Природный и темперированные звукоряды (теория музыки)
ссылки на родственные материалы:
- "Microtonality in United States" by Brian McLaren (О музыке иных звукорядов в США) - Даррег Ивор. 15 ступенный музыкальная система (1991 г.) (15-tone scale system) - Борис Сварог. 53-х ступенный музыкальный строй. Начала теории.
МУЗЫКА БУДУЩЕГО или всё таки внеземная?
Природный и темперированные: 12-ти ступенный - традиционный иные (.. 15, .. 19, .. 22, .. ,31 .., 53 ..) звукоряды
Возможности открытий новых мелодий в традиционной музыке довольно исчерпаны. С развитием электронных технологий, традиционный 12 ступенный звукоряд устарел для современных возможностей. Не находится подобного Баху, чтобы снова, сменой музыкального основания, сделать качественный скачок для будущих нескольких сотен лет, а то и тысячелетий.
Слушая современную музыку, никто не слышит "грязи", заложенной в её основании. Например, в мажорном аккорде от Ля первой октавы, заложен ужасный диссонанс, ~ 4 герца, а это "частота страха". Привыкли ... , а вот более близкий к натуральному, оттого и "чистый" звукоряд покажется грязным только из-за непривычки. Такой вот - психологический эффект.
Что такое натуральный звукоряд? Почему он служит эталоном?
Вот нота Ля первой октавы (440 Гц.). Звучит скучно ...
А вот аккорд Ля мажор в натуральном звукоряде.
Ля (440) + С# (550 здесь 2200) + E (660 здесь 1320), вторая нота через 2 октавы, а третья нота аккорда через октаву взяты для наглядности. Видно, что на одно колебание основного тона, приходится точно 1,25 колебания терции и точно 1,5 колебания квинты. На этом графике соответственно 5 и 3. Причем, очень важно, что соотношения пропорциональны без остатка, т.е. до бесконечности форма итоговой волны неизменна, оттого и нет примесей тона. Звучит непривычно "однообразно" "электронно" и т .п., ... все-таки привыкли к "грязи" строя 12 ступенного звукоряда.
Волны аккорда и итоговая волна (красная) Ля мажор в натуральном звукоряде.
Это итоговая волна Ля мажор в натуральном звукоряде. Она неизменна по времени ...
А это, тот же аккорд в традиционном 12 ступенном звукоряде, видно, что волна постоянно искажается.
Отдалив волну, можно наблюдать "муар" примесей к основному тону - "грязь".
Построим привычную нам октаву в частотах натурального звукоряда.
Так, пожертвовав чистотой натурального звукоряда, и введя в музыку, темперированный им (равномерно распределенный) 12 ступенный звукоряд, Бах упразднил ограничения натурального звукоряда и открыл в музыке новые возможности.
В натуральном звукоряде нет привычной нам октавы из 12 полутонов. От базовой ноты Ля, например, можно строить звукоряд вниз или вверх, пережимая струну в целочисленных интервалах.
1/2 (посередине - октава), 1/3 Ми третьей октавы, 1/5 До пятой октавы диез, но уже 1/7 будет такая высокая нота, что она не будет взаимодействовать с основной и аккорда не получится. Если попробовать строить другие ноты, например от, уже имеющейся, Ми третьей октавы вниз к Ля, то мы не придем к Ля первой октавы, от которой и построили эту Ми, а переходя в построениях от одной базовой ноте к другой придем к Ля с другой частотой, чем исходная. Так появились двойные, "дьявольские ноты".
Рассмотрим совпадения привычных нам нот 12 ступенного звукоряда (синий на графике) и, например, 33-х ступенного с природным (красный).
Нота Ля 440 Гц - совпадает во всех трех - потому что от нее мы их строим.
Нота До-диез вторая в Ля - мажорном аккорде в 33 ступенном звукоряде не менее близка к природному, т.е. будет хорошо звучать, так как близка к кратной и образует мало шумовых гармоник.
Нота Ми в 12 ступенном звукоряде почти точно совпадает с природным, а 33 ступенном звукоряде менее точно и "снизу", а не "сверху".
Наблюдаемая точность иных звукорядов позволяет получать гармонично звучащие, аккорды. Из изученных мною до 100-ых ступенных звукорядов, тона 22-го, 31-го и др. ступенных звукорядов лучше 12-ступенного попадают на основные гармоники натурального звукоряда.
Мы уже можем программно использовать вместо 12 нот в октаве, 22 ... 31 или даже больше, но не делаем этого. В 32 ступенном звукоряде в 8-9 раз больше минорных аккордов чем в используемом сегодня, а в перестановке в десятки тысяч раз больше сочетаний ... Появится больше новых символов музыкальной передачи эмоциональных моментов, картинок, повествований.
Итак, почему же до сих пор, при таком развитии цифровых технологий, мы не слышим "внеземной музыки" непривычной нашему уху, ведь у 31-ти ступенного звукоряда немного другое звучание (прослушать) чем у 12-ти ступенного (прослушать), намного больше аккордов и совершенно новых мелодий. Можно послушать аккорды натурального и других темперированных звукорядов.
Взаимодействуя, плоское (натуральный) и сферическое (темперированные) в движении .образуют формы. Так проявилась материя. Резонансные состояния её форма.
Буду благодарен за помощь:
- Нужно описание структуры файлов MIDI.
- Как транспонировать правильно мелодии в иные звукоряды?
- На чем сыграть мелодии иных звукорядов.
- Какие аккорды еще попробовать?
- Присылайте материал!