Проблемы развития малых предприятий в России
Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации
Кафедра экономики
Курсовая работа
на тему
Проблемы развития малых предприятий в России
Студент гр.
Научный руководитель:
г. Москва 2001 Содержание
TOC o "1-3" h z Введение. h 4
Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике. h 5
Глава 3. Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России h 22
Введение
В последнее время в промышленности индустриально развитых стран наметилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся в последнее время падением серийности производства и расширением номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание было передано крупными корпорациями специализированным средним и мелким фирмам, которые добились значительных успехов в своей деятельности. В современной экономике сложился своеобразный симбиоз крупных корпораций и средних и мелких фирм.
Положительная роль развития предприятий малого бизнеса несомненна но, тем не менее, в России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главной причиной упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создалась неразрешимая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х – начале 1990-х годов пока полностью не оправдываются.
Все вышеперечисленные факты обуславливают целесообразность проанализировать в данной работе ситуацию, связанную с развитием малых предприятий в нашей стране. В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием, которое оказывают малые предприятия на экономику государства, анализ положения малых предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития малого бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.
Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы специализированных периодических изданий и ресурсы тематических источников информации сети интернет. Для общего представления субъекта анализа и рассматриваемых проблем была использована актуальная учебная литература.
Тематика рассматриваемого явления весьма обширна и включает в себя множество вопросов и проблем, материалов для рассмотрения и анализа. Осветить все аспекты анализируемых вопросов в рамках одной работы невозможно. Поэтому были выбраны приоритетные темы для рассмотрения. За рамками работы остается вопрос истории развития малых предприятий в нашей стране, западный опыт в данной сфере. Акцент в работе делается на детальное рассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития малых предприятий в России, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представление как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации.
Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике
Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные нишы и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство как правило оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.
Для решения вышеупомянутых производственно-технических задач малый бизнес должен иметь ряд преимуществ по сравнению с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий относятся:
· большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
· мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
· более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
· снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
· повышенная скорость обращения капитала.
Развитие сферы малого предпринимательства, таким образом, способствует решению многих социально-экономических проблем – создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.
Следует особо отметить, что понятие малого предприятия не имеет четкого объективного определения. Деление хозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения для малого предприятия. Вопрос об определении предприятия как малого решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается в выборе критерия оценки и установке ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определению малого и среднего предприятий. В определениях малых предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Основное достоинство количественных определений - удобство их использования. Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и трудность их использования для сравнительного анализа. Качественные варианты определений предусматривают использование качественных критериев. Часто используют дополнение качественного определения некоторыми количественными показателями. Делаются также попытки определить размер "малого", "среднего" и "крупного" предприятий через рассмотрение "эффектов" или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы. К преимуществам качественного подхода можно отнести достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широкий спектр самих критериев. Иллюстрацией комбинированного подхода может служить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания). Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:
Ø фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
Ø управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
Ø фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
Статистическое определение предполагалось использовать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изменений соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.
В нашей стране понятие малого предприятия определяется Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия.
1. Это должна быть коммерческая организация (иными словами, некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями).
2. В уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 процентов.
3. В уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
4. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Что касается многопрофильных малых предприятий, то в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года (п. 1.1.6 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").
Глава 2. Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса
Во всех развитых странах малому бизнесу принадлежит немалый удельный вес в суммарных показателях функционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время функционируют 25 млн. малых и средних предприятий и это составляет 99,6 % всех американских предприятий. На долю малого и среднего бизнеса в Америке приходится две трети всех занятых в экономике и больше половины валового национального продукта.1 Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В России темпы развития малого бизнеса и фактические показатели присутствия малых предприятий на рынке существенно занижены, по сравнению с западными странами. На долю малого бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объема произведенной продукции, количество работников малых предприятий в нашей стране представляет собой только 13 % от всех занятых в экономике, они производят 10-11 % валового внутреннего продукта.2
Основной правительственный замысел развития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 1980-х годов связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовых конкурентов крупным производителям продукции. Для этого предпринимались особые меры по созданию подходящих экономических условий для развития малого бизнеса. Однако спустя несколько лет ситуация с малыми предприятиями не внушала оптимизма. Из 624 тысяч зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятий в сфере производства удержались очень не многие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1% - в основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества.3
На 1 июля 1999г. в России действовали 890 тыс. малых предприятий, что составило 30 процентов от общей численности российских предприятий. Количество малых предприятий выросло на два с половиной процента по сравнению с положением дел на 1 января 1999г. Значительно выросло число субъектов малого бизнеса в отраслях связи, транспорта, материально-технического снабжения и сбыта. Немного меньший прирост произошел в промышленности. Но в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства, науки и научного обслуживания малых предприятий стало меньше. По состоянию на 1 января 2000 г. в России действовало 890,6 тыс. малых предприятий. В среднем по Российской Федерации на одну тысячу населения приходится 7 малых предприятий.1
Для сравнения, в США этот показатель составляет 74 предприятия, в Италии – 68, Японии – 50, Великобритании – 46 и во Франции – 35.2 По оценкам экспертов, для создания эффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, до 3,5 млн. к 2005 году.3
Специфической особенностью развития сферы малых предприятий в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг – в ней функционирует до 49 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на промышленность приходится 15 % всех малых предприятий, на строительство – 15 %, науку и научное обслуживание – 4 %, транспорт и связь – 3 % и сельское хозяйство – 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании – 35 %, промышленности – 22% и строительстве – 22 %. При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилось до 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь – на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий.1
Целесообразно особо отметить, что по некоторым оценкам, примерно девять десятых малых предприятий в России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.2
Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.
К главным проблемам российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д, во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.
Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.
Подтверждением этих фактов может служить информация, обнародованная в ходе проведения Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий в октябре 1999 г. О том, что государство уделяет недостаточно внимания проблемам малого бизнеса, свидетельствует степень выполнения Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 г.г. Программа не была выполнена полностью прежде всего в связи с недофинансированием. Пункты президентского указа № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 2 февраля 1996 г., касающиеся выделения необходимых для этого средств, были отменены Указом Президента Российской Федерации №1225 «об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1997 г.» от 14 ноября 1997 г.1 Большинство экономистов обращают внимание на моральное устаревание соответствующего федерального закона - «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятого еще в 1995 году и подлежащего модернизации и внесению изменений в смежные правовые акты. Хотя этот закон по своему содержанию и положениям в сравнении с законодательными актами развитых стран довольно прогрессивен, выполняется он плохо. Закон содержит 23 статьи, по 17 из них обязательства несут федеральные правительства. 15 статей связаны с предоставлением малым предприятиям прямой преимущественной поддержки, однако на практике ни одно обязательство по этим 15 статьям не выполнено в полном объеме.2 В России функционирует относительно большое количество нормативно-правовых актов по малому предпринимательству, но они, как правило, не содержат реальных обязательных для исполнения министерствами и ведомствами мер по его поддержке.
В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства можно отнести:
1) отставание законодательства от практики;
2) нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
3) возможность разного толкования законодательных положений;
4) невозможность реализации важнейших положений, принятых законов
5) наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
6) низкий уровень информирования о принимаемых законах.
Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие – создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным в настоящее время в России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70 %. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют.1 Помимо общей непродуманности налогового кодекса в отношении малого бизнеса, необходимо отметить непрофессиональное применение на местах единого налога на вмененный доход. Введение новой системы налогообложение, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ, должно было максимально упростить взаимоотношения малого бизнеса с бюджетом. Однако в настоящее время ее применяют лишь около 3 процента потенциальных пользователей.1 Переходу на упрощенную систему помешал ряд недоработок в ней, допущенных создателями. Во-первых, законом не сохранено право субъектов малого предпринимательства выделять налог на добавленную стоимость в счетах на поставленную покупателям продукцию. Это негативно сказалось на всей программе в целом, так как, с одной стороны, «входной» налог увеличивает себестоимость, а с другой - покупатели продукции малых предприятий не имеют возможности засчитывать свой «входной» НДС при уплате налога. Во-вторых, законом был установлен новый единый налог с совокупного дохода, т.е. валовой выручки. Это привело к тому, что при переходе на упрощенную систему налогообложения субъекты малого предпринимательства утрачивают положенные им льготы по налогу на прибыль. Как следствие – малым предприятиям выгоднее первые четыре года использовать общепринятую систему налогообложения, а не упрощенную. В-третьих, в законе содержится ряд спорных положений. Например, это относится к вопросу о составе затрат, относимых на уменьшение налогооблагаемого совокупного дохода, и также о механизме перехода на упрощенную систему налогообложения и обратного перехода на общеустановленную и ряда других проблем. Наконец, после введения в действие второй части налогового кодекса Российской федерации возникла ситуация, при которой субъекты малого бизнеса были поделены на две группы с разными правами. Организации по-прежнему освобождаются от налога на добавленную стоимость, а индивидуальные предприниматели, которые раньше НДС не платили, теперь привлекаются к уплате этого налога. Это приводит к дискриминации налогоплательщиков по признаку организационно-правовой формы.
Единый налог, речь о котором идет в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности», был введен с целью охватить этим налогом малые предприятия, функционирующие в таких сферах, как розничная торговля, общественное питание, бытовое и транспортное обслуживание, то есть там, где налоговый контроль значительно затруднен. Закон оправдал возложенные на него надежды в отношении индивидуальных малых предприятий, ранее уклонявшихся от уплаты подоходного налога. Применение единого налога увеличило доходную базу бюджетов регионов. Однако закон не лишен отдельных недоработок и спорных моментов. Например, недостаточно проработан вопрос о порядке ведения раздельного учета результатов хозяйственной деятельности многопрофильных организаций, осуществляющих не только деятельность, предусмотренную в законе о едином налоге, но и функционирующие в других сферах экономики. Это влечет за собой двойственной налогообложение их имущества, фонда оплаты труда и доходов. Помимо этого в законе не установлены четкие критерии отдельных видов предпринимательской деятельности, для которых возможно применять единый налог. Это приводит к постоянным разногласиям по поводу вопроса, относится ли деятельность по продаже товаров определенным категориям покупателей к розничной торговле, переводимой на уплату единого налога, или к оптовой торговле, для которой налог не может быть использован. К тому же нет четкого определения по поводу начисления налога с продаж, страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ плательщикам единого налога на вмененный доход.
В настоящее время малые предприятия, занимающиеся выпуском отдельных видов товаров в первые четыре года с момента государственной регистрации полностью или частично освобождаются от уплаты налога на прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на ускоренную амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многие существующие законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этой причине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс «враждебным» по отношению к предпринимательству.1 Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество и гражданскую ответственность малых предприятий.
Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства – неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.
К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. В 1994-1997 г.г. в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малого производства. К настоящему времени Федеральным фондом государственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн. рублей были выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых механизмов.1 При неоспоримом положительном значение этих отчислений, объемы государственного финансирования малого бизнеса приходится признать незначительными.
Таким образом следует отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы.
В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15 % годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14 %.1 Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года.1 Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов.
Диаграмма 1. Динамика числа малых предприятий России, воспользовавшихся ссудами банков в период 1995-1999 гг. (в процентах).2
Диаграмма 2. Факторы, определяющие отказ малых предприятий от кредитов (% опрошенных).
На диаграммах 1 и 2 продемонстрирована динамика числа малых предприятий России, воспользовавшихся ссудами банков в период 1995-1999 г.г., а также распределение факторов, определяющих отказ субъектов малого предпринимательства от получения кредитов. Диаграммы составлены на основе данных, полученных в результате опроса руководителей малых предприятий Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. Эти графики иллюстрируют уже описанную ситуацию. С начала 90-х годов активность сотрудничества российских малых предприятий с отечественными и зарубежными кредитными институтами неуклонно падала. При этом в 1999 г. лишь 14,1 % малых предприятий смогло получить ссуды для финансирования капиталовложений, остальные 13,8 % использовали кредиты в целях восполнения недостатка собственных оборотных средств. В диаграмме 2 особенно обращает на себя внимание тот факт, что полное отсутствие «взаимоотношений» малого бизнеса с банками вряд ли возможно. Какой-то минимум сотрудничества банков и организаций существует всегда, хотя бы на уровне обслуживания расчетных счетов. Следовательно этот фактор следует понимать скорее как невозможность получения от партнерского банка не только кредитных, но и любых других услуг.1
Глава 3. Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России
После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации. Необходимо обозначить дальнейшие приоритеты государственной политики в отношении малого предпринимательства, определить список безотлагательных решений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.
В области проблем, связанных с взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:
1) формирование инфраструктуры поддержки – одновременно на всех уровнях государственной власти;
2) внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
3) передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
4) передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
5) обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.
Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.
В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитование малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.
Заключение
После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения. Рассмотрена роль малых предприятий в современной экономике, определены положительные функции, выполняемые данным сегментом экономической системы общества, обоснована необходимость совершенствования функционирования системы малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы те специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в современных российских условиях. Подробное исследование факторов, затрудняющих развитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило ряд проблем, для разрешения которых необходимо безотлагательно принять соответственные меры. В результате проведенного анализа деятельности малых предприятий на территории России можно обозначить следующие первостепенные по важности проблемы их существования и деятельности:
1. отсутствие стабильной правовой базы и условий для цивилизованной конкуренции;
2. фискальный характер налоговой политики;
3. неоправданное административное бремя;
4. трудности ресурсного и финансового обеспечения.
Главный вывод, который необходимо сделать в данной работе – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именно государственные органы должны без промедления начать действовать по направлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть, и о них говорилось в данной работе. Приоритетными направлениями исправления создавшейся ситуации должны стать:
1. формирование политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства, устранение текущих недостатков;
2. разработка и реализация совместно федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной программы развития малого предпринимательства;
3. активизация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ;
4. безотлагательное принятие мер по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий;
5. обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки;
6. совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства;
7. принятие мер по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;
8. защита законных прав и интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений малых форм предпринимательства.
Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива, способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новый уровень.
Список литературы:
1) Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ
2) Федеральный закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности». 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ
3) Инструкция ГНС РФ № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". 10.08.95.
4) Агурбаш Н. «Система государственной поддержки малого предпринимательства». Финансовый бизнес, №11-12, 2000, М., стр. 40-50
5) Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М., Инфра-М, 2001
6) Зайцев Н.Л. Экономика организации. Учебник. М., Экзамен, 2000
7) Карпинская В., Калиниченко Н. «Помогите бедному малому». Итоги, 7.11.2000, М., стр. 20-24
8) Подпорин Ю. «Малых не становится больше». Экономический журнал, №6, февраль 2001, М., стр. 4
9) Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Учебник. М., Юристъ, 1998
10) Сковородова В.А. «Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России». Внешнеэкономический бюллетень, № 12, 2000, М., чтр. 52-59
11) Слуцкий Л.Э. «Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия». Деньги и кредит, №10, 2000, М., стр. 12-17
12) Фадеев В. «Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия». Власть, №1, 2001, М., стр. 35-42
13) Ходов Л.Г. «Финансово-кредитная политика поддержки малого предпринимательства в США и в России». Внешнеэкономический бюллетень, №6, 2000, М., стр. 90-93
14) Шулус А.А., Деревянченко А.А. «Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий». Российский экономический журнал, № 1, 2000, М., стр. 57-66
15) Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 1994.
16) Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 1999.
17) Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 2000.
18) Материалы сайта www.aup.ru
19) Материалы сайта www.consulting.ru
20) Материалы сайта www.gks.ru
21) Материалы сайта www.iape.ru
1 Карпинская В., Калиниченко Н. «Помогите бедному малому». Итоги, 7.11.2000, М., стр. 20
2 Там же, стр. 21
3 Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М., Инфра-М, 2001, стр. 193
1 Все данные абзаца: Краткий статистический справочник. Госкомстат РФ, 2000 стр. 364; 1999 стр. 216
2 Сковородова В.А. «Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России». Внешнеэкономический бюллетень, № 12, 2000, М., стр. 52
3 Там же
1 Все данные абзаца: Краткий статистический справочник. Госкомстат РФ. 2000 стр. 158, 254; 1994 стр. 125
2 Сковородова В.А. «Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России». Внешнеэкономический бюллетень, № 12, 2000, М., стр. 52
1 Шулус А.А., Деревянченко А.А. «Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий». Российский экономический журнал, № 1, 2000, М., стр. 57
2 Агурбаш Н. «Система государственной поддержки малого предпринимательства». Финансовый бизнес, №11-12, 2000, М., стр. 45
1 Шулус А.А., Деревянченко А.А. «Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий». Российский экономический журнал, № 1, 2000, М., стр. 59
1 Подпорин Ю. «Малых не становится больше». Экономический журнал, №6, февраль 2001, М., стр. 4
1 Шулус А.А., Деревянченко А.А. «Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий». Российский экономический журнал, № 1, 2000, М., стр. 60
1 Сковородова В.А. «Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России». Внешнеэкономический бюллетень, № 12, 2000, М., стр. 53
1 Карпинская В., Калиниченко Н. «Помогите бедному малому». Итоги, 7.11.2000, М., стр. 21
1 Карпинская В., Калиниченко Н. «Помогите бедному малому». Итоги, 7.11.2000, М., стр. 22
2 Данные по диаграмме 1: Слуцкий Л.Э. «Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия». Деньги и кредит, №10, 2000, М., стр. 17
1 Данные по диаграмме 2: Слуцкий Л.Э. «Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия». Деньги и кредит, №10, 2000, М., стр. 17