Проблемы вступления России в ВТО

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ   6 

1.1 Понятие, цели и принципы ВТО.. 6 

1.2 История создания ВТО.. 11

1.3 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе. 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО.. 23

2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО   23

2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО.. 30

2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО.. 39

2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в ВТО.. 50

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО   55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ. 73

ВВЕДЕНИЕ

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.

Актуальность исследования. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров.

По мнению отдельных экономистов, вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Именно поэтому проблемам, возникающим как до вступления России в ВТО, так и проблемам, которые могут возникнуть после вступления в ВТО, стоить уделить особое внимание в рамках данного дипломного исследования.

Объектом исследования в данной дипломной работе является Всемирная торговая организация, эволюция ее деятельности, специфика функционирования, нормы и правила ВТО.

 Предмет исследования - проблемы вступления России в ВТО.

Цель дипломной работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.  

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;

- проследить историю создания  ВТО;

- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;

- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;

- исследовать проблему паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО;

- охарактеризовать правовые проблемы присоединения России к ВТО;

- оценить социально-экономические последствия  вступления России в ВТО;

- выявить кадровые и информационные проблемы вступления России в ВТО;

- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Теоретической и методологической основой дипломной работы являются базовые положения экономической теории по проблемам международного экономического сотрудничества, представленные в трудах российских и зарубежных специалистов: Бойченко А., Бородай А., Дорохина Ф., Зубенко В., Кобякова А., Колесова В., Коллонтай В., Котлобовского И., Кузнецова В., Кулакова М., Омэ К., Осьмовой М., Пороховского А., Скотта П., Шишкова Ю., Эльянова А., Эченике В., Багвелла К., Броадмана Г., Кастельс М., Кругмана П., Лайрда С, Маркусена Дж., Мессерлина П., Портера М.,Рутенфорда Т.,Савана К., Тарра Д.,Франкеля Дж., Хекмана Б., а также труды российских специалистов, освещающих вопросы деятельности ВТО и процесс вступления России в эту международную организацию, таких как Бузгалин А., Герчикова И., Глазьев С, Дюмулен И., Земницкий А., Киселев С, Кондратьев В., Назаренко В., Щеглов К., Юдаева К.

Проблеме вступления России в ВТО посвящается большое количество публикаций во всех передовых средствах массовой информации, а также Интернет-ресурсах и научной литературе. Среди крупных разработок по данной тематике следует отметить ряд современных работ следующих исследователей: Андрианов В.Д., Адуков Р. Х., Афонцев С., Бордачев Т.В., Грицаенко Е.А., Горбунова О.А., Минченкова И.В., Дынникова О.В., Долгов C.И.,  Дюмулен И.И., Иванова С.В., Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д., Музыка Л. Л., Новиков В., Оболенский В., Портанский А.П., Приходько С.В., Ремчуков К.В., Савченко Л., Смагин Б.И., Неуймин С.К., Халевинская Е.Д., Чернышева Н.А и пр.

Структура работы представлена: введением, тремя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников и литературы, приложением.

        

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие, цели и принципы ВТО

 

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением крупнейших торговых стран мира о снижении экспортных и импортных барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)[1].

Всемирная торговая организация обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам.

Таким образом, ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют:

-  Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),

- Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Правила ВТО на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах[2]:

1)            Принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

2)            Принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;

3)            Принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Важнейшими функциями ВТО являются[3]:

1)            контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

2)             проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

3)             разрешение торговых споров;

4)            мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

5)            техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

6)            сотрудничество с международными специализированными организациями.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок[4] .

Подробная схема организационной структуры ВТО представлена в Приложении 1.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.

В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа:

- орган по анализу торговой политики;

- орган по разрешению споров.

Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения[5].

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.

Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2008 г. составляет 163 млн. швейц. франков (около 90 млн долларов США).

 

Таким образом, подытоживая общую характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров.

 

1.2 История создания ВТО

 

Попытки создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу по окончании Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке.

В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки [6].

Второй раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать это не удалось опять из-за американцев.

В 1964 г. инициативу проявил Советский Союз. Тогда из-за сопротивления западных стран нам реализовать эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и развитию. Она действует и сегодня.

Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная торговая организация.

В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам по торговле, из которого выросла Всемирная торговая организация. Чтобы стать полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжает путь, а не начинает.

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок[7].

 Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

Она создана для реализации постановлений, принятых на последней стадии переговоров о либерализации торговли в рамках ГАТТ, которые получили известность как Уругвайский раунд и продолжались с 1986 по 1993. К июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран и две зависимых территории, к январю 1998 - 150 государств, на которые приходится более 95% мировой торговли. В их числе Соединенные Штаты, Канада, Япония, большинство государств Западной Европы и многие страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

В настоящее время (октябрь 2008 г.) полноправными участниками ВТО являются 153 государства, причем, только 25 из них стали новыми членами [8] (Приложение 2).

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ  находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.

Таким образом, подводя итоги изучения истории создания и развития ВТО, можно сделать следующие выводы.

Дата начала существования ВТО как преемницы ГААТ- 1995 года. С этого самого момента ВТО начинает активно расширяться, пополняясь новыми странами-участниками. Активизируется и рост числа стран-наблюдателей. По состоянию на конец 2008 года ВТО включает в себя 153 страны-участниц и более тридцати стран – наблюдателей.

История отношений России с ВТО насчитывает уже почти двадцать лет. Но несмотря на это, четкого понимания экономических выгод и потерь России от присоединения к организации как не было, так и нет. Ясно лишь, что выиграют экспортеры небиржевых сырьевых товаров (рынки биржевых товаров правилами Всемирной торговой организации не регламентируются).

 

1.3 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе

Анализируя различные нормативно-правовые акты, а так же научную и учебную литературу, следует отметить, что процедура присоединения к Всемирной торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ. В рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров[9].

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.

В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами[10] :

- Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

- Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Круг вопросов, рассматриваемых российской Рабочей группой является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом: «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении»[11].

Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Все прошедшие годы переговорный процесс то активизировался, то приостанавливался в связи с определенными политическими и экономическими проблемами.

На современном этапе, в 2007-2009 гг., основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям [12].

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты [13].

Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в настоящее время – 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 2,9 % [14].

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.

22 апреля 2008 г. состоялась очередная  многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг [15].

23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие  Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год)[16].

По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ  – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.

В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам[17].

Очередная версия Доклада РГ по присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г.  состоялось многостороннее обсуждение  этого документа.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны [18].

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере.

Таким образом, в течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

 

2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО

Как очевидно из СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.

В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги [19].

Противниками членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее её научному, кадровому, природному и иному материальному потенциалу.

Возможно, со временем на «расчищенную» от российских предприятий экономическую площадку придут зарубежные инвесторы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако этому процессу может помешать рост социальной напряженности в стране, который будет усиливаться по мере развала упомянутых ранее и других реальных секторов экономики [20].

В спорах по поводу вступления в ВТО противники форсирования данного процесса обоснованно отмечают недостаточную прозрачность позиций российской стороны на переговорах. Действительно, руководство страны не освещает в должной мере условия вхождения в ВТО, а также возможные позитивные и негативные последствия от членства в ней. Во всяком случае, не излагаются научно-обоснованные аргументы, базирующиеся на конкретных расчетах, которые убедили бы общество в целесообразности принимаемых Правительством России мер в данной области. Это, как минимум, дает основание полагать, что интересы России на переговорах с руководством ВТО отстаиваются в недостаточной мере.

Среди множества вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.

Вызвано это тем, что по правилам ВТО любая льгота, предоставленная одной стороне по какому-либо вопросу, сопряжена с необходимостью уступок в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько уступили, к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно потребуют уступок на рынке других товаров.

В случае вступления России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике страны может быть нанесен очередной удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический кризис.

Рассмотрим это на примере аграрного сектора, состояние которого, вследствие игнорирования его интересов, в течение длительного времени остается крайне неудовлетворительным. Так, мировой опыт показывает, что при наличии нормальных условий хозяйствования доля несостоятельных формирований аграрного сектора обычно не превышает 10-15 % [21].

Не смотря на то, что в 2006 году сельскохозяйственные предприятия и организации получили около 80млрд. прибыли, доля убыточных хозяйств составила 27%, в предыдущем году (2005) этот показатель был равен 33% (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Удельный вес прибыльных и убыточных сельхозтоваропроизводителей (2000-2006гг). Источник: Адуков Р. Х. Проблемы приоритетности условий в различных отраслях российской экономики // Материалы сборника «Экономика АПК: проблемы и решения». – 2007. – С.15.

По данным Росстата, на начало 2009 года, рост сельскохозяйственных организаций, обладающих признаками банкротства, значительно увеличился, что обусловлено мировым финансовым кризисом в России (рис.2.2).

Рис. 2.2 Удельный вес прибыльных и убыточных сельхозтоваропроизводителей (2006-начало 2009г). Источник: Адуков Р. Х. Проблемы приоритетности условий в различных отраслях российской экономики // Материалы сборника «Экономика АПК: проблемы и решения». – 2007. – С. 16. Данные о 2008-начале 2009 году – Росстат.

Согласно данным, приведенных на рисунке  2.2, на начало 2009 года около 80 % сельскохозяйственных организаций обладают признаками банкротства. Это свидетельствует о том, что главная причина кризиса в отрасли – неэффективность системы государственного управления отраслью.

Глубина и большая продолжительность кризиса в аграрном секторе говорят о том, что существующая система государственного управления экономикой явно не отвечает рыночным требованиям.

Основным условием обеспечения приемлемых условий хозяйствования является наличие научно-обоснованного межотраслевого баланса. Формирование данного баланса – одна из ключевых задач системы государственного управления в области экономики. Без её решения избежать возникновения диспаритета цен практически невозможно. Диспаритет же цен, в свою очередь, неизбежно ведет к экономическому, социальному, а затем и к политическому кризису [22].

Механизм зарождения кризиса в одной отрасли и его распространения на всю экономику схематично заключается в следующем.

Известно, что кризис в аграрном секторе во многом обусловлен несправедливыми отношениями между сельскохозяйственными предприятиями и формированиями других отраслей. К примеру, пользуясь своим монопольным положением, в течение продолжительного времени банки существенно завышали стоимость кредитов, предоставляемых хозяйствам, а перерабатывающие предприятия слишком явно занижали цены на закупаемую у сельхозтоваропроизводителей продукцию. Более того, даже по таким бросовым ценам рассчитывались с хозяйствами несвоевременно, или вовсе не рассчитывались[23].

Это способствовало подрыву экономики сельхозорганизаций и, тем самым, сокращению сырьевой базы перерабатывающих предприятий. Как следствие, данная практика вскоре отрицательно повлияла уже на состояние экономики самих перерабатывающих предприятий. В результате из них выжили, в основном, лишь те, которые усовершенствовали свои отношения с сельхозтоваропроизводителями, то есть построили их на более справедливой основе.

Затем, экономически ослабевшие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия оказались не способными обновить свою техническую базу, снизили объемы закупок других ресурсов. Это негативно сказалось на экономике предприятий, производящих для них технику, оборудование и оборотные средства. В связи с этим цены на средства производства быстро стали расти. Многие это явление восприняли, лишь как желание машиностроительных и других предприятий увеличить свои прибыли. Однако, как показывает анализ, это не совсем так. Дело в том, что многократное снижение объемов реализации продукции вынуждает данные предприятия увеличивать цены на тракторы, комбайны, другую технику и оборудование. Иначе они не смогут возместить затраты, то есть выжить.

В конечном итоге, от кризиса в сельском хозяйстве в той или иной форме пострадали многие секторы экономики, включая торговый и банковский, а также бюджеты всех уровней. Вызвано это снижением покупательной способности населения, уменьшением средств предприятий на банковских счетах, ухудшением инвестиционной привлекательности производящих отраслей и т. д. Естественно, эти явления препятствуют росту конкурентоспособности предприятий торговли, банков. Поэтому вполне понятны опасения представителей банковского сектора, признающих свою неспособность работать на одном поле с зарубежными банками. Вместе с тем следует отметить, что в этом во многом виновны и сами банки, много лет «рубившие сук, на котором сидят» [24].

Нетрудно спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.

Таким образом, ущемление интересов одной отрасли (в данном случае аграрного сектора) по принципу домино вызвало цепную реакцию и нанесло ущерб всей экономике России. Из этого следует, что в экономике существует такой принцип, как «кризис в одном секторе экономики приводит к кризису в других секторах». Его наличие и объективный характер объясняются тем, что национальная экономика представляет собой единый организм. Поэтому, во избежание кризиса, с помощью государственных экономических регуляторов необходимо формирование условий хозяйствования, приемлемых для всех отраслей.

Анализ зарубежного, а также передового российского опыта дает основание полагать, что доля производителя в цене готового к употреблению продукта должна составлять примерно 50 % с некоторыми отклонениями, как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости от глубины переработки продукции [25].

Важно отметить, что изучая проблемы обеспечения паритетности условий хозяйствования для различных секторов экономики, можно сделать вывод, что нарушение или отсутствие научно-обоснованных межотраслевых ценовых балансов является одним из основных факторов развития инфляции.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что секторы российской экономики могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие не учитывается при вступлении России в ВТО, что создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых уже говорилось, автоматически потребует необходимость «сдачи», то есть ущемления интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного и других реальных секторов экономики приобретут крайне жесткий характер.

2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО

В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными [26].

Поэтому, ко времени присоединения к ВТО, Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости от состояния переговорной позиции России, в первоочередном порядке.

Другая их часть может быть принята или изменена только по результатам переговоров. Это касается законодательства, регулирующего условия доступа на рынки в сфере услуг и оказания государственной поддержки российским товаропроизводителям.

Наибольшее количество проблем и претензий к российскому законодательству у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

В этих целях Правительство РФ своим распоряжением в редакции от 21.06.2002г. № 832-р утвердило «План мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО». Во исполнение Плана в настоящее время приняты новые федеральные законы, выполняющие базовые требования ВТО к законодательству РФ. Это [27]:

1.Таможенный Кодекс Российской Федерации №61-ФЗ от 28.05.03г. (введен с 01.01.2004)[28];

2.ФЗ    "О специальных, защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 №165-ФЗ;

3.ФЗ    "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 №173-ФЗ;

4.ФЗ    "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ;

5.ФЗ    "О техническом регулировании" от 24.12.2002 №184-ФЗ.

На уровне Российской Федерации по вопросам вступления страны в ВТО действуют следующие нормативно-правовые акты [29]:

·            Постановление Правительства РФ от 12.01.1996г. №17 «О межведомственной комиссии по вопросам всемирной торговой организации (ВТО)». Данное постановление определяет основные задачи комиссии, к которым относятся разработка мероприятий и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по участию Российской Федерации в работе ВТО, подготовка предложений о внесении необходимых изменений и уточнений в механизм внешнеэкономических связей Российской Федерации и законодательство Российской Федерации с целью обеспечения их соответствия принципам и правилам ВТО, принятие с учетом итогов многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО соответствующих мер по обеспечению национальных интересов Российской Федерации.

·            Постановление Правительства РФ от 19.08.2004г. №419 «Об утверждении положения о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития и ее состава».

·            Постановление Правительства РФ от 05.12.2006г. №741 «О внесении изменения в положение о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004г. №419».

·            Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2008г. №214-р, в соответствии с которым изменен состав комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития.

В таблице 2.1 представлены обобщенные данные о принятии и рассмотрении ФЗ РФ, отображающих вступление России в ВТО [30].

Таблица 2.1

Ход разработки и принятия федеральных законов в областях, имеющих отношение к присоединению России к ВТО

Наименование закона

Состояние и дата принятия

Дата последних изменений

ФЗ РФ «О техническом регулировании».

Принят ГД ФС РФ 15.12.2002

18.07.2009

ФЗ РФ  "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Принят ГД РФ 08.08.01

30.12.2008

«О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров

Принят ГД РФ 08.12.2003

ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Принят ГД ФС РФ 13.07.2001

30.06.2009

ФЗ РФ «О внесении изменения в статью 20 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ»

Принят ГД РФ 25.06.2002

29.04.2008

ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Принят ГД РФ 10.07.2002

нет

ФЗ РФ «Об электронной цифровой подписи»

Принят ГД РФ 10.01.2002

нет

ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах».

Не принят

-

ФЗ РФ «О лицензировании экспорта и импорта товаров в Российской Федерации».

Не принят

-

ФЗ РФ «Об электронной торговле».

Не принят

-

ФЗ РФ «Об электронном документе

Не принят

Источник: самостоятельный анализ законодательства

Так, например, обеспечение соответствия нормам и правилам ВТО законодательства в области применения технических барьеров в торговле (Федеральный закон “О техническом регулировании” от 30.12.02 №184) должно способствовать повышению конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынке. Основные последствия, которые в принципе могут возникнуть в данной области, можно суммировать следующим образом.

Во-первых,  можно рассчитывать на упрощение процедур, связанных с ввозом и доступом иностранных товаров на рынок. Вместе с тем новое законодательство само по себе не предусматривает какое-либо нарушение баланса в обременительности процедур в пользу иностранных товаров. Предусматривается возможность более жесткого контроля за соблюдением технических требований и более жесткой ответственности за их нарушение.

Во-вторых, применение таких принципов ВТО, как недискриминация, минимизация обременительных процедур и расходов, по всей вероятности приведут к снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. А поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно больше, чем импортных, логично ожидать некоторого повышения конкурентоспособности тех российских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

В-третьих, речь идет о более последовательной унификация технических требований в РФ и международных стандартов, руководств и рекомендаций. Теоретически это должно привести к повышению качества и конкурентоспособности российских товаров. При этом обязательства по унификации не являются безусловными. Соглашение предусматривает унификацию только тогда, когда это не противоречит национальным целям технического регулирования[31].

Благодаря тому, что будет существенно повышена степень транспарентности законодательства и процессов принятия решения, а также обеспечено формальное соответствие законодательства требованиям и правилам ВТО, создаются благоприятные условия для профилактики торговых конфликтов, связанных с применением мер технического регулирования. В особенности это относиться к применению ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер.

Благодаря выравниванию условий применения мер административного регулирования в РФ и конкурирующих странах (т.к. страны-конкуренты РФ на мировом рынке практически все являются членами ВТО), устраняются возможные элементы искусственного снижения конкурентоспособности российских товаров из-за существования элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве.

В целом эффект от упрощения и гармонизации системы технического регулирования может проявиться в следующем:

-                     упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия, ускорение оборачиваемости средств;

-           повышение конкурентоспособности продукции за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

-           повышение инвестиционной привлекательности экономики;

-           снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

-           уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы технического регулирования.

 По словам главы департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максима Медведкова, в настоящее время российское законодательство приведено в соответствие с нормами Всемирной торговой организации на 99%. Остаются лишь незначительные "недоделки", в частности, пакет поправок к законам по алкоголю, поправки к закону о таможенном тарифе, касающиеся оценки таможенной стоимости товаров, поправки к закону о таможенном сборе, изменяющие порядок его взимания, а также поправки к закону об авторском праве и смежных правах [32].

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» включает  порядок взимания таможенных пошлин и определения стоимости товара для таможенных целей в соответствие с нормами и правилами ВТО, устанавливается предсказуемый и транспарентный режим в данной области.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в «Федеральный Закон «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» (№ 5-ФЗ от 8.01.1998г.). Вносит изменения в статьи 3 и 4, в части устранения различий в уровнях лицензионных платежей за импорт и торговлю импортными алкогольными изделиями и за право на внутреннюю торговлю отечественными алкогольными изделиями [33].

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (№171-ФЗ от 22.11.1995г.) предусматривает автоматическое лицензирование импорта алкоголя, отменяет квотирование импорта. Направлен на совершенствование законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приведение его в соответствие с положениями Статей XI, XII,XIX,XX,XXI ГАТТ-1994.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» вводит положения о ретроактивной охране, соответствующие требованиям Соглашения ВТО по ТРИПС, увеличивает сроки защиты авторского права до 70 лет.

 Помимо вышеперечисленных законов необходимо принять поправки еще к 30 существующим законам с тем, чтобы они соответствовали нормам ВТО.

Помимо проблем, возникающих при вступлении России в ВТО на федеральном уровне, существует ряд проблем и для каждого отдельного региона России. В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые «вписываются» в режим ВТО. Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства.

В условиях, когда уровень бюджетной обеспеченности граждан, живущих в разных субъектах Федерации, различается в 4-7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень[34].

Так же существует целый комплекс проблем, связанных с федеративным характером устройства Российской Федерации и воздействием решений руководства субъектов федерации в сфере экономики на обязательства Правительства Российской Федерации в случае подписания Россией всех соглашений Уругвайского раунда.

 Как отмечает М. Портер «В то время как базисные факторы становятся все более доступными благодаря процессам глобализации, конкурентоспособность передовых отраслей все больше определяется особыми знаниями, навыками и уровнем инноваций, которые воплощаются в квалифицированной рабочей силе и организационных механизмах. Процессы создания квалифицированных трудовых ресурсов, как и некоторые важные влияния на темпы инноваций, имеют местное происхождение. Парадоксально, но более открытая глобальная конкуренция увеличивает важность местной базы» [35].

При вступлении в ВТО (согласно Статье XXIV ГАТТ), страны-члены ВТО с федеративным государственным устройством обязаны обеспечивать соблюдение правил ВТО региональными органами власти. Значительная часть соглашений, участие в которых подразумевается при вступлении в ВТО, охватывает те области формирования внутренней экономической среды в регионах, которые зачастую не воспринимаются как внешнеторговые:

-охрана окружающей среды;

-антимонопольное регулирование;

-условия регистрации;

-поддержка местных предприятий;

-стандарты.

Процесс вступления России в ВТО и активизация переговоров по доступу на рынок вызывает необходимость тщательного анализа соответствия законодательных и нормативных актов субъектов федерации положениям и нормам ВТО. В настоящее время такая работа ведётся с большим или меньшим успехом на федеральном уровне.

Нормы ВТО учитываются при подготовке проектов новых федеральных законов, определяющих экономическую политику России. Вместе с тем сложный процесс внесения необходимых изменений в действующее законодательство практически не начат на региональном уровне. В связи с этим, после вступления России в ВТО неизбежно возникнут коллизии между законодательными и административными действиями на уровне регионов России и обязательствами Российской Федерации, что сделает Россию в целом крайне уязвимой для жалоб и протестов партнеров по ВТО. В данном случае как следствие произойдет обострение отношений региональных и федеральных органов власти [36].

Как очевидно из приведенных кратких данных, принимаются в основном законы федерального уровня, причем множество из них претерпели изменения в последние годы, многие находятся в стадии обсуждения в ГД РФ.

 

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.

Важно отметить то, что потребуется не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной власти по недопущению действий и принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО.

2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО

Анализируя проблемы, связанные с вступлением России в ВТО на уровне финансового сектора российской экономики, необходимо затронуть проблемы банковской сферы. Ассоциация российских банков (АРБ) сообщила о том, что ею уже подготовлена программа «банкизации всей страны» под названием «Национальная банковская система России 2010-2020» [37].

Российские банкиры опасаются конкуренции, и в этом их можно понять. Здесь их корпоративный интерес может значительно расходиться с интересами обычных граждан. Последние очень хорошо знают, чего они хотят от банков. А именно: надежности, низких ставок по кредитам и приемлемого процента по вкладам. И еще высокого качества обслуживания.

Открытие филиалов иностранных банков в России сейчас нецелесообразно, поскольку может сильно повредить отечественной банковской системе. Н.Н. Ливенцев и Я.Д. Лисоволик считают, что низкий уровень капитализации (обеспеченности активами) крайне опасен для российской банковской системы [38].

В условиях неразвитости финансового рынка, а также достаточно радикальных изменений в макроэкономической ситуации в стране низкий уровень активов наряду с низкой степенью их диверсификации и ограниченностью проводимых финансовых операции неизбежно приводит к кризису неликвидности в банковской системе. С точки зрения конкурентоспособности российской банковской системы низкий уровень капитализации российских банков значительно ослабляет их стартовую позицию перед началом полномасштабной либерализации банковского сектора.

Как отмечают исследователи, российские банки по уровню капитализации и технологиям серьезно отстают от Запада.

В то же время иностранные банки смогут предложить клиенту более низкие ставки по кредитам. К тому же деятельность филиалов не будет подконтрольна Центральному банку РФ, что, как считают российские аналитики, периодически объявляющие о "чрезмерности" надзора со стороны Центробанка, также очень опасно [39].

Во-первых, большие, а главное, дешевые кредиты - это безусловное благо для каждого заемщика и для экономики в целом.

Во-вторых, усиление конкуренции между иностранными и российскими банками, безусловно, выльется в то, что ряд отечественных банков ее не выдержит и уйдет с рынка, а в лучшем случае будет куплен иностранными организациями или российскими крупными банками. В связи с этим существует возможность злоупотребления своим положением иностранных компаний в банковской сфере. Имеется в виду возможность создания «фиктивных» иностранных банков, наподобие финансовых «пирамид», как это было в 90-е годы после распада СССР.

Либерализация финансового рынка, безусловно, предусматривает переходный период в течение нескольких лет, и за это время вполне можно было бы ввести дополнительные нормы и даже принять новые законы, которые способны обезопасить потребителя банковских услуг. Как известно, в Европе вопрос о создании однородной системы надзора за филиалами иностранных банков возник еще в 70-е - после банкротства нескольких крупных банков.

И для минимизации подобных рисков был создан международный орган - Базельский комитет. России ничего не мешает поступить аналогично. Уже сейчас ситуация на российском рынке банковских услуг позволяет говорить о начале масштабной экспансии со стороны иностранных финансовых институтов. Количество банков со 100-процентным участием нерезидентов достигло 70, увеличившись за счет таких крупных игроков, как Morgan Stanley, Svenska Handelsbanken и Hansabank (данные представлены в Приложении 3)[40].

Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале, по состоянию на 1 января 2006 года, достигла 11,15% против 6,19% на начало 2005 года, то есть практически удвоилась. Эксперты отмечают, что на рынке слияний и поглощений заметно повысилась активность кредитных организаций, контролируемых нерезидентами. Покупка российских банков в современных условиях является наиболее дешевым способом наращивания розничной клиентской базы и увеличения регионального присутствия. В частности, в стратегию развития розничного бизнеса вписывается приобретение банком «Сосьете Женераль Восток» банка «Дельтакредит» и самарского Промэкбанка. Наиболее крупной сделкой на рынке слияний и поглощений с участием иностранного капитала стала покупка австрийским Райффайзенбанком 100-процентного участия в Импэксбанке (рис.2.3).

Рис.2.3 Динамика доли нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы (%). Источник: Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  [режим доступа] – www.economy.gov.ru

Далее произведем сопоставление отраслевого анализа плюсов и минусов присоединения России к ВТО с результатами развития регионов.

Отрасли, ориентированные на экспорт – металлургия, часть химической промышленности (в том числе производство минеральных удобрений), отрасли ТЭК – потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО. Однако большая группа отраслей пока не готова к открытию рынков, поскольку их продукция неконкурентоспособна по сравнению с ведущими мировыми производителями. К ней чаще всего относят отрасли машиностроения (прежде всего автомобильную и авиационную промышленность), легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство (особенно животноводство), многие виды услуг (страховые, банковские, новые сетевые формы торговли)[41].

Специфика России в том, что многие отрасли, попадающие в группу риска неблагоприятных последствий при вступлении в ВТО (группа риска), локализованы в небольшом числе регионов, где они являются важнейшими отраслями специализации. Особенно велик уровень локализации автомобильной промышленности – свыше 80% всех российских автомобилей производится в двух субъектах Российской Федерации. В текстильной промышленности на долю трех субъектов приходится более 65% производства тканей. Подавляющая часть банковских и страховых услуг сосредоточена в Москве. Даже в такой территориально деконцентрированной отрасли, как животноводство, на 10 субъектов приходится более трети производства мяса в стране[42].

В результате вступления России в ВТО в тех регионах и муниципальных образованиях, где концентрируются наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер и отсутствии четкой переговорной позиции.

Повторение системного кризиса начала 1990-хгг., сопровождавшегося сильнейшим спадом производства, прежде всего в неконкурентоспособных отраслях обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, при вступлении в ВТО маловероятно. Но существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 2000г. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов, оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям[43].

В отличие от развитых стран, для России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим фактором. Правда преобладающая часть субъектов Российской Федерации образует плотную группу со средними показателями. Анализ динамики переходного периода показывает, что низкий уровень развития экономики региона прямо влияет на ее устойчивость. Индексы промышленного производства в регионах-лидерах и аутсайдеров представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Индекс промышленного производства в регионах-лидерах и аутсайдерах в 2008 г. (2000 г. =100)

"Лидеры" –2008

2008 к 2000, %

"Лидеры" – 2007

2007 к 2000, %

Ненецкий АО

377

Ненецкий АО

87

Ленинградская область

198

Респ. Саха (Якутия)

77

Калининградская область

191

Ямало-Ненецкий АО

75

Сахалинская область

184

Респ. Хакасия

70

Белгородская область

164

Вологодская область

68

Московская область

133

Томская область

68

Ростовская область

123

Респ. Татарстан

66

Респ. Татарстан

123

Липецкая область

64

Оренбургская область

111

Белгородская область

62

Липецкая область

109

Мурманская область

59

Вологодская область

106

Самарская область

58

Тюменская область

103

Ханты-Мансийский АО

58

Ханты-Мансийский АО

102

Красноярский край

58

РФ

82

РФ

48

"Аутсайдеры" -2008

 

"Аутсайдеры" -2007

Ивановская область

53

Респ. Чувашия

30

Кировская область

51

Пензенская область

30

Респ. Карачаево-Черкесия

51

г. Москва

29

Псковская область

50

Респ. Калмыкия

28

Воронежская область

50

Респ. Мордовия

28

Хабаровский край

48

Хабаровский край

28

Камчатская область

46

Брянская область

27

Респ. Северная Осетия

45

Ивановская область

27

Магаданская область

43

Псковская область

27

Курганская область

40

Респ. Адыгея

26

Респ. Алтай

40

Респ. Кабардино-Балкария

26

Амурская область

37

Респ. Алтай

26

Читинская область

36

Респ. Карачаево-Черкесия

23

Еврейская авт.область

24

Респ. Дагестан

16

Респ. Калмыкия

22

Еврейская авт.область

16

Источник: Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.145.

Это означает, что при возможных неблагоприятных изменениях макроэкономической ситуации после вступления в ВТО именно регионы-аутсайдеры (их около 15, они включают наименее развитые республики и автономные округа, большую часть регионов юга Сибири и Дальнего Востока) первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики.

Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.

Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес).

Наиболее сложно прогнозировать воздействие на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).

К «закрытым» регионам относится почти треть субъектов Российской Федерации со специализацией на отраслях импортозамещения (машиностроение, пищевая и легкая промышленность). Несмотря на изменение экономики ряда областей Центра и Северо-Запада, Волго-Вятки в сторону большей открытости (например, в текстильных отраслях значительное распространение получило производство тканей на давальческом сырье для последующего экспорта