Проблемы и пути их решения в области налоговой политики государства в связи со вступлением в ВТО (на примере Армении)

Российско-Армянский (Славянский)

Государственный Университет

Кафедра Экономики и Финансов

Предмет: Гос. Регулирование Экономики

По теме: Проблемы и пути их решения в области налоговой политики государства в связи со вступлением в ВТО

На примере Армении

                  

                                                       Преподаватель: Сандоян Э.М.

                                                  Консультант: Карапетян Э.

                                                        Подготовил: студент  4 курса  

                                                                      Мировой Экономики                                                                                                                                                                 

                                                              Мартиросян Григор

                                               

ЕРЕВАН 2005

Оглавление

1. Введение----------------------------------стр.3

2. Глава1-ВТО------------------------------стр.5

3. Глава2-Перспективы экономического развития РА после вступления в ВТО-------------------------------стр.10

4.Глава3-Проблемы в связи со вступлением в ВТО и пути их решения----------------------------------------------стр.13

5.Глава4-Теневая экономика в Армении----стр.16

6.Глава5-Недостатки Налогового законодательства Армении--------------------------------------------------------------стр.20

7. Выводы-------------------------------------------стр.22

8. Список литературы--------------------------------------------стр.26 В В Е Д Е Н И Е

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов , резко усилившаяся в конце уходящего столетия , все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. Складывается растущая совместимость национальных правовых норм как регулирования внешней торговли, так и в области налоговой политики государства, как один из рычагов регулирования внешней торговли. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО.

Сохранение позиций на внешних рынках и дальнейшее наращивание экспорта требуют решения проблем доступа на внешние рынки, устранения каких-либо  ограничений в отношении армянского экспорта и угрозы их применения в будущем. Эта задача становится все более значимой, поскольку открывает возможность зарабатывать деньги на мировых рынках, что очевидно, предпочтительнее прямой финансовой помощи, предоставлению западными странами и международными финансовыми институтами кредитов Армении.

Однако сегодня уже очевидно, что не только наращивание экспорта и его облагораживание, но даже сохранение завоеванных позиций на внешних рынках невозможно без решения проблем доступа на внешние рынки, решением которых станет наше дальнейшее сотрудничество с ВТО, уже как его полноправный участник.

После распада советской  системы, в 1991-1992 гг. сформировалась налоговая политика государства, в основном основанная на экономической политике предыдущего периода, которая коренным образом   была усовершенствована в 1997-1998 гг., когда были приняты новые основные  налоговые законы, основанные преимущественно на международных стандартах.   Оно внесло значительные коррективы, в прошлом, исключительно фискальное налоговое законодательство и действующую систему.

      Как мы знаем Армянское законодательство все время меняется, принимаются все новые законы и законодательные акты, соответствующие тем требованиям, которые мы поставили перед нами подписанием множество договоров и соглашений со странами и с международными организациями, в данном случае с ВТО. Если мы хотим заниматься внешней торговлей с другими странами, и чтобы на наш экспорт не поставили слишком большие налоги и тарифы или ограничения, чтобы наша продукция была конкурентоспособной за нашими границами мы должны принимать участие в таких международных  организациях как ВТО,и соответственно наше законодательство тоже должно соответствовать требованиям ВТО, как и у всех стран участниц данной организации. У нас не хорошо развиты  институты, мы должны проводить реформы и в этой сфере. И уже после

таких реформ в нашем законодательстве наша страна будет более привлекательна для инвесторов, поскольку требования ВТО и других похожих организаций в основном  относятся к переходу данной страны к рыночной экономике,если смотреь на это глобально, и если у нас будет рынок, который не будет зависим ни от государства, ни от конкретного индивидума, и если, хотя я и не верю, в нашей стране будет настоящая, а не показная демократия и т.п.,  то инвестор не побоится потерять свои, в случае  вложения в нашу страну, деньги и другие вложения, поскольку в таких условиях риски будут значительно меньше, чем сейчас.

     В моей курсовой работе я рассмотрю проблемы, которые возникли или возникнут в дальнейшем, в связи с переменами в нашем законодательстве, а именно  налогового законодательства, и рассмотрю возможные пути их преодаления.      

Глава 1.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

 ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова,Киргизия.

Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота.

Задачи ВТО.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам:

1). Отсутствие дискриминации в торговле: ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров: торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные меры и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли: иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле: для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств: этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

  Практические принципы работы ВТО.

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, в том числе и Арменией, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-General Agreement on Tariffs and Trade) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС-General Agreement on Trade Services) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС-Agreement on Trade Related Intellectual Property Rights). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

 Основные функции ВТО.

1.контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

2.создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

3.урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

4.контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

5.оказание помощи развивающимся странам;

6.сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.

      Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».  

   

      Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Организационная структура ВТО.

Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня.

     

  Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.  

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Противоречия между странами-членами ВТО.

     

    

  Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

ГЛАВА 2.

Перспективы экономического развития Республики Армения после вступления в ВТО

Процесс вступления Армении в ВТО потребовал многолетних переговоров. Параллельно в многосторонними переговорами, в 1996 году Армения также проводила двусторонние переговоры со странами-членами ВТО, которые проходили в 11 этапов. 11 июня 2002 года Армянская сторона передала странам-участникам ВТО пакет документов, касающийся вступления Армении в эту организацию, а 11 декабря 2002 года ВТО дала официальное согласие на вступление Армении в организацию.

По заявлению министра торговли и экономического развития Армении Карена Чшмаритяна, вступление Армении во ВТО обеспечит дополнительный рост ВВП на 1-4%. По его словам, членство Армении в ВТО приведет к притоку инвестиций, росту экспорта отечественной продукции и доступности мировых рынков. Как считает министр, это те элементы, которые обеспечат дополнительный экономический рост.

Что можно ожидать от вступления Армении в ВТО?

·      Торговля с 140 странами-членами ВТО будет использоваться в наиболее благоприятном режиме.

·      Армения станет более привлекательной для прямых иностранных инвестиций.

·      Кредитоспособность Армении как экономически предскзуемой стрнаы с минимальныыми рисками возрастет.

·      Армения, являясь членом ВТО, выиграет от возможностей и преимуществ от многосторонних переговоров, механизмов урегулирования споров и обсуждения торговой политики в рамках организации.

·      Страна будет защищена от постоянно увеличивающегося лоббирования со стороны местных производителей, которые мало озабочены интересами мировой экономики.

·      Интересы местных производителей будут защищены более эффективно.

·      Страна сможет избежать членства в более ограниченных таможенных союзах

·      Участие в ВТО будет содействовать более интенсивоной торговле и экономическим отношениям между Арменией и ЕС.

Вступление Армении в ВТО несет в себе для нашей республики не только экономические выгоды, но и политические дивиденды. Прежде всего этим фактом Армения со стороны порядка 150 стран - членов ВТО признается равноправным деловым партнером, имеющим полную законодательную базу, соответствующую мировым стандартам. Ведь этот процесс охватывает не только налогово-таможенное законодательство, но и Конституцию РА, Гражданский и Уголовный кодексы, и инвестиционное, и антимонопольное законодательства, и защиту прав на интеллектуальную собственность и т.д. и т.п. - весь комплекс законодательства, обеспечивающего, в частности, примерно равные права для резидентов и нерезидентов. Кроме того, это своего рода рычаг для более активной интеграции Армении в мировой рынок. Армения в силу своих малых масштабов может эффективно развиваться только при условии максимальной открытости внешнему миру. Очень важно, чтобы ее ВВП рос именно за счет экономического обмена с остальным миром, как это происходит в странах с маленькими экономиками, таких, как Эстония. Как известно, экспортная квота товаров и услуг Эстонии составляет больше половины ее ВВП. Армения пока не вышла на этот уровень по объективным причинам, обусловленным блокадой со стороны Турции и Азербайджана. Блокада пока остается неопровержимым фактом, который не будет ликвидирован даже несмотря на то, что оба государства - Армения и Турции - на сегодня являются членами ВТО. Устав ВТО и Уругвайский раунд предусматривают неприменение правил ВТО для стран, имеющих политические разногласия. И Турция этим правом воспользовалась, она заявила, что не будет применять в отношении Армении режима свободной торговли.

По требованию самой ВТО (именно как организации) Армения должна была принять Закон РА "О защите внутреннего рынка" и антидемпинговое законодательство. Этим преследуется цель защиты национального производителя, ведь в законе прямо сказано, что если импорт какой-нибудь продукции наносит вред местному производству, то республика вправе применять определенные санкции - начиная от квотирования, лицензирования импорта до повышения на него заградительных пошлин. Причем там не указывается, сколько раз и на сколько процентов, то есть введя какие-то санкции, держать их можно до 8-10 лет - сколько государство найдет нужным. При этом, с другой стороны, четко прописаны необходимые процедуры - с тем, чтобы государство не могло необоснованно, просто так препятствовать импорту. Таким образом, налицо сбалансированное отношение как к защите национального производителя, так и интересов зарубежных торговых партнеров в данной стране.

Нельзя отождествлять условия вступления и членства Армении в ВТО с другими странами - в частности с Россией. Все эти страны до сих пор имеют защитный механизм, встроенный в свое время для протекции именно своей экономики. Мы же еще в середине 90-х настолько либерализовали свою экономику, что экстраполировать те же российские реалии на нас попросту некорректно. Причем либерализация носила для нас объективный характер, ведь, находясь в условиях блокады, с нашей стороны было бы неразумно и опрометчиво ставить новые границы и барьеры. Таким образом, мы вступаем сегодня в ВТО на условиях гораздо более протекционистских, нежели существующих у нас на практике еще с середины 90-х годов. И потом, кто сказал, что эти условия - догма: если возникнет острая необходимость, то по согласованию со странами-членами ВТО те же пошлины можно поднять, причем даже выше оговоренной при вступлении планки. Весь смысл пошлины в том и состоит, что она служит определенным барьером, ограждающим нарождающиеся или слабые местные производства от конкуренции ввозимой продукции. И сегодня на пути той продукции из-за рубежа, местные аналоги которой еще недостаточно окрепли, но имеют потенциал для развития, поставлены таможенные барьеры. Однако свой рынок, чтобы не развратить и не навредить своему же производителю, следует защищать умеренно и лишь в течение того временного периода, который необходим для становления того или иного местного производства.

Другими последствиями членства Армении в ВТО является то, что Армения сможет быстрее преодолеть «застарелую болезнь», заключающуюся в том, что, имея самые хорошие законы, мы плохо их применяем. Вступая же в ВТО, Армения принимает на себя обязательства не только иметь, но и применять их в наши отношения. Кроме того, вступление в ВТО станет еще одной возможностью пошире распахнуть ворота перед инвестициями в нашу страну. Этот факт говорит сам за себя, служа для других однозначным позитивным сигналом того, что в данной стране можно работать и иметь гарантированную прибыль.

Однако, вступление Армении в ВТО не означает автоматическую гармонизацию армянского законодательства с мировой экономикой и ее стандартами. Недостаточно иметь Таможенный кодекс и комплекс налоговых законов, которые не противоречат соглашениям ВТО. Этого мало, необходимо применять эти законы в хозяйственной практике. Мы говорим, что Армения - член ВТО, и она открыта для инвесторов. Но на деле инвесторы сталкиваются с массой проблем. Применение международных норм торговли в Армении затруднено по разным причинам, хотя бы потому, что таможня рассматривается как источник пополнения казны. В принципе для инвестора не будет иметь значения членство Армении в ВТО: если потенциальный инвестор узнает о наличии каких-либо проблем на границе, то он никогда сюда не придет. Он уйдет туда, где нет никакой неопределенности и где есть предсказуемость для его бизнеса. Поэтому в Армении необходимо устранить всякого рода административные препятствия. Если этого не сделать, эйфория от членства в ВТО может быстро пройти, а правительство останется с теми же нерешенными проблемами. Нужно работать над тем, чтобы возникла реальная хозяйственная выгода для экономики, чтобы можно было решить основные проблемы - сокращение уровня бедности и безработицы.

Глава 3.

Проблемы, связанные со вступлением в ВТО                            и пути их решения.

 В Армении в течение последних шести лет в результате блокады возникла ситуация так называемого естественного протекционизма. Поэтому уже на первом этапе реформ в стране сформировалось одно из наиболее либеральных законодательств по тарифному регулированию внешней торговли, причем не только в рамках СНГ. Вхождение в ВТО практически никак не изменило тарифную политику Армении, потому что у нас тарифные ставки и так ниже предусмотренных нормами ВТО; средний тариф по Армении составляет 4%, в то время как по требованиям ВТО - около 8%. Таким образом, принципиально какого-либо улучшения внешнеторговых отношений, в частности, увеличения экспорта или уменьшения импорта не произойдет. воздействие может проявится в более долгосрочной перспективе, и уже через несколько лет на некоторых рынках произойдут серьезные изменения и возникнут проблемы, к решению которых Армения должна быть готова.

В первую очередь это изменения на рынке труда. В связи со вступлением в ВТО Армения  вынуждена принять основную систему трудового законодательства, принятую в странах-членах ВТО, что может отразиться на экономическом росте, и уже в конце прошлого года  наше государство приняло Трудовой Кодекс, который уже соответствует международным стандартам, например согласно этому кодексу работа считается незаконной, если нету трудового договора между работадателем и работником, то есть государство уже заставляет работадателям и работникам заключать договоры между собой.  С одной стороны, это хорошо, так как наемные рабочие будут защищены на тех же условиях (продолжительность рабочего дня, условия оплаты, оплачиваемый отпуск и др.), на которых защищается труд во всех странах-членах ВТО. С другой стороны, на определенном этапе это может привести к дополнительным расходам в экономике, к снижению производительности труда (и так находящейся на довольно низком уровне), снижению конкурентоспособности нашей продукции и как следствие - к замедлению экономического роста. И в связи с этим Армения создала новый институт- Трудовая Инспекция, чтобы эти новые трудности связанные с новым Трудовым Кодексом были разделены от Налоговой Инспекции, у которых и без того немало проблем. Я думаю что Армения на правильном пути по отношению к институциональным реформам, это разделение поможет государству лучше следить за трудовыми отношениями в нашей стране. Правда еще год полтора потребуется чтобы этот новый институт сформировался окончательно и нашло свое место в нашей экономике. Еще окончательно не решено какие задачи будут поставлены на Трудовую Инспекцию, которые раньше были задачами Налоговоых Инспекций и других институтов.

   

    Другое направление - это защита интеллектуальной собственности. Армения в настоящее время пытается выйти на новый уровень в сфере новых и информационных технологий. Требования ВТО по защите интеллектуальной собственности для Армении имеют свои плюсы и минусы. Во-первых, они позволят нам защитить на внешних рынках интеллектуальную собственность, созданную в Армении. Но в то же время и внешние производители будут защищать свою собственность в Армении, и тут возникнут проблемы. Как только наши производители начнут самостоятельно выходить на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией, естественно, возникнет вопрос об использовании в процессе разработки этих информационных и технологических продуктов интеллектуальной собственности иностранных производителей. В случае, если этот информационный продукт был разработан с применением пиратских программ, будут вводиться ограничения на его экспорт, т.е. произойдет снижение конкурентоспособности нашей продукции в сфере информационных технологий, являющейся одной из приоритетных отраслей армянской экономики. Сегодня Армения может конкурировать на внешнем рынке в этой сфере во многом за счет дешевых технологий, применяемых в производстве информационных продуктов.

Лицензированные программные продукты, используемые для чип-дизайна, или разработки информационных продуктов в области мобильной связи и других областях очень дороги. Многие армянские компании после введения в действие механизмов защиты иностранной интеллектуальной собственности окажутся в очень затруднительном положении. Даже самый дешевый программный продукт "Windows"  (100$) - с учетом постоянно возрастающего числа компьютеров после введения механизмов защиты поглотит значительную часть средств, выделяемых разработчиками на создание программных продуктов. Конечно, использование нелицензированных программ - пиратство, но многие развивающиеся страны обеспечивают таким образом свое развитие.

Само собой разумеется, что любая собственность, в том числе и интеллектуальная, должна быть защищена. Но игнорирование этой проблемы может иметь серьезные последствия. Уже сегодня надо думать о том, как реально оценить эту опасность, как сформировать, например, определенную систему государственного дотирования или специальные фонды для финансирования подобных затрат. Если мы не найдем эффективного решения этой проблемы, стоимость наших информационных продуктов резко возрастет, что приведет к снижению их конкурентоспособности на мировом рынке. И делать это надо сейчас, пока к Армении еще не предъявляются серьезные требования по защите интеллектуальной собственности.

От решения этой проблемы может зависеть и то, по какому пути пойдет развитие информационных технологий в Армении. По так называемому оффшорному, когда иностранные компании, в частности, американские размещают в развивающихся странах (где себестоимость создания программных продуктов гораздо ниже, чем в развитых странах) разработку отдельных блоков крупного программного продукта, а окончательную его доработку производят в самой компании. В этом случае иностранные компании закрывают глаза на несанкционированное использование их продуктов. По такому пути развиваются информационные технологии в Индии. Таким же образом пока создается и значительная доля промежуточных программных продуктов в Армении. Однако, если Армения решит пойти по пути Израиля или Ирландии, возникнут сложности, так как эти страны ориентированы на создание конечных программных продуктов. И разница очень существенная. Если Индия, имея 200 тыс.программистов, экспортирует программные продукты на 3 млрд.долларов, то Израиль, где программистов на порядок меньше, экспортирует их на 30 млрд.долларов.

Другое направление, которое требует особого внимания, - сельское хозяйство. За прошедший период за счет естественного протекционизма начался подъем сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли. В настоящее время мы находимся на этапе импортозамещения, производя пищевую продукцию на базе собственного сельскохозяйственного сырья. Однако, по мнению многих экспертов, потенциал роста импортозамещения будет исчерпан к 2005-2006 гг., и тогда самым серьезным образом встанет вопрос наращивания экспорта.

Надо сказать, что Армения уже сегодня в силу объективных и субъективных условий является экспортером пищевой продукции. Но сегодня с сельхозпродукции не взимается НДС, а с 2009 года в связи с вступлением в ВТО Армения будет вынуждена отказаться от этой практики. Это может привести к тому, что, когда будет введен НДС на производство сельхозпродукции, возникнет необходимость субсидирования сельского хозяйства. ВТО считает, что неприменение НДС по отношению к сельхозпродукции - своего рода субсидирование, а по правилам ВТО во всех странах установлены пределы субсидирования. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день неизвестно, когда Армения начнет напрямую субсидировать сельское хозяйство, переведя его в контролируемый сектор экономики, будут ли размеры этих субсидий равнозначны тем средствам, которые сегодня получает сельскохозяйственное производство за счет освобождения от уплаты НДС. Однако переход к системе субсидирования займет ориентировочно от четырех до шести лет, и сейчас уточняются именно эти сроки. Кроме того, эффективное субсидирование возможно лишь при наличии сильного институционального государства. В условиях же армянского государства, когда чиновники начнут распределять субсидии, замена протекционизма субсидированием может привести к значительным деформациям в сельском хозяйстве, поскольку личные пристрастия или интересы того или иного чиновника могут перевесить объективные экономические интересы государства.

       Кроме того, с введением налогообложения в сельском хозяйстве возникнет теневой сектор, и немалый!

      И для решения проблемы насчет субсидирования Армении в первую очередь надо заниматься проблемой институтов, то есть институциональными реформами, и не только в сфере налогов или экономики, чтобы к 2009 году государство  могло бы субсидировать сельское хозяйство.

В заключение этой главы могу сказать, что мы вошли в систему, в которой действуют свои правила игры. Этот процесс объективен и закономерен, если наша страна хочет интегрироваться в мировую экономику. Вопрос в том, насколько Армения сможет использовать эти правила в своих интересах.

Глава 4.

Теневая Экономика в Армении

Хотя теневая экономика в той или иной мере присуща всем странам, в том числе развитым, до сих пор единого общепринятого понятия теневой экономики экономической теорией не сформулировано, что объясняется неоднозначностью и сложностью явления. Одной из главных отличительных черт теневой экономической деятельности считается ее неконтролируемый государством характер, когда деятельность экономических агентов каким-либо образом скрыта от органов государственного управления и контроля или вовсе запрещена законом.   По характеру этой деятельности различают две основные сферы теневой экономики: - экономическая деятельность в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля (полностью или частично); - экономическая деятельность в нелегальном секторе, запрещенная законом.

   Оценки для Армении колеблются в больших пределах - от 40% (по официальным данным) до 60%, а в сфере розничной торговли и услуг тень достигает 80%.   Особенностью теневой экономики Армении является то, что массовый характер носят теневые операции в легальном секторе экономики, которые в основном направлены на снижение налоговой нагрузки путем сокрытия части оборота, фонда оплаты труда и т.п. Другой особенностью является значительный объем неучитываемых частных трансфертов и относительно низкий уровень криминального теневого сектора. В качестве национальной особенности можно указать также на отсутствие тени в сельском хозяйстве, поскольку оно освобождено от налогообложения. Но поскольку к 2008 году сельское хозяйство подвергнется налогообложению по требованию ВТО, можно ожидать, что в этой сфере также образуется большая тень.   Из многочисленных отрицательных последствий влияния теневой экономики на общество выделю два наиболее важных - уменьшение бюджетных доходов и искажение конкурентного поля. В качестве положительного последствия можно указать на смягчение проблемы занятости.   Основные причины, порождающие теневую экономику в Армении   Теневая экономика есть естественная реакция бизнеса на неэффективность государства. Очевидно, что есть множество объективных причин существования теневой экономики в Армении, находящейся в условиях переходного периода. Тем не менее столь высокий, а главное, неуменьшающийся уровень теневой экономики свидетельствует о наличии серьезной системной проблемы.   Следует признать, что главной причиной, породившей и поддерживающей высокий уровень теневой экономики в легальном секторе, была и остается неадекватная налоговая политика государства и провоцирующее коррупцию законодательство. Неадекватность этой политики выражается в том, что в условиях институциональной и ресурсной слабости государства, находящегося на переходном этапе, правительство изначально попыталось перенести налоговые модели развитых западных стран в армянскую действительность без учета ресурсных возможностей нашего государства. Отличительные черты этих налоговых моделей - сложность и громоздкость в сочетании с высоким уровнем налоговых ставок.

   Такие модели вполне работоспособны, но лишь при высоком уровне развития государственных институтов и механизмов госрегулирования экономики, а также при соответствующем материальном и техническом обеспечении налоговых служб. Если ресурсов недостаточно, а институты не развиты, то высокие ставки неизбежно корректируются на практике с помощью механизмов коррупции и теневой экономики. Именно это и произошло в Армении.

   Так, введение НДС в Армении прямо противоречило опыту мировой практики. Вместо постепенного роста ставки с минимально возможной до оптимальной сразу была введена максимально возможная ставка. Эволюция стандартных ставок НДС в мировой налоговой практике происходила от уровня 8-10% (Австрия, Англия, Дания, Турция, Германия) до нынешних 14-16% в Испании, Германии и 17-20% в Англии, Греции, Италии, Франции. Самая высокая ставка НДС в 25% установилась в Дании и Швеции, при этом доля НДС в общих налоговых доходах в Швеции наиболее низкая - всего 13%. Мировой опыт взимания НДС показал, что из-за высоких фиксированных издержек и административной сложности этого налога его оптимальная ставка должна составлять 10-15%. Так, правительство России рассматривает возможность снижения НДС до 15-17%.

   Высокие налоги на фонд зарплаты и социальные отчисления также породили массовую тень в оплате труда.

   Самая большая "тень" сегодня наблюдается в сфере розничной торговли и услуг. Основная причина та же - нереально высокая налоговая нагрузка. В качестве примера можно привести закон об упрощенном налоге, в поле которого работают 11 тысяч хозяйствующих субъектов, в основном торговых объектов. В соответствии с ним розничные торговцы платили налог с оборота в размере 5%. Поскольку издержки нахождения в "тени" ниже, почти вся торговля переместилась в "тень", занижая показываемые обороты. Внедрение в этих условиях кассовых аппаратов, объявленных в качестве главной меры борьбы с теневыми оборотами, лишь усугубило ситуацию, т.к. нереальный налог в сочетании с кассовым аппаратом создал уже идеальную почву для массовой коррупции.   В декабре 2002 года правительство выступило с законодательными инициативами в области налоговой политики, в соответствии с которыми, в частности, было предложено уменьшить ставку упрощенного налога с 5% до 3,5%. Тем самым правительство косвенно признало, что этот налог был завышенным.

    Таким образом, в институционально слабом государстве псевдожесткая политика высоких налоговых ставок неэффективна и опасна, т.к., во-первых, она провоцирует теневую экономику и коррупцию, приводит к несправедливому распределению налогового бремени и несправедливому ценообразованию, во-вторых, она не дает желаемого фискального результата - государство все равно не добивается завышенных налоговых целей, и в-третьих, она развращает психологию госаппарата и деформирует отношения между бизнесом и властью.  

   Отметить можно также, что политика высоких налоговых ставок в большинстве стран с переходной экономикой стала отражением того, что налоги выполняют ярко выраженную фискальную функцию, а не являются механизмом реализации государственной экономической политики.   Таким образом, высокий уровень теневой экономики обусловлен тем, что совокупные трансакционные издержки пребывания в тени (величина взяток, невозможность заключения контрактов, которые могут стать предметом судебного разбирательства и тд.д.) в большинстве случаев ниже издержек нахождения в легальном секторе. При этом следует подчеркнуть, что издержки нахождения в легальном секторе связаны не только с высоким уровнем налоговых ставок и методами налогового администрирования, но и невыполнением со стороны государства своих основных функций, в частности, по защите прав собственности и соблюдению контрактного права, эффективной судебной системы и т.д.   Что касается фактора правоохранительных органов, то формально-правовой метод борьбы с теневой экономикой является эффективным лишь при высоком уровне развития государственных институтов по регулированию экономики, как это имеет место в большинстве развитых стран. В Армении, где государство еще не в состоянии обеспечить равные правила игры для хозяйствующих субъектов и выступать в роли независимого арбитра, усиление налогового администрирования опасно и неэффективно.

  

   В заключение этой главы можно сказать следующее: борьба с теневой экономикой и коррупцией предполагает наличие трех важнейших условий - политической воли руководства страны, "антитеневого" экономического, в первую очередь налогового, законодательства, адекватного ресурсным возможностям государства, и эффективно работающей правоохранительной системы. Полностью искоренить теневую экономику невозможно, но можно существенно уменьшить ее размеры. Видимо, существует естественный фон теневой экономики, после которого борьба с ней вообще лишена смысла. Для Армении величину такого фона можно принять равной 25-30%. При наличии соответствующей политической воли главным способом снижения уровня теневой экономики в условиях институционально слабого государства является максимальное упрощение налогового законодательства и приведение налоговой политики в соответствие с ресурсными возможностям государства по контролю за ее исполнением.   В целом нормальная эволюция налоговой политики в институционально слабом государстве должно происходить в направлении от низких налогов к более высоким, а не наоборот, как сейчас. Сегодня государство не располагает ресурсами, достаточными для проведения существующей налоговой политики. Сам по себе высокий уровень теневой экономики уже является доказательством неэффективности проводимой налоговой политики и неэффективными действиями государства в легальном секторе. Следовательно, необходимо уменьшение базовых налоговых ставок до того уровня, при котором реально имеющийся ресурсный и административный потенциал государства был бы достаточен для гарантированного исполнения налоговых законов подавляющим большинством легальных хозяйствующих субъектов. Именно это должно стать критерием эффективности налоговой политики для стран переходного периода, а не уровень собираемых налогов в ВВП по аналогии с развитыми странами.         Это крайне важно для того, чтобы создалось одинаковое конкурентное поле и заработали рыночные механизмы справедливой конкуренции и ценообразования. Пока же несмотря на официальные декларации, теневая экономика в Армении не проявляет тенденции к уменьшению. Однозначных и бесспорных критериев, свидетельствующих в пользу этого, нет.

Глава 5.

Недостатки Армянского Налогового Законодательства

У нас в Армении как видимо хорошее законодательство, как говорят многие, но я с этим не согласен, попробую обьяснить в чем заключается мое недовольствие к нашим законам, относительно налогов и налогооблажения.

 В первую очередь хочу заметить что у нас слишком большой удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах государства, примерно 80% сегодня составляют сборы по косвенным налогам (НДС, Акцизы и т.д.) , а в развитых странах, все наоборот- сборы по прямым налогам намного превышают последних по косвенным. И еще у нас слишком большая процентная ставка по НДС-20%- это очень много для такой страны как наша, и еще сравнивая с доходами населения.

И еще надо уменьшить процентные ставки по прямым налогам. Налог на прибыль рассчитывается 20% от налогооблагаемой прибыли,  а подоходный налог  10%, если доход не превышает 80000 драм, если выше- 8000 драм, еще плюс 20% от суммы превышающий 80000 драм. Ведь если уменьшить процентные ставки по этим налогам, налоговые сборы не уменьшатся, а наоборот увеличатся, поскольку теневой сектор сократится, люди предпочтут платить эти налоги и не быть в тени, а сейчас люди тоже предпочитают платить налоги, но уже многое из своих доходов скрывают, потому что никто  не хочет платить такие проценты государству, тем более что налогоплательщик чувствует что он не защищается государством, и могу сказать более в некоторых случаях он должен защищаться от государства.

И в связи с тем что Фонды Социального Страхования недособирают достаточно средств, они уже предпринимают иные меры, заставляют налогоплательщиков увеличить те доходы, по которым они дают отчеты, заставляют “платить” рабочему больше 20000 драмов, чтобы налогоплательщик вынужден был платить и налог на прибыль. Если отвести отчет , где сказано что рабочий получает сколько-то<20000 драмов, они не подпишут твой отчет,хотя и не имеют права по закону.

И уже в связи со институциональными реформами этот институт присоединили к налоговой инспекции.  Продвижение есть,однако,.

Мы должны усовершенствовать механизмы возврата налоговых переплат по НДС для экспортеров. Так как по закону можно получить эту сумму назад, а в действительности это почти невозможно получить назад деньги из бюджета. И в связи с этим люди прибегают к другим методам.

Еще несколько слов хочу сказать насчет двойного налогооблажения, то есть когда ти платишь один вид налога, потом с этого же налога ты платишь  другой вид налога, получается что наше государство берет с нас дважды, а люди борются за снижение процентных ставок.

Обьясню на примере: Допустим кто-то откуда-то принес партию сапогов для продажи, и хочет сделать растаможку на границе, сначала таможенники будут считать таможенную стоимость ,потом с этой суммы “возьмут” 10% таможенной пошлины, а потом к пошлине прибавят таможенную стоимость товара и из общей суммы “возьмут” 20% НДС, так получается  что из таможенной пошлины мы еще платим НДС, с налога налог.

Еще один момент, когда производят или импортируют спиртные напитки, сачала определяется себестоимость 1 литра данного продукта, потом прибавляется акцизный налог, а после этого с общей суммы взымается 20% НДС, опять с налога платишь налог, то есть с акцизного налога платишь НДС.  Очень хорошо придумано.  

Вот такие вещи в нашем законодательстве вполне могут помешать инвестору чтобы он начал свой бизнес здесь.  

   

Выводы

    Вступление Армении в ВТО - самое подходящее время для начала структурных преобразований в предпринимательском секторе. Необходимо отметить, что основным препятствием в области структурных реформ является отсутствие прозрачности налогового и таможенного законодательств в Армении. В таких условиях предприятиям очень сложно планировать свои производственные программы и держать торговую марку. Поэтому, когда конкуренция с импортными товарами на внутреннем рынке после вступления Армении в ВТО обострится, для правительства наступит самый актуальный момент снять это давление на экономику.

    Вступление Армении в ВТО очень важно в двух аспектах. Во-первых, это прежде всего мощный политический сигнал внешнему миру, что экономика данной страны развивается по признанным во всем мире экономическим и торговым правилам. Кроме того, это своего рода рычаг для более активной интеграции Армении в мировой рынок. Армения в силу своих малых масштабов может эффективно развиваться только при условии максимальной открытости внешнему миру. Очень важно, чтобы ее ВВП рос именно за счет экономического обмена с остальным миром, как это происходит в странах с маленькими экономиками, таких, как Эстония. Как известно, экспортная квота товаров и услуг Эстонии составляет больше половины ее ВВП. Армения пока не вышла на этот уровень по объективным причинам, обусловленным блокадой со стороны Турции и Азербайджана. К сожалению, блокада пока остается неопровержимым фактом, который не будет ликвидирован даже несмотря на то, что оба государства - Армения и Турции - на сегодня являются членами ВТО. Устав ВТО и Уругвайский раунд предусматривают неприменение правил ВТО для стран, имеющих политические разногласия. И Турция этим правом воспользовалась, она заявила, что не будет применять в отношении Армении режима свободной торговли.    Многие говорят что данное обстоятельство может отрицательно повлиять на развитие Армении.

   Армения может даже в этих сложных политических и географических условиях активнее интегрироваться в мировой рынок за счет тех отраслей, которые не требуют больших расходов на транспортировку. Это прежде всего сектор услуг, информационных технологий, пищевая и легкая промышленность.

   Возникает вопрос:  

   -Как Армения будет развивать свои отношения с торговыми партнерами, которые не являются членами ВТО?  - Отношения с ними будут развиваться естественным образом, однако здесь важно учесть, чтобы Армения торговала с этими странами на принципах членства в ВТО. В идеальном варианте суверенные государства должны договориться о том, что в торговой практике будут руководствоваться принципами, заложенными в ВТО. Армении надо будет заявить об этом своим торговым партнерам, в противном случае она нарушит свои международные обязательства. Членство в ВТО не является препятствием для торговли со странами - не членами ВТО. Так, Россия была и остается одним из ведущих партнеров Армении, и членство последней в ВТО не отразится на товарообороте этих стран, так как двусторонний торговый режим между ними в принципе соответствует международным правилам.   В случае возникновения проблем налогового плана необходимо их решать на двусторонней основе. Армения должна заключить со странами - не членами ВТО двусторонние торговые соглашения.  

Следует привести и положительные аргументы в пользу членства                                                   Армении в ВТО.

    Перед Арменией прежде всего открывается возможность для более активной интеграции в мировой рынок. Противники вступления в ВТО любят пугать, что местного производителя задавят импортные товары. Я с этим не согласен. Если в стране будут произведены структурные реформы и армянские малые и средние предприятия будут поставлены в либеральный налоговый и таможенный режимы, они смогут полностью реализовать свои конкурентные преимущества - дешевую рабочую силу и низкие издержки. Итогом этой работы станет вытеснение импорта с внутреннего рынка. Импортозамещение станет возможным, так как местная продукция по качеству не будет уступать ввозимой, она может быть даже более предпочтительной ввиду меньшего количества содержащихся в ней консервантов и относительно более низкой цены.   Насчет того как складывается механизм ценообразования.  С одной стороны, армянские предприятия смотрят на стоимость импортных товаров, которые все же дороже, и начинают повышать цены. С другой стороны, цены на армянскую продукцию обусловлены еще и тем, что предприятия вынуждены отчислять непредсказуемо большую сумму в качестве различного рода налоговых сборов. Предприниматели не знают точно, сколько им предстоит перечислить в следующем месяце в качестве налоговых платежей. И это является основным препятствием в области структурных реформ, когда из-за отсутствия прозрачности налоговых и таможенных законодательств предприятиям очень трудно планировать свои производственные программы. Поэтому государство должно устранить все эти факторы давления на экономику. Иначе критики окажутся правы, и армянская экономика погибнет под натиском импорта, не сумев реализовать своих конкурентных преимуществ.

    Еще один очень важный момент. Сейчас правительство и особенно в преддверии предстоящих президентских выборов будет заявлять, что вступление Армении в ВТО автоматически означает гармонизацию армянского законодательства с мировой экономикой и ее стандартами. Это вовсе не так. Недостаточно иметь Таможенный кодекс и комплекс налоговых законов, которые не противоречат соглашениям ВТО. Этого мало, необходимо применять эти законы в хозяйственной практике. Мы говорим, что Армения - член ВТО, и она открыта для инвесторов. Но на деле инвесторы сталкиваются с массой проблем.

    Применение международных норм торговли в Армении затруднено по разным причинам, хотя бы потому, что таможня рассматривается как источник пополнения казны.

    В принципе для инвестора не будет иметь значения членство Армении в ВТО: если потенциальный инвестор узнает о наличии каких-либо проблем на границе, то он никогда сюда не придет. Он уйдет туда, где нет никакой неопределенности и где есть предсказуемость для его бизнеса. Поэтому в Армении необходимо устранить всякого рода административные препятствия. Если этого не сделать, эйфория от членства в ВТО может быстро пройти, а правительство останется с теми же нерешенными проблемами. Нельзя ждать от членства только политических очков или политического капитала. Все это себя очень быстро исчерпает раньше, чем пройдут выборы президента. Нужно работать над тем, чтобы возникла реальная хозяйственная выгода для экономики, чтобы можно было решить основные проблемы - сокращение уровня бедности и безработицы.

   Как показывают последние статистические данные, в области снижения уровня бедности в стране есть определенные подвижки.   Имеющиеся положительные тенденции таковы: два года назад уровень бедности в Армении составлял 55%, а теперь - 51%, в то время как рост ВВП с 3% вырос до 12%. При таком экономическом росте снижение бедности в Армении должно было быть более значительным. Тут мы подошли к проблеме, о которой редко говорят, но она существует: в целом Армения потребляет больше, чем производит. Такое превышение возможно только благодаря финансированию со стороны диаспоры и международных финансовых организаций. Однако весь смысл этого финансирования, которое, кстати, продолжается довольно долго, состоит в том, чтобы наладить работу экономики внутри государства. Сделать это можно только за счет частного сектора, а он закрыт административно-бюрократическими препятствиями. Поэтому очень важно, чтобы государство устранилось от экономического и административного воздействия на конкретное предприятие, снизило налоговую нагрузку, наладило четкую и предсказуемую систему сбора налогов. Тогда Армения в определенный момент сможет нормально и эффективно торговать, тем более в рамках ВТО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Всемирная Торговая Организация-И.И. Дюмулен 2003г.

2.            Интернет сайт  www.express.am

3.            Интернет сайт  www.referat.ru

4.            Интернет сайт  www.wto.ru

5.            Интернет сайт  www.wto.org

6.            Irtek professional