Налоговая система Японии
ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет: Экономика и менеджмент
Кафедра: Менеджмент финансов и кредита
Специальность: Финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: «Зарубежные налоговые системы»
на тему: « Налоговая система Японии»
Выполнила:
студентка 3 курса, очного отделения
группы 31 ФОС
Середина Ольга Владимировна
Научный руководитель:
Плахов А.В., ассистент
ОРЕЛ
2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности налоговой системы Японии 5
2. Порядок прямого налогообложения в Японии 13
Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц
Налоги на имущество
3. Порядок косвенного налогообложения в Японии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.
При всей множественности налогообложения развитые государства стремятся к минимизации налогов или, точнее, к их оптимизации. Это является основной тенденцией налоговых политик государств со второй половины 80-х – начала 90-х годов.
Актуальность изучения зарубежного опыта заключается в том, что он вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. В качестве примера такого зарубежного опыта, я решила остановиться на стране «восходящего солнца» - Японии.
Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране.
На сегодняшний день современная Япония наряду с США, Германией, Великобританией является центром деловой жизни. В стране расположены крупнейшие корпорации мира, а также представлена широкая филиальная сеть, поэтому будет интересно рассмотреть вопрос налогообложения прибылей корпорации, а также налогообложение доходов физических лиц. Поскольку страна имеет небольшую территорию и огромное количество жителей (в 1997г. – 126,5 млн. человек), т.е. наблюдается высокая плотность населения, необходимо рассмотреть порядок поземельного налогообложения.
Предметом исследования при рассмотрении данной темы будет изучение механизма функционирования налоговой системы Японии с целью регулирования налоговых отношений в обществе.
Изучая налогообложение в любой стране важно определить тот спектр задач, которые необходимо рассмотреть. В первую очередь, необходимо ознакомиться с особенностями налоговой системы страны. А лишь затем можно приступать к рассмотрению конкретных налогов, которые можно разбить либо на 2 большие главы - прямые, косвенные, либо классифицировать иным образом. Рассматривая налоговую систему Японии, будем выделять 2 главы: порядок прямого и косвенного налогообложения в Японии. Кроме того, в рамках прямого налогообложения рассмотрим прямые налоги на доходы физических и юридических лиц, а также имущественное налогообложение.
При рассмотрении данной темы использованы труды следующих авторов: Д.Г. Черник; Мещерякова О.В.; Тихоцкая И.С; Булатов А.Ф.; Романовский М.В. и др.
1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ
Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа.
Остановимся на некоторых аспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.
В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные - за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций. [3]
Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.[3]
Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам: [3]
Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
Вторая - прямые налоги на имущество.
Третья - прямые и косвенные потребительские налоги.
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами. Это предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный налоги.
Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли. [1]
Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога). [1]
Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1. [1]
Рассмотрим структуру доходов местных органов власти в целом по стране по данным за 1990г. Общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн. иен. Из них собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных налогов (30), обеспечили 33,45 трлн. иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов. Еще 14,33 трлн. иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов. Государство выделило местным органам дотации на осуществление общенациональных мероприятий в сумме 10,65 трлн. иен, или 13,2%. Остальные 20,3 трлн. иен, или чуть больше четверти доходов местных бюджетов, - это неналоговые поступления, включая займы. [7]
Как видно, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Достаточно интересна структура местных налогов. Приведем ее по данным 1990 г., исходя из указанной выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. иен) 18,8 трлн. иен, или 56,2% приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. иен, или 31,4%. И только на третьем месте потребительские налоги - 4,16 трлн. иен, или 12,4% доходов местных налогов. [7]
Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти такую же, как и среди местных налогов), имущественные - 25% и потребительские налоги - 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии приведено в таблице1. [8]
Таблица 1. «Распределение налогов между государственными и местными органами управления Японии в 1990 г.»
Налоги |
Всего, трлн. иен |
В том числе |
||
государственные |
местные |
|||
сумма, трлн. иен |
удельный вес, % |
сумма, трлн. иен |
удельный вес, % |
|
Подоходные 52,74 33,94 64,4 18,80 35,6 |
||||
Имущественные 25,53 15,05 58,9 10,48 41,1 |
||||
Потребительские 15,29 11,12 72,8 4,17 27,2 |
||||
Всего 93,56 60,11 64,2 33,45 35,8 |
По данным таблицы прослеживается приоритетное положение общегосударственных налогов и сборов по сравнению с местными. Повторим, что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.
В 1993 г. сумма всех государственных налогов Японии увеличилась до 61 трлн. 157 млрд. иен, из которых 933 млрд. иен составляли таможенные сборы и пошлины. Удельный вес их практически не изменился в связи с тем, что одновременно возросла и сумма местных налогов.
Рассмотрим динамику доходов и расходов местных органов управления Японии за ряд последних лет, приведенную в таблице 2. Во второй строке будут указаны налоговые поступления только за счет местных налогов. [7]
Таблица 2. «Доходы и расходы местных органов управления»
(трлн. иен)
Доходы и расходы |
1978 |
1980 |
1983 |
1985 |
1988 |
1990 |
Доходы — всего |
39,13 |
46,80 |
53,46 |
57,47 |
68,01 |
80,41 |
В том числе за счет местных налогов |
12,24 |
15,89 |
19,84 |
23,32 |
30,12 |
33,45 |
Доля местных налогов в доходах, %. |
31,3 |
34,0 |
37,1 |
40,6 |
44,3 |
41,6 |
Расходы — всего |
38,35 |
45,78 |
52,31 |
56,29 |
66,40 |
78,47 |
Баланс (доходы минус расходы) |
0,78 |
1,02 |
1,15 |
1,18 |
1,61 |
1,94 |
Остаток от предыдущего года |
0,35 |
0,41 |
0,35 |
0,32 |
0,56 |
0,82 |
Реальный баланс данного года |
0,43 |
0,61 |
0,80 |
0,86 |
1,05 |
1,12 |
Анализ табличных данных, составленных по сведениям токийского муниципалитета, говорит о следующем. Виден постоянный рост и укрепление доходной части местных бюджетов страны, естественно сопровождающийся возможностью расходовать больше средств. В 1990 г. доходы местных органов управления возросли по сравнению с 1985 г. на 40%, а с 1980 г. — на 71,8%, в том числе за счет налоговых поступлений — соответственно на 43,4% и более чем в 2 раза. За эти же периоды расходы выросли соответственно на 39,2 и 71,4%. Бюджет сводится без дефицита, более того, превышение доходов над расходами имеет совершенно четко прослеживаемую тенденцию роста. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, из которого исключается остаток финансовых ресурсов прошлого года. Доля местных налогов в доходах на протяжении 10 лет имела тенденцию к увеличению, но, достигнув удельного веса 44,6%, начала падать.
Конечно, не следует забывать, что в таблице 2 приведены общие цифры, за которыми стоят 47 префектур, 3045 городов, поселков и районов. Поэтому посмотрим те же данные, но для конкретной, самой крупной и имеющей свои специфические особенности столичной префектуры Токио (таблица 3) [2]
Таблица 3. «Доходы и расходы префектуры Токио»
(трлн иен)
Доходы и расходы |
1978 |
1980 |
1983 |
1985 |
1988 |
1990 |
Доходы — всего |
2,617 |
2,935 |
3,424 |
4,030 |
5,673 |
6,575 |
В том числе за счет местных налогов |
1,614 |
2,014 |
2,457 |
2,969 |
4,471 |
4,716 |
Доля местных налогов в доходах, %. |
61,3 |
68,6 |
71,7 |
73,3 |
78,8 |
71,7 |
Расходы — всего |
2,620 |
2,902 |
3,390 |
3,966 |
5,582 |
6,516 |
Баланс (доходы минус расходы) |
-0,003 |
0,033 |
0,034 |
0,065 |
0,091 |
0,059 |
Остаток от предыдущего года |
0,098 |
0,054 |
0,032 |
0,029 |
0,059 |
0,059 |
Реальный баланс данного года |
-0,101 |
-0,021 |
0,002 |
0,036 |
0,032 |
0 |
Нормативный размер приемлемого дефицита |
-0,109 |
-0,131 |
-0,155 |
-0,195 |
-0,271 |
-0,336 |
Доля в доходах местных бюджетов |
6,7 |
6,3 |
6,4 |
7,0 |
8,4 |
8,2 |
В Токио наблюдаются высокие темпы доходов и расходов префектуры. Удельный вес местных налогов в доходах бюджета здесь значительно выше, чем в среднем по местным органам управления, и превышает 70% за счет более развитой налоговой базы. В таблице прослеживаются следы финансового кризиса крупных городов середины 70-х годов. Баланс 1978 г. отрицательный — превышение расходов над доходами. Реальный баланс 1980 г. тоже еще отрицательный. Но затем Токио полностью вышел из финансового кризиса, хотя на каждый год по-прежнему определяется норматив приемлемого дефицита бюджета.
2. ПОРЯДОК ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЯПОНИИ
2.1. Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц
Самый высокий доход государству приносят подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.
Значение налога на доходы физических лиц для государственного бюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги. [5]
Подоходным налогом облагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий:
1. Проценты по вкладам.
2. Дивиденды.
3. Доходы от недвижимости.
4. Доходы от предпринимательской деятельности.
5. Заработная плата.
6. Бонусы.
7. Выходные пособия, пенсии.
8. Случайные доходы.
9. Смешанные, разносторонние доходы.
10. Доходы от капитала.
Для большинства из них (кроме процентов и дивидендов) установлены налоговые льготы или освобождения от уплаты налогов. Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание, составляющий 3200 иен в год. [5]
В деловой практике Японии часто возникает вопрос о том, не слишком ли тяжелое налоговое бремя несет рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц предусматривает существенные льготы.
Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются «базовая льгота» (необлагаемый минимум дохода налогоплательщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца.[5] Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пенсии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобождения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика предоставляет пять льгот и освобождений.
Для исчисления подоходного налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок (базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.). Следствием является то, что необлагаемый минимум для семьи из 4-х человек в Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции.
Помимо адресных, персональных освобождений, которые широко применяются к налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему по ряду важных причин.
• С целью справедливого налогообложения доходов разных категорий населения введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (personal expenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей налогообложения положения лиц наемного труда с одной стороны, и предпринимателей — с другой. Последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе говоря, на себестоимость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует критерию справедливости налогообложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%.
• Ряд специальных инструкций позволял также разделить для целей налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает доход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпринимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для лиц наемного труда (при условии, что фирма для целей налогообложения зарегистрирована как квазикорпорация). Система «двойного льготирования» была отменена в 1992 г., однако размер «специального вычета» из налогооблагаемой базы при условии заполнения «синей» формы налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен.
• Специальные налоговые льготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов налогооблагаемая сумма уменьшается на 400 тыс. иен в год, если индивид имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превышает 20 лет.
Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено какими-либо специфическими политическими целями.
• В налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и его рыночной стоимостью), предоставляемые получателям заработной платы и предпринимателям, либо освобождаются от налогов вообще, либо облагаются частично.
• Семейные пары с одинаковым годовым доходом в Японии платят различный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система Японии приветствует семьи, в которых работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя. В таблице 5 представлены размеры налогов, которые уплачивают семьи с одним работающим и с двумя работающими супругами.
Необходимо отметить, что пример приведен при следующем условии: супруги являются наемными рабочими (служащими); включены стандартные льготы; супружеская пара имеет двоих детей. Налоговые льготы семьи в основном получает муж. Для семей с двумя работающими расчет проведен по формуле: доход х 0,5 х ставка налога х 2. В расчет включены персональные льготы и льготы на членов семьи.
В таблице 5 рассмотрим пример уплачиваемых налогов двумя категориями семей. (см. ниже) [5]
Таблица 5. «Размеры налогов, уплачиваемых семьями с одним и двумя работающими супругами»
Шкала дохода, млн. иен |
Семья с одним работающим |
Семья с двумя работающими, получающими поровну |
||
сумма налога |
уровень налогового бремени, % |
сумма налога |
уровень налогового бремени, % |
|
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
57500 |
1,4 |
57500 |
1,4 |
5 |
130500 |
2,6 |
130500 |
2,6 |
8 |
469000 |
5,9 |
384500 |
4,8 |
10 |
821000 |
8,2 |
560500 |
5,6 |
20 |
4282000 |
21,4 |
2836500 |
14,2 |
30 |
5577500 |
28,6 |
6182000 |
20,6 |
50 |
18077500 |
36,2 |
14177500 |
28,4 |
По данным таблицы видно, что семьи первой и второй группы уплачивают одну и ту же сумму налога и несут равное налоговое бремя до тех пор, пока их доход составляет 3, 4 и 5 млн. иен. Затем при увеличении дохода семья с одним работающим будет нести более высокое налоговое бремя по сравнению с семьей другой категории.
Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет 33,48 %, префектуральная — 5 % от национальной, т. е. 1,67 % от прибыли, и муниципальная — 12,3 % от национальной ставки, или 4,12 % от прибыли.[5] Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40 % прибыли корпораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры
2.2 Налоги на имущество
Юридические и физические лица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая в большинстве случаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется 1 раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель. [2]
Весьма сложным вопросом в налогообложении является оценка стоимости земельных участков. Со второй половины 80-х годов в Японии начался резкий рост цены на землю, что не удивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г., которым предусматривается большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. К тому же банки легко и на льготных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим сделки с земельными участками, в том числе долгосрочные кредиты. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последнее время были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии. [7]
Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинают переоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.
Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой. [7]
Большое внимание уделяется в Японии налогообложению момента перехода имущественных прав от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами налогообложения. Существуют две главные предпосылки для обложения наследств и дарений.
Во-первых, такой налог на передачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних руках и способствует более равномерному распределению ресурсов;
Во-вторых, введение этого налога способствует пополнению бюджета.
Существуют две основные формы обложения передаваемой собственности — дар и завещание. Соответственно в зависимости от момента передачи существуют два сходных налога — налог с наследства и налог с дарений.
Ставка налога на наследование дополнительно увеличивается на 20 % для наследников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка, включая эти добавки, не должна превышать 75 % фактической доли наследника. [5]
При наличии дополнительных условий наследникам предоставляются налоговые кредиты трех видов:
• собственность, полученная в подарок наследником от умершего, включается в налогооблагаемую базу; одариваемый, однако, получает кредит в размере налога с дарений по такой собственности во избежание двойного налогообложения. Это налоговый кредит по налогу на дарения;
• если наследнику менее 20 лет, сумма налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен за каждый год наследника, недостающий до 20. Аналогично, если наследник страдает какими-либо заболеваниями или имеет инвалидность, которые отражаются на его трудоспособности, сумма налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен (120 тыс. иен в случае полной утраты трудоспособности) за каждый год до 70 лет (пенсионный возраст); [5]
• по налогу с дарений при обложении собственности, полученной в дар в течение календарного года, существует базовое освобождение от налога, т. е. не облагаются налогом подарки, полученные одариваемым, если стоимость этих подарков, полученных в течение одного календарного года, не превышает 600 тыс. иен. [5]
Процесс расчета налога на наследство представлен на рисунке (см. ниже). [5]
Общая стоимость наследства |
|||
«Чистая» собственность |
Необлагаемые суммы |
Задолженность |
Расходы на похороны |
«Чистая» собственность |
Подарки, полученные от умершего в течение последних трех лет |
Общая стоимость налогооблагаемой собственности |
Базовое освобождение |
Облагаемое наследство |
Облагаемое наследство А |
||
Жена 1/2 В |
Сын 1/4 С |
Дочь 1/4 D |
Индивидуальная сумма налога а |
Индивидуальная сумма налога b |
Индивидуальная сумма налога с |
Общая сумма налога на наследство Е |
Жена d |
Сын е |
Дочь f |
Рисунок «Процесс расчета налога на наследство»
На данном примере сумма наследства распределена среди установленных законом наследников (жена, сын, дочь) в пропорции согласно ГК Японии. Затем налоговые ставки применяются к каждой части наследства (а, b, с) и суммируются в общую сумму налога на наследование (Е). Общая задолженность получается путем сложения частей индивидуальных налогов. Общий налог распределяется среди наследников пропорционально их части наследства.
Стоимость собственности, переходящей от одного владельца к другому, при таких формах передачи, как наследство или дар, оценивается по текущим рыночным ценам или по цене приобретения. Из налогооблагаемой базы исключается собственность, приобретенная от родственников для получения образования и проживания, и собственность, завещанная благотворительным, религиозным, научным и другим государственным и общественным организациям.
Дополнительно к основному освобождению собственность стоимостью до двадцати миллионов иен, переданная в подарок супругу, с которым даритель прожил вместе более 20 лет, освобождается от налога.
Кроме того, если лица, частично или полностью утратившие трудоспособность, получают деньги, ценные бумаги, другую собственность по трастовому соглашению в пределах суммы 60 млн. иен, налог на дарения не взимается. Налоговые ставки применяются к каждой части налогооблагаемого наследства.
3. ПОРЯДОК КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЯПОНИИ
С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и силу новая система налогообложения. Относительно уменьшено прямое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов. [1]
Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.[2]
Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, ростом международного разделения труда, разделением транснациональных монополий, изменением структуры внешней торговли роль таможенных пошлин как источника доходов после второй мировой войны постоянно снижается. Уровень таможенных пошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годов составлял 20% и более. [1]
Акцизное налогообложение в Японии имеет ряд особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогообложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматривался как один из основных источников налоговых поступлений. [5]
Необходимо отметить и существование специальных налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.
Центральным звеном реформы налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского налога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость (value—added tax), широко применяемый в странах Западной Европы. Этим налогом облагаются в принципе любые (за исключением ряда прямо названных в законодательстве случаев) сделки по продаже товаров и оказанию услуг. Первые практические шаги к введению данного налога сделаны и в Японии. [1]
Налог уплачивается на различных стадиях производства и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:
1. Четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
2. В процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
3. Государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному плательщику полной суммы налога.
Налог на добавленную стоимость(VAT) вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудящихся и чреват инфляционными последствиями.
Введение данного налога стало причиной потери правящей либерально-демократической партией абсолютного большинства мест в палате советников. Хотя новое правительство Японии заявило, что пересмотрит правила и нормы взимания указанного налога, но ни о каком существенном его пересмотре речь не идет, т. к. 3%-ный потребительский налог является одним из важнейших источников пополнения бюджета.
Налоги на потребление наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны. Согласно классификации ОЭСР к налогам на потребление относятся общие налоги на потребление (налог на добавленную стоимость, налог с продаж на отдельных стадиях движения товаров и услуг) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы): на алкогольные напитки, табачные изделия, топливо и транспорт.
Налог на добавленную стоимость позволит точно и быстро проводить налоговые операции с помощью совершенной техники и налаженной системы документооборота (без технического оснащения использование VAT невозможно). Кроме того, введение налога на добавленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общий рынок. НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.
Налог на добавленную стоимость представляет косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость. Она представляет собой стоимость, которую, например, производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия и услуги.
Можно построить простейшую схему, в которой фигурируют так называемые исходные товары (inputs), которыми могут служить сырье, транспорт, рента, реклама и т. д. и выпускаемые товары (out puts). [1]
Добавленную стоимость (VA) можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы (V) и получаемой прибыли (m)
VA=V+m
С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию (outputs-О) и произведенных затрат (inputs — I).
VAT=О-I
При расчете налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения:
1. прямой аддитивный, или бухгалтерский;
2. косвенный аддитивный;
3. метод прямого вычитания;
4. косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам.
Если условно «принять ставку налога за «R», то расчет налога согласно перечисленным методам будет иметь вид:
1. R (V+m)=VAT
2. RV+Rm=VAT
3. R (0-I) =VAT
4. RO-RI=VAT
Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).
Этот метод удобен тем, что:
1. позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;
2. наличие счета-фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность для прослеживания движения товара с целью проверки;
3. чтобы использовать первый и второй методы расчета налога, т. с. методы, основанные на балансах, необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка на добавленную стоимость. Четвертый метод дает возможность использования дифференцированной ставки налога.
Третий метод неудобен тем, что применение ставки налога к показателю, получаемому в результате вычитания затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же удобен, как и I и II методы, для единой ставки налога. На практике неудобно рассчитывать добавленную стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут колебаться во времени.
Таким образом, 4-й метод или «инвойсный» наиболее практичный. Налоговые обязательства могут рассчитываться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот метод позволяет наиболее полно охватить товары и использовать более, чем одну ставку.
Ставка потребительского налога составляет 3% (кроме автомобилей, при продажах которых до 1992 г. применялся 6-процентный налог), сумма налога включается в продажную цену товара. [1]
Налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.
Потребительский налог распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель импортного груза. Экспортные операции освобождаются от обложения налогом: в это понятие включаются экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуникационные услуги, ремонт иностранных судов и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему данной курсовой работы можно сделать ряд выводов о налоговой системе Японии.
Прежде всего, необходимо отметить, что Япония страна, в которой проживает многомиллионное население. Однако ее географическая территория небольшая. В связи с этим в Японии остро стоит вопрос размещения населения. Цена земли в данной стане достаточно высока. Росту цен способствовали особые экономические условия. В 80-ые г.г. возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г., которым предусматривается большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последнее время были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии.
Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей. В связи с этим был введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.
Во – вторых, в формировании бюджета лидирующую роль занимают государственные налоги, приносящие около 64%, а остальная часть бюджета формируется за счет местных налогов. Перераспределение налоговых поступлений является зеркальным отражением их сбора, т.е. 64% всех ресурсов расходуются как местные, а остальные обеспечивают выполнение общегосударственных функций.
Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов, которые имеет право взимать каждый орган территориального управления. Все налоги закреплены в законодательных актах. Всего в стране действует 25 государственных и 30 местных налогов. Среди всего многообразия этих налогов, наибольший доход бюджету приносят подоходные налоги на физических и юридических лиц (около 56% всех налоговых поступлений), затем по степени значимости идут прямые налоги на имущество, а также прямые и косвенные потребительские налоги.
В Японии обсуждается вопрос о тяжести налогового бремени рядового гражданина. Однако, несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека. От уплаты налогов освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные льготы имеют многосемейные. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами, поэтому пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя.
Несмотря на незначительный удельный вес местных налогов в совокупном доходе бюджета, местное налогообложение является составной частью системы налогообложения Японии. Вся система финансирования производственной и социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки рабочей силы, коммунально-жилищно-бытового обслуживания осуществляется через местные органы власти.
Социальное обеспечение включает разные виды денежных выплат (пенсии, пособия) и оказание льготных услуг нетрудоспособным и безработным. В зависимости от источников финансирования социальное обеспечение подразделяется на социальное страхование — обеспечение нетрудоспособных за счет бюджетных средств и на производственное страхование — за счет фондов, создаваемых на предприятиях для выплаты пенсий и пособий.
Источниками финансирования социального обеспечения являются автономные фонды государственного социального страхования, средства государственного и местных бюджетов, пенсионные фонды предприятий.
Фонды государственного социального страхования создаются за счет взносов трудящихся, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Ресурсы этих фондов дополняются также доходами, получаемыми от инвестиций самого фонда.
Взносы трудящихся в фонды социального страхования представляют собой прямые вычеты из заработной платы и других личных доходов, а взносы предпринимателей по форме — прямые вычеты из их доходов, а по существу — это косвенное обложение всех потребителей, поскольку через механизм цен эти суммы в основном перекладываются на широкие слои населения.
Источником взносов является часть оплаты их труда, т. е. вычет из необходимого продукта. Эти взносы не затрагивают прибыль и прибавочную стоимость: они всегда предпринимателем включаются в издержки производства.
Взносы на социальное страхование, будучи обязательными, представляют форму налогового платежа. Это второй подоходный налог, причем более крупный, чем первый.
В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще. [4]
Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.
Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.
Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.
На мой взгляд, из всех вышеперечисленных выводов особое внимание нашему правительству следует обратить на укрепление финансов местных органов самоуправления, рассмотреть вопрос о тяжести налогового бремени (особенно юридических лиц), а также разработать программы и мероприятия по созданию и укреплению инвестиционного климата страны, с целью привлечения иностранных инвестиций. Необходимо помнить, что огромное количество налогов и высокие ставки по ним – это не залог успеха. Если предприниматель с 1рубля прибыли будет платить 95коп. налогов, он начнет скрывать свои реальные доходы и просто уйдет в теневой сектор экономики. Т.о., государство получит результат обратный намеченному. Привлечение инвестиций является необходимым условием успешного развития страны. На полученные от инвесторов средства правительство может решить целый ряд общегосударственных проблем: содействие развитию малого бизнеса, промышленного и аграрного секторов экономики и проч.
В заключении можно отметить лишь справедливость высказывания: «Зарубежный опыт вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговые системы развитых стран мира (справочник) – М.: Фонд «Правовая культура», 1995. – 240с.
2. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – ДАНА, 2000. – 511 с.
3.
4. Homo gaber).
5. Врублевской О.В. – СПб: Питер, 2000. – 528с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
6.
7.
8.
9. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1999.
10.