Предмет и задачи курса социологии

1. ВСТУПЛЕНИЕ  ………………………………………………………………3

2. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА  …………………………………………….5

     2.1 Что такое социология?

     2.2 Социология и другие науки

3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ  …………………………………9

4. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ  ………………………………..11

5. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ ……………………………………………...14

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….16

7. ЛИТЕРАТУРА  ……………………………………………………………...18

ВСТУПЛЕНИЕ

Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 году и продолжавшиеся в течении всего  ХIХ века , послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.

Представим «социологические портреты» некоторых ученых, заложивших основы социологии и внесших вклад в ее развитие.

Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин «социология» от латинского – socium,societas ( общество ) и греческого – logos ( изучение ).В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.

На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил.

На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира.

Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: « человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних

причин явлений», чтобы заниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними».

Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учений Маркса – идея материалистического понимания истории.

Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты (см. гл. 6 и 8).

«… Всякая историческая борьба… в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов и вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого ими обмена»[1].

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества.

В России процесс становления социологии был обусловлен ходом социального развития русского общества. Период правления Александра III в России связан с началом великих реформ. Именно в этот период зарождаются основы русской социологии. Как отмечал Н.О. Лосский, «в конце ХIХ и начале ХХ века значительная часть русской интеллигенции

Высвободилась из плена… болезненного моноидеизма. Широкая публика стала проявлять интерес к религии… идее нации и вообще… к духовным ценностям»[2].

В России были популярны марксистские идеи. Это объясняется прогрессистскими настроениями общественного сознания и верой в науку.Русская социология конца ХIХ – начала ХХ  в. не только находилась на уровне мировой науки в целом, но по некоторым направлениям предопределила ее развитие.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

   Что такое социология?

Зачем существует социология, когда уже и так есть столько наук об обществе?

В самом деле, общество и человека изучает множество наук – история, политология, экономика, психология, философия… Зачем понадобилось придумывать еще одну?

У каждой из перечисленных наук свой предмет и свои задачи. Цель исторической науки состоит в познании прошлого всего человечества или конкретных обществ. Она также дает описание того, что происходило с отдельными людьми, группами людей и народами в определенном месте и в определенный период.

География – это наука, которая изучает человека и его деятельность на земном пространстве. Ведь пространство, в котором мы живем, представляет собой перекресток и место действия различных социальных факторов: индивида, семьи, группы, предприятия, сообщества и государства. С одной стороны, география входит в область естественных наук, а с другой – в область гуманитарных.

Предметом изучения политических наук является государство и власть. Политологи исследуют то, каким образом власть влияет на жизнь людей. Власть – это способность определять поступки и действия других людей. Важнейшим предметом исследования политологии является государство как аппарат реализации власти.

Экономика изучает то, как организованные в общество люди используют дефицитные ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Экономисты исследуют рыночные механизмы с тем, чтобы иметь возможность прогнозировать денежно-кредитную и бюджетную политику государства.

Антропология занимается исследование обществ прошлых веков и культурной деятельности индивидов в существовавших ранее и современных обществах.

Психология изучает взаимодействие факторов, влияющих на функционирование человека, с целью объяснить человеческое поведение в целом.

Социология – это изучение социальной реальности как таковой. Предметом ее исследования является общество; она дает объяснение всех типов человеческого поведения под социальным углом зрения. Социология возникла как результат конфликта дисциплин, которые сформировались до ее появления. Для того, чтобы ей развиваться, ей необходимо было отделиться от философии, психологии и истории.

Психология и социология.

Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области.

Создается впечатление, что социологию пытаются отделить от психологии на том основании, что первая занимается изучением групп, институтов и общества, а вторая изучением индивида и его развития.

Действительно, психологов интересует поведение индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). Однако социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

Поэтому было неправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология – это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

История и социология.

Историки изучают общества прошлых веков, восстанавливая с помощью документов события, которые отмечали основные этапы эволюции этих обществ вплоть до нашего времени. Современная историческая наука уделяет больше внимания истории народов и великих изменений, оказавших влияние на общества. В ХIХ веке история и социология находились в конфликтных отношениях. Каждая из этих дисциплин претендовала на то, что может создать полную картину прежних и существующих обществ. В целом, историк рассматривает каждое историческое событие как уникальное, в то время как социолог основное внимание уделяет изучению обществ и открытию общих исторических законов.

Чтобы лучше понять эти интеллектуальные споры, необходимо иметь в виду, что социология зародилась как изучение законов функционирования обществ. При изложении этих законов необходимо было отвлечься от отдельных значительных событий, происходящих в обществе.

Затем история постепенно перестает заниматься известными личностями и принимает на вооружение методы общественных наук для изучения основных экономических, политических и культурных феноменов обществ, которые существовали прежде, и тех,

которые находятся на стадии становления. Действительно, многие социологи обращаются к истории, чтобы лучше понять обстановку, в которой происходит взаимодействие между акторами. С другой стороны, многие историки пользуются социологическими понятиями, такими, как социальные классы, культура, социализация, семья и эволюция общества. Несмотря на столкновения, порою довольно жестокие, в истории и социологии есть много общих точек соприкосновения.

Философия и социология.

Если перечисленные нами выше науки исследуют конкретные факты и выводят из них закономерности, то философия, издавна занимающаяся человеком и его жизнью в мире других людей, стремится найти общий закон человеческого бытия. Что первично, чем определяется существование человека на земле, откуда он приходит и куда идет, на что он может надеяться и во что верить,- на все эти вопросы пытается ответить философия. В частности, социальная философия стремится выявить единый закон существования человеческого общества. Ее основные проблемы таковы: как и почему возникло общество, какая сила определяет его жизнь, развивается ли оно или деградирует, какова направленность его развития, свободен ли человек в обществе или обретает свободу лишь вне его, каковы законы развития общества и являются ли они едиными для всех конкретноисторических обществ, в чем историческая задача человеческой жизни, как члены общества должны относиться друг к другу и т.д.

В отличии от философии, социология не ставит перед собой задачи открыть единый закон жизни общества. Это одна из множества конкретных наук об обществе, имеющая практическую базу и строящая свои выводы на основании фактических данных, полученных в результате эмпирических исследований. Однако она сохраняет генетическую связь с философией. Это проявляется в том, что наиболее общий уровень социологических исследований смыкается с уровнем социальной философии, и тогда возникают концепции и обобщения, очень близкие к философским.

Итак, социология изучает тот же объект, что и остальные гуманитарные науки – человеческое общество. Однако в отличие от всех других наук, ее предмет составляет сама ткань эмпирической социальной жизни.

Может ли социология называться наукой?

Для того, чтобы иметь право называться наукой, социология должна обладать сущностными признаками научного знания: объективностью и нейтральностью.

Социология занимается интерпретацией человеческих действий. Это гуманитарная наука. Объект, изучаемый гуманитарными науками, наделен сознанием. С помощью  сознания индивидуум может изменять свое поведение, развивать речь и передавать свои ценности

поколениям, живущим в другую эпоху. Так что социолог, сам обладающий сознанием и являющийся носителем ценностей, вступает в контакт с «объектом», который может иметь совсем иные ценности. В интерпретацию собранных сведений могут вкрадываться ошибки и искажения. Почему утверждают, что объект изучения в гуманитарных науках трудно поддается точному и объективному анализу? Потому, что на социолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определенные теоретические установки.

Можно описать все модели человеческого поведения, однако, полнота фактов и статистических данных не гарантирует объективности. Объяснение, возможно будет выглядеть более научным, однако ученый может при этом ограничиваться цифрами, подтверждающими ЕГО точку зрения. Социолог сам составляет часть общества, которое изучает.

В заключении можно сказать, что для понимания того, как на нас воздействует общество, необходимо как можно более полно учитывать собственные ценности. Объективность состоит не в утверждении, что все точки зрения одинаково равноправны,- ведь из ряда фактов социологи все равно отдают предпочтение какому-то одному.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Понятие «парадигма» имеет множество значений, но применительно к науке означает «общий угол зрения на изучаемые феномены». В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

Парадигма социальных фактов, связанная с именем Э.Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и независящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов – социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Р.Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания, или социологии действия, основы которой заложены М.Вебером и В.Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, и социолог должен докопаться до него, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А.Шюца, этнометодология Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Т.Лукмана и Г.Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Парадигма социального поведения, представленная социальным бихевиоризмом Б.Скиннера и теориями социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. Эта парадигма получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, то есть детерминировано простыми биологическими реакциями, и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К.Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений,

возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, поскольку единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественноисторичечкого процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции З.Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняется происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств.

Существует и другая классификация социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П.Култыгин. Здесь парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три: натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. Типичными представителями такой парадигмы являются, например О.Конт, Г. Спенсер. В рамках этой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы.

Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» М.Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К.Маркс, К.Поппер, А.Этциони, Ч.Райт Миллз.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимается феномен или круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более общий характер она имеет. Так биология исследует все, что относится к процессам живой природы. Поскольку их многообразие огромно, биологию часто определяют как «совокупность наук о живой природе».

На объект изучения социологии прямо указывает название, составленное из слов двух разных языков: латинского socium (общество) и греческого logos (изучение). Таким образом, объектом социологии является общество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами, например: историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметом данной науки.

На самом деле вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти – с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни на протяжении последних 150 лет. Происходившие изменения форм общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностей существенно повлияли на направления исследований, что вызывает необходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор.

В значительной степени ситуация осложняется тем, что среди самих социологов нет единого мнения, является ли социология отдельной, самостоятельной дисциплиной.

Если для О.Конта и Э.Дюркгейма в этом не было никакого сомнения, О.Конт даже считал ее высшей из всех наук, то в последствии появились другие мнения.

В частности:

                        -социология – не отдельная наука, а дисциплина, интегрирующая данные других наук, таких как экономика, психология, статистика и прочее, поскольку «социальное не является автономным понятием, а образуется на пересечении характеристик экономических, географических, психологических и др.;

      

                

                         -социология представляет собой не отдельную науку, а лишь специфический подход («социологический подход», «социологическое воображение»), рассматривающий отдельные факты или явления в максимально широком социальном

контексте (принцип «общее в частном»), которым пользуются и представители других наук.

Оригинальное мнение приводится в английском словаре по социологии, изданном в 1988 году : поскольку социология не имеет определенного объекта анализа, собственной методологии и научной системы анализа, она должна рассматриваться не как отдельная наука, а скорее как идеология, соответствующая конкретной стадии развития капитализма.

Конечно, отсутствие единой социологической теории и методологии, равно пригодной для изучения на всех уровнях социологического анализа, от личностей до цивилизации в целом, осложняет ситуацию. Отношение социологии с идеологией и политикой также весьма непросты, особенно это заметно в социологических исследованиях общественного мнения. Хотя, как упоминалось выше, вопрос о предмете социологии остается не до конца

решенным, можно говорить о его несомненном наличии автономности социологии как научной дисциплины.

Так, для родоначальника социологии О.Конта предметом социологии являлись универсальные законы развития и функционирования общества, поскольку перед французским и в целом – европейским обществом в то время остро стояла проблема выбора форм общественного устройства. В другие времена и в других условиях более актуальными являлись другие проблемы. Поиск обобщающего определения предмета социологии не закончен.

Например, в 1999 году на 34 Конгрессе Международного Института Социологии (МИС) – старейшей международной социологической организации, возникшей на базе Сорбонны в 1893 году[3], было предложено считать им «социальный порядок».

В одном из последних отечественных вузовских учебников (2003 года) предметом науки называются «взаимодействия между входящими в состав общества людьми», что оставляет за пределами рассмотрения взаимодействия между обществами, цивилизованный уровень социологического анализа и пр.

Более широкое содержание имеет выдвижение в этом качестве «совокупности социальных отношений», однако здесь необходимы уточнения. «Отношения» в данном контексте понимаются в широком смысле, как включающие в себя:

- отношения как соотношение чего-то с чем-то. Так, незнакомые группы или группы людей, находящиеся в разных местах, занимающие разные позиции в обществе, тем не менее могут быть соотнесены между собой по сходству или различию позиций и, значит, находятся в каком-то отношении друг к другу;

- отношение как связь, когда между людьми, группами людей или обществами существует одно- или двусторонний обмен, хотя бы информацией;

- отношение как взаимодействие, когда между сторонами наличествует какая-либо координация действий или даже односторонний учет действий другой стороны с коррекцией собственных.

В таком понимании контовские «законы» можно рассматривать тоже как отношения, складывающиеся в обществе, и поэтому определение О.Конта не противоречит последнему.

Еще сложнее ситуация со словом «социальное». В русском языке оно используется в различных значениях. Первоначально «социальное» означало «общественное», но впоследствии приобрело дополнительные смыслы, в частности, каритативный – «социальное обеспечение», «социальная поддержка».  В последнее время в Российском политическом лексиконе широко используется словосочетание «затраты на социальную сферу» для определения той части расходов общества, которая направляется на удовлетворение потребностей населения в здравоохранении, образовании и прочее.

В советской социологической литературе под «социальными» («общественными») отношениями в широком смысле понимались все отношения людей в обществе. В узком – отношения между группами людей, занимающими различное положение в обществе.

Согласно концепции М.Вебера, не всякое действие социально – оно становится социальным, только поскольку содержит ориентацию ожидания других людей. Следовательно, можно определить, что «социальными», в узком смысле слова, отношения становятся также лишь при их ориентации на других. А эта ориентация в явном или опосредованном виде закладывается обществом в виде норм, ценностей, обязанностей социализированных индивидов. При этом социальные отношения могут существовать и без непосредственного взаимодействия людей, через институционализированные учреждения более широких общностей.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные отношения – это отношения между людьми, нормированные обществом. Именно такие отношения и являются предметом социологии.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействия с общественной практикой. В степени развитости функций отражаются потребности общества в данной науке.

В последние годы деление современной науки на фундаментальную и прикладную части признано некорректным: каждая из них вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач.  Точно так же выглядит устаревшим и деление функций на фундаментальные и прикладные.

К основным функциям социологии принято относить:

- познавательную;

- прогностическую;

- социального проектирования;

- организационно-технологическую;

- управленческую;

- инструментальную.

Познавательная функция присуща любой науке. Для социологии это – познание социального.  В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательной) и диагностической формах.

Еще одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники социологических исследований. От того, насколько теория, способы и приемы изучения будут адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям, зависит достоверность научного знания.

Следующая функция – прогностическая – также тесно связана с познавательной функцией, дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Прогностическая функция социологии отражает потребность общества или социальных институтов в выработке и осуществлении научно обоснованных решений общественного развития.

Принято выделять два типа социальных прогнозов:

- поисковый;

- нормативный.

В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учетом управляющих воздействий. В нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия.

Социальное проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего. Такая система должна обеспечивать оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития.

Организационно-техническая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать использование социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением ее реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения. Вторым – использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.

Известный отечественный специалист В.В. Щербина вообще считает деятельность любого современного руководителя «социологической практикой», а самого управленца – «социологом-практиком». Теоретически это абсолютно верно, однако в отечественной действительности это далеко не так. Большинство наших руководителей имеют отдаленное представление о социологии. Предпосылкой успешной реализации этого практического направления является улучшение социологической подготовки менеджеров разного уровня.

Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция – выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» (Н.Смелзер).

Мир нашей повседневной жизни интересен и загадочен. Несмотря на то, что мы привыкли к нему и давно научились в нем ориентироваться, в действительности в теоретическом плане он трудно объясним и недостаточно изучен. Общество в сущности мало знает о самом себе. К пониманию самого себя оно приходит через социологию.

Именно этим обстоятельством определяется научный статус социологии и ее значение в современном мире.

Возникнув во второй половине ХIХ века , социологическая наука задумывалась как альтернативный по отношению к социальной метафизике способ познания общества. Ее основоположник О.Конт стремился заложить основы социальной науки позитивного – неметафизического – характера; науки, выводы которой основывались бы на эмпирических фактах, а не являлись бы результатом умозрения. Подобное позитивное знание об обществе должно было, по замыслу Конта, способствовать росту определенности в представлениях о социальном и, следовательно, гарантировать совершенствование форм социальной жизни на основе ее рационального познания и преобразования. Социология как конкретная наука об обществе мыслилась как фундамент исчерпывающего познание общественных законов и закономерностей.

Современная социология не предполагает готовых рецептов всеобщего благоденствия. Она все в большей степени осознает, что человек и общество представляют собой область неопределенности, трудно поддающаяся прогнозированию.

Увлекательная, многоликая, неоднозначная, современная социологическая наука сама представляет собой целый мир[4].

В современном общественном сознании утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют катаклизмы ХХ века и глобальный кризис общества[5], отношения между людьми изменились. Общество сейчас уже не такое каким оно было лет двадцать назад. Люди стали более агрессивны. Отсюда увеличилось число конфликтов.

По мнению некоторых исследователей, исключительность современной ситуации состоит в том, что надвигается процесс интеллектуального передела.

Социология как наука служит прогрессу человечества. В будущем она должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства.

Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В.Ю.Забродин «Социология: вопросы и ответы»
  2. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов «Социология»: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова.-Москва, 2006
  3. Ю.Г. Волков «Социология»/ Под общей ред. доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова.- Ростов-на-Дону, 2005
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 259.

[2] Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С.197.

[3] В разное время президентами МИС становились наши соотечественники: П.Лилиендфельд, М.Ковалевский, Н.Кареев и П.Сорокин.

[4] Член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев/Предисловие к учебнику Ю.Г. Волкова «Социология», Москва 2005

[5] Учебник «Социология» под ред. проф. Ю.Г. Волкова, Москва 2006, стр.470