Правовой режим целевых государственных и местных фондов
Введение
История возникновения и развития целевых денежных фондов уходит в далекое прошлое. Создание целевых денежных фондов было связано с тайной деятельностью правительств различных государств. Специальные денежные фонды были характерны для финансовой деятельности государства задолго до появления единого государственного бюджета. Средства данных фондов шли на покрытия расходов в военной сфере, для научных исследований, экономического развития и др. В дальнейшем государство вынуждено было создавать единый государственный бюджет. Однако функционирование многих специальных денежных фондов сохранилось. Такая картина характерна для Великобритании, Германии, Японии и других развитых государств. Россия не была исключением. Так, в XIX в. чрезвычайные потребности российского государства могли быть покрыты путем использования резервного фонда или запасной казны. В дальнейшем, к началу XX в., использованию резервного фонда стали предпочитать повышение налогов и заключение займов, а при формирование бюджета в советские времена государство совершенно отказалось от создания каких-либо специализированных фондов. Финансирование мероприятий проводилось только в рамках единого государственного бюджета.
Целевые государственные и местные денежные фонды полноценное развитие получили в России в 90-х гг. XX в. В числе первых были созданы Пенсионный фонд РФ, дорожные фонды РФ, и другие внебюджетные фонды. Причиной их создания и развития стало недостаточное внимание к расходам на отдельные важные для государства мероприятия. В результате государство вынуждено было создать специальные денежные фонды для финансирования приоритетных социальных и экономических задач, не нашедших достойное место среди статей доходов и расходов государственного бюджета. Государственные внебюджетные фонды создавались как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ. Муниципальные образования также могли создавать свои целевые фонды.
Целью данной работы является правовой режим целевых государственных и местных фондов, значение, виды, классификация целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
1. Понятие, значение и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов
Целевой бюджетный фонд[1] – фонд денежных средств, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Начиная с 1994 г. формируются целевые фонды в рамках бюджета (целевые бюджетные фонды), а также принимается правовая база для создания отраслевых внебюджетных денежных фондов[2]и целевых фондов Правительства РФ[3]. На данный момент российское государство держит курс на ограничение количества целевых фондов в связи с достижением соответствующих задач и целей. Сократилось количество как бюджетных, так и внебюджетных целевых денежных фондов. Это проявляется, прежде всего, в законах о бюджетах. Однако это не означает полного отказа от целевых фондов, поскольку с их помощью обеспечивается проведение различных существенных для государства и населения мероприятий. Доказательством этому служит глава 17 (Ст. 143 – 150) БК РФ, посвященная государственным внебюджетным фондам Российской Федерации.
С учетом действующего законодательства следует отметить, что целевые денежные фонды представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств, направленных на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках экономического и социального развития.
На практике определилось четыре основных вида целевых государственных и местных денежных фондов:
- государственные и местные внебюджетные фонды;
- отраслевые (ведомственные) внебюджетные фонды;
- целевые бюджетные фонды;
- целевые фонды Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ.
1.1.Классификация целевых государственных и местных денежных фондов:
1.2.1.По юридической природе
По юридической природе целевые фонды можно подразделить на:
а) фонды, которые создаются на основании федеральных законов. К их числу можно отнести бюджетные целевые фонды (например: Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных финансов, Фонд финансовой поддержки субъектов РФ) и иные денежные фонды, созданные на основании закона о федеральном бюджете[4], внебюджетные государственные социальные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ) и др.;
б) фонды, создаваемые на основании законов субъектов РФ, в частности законов о бюджетах субъектов РФ, иных законов[5] и подзаконных нормативных актов, принятых органами власти субъектов РФ[6];
в) фонды, которые создаются в силу указов Президента РФ. К числу таковых можно отнести Фонд по поддержке соотечественников за рубежом «Россияне»[7];
г) фонды, образованные постановлениями Правительства РФ. Например, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы[8].
1.2.2.по территориальному уровню целевые денежные фонды подразделяются на:
-федеральные;
- региональные, или территориальные (субъектов РФ);
- местные (муниципальные).
Внебюджетные фонды могут формироваться на самом различном уровне. Так, фонды обязательного медицинского страхования формируются на федеральном и региональном уровнях. Субъекты РФ могут создавать свои территориальные государственные внебюджетные фонды. Представительные органы местного самоуправления также могут создавать свои целевые внебюджетные фонды[9].
Отраслевые внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном[10] и региональном уровнях. Целевые фонды Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ создаются соответственно на федеральном и региональном уровнях. Что касается бюджетных целевых фондов, то они создаются на всех территориальных уровнях.
1.2.3.по целевому направлению денежные фонды можно классифицировать на:
-экономические;
-социальные.
Так, федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ) являются социальными. Остальные целевые денежные фонды в большинстве своем являются экономическими.
1.2.4.по срокам действия целевые денежные фонды классифицируются на:
-долгосрочные;
-краткосрочные.
К числу долгосрочных относятся внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ и др. Остальные являются краткосрочными, так как прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
1.2.5.по порядку формирования денежные фонды классифицируются на:
-формируемые в рамках бюджета (бюджетные целевые фонды);
-образуемые отдельно от бюджета (внебюджетные и иные денежные фонды).
Правовой статус целевых денежных фондов регулируется значительным количеством нормативных актов. Особое место среди них занимают законы или решения о бюджетах различных уровней. В них же уделяется внимание целевым бюджетным фондам, Федеральные законы посвящены в основном правовому статусу внебюджетных фондов. Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ регулирует финансовые отношения по поводу образования и использования целевых фондов. Правительства РФ, а также отраслевых внебюджетных фондов.
2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
Целевые бюджетные фонды консолидируются в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ для оказания финансовой помощи отдельным регионам и муниципальным образованиям, финансирования отраслей экономики, а также государственных и муниципальных программ социально-экономического развития.
Особенностью бюджетных целевых является то, что статьи доходов и расходов, указанных фондом определяются федеральными законами, законами субъектов РФ или решениями представительных органов местного самоуправления о соответствующем бюджете на соответствующем бюджете на очередной финансовый год и учитывается составе указанных бюджетов. Период деятельности фондов определяется временем действия соответствующих бюджетов, то есть календарным годом, после чего фонды прекращают свое существование или образуются вновь.
К рассматриваем фондам можно условно отнести фонды финансовой поддержки и резервные фонды. Они отличаются от целевых бюджетных фондов тем, что не имеют отраслевой направленности.
Впервые федеральные целевые бюджетные фонды были созданы согласно Закону РФ от 14 мая 1993 г. «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год»[11]. В 1993 г. на республиканском уровне действовали: Фонд социальной поддержки северян; Фонд поддержки предпринимательства; Резервный фонд Президента РФ по социальной защите малообеспеченных слоев населения; Фонд Верховного Совета РФ по социальной поддержке населения; Резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций; Фонд социальной поддержки северян для обеспечения финансирования досрочного завоза продовольствия и товаров народного потребления в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, адресной поддержки малообеспеченных слоев населения в виде компенсационных выплат за приобретенные товары и оказанные услуги.
В федеральном бюджете на 1994 г. впервые образованы: Федеральный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства; Фонд возрождения торгового флота России; Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ; Фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности[12].
Начиная с 1995 г., в федеральный бюджет консолидированы (включены) средства целевых внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития департамента налоговой полиции РФ, Централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью.
Законодательным органам субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год»[13] было рекомендовано консолидировать в региональных бюджетах средства целевых внебюджетных территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям законодательных и исполнительных органов субъектов РФ за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений.
Начало созданию федерального и территориальных дорожных фондов было положено Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации»[14]
Деятельность дорожных фондов была связана с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.
В федеральный бюджет на 1999 г. были консолидированы средства наибольшего количества целевых бюджетных фондов за все время их существования[15]. К целевым бюджетным фондам дополнительно были отнесены ранее функционировавшие в качестве внебюджетных: Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ были объединены в Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ.
С 1 января 2001 г. названные бюджетные фонды за исключением Фонда Министерства РФ по атомной энергии были ликвидированы в связи с включением денежных средств фондов в соответствующие разделы федерального бюджета согласно функциональной классификации расходов[16].
В качестве новых целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете на 2001 г. были образованы: Фонд регионального развития; Фонд компенсаций; Фонд развития региональных финансов, порядок предоставления и расходования средств которых определялся Правительством РФ.
Фонд компенсаций был создан для предоставления субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[17] и Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[18].
Источником формирования Фонда развития региональных финансов являлся кредит Международного банка реконструкции и развития. Субсидии из фонда направлялись на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействие реформиророванию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ. Порядок предоставления и расходования субсидий определялся Правительством РФ в соответствии с соглашением о займе с Международным банком реконструкции и развития.
В федеральный бюджет на 2002 г. включены средства: Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; Фонда компенсаций; Фонда софинансирования социальных расходов; Фонда регионального развития; Фонда Министерства РФ по атомной энергии; Федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; Федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Фонд развития региональных финансов преобразован в Фонд реформирования региональных финансов[19]
Порядок предоставления и расходования средств указанных фондов определяется Правительством РФ.
В 2002 г. средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ используется на предоставление дотаций, на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидий на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.
Фонд компенсаций в 2002 г. выполняет более широкие задачи, чем в 2001 г. и предназначен для выделения субсидий и субвенций на финансирование текущих расходов по реализации не только Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», но и Законов РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»[20], «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[21]и ряда других.
Перед Фондом реформирования региональных финансов также стоят более широкие задачи по сравнению с Фондом развития региональных финансов. К ним, в частности, отнесены: реформирование региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов. Субсидий из фонда предоставляются субъектам РФ, отобранным на, конкурсной основе
Целью создания Фонда софинансирования социальных расходов является выделение дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на: повышение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы; предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг.
Фонд Министерства РФ по атомной энергии формируется за счет доходов: за поставляемый в США низкообогащенный уран в рамках исполнения обязательств России в области разоружения и контроля над вооружениями; от поставки высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией международных договоров о научно-техническом сотрудничестве и поставках высокообогащенного урана и др.
Использование средств фонда осуществляется по следующим направлениям: финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и программ поддержки фундаментальной и прикладной науки; финансирование работ, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций Министерства РФ по атомной энергии; финансирование других расходов, связанных с деятельностью ядерного комплекса, включая мероприятия по утилизации вооружений.
Федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений и Федеральный интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предназначены для кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса, проведения товарных интервенций и отпуска семян. Доходы от отпуска семян и проведения на рынке интервенций зерна и других продуктов используются на восстановление запасов семян Федерального фонда семян сельскохозяйственных растений и пополнение запасов Федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Помимо указанных фондов предусмотрено создание резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.
Правовой основой функционирования резервного фонда Президента РФ является БК РФ[22] (ст. 81, 82).
Правовой режим резервного фонда Правительства РФ определяется Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.[23]
Средства резервного фонда Президента РФ используются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ. Расходования средств резервного фонда осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ. Объем средств фонда не может превышать 1% утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервного фонда Правительства РФ используется для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, в том числе, на государственную поддержку общественных организаций; проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения; оказание разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством.
В соответствии со статьей 81 БК РФ в расходной части бюджетов субъектов Федерации также предусматривается образование резервных фондов органов исполнительной власти. Помимо этого в бюджетах субъектов РФ могут формироваться фонды финансовой поддержки муниципальных образований.
Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются в бюджетах субъектов РФ в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Источниками формирования средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований являются отчисления от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджеты субъекта Федерации.
Распределение средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности субъектов РФ
Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фондов устанавливается в процентах и утверждается законами субъектов РФ о бюджете.
В свою очередь, муниципальные образования могут консолидировать в своих бюджетах резервные фонды органов исполнительной власти[24], целевые муниципальные экологические и иные фонды в зависимости от приоритетности задач, стоящих перед местным самоуправлением. Правовой режим фондов определяется решениями представительных органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год и нормативными актами, принимаемыми в отношении указанных фондов представительными и исполнительными органами муниципальных образований.
3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов.
В системе целевых государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Средства внебюджетных фондов не консолидируются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Среди указанных фондов выделяют внебюджетные фонды социальной и экономической направленности.
Глава 17 БК РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных государственных внебюджетных фондов, к которым относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
К данным фондам относился также Государственный фонд занятости населения РФ, правовой режим которого регламентировался Положением о Государственном фонде занятости населения РФ[25], утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Созданию послужило принятие Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[26] от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 20 апреля 1996 г.). Однако в соответствие с положением Федерального закона от 5 августа 2000 г. «О введение в действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»[27] с 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости населения РФ был ликвидирован.
Финансирование программ, связанных с занятостью населения и социальной защитой граждан от безработицы, производившееся ранее за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ, в настоящее время осуществляется в соответствии с разделом «Социальная политика» функциональной классификации расходов федерального бюджета согласно положениям к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год».
Целью создания социальных государственных внебюджетных фондов является реализация конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечение; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 39, 41 Конституции РФ).
Особенностью названных социальных внебюджетных фондов является то, что они представляют собой самостоятельный финансовые учреждения, денежные средства которых находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджеты фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 145 БК РФ).
Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством РФ.
Фонды подотчетны Федеральному Собранию, и это проявляется в том, что по итогам исполнения бюджетов органами управления фондов составляются отчеты об исполнении бюджетов, которые представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных законов[28]. В то же время территориальные фонды обязательного медицинского страхования подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Контроль за использованием средств фондов возложен на федеральное казначейство и Счетную палату РФ[29].
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[30] и действует на основании Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.[31]
В настоящее время деятельность Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствие с БК РФ, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[32], Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[33], Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»[34], Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[35], Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»[36], другими нормативными правовыми актами.
Пенсионный фонд в России создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Источниками формирования средств фонда являются:
ü единый социальный налог в части, подлежащей зачислению непосредственно в Пенсионный фонд России;
ü средства из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет;
ü доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
ü добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
ü другие поступления.
Возмещение расходов Пенсионному фонду РФ на выплату государственных досрочно назначаемых пенсий, ранее возмещаемых Государственным фондом занятости населения РФ, а настоящее время осуществляется за счет средств федерального бюджета по разделу «Социальная политика» функциональной классификации расходов.
Средства Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:
ü выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ[37];
ü выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
ü оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
ü финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
ü другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.
При этом согласно ст. 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части государственной (трудовой) пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда России.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется его правлением и постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекции, а также управляющими отделениями фонда по субъектам Федерации.
Правление Пенсионного фонда России, в частности, определяет перспективные и текущие задачи фонда; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда.
Введена государственная регистрация нормативных правовых актов, издаваемых Пенсионным фондом России, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер[38].
В систему учреждений Пенсионного фонда также входят его отделения по субъектам РФ, в районах и городах. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ утверждаются правлением Пенсионного фонда России. В целях обеспечения взаимодействия органов фонда с полномочными представителями Президента РФ в соответствии с постановлением правления Пенсионного фонда от 9 октября 2000 г. в федеральных округах созданы управления Пенсионного фонда РФ[39].
Контроль за деятельностью исполнительной дирекции фонда и его региональных органов осуществляет ревизионная комиссия фонда.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом России в определенных пенсионным законодательством случаях могут являться и негосударственные пенсионные фонды[40].
Бюджет Пенсионного фонда России составляется на очередной финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При этом в составе доходов бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда России, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений банка России – на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв.
Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.
Помимо контроля федерального казначейства РФ и Счетной палаты РФ за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется дополнительный контроль со стороны наблюдательного совета за деятельностью фонда, создаваемого в порядке, определяемом Правительством РФ.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы в соответствие с Законом РФ «О медицинском страхование граждан в Российской Федерации»[41] от 28 июня 1991 г. (в ред. от 2 апреля 1993 г.) и действуют на основание БК РФ, Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»[42] от 24 февраля 1993 г., Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования[43], утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. и Указа Президента РФ от 29 июня 1998 г. «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования»[44].
Указанные фонды образованы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
К основным задачам Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования относятся:
ü обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
ü участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год»[45] средства бюджета Федерального фонда в 2002 г. направляются на финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе:
ü на охрану материнства и детства;
ü научные исследования в области обязательного медицинского страхования;
ü международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 8 Закона РФ «О медицинском страхование граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Медицинское страхование граждан государств – участников СНГ, временно находящихся в России, производится на основе международных договоров РФ с этими государствами.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования совместно с Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Министерством финансов РФ участвуют в разработке и утверждение методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью[46], утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г.
Источниками формирования средств фондов являются:
ü единый социальный налог в части, подлежащей зачислению непосредственно в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
ü средства из федерального бюджета на выполнение федеральных программ обязательного медицинского страхования;
ü добровольные взносы юридических и физических лиц;
ü доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда
ü и другие источники.
Финансовые средства Федерального фонда также образуются за счет взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах.
Руководство деятельностью Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором. Положение об исполнительной дирекции Федерального фонда утверждается Правительством РФ.
К числу основных функций Правления Федерального фонда относятся:
ü определение перспективных задач деятельности фонда;
ü разработка проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
ü и другие функции.
Основными функциями территориальных фондов являются:
ü определение перспектив деятельности территориальных фондов;
ü согласование с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью фондов осуществляют ревизионные комиссии. Правление Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования не реже одного раза в год назначают аудиторские проверки деятельности фондов, осуществляемые соответствующими организациями. При этом отчет о результатах проверки Федерального фонда ежегодно представляется на рассмотрение Государственной Думы РФ и Правительства РФ, а отчет о результатах проверки территориальных фондов – соответствующими органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации. Аудиторские проверки проводятся в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации[47], и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности»[48].
Согласно приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 9 декабря 1999 г. «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования»[49] персональную ответственность за рациональное использование средств фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с их целями несут руководители фондов.
Для выполнения своих задач территориальные фонды могут создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми исполнительным директором территориального фонда.
Фонд социального страхования РФ создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. «О Фонде социального страхования Российской Федерации»[50] в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и действует на основание Положения о Фонде социального страхования РФ[51], утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.
В настоящее время деятельность фонда регламентируется также БК РФ, Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»[52], федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, среди которых особое значение придается Федеральному закону от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[53].
Статья 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определяет основные принципы осуществления обязательного социального страхования в Российской Федерации, одним из основополагающих является принцип государственного регулирования системы обязательного социального страхования.
Средствами государственного социального страхования РФ управляет Фонд социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ образован для:
ü финансирования государственных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
ü пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ü санаторно-курортного обслуживания работников и их детей;
ü и др.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год»[54] гражданам РФ в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[55] гарантируется выплата пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
В своей деятельности фонд сотрудничает с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Источниками формирования средств фонда являются:
ü единый социальный налог в части, подлежащей зачислению непосредственно в фонд социального страхования;
ü добровольные взносы юридических и физических лиц;
ü доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда.
ü средства из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, и др.
Средства фонда формируются также за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями в порядке и по тарифам, устанавливаемыми федеральными законами о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год.
Фонд социального страхования РФ ежегодно направляет часть сумм страховых взносов в резерв, в целях частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами. Порядок формирования, размещения и расходования резерва определяется Правительством РФ.
Руководство деятельностью Фонда социального страхования РФ осуществляется председателем фонда и правлением. Председатель фонда и его заместители назначаются Правительством РФ. Правление фонда является коллегиальным органом, к функциям которого, относятся:
ü определение приоритетных задач фонда и совершенствование государственного социального страхования;
ü реализация государственных программ по социальному страхованию.
В систему учреждений Фонда социального страхования РФ входят:
ü региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Федерации;
ü центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
ü филиалы отделений, создаваемых региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем фонда.
Руководство региональными и отраслевыми отделениями фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу. Деятельность отделений осуществляется на основании Положения об отделении Фонда социального страхования РФ[56], утвержденного постановлением Фонда социального страхования РФ от 5 января 1995 г. (в редакции от 25 июня 1999 г.).
Для проверки финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда ежегодно привлекаются аудиторские организации. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой самого фонда.
Бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются его председателем.
Помимо указанных социальных государственных внебюджетных фондов значительная роль отводится экономическим государственным внебюджетным фондам, среди которых выделяют внебюджетный фонд развития исполнительного производства, созданный на федеральном уровне, и региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства.
Правовой режим фонда развития исполнительного производства определяется Положением о внебюджетном фонде развития исполнительного производства[57], утвержденным постановлением Правительства РФ 26 июня 1997 г. «Об исполнительном производстве»[58].
Внебюджетный фонд развития исполнительного производства является целевым и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства.
Средства фонда являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении Министерства юстиции РФ и не подлежат изъятию. Их аккумуляция осуществляется на счетах в учреждениях Банка России, а также на конкурсной основе в соответствующих кредитных организациях.
Фонд формируется за счет:
ü 70% сумм исполнительных сборов;
ü сумм возмещения расходов по проведению исполнительных действий в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
ü доходов от хранения временно свободных денежных средств, размещенных в кредитных организациях на конкурсной основе;
ü иных поступлений.
Направлениями расходования средств фонда являются:
ü совершение исполнительных действий, к которым, в частности, относятся: оплата работы переводчиков, понятых, специалистов и иных лиц, привлеченных совершению указанных действий;
ü розыск должника и его имущества;
ü другие необходимые действия и цели, связанные с развитием исполнительного производства.
Контроль за деятельностью фонда осуществляется Министерством юстиций РФ и Министерства финансов РФ.
Региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства действуют на основании Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства[59], утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. во исполнение Указа президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы». На местном уровне могут образовываться аналогичные фонды.
Региональные и местные фонды формируются в соответствии с решениями представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Средства фондов изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целями, определяемыми положениями о фондах.
Целями создания фондов являются:
ü привлечение внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу;
ü поддержка участия граждан в финансировании строительства или приобретения жилья;
ü содействия развитию производственной базы домостроения и обеспечения районов жилой застройки объектами инженерно-транспортной инфраструктуры;
ü развитие конкуренции в сфере жилищного строительства;
ü и др.
Источниками формирования внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются:
ü добровольные взносы организаций и физических лиц;
ü целевые кредиты под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления;
ü дивиденды, получаемые от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов;
ü и др.
Согласно ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе образовывать и иные целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.
4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ.
Целевые фонды Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ относятся к числу экономических денежных фондов. Создаются они для решения самых разнообразных задач в сфере экономики, в том числе:
ü для поддержки малого предпринимательства, поддержки фундаментальных научных исследований;
ü содействия развитию технологического и производственного потенциалов в области конверсии оборонной промышленности;
ü решения иных задач, отличающихся особой важностью на современном этапе развития России.
Целевые фонды Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ имеют следующие специфические черты:
ü они создаются Правительством РФ и правительств (администраций) субъектов РФ во исполнение принимаемых законов о бюджете на соответствующий финансовый год или в силу иных нормативных актов, а также по собственному усмотрению;
ü одним из основных источников финансирования данных фондов являются бюджетные ассигнования;
ü они имеют строго определенную цель создания и функционирования;
ü правовой режим данных фондов, как правило, определяется положениями, утверждаемыми подзаконными нормативными актами.
К числу основных фондов Правительства РФ следует отнести:
ü Государственный фонд конверсии;
ü Российский фонд фундаментальных исследований;
ü Российский гуманитарный научный фонд;
ü Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере;
ü Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
ü Фонд по поддержки соотечественников за рубежом «Россияне»;
ü Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса;
ü Федеральный фонд производственных инноваций.
Правовая база, регулирующая порядок формирования и функционирования Государственного фонда конверсии, получила свое развитие в 1995 г. с принятием постановления Правительства РФ от 16 декабря 1995 г. «О Государственном фонде конверсии»[60]. В дальнейшем был принят ряд нормативных актов, детализировавших деятельность Государственного фонда конверсии[61].
Фонд был создан для финансирования затрат, связанных с переориентацией производственных мощностей организации оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Основными его задачами является:
ü содействие государственной политике в области конверсии оборонной промышленности на основе поддержки конверсионных программ предприятий и организаций;
ü обеспечение непрерывного финансирования конверсионных программ предприятий и организаций оборонной промышленности путем целевого использования средств федерального бюджета и привлечения дополнительных внебюджетных средств;
ü содействие развитию научного, технологического и производственного потенциалов для разработки и производства продукции гражданского назначения;
ü обеспечение разработки, экспертизы и конкурсного отбора конверсионных программ, подлежащих финансированию при поддержке Фонда;
ü контроль за реализацией принятых к финансированию конверсионных программ.
Основным источником финансирования фонда являются средства федерального бюджета. Однако это не единственный источник. Такими источниками являются также:
ü средства, ежегодно уплачиваемые предприятиями и организациями за пользование предоставляемыми, начиная с 1995 г., целевыми конверсионными государственными кредитами и в погашение этих кредитов;
ü средства от целевых государственных займов в устанавливаемых Правительством РФ размерах;
ü отчисления на договорной основе от прибыли предприятий и организаций, завершивших программы конверсии;
ü проценты за средства государственного фонда конверсии, размещаемые на счетах уполномоченных банков.
Средства фонда конверсии предоставляются на финансирование программ предприятий и организаций на срок до трех лет с уплатой процентов в размере, определенном законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств конверсионные программы проходят экспертизу и конкурсный отбор.
Российский фонд фундаментальных исследований создан Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации». Его правовой режим определен Уставом Российского фонда фундаментальных исследований, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г.[62]
Фонд является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, созданного для поддержания фундаментальных научных исследований. Чтобы определить основные направления деятельности фонда, последний проводит конкурсный отбор научно-исследовательских проектов. При этом фонд устанавливает порядок рассмотрения по конкурсу научно-исследовательских проектов, а также проведение их экспертизы.
Средства фонда формируются за счет отчислений из федерального бюджета, добровольных взносов и пожертвований организаций и граждан, а также средств иных источников, не запрещенных законом. Определены следующие направления использования средств фонда: финансирование научных проектов и иных мероприятий, отобранных на конкурсах, а также на приобретение и распространение научной информации в целях поддержания фундаментальных исследований.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» в целях государственной поддержки развития инновационной деятельности в научно-технической сфере.
Фонд является государственной некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность совместно с Министерством промышленности, науки и технологии РФ и Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Образован фонд для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых, центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемыми малыми предприятиями.
Формируется фонд за счет:
ü бюджетных ассигнований в размере 1,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки;
ü добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
ü иных поступлений деятельности Фонда.
Фонд содействует проведению государственной политики по созданию и развитию в научно-технической сфере инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, созданию новых рабочих мест для эффективного использования научно-технического потенциала, привлечению на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства к реализации государственных научно-технических программ и заказов; реализация федеральных и иных программ и проектов малого инновационного предпринимательства т.д.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был создан на основе преобразования Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции во исполнение Федерального закона от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[63]
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является государственной некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющей финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Извлечение прибыли не является основной целью деятельности Фонда. При этом функционирование последнего осуществляется по следующим основным направлениям:
ü Фонд содействует привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
ü участвует в разработке и проведении экспертизы, конкурсного отбора и реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых), и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции;
ü осуществляет финансовую поддержку инновационной деятельности предпринимательских структур;
ü содействуют в освоении новых технологий и изобретений;
ü Фонд занимается и другой деятельностью, обеспечивающей государственную поддержку малого предпринимательства в России[64].
Источниками формирования Фонда являются бюджетные ассигнования, средства, поступающие от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, и другие не запрещенные законодательством источники.
Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса создан постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году»[65].
Средства Фонда используются для краткосрочного кредитования сезонных затрат организаций агропромышленного комплекса. Предоставляются средства товаропроизводителям агропромышленного комплекса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности: на основе платности, срочности и возврата, на срок не более одного года с обязательным заключением договора между банком-агентом и ссудозаемщиком, на льготных условиях (с взиманием не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ).
Формируется Фонд за счет бюджетных ассигнований в объемах, определяемых федеральным бюджетом на соответствующий год; поступлений платы по процентам за кредиты, выданные из фонда (за исключением маржи), а также пеней за просрочку уплаты процентов за использование средств фонда.
Федеральный фонд производственных инноваций создан постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. «О федеральном фонде производственных инноваций»[66] в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоение конкурентоспособных технологий и производства, а также мероприятий по освоению новых видов продукции.
Формируется Фонд исключительно за счет бюджетных ассигнований. Средства Фонда направляются на:
ü содействие государственной политике по поддержке инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
ü участие в разработке, проведение экспертизы и конкурсного отбора по реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики;
ü поддержку производства принципиально новых видов продукции и технологии путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создание уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
ü содействие строительству и реконструкции наукоемких производств и т.д.
Правительства (администрации) субъектов РФ также могут создавать свои целевые денежные фонды. Данная разновидность целевых денежных фондов создается достаточно редко субъектами РФ, в чем проявляется общий курс на уменьшение целевых денежных фондов. Однако, в некоторых субъектах РФ существуют различные целевые денежные фонды правительств (администраций)[67]. Так, в некоторых субъектах РФ созданы целевые Фонды развития и поддержки малого предпринимательства[68]. К числу последних относится Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, функционирующий на основе устава, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 21 мая 2001 г.
Данный Фонд является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения финансирования Программы государственной поддержки малого предпринимательства в республике, а также участия в местных программах, проектах и мероприятиях по развитию малого предпринимательства. Средства фонда направлены на создание и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, привлечение финансовых средств для реализации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства в Башкирии.
Источниками средств Фонда являются ассигнования республиканского и местных бюджетов, средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и иных специализированных фондов, внебюджетные средства, в том числе добровольные пожертвования физических и юридических лиц, единовременные поступления учредителей Фонда и др.
5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов.
Отраслевые денежные фонды создаются при министерствах или ведомствах России, иногда – при министерствах и иных органах исполнительной власти субъектов РФ, на основе постановлений Правительства РФ и иных нормативных актов органов исполнительной власти. Средства данных фондов имеют конкретные цели использования в рамках отрасли хозяйствования или определенного вида деятельности. Они позволяют финансировать мероприятия внутриотраслевого характера, т.е. выступают дополнительными источниками финансирования деятельности министерств, ведомств и иных исполнительных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, входящих в систему данных органов. Бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов. Последние формируются, как правило, за счет добровольных отчислений предприятий, учреждений и организаций той или иной сферы. В этом заключается отличие отраслевых фондов от целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, основным источником которых являются бюджетные ассигнования.
В России создаются также и межотраслевые государственные денежные фонды. Ранее действовавший Порядок образования и использования денежных фондов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) непосредственно регламентировал функционирование отраслевых и межотраслевых денежных фондов. В настоящий момент создание межотраслевых денежных фондов значительно сокращено, но все же имеет место[69].
К числу отраслевых денежных фондов следует отнести:
ü фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок;
ü Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел РФ;
ü Резервный фонд Министерства транспорта РФ и др.
Правовой режим фондов федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок определен Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г.[70], а также положениями о каждом из этих фондов и иными нормативными актами министерств и иных органов исполнительной власти[71].
Для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок могут создаваться фонды не только органами исполнительной власти, но и коммерческими организациями.
Средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти направляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработка новых и совершенствования применяемых технологий, повышение технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасности и другие цели. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти осуществляют Министерство промышленности, науки и технологии РФ и Министерство финансов РФ.
В случае нецелевого расходования средств соответствующего внебюджетного фонда Минпромнауки России по собственной инициативе или по представлению Минфина России имеет право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений Минпромнауки России может восстановить регистрацию соответствующего внебюджетного фонда.
Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти формируется за счет добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведение, а также отчислений коммерческих организаций. Организации (хозяйствующие субъекты), участвующие на договорной основе в создании внебюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, перечисляют средства в соответствующий внебюджетный фонд в размерах, определенных договором, и в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль.
Особый порядок формирования средств присущ Российскому фонду технологического развития. Так, федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации, создавшие подобные фонды, в соответствии с договором, заключенным с Минпромнауки России, ежеквартально перечисляют в данный Фонд 25% средств, поступающих в внебюджетные фонды.
Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел РФ образован в соответствии с Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности работы Министерства иностранных дел РФ»[72].
Правовой режим данного фонда определен Положением о централизованном фонде социального и материального развития МИД России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 мая 1995 г.[73]
Средства фонда предназначены для финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы МИД России, развитию социальной сферы и материальному стимулированию его сотрудников. С помощью фонда МИД России обеспечивает своих сотрудников жильем, производит частичную оплату платных медицинских услуг, организует отдых детей сотрудников и т.д.
Фонд формируется за счет отчислений 10% внебюджетных средств в рублях и иностранной валюте, получаемых МИД России от оказания консульских и других видов услуг.
Резервный фонд Министерства транспорта РФ создан Правительством РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.
Правовой режим данного Фонда определен постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г., которым был утвержден Порядок образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе[74].
Образуется Резервный фонд за счет:
ü добровольных отчислений организаций морского, речного и автомобильного транспорта независимо от формы собственности в размере от 1% доходов от основной деятельности;
ü сборов от лицензирования всех видов деятельности на морском, речном и автомобильном транспорте в размере, определенном законодательством РФ;
ü добровольных отчислений страховых компаний, осуществляющих страхование транспортных средств и другого имущества на морском, речном и автомобильном транспорте;
ü добровольные целевые отчисления организаций морского, речного и автомобильного транспорта;
ü отчисления в размере 10% портовых, корабельных и иных сборов на морском и речном транспорте;
ü добровольных средств иных юридических и физических лиц;
ü иных источников
Заключение
Подводя итог своей работе остановлюсь, на вопросе создания целевых государственных и муниципальных (местных) денежных фондов.
Во-первых, создаются они только компетентными государственными или муниципальными органами. Этим целевые государственные и местные денежные фонды, прежде всего, отличаются от негосударственных целевых денежных фондов, выступающих в виде негосударственных некоммерческих организаций.
Во-вторых, они имеют строго определенную цель создания и функционирования. Как правило, в качестве таковой цели может выступать пенсионное обеспечение, социальное страхование, финансирование медицинского обслуживания населения, поддерживание приоритетных отраслей промышленности, обеспечение продовольствием районов Крайнего Севера и другие.
В-третьих, их правовое положение определяется нормативным актом о бюджете соответствующего уровня, Положением о соответствующем фонде или иным подзаконным нормативным актом, изданным компетентным органом и определяющим основные условия образования и функционирования фонда.
В-четвертых, действия фондов ограничивается достижением целей, лежащих в основе их создания.
Как уже было выше сказано, причиной создания и развития целевых государственных и местных денежных фондов стало недостаточное внимание к расходам на отдельные важные для государства цели. В результате государство вынуждено было создать специальные денежные фонды для финансирования приоритетных социальных и экономических задач, не нашедших достойное место среди статей доходов и расходов государственного бюджета.
Я считаю, что написанная мной курсовая работа убедительно доказывает необходимость создания и развития целевых государственных и местных денежных фондов
[1] См.: Статья 17 БК РФ.
[2] См.: постановление Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» // САПП. 1994. №16. Ст. 1278; СЗ РФ. 1996. №32. Ст. 3934; 1998. №14. Ст. 1603.
[3] См.: например: постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» // СЗ РФ. 1998. №14. Ст. 1603.
[4] См.: Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. «О федеральном бюджете на 2007 год» №238 – ФЗ // СЗ РФ. 2006. №52. Ст. 5504.
[7] См.: Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. «О создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом «Россияне» // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1836.
[8] См.: постановление Правительства РФ от 2 августа 1997 г. «О Фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы» // СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3789.
[9] См.: ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330.
[10] См.: Положение о централизованном фонде социального и материального развития Министерства иностранных дел РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2074.
[11] ВВС. 1993. № 22. Ст. 794; САПП. 1993. № 512. Ст. 5068.
[12] Федеральный закон от 1 июля 1994 г. «О федеральном бюджете на 1994 год» // СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108; 1995. № 14. Ст. 1213.
[13] СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1213.
[14] В настоящий момент действуют только территориальные дорожные фонды. Подробнее см.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» // Российская газета. 2002. 30 июля.
[15] Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093; № 28. Ст. 3463.
[16] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5030.
[17] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.
[18] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; 2001. № 53. (ч. 1). Ст. 5017.
[19] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» (ст. 7, 19, 48, 54) // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 11. Ст. 1019.
[20] СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030.
[21] СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2.
[22] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030.
[23] СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3450.
[24] Статья 81 БК РФ.
[25] ВВС. 1993. № 25. Ст. 911.
[26] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5024.
[27] СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3341; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030.
[28] Статьи 148 – 149 БК РФ.
[29] Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030.
[30] ВВС. 1990. № 27. Ст. 351; СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1637.
[31] ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; САПП. 1993. № 52. Ст. 5086.
[32] СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
[33] СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.
[34] СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401; 2001. № 44. Ст. 4149.
[35] Российская газета. 2002. 30 июля.
[36] СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936.
[37] См.: Федеральный закон от 6 марта 2001 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительства за пределы Российской Федерации» (Российская газета. 2001. 12 марта).
[38] См.: Указ Президента РФ от 20 марта 2001 г. «О введение государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации и Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1216.
[39] Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. № 1. Ст. 37 – 40.
[40] См.: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071; Российская газета. 2002. 26 марта.
[41] ВВС. 1991. № 27. Ст. 920; СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108.
[42] ВВС. 1993. № 17. Ст. 591; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3341.
[43] СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3902.
[44] СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3147.
[45] СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5021.
[46] СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4811; 2001. № 31. Ст. 3286.
[47] См.: Положение о проведение ежегодных аудиторских проверок Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 16 августа 1999.
[48] СЗ РФ. 2001. № 33. (ч. 1). Ст. 3422; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.
[49] Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2000. № 3. Ст. 91 – 96.
[50] САПП. 1992. № 6. Ст. 319; СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3292.
[51] САПП. 1994. № 8. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6417.
[52] СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
[53] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803; 2002. № 7. Ст. 628.
[54] СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 628.
[55] СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2.
[56] Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. № 9.
[57] СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3181; 1999. № 28. Ст. 3678.
[58] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591; 2001. № 32. Ст. 3412; 2000. № 29. Ст. 3988.
[59] СЗ РФ. 1994. Ст. 869.
[60] СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5165.
[61] См.: постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. «Вопросы Государственного фонда конверсии» // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3281; Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год»; постановление Правительства РФ от 8 февраля 1998 г. «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условий их конкурсного отбора» // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 762.
[62] СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1035.
[63] СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; см. также постановление Правительства РФ 1995 г. «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4924; 2000. № 49. Ст. 4823.
[64] Подробнее см.: постановление Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1901; 1999. № 36. Ст. 4402.
[65] СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1174; 1999. № 16. Ст. 2000.
[66] СЗ РФ. 1995. № 36. Ст. 3540; 1998. № 28. Ст. 3368.
[67] См., например: Указ Президента Республики Коми от 21 декабря 1999 г. «О Республиканском учреждении «Фонд развития топливного комплекса при Министерстве угольной, нефтяной и газовой промышленности республики Коми» // Республика. 2001. № 23. 6 февраля.
[68] См., например: постановление Кабинета министров Чувашской Республики «О Республиканском фонде поддержки малого предпринимательства» // Чувашия 1998. № 13; Закон Республики Марий Эл «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1995. № 11. Ст. 251.
[69] Например, в Республике Марий Эл образован Межведомственный фонд поддержки агропромышленного комплекса по подготовке техники к сельскохозяйственным работам // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2000. № 4.
[70] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5058.
[71] См., например: приказ Минсвязи РФ от 9 ноября 2000 г. о расходовании средств Внебюджетного специального фонда НИОКР // Связьинформ. 2000. № 11.
[72] СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1034.
[73] СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2074.
[74] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3659.