Проблемы социально-экономического развития Липецкой области

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                                                              ФИЛИАЛ В Г. ЛИПЕЦКЕ

факультет                                                                                                                                          кафедра

менеджмента и                                                                                                    региональной экономики

маркетинга                                                                                                                               и управления

Контрольная работа

По дисциплине «Система государственного управления»

На тему «Проблемы социально-экономического развития Липецкой области»

Исполнитель: Ряжских Ю.И.

Специальность: ГиМУ

Группа: город

№ зачетной книжки: 03мгб2345

Руководитель: д.э.н., проф.

Пыльнева Т.Г.

Липецк 2006 г.

Содержание

 TOC o "1-3" h z u Введение. h 3

1. Общая характеристика социально-экономического положения      Липецкой области  h 4

2. Проблемы социально-экономического развития Липецкой области. h 8

3. Пути решения проблем социально-экономического развития          Липецкой области  h 11

Заключение. h 13

Список литературы.. h 14

Введение

Липецкая область была образована 6 января 1954 года.

Липецк – областной центр Российской Федерации, расположенный в центральной части европейской территории России.

Одной из центральных проблем, стоящих перед администрацией Липецкой области, является обеспечение экономического роста на основе кардинальной структурной перестройки экономики.

Для решения стратегических задач структурной перестройки экономики Липецкой области требуется мобилизация весьма значительных экономических ресурсов. Реализация структурной политики предопределяет необходимость перехода к целенаправленной государственной политике по восстановлению процессов в экономике Липецкой области.

Следует отметить, что состояние экономического потенциала является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона.

В сложившихся условиях проведение активной и последовательной экономической политики приобретает исключительную роль в деятельности администрации области.

Липецкая область по совокупности природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, по оценке отечественных и зарубежных экспертов является экономически привлекательным регионом.

Липецкая область также обладает высоким ресурсным, научно-техническим и производственным потенциалом, развитой инфраструктурой.

Актуальность темы контрольной работы «Проблемы социально-экономического развития Липецкой области» вытекает из необходимости решения таких важнейших экономических, финансовых, организационных, социальных и нормативно-правовых задач, как обоснование методологических и концептуальных положений управления региональной экономической политикой и развития экономической деятельности.

1. Общая характеристика социально-экономического положения Липецкой области

Основной экономический потенциал Липецкой области –  промышленность, на ее долю (по данным 2005 года) приходится 92% всего объема производства. Основу промышленности составляют 75 крупных и средних предприятий, относящихся к черной металлургии, машиностроению, электроэнергетике, пищевой, химической, легкой промышленности и промышленности строительных материалов. Ведущее место занимает продукция черной металлургии и машиностроения, удельный вес которых, в общем объеме выпускаемой промышленной продукции, составляет 74,7% и 14,1% соответственно.[9,с. 291]

Для удовлетворения нужд местной промышленности разрабатываются кирпичные суглинки и строительные пески. Действует ряд кирпичных заводов по выпуску керамического и силикатного кирпича. В г. Липецке на базе местного месторождения силикатного песка действует крупнейший комбинат силикатных изделий. Разрабатывается крупное месторождение бетонных песков. ОАО «Липецкцемент» разрабатывает Сокольский участок цементных известняков и цементных суглинков.

В строительном комплексе города, проводятся работы как в производственной, так и непроизводственной сферах, задействовано более 400 строительных организаций, в том числе более 300 малых.

Промышленное производство является основой экономического потенциала области, на его долю приходится 63% валового регионального продукта.

Липецкая область – один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. По объему производства промышленной продукции Липецкая область занимает первое место в ЦЧР, по доле в общем объеме промышленного производства - третье место в ЦФО после Москвы и Московской области. Область занимает первое место по производству бытовых холодильников и морозильников (более 40% от общероссийского производства), четвертое место по производству стали (14% от общероссийского) и проката черных металлов (16%), является крупным производителем сахара-песка (7%) и плодоовощных консервов (29%).

Темп роста промышленного производства в городе в сопоставимых ценах в 2005 году по сравнению с 2003 годом составил 123,5%, а по сравнению с 2000 годом – 111,1%.

В этой сфере позитивные тенденции, сложившиеся в предыдущие годы, носят устойчивый характер. Развитие производства, по-прежнему, ориентировано на повышение конкурентоспособности и объема продаж выпускаемой продукции на основе обновления основных фондов, обеспечение максимальной загрузки действующих и вновь введенных мощностей, активизацию инвестиционной деятельности.

Наибольшее влияние на результаты работы промышленности в последние годы оказывают пять отраслей - черная металлургия, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. Суммарная доля этих отраслей в 2005 году составила 99,7% всего объема промышленного производства.

Флагманом черной металлургии является ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» - одно из современных и технически оснащенных предприятий России, выпускает десятки видов высококачественной металлопродукции: горячекатаный и холоднокатаный листовой прокат для судостроительной и автомобильной промышленности, газопроводные трубы, листовой металлопрокат с оцинкованным и полимерным покрытием, электротехническую сталь, передельный чугун, слябы, химическую продукцию.

Современный рынок услуг отличается относительно высокой насыщенностью. В предложении различных видов платных услуг практически нет дефицита. Физический объем платных услуг по полному кругу в г. Липецке за период с 2003 по 2005 гг. увеличился на 3,6%. Объем платных услуг в денежном выражении также увеличился, во многом за счет повышения тарифов на основные виды услуг: связи, пассажирского транспорта, жилищно-коммунальных услуг. При этом темп роста в сопоставимых ценах к 2000 году в 2003 году был равен 100,3%, в 2005 - 103,3%. Преобладающую долю в общем объеме платных услуг населению на протяжении ряда лет занимают жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, связи и бытовые услуги.

По данным начала 2006 г. в городе функционировало 3026 объектов розничной торговли, в том числе 844 магазина.

За последнее время розничная торговая сеть претерпела как качественные, так и количественные изменения. Количество магазинов увеличилось по сравнению с 2003 годом на 5,5%. Появилось много новых объектов европейского уровня с современным оборудованием и высокой культурой обслуживания. Получила распространение фирменная торговля, возросло количество круглосуточных магазинов. Продолжается работа по замене киосков на современные благоустроенные торговые павильоны. Одновременно наметилась тенденция снижения доли рынков и мини-рынков в формировании оборота розничной сети, их удельный вес снизился на 0,9%.

За последние три года в г. Липецке создана полноценная конкурентоспособная среда, способствующая увеличению объема розничной торговли.

Благоприятное развитие реального сектора экономики области стало основой позитивных тенденций повышения уровня и качества жизни граждан. Среднедушевые денежные доходы населения за 2005 год выросли на 25%, реальные располагаемые – на 10%, пенсии – на 26%. Заработная плата увеличилась на 26% и составила в среднем по области 7190 руб.

Рис.1. Динамика роста денежных доходов населения в области в 2003-2005 гг.

Прирост денег на руках у населения за 2005 год составил 4,4 млрд. руб., вклады в банках увеличились на 19% и составили около 13 млрд. руб., расходы на покупку недвижимости – на 30% (более 3 млрд. руб.).

В настоящее время Липецк остается в числе немногих городов РФ с низким уровнем безработицы – 0,72% от общей численности экономически активного населения (1,9-2 тыс. чел.), тогда как в среднем по России безработица составила 1,7%, по Центральному федеральному округу – 1,2%.

Наибольшая доля занятых в экономике приходится на промышленность – 46%.

При этом происходит постепенное сокращение доли занятых в промышленности, транспорте и строительстве при одновременном увеличении количества занятых в торговле и общественном питании.

Прогнозируемый темп экономического роста существенного влияния на численность занятых в экономике оказать не должен, так как вновь создаваемые рабочие места будут замещаться своими же работниками.

Таким образом, обобщая изложенное, необходимо отметить, что Липецкая область за последние три года получила второе дыхание, новую динамику своего развития. Перемены к лучшему резко активизировали инвестиционную активность как местного, так и внешнего бизнеса.

2. Проблемы социально-экономического развития Липецкой области

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Экономическая политика руководства определяет основы регулирования инвестиционной деятельности в г. Липецке. Ее целью является всемерное развитие городской инфраструктуры, создание новых высококвалифицированных рабочих мест, формирование новых источников налоговых платежей, поддержание здоровой экономической и экологической обстановки в городе.

Бюджетная политика, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2006 г., а также с учетом текущей экономической ситуации, прежде всего, направлена на обеспечение социальной стабильности в обществе и тесно увязана с денежно-кредитной политикой. В целом доходы городского бюджета в 2006 г. составят 2,9 млрд. руб.[4,с. 11]

В настоящее время экономика города в основном зависит от работы одного – двух предприятий, поэтому городская администрация ищет новые источники пополнения бюджета и стремится создавать условия для развития альтернативных направлений городской экономики. В этой связи особенно важно и перспективно развитие малого и среднего бизнеса и создание благоприятной среды для расширения сферы его деятельности на территории областного центра. Сегодня в этой сфере занято более четверти работоспособного населения города, а доля налоговых поступлений в городской бюджет от деятельности предприятий малого бизнеса достигла в 2005 году почти 10%, и это не предел. Уже разработана и утверждена на сессии горсовета принципиально новая долгосрочная Программа поддержки предпринимательства.

Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджета является также рост доходов от использования муниципальной собственности, что возможно в случае установления жесткого контроля со стороны муниципальных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в их ведении. В этих целях политика администрации города в сфере управления муниципальной собственностью будет осуществляться по различным направлениям, основными из которых являются оптимизация объема и состава муниципальной собственности, совершенствование участия представителей муниципалитета в акционерных обществах и управления находящимися в муниципальной собственности акциями предприятий.

Сейчас аренда одного квадратного метра муниципальных площадей для коммерческого использования составляет от 350 до 700 рублей в год, что является одной из самых низких в Центральном Черноземье, и задача администрации состоит в поиске золотой середины между интересами пополнения бюджета и интересами стимулирования малого бизнеса, который арендует муниципальное имущество для осуществления своей деятельности.

Для оживления процесса строительства, в ноябре прошлого года администрация города совместно с администрацией области вошли в состав акционеров вновь созданной ипотечной корпорации, которая должна стать организационным центром реализации программы ипотечного кредитования в г. Липецке и области. Администрацией города выделены первые земельные участки под ипотечное строительство. В дирекцию корпорации уже переданы списки потенциальных застройщиков из числа работников муниципальной сферы.

Но основной задачей администрации остается упрощение налоговой системы, снижение налогового бремени. Большая роль в этом отводится повышению эффективности налогового администрирования, что позволит обеспечить высокий уровень собираемости налоговых доходов. Среди решений в части налоговой политики в текущем году предусмотрена полная отмена оборотных налогов: налога с владельцев транспортных средств, налога на пользователей автодорог. Вопрос их замещения решен принятием транспортного налога с предоставлением субъектам РФ права на существенную индексацию ставок, индексации земельных ставок и распределение их поровну между бюджетами субъектов Федерации и муниципалитетами и др. Совершенствование администрирования налоговых платежей, в первую очередь по отношению к крупным налогоплательщикам, предусматривается также и путем продолжения работы по снижению накопившейся налоговой задолженности, осуществления мер по ее реструктуризации.

Кроме того, для дальнейшего привлечения инвестиций, в том числе иностранных, планируется разработка среднесрочного плана развития города Липецка. Мощным толчком для привлечения инвестиций с точки зрения администрации могло бы стать создание в Липецке особой экономической зоны. Вошедшие в эту зону предприятия предполагается освобождать от уплаты таможенных пошлин, им будет предоставлено право пользоваться льготными тарифами на коммунальные услуги, аренду земли и производственных мощностей, а также получать бюджетные субсидии и госкредиты.

Таким образом, определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития Липецкой области играют инвестиции. Сейчас для Липецкой области необходима разработка эффективной региональной инвестиционной политики.

3. Пути решения проблем социально-экономического развития Липецкой области

В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.072005г. № 116-ФЗ[1] Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км.

Данная зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции. Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями:

­   срок действия зоны составляет 20 лет;

­   инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро (в течение года с даты заключения соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;

­   создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;

­   предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

В Липецкой области будет создана особая экономическая зона «Казинка» по образцу итальянских промышленных округов.

Зона расположится на площади свыше 1000 га в районе заводов Indesit Company в г. Липецке, производящих холодильники и стиральные машины, а также недавно построенного центра логистики.[5,с. 5] В соответствии с федеральным законом, финансирование создания зоны осуществляется на паритетных началах федеральным и областным бюджетами. Обязательства региона - выделить 800 млн. рублей в течение трех лет. Работать в промышленной зоне и пользоваться различными налоговыми льготами смогут как зарубежные, так и отечественные инвесторы, способные вложить в создание здесь новых предприятий не менее 10 млн. евро.

В ОЭЗ будет действовать свободный таможенный режим, а также специальный режим землепользования. ОЭЗ создаются на 20 лет. В ОЭЗ с участием итальянской фирмы «Мерлони» будет производиться, в первую очередь, бытовая электротехника.

Региональная поддержка резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Казинка» осуществляется по следующим направлениям:[6,с. 38]

­   снижение ставки по налогу на прибыль на 4 процентных пункта в течение пяти календарных лет со дня включения в реестр резидентов ОЭЗ;

­   освобождение от уплаты налога на имущество в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;

­   гарантии администрации области по займам и кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов;

­   освобождение от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок;

­   освобождение от уплаты транспортного налога в течение пяти календарных лет со дня включения в реестр резидентов ОЭЗ;

­   максимальный размер арендной платы за земельные участки составляет 2% их кадастровой стоимости в год.

Таким образом, огромный прорыв в экономическом развитии Липецкой области даст создание особой экономической зоны, которая обеспечит развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции.

Заключение

Итак, итоги 2005 года наглядно говорят о динамичном, поступательном развитии экономики Липецкой области, основу которой составляет промышленность. Справедливости ради необходимо отметить, что экономика области в значительной степени зависима от одной отрасли промышленности – черной металлургии. Однако у промышленности есть потенциал для диверсификации, в частности, в области машиностроения. Выше, чем в среднем по области, индекс физического объема достигнут в промышленности строительных материалов (116%), пищевой (112%), легкой промышленности (107%), а также в машиностроении и металлообработке (103%), черной металлургии (101%).

Повышение эффективности работы предприятий, рост прибыли позволили в прошедшем году обеспечить прирост доходной части бюджета. В 2005 году в консолидированный бюджет области поступило 25,3 млрд. руб., что в 1,5 раза или на 7,9 млрд. руб. превышает поступления предыдущего года. Уточненный годовой план выполнен на 117%.

Увеличение объемов производимой продукции, относительное сокращение издержек производства обеспечили улучшение финансового состояния предприятий промышленности, способствовало повышению стабильности в работе, что позволило большинству предприятий поднять уровень оплаты труда работающих.

Программа развития промышленности области на 2006-2010 годы воплотила в себя накопленный опыт и сформирована таким образом, чтобы эффективней заниматься вопросами повышения качества и конкурентоспособности предприятий промышленности.

Главной целью экономической политики Липецкой области стало решение задач по повышению качества жизни населения, развития науки, образования и культуры производства через экономический рост, приумножение промышленного, научно-технического потенциала области, осуществление научно-технической и инновационной деятельности.

Список литературы

1.     Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ // Российская газета.                        24 июля 2005 г.

2.     Закон Липецкой области № 61-03 «Об областном бюджете на 2005 год» от 9 декабря 2004 года. // Липецкая газета. 25 декабря 2004 г.

3.     Закон Липецкой области № 53-03 «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» от 25 февраля 1997 года (в ред. Закона Липецкой области от 11.11.2003 № 73-03 // Липецкая газета. 13 ноября 2003 г.

4.     Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года // Липецкая газета. 15 января 2005 г.

5.     В Липецкой области будет создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа // Независимая газета. 2005 г.      29 ноября.

6.     Государственная поддержка для резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Казинка» // Экономика и жизнь. 2006 г. №4.

7.      Демин С.И. Липецкая область в Центральном федеральном округе // Бизнес-Пресс. 2005 г. №12.

8.     Иванченко Л.А., Гневко В.А. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой. – СПб.: Питер, 2003 г.

9.     Регионы России. 2003-2005: Стат.сб. – М.: Министерство финансов РФ, 2006 г.