Предприятие малого бизнеса Пиццерия

1. Введение

Пицца - это популярное блюдо итальянской кухни сегодня пользуется широким спросом практически на любых предприятиях общественного питания. Пиццу можно попробовать не только в сетевых фаст-фудах, но также в кафе и ресторанах национальной кухни. При этом ощутить вкус настоящего кулинарного шедевра можно только в том заведении, где пицца - одно из основных фирменных блюд.

Рассказывать о пицце можно бесконечно, мы же рассмотрим наиболее интересные для бухгалтера финансовые вопросы и нюансы налогообложения. Не останутся без внимания и другие особенности данного направления деятельности в сфере общественного питания, которые будут полезны открывающим собственные пиццерии организациям и индивидуальным предпринимателям.

2. Плюсы и минусы пиццы, как товара

Начнем с того, что одним из главных преимуществ пиццерии по сравнению с другими предприятиями общественного питания является постоянный спрос на предлагаемую посетителям кулинарную продукцию. Это касается не только оказания услуг общественного питания в заведении, пользуется спросом у потребителя и выездное обслуживание. Днем заказы поступают из офисов, а вечером пиццу компания доставляет на дом. При этом заказ сделать можно не только по телефону, но и через Интернет, хотя последнему способу отдают предпочтение не многие.

Популярность пиццерий у различных категорий населения объясняется не только высокими вкусовыми качествами пиццы, но и предлагаемым ассортиментом кулинарных блюд с томатом и сыром. Количество предлагаемых видов пиццы может доходить до трех десятков, но большинство заведений ограничивается десятью - пятнадцатью наименованиями. Различается пицца, прежде всего, по закладываемой начинке (с ветчиной, сыром, грибами, морепродуктами и т.д.), но есть отличие и в толщине коржа. С тонким коржом - это итальянская, она быстро остывает, после чего теряет свои вкусовые качества. Поэтому она реализуется, как правило, в зале обслуживания кафе и ресторанов. Для доставки на дом и в офисы подходит другой вид пиццы с утолщенным коржом - так называемая американская. Ее отличительная особенность - сдобное тесто с разнообразной начинкой. Безусловно, разнообразие пицц не ограничивается перечисленными двумя видами, и без них не обходится ни одно меню предприятия общественного питания, специализирующегося в данном направлении.

Отметим еще один плюс пиццерий и ресторанов национальной кухни, где пицца является одним из фирменных блюд. В них посетителям всегда рады предложить разнообразную кулинарную продукцию: закуски, салаты, реже первые и вторые горячие блюда, десерты, вино, пиво. Ассортимент продукции только добавляет баллы предприятию общественного питания.

Для любого предприятия сезонные колебания спроса - больше недостаток, чем преимущество, так как они являются одним из дестабилизирующих предпринимательскую деятельность факторов. В деятельности пиццерии сезонные колебания спроса на предлагаемую продукцию незначительны, при этом в одних заведениях спрос на пиццу падает летом, в других - зимой. В такой ситуации, чтобы не терять прибыль и поддерживать соотношение доходов и расходов, кафе и рестораны сокращают ассортимент, но, конечно, в определенных пределах, чтобы не потерять постоянных посетителей.

Нельзя обойти вниманием вопрос площади, необходимой для осуществления данной деятельности. От его решения зависит возможность успешного ведения бизнеса в больших городах и мегаполисах, где на свободную площадь претендуют десятки других организаций, действующих в не менее прибыльных сферах деятельности. Не следует также забывать, что в общественном питании показатель площади является одним из факторов, дающих право перейти на специальный налоговый режим - "вмененку". Как показывает практика, у пиццерии есть все шансы воспользоваться его преимуществами. Безусловно, размеры помещений зависят от объемов производства и количества посадочных мест, но в среднем для пиццерии хватает 150 кв. м. Само производство может разместиться на площади 25 кв. м, а рекомендуемая площадь зала обслуживания - от 50 до 100 кв. м. Площади небольшие, что позволяет компаниям, занятым изготовлением и реализацией пиццы, успешно конкурировать с другими предприятиями общественного питания.

Штат пиццерии, как правило, невелик и составляет несколько человек, в основном это официанты (кассиры) и повара. Расходы на оплату труда, в принципе, невысокие, но отдельные организации экономят и на этом, сокращая данные затраты за счет студенческих кадров. Такую кадровую "рокировку" можно сделать в отношении официантов (кассиров), но не поваров. Именно их мастерство и профессионализм во многом определяют успех этого бизнеса.

Нельзя не отметить сравнительно высокую рентабельность производства и реализации пиццы (от 30 до 50%) по сравнению с другими направлениями деятельности в сфере общественного питания. Это объясняется низкой себестоимостью и регулярным спросом на изготавливаемую кулинарную продукцию.

На фоне многочисленных преимуществ деятельности по изготовлению и реализации пиццы есть и отдельные недостатки. Один из них - непродолжительный срок сохранения ее вкусовых качеств. Для залов обслуживания этот факт не имеет значения, в них посетители имеют возможность насладиться ароматом и качеством свежеприготовленной пиццы. С предложением пиццы "на вынос" иная ситуация - при доставке пиццы на дом и в офисы организации нужно сделать это в короткие сроки, до того момента как продукт не успел остыть и потерять свои вкусовые качества. Можно, конечно, подойти к решению этого вопроса с другой стороны и подогревать пиццу в пути, но это будет уже не тот продукт, который заказывают и ждут клиенты. Не случайно скорость доставки пиццы является одним из главных условий конкурентоспособности компании на рынке. В связи с этим доставка пиццы может позиционироваться как самостоятельное направление деятельности. Становится ясно, почему иногда крупные сети не занимаются доставкой пиццы, а доверяют это специализирующимся на этом компаниям.

Вышесказанное лишний раз говорит о том, что производство и реализация пиццы - это не узкоспециализированный бизнес, а достаточно широкое поле деятельности услуг общественного питания, имеющее несколько основных направлений:

- оказание услуг общественного питания силами небольших пиццерий, где посетители могут быстро и недорого перекусить (принцип фаст-фуда);

- обслуживание посетителей в ресторане национальной кухни, где пицца является одним из фирменных блюд;

- производство и доставка пиццы по заказам в офисы и квартиры.

Иногда можно встретить полный комплекс услуг по приготовлению и реализации пиццы (ресторан + фаст-фуд + круглосуточная доставка).

Если организация или предприниматель только принимают решение об организации производства и реализации пиццы, то им предстоит выбрать, какому из указанных вариантов отдать предпочтение. Те, кто уже занимается этим бизнесом, могут рассматривать перспективы его расширения или, наоборот, специализации на определенном направлении деятельности. В любом случае бухгалтеру необходимо представлять, как можно построить систему учета независимо от того, в каком виде он ведется - в бумажном или с использованием средств автоматизации. Любой программный продукт, чтобы с ним можно было работать, нужно "настроить" под требования нормативных актов с учетом специфики осуществляемого вида деятельности. Кроме того, в программных продуктах (модулях) нередко ведутся регистры налогового учета, поэтому вопрос налогообложения также является немаловажным. Рассмотрим их.

3. Учетные процессы и особенности

Технология изготовления. Для того чтобы определиться с системой учета, нужно представлять технологию изготовления пиццы. Мы не претендуем на рецепт пиццы, который хранят итальянские пиццайоли. Опишем общую картину, исходя из которой можно сделать выводы об учетных операциях. Основными ингредиентами пиццы являются тесто (важнейший компонент), сыр (как правило, Моцарелла), курица, шампиньоны, томаты особого сорта, оливковое масло, базилик, кунжут и другие составляющие. Для приготовления калорийных пицц используются мясные, рыбные продукты, яйца, сыр, творог, для диетических - свежие овощи, зеленые салаты или шпинаты, фрукты.

Технология изготовления пиццы в масштабе предприятия общественного питания предусматривает следующие этапы:

- приготовление теста в тестомесильных машинах;

- разделывание и формовка теста в месильных и формующих машинах;

- выдержка теста в расстойных шкафах;

- нарезка и подготовка начинки пиццы с помощью измельчителей и другого оборудования;

- выпечка пиццы в ярусных, специальных или конвейерных печах.

Учетные моменты. С "кухни" вернемся к бухгалтерскому учету. Описанный процесс изготовления позволяет сделать следующие необходимые для учета выводы:

- процесс изготовления предполагает несколько стадий с небольшими промежутками, в связи с чем нет смысла делить расходы по переделам производственного цикла;

- в пиццерии нет ни "незавершенки", ни остатков готовой продукции, так как пицца не замораживается, а запекается для текущей реализации потребителям;

- приготовленное тесто и начинка с точки зрения технологии являются полуфабрикатами, возможен такой подход и с позиций бухгалтерского учета, однако есть ли в этом необходимость - это еще вопрос.

Приготовление теста и приготовление начинки для пиццы являются тесно связанными операциями, а их результат практически не имеет переходящих остатков в натуральном выражении. Иными словами, все приготовленное - начинка и тесто - не задерживается в овощерезках, тестоделителях (смесителях) и формовочных машинах, а направляется для выпечки исходя из сделанных заказов. Поэтому определить количество теста и начинки и дать им как полуфабрикатам достоверную стоимостную оценку вряд ли удастся. В таком случае бухгалтеру не стоит усложнять ситуацию, проще выбрать систему учета не производственного предприятия, а оказывающей услуги организации. У нее не так много объектов учета. Перечислим характерные для пиццерии основные объекты стоимостного учета:

- оборудование и материальные запасы;

- себестоимость оказываемых услуг;

- наличные и безналичные денежные расчеты;

- расчеты с различными категориями дебиторов и кредиторов;

- внутрихозяйственные расчеты (с обособленными подразделениями).

Остановимся на наиболее сложном моменте - исчислении себестоимости. Какие объекты калькулирования выбрать? Очевидно, что распределять расходы между двумя десятками наименований пиццы - занятие трудоемкое и к тому же мало полезное. Более перспективным является калькулирование затрат по видам оказываемых услуг, а точнее по направлениям деятельности. В пиццерии, как уже было сказано, обычно это стационарное и выездное обслуживание. По ним существенно отличается выручка, так как размер среднего заказа "на колесах" меньше заказа в залах обслуживания. Логично по данным направлениям деятельности сформировать на счетах бухгалтерского учета разные финансовые результаты. Раздельный учет в регистрах бухгалтерского учета является хорошим фундаментом для налогового учета, если организация совмещает разные налоговые режимы, что мы рассмотрим далее.

О необходимости ведения раздельного бухгалтерского учета высказались столичные налоговики в Письме от 06.06.2007 N 18-11/3/052731@. По их мнению, организация, применяющая по разным видам деятельности различные специальные налоговые режимы, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять отчетность в целом по всей организации, то есть по всем видам предпринимательской деятельности. Если следовать указанию налоговиков, то организации в части "упрощенки" учетом основных средств и нематериальных активов ограничиться не удастся. Для того чтобы отразить в отчетности финансовый результат по каждому осуществляемому виду деятельности, организации следует обобщать в учете информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях. В этом случае раздельного учета доходов и расходов в части стационарного и выездного обслуживания не избежать.

Распределение доходов и расходов. Доходы между выездным и стационарным обслуживанием поделить несложно, для этого выручку достаточно пробивать по разным счетчикам кассового аппарата и вести раздельный аналитический учет. Не так просто разделить расходы между указанными направлениями деятельности, среди которых:

- материальные затраты;

- арендные и коммунальные платежи по условиям заключенных договоров;

- амортизационные отчисления;

- расходы по заработной плате персонала и отчислениям;

- рекламные расходы;

- на доставку продукции в офисы и квартиры;

- налоговые отчисления.

Отдельные из поименованных расходов относятся только к одному виду деятельности. Так, расходы в части оказания услуг общественного питания в зале обслуживания (затраты на оплату труда официантов, платежи за аренду зала обслуживания) относятся к стационарному обслуживанию. Затраты на доставку продукции в офисы и квартиры (затраты на оплату труда персонала службы доставки, транспортные расходы), очевидно, относятся к выездному обслуживанию. Но есть и третья категория расходов, которая относится к процессу производства пиццы: материальные затраты, оплата труда поваров, амортизация оборудования, управленческие и рекламные расходы. Все перечисленные расходы следует распределить между выездным и стационарным обслуживанием, так как именно на эти виды деятельности приходятся доходы от производства пиццы.

Какой показатель выбрать для распределения общих расходов пиццерии? Наиболее часто используемым является выручка от реализации. Можно воспользоваться и другими показателями, однако в целях раздельного налогового учета налогоплательщик может делить свои расходы только исходя из полученных им доходов (п. 9 ст. 274 НК РФ, п. 8 ст. 346.18 НК РФ), поэтому выбор другого показателя лишь усложнит систему налогового учета, если он построен на базе бухгалтерского.

Отметим, в бухгалтерском учете организация определяет финансовый результат ежемесячно, а в налоговом рассчитывает базу по итогам отчетного периода нарастающим итогом (Письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/1/224). Поэтому данные налогового и бухгалтерского учета могут различаться, однако разница будет незначительная, что позволяет организовать раздельный налоговый учет на базе бухгалтерского, учитывая некоторые нюансы налогообложения.

Но с окончательными выводами спешить не стоит. Дело в том, что распределение расходов пропорционально полученным доходам не всегда дает объективную картину результатов деятельности. В целях управленческого учета руководитель может потребовать от бухгалтера определить более достоверный финансовый результат, отражающий реальную прибыльность каждого вида деятельности.

В таком случае в качестве одного из объективных показателей распределения расходов может быть прибыль, рассчитанная как разность между доходами и прямыми расходами. Выбрав его, бухгалтер может отойти от рекомендаций Налогового кодекса и для целей налогообложения распределять расходы пропорционально полученным доходам не в учете, а в отдельном регистре. При этом, если предприятие совмещает общий режим налогообложения и "вмененку", ему нужно откорректировать разницы между бухгалтерским и налоговым распределением расходов по правилам ПБУ 18/02 <1>. В связи с тем что распределенные затраты учитываются единовременно, разницы будут постоянными. Они формируют постоянное налоговое обязательство или актив в зависимости от того, какие распределенные в части общего режима налогообложения расходы больше: бухгалтерские (управленческие) или налоговые. При превышении первых над вторыми отражается постоянное обязательство, в противном случае - актив.

Загляни в раздел 3.2. Налоговые режимы и прочти его внимательно.

Пример. ООО "Экспресс-пицца" занимается производством и реализацией пиццы в зале обслуживания, а также доставкой изготовленной кулинарной продукции потребителю. В отчетном периоде выручка по этим услугам составила 450 000 и 150 000 руб., а прямые расходы 100 000 и 50 000 руб. соответственно. Косвенные расходы (по продаже и управленческие) составили 100 000 руб. На базе бухгалтерского организация ведет управленческий учет, в котором общие расходы распределяются между видами деятельности пропорционально полученной прибыли в части доходов и прямых затрат.

В целях упрощения налоговые обязательства в примере не рассматриваются.

Рассчитаем прибыль в отношении каждого вида деятельности исходя из полученных доходов и прямых расходов. Этот показатель равен 350 000 руб. (450 000 - 100 000) в части производства и реализации кулинарной продукции в зале обслуживания и 100 000 руб. (150 000 - 50 000) в части производства и доставки пиццы.

Коэффициент распределения косвенных расходов составит:

- 77,8% (350 000 / (350 000 + 100 000)) - в части производства и стационарного обслуживания;

- 22,2% (100 000 / (350 000 + 100 000)) - в части производства и выездного обслуживания клиентов.

Распределим косвенные расходы на продажу. В себестоимости стационарного обслуживания клиентов пиццерии будет учтено 77 800 руб. (100 000 руб. x 77,8%), в себестоимости выездного обслуживания - 22 200 руб. (100 000 руб. x 22,2%).

Для учета прямых затрат, формирующих себестоимость стационарного и выездного обслуживания, воспользуемся субсчетами 20-1 и 20-2 соответственно. В аналогичном порядке введем субсчета к другим счетам - 90-1, 90-2, 90-9.

В бухгалтерском учете ООО "Экспресс-пицца" будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб. 

Отражены доходы пиццерии  

Отражены доходы от оказания услуг   общественного питания в зале обслуживания

50 

90-1-1

450 000

Отражены доходы от оказания услуг  выездного обслуживания

50 

90-1-2

150 000

Отражены расходы пиццерии      

Включены в себестоимость услуг  стационарного обслуживания прямые затраты   

20-1

10, 70, 69 

100 000

Включены в себестоимость выездного обслуживания прямые затраты

20-2

10, 70, 69 

50 000

Отражены косвенные расходы текущего периода   

44 

60, 70, 69

100 000

Распределены общие расходы 

Косвенные расходы включены в  себестоимость стационарного обслуживания клиентов пиццерии     

20-1

44 

77 800

Косвенные расходы включены в  себестоимость выездного обслуживания  клиентов пиццерии     

20-2

44 

22 200

Сформирована себестоимость оказанных услуг

Списана себестоимость оказания услуг  стационарного обслуживания клиентов    

90-2-1

20-1

177 800

Списана себестоимость оказания услуг выездного обслуживания заказчиков пиццы

90-2-2

20-2

72 200

Определен финансовый результат по видам деятельности     

Сформирован финансовый результат по  стационарному обслуживанию клиентов    

90-9-1

99-1

272 200

Сформирован финансовый результат по выездному обслуживанию клиентов        

90-9-2

99-2

77 800

В целом порядок бухгалтерского учета доходов и расходов пиццерии несложен, чего нельзя сказать об их налогообложении.

3.1 Налогообложение

В целях налогообложения деятельности по изготовлению и реализации пиццы нужно решить следующие основные вопросы:

- определиться с режимом налогообложения в отношении стационарного и выездного обслуживания;

- выбрать правильную ставку НДС, если организация не может воспользоваться преимуществами спецрежимов и находится на традиционной системе налогообложения;

- определиться с порядком налогообложения имущества;

- проанализировать налоговые обязательства по иным операциям.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

3.2 Налоговые режимы

С позиции традиционной системы налогообложения угощение посетителей в зале обслуживания и доставка пиццы на дом не имеют принципиальных различий. Однако пиццерии могут применять и спецрежимы, тогда эти направления деятельности, возможно, придется разделить. Поясним, о чем идет речь.

Обслуживание посетителей в зале может облагаться в рамках "упрощенки" или "вмененки". Если площадь зала обслуживания не превышает установленного ст. 346.26 НК РФ ограничения и в муниципальном образовании в отношении услуг общественного питания введен спецрежим, то организации придется применять обязательную "вмененку". Если любое из перечисленных условий не выполнено, то организации остается "упрощенка". Последняя тоже доступна не для всех - необходимо соответствовать условиям п. п. 2 - 4 ст. 346.12 НК РФ. Данные требования нетрудно выполнить субъектам малого предпринимательства. Если организация общественного питания к ним не относится, то ей стоит рассмотреть вопрос о применении общего режима налогообложения.

Другое направление деятельности - доставка пиццы в офисы и на дом. Чтобы определиться с режимом налогообложения, воспользуемся Письмом Минфина России от 25.07.2007 N 03-11-04/3/295. В нем даны рекомендации по налогообложению аналогичной деятельности - доставки обедов по утвержденному меню организацией-посредником, закупающей данные обеды у предприятий общественного питания. Для перевода такой деятельности на "вмененку", по мнению чиновников, нет оснований.

Логика проста, в разъяснении финансового ведомства приведены налоговое и отраслевое определения услуг общественного питания. Для целей применения "вмененки" услугами общественного питания признаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ). В отраслевом ГОСТе Р 50647-94 <2> приведено практически аналогичное определение: под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

Если будешь красть чужие работы из Интернета, получишь двойку.

Сопоставив эти определения, чиновники приходят к выводу: деятельность объекта организации общественного питания, как имеющего зал обслуживания посетителей, так и не имеющего такового, независимо от его месторасположения и вида предусматривает также организацию потребления приобретенной продукции на месте. Такое резюме логично вытекает только из отраслевого документа, в котором производство, реализация и организация потребления рассматриваются в совокупности. Из налоговых норм этого не следует. Услуги общественного питания в обязательном порядке включают изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий. Создание условий для потребления, безусловно, подразумевает реализацию готовой кулинарной продукции и кондитерских изделий, однако из этого не следует обратное утверждение. Реализовать кулинарную продукцию можно и через киоски и палатки, не создавая условий для ее потребления, о чем уже неоднократно высказывались эксперты журнала.

Однако в данной ситуации с мнением финансового ведомства не поспоришь. Дело в том, что при доставке пиццы на дом организация не имеет как таковой площади для реализации своей продукции (ни киоска, ни палаток, ни иного аналогичного объекта), поэтому доставка кулинарной продукции на дом не может быть отнесена к услугам общественного питания. Таким образом, указанная предпринимательская деятельность не подлежит обложению ЕНВД и должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с УСНО при условии соблюдения гл. 26.2 НК РФ.

Если пиццерия не заинтересована в совмещении налоговых режимов, то она может специализироваться на чем-то одном - либо оказывать услуги общественного питания в небольших залах обслуживания, пользуясь преимуществами "вмененки", либо заниматься только производством и доставкой пиццы по заказам. Тогда другое направление деятельности организация может передать на договорных началах партнеру. Не исключен и такой вариант: там, где пиццерия оказывает услуги общественного питания, в отношении них не введена "вмененка" или площадь зала обслуживания превышает 150 кв. м. Тогда организация, занимающаяся стационарным и выездным обслуживанием, рассчитывается с бюджетом в рамках одного режима - традиционного или "упрощенки". Такая ситуация встречается нечасто, как показывает практика, организациям, занимающимся производством и реализацией пиццы (особенно развивающимся), приходится совмещать налоговые режимы. Тогда если организация уплачивает налоги по УСНО и ЕНВД, то ей нужно делить только доходы и расходы, если она совмещает "вмененку" и традиционную систему налогообложения - еще и НДС <3>. Рассмотрим отдельно уплату этого налога, а точнее один из элементов налогообложения, который вызывает споры между налоговиками и производителями пиццы.

3.3 Ставка налогообложения

Этот вопрос актуален для пиццерий, уплачивающих налоги в рамках традиционной системы налогообложения. Первоначально о том, что деятельность по производству и реализации пиццы облагается по 10%-ной ставке, было сказано в Письме Минсельхозпрода России от 26.12.1995 N П-2-24/2958. Столичные налоговики в более позднем разъяснении - Письме от 16.03.2005 N 19-11/16469 - так не считают. Они ссылаются на утвержденный Правительством РФ Перечень кодов видов продовольственных товаров <4>. Так какая же арбитражная практика сложилась по данному вопросу? Ее не так много, но отдельные решения все же есть.

Так, в отношении пиццы с грибами ФАС ЗСО признал правомерность претензий контролеров к налогоплательщику, который применял при реализации такой пиццы 10%-ную ставку НДС (Постановление ФАС ЗСО от 10.05.2006 N Ф04-2509/2006(22109-А27-14)). Суд указал на ошибочность выводов налогоплательщика, полагающего, что коды товара (пиццы) были присвоены по начинке - грибам, поскольку пиццы не могут быть отнесены к категории овощей, мясопродуктов, молокопродуктов, и признал неправомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 10% при их реализации.

Противоположный вывод сделан в Постановлении ФАС СЗО от 31.05.2005 N А56-28046/04. На основании отраслевого ГОСТа Р 50647-94 пицца относится к мучным кулинарным изделиям. Это дает основание включить ее в группу 91 1900 "Пироги, пирожки и пончики" подкласса 91 1000 "Продукция сахарной и хлебопекарной промышленности" ОК 005-93. Иными словами, пицца относится к хлебобулочным изделиям и облагается в силу пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ по 10%-ной налоговой ставке.

Как видим, вопрос применения налоговой ставки при исчислении НДС остается спорным, у организации есть шансы отстоять перед налоговиками 10%-ную ставку, но их не так много, что повышает ее налоговые риски. Снизить их можно двумя путями: рассчитываться с бюджетом по 18%-ной ставке или освободиться от обязательств по НДС. Здесь возможны два пути. Подсчитать выручку за три прошедших календарных месяца и, если она не превосходит установленный ст. 145 НК РФ лимит, подать заявление на освобождение от уплаты налога в соответствии с нормами указанной статьи. Другой способ - перейти на "упрощенку" при соблюдении установленных ст. 346.12 НК РФ условий. Какой вариант выбрать - решать налогоплательщику.

3.4 Оборудование, необходимое для производства пиццы

Для производства пиццы в масштабах предприятия общественного питания необходимо различное оборудование. Как может догадаться читатель, одной печи в пиццерии недостаточно, для качественного приготовления пиццы могут потребоваться:

- мукопросеиватель;

- тестомесильная машина, тестоделитель, тестоформовщик;

- овощерезка, плита для приготовления соуса;

- стол для разделки, холодильные установки.

Общая стоимость линии по изготовлению пиццы варьируется от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей в зависимости от того, скольких сортов и в каких объемах эта продукция производится предприятием. Чем меньше производство, тем меньше потребуется оборудования, однако это приведет к увеличению доли ручного труда в производственном процессе. Следствием этого является повышение расходов на оплату труда. В производстве трудно сэкономить на затратах - уменьшение одних расходов, как правило, вызывает увеличение других. Поэтому предприятию нужно выбрать наиболее оптимальный баланс между ручными и механизированными операциями исходя из объемов осуществляемой деятельности.

Налоговый учет технологического оборудования для изготовления пиццы, так же как и бухгалтерский, несложен. Срок службы (более 12 месяцев) и его высокая стоимость говорят в пользу учета оборудования производственной линии в составе объектов ОС. Сложности могут возникнуть с налогом на имущество, который уплачивается в рамках общего режима налогообложения. Если организация совмещает этот режим с "вмененкой", то ей нужно разделить используемое в приготовлении пиццы имущество между указанными налоговыми режимами. К этому вопросу мы обращались ранее на страницах нашего журнала <5>. Отметим, что в Письме от 14.02.2007 N 03-03-06/2/25 финансовое ведомство указало на возможность распределения стоимости имущества между различными видами деятельности не только пропорционально выручке, но и исходя из физических измерителей (например, площади). В связи с тем что порядок определения стоимости имущества для целей налогообложения Налоговым кодексом не установлен, налогоплательщик может использовать любой метод расчета стоимости облагаемого имущества, что должно быть закреплено в учетной политике организации.

3.5 Реклама

В любой коммерческой деятельности не обойтись без рекламы, пиццерии этот вопрос решают по-разному. Наиболее действенная реклама - известный бренд, под которым успешно работают многие пиццерии. Для этого им необходимо приобрести права использования торговой марки <6>. Другой способ, к которому часто прибегают пиццерии, - размещение рекламы на транспортных средствах, на которых доставляются заказы на дом и в офисы. Нужно ли в этом случае уплачивать ЕНВД на основании пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ? Обратимся к ст. 346.27 НК РФ, согласно которой для целей применения спецрежима под размещением и (или) распространением наружной рекламы на транспортных средствах следует понимать деятельность по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

Таким образом, на боковых и иных поверхностях транспортных средств в целях перевода на уплату ЕНВД должна отображаться информация рекламного характера. Однако сведения о компании, ее адресе и предоставляемых услугах, согласно ст. 9 Закона о защите прав потребителей <7>, доводятся до потребителей в обязательном порядке, и поэтому, по мнению Минфина, их нельзя считать рекламой (Письмо от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282). Более того, исходя из положений ст. 2 ГК РФ размещение рекламной информации о своих товарах, работах и услугах не может рассматриваться как предпринимательская деятельность: в данном случае прибыль извлекается от использования транспортного средства в целях доставки пиццы, а не от размещения на нем рекламы. Поэтому размещение на транспортных средствах, например, логотипа компании и ее телефонов не может рассматриваться как предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы и, следовательно, облагается ЕНВД. В отсутствие доходов (объекта налогообложения) от размещения на автомобилях собственной рекламы у пиццерии не возникает обязанности уплачивать и иные налоги, в том числе налог на прибыль и НДС.

4. Ссылки на использованную литературу

1 Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

2 "Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94", утв. Постановлением Госстандарта России от 21.12.1994 N 35.

3 Порядок организации раздельного учета на предприятиях общественного питания описан в статье В.В. Ковалева "Раздельный учет НДС", N N 1 - 2, 2006.

4 Перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.

5 О том, как рассчитать остаточную стоимость налога на имущество при совмещении налоговых режимов, рассказано в статье И.В. Емельяновой "Считаем остаточную стоимость имущества" в журнале N 11, 2006.

6 Более подробно о порядке учета и налогообложения получения прав на использование торговой марки рассказано в статье М.В. Мишина "Франчайзинг", N 12, 2006.

7 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".