Причастие и деепричастие

 (С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)

     В рамках проекта "Работай головой!"

                      ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

      В кругу частей речи русского  языка  глагол  занимает  цен-

тральное положение, так как обладает наиболее разветвленной  сис-

темой форм и грамматических значений, которые в совокупности опре-

деляют важнейшие особенности построения и  функционирования  рус-

ских предложений различных типов.

     Одними из основных форм глагола являются причастие и деепри-

частие.

     Основное направление в изучении причастий - это  целеустрем-

ленное введение в  речевую  практику  соответствующих  причастных

конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи. Эта

важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия са-

мого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматичес-

ких особенностей.

     Для раскрытия понятия причастия  необходимо  найти  наиболее

подходящую синтаксическую базу. Такой базой может послужить  наг-

лядное сопоставление синтаксических синонимов типа "снаряд, кото-

рый летит - летящий снаряд".

     Наблюдая образованные глагольные формы и  сопоставляя  их  с

исходными, ученики , направляемые учителем, обращают внимание  на

то, что данные формы сохраняют значение вида и времени, но  вмес-

те с тем получают окончания прилагательных и, как прилагательные,

изменяются по родам, числам и падежам.

     Таким образом, причастие обозначает  действие,  представляет

его в виде признака предмета.

     Для укрепления синтаксической базы в понимании лексико-

грамматической сущности причастия учащимся дается задание  преоб-

разовать в причастия еще ряд сочетаний  слова  "который"  с  гла-

гольными формами настоящего и прошедшего времени. При этом  особо

                                - 2 -

подчеркивается необходимость сохранения "ся" в структуре  причас-

тия.

     После ознакомления с  общим  понятием  причастия  необходимо

особо остановиться на образовании падежных форм причастий мужско-

го, среднего и женского рода, а также множественного числа,  учи-

тывая ,что данные формы чужды речи учащихся, у которых нет естес-

твенной практики в образовании падежных форм  причастий.Трениров-

ка должна начинаться с задания , требующего образовать  устно,  а

затем записать формы всех падежей для данных словосочетаний  при-

частия с существительным.  В  дидактический  материал  включаются

причастия настоящего и прошедшего времени, в том числе и  причас-

тия с "ся" , например , "звенящая струна, изменяющийся голос".

     Продолжая эту работу ,  ученики  перспективно  знакомятся  с

причастным оборотом и особенностями его употребления в речи.

     Необходимо обратить внимание на то, что причастие  с  зависи-

мым словом стоит перед определяемым существительным  ,  и  просит

перестроить предложение таким образом ,чтобы причастие с  зависи-

мым словом стояло после определяемого  существительного.Причастие

с зависимыми словами  называется  причастным  оборотом.Причастный

оборот , стоящий после определяемого существительного,  в  устной

речи выделяется паузами, а на письме запятыми.

     Умение безошибочно отличать выделяемый причастный оборот  от

невыделяемого начинает формироваться  в  процессе  неоднократного

повторения .

     ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ  И  СТРАДАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЧАСТИЯ.    ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И  ПРОШЕДШЕГО

ВРЕМЕНИ. КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ.

                                - 3 -

     Объясняя значения действительных и страдательных  причастий,

учитель снова может обратиться к синонимическим отношениям ,  ко-

торые наблюдаются между причастиями и  сочетаниями  личной  формы

глагола со словом "который". Ученикам предлагается 2 таких  соче-

тания со словом "который" в в именительном и винительном падежах.

Эти сочетания учащиеся преобразуют  в  действительные  и  страда-

тельные причастия , после чего  по  вопросам  учителя  выясняются

смысловые различия ними и дается определение и тому и другому

     Действительные причастия представляют в виде  признака  дей-

ствия, совершаемого самим предметом.страдательные причастия пред-

ставляют в виде признака  действия,которому  подвергается  данный

предмет со стороны другого предмета.Уточняя дополнительные  призна-

ки страдательных причастий,необходимо подчеркнуть, что при них мо-

жет быть  зависимое  существительное  или  местоимение  в  твори-

тельном падеже (земля,  освещенная  солнцем),  обозначающее  дей-

ствующий предмет.

     После ознакомления с различиями между действительными и стра-

дательными причастиями учащиеся  записывают  несколько  примеров,

находят в них причастные обороты и оприделяемые  существительные,

ставят нужные знаки препинания и указывают действительные и стра-

дательные причастия.

     Переходя к изучению правил формообразования причастий,  учи-

тель сообщает ученикам о том что действительные  причастия  обра-

зуются от переходных так и от непереходных  глаголов,  а  страда-

тельные причастия только от переходных глаголов и  что  причастия

имеют только настоящее и прошедшее время, а  будущего  времени  не

имеют. Затем учащимся объясняются  правила  образования  действи-

тельных причастий на основе составления схемы формообразования.

                                - 4 -

     Пример.Действительные причастия

               - настоящее время:

     стеречь - стерег - стерегущий;

               - прошедшее время:

     кричать - кричавший.

     Необходимо знать, что от глаголов несовершенного вида  обра-

зуются причастия настоящего и прошедшего времени,  а  от  глаголов

совершенного вида - только прошедшего времени, так как такие  гла-

голы вообще не имеют настоящего времени.

     Характеризуя средства и  способы  образования  страдательных

причастий, используют также формообразовательные схемы.

     Пример.Страдательные причастия

              - настоящее время:

     рисовать - рисуют - рисуемый;

              - прошедшее время:

     рассказать - рассказанный.

     Иногда для образования  страдательных  причастий  настоящего

времени используется суффикс "ом" (вести - ведут - ведомый). От

большинства глаголов несовершенного вида  не  образуются  страда-

тельные причастия прошедшего времени ( бросать - бросаемый).

     Основной вид самостоятельной работы, формирующий быстро  об-

разовывать страдательные причастия,- это нахождение  данных  форм

от подобранных учителем  переходных  глаголов.

     Очень полезно самостоятельное нахождение всех возможных  для

данного глагола форм действительных и страдательных причастий.

     В изучении образования и употребления кратких  форм  страда-

                                - 5 -

тельных причастий

форму, которая позволила бы учащимся самостоятельно встретиться с

краткими причастиями в процессе выполнения грамматических заданий.

Такой платформой  может  быть  задание,  требующее  преобразовать

неопределенно-личную конструкцию с прямым  дополнением  и  формой

прошедшего времени переходного глагола в  конструкцию  с  кратким

страдательным причастием.

     ПЕРЕХОД ПРИЧАСТИЙ В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

     Явление перехода  причастий  в  прилагательные  и  существи-

тельные раскрывается на материале сравнения следующих словосочетаний:

     - подходящий поезд - подходящий случай;

     - учащиеся дети - лучшие учащиеся.

Здесь причастия перешли в качественное прилагательное и в  сущес-

твительное.

     МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЙ.

     В завершающий этап работы по изучению причастий можно  вклю-

чить серию заданий аналитико-синтетического и синтетического  ха-

рактера. Аналитические задания предполагают опознание причастий в

отрывках связного текста и отдельных предложениях и харектеристи-

ку их морфологических особенностей и синтаксических  функций,  а

также общей роли в стилистической организации текста.

     Указанная работа предполагает собой  морфологический  разбор

причастий, который необходимо проводить в следующем порядке:

     1. Выразительное чтение текста;

     2. Выделение причастий вместе  с  оприделяемым  им  существи-

                                - 6 -

тельным;

     3. Решение вопроса о том является ли причастие одиночным или

же имеет при себе зависимые слова;

     4. Указание начальной формы причастия;

     5. Характеристика морфологических особенностей  и  структуры

причастия;

     6. Указание синтаксической роли , рода и числа  для  кратких

страдательных причастий, сопоставления с полной формой.

     Разбор причастий может сопровождаться вопросами,  требующими

объяснения их отдельных особенностей. При  наличии  соответствую-

щих текстов может быть поставлен  вопрос  о  стилистической  роли

причастий.

     Задания аналитико-синтетического характера  могут  представ-

лять собою :

     - образование всех возможных причастных форм от данных  гла-

       голов

            " защищать - защищающий, защищавший, защищаемый";

     - составление предложений с придаточным определением и заме-

       ной его причастным оборотом

            " Вопрос, который поставил учитель, требовал  смекал-

              ки - Вопрос, поставленный учителем,  требовал  сме-

              калки."

     - постановка причастного оборота перед определяемым словом  и

       после него

            " Поставленный учителем вопрос  требовал  смекалки  -

              Вопрос, поставленный учителем, требовал смекалки.".

     Задания синтетического характера - это  устные  и  писменные

изложения, сочинения, рассказы.

                                - 7 -

     ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ.

     ДЕЕПРИЧАСТИЯ  НЕСОВЕРШЕННОГО  И СОВЕРШЕННОГО ВИДА.

     ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЙ.

     В процессе изучения деепричастий учащиеся должны усвоить се-

мантико-грамматическую специфику  деепичастия  как  особой  формы

глагола, обозначающей добавочное действие, должны выделить 2 раз-

новидности деепричастий ( деепричастия несовершенного и совершен-

ного вида ) и уяснить особенности их образования, должны  практи-

чески освоить деепричастный оборот и  научиться  рационально  ис-

пользовать его в собственной устной и письменной речи. Всю  рабо-

ту на достижение указанной цели необходимо строить с учетом того,

что деепричастия, как и причастия, являются в основном  принадлеж-

ностью книжного стиля и до начала их изучения мало используются в

практике.

     Для того чтобы раскрыть понятие деепричастия необходима  де-

монстрация яркого литературного примера,  насыщенного  деепричас-

тными формами, которые наглядно выражают значение  дополнительно-

го действия, функцию обстоятельства.

     "У костра, вытаращив испуганные глазенки, держась одной  ру-

      кой за кнут, а другую приподняв, точно защищаясь, стоял  ху-

      денький черноголовый парнишка." ( А. Фадеев ).

     После чтения примера учитель предлагает выделить в нем  под-

лежащее и сказуемое ( мальчишка стоял ), а затем просит уточнить,

как именно стоял мальчишка. Ученики без  труда  объясняют,  что

мальчишка стоял, вытаращив испуганные  глаза.

     Таким образом устанавливается, что данные словосочетания от-

                                - 8 -

вечают на вопрос КАК? и служат в предложении обстоятельствами об-

раза действия. Далее ученики находят в каждом из этих  словосоче-

таний главное слово ( вытаращив, держась, приподняв, защищаясь  )

и уясняют значение дополнительного действия, выражаемое каждым из

этих слов, по отношению к основному действию, которое  обозначено

сказуемым "стоял".

     Таким образом, неизменяемая глагольная форма, которая  обоз-

начает добавочное  действие,  и  служит  в  предложении  обстоя-

тельством, называется деепричастием.

     Деепричастия, как и все другие формы глагола, подчиняют  се-

бе формы косвенных падежей существительных, местоимений, а  также

наречия.

     Для объяснения способов образования деепричастий ученики под

руководством учителя строят формообразовательные схемы,  выявляют

глагольные основы и формообразующие суффиксы. На этой фазе форму-

лируются правила образования деепричастий.

     Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

     Образование деепричастий несовершенного вида.

     "лежать - лежащий - лежа;

     нести - несут - неся;

     улыбаться - улыбаются - улыбаясь".

     При наличие возможности  рассматриваются  некоторые  частные

случаи:

     1. в прошлом нередко употреблялись в народно-разговорной ре-

чи деепричастия несовершенного вида на "учи - ючи":

                                - 9 -

     "Никого не осуждаючи, он один слова утешные говорил мне уми-

     раючи."(Н. Некрасов).

     В современном языке из этих форм употребляется лишь форма

  " будучи ".

     2. Деепричастия несовершенного вида не образуются:

     - от  глаголов, теряющих в прошедшем времени суффикс " ну ":

       " пахнуть - пах,

         сохнуть - сох,

         стынуть - стыл ";

     - от глаголов с основой настоящего времени на " г - к " :

       " бегут, пекут ";

     - от глаголов без гласных звуков в основе настоящего време-

       ни:

       " пьют,шьют,ткут ".

     Наиболее эффективной формой практической работы по образова-

нию деепричастий несовершенного вида является многократное повто-

рение формообразовательного акта на базе приведенной схемы с  вы-

делением из данной группы глаголов только глаголов  несовершенно-

го вида.

     Дидактический материал:

     брызгать, брызнуть, мелькать, мелькнуть,

     прыгать, прыгнуть, двигаться, двинуться,

     трясти, тряхнуть, пугать, вспугнуть,

     предполагать, предположить, изучать,

     изучить.

     ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ СОВЕРШЕННОГО ВИДА.

     Отдохнуть - отдохнув, отдохнувши

                                - 10 -

     улыбнуться - улыбнувшись

     перенести - перенесши

     изнемочь - изнемогши

     Основа неопределенной формы плюс суффиксы " в - вши " ( пос-

ле гласных ) или " ши " ( после согласных ) плюс " сь ".

     В процессе построения схемы учащиеся усваивают основное  пра-

вило образования деепричастий совершенного вида. Дополнительно им

сообщаются также и некоторые частные случаи, а именно:

     1. От некоторых глаголов деепричастия совершенного вида  об-

разуются при помощи суффикса " а " - в этом случае  могут  сущес-

твовать параллельные формы:

     " простясь - простившись,

       возвратясь - возвратившись ".

     2. Деепричастия совершенного вида с суффиксом " а  "  наблю-

даются в некоторых устойчивых словосочетаниях:

     " очертя голову, сломя голову,

       спустя рукава, скрепя сердце ".

     Как и в предыдущем случае, учащиеся упражняются в  образова-

нии форм деепричастий совершенного вида. С этой целью использует-

ся приведенный выше дидактический материал, из которого  учащиеся

выбирают только глаголы совершенного вида.

     В общей оценке значений деепричастий нежелательно  категори-

чески заявлять ученикам,  что  деепричастия  несовершенного  вида

обозначают " действие незаконченное ", а деепричастия совершенно-

го вида - " действие законченное ", ибо фактически видовые  значе-

ния деепричастий  сохраняют  все  многообразие  видовых  значений

спрягаемых глагольных форм. Учащиеся знают, что  совершенный  вид

может обозначать:

    - результат ( построить,  воспитать  );

                                - 11 -

    - однократность или мгновенность ( встряхнуть,  сверкнуть  );

    - начало  действия ( заговорить, запеть ) и т.д.

     При изучении деепричастий несовершенного вида  учащиеся  мо-

гут вспомнить приведенную выше трактовку категории вида.

     После изучения способов образования деепричастий несовершен-

ного и совершенного вида учитель знакомит учащихся  с  деепричас-

тным оборотом и синтатическими функциями деепричастия.

     В каждом примере учащиеся находят сказуемое и ставят от  не-

го смысловой вопрос к деепричастию. При этом волей - неволей отве-

чать на данный вопрос приходится не одним деепричастием, а  дееп-

ричастием с относящимися к нему словами. Таким образом легко  вы-

деляется деепричастие и относящиеся к нему слова  и  раскрывается

понятие деепричастного оборота. Далее внимание учащихся обращает-

ся на то, что деепричастный оборот в предложении является обстоя-

тельством и может стоять в конце предложения, в  его  начале  или

середине и что в любом из этих положений деепричастный  оборот  в

устной речи выделяется паузами, а на письме - запятыми. В  допол-

нение к этим выводам учитель уточняет, что  одиночное  деепричас-

тие также обычно выделяется паузами в устной речи, а на письме  -

запятыми.

     Подбирая задания для отработки умения  пользоваться  деепри-

частными конструкциями в речи, учитель предлагает  ученикам  раз-

личные упражнения творческого характера, а именно:

     1. заменить одно  из  однородных  сказуемых  с соответствующим

деепричастием ;

     2. заменить придаточное времени деепричастным оборотом;

     3. подобрать к выделенным  сказуемым  подходящие  по  смыслу

деепричастные бороты и т.д.

     Выполняя перечисленные задания, учащиеся в  завершении  каж-

                                - 12 -

дой работы производят разбор в следующем порядке:

     1. выразительное чтение текста;

     2. выделение деепричастия;

     3. решение вопроса о том, является ли  деепричастие  одиноч-

ным или имеет зависимые слова;

     4. определение места деепричастия в структуре предложения;

     5. определение вида деепричастия;

     6. указание глагольной основы и суффикса деепричастия.

                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. А.В. Дудников,  Методичка  изучения  грамматики,   Просвещение,

        М.:1988.

     2. Л.П. Федоренко, Принципы обучения русскому языку, М.:1973.

     3. А.К. Федоров, Трудные вопросы русского языка, М.:1972.