Представление знаний
- Введение
- Представление знаний. Теоретическая часть
- Заключение
Московский авиационный институт (государственный технический университет)
Факультет прикладной физики и математики
Кафедра вычислительной математики и программирования
Реферат на тему «Представление знаний»
Преподаватель: Д. В. Сошников Студент: Ю. М. Сергукова Группа: 08-406
Москва, 2010
Содержание
1 Введение 2 2 Представление знаний. Теоретическая часть 3 Данные,информацияизнания ........................ 3 Классификациязнаний ............................ 4 ОсобенностипредставлениязнанийвнутриИС .............. 4 Моделипредставлениязнаний ........................ 6 Продукционнаямодель ........................ 7 Логическаямодель .......................... 7 Сетеваямодель ............................. 8 Формальныеграмматики ....................... 8 Фреймовыемодели .......................... 8 Комбинаторныемодели ........................ 9 Ленемы ................................. 9 Алгебраическиемодели ........................ 10 Нейронныесети,генетическиеалгоритмы ............. 10 3 Заключение 121. Введение
В повседневной жизни, порой не замечая этого, человек постоянно обрабатывает ин-формацию: получает ее, запоминает, вспоминает, делает выводы, анализирует, вно-сит поправки в свои суждения, строит на основе полученных знаний и предположе-ний свое поведение. Поэтому логично предположить, что, задавшись целью создать искусственный интеллект равный по мощности (или даже превосходящий) челове-ческому, захочется наделить этот новый разум аналогичными способностями (как минимум) к восприятию окружающей среды, речи, анализу ситуации, построению выводов, предположений, обладанию «характером», памятью. Некоторые из этих пунктов весьма и весьма спорны, однако, все во многом зависит от того, какими именно чертами мы хотим наделить искусственный интеллект. Так, например, ими-тация характера и настроения совсем не обязательна и может даже мешать дости-жению поставленных целей и объективной оценке, в то время как для прохождения теста Тьюринга она может быть необходима.
Но среди перечисленных «способностей» есть несколько, которые качественно от-личали бы искусственный разум от простого суперкомпьютера. Они касаются по-лучения и обработки информации, умения пользоваться полученными знаниями и применять их.
Таким образом мы подходим к одной из основных проблем — как «научить» машину хранить и обрабатывать знания, не пользуясь помощью человека в их подготовке, а получая их на основе собственной деятельности. Эта проблема решается 6 различ-ными направлениями в теории искусственного интеллекта:
1) Представление знаний.
2) Манипулирование знаниями.
3) Общение.
4) Восприятие.
5) Обучение.
6) Поведение.
Рассмотрим первую из них, а именно — представление знаний.
2. Представление знаний. Теоретическая часть
2.1. Данные, информация и знания
Прежде, чем рассуждать о представлении знаний в доступном и «понятном» машине виде, требуется определиться с терминологией. Это в достаточной степени проблема-тично, так как такие термины, как «информация», «данные» и «знания» не имеют четкого определения, а то множество определений, что были созданы человечеством, иногда не просто частично пересекаются, а даже противоречат одно другому. Пере-числим некоторые из них, которые более точно описывают нашу предметную об-
ласть. | |
Данные | — факты и идеи, представленные в некотором, четко формализован- |
ном виде, в котором их можно использовать для передачи в инфор- | |
мационном процессе; | |
— сведения, представленные в определенной знаковой системе и | |
на определенном материальном носителе для обеспечения возмож- | |
ностей хранения, передачи, приема и обработки. | |
Информация | — данные, определенным образом организованные, имеющие для |
своего получателя смысл, значение и ценность, необходимые ему для | |
принятия решений, а также реализации других функций; | |
— это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой, помещен- | |
ные в некоторый контекст; данные, как-либо оцениваемые получа- | |
телем информации. При этом то, что для одних является данными, | |
для других может оказаться информацией. | |
Знания | — проверенная информация и/или та информация, которой дове-ряют, результаты принятия решений, поведения, обобщенные в виде |
теорем и законов, совокупности взглядов; | |
— зафиксированная и проверенная практикой информация, которая | |
может многократно использоваться людьми для решения тех или | |
иных задач. |
Таким образом, мы получаем следующие закономерности:
имеют смысл
проверенная
При этом на данной диаграмме при движении слева направо уменьшается формали-зованность представления. И стоящая перед нами задача — представление знаний, самой неформальной сущности.
2.2. Классификация знаний
Можно найти и другие критерии для классификации знаний, но уже этого достаточ-но, чтобы показать разнородность человеческих знаний. Так, эмпирическое знание может быть одновременно и процедурным и личностным.
Логично предположить, что для описания той или иной категории лучше подходят определенные средства, в то время как другие значительно понижают эффектив-ность хранения и/или использования. Остановимся на общих моментах, абстрагиро-вавшись от вида категории знаний.
2.3. Особенности представления знаний внутри ИС
Представление знаний в памяти ЭВМ или на внешних носителях должно иметь осо-бенности, отличающие знания от данных, например, такие как:
- внутренняя интерпретируемость;
- структурированность;
- связность;
- семантическая метрика;
- активность;
конвертируемость.