс ещё порядка 150 земных. Самое сложное во время всенощных бдений это борьба со сном и усталостью. Многие монахи преклонного возраста. По правилам монастырей экклисиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и будить задремавших, тихо трогая за плечо.

В монашество может быть пострижен всякий православный христианин. Испытание длится от1-3лет. Потом он передаётся старцу для нравственного руководства. По степени нравственного совершенства монахи делятся на: рясофоров, манатейников и схимников.

При пострижении послушнику напоминают. «Как монах. ты останешься голодным и жаждущим, нагим и отверженным; многие будут ругать и издеваться над тобой. Однако претерпев все эти лишения и трудности радуйся, тебя ждёт великая слава на небесах».

Пища афонских монахов чрезвычайно бедна и не отличается большим разнообразием. Обычно это хлеб, растительное масло, вино, маслины, бобы и овощи, рыба появляется на столах только в дни праздников, а мясо запрещено монастырским уставом. Все монахи принимают пищу в трапезной, узкой и длинной, урашенной фресками и живописью. Четыре дня в неделю монахи принимают пищу дважды в день утром и вечером. В остальные дни один раз, но в обед.

Монахи не боятся смерти, воспринимают её как нечто неизбежное и естественное. Здесь хоронят без гроба; тело обвивается мантией и предаётся земле. Через 3 года могилу раскапывают, если за это время тело ещё не истлело, не принято землёй, то по вере святогорцев, усопший вёл не вполне праведную жизнь. Тогда могилу снова зарывают и особенно горячо и долго молятся за усопшего брата, посмертная жизнь которого так трудна. Если всё нормально. кости омываются водой с вином и насухо вытираются тканью и переносятся в склеп. В склепе внутри усыпальницы установлены полки на которых в иерархическом порядке расположены черепа умерших. На стене крупными буквами надпись: «Помни всякий брат. Что мы были, как вы. А вы будете, как мы».

После похорон за упокой души, монахи каждый день в течении 40 дней молятся у могилы, делая по 100 поклонов.

Вот уже тысячу лет на землю Афона не ступала женская нога. Приближаться можно, но не ближе чем 500 метров, даже птицы не вьют гнёзда.

Что бы посетить Афон, иностранному гражданину требуется специальное разрешение МИД Греции. На территории Афона есть своя таможня. После запроса, Кинотом даётся разрешение. Иностранцам разрешается пребывание на Святой Горе не более 4 дней, причём должны предъявить для этого веские причины, как то: религиозный, исторический или научный интерес. Соблюдение устава каждого монастыря обязательно.

В истории православной церкви Афон занимает особое место, заслуга афонских монахов состоит в том, что они всегда являлись носителями истинного православия, защитниками точного соблюдения её догматов и канонов.

  1.  Возрождение монашества на Святой горе Афон.

Приблизительные сведения о числе насельников афонских монастырей на рубеже 1960–1970-х годов говорят о том, что «отпевать» Афон было еще рано. И если до этого число братии Святой Горы стабильно уменьшалось, то в 1972 году впервые статистика показала, что число монахов впервые за многие годы увеличилось на одного: в 1971 году на Святой Горе проживало 1145 монахов, в 1971 году – уже 1146.

Кажущийся небольшим, но в действительности очень значимый рост числа насельников афонских монастырей год от года продолжался. Наблюдаемый некоторое время назад незначительный спад роста числа афонских монахов был связан с тем, что в общем числе насельников монастырей значительная часть – монахи преклонных лет, смертность среди которых весьма высока. С 1972 по 1996 год, в который была проведена последняя перепись на Афоне, еще 1036 монахов пришли на Святую Гору.

Примечательно и то, что в первые пять лет (с 1972 по 1976 гг.) на Афон прибыло 143 новых монаха, то есть приблизительно по 29 в год, с 1977 по 1986 годы – 284 монаха, а за следующие десять лет, с 1987 по 1996 году – еще 609 монахов, то есть приблизительно по 61 в год. Таким образом, приток новых монахов возрос за 10 лет более чем на 100%.

Увеличение насельников не было одинаково во всех монастырях. С середины 1970-х годов только в восьми из двадцати крупных монастырей наблюдался рост числа братии, в остальных же число насельников уменьшалось. В число упомянутых восьми монастырей входят Иверский, Хиландар, Каракалл, Филофей, Симонопетра, святого Павла, Григориат и Эсфигмен. В трех из них – в монастырях Филофее, Симонопетра и Григориате – прогресс был весьма внушительным: в монастыре Симонопетра, например, число монахов увеличилось втрое. При этом монахи прибывали не по одиночке, но группами – синодиями.

Это было характерной особенностью начального периода обновления афонского монашества. Синодии приходили в монастыри из зависимых скитов и пустыней, братия которых составляет три пятых всех афонских монахов.

Новоприбывшие на Афон для жизни монашеской, как правило, удалялись в скиты и пустыньки, где они вели аскетическую жизнь и получали более полное духовное руководство. Первые синодии отца Иосифа стали пополняться в 1950-х годах, позднее, в 1960-е годы, – синодии отца Паисия.

Растущий состав синодий сделал затруднительным пребывание их в зависимых кельях, ибо ощущалась острая нужда в местах жительства. При этом стало возможным размещаться в монастырях, которые хоть и приходили во все большее запустение, но имели достаточно места для размещения растущих синодий. Процветающие синодии переселялись в пустеющие монастыри. Новоприбывшие занимали управленческие посты в монастырях, а также делали их пригодными не только для собственного проживания, но и для приема новых монахов.

На втором этапе, с середины 1970-х годов, монахи стали перемещаться – и снова группами – из более процветающих монастырей в более слабые. И снова новоприбывшие оказывались во главе своего нового пристанища. Так была решена проблема непропорционального роста насельников в одних монастырях и угрозы полного запустения в других.

В начале 1980-х годов началось возрастающее движение из монастырей назад в скиты и кельи. Монахи, прожившие в монастырях много лет и стяжавшие необходимый монашеский опыт, переходили в скиты и каливы, где было более тихо и мирно. Началось широкое восстановление исихастириев.

Количество монахов на Святой Горе возрастало в обратной пропорции их среднему возрасту, потому что почти все новоприбывшие были молодыми. Подавляющее большинство монахов прибыло за последние 25 лет. Таким образом произошло омоложение афонского монашества и переформирование возрастной пирамиды – средний возраст сместился к 45 годам. Большинство монахов сегодня в возрасте от 31 до 40 лет; молодых больше в монастырях, чем в исихастириях.

Уровень образования насельников Афона сравнительно выше, чем в среднем среди всего греческого населения. Многие из послушников имеют высшее образование и являются специалистами в различных областях. За пять лет, с 1960 по 1964 годы, например, только три человека на Святой Горе имели университетское образование, в то время как сейчас 343 монаха закончили университеты. Среди них 133 имеют богословское образование и 210 – в других отраслях. Только 1,7% монахов не имеют начального образования.

И в организации монашеской жизни на Афонской горе произошли стремительные изменения. Общежительное устройство, отвергающее личное владение имуществом, считается наиболее полно отражающим идеал коллективного монашеского жития. Идиоритмическая (особножительная) форма являет собой старую лаврскую традицию. Она пережила самые тяжелые периоды истории монашества. При этой форме монашеской жизни допускается владение личным имуществом. Все 20 главных монастырей Афонской горы прошли этап идиоритмического устройства в определенное время своего существования. Афонский устав запрещает общежительному монастырю становиться особножительным, но особножительный может стать общежительным (статья 85 Устава). 25 лет назад девять из двадцати монастырей были особножительными, теперь все монастыри Афона – общежительные. Все другие монашеские поселения на Святой Горе (скиты, кельи, каливы, исихастирии и кафизмы) подчиняются одному из двадцати главных монастырей, так же, как и метохи (подворья) вне Святой Горы, многие из которых стали крупными духовными центрами.

Важно отметить, что люди не только из традиционно православных стран – Греции, России, Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии – проживают на Афоне; здесь также есть насельники из Германии, Британии, Франции, Канады, Нидерланд, Перу, Сирии и Африки. Афонское монашество, таким образом, поистине вселенское. Жизненно важно и то, что этот вселенский аспект сохранился и крепнет во благо не только монашества, но и всей Церкви.

В процессе обновления Святой Горы ярко проявилось несколько харизматических фигур, оказавших большое духовное и моральное влияние на братию. Одни уже почили, другие еще живы, но все они послужили началом целых течений, привлекших множество людей к монашеской жизни. Среди почивших – отец Иосиф Исихаст (+1958), отшельник и старец, который был духовным отцом для шести из двадцати главных монастырей Афона; отец Паисий Святогорец (+1994), возродивший несколько монастырей, духовный отец многих афонских монахов и огромного числа мирян; отец Софроний (Сахаров, +1993), который хотя и провел последние десятилетия своей жизни в им основанном монастыре Иоанна Предтечи в графстве Эссекс в Англии, на Святой Горе прожил более 20 лет (1925–1947), а своей книгой о старце Силуане он многих молодых людей привел к монашеству.

По мере возрождения монашества на Афоне здесь обнаружилась и еще одна своеобразная черта его современной жизни – некоторое сближение общежительной и исихастской традиций. Исихастская традиция с продолжительными самоуглубленными упражнениями в умной молитве практиковалась в основном только в исихастириях, а ныне вошла, укрепилась и органично заняла свое место в киновиях, став частью их жизни. Регулярные же службы теперь упорядочивают жизнь почти во всех исихастириях на Афоне.

Такое сближение исихастской и киновийной традиций сопровождается и определенным расширением контактов монашества с внешним миром. Это всегда было характерной чертой Православной Церкви, начавшей было умаляться в недалеком прошлом. Сейчас ситуация полностью изменилась. Тысячи паломников ежегодно посещают Святую Гору и открывают для себя духовность и жизнь монахов. Одновременно через публичные выступления, периодические статьи, специальные публикации, выступления в серьезных церковных и общественных изданиях, а также через личное духовное окормление монахи Святой Горы сильно влияют на духовную жизнь христианской общины и вносят заметный вклад в жизнь Церкви и общества. Оживление духовной жизни и значительный интерес к Православию заметны сейчас как в Греции, так и во всем христианском православном мире, что является прямым результатом расширения взаимных контактов между монашеством и обществом.

В 1981 году был создан Центр сохранения Афонского наследия. В него входят представители Священного Кинода Святой Горы, греческого правительства и генеральный секретарь правления округа Восточная Македония и Фракия, в ведении которого находится Святая Гора.

При вхождении Греции в Европейский Союз, естественно, возникли проблемы, связанные с особым образом жизни Святой Горы. Все они были решены, когда Греция и другие страны-участники подписали совместную декларацию о сохранении особого статуса горы Афон.

Сегодня на Афоне идет весьма утешительный процесс, который тем не менее вызывает и некоторую обеспокоенность. Речь идет о его стремительной реконструкции. Разрушенные и ветхие монастырские здания восстанавливаются, что, как считают некоторые, отвлекает монахов от духовных подвигов, заставляя их думать о материальном. И огромное число паломников, приезжающих практически круглый год, и автомобили, и механизмы, используемые для строительства, да и само строительство, и прежде всего дорожное, – все это существенно меняет ритм жизни Святой Горы. Но не стоит забывать и того факта, что на полуострове с XIX века не было проведено ни одной серьезной реконструкции. Естественный износ зданий требует серьезных восстановительных работ. Значительные изменения в общественной жизни и технологиях, произошедшие за последние десятилетия, не могут не сказаться на афонском укладе и должны восприниматься как обычный ход вещей.

Список литературы

  1.  Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. М.. 1992г.
  2.  Калибанов А.И. Русское православие: вехи истории. – М., 1989г.
  3.  Никольский Н.М. История русской церкви. – М 1983г.
  4.  Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. –М., 1995г.