Биография Н. А. Некрасова

               НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

                                      1821 – 1878

      Некрасов родился  28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово на Украине.

      Осенью 1824 года отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей в родовом имении Грешнево Ярославской губернии. Здесь и прошли детские годы будущего поэта.

      Отец Некрасова был одним из тех помещиков, которых было много в то время: грубый, буйный, невежественный. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.

      Особенно страдала от этого мать поэта, Елена Андреевна, урожденная Закревская. Она была умной и образованной женщиной, человеком доброй души и чуткого сердца. Елена Андреевна ради счастья своих детей и их спокойствия терпела выходки своего мужа. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Крепостническое самодурство отца уязвляло юношескую душу будущего поэта, потому что страдали от этого все: крестьяне, он сам и горячо любимая мать. Ф.М.Достоевский писал о Некрасове: «Это было раненное в самом начале жизни сердце. И эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».

       В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Там он увлекался литературой и театром. Юноша не только много читал, но и сам создавал литературные произведения. Правда, его стихи носили тогда подражательный характер. А в 1838 году с «заветной тетрадью» стихов Некрасов отправился в Петербург. Он хотел поступить в Петербургский университет, но подготовки в  Ярославской гимназии оказалась недостаточной, и Некрасов определился вольнослушателем. Он в течении двух лет посещал занятия на филологическом  факультете. Этот период жизни поэта обычно называют «петербургскими мытарствами», потому что время для поэта действительно было тяжелое. Отец хотел, чтобы его сын учился в военном заведении, и, узнав об университете, он лишил Николая материальной поддержки. Тому пришлось ради куска хлеба соглашаться на поденную работу в столичных газетах и журналах. Кроме того, на публикацию первого сборника стихов «Мечты и звуки» (1840) последовала резкая критика в печати. Но эти неудачи закалили характер поэта, и с тех пор основной темой его творчества стала судьба простого человека: бесправного крестьянина, городского нищего, русской женщины крестьянки.

      Но литературный талант Некрасова не остался незамеченным. При поддержке Ф.А.Кони, издателя театрального журнала «Репертуар и пантеон», он знакомится с В.Г.Белинским, который оказал на поэта огромное влияние – нравственное, литературное, идеологическое. Благодаря дружбе с великим критиком Некрасов порывает с романтическими увлечениями юности и создает глубоко реалистические стихи. Стихотворение «В дороге» (1845) вызвало восторженный отзыв Белинского. Он отметил, что эти стихи «проникнуты мыслию; это – не стишки к деве и луне: в них много умного, дельного и современного».

       В 1847 году писатель И.И.Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным. Здесь Некрасов в полной мере раскрывает свой редакционный талант. Ему удалось сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы России 40-60-х годов Х1Х века.  В «современнике» публиковался И.С.Тургенев («Записки охотника»), И.А.Гончаров («Обыкновенная история»), А.И.Герцен («Сорока-воровка» и «Доктор Крупов»), В.Г.Белинский со своими критическими статьями и многие другие.

       В тяжелых условиях жестокой цензуры «мрачного семилетия» (1848-1855) Некрасову приходилось проявлять невероятную изобретательность, устраивались обеды, в которых принимали участие и цензоры, поэт использовал и свои знакомства с высокопоставленными людьми как член Английского клуба и искусный игрок в карты.

       В 1848 году после смерти Белинского Некрасов публикует и критические статьи. Помимо этого, он выступает еще в роли первооткрывателя, публикуя первые произведения Л.Н.Толстого (трилогия «Детство», «Севастопольские рассказы»).

       С 1854года постоянным сотрудником «Современника» становится Н.Г.Чернышевский и литературный критик Н.А.Добролюбов. После разрыва революционных демократов с либералами многие талантливые писатели ушли из «Современника». Но Некрасов-редактор сумел найти новых молодых литераторов, и на страницах этого журнала появились произведения Н.В.Успенского, Ф.М.Решетникова, Н.Г.Помяловского, В.А.Слепцова, П.И.Якушкина, Г.И.Успенского и других.

        Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. После очередных гонений на прогрессивную общественную мысль распоряжением правительства издание журнала было приостановлено на восемь месяцев (июнь-декабрь 1862 года). Некрасов предпринимает всевозможные попытки спасти журнал. В 1863 году после официального разрешения он печатает на страницах «Современника» роман Чернышевского «Что делать?». А в 1866 году после покушения на Александра П издание закрывают навсегда. Некрасов предпринимает отчаянный шаг: рискуя своей репутацией ради журнала, он читает оду в честь М.Н.Муравьева-«вешателя2, произносит стихи, посвященные О.И.Комиссарову, которого объявили спасителем царя. Но все оказалось напрасно: журнал закрыли, и на долгие годы этот поступок редактора, «неверный звук» поэта, явился предметом мучительных воспоминаний и тяжелого раскаяния.

        К.И.Чуковский писал по этому поводу: «гордо отвергая суд толпы, он сам осудил себя беспощадным судом, до могилы не переставая казниться и каяться. Если в его поступке была какая-нибудь доля вины (а некоторая доля, конечно, была), та беспримерная казнь, которой он столько раз подвергал себя при одном воспоминании об этой вине, искупила бы и не такую вину.

…Отрицая свою вину перед «остервенелой толпой», он чувствовал себя виновным – перед родиной:

                               Прости меня, о родина, прости! –

Восклицал он в 1867 году, и снова в 1874 году:

                               Прости меня, страна моя родная,

                               Бесплоден труд, напрасен голос мой:

                               И вижу я, поверженный в смятенье,

                               В случайности несчастной – преступленье,

                               Предательство – в ошибке роковой.

      Спустя полтора года Некрасов арендует «Отечественные записки» и с 1868 года до последних дней жизни остается редактором этого журнала. «Отечественные записки» пользовались таким успехом, что и «Современник». Здесь публиковались М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Островский, Д.И.Писарев и другие видные литераторы того времени.

       Поэтический расцвет Некрасова начался  1855 года. Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» вышел в свет в октябре 1856 года. Поэт глубоко продумал художественную композицию этой книги. Стихотворение «Поэт и гражданин» (1855-1856) открывало сборник, а затем шли четыре раздела: о жизни народа, стихи о дружбе и любви, интимная лирика. В этом сборнике была опубликована поэма «Саша», в которой автор хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от других героев. В это же время были написаны «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастье».

      Первый сборник стихов принес Некрасову широкую известность. «Крестьянские дети» (1856) продолжают успех поэта. После отмены крепостного права Некрасов пишет знаменитую поэму «Коробейники» (1861). В этом произведении он расширил предполагаемый круг своих читателей  и обратил в своем посвящении к народу: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)». К тому же он за свой счет напечатал эту поэму в серии «Красные книжки» и распространил ее в народе через деревенских мелких торговцев. Такого еще не было в русской литературе.

     В 1863-1864 годах Некрасов работал над поэмой «Мороз, Красный нос», наполненной светлой верой и доброй надеждой. Эта же вера в русский народ звучит и в финале стихотворения «Железная дорога» (1864).

     Стихотворение «Орина, мать солдатская» (1863) прославляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатской службы, но  над смертью.  

      Обращение к миру детства облегчало душу поэта от горьких впечатлений жизни. «Стихотворения, посвященные русским детям» (1867-1873) продемонстрировали торжество любви к малому и слабому, причем не только к человеку, но и к природе. Надолго запомнились читателям добродушный и лукавый дедушка Мазай, генерал Топтыгин, дедушка Яков, отдающий букварь крестьянской девочке.

      Декабристскую тему в творчестве Некрасова раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Обращаясь к прошлому, поэт рассуждал о современности. В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70-х годов Х1Х века.

      В работе над поэмой «Русские женщины» поэт опирался на исторические источники. Но главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность героинь. Пленительные образы русских женщин не утратили своей привлекательности для новых читателей. К первой публикации поэмы в «Отечественных записках» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристами), останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность сближает некрасовских княгинь и крестьянок в единое понятие «русские женщины».

      Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Он написал перед сбой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу. «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.

      В поэме Некрасов использовал почти все жанровое многообразие  русского народного творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни любовные, свадебные, исторические, семейно-бытовые.

      Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасова, является ее идейной и художественной вершиной, итогом размышлений писателя о судьбе народа, о его счастье. Основной вопрос, который мучил поэта на протяжении всей жизни, заключался в том, насколько его поэзия способна изменить окружающий мир. Мотивы разочарования, отчаяния и хандры сменились в «Последних песнях» жизнеутверждающими строками.

      С 1875 года Некрасов тяжело болел. Ничто не могло остановить тяжелой, мучительной, смертельной болезни. Но Некрасов остается верен своей Музе:

          О Муза! Я у двери гроба!

          Пускай я много виноват,

          Пусть увеличит во сто крат

         Мои вины людская злоба –

         Не плачь! Завиден жребий наш,

         Не надругаются над нами:

         Меж мной и честными сердцами

         Порваться долго ты не дашь

         Живому, кровному союзу!

         Не русский – взглянет без любви

         На эту бледную, в крови,

         Кнутом иссеченную Музу…                               (1877)

      И по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. В стихотворении «Баюшки-баю» в устах матери звучит последняя песня утешения поэту:

         Не бойся горького забвенья:

         Уж я держу в руке моей

         Венец любви, венец прощенья,

         Дар кроткой родины твоей.

Умер Николай Алексеевич Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878).