Природа зла в человеке (на основе произведений писателей XIX века)

Департамент науки, образования, молодежи и спорта.

Научно-практическая конференция старшеклассников

«Способность, труд, талант».

Тема: Природа зла в человеке

(на основе произведений писателей XIX века).

Выполнила: Матвеева В.,

                        ученица  10 «б» кл.

                        сш № 47.

Руководитель: Гуцол Ж.П.,

                           учитель русского языка

                           и литературы.

                           сш № 47.

Кишинэу - 2001

План работы:

1.    Почему я выбрала эту тему.

2.    Теория зла.

3.    Нравственное падение человека (на основе произведений русских писателей XIX века):

а) появление помысла;

б) Борьба с помыслом.

в) Принятие помысла в сердце, услаждение им.

г) Совершение зла в действительности.

д) Полное помрачение рассудка, самоубийство.

4.    Есть ли спасение? В чем оно?

5.    Вывод.

Список использованной литературы.

1.    Островский А.Н., Пьесы «Гроза», «Бесприданница», М., «Художественная литература», 1982.

2.    Лесков Н.С., «Леди Макбет Мценского уезда», Казань, «Татарское книжное издательство», 1980 г.

3.    Островский А.Н., «Гроза», Бесприданница», Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998 г.

4.    Лесков Н.С., Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998 г.

5.    Пушкин А.С., Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998 г.

Почему я выбрала эту тему.

Рано или поздно, неизбежно столкнувшись с проявлением зла, любой разумный человек, подчинившись эмоциям и обидам, пытается найти корень зла. Увы. Если бы человек нашёл природу его, то вырвал бы, как мы вырываем сорняк из земли. Трудно не задуматься над этим, когда ужасающая статистика вызывает смуту и тревогу в душе. В наши дни количество брошенных детей превышает количество оставшихся без родителей детей в годы Второй мировой войны. Что же заставляет совершать людей такие ужасающие поступки, противоречащие законам природы, ведь даже животное не бросает своего детёныша, руководствуясь лишь инстинктами. Может быть, зло порождается в детском возрасте? Говорят, что дети – цветы жизни, а почему вырастают иногда люди-сорняки со злой, чёрствой к чужой боли, душой?  На этот вопрос нет однозначного ответа.

Я уверена, что каждый из нас, независимо от возраста и опыта, задавал себе эти вопросы, они волновали человечество во все времена. И если раньше эти вопросы были не столь актуальны, люди были чище и добрее, то сегодня наши поступки бывают опрометчивы и жестоки. Конечно, многое в мире изменилось, поменялось мировоззрение людей, их идеалы, жизнь, но ведь зло отвратительно всегда, независимо от того, в какое время содеяно, поэтому я решила раскрыть эту тему, найти истоки человеческих бед, рассмотреть падение человека на примере женских судеб в произведениях известных русских писателей.

Не секрет, что в наше время процветают насилие, жестокость, падение нравственности. Я думаю это происходит оттого, что мы далеки от веры. Наши предки жили иначе: вера была неотъемлемой частью их существования, устои православия – негласный и священный закон для каждого.  Поэтому падение человека мы будем рассматривать, исходя из тех внутренних принципов героев, которые были заложены в них жизнью и верой.

Теория зла.

Добро – все то, что соответствует повелениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и не зависящего от условий, в которых живет человек.

Зло…

                                                                                                           И. Кант.

Плохие, а порой ужасные поступки человек в реальности совершает не сразу. Зло он сначала вынашивает в своём сердце. И каждый раз злой помысел входит в душу человека по одному и тому же механизму. Все войны, убийства, все явные и скрытые злодейства, а также преступления, которые противоречат церковным и нравственным законам сначала вынашиваются в человеческом сердце. И в борьбе со злом у человека всегда есть два пути: путь легкий – принять зло в свое сердце, и путь тернистый – бороться со злым помыслом. Тогда, в зависимости от выбранного пути, происходит либо нравственное падение человека, либо человек поднимается выше, душа его остается чистой и незапятнанной.

Но природа  зла такова, что зло никогда не является к нам в своём открытом низком и отвратительном виде. Оно принимает обольстительный образ, сулит какие-то блага, соблазняет нас. И только сильные духом люди, люди с крепкой здоровой психикой и твердыми нравственными устоями, могут противостоять чарам зла и, будучи цельной натурой, смогут побороть искушение. А поддавшись ему, тысячу причин найдет человек, чтобы оправдать содеянное. И никто не желает посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: «Ты совершаешь ошибку, ты не прав». Конечно, гораздо удобнее полагать, что совершать зло нас заставляют обстоятельства. К сожалению, очень часто, люди предпочитают считать себя жертвами, а не палачами.

 В каждом человеке живут добро и зло, и даже если у человека душа чистая, он всё равно не застрахован от нравственного падения. А выбор нам в повседневной жизни приходится делать постоянно. Тогда получается, что совершил плохой поступок и обрек душу на вечные муки? Сложились трагически обстоятельства, и человек пал? Не совсем так. Есть спасение, и оно заключается в покаянии. Но только в искреннем. А искреннее покаяние - это такое сожаление о грехе, такое потрясение души, после которого невозможно вернуться к старому.

Таким образом, растление человеческой души можно рассматривать в таком порядке. Первый этап - возникновение помысла.  Поводом для его появления могут послужить разные жизненные обстоятельства. Но ведь каждый человек знает, что добро всегда чистое, светлое, а зло - темное, а так как всему на свете свойственно стремиться к лучшему, то  для любого человека неизбежна  внутренняя борьба. Это второй этап вторжения зла. И очень часто на стороне зла выступает кто-либо в роли змея-искусителя. Все это в совокупности приводит к душевному надрыву, лишает человека сил сопротивляться, он теряет веру в себя и людей и, в конечном итоге, принимает зло в сердце. Вот тут – то и гибнет человек. Гибнет не физически, а морально. Это следующая ступень к падению. Только тогда человек готов в реальности совершить роковой поступок. Но раскаяние способно вернуть душу к жизни. В противном случае наступает помрачение рассудка, и тогда последствия иногда бывают непоправимыми.

Нравственное падение человека (на основе произведений русских писателей XIX века)

Рассмотрим классические примеры борьбы добра и зла, которые живут в каждом из нас, на основе произведений русских писателей XIX века, а именно, на примере Катерины Кабановой (А.Н. Островский, «Гроза»), Ларисы Огудаловой  (А.Н. Островский, «Бесприданница») и Катерины Львовны (Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»), проследим падение человека, как следствие принятия зла.

Рассмотрим, как появляется недобрый помысел в сердцах героинь. Сопровождается он тревогой, страхом, неуверенностью. Из разговора Катерины с Варварой о жизни её в девках мы видим, что на душе у Катерины неспокойно:

Катерина.  … Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак. <…> И то мне представляется, что самоё себя совестно сделается. <…>Ах, Варя, грех у меня на уме!

А для Катерины, глубоко и искренне близкой к Богу, к православию, возникновение греховных мыслей особенно невыносимо.  Потому-то и боится Катерина грозы, что на уме у нее грех.

Смятение царит и в душе у Катерины Львовны. С одной стороны, страх и неизвестность томят ее сердце, трудно «первую песенку зардевшись спеть»:

-                     

С другой стороны, жизнь до замужества протекала весело и беззаботно, в играх, шалостях и баловстве. Поэтому скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет за неласковым мужем в безделии и праздности, и, подавив в себе угрызения совести, отбросив сомнения,  страстно отозвалась она на ласки дерзкого красавца Сергея.

-                     

У Ларисы Огудаловой ситуация складывается иначе. Мысли о том, чтобы бросить Карандышева и любой ценой быть с Паратовым, ей предлагает сам Карандышев. Именно он, все время сравнивая себя с Паратовым, говоря о нем с презрением и неуважением, подталкивает Ларису на этот шаг. Невольно сравнивая Карандышева и Паратова, она с отвращением понимает, как проигрывает в сравнении ее жених.

Карандышев. Ну чем я хуже Паратова? <…>

Лариса. Потому что сравнение не будет в вашу пользу. Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все.

Карандышев. Ведь это только слова: нужны доказательства. Вы разберите нас хорошенько!

Лариса. С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич … это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной.

Эти слова Ларисы заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич мог стать «героем ее романа». Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением  к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры – серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном «обществе».  В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение, она вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход, но противоречивость эта лежит в основе ее характера. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно. И  как  у остальных героинь, душа Ларисы мечется в отчаянии и безнадежности. Она достаточно умна, чтобы оценить перспективы, ожидающие ее в замужестве с Карандышевым. Она понимает, что Карандышев мелочный ограниченный чиновник, который путем женитьбы на Ларисе пытается самоутвердиться, приобрести вес в обществе, обставив Паратова. Мечтательная душа Ларисы не может с этим смириться. Унылому безотрадному течению жизни с Карандышевым она предпочитает яркий миг счастья рядом с любимым человеком.

Вслед за помыслом в душе героинь рождается борьба. Надо сказать, что борются они не столько с окружающим обществом, сколько с теми представлениями о добродетелях, которые были воспитаны в них. И конечно же борьба с самим собой протекает по-разному. Наиболее  болезненно борьбу со своими нравственными устоями переносит Катерина. Да это и не удивительно. Ведь здесь большую роль играет ее искренняя вера в Бога и близость к духовному началу. Будучи глубоко  религиозной, совершить прелюбодеяние – один из десяти смертных грехов – для нее означает обречь себя на смерть. И как это часто бывает, когда человек находится на перепутье и не может решиться сделать выбор, появляется кто-то, кто подталкивает к решению, не всегда верному. В случае с Катериной ее золовка Варвара выступила в роли змея - искусителя. Варвара, выросшая в среде, где царят ханжество, лицемерие, обман, прекрасно приспособилась к этим условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Сначала она готовит Катерину в общих чертах,

Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

далее следует более конкретное предложение от Варвары:

Варвара. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть понадобится. Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Терзания разрывают душу Катерины, как птица в клетке мечется ее испуганное сердце:

Катерина. <…>Вот погибель – то! Вот она!<…> Вот так – то и гибнет наша сестра – то. В неволе – то кому весело! Мало ли что в голову – то придет. <…>А горька неволя, ох, как горька, кто от нее не плачет! <…> (Прячет ключ в карман) Ну, уж знать там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали – то! Да хоть и поговорю–то, так все не беда! А как же я мужу то!… Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая–то еще во всю жизнь не выйдет.<…> Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то! Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

Конечно, и Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастья Катерине, а ей, слабой и ранимой, так хотелось хоть чуточку тепла и понимания от окружающих ее людей. Натура романтичная, но в то же время мятежная, в атмосфере скопидомства и жестокого самодурства, она искала  выход накопившимся эмоциям. После мучительных раздумий и сомнений, не сумев обуздать их, она решилась на безнравственный поступок. Выбор сделан. Решение принято, в действительности зло одержало верх над разумом. В этот момент и погибла Катерина, погибла тогда, когда безвольно подчинилась судьбе, приняла зло в сердце. Именно об этом говорит она Борису: « Нет, мне не жить, уж я знаю, что не жить».

Не меньшие душевные муки пережила и Лариса Огудалова, прежде чем сделать свой жизненный выбор. Натура тонкая и чувствительная, она по-своему жалела Карандышева. Она понимала, что, несмотря на дефицит душевных качеств, он по-своему добрый человек и не заслуживает к себе плохого отношения. Она же бесприданница, поэтому на лучшее ей рассчитывать не приходится.

Лариса.  Теперь для меня и этот хорош. Да что толковать, дело решенное.

Потеряв надежду на счастье с Паратовым после их первых встреч, она уже почти смирилась с неизбежностью брака с Карандышевым, но при новой встрече с утерянной любовью, в ней оживают утраченные было иллюзии, она вновь обретает надежду. Последней же каплей, повлиявшей на ее решение, стал обед у Карандышева. Лишний раз убедившись в мелочном тщеславии и низости своего жениха,  Лариса решает точно: с Карандышевым она быть не может и не хочет. Уже решив пойти на Волгу, но не признаваясь в этом даже себе, Лариса сделала первый шаг навстречу своей гибели. Ей отвели гнусную роль содержанки, и с болью осознав, что в этом мире нет места благородству и чести, Лариса решила, что лучше быть игрушкой, дорогой вещью в руках хозяина, чем влачить безрадостное существование рядом с глупцом.

Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.

Карандышев. Я беру вас, я ваш хозяин.

Лариса. О, нет! Каждой вещи своя цена есть… Ха,  ха, ха… я слишком, слишком дорога для вас.

Карандышев. Что вы говорите! Мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов?

Лариса. Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой.

И в тот момент, когда Лариса оценила себя как вещь, в ее душе наступил перелом. Как личность она морально деградировала, отныне ей будет недоступно простое женское счастье: верность, материнство, душевный покой. И здесь зло восторжествовало.

Но если две первые наши героини боролись со своим духовным «я», испытывали душевные терзания, то Катерина Львовна оказалась гораздо более злой и беспринципной. Почти сразу подчинилась она воле случая и тем самым проложила себе тропинку к более тяжким деяниям. Всегда трудно сделать первый шаг, а затем злые деяния увеличиваются, как снежный ком. Один тяжкий проступок влечет за собой другой, так и в случае с Катериной Львовной: без особых угрызений она изменила мужу, а желая скрыть это, она отравила своего свекра, за этим последовало убийство мужа… И самое страшное, что может сделать женщина, сама готовящаяся стать матерью, это убийство невинного дитя. Это значит, что в душе ее не осталось ничего человеческого. Маленькая уступка, услаждение своих похотливых помыслов стоила жизни многим невинным людям. После содеянного нет права у нее называться человеком, нет ей прощения ни перед людьми, ни перед Богом.

Есть ли спасение? В чем оно?

Всемогущ и добр Всевышний, в его сердце для каждого находится место: и для доброго человека, и для грешника. Важно почувствовать в себе внутреннюю потребность в искреннем покаянии. И тогда он простит старые ошибки и, возможно, поможет избежать новых, и пока человек не потерял веру и надежду, Бог не оставит его, недаром сквозь века дошла до наших дней мудрая притча.

Закончилась земная жизнь человека, и предстал он перед Божьим судом. И говорит ему Бог:

 - Весь твой жизненный путь я был рядом с тобой, я всегда помогал тебе, оберегал тебя. Но ты совершил множество ошибок, много раз ты оступался, раскаиваешься ли ты в своих  поступках, жалеешь ли о грехах?

 -   Да, я сожалею о них, - ответил человек, – но так ли ты был со мной все это время? Порой наступали моменты, когда я особенно нуждался в твоей помощи, и тебя не было рядом. Ты оставлял меня.

         -  Вот твоя дорога жизни, – сказал Бог, указывая на песчаный берег океана, - а на мокром песке оставлены следы. Это наши с тобой следы. Теперь ты видишь? Я всегда помогал тебе. Наши следы везде идут рядом.

         - Нет, - ответил человек –  вот здесь, в один из самых тяжелых моментов моей жизни ты оставил меня, на песке видны только мои следы.

         -  Это не твои следы. В самые горькие минуты  жизни я нес тебя на руках! - ответил Бог.

Даже люди с добрыми и светлыми намерениями порой оступаются. Важно вовремя это осознать и раскаяться. Тогда душа очистится от скверны и грязи, наступит внутренний мир и покой. Человек почувствует себя в гармонии с Богом, с окружающими и с самим собой. Но это отнюдь не значит, что совершать плохие поступки и раскаиваться в них можно до бесконечности. Речь идет о настоящем искреннем покаянии, а покаяние – это такое потрясение души, такой плач о грехе, после которого человек не может вернуться к старому.

Возвращаясь к нашим героиням, анализируя их короткий жизненный путь, по-женски понимая и сочувствуя им, нельзя не признать тот факт, что они совершили много ошибок. И не  внешние обстоятельства послужили виной тому, каждая приняла собственное решение, определившее их трагическую судьбу. К сожалению, в их душах произошло разрушение традиционных моральных устоев, не сумели они в зародыше искоренить зло, нелегким тернистым путем прийти к покаянию. Ближе всех подошла к этому Катерина Кабанова. Она испытывала потребность в покаянии, поэтому и открылась мужу и свекрови.

Катерина. Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!

Отчего же все-таки погибла она потом? Покаяние ее было неполным. Она не сумела полностью отказаться от греха, свою роль сыграли в этом такие личностные качества, как чрезмерная гордыня, самолюбие и эгоизм.

Катерина. Зачем они так смотрят на меня? … этого они у меня не отымут.

Они, значит, и Тихон. А где же чувство вины перед ним? А ведь Кабаниха была права – не любит Катерина Тихона, даже жалости к нему нет. И Варвара подтверждает это. Катерина все только о себе и о своей разбитой любви печется. И не к богу обращена ее последняя мысль, а к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Этот конфликт мог разрешиться для Катерины двояко: полностью и искренне раскаяться и остаться жить – значит смириться, покориться, навсегда отказаться от мыслей о грехе, или окончить свою жизнь трагически. Катерина выбирает второе, грустно и горько такое освобождение.

В плену метаморфоз оказалась и Лариса Огудалова. Цинизмом, а не раскаянием веет от ее слов и поступков. Человек может обмануть другого человека или общество в целом, но себя обмануть - нельзя, от самого  себя невозможно убежать. Поэтому, если бы Лариса правильно сумела оценить свои шансы, избавиться от своих эфемерных иллюзий, сделать переоценку духовных ценностей и искренне раскаяться, то, со временем, она нашла бы новые жизненные стимулы и, возможно, прожила бы свою жизнь достойно и красиво.

Если о двух первых героинях мы говорим с долей сочувствия и сожаления, то,  говоря о Катерине Львовне, мы испытываем чувство гнева и неприятия. Грязно и безбожно, в пороках и жутких деяниях прожив свою жизнь, она не обнаруживает и тени раскаяния. Потому и закончила она свою жизнь так же мерзко, как прожила.

Во все времена женская доля была полна испытаний и соблазнов, но многие женщины пронесли свою честь и достоинство с высоко поднятой головой, сохранив в душе добродетельные качества и чистоту, не утратив нравственного и духовного начала. В качестве примеров можно привести много женских образов, как из жизни, так и из литературных произведений. С честью исполнили свой долг, последовав за мужьями в Сибирь, жены писателей – декабристов. А Татьяна Ларина? Отказ Татьяны Онегину - это своеобразный духовный подвиг героини, ведь сердцем она рвалась к любимому человеку. Отказав Онегину, вопреки зову сердца, она спасает мужа от позора, Онегина - от перспективы стать изгоем общества, а себя - от нравственного опустошения. Я думаю, нашим героиням не хватало такой добродетели, как жертвенность, ведь если внимательно присмотреться, нетрудно заметить, что через все совершенное ими красной нитью проходит эгоизм. Являясь идеалом жертвенной чистой любви, Татьяна Ларина олицетворяет собой те высоты, которые оказались недоступны нашим героиням.

Вывод.

Подводя итог всему сказанному, мы пришли к выводу, что причина человеческих трагедий кроется внутри самого человека. Все зло, совершаемое в мире, исходит из человеческого сердца.  Зло зарождается, вызревает внутри человека, он его холит, вынашивает, услаждается им, а затем оно горьким дождем проливается на окружающих и приносит слезы и страдания.

 Мне хочется верить, что, несмотря на трудности нынешней жизни, всегда есть место светлому духовному началу и что те принципы, которые были заложены в человеческую душу еще в детском возрасте, не деградируют окончательно, или способны к возрождению. Духовный потенциал человека держится на трех китах: родительской любви, общественном воспитании и личной ответственности. Когда все это находится в гармонии, ничто не сможет сбить человека с верного пути.