Признание жилых помещений непригодными для проживания

Московский институт международных

экономических отношений

Заочное отделение

Специальность: Юриспруденция

Дисциплина: Жилищное право

 

Курсовая работа: Признание жилых помещений непригодными для проживания 

Выполнила:

 

 

 

 

Рязань

2009 г.

Содержание

Введение.....................................................................................................................................1

1. Основания признания непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания.........................................................................................................2

2 Порядок признания непригодности для проживания жилых помещений.....................12

Заключение..............................................................................................................................23

Список литературы.................................................................................................................24

Введение.

В ст. 15 ЖК РФ, характеризующей требования, предъявляемые к жилым помеще­ниям, дается расшифровка понятия «пригодные для проживания». Это означает, что жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства, должно со­ответствовать установленным санитарным и техническим требованиям.

В случае установления непригодности для проживания жилые помещения, не от­вечающие установленным требованиям, могут быть переоборудованы для использова­ния в других целях, либо снесены, если их дальнейшее использование и в качестве не­жилых помещений является невозможным. Обследования для установления непригод­ности жилых помещений к проживанию должны осуществлять межведомственные ко­миссии из представителей органов местного самоуправления, жилищной организации, санитарно-эпидемиологической станции, бюро технической инвентаризации, государ­ственного пожарного надзора и других отраслевых специалистов.

Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для по­стоянного проживания должно быть принято органом местного самоуправления на ос­новании акта и других материалов межведомственной комиссии. После утверждения этих материалов решается вопрос

-         о проведении капитального ремонта, модернизации и реконструкции жи­лых домов и жилых помещений, непригодных для постоянного прожива­ния,

-         о переоборудовании для использования в других целях,

-         о сносе,

а также вопрос об отселении и улучшении жилищных условий граждан, в них прожи­вающих, в установленном законом порядке.

 

1. Основания признания непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания.

Жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения отно­сятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Непригодными для проживания признаются жилые помещения, не отвечающие нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вслед­ствие аварийности, физического износа, несоблюдения строительных норм и правил при застройке близлежащей к дому территории, иных оснований, предусмотренных за­конодательством.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся

-         каменные дома с физическим износом свыше 70%,

-         деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также ман­сарды с физическим износом свыше 65%.

Независимо от этих условий к непригодным для проживания жилым домам отно­сятся

-         жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожароопас­ных и взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и в других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке строительными нормами и правилами,

-         жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, проса­док, неравномерных осадок и тому подобных явлений, если эти по­вреждения не могут быть устранены с конструктивным одновременным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации,

-         жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы, угольных и сланцевых шахт, обогатительных фабрик, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий,

-         жилые дома, расположенные на территориях, ежегодно затапливаемых па­водковыми водами,

-         бараки, то есть одноэтажные и двухэтажные строения, предназначенные для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянные, рассчитанные на короткий срок службы в пределах 10 - 20 лет,

-         жилые дома при возникновении угрозы аварии или обрушения здания в ре­зультате достижения предельного физического износа несущих строи­тельных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания зданий,

-         жилые дома после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно,

-         жилые дома в случае невозможности обслуживания жителей и техниче­ской эксплуатации здания.

Строения барачного типа, претерпевшие реконструкцию в части планировки и ставшие пригодными для посемейного заселения, а также жилые здания из сборно-щи­товых и каркасно-засыпных конструкций квартирного типа следует относить к мало­ценному, но жилищному фонду, непригодность которого устанавливается в общем по­рядке.

К непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует отно­сить

-         жилые помещения при нахождении в жилых домах предприятий, учрежде­ний и оборудования, запрещенных строительными нормами и правилами в том случае, если не представляется возможным вывести указанные производства из здания,

-         жилые помещения в жилых домах, признанных непригодными для прожи­вания,

-         жилые помещения, имеющие дефекты планировки и уровня внутреннего благоустройства,

-         жилые помещения, санитарно-гигиенические условия которых не отве­чают утвержденным показателям,

-         жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения плит, балок, ригелей, колонн, простенков, панелей и тому по­добных единичных строительных конструкций.

Вопрос о непригодности для постоянного проживания жилого дома, в котором часть жилых помещений является непригодной для постоянного проживания, следует решать в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств. К указанным конкретным обстоятельствам относятся, в частности,

-         размер и характер полноценной и неполноценной площади,

-         физический износ конструкций и дома в целом,

-         размер затрат на модернизацию здания,

-         возможность обеспечения нормальных условий проживания для не отселенных жителей.

В понятие санитарных и технических требований, которым должно отвечать пре­доставляемое для постоянного проживания жилое помещение, включаются показатели объемно-планировочного и температурно-влажностного порядка, например, высота, площадь, изолированность помещения, его температура и влажность, загрязненность воздуха. По своему техническому состоянию оно не должно быть аварийным или вет­хим, находиться в подвалах или бараках или других временных строениях. Полный пе­речень показателей содержит Положение об оценке непригодности жилых домов и жи­лых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Минжилкомхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529.

Объемно-планировочные дефекты, дающие основание признавать непригодность площади для постоянного проживания, сведены в следующую таблицу.

Показатель

Дефекты жилых помещений

Методы обследования

Размеры помеще­ний и конструктив­ных элементов.

Площадь жилой комнаты менее раз­мера, установленного органом мест­ного самоуправления для представле­ния жилого помещения (если комната такого размера является предметом самостоятельного договора).

Непосредственное из­мерение.

Ширина прямоугольной комнаты или средняя ширина непрямоугольной комнаты менее или равна 2 м.

Высота жилой комнаты в зданиях I - III группы с плоским потолком до 2,4 м от пола до пяты свода.

Высота жилой комнаты в зданиях I - III группы при сводчатом потолке до 2,5 м от пола до пяты свода.

Высота жилой комнаты в зданиях IV - VI групп до 2,25 м включительно.

Размеры помеще­ний и конструктив­ных элементов.

Пол комнаты находится ниже поверх­ности двора или тротуара.

Нивелирование поверх­ности.

Дверной проем в капитальной стене или перегородке жилой комнаты имеет ширину менее 70 см в том случае, если комната такого размера является предметом самостоятельного договора и единственным входом в комнату, ко­торый нельзя увеличить до нормы.

Непосредственное из­мерение.

Размещение поме­щений.

Расстояние между окнами комнаты и стеной противоположного здания или сооружения до 3 м включительно в том случае, если такая комната не имеет других окон и представляет предмет самостоятельного договора.

Окно комнаты выходит в замкнутый дворик 5х5 м, если комната не имеет других окон и представляет предмет самостоятельного договора.

Размещение поме­щений.

В комнате имеется лаз в техническое подполье или чердак или в квартире имеется люк ливнестоков, если в под­полье или чердаке нет другого входа.

Осмотр на месте.

Брандмауэр является стеной жилой комнаты.

Выход из жилой комнаты осуществля­ется непосредственно наружу в том случае, если невозможно оборудовать теплый тамбур или теплую при­стройку.

Жилые помещения, устроенные в чер­даках, если они не отвечают установ­ленным санитарно-техническим тре­бованиям.

Благоустройство.

Над комнатой расположены канализа­ционные трубопроводы и приборы от санитарного узла (уборной, ванны).

Устанавливается по схемам размещения инженерного оборудо­вания и осмотром на месте.

Через комнату или в междуэтажном пере проходят канализационные трубы.

Вход в санузел осуществляется непо­средственно из комнаты.

Комната, в которую встроен санузел (ванная или уборная) в том случае, если такая комната расположена в коммунальной квартире и технически не представляется возможным перене­сти санузел в другое помещение или обеспечить нормативную звукоизоля­цию.

Комната в квартире без уборной, вы­несенная за пределы квартиры и пере­оборудованная под уборную.

Одна из комнат, пригодная по техни­ческим условиям для переоборудова­ния под кухню при несоблюдении тре­бований Правил безопасности в газо­вом хозяйстве.

Одна из комнат в коммунальной квар­тире с кухней площадью менее 10% жилой площади квартиры, пригодная для переоборудования под кухню.

Одна из комнат в коммунальной квар­тире с ванной, устроенной в кухне, пригодная для переоборудования под ванную.

Перечень санитарно-гигиенических условий, дающих основание признавать пло­щадь непригодной для постоянного проживания, приведен ниже.

Показатель

Дефекты жилых помещений

Методы обследования

Освещенность.

Комната освещается окнами или фрамугами, выходящими в соседнее помещение.

Осмотр на месте.

Комната не имеет непосредственного освещения.

Окно или окна комнаты выходят под арку или в крытую галерею, и такая комната не имеет других окон.

Простенок между световым проемом и поперечной стеной или перегород­кой составляет более 3 м, за исклю­чением случаев размещения окон в двух наружных стенах угловой ком­наты (при этом ширина или глубина альковов и ниш не учитывается), если такая комната составляет предмет са­мостоятельного договора.

Вибрация.

Помещение считается непригодным для постоянного проживания в том случае, если технически не представ­ляется возможным снизить уровень вибрации до нормативных величин.

Измерение уровней вибра­ции осуществляется вибро­измерительной системой.

Шум.

Помещение считается непригодным для постоянного проживания в том случае, если с помощью конструктив­ных и защитных мероприятий не представляется возможным снизить уровень шума от работы стационар­ных механизмов или инженерного оборудования до величин, установ­ленных нормами.

Измерение шумов в жилых зданиях для контроля соот­ветствия фактических уров­ней шума допустимым уров­ням производится шумоме­рами по соответствующим стандартам.

Температурно-влажностный режим.

Непригодна комната, не имеющая отопительных приборов при невоз­можности оборудования ими.

Температурно-влажностный режим определяется при помощи аспирационного психрометра Ассмана. Для длительных наблюдений ис­пользуется также термограф.

Комната находится над помещением с большим тепловыделением.

Температура ограждающих поверхностей измеряется термопарами.

Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помеще­ния. Такой льготой наделены лица, жилище которых стало непригодным для прожива­ния в результате стихийного бедствия. Стихийные бедствия делают невозможным про­живание людей в зонах отчуждения и отселения, их жилье становится непригодным для проживания, что исключает возможность его использования. При внеочередном предоставлении жилья гражданам, эвакуируемым из зоны отчуждения и переселяемым из зоны отселения, имеющаяся у них жилая площадь должна признаваться непригод­ной для проживания.

Гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригод­ным для проживания, жилое помещение предоставляется вне очереди.

Ветхий жилищный фонд, ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, сносится. Гражданам, проживавшим в таком фонде, оказывается действие в приобретении нового жилья.

Предназначенность помещения для жилищных целей - это изначально заданная функция, обозначенная в соответствующих документах, которая не зависит от харак­тера фактического использования объекта и от сохранения им способности удовлетво­рять жилищные потребности граждан. Такое помещение может стать непригодным для проживания или аварийным в результате обычного износа или под влиянием особых обстоятельств. Сама по себе непригодность в тот или иной момент для целей прожива­ния не отменяет признака предназначенности, как не отменяет его и изменение взгля­дов на минимальные требования, предъявляемые к жилым помещениям, выраженные в строительных нормах и правилах, ГОСТах, концепциях. Поэтому предназначенность как классифицирующий признак отличается стабильностью, документарной опреде­ленностью. Замену его на такой определитель видов помещений, как пригодность для проживания, следует считать неравноценной. Пригодность определяет фактическую возможность использовать помещение для целей проживания. Утрата жилым помеще­нием такого свойства является лишь основанием для применения к нему процедуры ис­ключения из жилищного фонда, но сама по себе не свидетельствует об утрате право­вого режима жилого помещения. Жилыми помещениями, несомненно, остаются поме­щения, непригодные для проживания, но не исключенные из состава жилищного фонда в установленном порядке. Кроме того, неизбежно возникает вопрос о том, кто, как и в каких документах определяет пригодность помещения для жилья. То, что дом предна­значен для проживания, должно подтверждаться не актом проверки, а документами о предоставлении земельного участка, проектной документацией, актом приемки дома в эксплуатацию и прочими указанными выше документами.

 

2. Порядок признания непригодности для проживания жилых помещений.

Периодически производится обследование состояния жилых домов государствен­ного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях, например, пе­реводятся в нежилые помещения, либо сносятся по решению органов местного само­управления.

Признание домов и жилых помещений непригодными для проживания произво­дится в порядке, определяемом органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

Порядок признания жилых домов и жилых помещений непригодными для посто­янного проживания устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно Положению о государственной жилищной инспекции в Российской Фе­дерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 № 1086, контроль соблюдения порядка и правил признания жилых домов и жилых поме­щений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые осуществляют органы государственной жилищной инспекции.

Главной задачей государственной жилищной инспекции является осуществление контроля использования, содержания и ремонта жилищного фонда независимо от его принадлежности в части обеспечения зашиты прав и законных интересов граждан и го­сударства.

Задачами государственной жилищной инспекции являются:

-         соблюдение требований жилищного законодательства всеми участни­ками жилищных отношений (гражданами, предприятиями, учрежде­ниями и организациями жилищной сферы и государством),

-         защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующими нормами и правилами,

-         выявление и предупреждение нарушений при использовании жилищного фонда и обеспечение его сохранности.

В соответствии с задачами, решение которых возложено на инспекцию, она осу­ществляет контроль

-         за использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых терри­торий,

-         за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудо­вания, своевременным выполнением работ по его содержанию в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами,

-         за реализацией в рамках договорных отношений между органами мест­ного управления и предприятиями, организациями, обслуживающими подконтрольные объекты, прав и обязанностей сторон и их направленно­сти на защиту интересов потребителей,

-         за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жи­лищно-коммунальных услуг,

-         за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, в части согласо­ванной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологи­ческого контроля,

-         за осуществлением мероприятий, по подготовке жилищного фонда к сезон­ной эксплуатации,

-         за рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергети­ческих ресурсов и воды,

-         за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, например, отоплением, электроснабжением, водоснабжением, газоснабжением или канализацией,

-         за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомо­выми территориями,

-         за санитарным состоянием мест общего пользования: лестничных кле­ток, лифтов и придомовых территорий,

-         за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодным для постоянного проживания, а также перевода их в нежи­лые помещения,

-         за исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.

Инспекция планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования через своих представителей или инспекторов и филиалы.

Инспекционные обследования могут быть следующих видов:

-         плановые обследования, проводимые в соответствии с утвержденным гра­фиком (комплексные обследования - раз в пять лет, выборочные - раз в год),

-         неплановые обследования, проводимые инспектором при включении в со­став подконтрольных новых объектов, изменении собственника этих объектов или распоряжению руководства инспекции.

Инспекция обобщает, анализирует информацию по данным инспекционных об­следований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов.

Инспекция принимает участие в подготовке и разработке общероссийских и ре­гиональных нормативных документов по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг, а также оказывает консультационную и техническую помощь владельцам подконтрольных объектов, предприятиям, организациям или гражданам, осуществляющим эксплуатацию жилых домов и придомовых территорий.

Инспекция имеет право

-         проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтроль­ного объекта, независимо от его ведомственной подчинен­ности и формы собственности,

-         давать заключения и предписания собственникам жилищного фонда и объ­ектов коммунального назначения, а также предприятиям, их обслу­живающим, и гражданам о результатах проведенных инспекционных об­следований с определением конкретных мероприятий и сроков устране­ния выявленных недостатков и нарушений,

-         осуществлять при проведении инспекционных обследований проверку на­личия у предприятий всех форм собственности и граждан лицензий на проведение работ, требующих их наличия,

-         требовать от собственников жилищного фонда и объектов коммуналь­ного назначения необходимую для обследования документацию и другие материалы в порядке, установленном действующим законодательством,

-         давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда за грубые или систематические нарушения физическими и юриди­ческими лицами установленных правил и норм,

-         применять и взыскивать финансовые санкции за несоблюдение норма­тивно-технических требований по использованию, содержанию жилищ­ного фонда и придомовых территорий, а также за неисполнение предпи­саний об установлении выявленных недостатков в порядке и на условиях в соответствии с действующим законодательством,

-         проверять соблюдение порядка и правил признания непригодности для по­стоянного проживания жилых домов и помещений, а также перевода их в нежилые помещения,

-         вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответ­ственности в соответствии с действующим законодательством,

-         требовать предоставления информации от собственников подконтроль­ных объектов, включая органы местного самоуправления, а также от предприятий, организаций и граждан, осуществляющих содержание дан­ных объектов,

-         создавать технические и учебные центры, а также другие службы для осу­ществления консультационных и технических услуг по обследованию зданий и сооружений.

Основанием для выполнения требований инспекции является письменное обосно­ванное предписание государственного жилищного инспектора.

Если выявленные нарушения представляют угрозу здоровью и жизни граждан, или могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, копии которого направ­ляются органам местного самоуправления по принадлежности.

В предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ. Предписание подписывается ин­спектором и другими участниками инспекционных обследований:

-         собственниками подконтрольных объектов,

-         представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содер­жание подконтрольных объектов,

-         представителями сторонних организаций, участвующими в инспекцион­ном обследовании.

В случае несогласия собственников или их представителей, представителей пред­приятий или граждан, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, с фак­тами и выводами, изложенными в предписании, они имеют право сделать соответст­вующую запись и представить необходимые подтверждающие документы.

В случае отказа собственника подконтрольного объекта или его представителя, или представителя предприятия, организации, осуществляющей содержание данного объекта, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка, и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уве­домлением о вручении. Отказ от подписания предписания не является препятствием для составления и выдачи его, взыскания финансовых санкций, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.

При невыполнении требований, изложенных в предписании по срокам, перечню и объемам работ, составляется акт, являющийся основанием для применения соответст­вующих финансовых санкций в установленном порядке.

Предварительные списки жилых домов и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, составляются

-         при периодическом обследовании состояния жилых домов специализиро­ванной проектной организацией системы жилищно-комму­нального хозяйства,

-         при сплошных плановых обходах домового фонда местным бюро техниче­ской инвентаризации,

-         при плановых осмотрах жилого дома жилищно-эксплуатационной органи­зацией.

Предварительные списки направляются жилищно-эксплуатационной организа­ции, предприятию, на балансе которых находится дом, владельцу дома.

Подготовка акта о признании непригодности жилого дома или жилого помещения для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями местных администраций, в состав которых при необходимости могут быть введены технические эксперты.

В обязанность комиссии входит

-         определение пригодности жилой площади для постоянного проживания на основании требований, установленных Положением по оценке непри­годности жилых домов и жилых помещений государственного и общест­венного жилищного фонда для постоянного проживания,

-         рассмотрение жалоб организаций и граждан на решения междуведомствен­ных комиссий более низкого уровня,

-         определение технической возможности осуществления перепланировок и переустройства квартир.

Председатель комиссии организует и направляет всю работу комиссии. Он имеет право по своему усмотрению или требованию членов комиссии

-         привлекать к работе в комиссии специалистов аппарата жилищного управ­ления, производственных жилищно-эксплуатационных трестов, участков и контор, проектно-изыскательских организаций системы жи­лищно-коммунального хозяйства, а также из других организаций,

-         вскрывать конструктивные элементы зданий,

-         привлекать работников жилищно-эксплуатационных организаций к свое­временной подготовке объектов и мест обследования,

-         опрашивать жильцов и арендаторов с целью уточнения вопросов, необхо­димых для принятия комиссией окончательного решения,

-         при обнаружении неисправностей строительных конструкций или оборудо­вания давать жилищно-эксплуатационным организациям обяза­тельные для исполнения предписания об их устранении с установлением конкретных сроков, о чем делается соответствующая запись в акте,

-         вызывать на заседания комиссии представителей ведомств, которым при­надлежат рассматриваемые дома, а также заявителей, нанимателей жи­лых помещений, представителей предприятий при разборе их заявлений.

Постановлением Администрации г. Рязани от 5 февраля 2002 года № 251 «О меж­ведомственной комиссии» создана постоянно действующая межведомственная комис­сия по оценке технического состояния объекта жилищного фонда г. Рязани. В ее состав включены сотрудники городской администрации, представители проектного института жилищно-гражданского профиля, городского центра государственного санитарно-эпи­демиологического надзора, государственной противопожарной службы, государствен­ного предприятия учета и оценки недвижимости:

-         Олейников В.А. - заместитель главы администрации по муниципальной собственности и строительству (председатель комиссии),

-         Рогульский М.В. - заместитель директора муниципального учреждения жи­лищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» (за­меститель председателя комиссии),

-         Жулев В.А - заместитель начальника управления и транспорта,

-         Третьяков В.И. - главный специалист управления главного архитектора,

-         Игнатьев А.В. - ведущий специалист управления городского строитель­ства,

-         Стрелков В.А. - специалист 1 категории управления по жилью,

-         Меньшов А.С. - заместитель директора ДФГУП «Рязанское БТИ» (по согла­сованию),

-         Нудельман Л.А. - главный инженер ЗАО «Институт «Рязангражданпро­ект» (по согласованию),

-         Михайлов С.А. - старший инспектор управления государственной противо­пожарной службы МЧС России по Рязанской области (по согла­сованию),

-         Богданов Е.А. - заведующий коммунальным отделом городского центра го­сударственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Рязани (по согласованию).

Решение о непригодности жилого дома или жилого помещения для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится главой ме­стной администрации. Утвержденный акт служит основанием для решения вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательст­вом порядке.

Согласно Положению, утвержденному указанным выше постановлением, в своей работе межведомственная комиссия имеет право

-         привлекать работников жилищно-эксплуатационных организаций к свое­временной подготовке объектов и мест обследования, к вскрытию конст­руктивных элементов зданий,

-         опрашивать жильцов и арендаторов с целью уточнения вопросов, необхо­димых для принятия окончательного решения,

-         делать запрос собственникам жилищного фонда о предоставлении необхо­димых документов для составления технического заключения о состоянии жилищного фонда,

-         вызывать на заседания комиссии представителей организации, которым принадлежат обследуемые жилые дома и жилые помещения, а также зая­вителей, по чьей заявке производится обследование.

Межведомственная комиссия осуществляет свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в орган местного самоуправления с указанием причин, по которым он считает необходимым созыв комиссии:

-         по указанию вышестоящих организаций,

-         в случае аварийной ситуации,

-         по представлениям органов санитарного надзора и государственного по­жарного надзора,

-         по запросу суда и прокуратуры,

-         по заявлениям граждан.

Для рассмотрения на комиссии вопроса о непригодности жилого дома или жилого помещения для постоянного проживания кроме заявления владелец дома по запросу комиссии обязан представить

-         технический паспорт дома, подготовленный бюро технической инвентари­зации (по данным на день обращения в комиссию) с указанием износа конструктивных элементов и дома в целом, либо отдельного по­мещения, о котором возбуждается ходатайство,

-         соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные бюро тех­нической инвентаризации,

-         акты общего осмотра помещения за последние три года с указанием ре­монтных работ и объемов, выполненных за этот период,

-         заключение санитарно-эпидемиологической станции,

-         заключение государственного пожарного надзора,

-         заявление, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания,

-         техническое заключение о целесообразности и стоимости ремонтных ра­бот, пере­планировки, переустройства, подготовленное проектной орга­низацией жилищно-граж­данского профиля.

Комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания. Комиссия должна также относить их к следующим группам по качественным признакам как

-         жилые помещения, пригодные для постоянного проживания,

-         жилые помещения, непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоян­ного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обос­нованиями,

-         жилые помещения, непригодные, дефекты которых не могут быть устра­нены технически или их устранение экономически нецелесообразно.

В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.

Члены комиссии, не согласные с решением, оформляют особое мнение, которое прикладывается к акту.

Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для по­стоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится органом местного самоуправления.

Утвержденные акты служат основанием для решения вопросов, связанных с про­ведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилых помещений, непригодных для проживания либо с их сносом или переоборудованием для использо­вания в других целях.

Если необходимо немедленное расселение граждан из-за аварийной ситуации или обнаружения факторов, особо опасных для здоровья людей, расселение необходимо оформлять в день получения акта комиссии.

Копия решения о признании непригодности жилого дома или помещения для по­стоянного проживания направляется владельцу дома.

Нанимателю жилого помещения выдается справка установленного образца.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законо­дательством РФ непригодными для проживания, не допускается.

Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых помещений, правил признания жилых помещений непригодными для постоян­ного проживания влечет наложение административного штрафа.

 

Заключение.

В предлагаемой курсовой работе кратко изложены основания и порядок призна­ния непригодности жилых помещений для проживания.

Признание жилых домов непригодными производится в порядке, определяемом Правительством РФ. По поручению Правительства РФ Министерством жилищно-ком­мунального хозяйства в 1985 году было издано Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищных фон­дов для постоянного проживания. Приказом Госстроя РФ от 31 декабря 1999 года № 177 настоящий документ признан утратившим силу. Приказом Госстроя РФ от 15 авгу­ста 2000 года № 181 указанный приказ Госстроя отменен в связи с отказом в государст­венной регистрации Минюстом РФ.

Названный ведомственный нормативный акт не охарактеризовал минимальный социальный стандарт пригодности жилого дома или жилого помещения для постоян­ного проживания. К тому же оценочные критерии утверждены на уровне ведомствен­ного нормативного акта, тогда как федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать акты, содержащие нормы, касающиеся защиты прав потребителей.

Рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагается на междуведомственные комиссии орга­нов местного самоуправления. Решение вопросов, связанных с проведением капиталь­ного ремонта, модернизации и реконструкции жилых домов и жилых помещений, не­пригодных для постоянного проживания, их сносом или переоборудованием для ис­пользования в других целях принимается в установленном законодательством порядке на основании соответствующих нормативных документов.

 

Список литературы.

  1. Жилищный кодекс РФ от 22 декабря 2004 года № 188-ФЗ.
  2. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года (отменен с 1 марта 2005 года Фе­деральным законом от 22 декабря 2004 года № 189-ФЗ).
  3. Жилищное право. Под ред. Еремичева И.А., Алексия П.В. - М., 2005.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 де­кабря 2001 года № 195-ФЗ.
  5. Макаров Г.П. Права граждан на компенсацию утраченного жилья // «Гражданин и право», № 2, февраль 1998 года.
  6. О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации уголь­ной промышленности. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 1997 года № 1523.
  7. О межведомственной комиссии. Постановление Администрации г. Рязани от 5 февраля 2002 года № 251.
  8. О местном самоуправлении в Российской Федерации. Закон РФ от 6 июля 1991 года № 1550-I.
  9. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
  10. О создании государственной жилищной инспекции в области. Постановление Главы администрации Рязанской области от 24 июля 1995 № 278.
  11. Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, ут­вержденное постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 № 1086.
  12. Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государ­ственного и общественного жилищного фонда для постоянного прожи­вания, утвержденное приказом Минжилкомхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529.
  13. Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промыш­ленности, утвержденный приказом МФ РФ от 17 ноября 1998 года № 53н.