Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр

Правовой режим земель предоставленных для разработки недр

План:

§1 Понятие недр и состав государственного фонда.

§2 Право собственности на недра.

§3 Право пользования недрами и его виды. Порядок предоставления недр и земель предназначенных для пользования недр.

§4 Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых (общераспространенных и не общераспространенных).

Введение.

Новый Закон РФ «О недрах» более четко охватывает и регулирует отношение в сфере недропользования, т.к.  «Основы законодательства о недрах» не настолько рассматривали данные отношения. Новый Закон РФ «О недрах» коренным образом повлиял на изменения земельного строя в России (хотя и земельная реформа была принята в 1990 году, Закон РФ «О недрах» дополнил тогда еще не полностью сформировавшуюся реформу). Иными словами, перестала существовать исключительная государственная собственность на недра. Практическую значимость приобрели вопросы регулирования сделок с землями, предоставленными для добычи полезных ископаемых. А это в первую очередь охрана и защита недр;  ее рациональное использование; контроль специальных органов за использованием недр; выявление месторождений полезных ископаемых и т.д. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государств и граждан РФ, а также прав пользователей недр. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств. Все вопросы связанные с пользованием и разработкой недр регулируются не только Законом РФ «О недрах», но и многими  другим Законами и подзаконными актами РФ. Например,  Положение о порядке лицензирования пользования недрами 1992 года хорошо рассматривает поэтапно порядок предоставления прав пользования недрами.

Вообще правовой режим земель предоставленных  для пользования недрами несколько специфичен. Во-первых, под правовым режимом земель предоставленных для пользования недрами  следует понимать особую целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования. Во-вторых,  недра для нас являются естественной кладовой, в которой хранятся минеральные ресурсы природного происхождения и являются для нас бесценными находками, т.к. недра это составляющая часть нашей экономики страны. Поэтому я считаю, что законодательство в сфере недропользования, должно быть еще и очень совершенным. Ведь мы не можем допустить разворовывания другими государствами или не выявление полезных ископаемых геолого-разведывательными работами.

В настоящее время Президент Российской Федерации  В.В. Путин обратил внимание на не совершенное законодательство природно-ресурсного права. В будущем будет создаваться комитет или орган, который будет контролировать все министерства в природно-ресурсной, горной, водной, лесной, земельной сфере и постепенно строить новую юридическую базу для земельных отношений и природно-охранного и аграрного законодательства.

1.    Понятие недр и состав государственного фонда.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все недра Российской Федерации  и ее субъектов составляют единый государственный фонд недр в который входят как используемые так и неиспользуемые части недр. В состав единого государственного фонда недр  включаются недра, расположенные как над сушей, так и под водными объектами в пределах территории Российской Федерации и ее субъектов.  

Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.

Недра как заполненное веществом природы пространство, находящиеся под поверхностью земли, являются естественной кладовой,  в которой таятся разнообразные минеральные и другие природные ресурсы, жизненно необходимые для экономической жизни общества. Наряду с этим, выступая в качестве важнейшего элемента природной среды, недра являются базисом, фундаментом наземного рельефа, почему  значительные изменения внутри недр сопровождаются существенными изменениями рельефа поверхности земли.

Земли  предоставленные для разработки недр, самостоятельной категории не образуют и входят в состав земель промышленности, транспорта,  связи, энергетики, обороны и иного специального назначения.

. В 1994 г. совместно с органами власти субъектов Федерации практически завершено формирование системы управления государственным фондом недр  и организационного обеспечения лицензирования недропользования.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Управление государственным фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соответствующих органов Российской Федерации по организации рационального  использования  недр для удовлетворения  потребности в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства,  охраны недр, обеспечивая безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области.

Основными функциями управления государственным фондом недр являются: распределение и перераспределение участков недр между природопользователями, государственная  регистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр, утверждение запасов  полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный надзор и контроль за пользованием и охраны недр.

   Распределение и перераспределение недр между природопользователями  производится соответствующими государственными органами посредством предоставление недр в пользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр для других государственных и общественных нужд.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

Государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в пределах своих полномочий утверждают Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.

Под землями для пользования недрами понимаются земли, права на которые возникли у различных субъектов по основаниям предусмотренным действующим земельным законодательством, для одного из видов пользования недрами, осуществление которого  невозможно без пользования земельного участка.

Особенность земель для пользования недрами состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории  земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.

 

 2. Право собственности на недра.

Российская правовая система подразделяется на составляющие ее элементы (нормы, институты, отрасли). Наиболее важным элементом системы представляется правовой институт, в частности, институт права собственности. В условиях формирования новой правовой системы, ориентированной на рыночную экономику, институт права собственности является одним из центральных, в его составе возможно выделить институт собственности на недра и ресурсы недр.

Институт собственности на недра и ресурсы недр представляет собой совокупность правовых норм различных отраслей права — государственного, гражданского, земельного, экологического, финансового, административного, иначе говоря, данный институт имеет не только гражданско-правовой характер. В юридической литературе можно найти несколько мнений о правовой природе института права собственности вообще.   

Наиболее разработанным представляется гражданско-правовой институт собственности.  В соответствии с гражданским законодательством право собственности — наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю — собственнику определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство.   Как отмечает Т. Н. Малая, «комплексный институт права государственной собственности не может целиком входить в состав конкретной (будь то гражданское или государственное право) отрасли права, т. к. всякая отрасль отличается не только предметом, но и методом правового регулирования»*. 

 Соглашаясь с ней и не относя право собственности на недра и ресурсы недр к отдельной отрасли права, поскольку институт права собственности носит межотраслевой характер, отметим, что данное право собственности характеризуется специфичным субъектным составом и содержанием, имеет свои объекты.

К числу понятийных основ института относятся такие категории, как: недра, природные ресурсы, ресурсы недр, углеводородное сырье, геологическая информация. Следует подчеркнуть, что категории: «недра», «ресурсы недр», «минеральные ресурсы», «природные ресурсы», «геологическая информация» — это, прежде всего, экономические, технические категории, используемые в специальных отраслях знаний. С другой стороны, эти категории вовлечены в правовой оборот, используются в юридической литературе, в правовых актах. Понятия «недра» и «природные ресурсы недр» встречаются в нескольких источниках права: в статье 9 Конституции РФ, в статье 4 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 года, в статье 2 Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2144,  в статье 22 Устава Тюменской области, в преамбуле Закона РФ «О недрах». Гражданское законодательство относит землю и другие природные ресурсы к объектам гражданских прав (ст. 128, 129 ГК РФ), однако, не дает ни понятия, ни перечня природных ресурсов.

Некоторые теоретические исследования понятий «недра», «природные ресурсы» проведены в работах ученых, занимающихся проблемами экологического и земельного права. Г. С. Башмаков относит понятие недр к числу ключевых категорий и на основе анализа правовых норм советского периода приходит к выводу, что советское законодательство рассматривало в качестве недр часть природной среды, которая находится под земным покровом, а также выходы месторождений полезных ископаемых на поверхность**. 

 Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

_________________

*Малая Т. Н. «О соотношении собственности и права собственности». Казань, 1983. С. 21.

** Башмаков Г. С. Понятие недр по советскому законодательству // Сов. государство и право. 1973. №9. С. 129

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности  (ст. 2 Закона о недрах).

Закон о недрах  четко определяет, что недра в границе Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах земли полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном  ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Для гарантийного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими дефицитными видами ресурсов недр отдельные их участки недр, в т.ч. содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения, на основе совместимых решений органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Для начала нужно немного углубиться в историю чтобы понять некоторые аспекты горно – земельных отношений.

Зарождение горно-земельных отношений мы можем с полной уверенностью отнести к началу XVII века, к эпохе Петра I. В 1719 г. были утверждены Привилегии о рудах и металлах, основным нормативным актом явился в то время “Берг Привилегиум” Петра I, принятый 10 декабря 1719 г., упорядочивший  взаимоотношения с губернской властью и обеспечивший экономические интересы  горной отрасли.

Дореволюционное законодательство выходило за рамки узких отношений, связанных с разведкой и добычей ископаемых. Оно включало группу норм о формировании и деятельности горных предприятий, договоры концессий, аренды, положения по безопасности горных работ и др.

Следующий этап - Указ Екатерины II от 28 июня 1782 года, который установил исключительное право собственности владельца земли на недра и находящиеся в них полезные ископаемые. Экономическая целесообразность, необходимость эффективной разработки месторождений полезных ископаемых, от которых зависело развитие российской промышленности, со временем привели к отмене этого положения3и его заменой принципом “горной свободы”  определяющего право свободного доступа любого лица к разработке месторождений  полезных ископаемых, что было установлено вышеуказанным Указом Петра I.В 1832 году был издан Горный Устав, определяющий, что горные  промыслы и заводы могут находиться в двух формах собственности: государственной и частной. Право собственности охватывало, в том числе и землю, недра со всеми полезными ископаемыми. Собственник был уполномочен передавать другим лицам право на разработку месторождений полезных ископаемых. Участки недр и соответствующие права на их разработку были оборотоспособными. Добытые полезные ископаемые находились в собственности горнопромышленника, который за некоторыми ограничениями мог ими полностью распоряжаться. Горный устав закреплял основные принципы недропользования в России, а также устанавливал отдельные особенности для некоторых видов промыслов (нефтяных, соляных) и отдельных регионов России. 1917 год ознаменован принятием Декрета о земле. В результате национализации всей земли и всех природных ресурсов, включая недра, была отменена частная собственность и установлена государственная. Данные положения стали основой для Горного закона РСФСР 1928 года, установившего, что недра земли составляют социалистическую государственную собственность и не могут быть предметом ни частной, ни кооперативной собственности. Ввиду исключительной государственной собственности на недра какой-либо оборот участков недр (горных отводов) не допускался. В 60-х годах были приняты Основы законодательства о недрах Союза ССР. Одновременно велась научно-теоретическая работа по данным направлениям. В 1975 году были приняты “Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах”, в соответствии с которыми недра объявлялись государственной собственностью, а право пользования недрами могли получить государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР. ГК РСФСР 1964г. также не допускал каких-либо сделок с участками недр или правами на их разработку. На современном этапе  был принят первый Закон РФ “О недрах” (1992 г., в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ,   от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ).). В статье 2 Закона о недрах 1992 года провозглашено создание государственного фонда недр в пределах государственных границ РФ. Одновременно с этим возникли проблемы разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, в итоге в статье1-2 “Собственность на недра”  провозглашено: “Недра в   границах  территории  Российской  Федерации,  включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные  ископаемые, энергетические и     иные    ресурсы,    являются    государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в  совместном  ведении  Российской  Федерации  и субъектов Российской Федерации”. Несмотря на то, что   статья 129 ГК РФ признает природные ресурсы оборотоспособными  объектами гражданских прав тем не менее, закон РФ о недрах сохраняет традиции исключительной государственной собственности на недра и содержащиеся в них  полезные ископаемые (ст.1-2 Закона РФ "О недрах").

Таким образом, в рамках проведенного исторического анализа  можно отметить, что горно-земельное законодательство прошлого было достаточно продвинутым, системным, не ориентированным на сиюминутные экономические амбиции. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что в дореволюционном законодательстве, в  самой горной политике государства, в правотворческом духе того времени идеалы покорения и господства над природой как таковые отсутствовали. Иными словами, на уровне Правительства и законодательной инициативы в прошлую эпоху существовала совсем иная, отличная от современной, ментальность, иные ценностные установки.*

_________________________

 *  Исторические аспекты развития законодательства, регламентирующего право собственности на недра и ресурсы недр. Докладчик: Нигматуллина Л.М.

3. Право пользования недрами и его виды. Порядок предоставления недр и земель предназначенных для использования недр.

В соответствии со ст. 6 Закона о недрах виды пользования недрами предоставляются для:

1. регионального геологического изучения, включающего региональные геологические и геофизические работы,  геологическую съемку, инженерно- геологические изыскания, научно – исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общие геологическое изучения недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследований вулканической деятельности, создание и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2. геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

3. разведки и добычи полезных ископаемых, в т.ч. использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих  производств;

4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых;

5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно – оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6.  сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, в точности юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и субъектов РФ  они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Права и обязанности пользователей недр возникает с момента получения лицензии.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

Пользователь недр имеет право:

1) эксплуатировать предоставленные ему участок недр в соответствии с целями обозначенными в лицензии;

2) самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности;

3) использовать результаты своей деятельности, в т.ч. добытое минеральное сырье, в соответствии  с лицензией и действующим законодательством;

4) проводить (без дополнительной лицензии) геологическое изучения недр за счет собственных средств в границах горного отвода;

5) обращаться в органы, предоставившие лицензию по поводу пересмотра ее условий при возникновении обстоятельств,  существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была представлена.

Пользователь недр обязан обеспечить:

1)    соблюдение норм законодательства;

2) соблюдение техники проектов, планов и схем развития горных работ;

3) ведение геологической маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;

4) предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды;

5) предоставление достоверных данных о разведанных,  извлеченных и оставленных в недрах земли запасах полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, об использовании недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, и т.п.;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Земельным кодексом  регламентированы лишь процессы предоставления  и изъятия земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе возможного изъятия сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. Изъятие особо ценных продуктивных земель, а также земель природно-заповедного фонда, пригородных и зеленых зон, лесов I группы, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается  согласно Земельному кодексу РФ.

По современному горному и земельному законодательству предоставление права на пользование недрами не сопровождается получением права на пользование необходимым земельным участком. Кроме того, у государственных органов после выдачи лицензии на участок недр фактически нет обязательств по оказанию поддержки недропользователю при приобретении им прав на необходимый земельный участок.

Выдаче лицензий предшествует лишь предварительное согласование с органом управления земельными ресурсами либо с собственником земли отвода соответствующего земельного участка для целей недропользования (ст. 11 Закона РФ “О недрах”), а при расположении земельного участка на территории исконной среды обитания малочисленных народов – с главой общины (ст. 8 Закона РФ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ”).

Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются только после получения горного отвода, утверждения проектов работ по недропользованию и рекультивации земель, а также восстановления ранее отработанных площадей (ст. 11 Закона РФ “О недрах” и ст. 83 ЗК РСФСР). Работы на земельном участке без оформления права пользования им запрещены, так же как и строительство (реконструкция) объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре (ст. 43 Закона РФ “Об охране окружающей среды”).

Получение права на пользование земельным участком для целей недропользования осуществляется в четыре этапа:

1. Проект земельного дела (акт выбора площадки, технический проект и проект рекультивации) в соответствии с земельным законодательством согласовывается с органами местного самоуправления, владельцем или пользователем земли (преимущественно – с лесхозом), местными органами охраны природы и (при наличии) общинами коренных малочисленных народов.

2. В соответствии с природоохранным законодательством акт выбора площадки, включаемый в генеральный проект строительства горного предприятия, необходимо также согласовать с органами санитарно-эпидемиологического, пожарного и рыбного надзоров, лесного и охотничьего хозяйств. Список согласований может быть расширен при наличии других “заинтересованных” ведомств.

3. Земельное дело вместе с актом экологической экспертизы согласовывается с региональным управлением лесов и представляется в земельное управление субъекта РФ.

4. Готовое земельное дело направляется на утверждение главе администрации субъекта РФ.

На первом этапе земельное дело может на законных основаниях  рассматриваться до 6, на втором – тоже до 6, на третьем – до 2 и на четвертом – до 3 мес. Если учесть, что на отдельных этапах материалы могут возвращаться на доработку и переоформление, а время действия подписанных документов составляет 6 мес., то не удивительно, что оформление земельных дел затягивается на годы. Согласования с многочисленными (и, как правило, монопольными) ведомствами, которые вопреки законодательству производятся на платной основе, не способствуют ускорению оформления земельных дел.

Отдельно следует упомянуть процесс согласования с представителями малочисленных народностей – не имея права собственности на недра, они зачастую требуют доли в добытом минеральном сырье или оплаты (порой весьма значительной) права разрешительной подписи.

Многочисленность согласований не исключает принятия ошибочных решений. К примеру, недропользователям передают разведанные запасы месторождений в полном объеме, в том числе в частях месторождений, расположенных под охранными территориями (лесами I группы, водоохранной зоной и т.п.), что предопределяет появление коллизии требования полноты отработки месторождения и запрета работ в охранных зонах. Медлительность процедуры согласования проекта горного производства и земельного дела увеличивает сроки возврата капитальных вложений и приводит к появлению риска убытков по организационным причинам. Недропользователи не защищены от неправомерных требований согласующих структур, в первую очередь – по платности услуг и срокам прохождения документов.

В связи с этим следует предусмотреть правовые процедуры, обеспечивающие недропользователю получение прав на земельный участок, необходимый для пользования недрами. Возможны жесткий и мягкий варианты этих процедур.

В жестком варианте предполагается одновременное предоставление лицензии на право пользования участком недр и изъятие необходимого земельного участка для государственных нужд. Эта процедура может быть реализована по действующему законодательству. Согласно ст. 25.1 Закона РФ “О недрах” земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с разделением их полномочий. Право государственной собственности на участок недр и необходимый земельный участок обеспечило бы более эффективный контроль за рациональном использованием природных ресурсов и недр и земельных участков. При возникновении споров в суде, связанных с изъятием земельного участка у собственника, суд должен учитывать экономическую целесообразность такого изъятия, сопоставлять потенциальную значимость земельного участка по земельному кадастру и возможных доходов от использования недр этого участка.

В мягком варианте необходимо упростить процесс согласования земельного дела, отделив его от процедуры экологической экспертизы генерального проекта строительства горного предприятия. Подлежащий экспертизе проект рекультивации охватывает время заключительного этапа процесса недропользования, в нулевой и первый циклы пользования недрами рекультивация обычно не планируется. Без нарушения законодательства (соблюдая запрет на работы, не прошедшие экологической экспертизы) его рассмотрение можно вынести на более поздние сроки – в составе генерального технологического проекта. Оставив минимально необходимое для принятия решения число согласований, можно значительно сократить время прохождения документов земельного дела. Возможно также установление более жестких предельных сроков согласования земельного дела – до 3 мес. со дня подачи. Для земельных участков небольшой площади (до 15-25 га), предоставляемых во временное пользование, можно делегировать право утверждения земельных дел от администрации субъектов РФ местным органам самоуправления. Подобная практика предоставления главами улусов (местной администрацией) во временное пользование земельных участков площадью до 15 га успешно действует в Республике Саха (Якутия), что резко сокращает сроки оформления земельных дел по сравнению с получением прав на крупные земельные участки. *

Правовые нормы, закрепляющие разрешительный порядок предоставления недр в пользование, тесно связаны с нормами, определяющими правовые основания предоставления прав недропользования, так как и те, и другие регулируют сходные правоотношения.

Следует отметить, что правовые основания предоставления прав недропользования являются составной частью правового режима недр и связаны с государственным характером собственности на недра и административно-правовым регулированием отношений недропользования. Эта связь неоднократно подчеркивалась российскими юристами, занимающимися исследованиями правовых проблем недропользования.

* © Г. Ю. Боярко,  И. Б. Калинин.

   Действующие нормы закона Российской Федерации о недрах (в редакции 1995 года), а также Положение о порядке лицензирования пользования недрами ( 1992г ) в качестве правовых оснований приобретения прав недропользования закрепляют властно-распорядительный акт – совместное решение органа государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа управления государственным фондом недр ( его территориального подразделения), опосредованное состязательной формой ( конкурсами и аукционами) формирования этого решения.

   Однако права недропользования могут быть также приобретены в соответствии с принятыми специальными законами Российской Федерации в случаях, которые не предусмотрены нормами Закона РФ о недрах.

   Поэтому  приобретение прав недропользования на текущий момент в соответствии с рядом законодательных актов Российской Федерации может осуществляться:

- на основании совместного решения органов исполнительной государственной власти субъектов РФ и федерального органа управления государственным  фондом недр (его территориального подразделения) по результатам конкурса или аукциона или в порядке подтверждения ранее предоставленных прав;

- на основании решения Правительства РФ применительно к определенным видам пользования недр либо при пользовании недрами континентального шельфа Российской Федерации;

-  в порядке правопреемства прав в случаях, прямо предусмотренных ст. 17 Закона РФ о недрах;

-  на основании решения федерального органа управления государственным фондом  недр (его территориального подразделения) для целей геологического изучения недр;

- на основании заключенного с Российской Федерацией соглашения о разделе продукции в соответствии со ст. 4 проекта  Федерального закона РФ о соглашениях о разделе продукции, принятого Государственной думой в третьем чтении в июне 1995 года).

Наконец, приобретение прав пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения , используемыми  для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, может быть осуществлено в особом порядке, установленном органами представительной власти субъектов Российской Федерации.

Решения о предоставлении прав принимаются либо по результатам конкурсов или аукционов (проводимых среди претендентов на право недропользования на основании правовой нормы в связи с заявкой субъекта предпринимательской деятельности, ранее пользовавшимися конкретным участком недр  в качестве действующего добывающего предпринимателя.

Порядок проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, закрепленный нормами федерального законодательства, включает в себя:

1. Принятие решения органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо Правительством Российской Федерации о выставлении определенных участков недр на конкурс (аукцион).

2. Формирование конкурсной комиссии, утверждение полномочий  конкурсной комиссии и положения об условиях конкурса (аукциона).

3. Подачу предприятиям в установленный конкурсной комиссией срок в Роскомнедра (его территориальное подразделение) заявок на предоставление им лицензии на право пользования интересующим участком недр.

4. Мероприятия по организации конкурса (аукциона), проводимые Роскомнедрами (его территориальными подразделениями): учет поступивших от предприятий- заявителей заявок; информирование органов государственной власти субъекта Федерации о  поступивших заявках; предоставление заявителям необходимой информации о сроках и условиях  проведения конкурса (аукциона); публикация в органах печати информации о выносимых на конкурс (аукцион) объектах недр не позднее чем за 3 месяца до даты проведения  конкурса или аукциона (по крупным объектам недр - не позднее  чем за 6 месяцев).

5. Рассмотрение конкурсной комиссией заявок претендентов и технико-экономических  обоснований разработки месторождений полезных ископаемых либо иной эксплуатации недр.

6. Принятие совместного решения органа управления недрами и органа исполнительной государственной власти  субъекта Федерации о предоставлении право пользования участком недр (выставленным на конкурс или аукцион) победителю конкурса или аукциона на основании заключения конкурсной комиссии.

Извещение в печать о конкурсных требованиях должно содержать сведения о местонахождении и описании участков недр, выставленных на конкурс (аукцион); стартовых размерах платежей за пользования недрами и стоимости пакета предварительной геологической информации;  размере лицензионного сбора за участие в конкурсе (аукционе), времени и месте их проведения; сроке подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе; основных критериях, определяющих выбор победителя будущего владельца лицензий.

Перечисленные общие принципы проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами определены в Положении о порядке лицензирования права пользования недрами, а условия и процедуры конкретных конкурсов или аукционов устанавливаются при их проведении.

Результаты конкурса или аукциона публикуются не позднее 30 дней со дня принятия решения по их итогам. В содержании публикуемой информации должны быть указаны списки предприятий, участвующих в конкурсе или аукционе; списки предприятий, получивших лицензию; условия, на которых лицензии были предоставлены. Победителям конкурса признается победитель, представивший экономические приемлемые и наиболее соответствующие охране недр и природной среды технические решения эксплуатации лицензируемого участника недр. Допускается выдача лицензий на условиях объявленного конкурса при наличии только одной заявки. Однако конкурс считается не состоявшимся  в случае несоответствия условий предоставленных ТЭО (технико-экономических обоснований) всех заявителей объявленным условиям конкурса. Победителем аукциона признается заявитель (участник аукциона), предложивший наибольшую плату за получение права пользования недрами при выполнении остальных условий конкурса.

Форма состязательных процедур (собственно конкурс либо аукцион) определяется органом управления государственным фондом недр (Роскомнедрами)  совместно с органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации.

При этом исключительно конкурсная форма  предоставления прав недропользования применяется при предоставлении права разработки радиоактивных руд либо месторождений питьевых подземных вод.

Следует отметить, что конкурсы на получение прав недропользования в целях разработки радиоактивных руд проводятся только для государственных предприятий Российской Федерации. В то же время право разработки месторождений питьевых подземных вод (и соответственно лицензия, оформляющая это право) выдается владельцам и собственникам земельных участков без проведения конкурса. Условия проведения конкурсов определяются конкурсной комиссией, состав и полномочия которой устанавливаются совместным решением органа исполнительной государственной власти субъектов Федерации и органом управления государственным фондом недр.

Отбор претендентов для участия в конкурсе на право пользования участками недр, определение начальных условий конкурсов,  а также порядок и критерии определения победителей конкурсов или аукционов устанавливаются экспертной комиссией по проведению конкурсов на

получение прав недропользования, формируемой органами государственной власти субъекта Федерации и Федеральным органом управления – государственным фондом недр с участием федеральных органов государственного управления отраслевой и специальной компетенции. 

Конкурсной комиссией  устанавливаются также требования к перечню документов, необходимых при подаче заявке для участия в конкурсе или аукционе на право получения прав недропользования.

При этом совместным решением органа государственной власти субъекта Федерации и федерального органа управления государственным фондом недр могут быть ограничены запасы предоставляемых для разработки полезных ископаемых, а также количество используемых участков недр либо запасы полезных ископаемых и количество участков недр, предоставляемых в пользование инвесторам.

Отбор претендентов для участия в конкурсе на заключение с Российской Федерацией  концессионных договоров и соглашений о разделе продукции об использовании недр, а также условия проведения таких конкурсов должны определятся правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной государственной власти субъекта Федерации.

Следует сказать, что вопросы порядка выставления  на конкурс или аукцион изъятых на законных основаниях недропользователей лицензионных участков или минимальных условий подобных конкурсов в федеральном законодательстве не отражены. Поэтому субъекты Российской Федерации в праве детально урегулировать вопросы в соответствии  ст. 72,76 конституции Российской Федерации.

В практике проведения конкурсов на право пользования недрами встречаются случаи выставления на конкурс участков недр, изъятых у конкретных недропользователей, вложивших определенные финансовые средства в эксплуатацию этих участков.

На мой взгляд, целесообразно законодательно урегулировать вопрос о возможности возмещения затрат прежнего недропользователя при выставлении на конкурс или аукцион таких лицензионных участков недр (ранее находившихся в пользовании и изъятых у недропользователя).

Действующие нормы законодательства о недропользования закрепляют также возможность предоставления прав недропользования и выдачи лицензии горнодобывающим и иным предприятиям (пользовавшимся недрами до введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами) в порядке подтверждения ранее предоставленного права пользования недрами и минуя конкурсный порядок.

При этом в законодательстве установлено, что заявки претендентов (на переоформление ранее предоставленного права пользования недрами) должны в обязательном порядке содержать: данные об отработанных и числящихся на балансе предприятия запасах полезных ископаемых; данные об основных технико – экономических показателях предприятия за последние пять лет; копии документов, подтверждающие предоставленное ранее право пользование участков недр и земельным участком.

Решение о подтверждении ранее предоставленного права пользования недрами принимается (как и при конкурсном порядке) совместно органом исполнительной государственной власти субъекта  Федерации и органом управления недрами (его территориальным подразделением).

Выдаваемая лицензия и в данном случае оформляется в соответствии с общими требованиями, закрепленными  ст. 12 Закона РФ о недрах

В случае, если право на пользование участком недр не будет подтверждено, ранее пользовавшийся участком недр  недропользователь обязан передать новому владельцу прав недропользования горно-технологическую документацию, подготовительные и эксплуатационные горные выработки, недвижимое горное оборудование на условиях заключаемого (с новым владельцем указанного права) договора.

Нормами законодательства о недропользовании  утвержден перечень субъектов предпринимательской деятельности, которые вправе претендовать на подтверждение, ранее предоставленное право пользования недрами, минуя конкурсный порядок.

В этот перечень входят: действующие горнодобывающие предприятия; иные пользующиеся недрами предприятия, имеющие горный овод или получившие право на пользование недрами в ином порядке; артели старателей, работающие на горных отводах государственных предприятий.

К сожалению, законодатель не уточнил понятие “ иной порядок получения прав на пользование недрами”, что в процессе право применения привело к судебно – арбитражным разбирательствам по поводу признания либо аннулирования  прав недропользования и, соответственно, лицензии, предоставленных субъектами предпринимательской деятельности в порядке п. 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами.

Перечисленные правовые основан6ия предоставления прав недропользования были закреплены в Законе РФ о недрах и являлись исчерпывающими.

Ограниченный перечень правовых  оснований приобретения прав недропользования, установленный Законом РФ о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, не отвечал реальным отношениям в сфере недропользования в связи с возникновением рыночных отношений.

Федеральный закон РФ о внесении изменений и дополнений  в Закон РФ о недрах от 3 марта 1995 года расширил перечень правовых оснований предоставления прав недропользования.

Статья 10 – 1 данного Закона включает в этот перечень следующие положения:

- на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальным подразделением) и органом исполнительно государственной власти субъектов РФ по результатам конкурсов;

- на основании решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию;

- на основании решения Правительства РФ по результатам или аукциона для пользования недрами континентального шлейфа РФ;

- в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом;

- в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими  месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, несвязанных с добычей полезных ископаемых;

- на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласно с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей геологического изучения недр.

Указанные основания получения прав недропользования  распространяются и на свободные экономические зоны.

Процессы приватизации предприятий добывающих отраслей и привлечение капитала иностранных инвесторов в добывающие отрасли экономики страны связаны с изменением правового статуса субъекта права пользования недрами и изменениями его организационно – правовой формы как субъекта предпринимательской деятельности.

В тоже время действующими правовыми нормами правопреемство прав недропользования не было предусмотрено до 1995 года, что являлось правовым пробелом, который препятствовал эффективному правовому регулированию отношений недропользования.

Наличие указанного пробела (при формально-юридическом подходе) означало на практике, что реорганизуемое предприятие – недропользователь было вынуждено повторно проходить конкурсные процедуры и выполнять стартовые финансовые условия конкурсов и аукционов для получения прав недропользования.       

Применительно к правам пользования недрами универсальное правопреемство не могло регулироваться ранее действующим гражданским законодательством, т.к. согласно  ГК… горные, водные, лесные отношения…регулируются соответственно законодательством о недрах, водным, лесным законодательством.

Лицензия на право пользования недрами не только в случае отказа владельца лицензии от прав недропользования либо его ликвидации в качестве самостоятельного юридического лица, но и при реорганизации предприятия (недропользователя) должна была быть аннулирована  на основании решения органа управления недрами (Роскомнедра)  либо органа государственной власти субъектов Федерации с последующей консервацией или ликвидацией предприятий по эксплуатации недр.

Неурегулированность правопреемства прав недропользователей привела к ряду конфликтных ситуаций при реорганизации предприятий – пользователей недр.

Предоставление недр в пользование оформляется лицензией, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.

Лицензия содержит:

-         данные о пользователе недр и органах, выдавших лицензию;

- данные о целевом назначении работ, связанных с использованием недр;

- указания пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

-         сроки действия лицензии и сроки начала работ;

- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

-         согласованный уровень добычи, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении и многие другие данные.*

__________________

* Правовые основания предоставления прав пользования недрами.   О.М. Теплов. “Государство и право” 1995 г. №12

        

4. Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых (общераспространенных и не общераспространенных).

В настоящее время право пользования участками недр не упоминается в современном гражданском законодательстве в качестве обременения земельных участков, а права на земельные участки не упоминаются как обременения участков недр. Тем не менее, это не означает, что обозначенная выше проблема надумана. Пока она, по-видимому, неактуальна в той мере, в какой актуально, например, обременение земельных участков правом застройки или правом аренды. Пока отвод участков недр в пользование осуществляется, как правило, при сохранении за государством прав на покрывающие их земельные участки. Но приватизация земли производится, несмотря на отсутствие для этого твердых юридических оснований. Начало массовой приватизации земель может кардинально изменить ситуацию к худшему. Уже отведенные в пользование участки недр могут быть обременены правами землевладельцев настолько, что всякая их эксплуатация окажется нерентабельной. В некоторых случаях землевладельцы, не осуществляя никакой самостоятельной хозяйственной деятельности, смогут изымать у недропользователей значительную часть ренты.

Особенность земель для пользования недрами состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории  земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.

Под правовым режимом земель для пользования недрами следует понимать особую целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

На совокупность правовых норм, устанавливающих правовой режим земель для пользования недрами, распространяются два вида принципов: общие и специальные.

Правовой режим этих земель базируется на таких общих для регулирования земельных отношений принципах, как принцип множественности и юридического равенства форм собственности на землю, принцип целевого назначения земель, принцип платности использования земель и др.

Одновременно с общими принципами на совокупность правовых норм, регулирующих правовой режим земель для пользования недрами, распространяются основные положения, которые можно обозначить как специальные, т.е. присущие регулированию отношений только или преимущественно применительно к данным землям. Здесь можно выделить такие принципы:  взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов земле - и недропользование; приоритета геолого -  съемочных, поисковых и других исследований и изысканий; особой охраны площадей  значений полезных ископаемых.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с цель. Добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются  законами и иными нормативными правовыми актами Субъектов Российской Федерации.

Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов  горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья (ст. 18 Закона о недрах)

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно – технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого – экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Действующее законодательство  подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Как говорит само наименование, общераспространенные полезные ископаемые  распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются повсеместно.*

К необщераспространенным полезным ископаемым относятся все прочие полезные ископаемые, которые действующим законодательством не отнесены к числу общераспространенных.

Отнесение полезных ископаемых к категории общераспространенных или необщераспространенных имеет важное  юридические последствия, ибо правовой режим участков недр,  представляемых в пользование для разработки этих полезных ископаемых, имеется существенные различия.

Во-первых, порядок пользования недрами для разработки общераспространенных полезных ископаемых, как правило, регулируются законодательством  субъектов РФ, в то время как порядок использования недр в целях добычи необщераспространенных полезных ископаемых регламентируется  действующим законодательством.

Во-вторых, установлен разный порядок предоставления горных отводов в целях разработки общераспространенных и необщераспространенных полезных ископаемых.

В-третьих,  разработка общераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд разрешена всем землепользователям в пределах границ предоставленных им земельных участков, без предоставления горных отводов или выдачи  специальных разрешительных на то документов, в то время как разработка необщераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд землепользователями в пределах предоставленных им земельных участков без предоставления горных отводов запрещена.

Разносторонность полезных свойств недр проявляется в значительном числе видов пользования недрами, закрепленных действующим законодательством: геологическое изучение недр; промышленное освоение   месторождений полезных ископаемых (проектирование и строительство горнодобывающих предприятий, эксплуатация месторождений полезных ископаемых); строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов, туннелей, трубопроводов,  коллекторов и т.п.); подземный сброс  сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства;

_____________

* К общераспространенным полезным ископаемым относятся: песок (кроме формрвочного, стекольного и для фарфоро – фаянсовой и огнеупорной промышленности), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной формовочной и для фарфоро – фаянсовой и цементной промышленности, красочной, бентонитовой, керамзитовой, кислотоупорной и каолина) , камень булыжный, кремень, песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и динасового), кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого и для производства кристаллического кремня),  мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной и т.п.).

подземное хранение нефти, газа и других продуктов; эксплуатация ресурсов глубинного тепла Земли для теплоснабжения городов и поселков, а особенно в районах, испытывающих недостаток в топливе и не имеющих централизованного теплоэлектроснабжения, для выработки электроэнергии, обогрева грунта в теплицах и парниках и т.д.

 Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О недрах",  другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

 Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней,  могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

 Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:

1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

2)уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

            Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Порядок сбора и использования информации о недрах зависит от того, кто является ее собственником. По общему правилу, собственником такой информации является тот орган или лицо, за счет средств которых она была получена.

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.

Геологическая информация, полученная за счет государственных средств, предоставляется по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.

 Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования.

   Под землями предоставляемыми для использования недр, понимаются земли, которые используются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений в иных целей.

Под управлением в сфере использования и охраны недр понимается осуществляемая на основе законодательства исполнительная деятельность органов государства, а также граждан и их объединений по организации рационального использования и охране недр в соответствии с поставленными целями.

Заключение.

Земли предоставленные для пользования недрами, регулируются еще и главным образом новым Земельным кодексом 2001 года. Можем ли мы считать новый земельный кодекс началом новой земельный реформы в России? Насколько земельный кодекс регулирует отношения в сфере землепользования и недропользования мы пока еще судить не можем, ведь для определения пробелов в законе нам потребуется время. Новый земельный кодекс начал уже потихоньку проводить в России  изменения, в частности, в правовом  регулировании аграрных отношений. Но насколько поменялся правовой режим земель предоставленных для разработки недр мне еще не ясно.

Охрана недр тесно связана и переплетается с правовым регулированием отношений по их использованию, т.к. задачей такого регулирования является обеспечение научно обоснованного, рационального использования недр, которое включает  охрану недр в качестве своей составной части. В связи с этим то или иное нарушение порядка по использованию недр зачастую выступает и как определенное нарушение правил по охране недр.

Основными требованиями по охране недр являются: обеспечение полного и комплексного изучения недр, соблюдение установленного порядка предоставление недр в пользование и недопущения самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из  недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления. Пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и т.д.        

Используемая литература:

1.     

2.     Федеральный закон от 30 ноября № 187- ФЗ « О континентальном шельфе РФ» ( с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г.).

3.     Федеральный закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41 –ФЗ « О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ( с изм. от 31 марта 1999 г.).

4.     Постановление СМ РСФСР от 10 июня 1991 г. № 392 « О лицензировании информации о недрах».

5.     Распоряжение правительства РФ от 30 июня № 877-Р.

6.     Земельное право Гусев Р.К. Москва 2001г.

7.     Природно-ресурсное право и правовая охрана окружающей среды. Под. Ред. Докт. Юрид. Наук проф. Петрова В.В. Москва 1988 г.

8.     Заславская Л.А. Новый закон о недрах Государство и право 1993 г. № 2

9.     Теплов О.М. основания предоставления прав пользования недрами Государство и право 1995 г. № 12.

10. Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов:             понятие и правовое регулирование. Государство и право 2000 г.  № 9

11. Вылегжанин А.  Права на морские природные ресурсы. Хозяйство и право 1997 г. № 5


3 Перчик А.И. Библиографический очерк истории развития и преподавания горного права в России. Государство и право. 1998. №12. С.88-90.