Проблемы вступления РФ в ВТО на современном этапе
Содержание
Введение
Глава 1. ВТО. Цели, принципы и организация………………………………....3
1.1 История
создания……………………………………………………..3
1.2
Структура и функции ВТО…………………………………………...4
1.3 Цели и задачи ВТО…………………………………………………….7
Глава 2. Основные этапы переговоров по присоединению России к
ВТО……9
Глава 3. Преимущества и недостатки российской экономики при вступлении в ВТО…………………………………………………………………….23
3.1 Экономические выгоды………………………………………………23
3.2
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами……26
3.3 Выгоды ВТО для потребителей……………………………………...28
3.4
Отраслевые особенности введения нового торгового режима…….29
Заключение………………………………………………………………………...34
Список литературы………………………………………………………………..35
Введение
Тема курсовой работы
звучит, как «Проблемы вступления РФ в ВТО на современном этапе».
Актуальность донной
темы заключается в том, что Всемирная
торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние
ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя
развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо, стремиться им,
стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства
в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является
мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических
ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях,
она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все
страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.
Цель курсовой работы -
рассмотреть основные проблемы вступления России в ВТО.
Задачи курсовой работой:
1. познакомиться с историей создания ВТО;
2. рассмотреть этапы переговоров по присоединению России к ВТО;
3. рассмотреть преимущества и недостатки при вступлении
России в ВТО.
Глава 1. ВТО. Цели, принципы и организация
1.1
История создания
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995
году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле
(ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.
В 1998 году в Женеве отмечался
золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю
через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет
и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего
товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным
ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год.
Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Система развивалась в процессе
проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых
раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее
переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры.
Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию
ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на
торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким
образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу
развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной
организацией, формально таковой не являлась.
1.2 Структура и
функции ВТО
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых
документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и
обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Правовую основу ВТО составляют Генеральное
соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами
(ГАТС) и Соглашение о торговых
аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО
ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
"Главные задачи ВТО -
либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и
предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению
экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май
Функции ВТО:
1. Административная работа,
связанная с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют ВТО, и
их имплементацией.
2. Наблюдение за состоянием
мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области
международной торговли.
3. Выполнение роли форума
для многосторонних торговых переговоров.
4.
Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.
5.
Наблюдение за торговой политикой государств.
6.
Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение
глобальной торговой политики.
1.3 Цели и
задачи ВТО
Членами Всемирной
торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число
будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство,
претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное
участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не
является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество
преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью
присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно
считать следующие:
1. Получение лучших в сравнении с
существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на
иностранные рынки;
2. Доступ к международному механизму
разрешения торговых споров;
3. Создание более благоприятного
климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной
системы в соответствие с нормами ВТО;
4. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах
ВТО, в частности, в банковской сфере;
5. Создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате
увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
6. Участие в выработке правил
международной торговли с учетом своих национальных интересов;
7. Улучшение имиджа России в мире как
полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о
присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть
наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде
снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью
министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и
обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому
росту, а не наоборот.
Глава 2. Основные этапы переговоров по присоединению
России к ВТО
В соответствии с установленной процедурой, переговоры о
присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках
специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения
российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран
и сформулирован следующим образом:
"Изучить заявку Правительства
Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на
основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые
могут включать проект Протокола о присоединении".
Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло
в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о
внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994г.
(документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами
по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на
новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т.
н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).
В сентябре
Второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО
состоялось 4-6 декабря
Второе заседание было в основном
посвящено завершению рассмотрения Меморандума. Кроме того, было начато
обсуждение вновь представленных документов, дополнений к Меморандуму по
"новым" сферам
Третье заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая
По итогам третьего заседания Рабочей
группой было принято решение о завершении в первом чтении российского
Меморандума о внешнеторговом режиме и о переходе к обсуждению отдельных
вопросов, требующих, по мнению членов Рабочей группы, дополнительного
рассмотрения. В качестве таких вопросов на четвертое заседание были выделены
вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, сельского хозяйства и
обзор развития законодательства в области экономики и торговли.
Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября
По итогам четвертого заседания
Секретариат ВТО по поручению Рабочей группы подготовил неофициальную памятную
записку с кратким изложением прошедших обсуждений ("Aide-Memoire").
На пятое заседание Рабочей группы, которое прошло 15-16 апреля
В период проведения пятого заседания
Рабочей группы были также проведены двусторонние консультации с США, ЕС,
Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой.
По итогам пятого заседания Рабочей
группы Секретариат ВТО также подготовил соответствующую памятную записку
("Aide-Memoire"). Данные документы затем будут использованы при
подготовке проекта Протокола о присоединении.
На шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля
На седьмом заседании Рабочей группы (9 и 11 декабря
По завершении официального заседания
было проведено заседание в неофициальном формате, в ходе которого продолжился
обмен мнениями по вопросам регулирования российского сельскохозяйственного
сектора. Помимо этого, была проведена серия двусторонних консультаций
российской делегации с заинтересованными странами по вопросам пунктов повестки
дня, а также вопросам технических барьеров в торговле.
В феврале
Восьмое заседание Рабочей группы состоялось 29-30 июля
Девятое заседание Рабочей группы прошло 16-17 декабря
В период с 26 по 28 октября
В общей сложности в ходе тарифных
переговоров на основе первоначальных тарифных предложений России двусторонние
встречи прошли примерно с 30 членами Рабочей группы. Кроме того, были проведены
многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства, на которых
российской стороной были распространены скорректированные предложения по уровню
внутренней поддержки, а также детальные перечни действующих в России программ
субсидирования сельскохозяйственного сектора.
Официальное десятое
заседание Рабочей группы прошло 25-26 мая
Одиннадцатое заседание Рабочей
группы состоялось 18-19
декабря
На заседании Рабочей группы
достигнута договоренность о представлении российской стороной в феврале
1 марта 2001г. были проведены неофициальные консультации стран-членов РГ с российской делегацией.
На них состоялось представление переданных в феврале обновленных редакций
российских предложений по тарифам и услугам. По результатам заседания
согласован дальнейший график переговоров на ближайшие месяцы. После проведения
серии двусторонних переговоров на 26 апреля 2001г. состоялись очередные
неофициальные консультации в формате РГ.
На специальной сессии по вопросам
сельского хозяйства с участием 20 государств было начато углубленное изучение
сельскохозяйственной политики России на текущем этапе и на перспективу с целью
ее учета при предметном обсуждении российских обязательств в области
господдержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве.
Двенадцатое официальное заседание
Рабочей группы
состоялось 26-27 июня
Повестка дня тринадцатого заседания
Рабочей группы (23-24
января 2002г.) включала:
рассмотрение состояния двусторонних переговоров (тарифы и услуги), переговоров
по сельскому хозяйству; работы по приведению российского законодательства в
соответствие с нормами и правилами ВТО (Россия представила документ
RUS/45.Rev.1);
1. продолжение
обсуждения российского торгово-политического режима на основе обновленного
российского документа (WT/ACC/SPEC/RUS/20.Rev.1, SPEC/RUS/21.Rev.1) и
консолидированного сборника комментариев к нему, подготовленного Секретариатом
ВТО на основе замечаний стран-членов РГ (WT/ACC/SPEC/RUS/22);
2. определение
дальнейших шагов в переговорном процессе.
Принято решение о переходе к новому
этапу в переговорах о присоединении России к ВТО - подготовке Секретариатом ВТО
к концу марта 2002г. первого варианта проекта Доклада Рабочей группы. Его
первое рассмотрение было намечено на апрель 2002г. и продолжение в более
детальном формате - на следующей сессии РГ в середине июня 2002г.
В ходе сессии состоялись также
многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства и
телекоммуникационных услуг.
Согласован порядок дальнейшей работы
по переговорам в сфере господдержки и экспортных субсидий сельскому хозяйству.
Российская сторона подготовит сводную информацию, на основе которой планируется
проведение следующих многосторонних консультаций.
Четырнадцатое заседание Рабочей
группы состоялось 24-25
апреля в Женеве. На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по
присоединению России к ВТО. Принято решение о продолжении обсуждения на
пятнадцатом заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представит
дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во
время заседания. Следующее заседание будет посвящено постатейному обсуждению
проекта Доклада, состоятся многосторонние консультации по сельскому хозяйству и
ТБТ/СФС.
Пятнадцатое заседание Рабочей
Группы проходило в
Женеве 19-20 июня
По итогам переговоров отмечено
определенное продвижение в области доступа на рынок товаров.
Уже в конце июля российская сторона
намерена представить ответы на вопросы, поступившие в ходе состоявшихся
переговоров от наших партнеров. Ранее в июле должны пройти двусторонние встречи
с США, Канадой и Европейским союзом.
На сентябрь-октябрь намечен ряд
консультаций по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным
нормам, сельскому хозяйству, вопросам интеллектуальной собственности.
Гендиректором ВТО Майком Муром было
дано поручение о подготовке второго варианта доклада РГ о присоединении России
к ВТО. Второй вариант доклада будет обсуждаться в конце 2002 года.
На Шестнадцатом
заседании Рабочей Группы (16-18 декабря 2002 года) прошло постатейное
обсуждение итогового доклада РГ о присоединении России к ВТО (стержневой
элемент всего финального пакета документов присоединяющейся страны).
Важным результатом заседания РГ
явилось принятие уплотненного графика переговоров на первые четыре месяца
Начиная с конца января, планируется
проведение ежемесячных переговорных сессий в рамках РГ, должно состояться до 50
– 60 раундов двусторонних переговоров.
В январе – феврале должны состояться
многосторонние консультации по сельскому хозяйству, энергетике, санитарным и
фитосанитарным нормам. Продолжаться двусторонние переговоры по товарам и
услугам. Весной предстоит завершить работу по приведению российского
законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.
Решено ускорить работу над итоговым
докладом РГ о присоединении России к ВТО.
По мнению руководителя российской
делегации на переговорах в Женеве Максима Медведкова, завершившееся заседание
РГ и раунд переговоров создают хорошие предпосылки для дальнейшего продвижения
переговорного процесса. В ходе подведения итогов прошедшего раунда М.Медведков
также отметил существенную роль, которую сыграло участие вице-премьера Алексея
Кудрина в работе РГ и его встреча с генеральным секретарем ВТО Паничпакди
Супачаем.
В ходе Семнадцатого
заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003
года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по
доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной
деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с
нормами и принципами ВТО.
Кроме того, был уточнен и утвержден план дальнейшей работы, а
именно график многосторонних консультаций на февраль по энергетике, сельскому
хозяйству, услугам, ТБТ/СФС (технические барьеры в торговле/санитарные и
фитосанитарные нормы), а также даты следующей встречи в рамках РГ (3 марта с.г.).
На заседании завершилось очередное
второе по счету постатейное обсуждение доклада РГ о присоединении России к ВТО,
проходившее 27 января.
Формальное Восемнадцатое
заседание Рабочей Группы состоялось 6 марта 2003 года в Женеве.
Проходившее в ходе заседания обсуждение итогового доклада РГ по присоединению
России к ВТО будет продолжено в третьей редакции в июне. В рамках состоявшегося
переговорного раунда прошли многосторонние консультации российской делегации по
услугам, сельскому хозяйству и энергетике с заинтересованными членами РГ.
Российская делегация провела также в Женеве двусторонние переговоры по доступу
на рынок товаров с 14 странами и по доступу на рынок услуг - с 10 странами. До
следующего апрельского раунда переговоров намечено проведение многосторонних
консультаций по ТБТ (технические барьеры в торговле) - 18 марта и СФС (санитарные
и фитосанитарные нормы) - 4 апреля с.г.
10 апреля
01-03 апреля
04-06 апреля
30-31 мая
26-27 сентября
14 декабря
17-20 февраля
Глава 3. Преимущества и недостатки российской
экономики при вступлении в ВТО
3.1 Экономические выгоды
Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что
практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто
экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного
товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную
ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.
Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного
гражданина, страны и мирового сообщества в целом.
Повышение доходов.
Невозможно провести четкую грань
между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и
государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что
приводит к повышению как
государственных, так и личных доходов.
Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате
перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до
510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также
способствовал повышению доходов и благосостояния.
Повышение государственного дохода за
счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим
компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить
производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою
конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.
Повышение занятости.
Развитие торговли ведет в
долгосрочной перспективе к повышению
занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в
краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции
отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.
Протекционизм не может решить эту
проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности
производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта
приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в
конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к
примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт
японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум
300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США
заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1
миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.
Разумное использование защитных мер,
и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода
могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной
торговли.
Повышение эффективности
внешнеэкономической деятельности.
Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности
государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других
торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики
привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход,
прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это
способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и
созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности,
в форме прямых иностранных инвестиций,
создает дополнительные рабочие места
и повышает благосостояние населения в целом.
Политические выгоды.
Помимо экономических выгод от более
свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.
Защита от лоббирования.
У правительства появляется больше
возможностей защищать себя от
действий лоббистских групп, так
как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика
протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое
влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века
усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в
которой не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже
сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее
благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает
избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика
ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей,
что помогает избежать искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией.
Система свободной торговли также
создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения
позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете,
способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных
ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью
коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно,
получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в
ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот,
особенно на текстильные изделия.
Прозрачность и гласность, т.е.
обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для
общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы
безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации
также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая
возможность произвольного принятия решений и обмана.
3.2 Выгода
системы ВТО для взаимоотношений между странами
Обеспечение равных шансов для
всех участников.
Система ВТО уравнивает шансы всех членов,
предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического
диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних
переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны
добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные
государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по
торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так
как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни
обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.
Эффективный механизм
разрешения споров.
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых
споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести
к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было.
После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли,
которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства
вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.
Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего с точки зрения
действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои
усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил
путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были
вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для
принятия четкого решения.
Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о
нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и
увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.
Укрепление международной стабильности.
Торговая система ВТО помогает
беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным
и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем
самым, создавая и укрепляя международную
стабильность и сотрудничество.
Ярким примером влияния торговли на
международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны
соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило
Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании
Второй мировой войны.
Повторения предвоенного напряжения в
торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие
международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского
объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем
Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по
тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию
(ВТО).
Система доказала свою
жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися
стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые
более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.
Система ГАТТ/ВТО, в которой
соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила
соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Когда
правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые
барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также
будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит
избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.
3.3 Выгоды ВТО для
потребителей
Понижение стоимости жизни.
Самая очевидная выгода свободной
торговли для потребителя – это понижение
стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За
50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и
на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за
всю историю современной торговли.
В результате снижения торговых
барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и
отечественная продукция, в производстве которой используются импортные
компоненты.
Импортные тарифы, государственные
производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные
ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят
не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости
жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на
500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на
импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов
канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора
телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов
Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате
чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой
в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение
ограничений на объем импорта.
Более широкий выбор товаров и услуг
– также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя.
Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных
товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на
импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция
стимулирует максимально эффективное отечественное производство и,
следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.
Кроме того, в результате более
активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к
примеру, с мобильной связью.
Увеличение экспорта отечественной
продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну
и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
3.4 Отраслевые особенности введения нового торгового режима
Сырьевые отрасли:
- Российские компании-экспортеры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двухсторонних торговых соглашений с основными импортерами. Экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть ликвидирована.
- Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Уже к 2010 году реальные отпускные цены на газ для промышленных потребителей будут удвоены. Удорожание энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.
- Теоретически увеличение цены на природный газ может привести к повышению конкурентоспособности энергетического угля на внутреннем рынке за счет увеличения потребительского спроса и объемов добычи. Однако если цены на уголь будут расти быстрее регулируемых цен на газ, предусмотренное Энергетической стратегией России вытеснение газа углем из топливно-энергетического баланса может не произойти.
Машиностроение:
- Вступление в ВТО может подорвать позиции машиностроения, нуждающегося в дорогостоящей и долговременной модернизации производства (износ основных фондов по отрасли превышает 80 %). Рост цен на энергоносители и металл уже сейчас приводит к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию.
- Машиностроители рассчитывают на сохранение высоких импортных пошлин (10-15 % для нефтегазового оборудования, 20 % для авиалайнеров, 25 % для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных тарифов) на переходный период, который должен составлять не меньше 7 лет.
- Выходом для автомобилестроителей, по мнению специалистов, могло бы стать укрупнение предприятий, концентрация на «мозаичном» производстве ограниченного числа конкурентоспособных комплектующих (в первую очередь литья) для иностранных инвесторов.
Металлургия:
- Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского металла приведет к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали, на международном рынке, могут стать препятствиями для экспансии российского металла.
- Одновременно с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импорта до нуля, что приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли.
- С большей степенью вероятности увеличат свой экспортный потенциал компании, добывающие редкоземельные металлы, и предприятия цветной металлургии, продукция которой котируется на Лондонской бирже металлов. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной металлургии повысит рентабельность экспорта.
Химическая промышленность:
- Предприятия химической отрасли страдают от износа основных фондов (по разным оценкам от 60 до 80 %) и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции российских производителей ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли до последнего времени обеспечивалась дешевизной сырья и его близостью к перерабатывающим мощностям.
- Снижение импортных тарифов при вступлении в ВТО в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства.
- Российские предприятия могут упрочить свои позиции на жестко защищенном международном рынке минеральных удобрений, включая аммиачную селитру и хлористый калий.
Лесопромышленный комплекс:
- Россия традиционно выступает экспортером продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной в странах Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении в ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки-картона, технической бумаги, фанеры.
- Российская мебельная промышленность в настоящее время неконкурентоспособна. Доля импорта на мебельном рынке приближается к 50 % и с вступлением в ВТО будет расти. Можно ожидать, что с вступлением в ВТО выжившие российские предприятия перейдут под контроль западных компаний.
Легкая промышленность:
- Российские предприятия легкой промышленности уже сейчас не справляются с возрастающей конкуренцией со стороны стран-импортеров. Доля российской продукции на внутреннем рынке легкой промышленности составляет лишь 20 %, в то время как 60 % приходится на товары, ввозимые по серым и черным схемам без уплаты пошлин и налогов.
- Снижение и отмена импортных пошлин на технологическое оборудование позволяет ограниченному числу предприятий легкой промышленности ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции. В то же время можно с уверенностью прогнозировать свертывание производства и потерю рабочих мест в отрасли.
Фармацевтика:
- Российская фармацевтическая промышленность при вступлении в ВТО проиграет в ценовой конкуренции с зарубежными аналогами производимых в России препаратов. В период до
- В этой отрасли отсутствуют средства на техническое оснащение, разработку оригинальных лекарств и на внедрение обязательного стандарта GMP, что в ближайшее время может привести к закрытию ряда производств.
Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим спадом и деградацией производственного потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции.
Заключение
Переговоры о вступлении России в
ВТО продолжаются и могут быть завершены к лету текущего года. Россия провела двусторонние
переговоры с более чем 60 странами, незавершенными остались лишь переговоры с Саудовской Аравией,
Объединенными Арабскими Эмиратами и Грузией. Россия полностью завершила
переговоры по ВТО со своими основными торговыми партнерами - США, Евросоюзом и
Японией
Основные вопросы, которые осталось решить: техническое
регулирование, защита прав интеллектуальной собственности, вопрос о
функционировании госпредприятий в условиях ВТО, поддержка сельскохозяйственных
производителей.
В данной курсовой работе были
рассмотрены вопросы об этапах переговоров вступления России к ВТО, преимущества
и недостатки при вступлении России к ВТО.
Проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее
время на политических и научных форумах, в средствах массовой
информации.
Список
литературы
1. А. Ахмедов Вступление в ВТО и рынок труда. - Москва, 2004. – 36с.
2.А.А.Пахомов. Тарифные переговоры в
рамках присоединения России к ВТО//. Внешняя торговля – 2000 - №2.
3. Аналитический материал ДТМП «Всемирная торговая
организация: основные цели и функции». Сентябрь, 2003 год.
4. Андрианов А. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО// Маркетинг, 2004, №2. С.3-16
5. Брагина Е.А, Гутник В.П., Дмитриев С.С. ВТО и национальные экономические интересы. - Москва, 2003. – 326с.
6. В.В.
Волосатов, Л.С.Жабко. Проблемы вхождения России в ВТО.// Экономист. – 2003- №
2.
7. Дюмулен И.И. Всемирная торговая
организация. М., изд-во наука, 2003.
8. Е.С.Новожилова.
Что сулит ВТО.//НЭГ – 2003 - №16.
9. И.Н.
Герчикова. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг"
– 2000.
10. Кузяев К. Вступление в ВТО// Общество и экономика, 2006, №2. С. 136-143
12. Ломакин В.К. «Мировая экономика»- учебник для ВУЗов,
13. Плисецкий Д.Е. Вступление России в ВТО.// Банковское дело, 2004, №1. С. 15-19
14. Правовая система ВТО, положения
по ТРИПС. //Вестник экономики – 2003.
15. Сайт Всемирной Торговой Организации - www.WTO.ru