Предмет политологии

Министерство образования Российской Федерации

Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Предмет политологии».

Выполнила студентка: 14 группы

1-го курса заочного отделения 

Академии экономики и управления

Тен Галина Геннадьевна

Тамбов

2001

СОДЕРЖАНИЕ:

п/п

страница

1.

Понятие «политология».

3

2.

Политология как наука.

4

3.

Объект политологии.

6

4.

Категории политологии.

8

5.

Закономерности политологии.

10

6.

Методы политологии.

11

7.

Американская школа политологии.

13

8.

БИБЛИОГРАФИЯ

18

1.     Понятие «политология».

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: «политик»

государственные, общественные дела и «логос» - слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), второго – Гераклит (около 530-480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.

 Происхождение термина «политик» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Полис – это сложившаяся в Древней Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Полисная организация опиралась на экономический и государственный суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан полиса, простиравшейся на всю полисную территорию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме – прежде всего в форме голосования в народном собрании – участвовать в решении вопросов полисной жизни, или как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым стал термин «политика», который утвердился после написания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.

     Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому полису и означает учение о политике, т. е. совокупность знаний об управлении государством. Попутно замечу, что производными от слова «полис» является и ряд других терминов, например: «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), политеия (конституция или политическое устройство).

2.     Политология как наука.

Политология как наука стала складываться очень давно. Вначале она была составной частью философии. Но Платон и Аристотель в своих трудах начали ставить ее на особое место. Только в эпоху Возрождения итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527) выделил политологию как самостоятельную науку.

В 1871 году во Франции была создана свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 году – Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 – Лондонская школа экономической и политической науки. Таким образом, наука о политике получает развитие.

Со второй половины ХХ века науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и политических наук» (изданном на Западе): «Если политика есть деятельность, то политическая теория – это рефлексия, интерпретация этой деятельности… Что же касается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики».

Ныне политическая наука, или просто политология – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических решений процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности.

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ века, когда в Западной Европе и в США появились ее первые кафедры. В системе высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины ХХ века. С 1948 года по рекомендации ЮНЕСКО курс политологии начал читаться во всех государствах Запада и Восточной Европы, а с 1989 года появились кафедры политологии и в нашей стране.

3.     Объект политологии.

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. В теории познания в качестве объекта принимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, т. е. объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают ее стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Но эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или имеет свой предмет изучения.

Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения.

Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает системный комплексный анализ феномена политической власти, она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения, соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании научных различных аспектов политического мировоззрения, политической культуры, практики, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни у других.

Кроме того границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

4.     Категории политологии.

Одним из коренных для всякой науки является вопрос о свойственных ей понятиях и категориях. В обобщенной форме они отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории, следовательно, категории и понятия политологии как науки выступают в качестве результата познания политической сферы и общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развитое отражение в системе понятий и категорий данной науки.

         Понятия и категории политологии можно классифицировать по различным основаниям. Прежде всего, можно разделить не понятия и категории общей теории, политики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической действительности.

         К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая система общества, политическая норма, политический институт, государство, политическая партия, общественное объединение, общественные движения, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими динамические аспекты политической реальности являются: политическая деятельность, политическое действие, политическое решение, политический процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие. Как тот, так и другой ряд можно было бы продолжать и далее. Кроме того, в политологии широко используются понятия и категории, смежных с нею научных дисциплин.

Своеобразие политологии как науки заключается в том, что ключевым вопросом и основной ее категорией является политическая власть. Все социальные явления и процессы политология рассматривает относительно политической власти. Именно категория «политическая власть» наиболее полно отражает сущность и содержание феномена политики. Последняя имеет место там, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее использование и удержание. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.

5.     Закономерности политологии.

Как научная и учебная дисциплина политология стремится выяснить существующие закономерности в области политических отношений, без знания которых успешная политическая деятельность невозможна.

Таким образом, изучаемые политологией закономерности являются наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. Характерные закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от среды их проявления.

         Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражение соотношения между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Важнейшие закономерности этой группы были открыты К. Марксом. Политика и система политической власти детерминированы развитием экономических процессов. Вместе с тем политическая власть обладает относительной самостоятельностью, открывающей немалые возможности для политического влияния на экономические процессы. Последнее, однако, не должно порождать культа политической власти, иллюзий относительно ее реальных возможностей, ибо попытки с помощью административного принуждения «обойти» экономические законы не ведут к достижению поставленной цели.

         Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти.

         Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наибольший интерес из данной группы представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.

6.     Методы политологии.

При изучении конкретных явлений и процессов политология позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым, в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей становления, развития и смены политических систем.

         Эмпирико-социологический метод в политологии представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социальных исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Этот метод получил весьма широкое распространение в политологии Запада. Там сложилось относительно самостоятельное направление – прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов социального исследования в политической жизни. Такие исследования, их результаты выступают как товар, заказчиком и покупателем которого являются центральные и местные органы власти, политические партии, государственные учреждения, частные фирмы.

         Сравнительный или компаративный метод состоит в сопоставлении двух или более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различных политических систем, выявить главные тенденции развития политических процессов. Основная трудность в применении этого метода связана с необходимостью правильного выбора предмета явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию.

         Системный метод рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Системный анализ считается в познавательном отношении особенно ценным. Этим методом широко пользуется и западная и отечественная политология.

         Бихевиоральный (поведение, поступок) метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей, так или иначе, восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и составляют основной предмет политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений. Бихевиорализм является одним из ведущих исследовательских направлений американской политологии.

Количественный метод предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических действий, а также лабораторные эксперименты, состоящие в моделировании определенных политических ситуаций с целью разработки наиболее вероятного сценария будущих действий.

         Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посредством которых предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов анализа.

7.     Американская школа политологии.

В развитии американской политологии можно выделить следующие периоды:

1.      с конца ХIХ века до 1-й Мировой войны.

2.      между двумя мировыми войнами

3.      после 2-й Мировой войны до сегодняшних дней.

 Первый период характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупнейших американских университетах (Колумбийском, Корнеллском, Йельском, Гарвардском, Принстонском и др.) создаются высшие школы, либо отделения политической науки. Одной из таких школ была Школа политической науки Колумбийского университета, основанная в 1880 г., с которой американские политологи связывают рождение политической науки как специальной учебной дисциплины.

         Политическая наука в США с самого начала своего организационного оформления обратила особое внимание на связь государства с обществом, а также на эмпирический подход к анализу деятельности государственных и иных институтов. С этой целью в США создаются специальные центры по проведению эмпирических исследований.

         Существенные изменения в американской политологии происходят в период между двумя мировыми войнами. На состояние и развитие политической науки США, на профессиональную и общественно-политическую деятельность американских политологов в этот период несомненное влияние оказали «великая депрессия» и «новый курс Рузвельта», а также возникновение в ряде стран Западной Европы фашистских и авторитарных режимов.

         Суть происходящих изменений состоит в противодействии и взаимодействии двух основных направлений в американской политологии: сциентистского и антисциентистского.

         О сциентическом направлении можно судить из работ Дж. Кетлина, который утверждал, что политическая наука должна быть свободна от ценностей, должна интересоваться ценностями, а не целями. Задачей политолога не является обучение людей политическим ценностям. Его дело состоит в том, чтобы научить принципам техники, а также рассказать о том, что можно сделать с определенным материалом.

         Сциентическому направлению противостояло атисциентическое. В частности, по мнению Ч. Бирда политологи должны развить творческий дух в своей области знаний. Сциентизм, по его мнению, не способствует развитию такого духа, поскольку ориентирует политологов на однобокое исследование и накопление данных «по частным проблемам со ссылкой на специфические практические цели».

         Эта дискуссия способствовала тесному сближению американской политологии с другими областями общественного и естественнонаучного знания. Особенно усиливается ее связь с политологией. Особенно усиливается ее связь с политологией. Так в книге Роберта Парка и Эрнеста Барджесса «Введение в социологию» (1921 г.) обосновываются такие социологические понятия как «социальное взаимодействие», «коммуникация», «социальный прогресс», «социальная система», «конфликт», «конкуренция», «ассимилямия», «приспособление», «личность» и т. д.

         Американские политологи исследуют поведение людей в период выборных компаний, их отношение к политическим партиям и т. д.

         Не менее активно шло взаимодействие американской политологии с психологией, которая благодаря заботам Фромма, Уотсона, Миза, Холлуалла, Янга и Скиннера также пустила глубокие корни в обществоведение США. В основе психоанализа лежат идеи Зигмунда Фрейда, согласно которым образование, столкновение, взаимодействие всех общественных отношений происходит вследствие психического действия, и, прежде всего подсознательных, инстинктивных влечений индивидов. Будучи перенесенными, в политологию, идей психоанализа привели к доминированию в среде американских исследователей психопатологической точки зрения, концентрирующей внимание на выяснении таких политических явлений, которые согласно действующим общественным нормам представляют собой патологию. Примером служит книга Г. Лассуэлла «Психология и политика» (1930 г.), где исследование скрытых, подсознательных побуждений на политическую активность человека.

         В послевоенные годы активно заявил о себе бихевиоризм как метод исследования политической жизни. Появился он из психологии и социологии. Идеи этого метода сформулировал Артур Бентли в работе «Процесс управления» (1908 г.), где он отмечал, что политическая наука должна, прежде всего, заниматься изучением поведения заинтересованных групп в политическом процессе. Позднее эти идеи были широко развиты Ч. Меррисином и Г. Лассуэллом. Этот метод стал ведущим в американской политической науке. А сводится он к следующему:

         а). объектом исследования политолога должны быть действия людей, направленные на достижение своих политических целей;

         б). подлинно научную ценность имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты, соответствующим образом обработанные;

         в). применение методов других наук к анализу политических явлений необходимо;

         г). в качестве абсолютно необходимого условия научности исследования провозглашается возможность верификации или фальсификации (опровержения) его выводов, а также требование эксплицитности (точности) и воспроизводимости исследовательских процедур.

         В рамках послевоенной американской политологии отчетливо выделяются важнейшие направления исследования политики:

         1-е направление – американское управление и политика – включает в себя общенациональные политические институты, причем как закрепленные в Конституции США (президент, конгресс, верховный суд), так и не закрепленные в ней (политические партии, средства массовой информации); политическое поведение на федеральном уровне (в качестве партийных функционеров или избирателей, субъектов общего политического процесса или общественного мнения); политического поведения на региональном уровне (и, прежде всего на уровне штатов и муниципалитетов). Существенный вклад в разработку названных проблем вносят: Ф. Гринстайн, Г. Эдвардс, Е. Ледд, К. Джанда, Н. Полсби, Л. Фридман, Ч. Белл, Э. Голдберг, Ч. Гамильтон, Р. Хармел.

         2-е направление – сравнительная политика – предполагает исследование либо многих стран, но по какой-то одной конкретной проблеме (например, по проблеме политической культуры), либо двух и более стран, но по широкому кругу политических проблем (например, по проблемам политических партий, политического поведения, легитимности и т. д.). От исследователей в области сравнительной политики требуется не только умелое владение методом количественного анализа, но и хорошее знание языка, культуры самой страны изучения. Среди американских политологов, отвечающих эти требованиям – З. Бржезинский, С. Липсет, Р. Такер, С. Коэн, Г. Крим, Р. Баум, Г. Амлонд, Л. Пай, С. Верба, А. Даллин, П. Мерки, Р. Маркидис, Б. Браун.

         3 направление – международные отношения и мировая политика – имеет дело с такими проблемами, как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, контроль за вооружением и разоружением, власть в международном сообществе, международные организации и право. Важное место здесь занимают также проблемы национальной и международной безопасности, сотрудничества и конфликтов, формирование нового мирового порядка. Основными методами исследования международных отношений и мировой политики служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. В этой области отмечаются специалисты: У. Фолтс, Б. Рассет, Г. Маккой, Р. Хилсмен, В. Шиллинг, М. Каплан, Д. Ротшильд.

         4-е направление – политическая теория и философия – охватывает широкий круг проблем, начиная с истории политической мысли, и кончая ее современной философской интерпретацией. Как отмечают американские политологи, одной из существенных особенностей западной цивилизации является тенденция рационального обобщения и моральной оценки политического поведения, ожиданий и политического опыта индивидов. Эта тенденция находит свое конкретное выражение в повышении роли фундаментальных разработок во всех областях политической науки. Здесь работали: Р. Даль, Р. Лэйн, К. Дойч, Ю. Меен, Д. Истон, С. Хантингтон, Ю. Франклин, Д. Танненбаум, Т. Стронг, Т. Шварц, А. Райен, Л. Липсон, Д. Гарвей.

         5-е направление – общественное управление и политика – объединяет 4ученых, исследующих практические аспекты функционирования политики: с одной стороны, в конкретных сферах общественной жизни (производственной, деловой, финансовой, социально-бытовой, культурной и т. д.) с другой на уровне личности, социальной общности и региона. Основная задача данной области знания состоит в том, чтобы показать как осуществляется практическая политика, какие формы приобретает, какой социальный эффект дает, как общественность реагирует на эту политику. Представители: Д. Феслер, Г. Брюэр, Б. Джонс, Ч. Эллиот, Л. Рудольф, Р. Гейбл, А. Ведлитс, У. Бентон.