Причастие и деепричастие
(С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)
В рамках проекта "Работай головой!"
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
В кругу частей речи русского языка глагол занимает цен-
тральное положение, так как обладает наиболее разветвленной сис-
темой форм и грамматических значений, которые в совокупности опре-
деляют важнейшие особенности построения и функционирования рус-
ских предложений различных типов.
Одними из основных форм глагола являются причастие и деепри-
частие.
Основное направление в изучении причастий - это целеустрем-
ленное введение в речевую практику соответствующих причастных
конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи. Эта
важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия са-
мого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматичес-
ких особенностей.
Для раскрытия понятия причастия необходимо найти наиболее
подходящую синтаксическую базу. Такой базой может послужить наг-
лядное сопоставление синтаксических синонимов типа "снаряд, кото-
рый летит - летящий снаряд".
Наблюдая образованные глагольные формы и сопоставляя их с
исходными, ученики , направляемые учителем, обращают внимание на
то, что данные формы сохраняют значение вида и времени, но вмес-
те с тем получают окончания прилагательных и, как прилагательные,
изменяются по родам, числам и падежам.
Таким образом, причастие обозначает действие, представляет
его в виде признака предмета.
Для укрепления синтаксической базы в понимании лексико-
грамматической сущности причастия учащимся дается задание преоб-
разовать в причастия еще ряд сочетаний слова "который" с гла-
гольными формами настоящего и прошедшего времени. При этом особо
- 2 -
подчеркивается необходимость сохранения "ся" в структуре причас-
тия.
После ознакомления с общим понятием причастия необходимо
особо остановиться на образовании падежных форм причастий мужско-
го, среднего и женского рода, а также множественного числа, учи-
тывая ,что данные формы чужды речи учащихся, у которых нет естес-
твенной практики в образовании падежных форм причастий.Трениров-
ка должна начинаться с задания , требующего образовать устно, а
затем записать формы всех падежей для данных словосочетаний при-
частия с существительным. В дидактический материал включаются
причастия настоящего и прошедшего времени, в том числе и причас-
тия с "ся" , например , "звенящая струна, изменяющийся голос".
Продолжая эту работу , ученики перспективно знакомятся с
причастным оборотом и особенностями его употребления в речи.
Необходимо обратить внимание на то, что причастие с зависи-
мым словом стоит перед определяемым существительным , и просит
перестроить предложение таким образом ,чтобы причастие с зависи-
мым словом стояло после определяемого существительного.Причастие
с зависимыми словами называется причастным оборотом.Причастный
оборот , стоящий после определяемого существительного, в устной
речи выделяется паузами, а на письме запятыми.
Умение безошибочно отличать выделяемый причастный оборот от
невыделяемого начинает формироваться в процессе неоднократного
повторения .
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО
ВРЕМЕНИ. КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ.
- 3 -
Объясняя значения действительных и страдательных причастий,
учитель снова может обратиться к синонимическим отношениям , ко-
торые наблюдаются между причастиями и сочетаниями личной формы
глагола со словом "который". Ученикам предлагается 2 таких соче-
тания со словом "который" в в именительном и винительном падежах.
Эти сочетания учащиеся преобразуют в действительные и страда-
тельные причастия , после чего по вопросам учителя выясняются
смысловые различия ними и дается определение и тому и другому
Действительные причастия представляют в виде признака дей-
ствия, совершаемого самим предметом.страдательные причастия пред-
ставляют в виде признака действия,которому подвергается данный
предмет со стороны другого предмета.Уточняя дополнительные призна-
ки страдательных причастий,необходимо подчеркнуть, что при них мо-
жет быть зависимое существительное или местоимение в твори-
тельном падеже (земля, освещенная солнцем), обозначающее дей-
ствующий предмет.
После ознакомления с различиями между действительными и стра-
дательными причастиями учащиеся записывают несколько примеров,
находят в них причастные обороты и оприделяемые существительные,
ставят нужные знаки препинания и указывают действительные и стра-
дательные причастия.
Переходя к изучению правил формообразования причастий, учи-
тель сообщает ученикам о том что действительные причастия обра-
зуются от переходных так и от непереходных глаголов, а страда-
тельные причастия только от переходных глаголов и что причастия
имеют только настоящее и прошедшее время, а будущего времени не
имеют. Затем учащимся объясняются правила образования действи-
тельных причастий на основе составления схемы формообразования.
- 4 -
Пример.Действительные причастия
- настоящее время:
стеречь - стерег - стерегущий;
- прошедшее время:
кричать - кричавший.
Необходимо знать, что от глаголов несовершенного вида обра-
зуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов
совершенного вида - только прошедшего времени, так как такие гла-
голы вообще не имеют настоящего времени.
Характеризуя средства и способы образования страдательных
причастий, используют также формообразовательные схемы.
Пример.Страдательные причастия
- настоящее время:
рисовать - рисуют - рисуемый;
- прошедшее время:
рассказать - рассказанный.
Иногда для образования страдательных причастий настоящего
времени используется суффикс "ом" (вести - ведут - ведомый). От
большинства глаголов несовершенного вида не образуются страда-
тельные причастия прошедшего времени ( бросать - бросаемый).
Основной вид самостоятельной работы, формирующий быстро об-
разовывать страдательные причастия,- это нахождение данных форм
от подобранных учителем переходных глаголов.
Очень полезно самостоятельное нахождение всех возможных для
данного глагола форм действительных и страдательных причастий.
В изучении образования и употребления кратких форм страда-
- 5 -
тельных причастий
форму, которая позволила бы учащимся самостоятельно встретиться с
краткими причастиями в процессе выполнения грамматических заданий.
Такой платформой может быть задание, требующее преобразовать
неопределенно-личную конструкцию с прямым дополнением и формой
прошедшего времени переходного глагола в конструкцию с кратким
страдательным причастием.
ПЕРЕХОД ПРИЧАСТИЙ В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Явление перехода причастий в прилагательные и существи-
тельные раскрывается на материале сравнения следующих словосочетаний:
- подходящий поезд - подходящий случай;
- учащиеся дети - лучшие учащиеся.
Здесь причастия перешли в качественное прилагательное и в сущес-
твительное.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЙ.
В завершающий этап работы по изучению причастий можно вклю-
чить серию заданий аналитико-синтетического и синтетического ха-
рактера. Аналитические задания предполагают опознание причастий в
отрывках связного текста и отдельных предложениях и харектеристи-
ку их морфологических особенностей и синтаксических функций, а
также общей роли в стилистической организации текста.
Указанная работа предполагает собой морфологический разбор
причастий, который необходимо проводить в следующем порядке:
1. Выразительное чтение текста;
2. Выделение причастий вместе с оприделяемым им существи-
- 6 -
тельным;
3. Решение вопроса о том является ли причастие одиночным или
же имеет при себе зависимые слова;
4. Указание начальной формы причастия;
5. Характеристика морфологических особенностей и структуры
причастия;
6. Указание синтаксической роли , рода и числа для кратких
страдательных причастий, сопоставления с полной формой.
Разбор причастий может сопровождаться вопросами, требующими
объяснения их отдельных особенностей. При наличии соответствую-
щих текстов может быть поставлен вопрос о стилистической роли
причастий.
Задания аналитико-синтетического характера могут представ-
лять собою :
- образование всех возможных причастных форм от данных гла-
голов
" защищать - защищающий, защищавший, защищаемый";
- составление предложений с придаточным определением и заме-
ной его причастным оборотом
" Вопрос, который поставил учитель, требовал смекал-
ки - Вопрос, поставленный учителем, требовал сме-
калки."
- постановка причастного оборота перед определяемым словом и
после него
" Поставленный учителем вопрос требовал смекалки -
Вопрос, поставленный учителем, требовал смекалки.".
Задания синтетического характера - это устные и писменные
изложения, сочинения, рассказы.
- 7 -
ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА.
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
В процессе изучения деепричастий учащиеся должны усвоить се-
мантико-грамматическую специфику деепичастия как особой формы
глагола, обозначающей добавочное действие, должны выделить 2 раз-
новидности деепричастий ( деепричастия несовершенного и совершен-
ного вида ) и уяснить особенности их образования, должны практи-
чески освоить деепричастный оборот и научиться рационально ис-
пользовать его в собственной устной и письменной речи. Всю рабо-
ту на достижение указанной цели необходимо строить с учетом того,
что деепричастия, как и причастия, являются в основном принадлеж-
ностью книжного стиля и до начала их изучения мало используются в
практике.
Для того чтобы раскрыть понятие деепричастия необходима де-
монстрация яркого литературного примера, насыщенного деепричас-
тными формами, которые наглядно выражают значение дополнительно-
го действия, функцию обстоятельства.
"У костра, вытаращив испуганные глазенки, держась одной ру-
кой за кнут, а другую приподняв, точно защищаясь, стоял ху-
денький черноголовый парнишка." ( А. Фадеев ).
После чтения примера учитель предлагает выделить в нем под-
лежащее и сказуемое ( мальчишка стоял ), а затем просит уточнить,
как именно стоял мальчишка. Ученики без труда объясняют, что
мальчишка стоял, вытаращив испуганные глаза.
Таким образом устанавливается, что данные словосочетания от-
- 8 -
вечают на вопрос КАК? и служат в предложении обстоятельствами об-
раза действия. Далее ученики находят в каждом из этих словосоче-
таний главное слово ( вытаращив, держась, приподняв, защищаясь )
и уясняют значение дополнительного действия, выражаемое каждым из
этих слов, по отношению к основному действию, которое обозначено
сказуемым "стоял".
Таким образом, неизменяемая глагольная форма, которая обоз-
начает добавочное действие, и служит в предложении обстоя-
тельством, называется деепричастием.
Деепричастия, как и все другие формы глагола, подчиняют се-
бе формы косвенных падежей существительных, местоимений, а также
наречия.
Для объяснения способов образования деепричастий ученики под
руководством учителя строят формообразовательные схемы, выявляют
глагольные основы и формообразующие суффиксы. На этой фазе форму-
лируются правила образования деепричастий.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Образование деепричастий несовершенного вида.
"лежать - лежащий - лежа;
нести - несут - неся;
улыбаться - улыбаются - улыбаясь".
При наличие возможности рассматриваются некоторые частные
случаи:
1. в прошлом нередко употреблялись в народно-разговорной ре-
чи деепричастия несовершенного вида на "учи - ючи":
- 9 -
"Никого не осуждаючи, он один слова утешные говорил мне уми-
раючи."(Н. Некрасов).
В современном языке из этих форм употребляется лишь форма
" будучи ".
2. Деепричастия несовершенного вида не образуются:
- от глаголов, теряющих в прошедшем времени суффикс " ну ":
" пахнуть - пах,
сохнуть - сох,
стынуть - стыл ";
- от глаголов с основой настоящего времени на " г - к " :
" бегут, пекут ";
- от глаголов без гласных звуков в основе настоящего време-
ни:
" пьют,шьют,ткут ".
Наиболее эффективной формой практической работы по образова-
нию деепричастий несовершенного вида является многократное повто-
рение формообразовательного акта на базе приведенной схемы с вы-
делением из данной группы глаголов только глаголов несовершенно-
го вида.
Дидактический материал:
брызгать, брызнуть, мелькать, мелькнуть,
прыгать, прыгнуть, двигаться, двинуться,
трясти, тряхнуть, пугать, вспугнуть,
предполагать, предположить, изучать,
изучить.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ СОВЕРШЕННОГО ВИДА.
Отдохнуть - отдохнув, отдохнувши
- 10 -
улыбнуться - улыбнувшись
перенести - перенесши
изнемочь - изнемогши
Основа неопределенной формы плюс суффиксы " в - вши " ( пос-
ле гласных ) или " ши " ( после согласных ) плюс " сь ".
В процессе построения схемы учащиеся усваивают основное пра-
вило образования деепричастий совершенного вида. Дополнительно им
сообщаются также и некоторые частные случаи, а именно:
1. От некоторых глаголов деепричастия совершенного вида об-
разуются при помощи суффикса " а " - в этом случае могут сущес-
твовать параллельные формы:
" простясь - простившись,
возвратясь - возвратившись ".
2. Деепричастия совершенного вида с суффиксом " а " наблю-
даются в некоторых устойчивых словосочетаниях:
" очертя голову, сломя голову,
спустя рукава, скрепя сердце ".
Как и в предыдущем случае, учащиеся упражняются в образова-
нии форм деепричастий совершенного вида. С этой целью использует-
ся приведенный выше дидактический материал, из которого учащиеся
выбирают только глаголы совершенного вида.
В общей оценке значений деепричастий нежелательно категори-
чески заявлять ученикам, что деепричастия несовершенного вида
обозначают " действие незаконченное ", а деепричастия совершенно-
го вида - " действие законченное ", ибо фактически видовые значе-
ния деепричастий сохраняют все многообразие видовых значений
спрягаемых глагольных форм. Учащиеся знают, что совершенный вид
может обозначать:
- результат ( построить, воспитать );
- 11 -
- однократность или мгновенность ( встряхнуть, сверкнуть );
- начало действия ( заговорить, запеть ) и т.д.
При изучении деепричастий несовершенного вида учащиеся мо-
гут вспомнить приведенную выше трактовку категории вида.
После изучения способов образования деепричастий несовершен-
ного и совершенного вида учитель знакомит учащихся с деепричас-
тным оборотом и синтатическими функциями деепричастия.
В каждом примере учащиеся находят сказуемое и ставят от не-
го смысловой вопрос к деепричастию. При этом волей - неволей отве-
чать на данный вопрос приходится не одним деепричастием, а дееп-
ричастием с относящимися к нему словами. Таким образом легко вы-
деляется деепричастие и относящиеся к нему слова и раскрывается
понятие деепричастного оборота. Далее внимание учащихся обращает-
ся на то, что деепричастный оборот в предложении является обстоя-
тельством и может стоять в конце предложения, в его начале или
середине и что в любом из этих положений деепричастный оборот в
устной речи выделяется паузами, а на письме - запятыми. В допол-
нение к этим выводам учитель уточняет, что одиночное деепричас-
тие также обычно выделяется паузами в устной речи, а на письме -
запятыми.
Подбирая задания для отработки умения пользоваться деепри-
частными конструкциями в речи, учитель предлагает ученикам раз-
личные упражнения творческого характера, а именно:
1. заменить одно из однородных сказуемых с соответствующим
деепричастием ;
2. заменить придаточное времени деепричастным оборотом;
3. подобрать к выделенным сказуемым подходящие по смыслу
деепричастные бороты и т.д.
Выполняя перечисленные задания, учащиеся в завершении каж-
- 12 -
дой работы производят разбор в следующем порядке:
1. выразительное чтение текста;
2. выделение деепричастия;
3. решение вопроса о том, является ли деепричастие одиноч-
ным или имеет зависимые слова;
4. определение места деепричастия в структуре предложения;
5. определение вида деепричастия;
6. указание глагольной основы и суффикса деепричастия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В. Дудников, Методичка изучения грамматики, Просвещение,
М.:1988.
2. Л.П. Федоренко, Принципы обучения русскому языку, М.:1973.
3. А.К. Федоров, Трудные вопросы русского языка, М.:1972.