Проблемы занятости молодежи и пути их решения

                                       Содержание

Введение                                                                                                      3

Глава 1. Рынок труда, его функции и структура                                     6

1.1           Трудовые ресурсы и занятость                                             6

1.2           Рынок труда и его функции                                                  14

1.3           Роль занятости в экономике                                                 19

Глава 2. Молодежная занятость: проблемы и перспективы                  21

Глава 3. Вторичная занятость студентов УГТУ-УПИ                           34

Заключение                                                                                                38

Список использованной литературы                                                       39

                                                     

                                                  Введение

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема молодёжной занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Проблема молодёжной занятости в России очень актуальна в наши дни, так как далеко не все молодые специалисты, даже высоко квалифицированные, могут благополучно трудоустроится.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица, в том числе и среди молодёжи.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста и гарантии занятости.  Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Молодёжная занятость, как и безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема молодёжной занятости часто является предметом политических дискуссий.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблем молодёжной занятости и пути их преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:

Ø  раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;

Ø  проанализировать современное состояние российского рынка труда в целом по России;

Ø  раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;

Ø  сформулировать основные проблемы занятости молодёжи России и проанализировать пути решения данных проблем;

Ø  раскрыть проблемы вторичной занятости выпускников УГТУ-УПИ.

Экономисты изучают данные проблемы для определения их причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

В своей работе я использую некоторые пункты Федеральной целевой программы «Молодёжь России» 2001-2005гг,  такие источники, как журнал «Экономист» 2001-2003, «Человек и труд» 2004, «Биржа труда» 2004 и другие средства массовой информации. Также используются отчёты начальника штаба студенческих отрядов УГТУ-УПИ Рыжкова И.В.

                    Глава 1. Рынок труда, его функции и структура

1.1 Трудовые ресурсы и занятость

Чтобы определиться в вопросах политики занятости, необходимо прежде всего выяснить, что же собой представляет занятость с экономических и социальных позиций.

Занятость с точки зрения экономических   позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве  такой возможности ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве. Воспитание детей, уход за больными и престарелыми и т.д.

Учет всех видов экономической и социально - полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Однако с точки зрения развития самого общества решающее значения имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

Следует различать занятость глобальную (всеобщую) и экономическую. Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах.

Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость имеет следующие характеристики:

- общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;

- обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда бщльшое значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;

-  занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах.

Таким образом, экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода.

Большое значение имеет различие занятости законной и незаконной (т.е. воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации наркотиков, оружия и т.д.); критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.

По статистике к   рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных.  Синонимом понятия рабочая сила является категория экономически активное население. В статистике выделяется также  гражданская рабочая сила, т.е. за исключением военнослужащих.

По категориям к экономически активному населению в России являются лица обоего пола, которые:

n выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников;

n выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

n временно отсутствовали на работе по причине болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска без сохранения или с частичным сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, др. подобных причин.

В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например,  по возрасту вступления в активную жизнь. В США этот возраст определен в 15 лет, как в большинстве других стран, в Швеции - 16 лет.[1] 

Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании  в состав экономически активного населения не входят учащиеся, работающие неполное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов.

Трудовой статус экономически активного населения количественно определяется по числу отработанных недель    или дней в определенный период времени. По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых. В США, например, к  занятым относятся лица проработавшие 35 часов и более в течении недели, а к частично занятым - проработавшие от 1 до 34 часов в неделю.[2]

В составе неактивного населения также можно выделить несколько групп. Самую большую составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц.

К той же категории экономически неактивного населения относятся также лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных или объективных причин. 

В  изменениях,  происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением  и превращением в ведущую сферу приложения общественного  труда.

Занятость в сельском хозяйстве США сократилась с 6,5 млн. человек в 1955 г. до 3,2 млн. человек в 2004 г., а в сфере услуг возросла с 30,1 млн. человек в 1955 г. до 91,3 млн. человек в 2004 г., составив 74,2 % от общего числа занятых.[3]

В 70–90-х годах происходит также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики. Занятость здесь растет в два раза быстрее, чем в промышленности в целом.

В России пока отраслевая структура занятости прямо противоположна той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве занято около 52 % экономически активного населения, а в сфере услуг - только 48 %.[4]

Регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями:

1.Путем изменения потребности самого производства в рабочей силе, что и достигается вводом новых мест, предусмотренным соответствующими национальными и региональными программами.

2.Путем изменения (уменьшения) потребности в рабочих местах со стороны рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников).

Важное значение в разработке и осуществлении планов по регулированию занятости имеет уяснение закономерностей ее динамики; значительные достижения в их исследовании имеют экономисты Запада.

Существует определенная взаимосвязь между изменениями объема производства, производительности труда и занятости. У нас долгое время было распространено однозначное мнение о том, что рост производительности труда на основе развития науки и техники, сопровождается повышением “органического строения капитала”, неизбежно ведет к увеличению безработицы. Конечно же, при внедрении технических усовершенствований происходит вытеснение части занятых работников из производства, но это в краткосрочном плане. В долгосрочном же взаимосвязь между техническим прогрессом, ростом производительности труда и занятости – неоднозначно, а более сложно. Ведь, как известно, прогресс науки и техники сопровождается возникновением новых производств и даже отраслей, которые порождают спрос на рабочую силу. Например, в развитых странах в 1989-91 гг. при среднегодовом увеличении производительности труда на 0,5% , занятость возросла на 0,2%, с другой стороны, понижение производительности на 0,5% влечет за собой уменьшение занятости на 0,4%.

В целом единственная надежная стратегия, направленная на обеспечение устойчивой и высокооплачиваемой занятости, должна базироваться на повышении производительности труда на основе НТП.

Современная демографическая ситуация характеризуется сохранением тенденции сокращения численности населения России, его экономически активной части и удельного веса занятости населения, несмотря на заметные миграционные притоки.

Как видно из табл.1, экономически активное население за четыре года абсолютно уменьшилось на 2525 тыс. чел..

Количество безработных возросло с 3594 тыс. чел. в 2000 г. до 6040 тыс. чел. в 2003 г., в том числе безработных мужчин за этот период увеличилось на 1454 тыс. чел., безработных женщин – на 989 тыс. чел.

Таблица 1

Численность и состав экономически активного населения России.*

Наименование показателей

Тыс. чел.

% от экономически активного населения

2000

2001

2002

2003

2000

2001

2002

2003

Экономически активное население: всего

75665

75012

73962

73140

100

100

100

100

-мужчины

38880

38714

39077

38974

100

100

100

100

-женщины

36785

36298

34885

34166

100

100

100

100

Занятые: всего

72071

70852

68484

67100

95,3

94,5

92,6

91,7

-мужчины

37063

36560

36132

35700

95,3

94,4

92,5

91,6

-женщины

35008

34292

32352

31400

95,2

94,5

92,7

91,9

Безработные:

3594

4160

5498

6040

4,7

5,5

7,4

8,3

-мужчины

1817

2154

2945

3274

4,7

5,6

7,5

8,4

-женщины

1777

2006

2533

2766

4,8

5,5

7,3

8,1

За рассматриваемый период изменилась отраслевая структура занятого населения, это показано в табл.2

                                                                                                                                        Таблица 2

Структура занятого населения России по отраслям, в %*

Население

2000

2001

2002

2003

Всего занято в экономике

100

00

100

100

В том числе в:

-промышленности

29,6

29,4

27,1

25,7

-сельском и лесном хозяйстве

14,3

14,6

15,4

15,7

-строительстве

11,0

10,1

9,9

9,7

-транспорте и связи

7,8

7,6

7,8

7,9

-торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках

7,9

9,0

9,5

9,7

-жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения

4,1

4,2

4,4

4,9

-здравоохранении, физической культуре и искусстве

5,9

6,0

6,4

6,7

-образовании, культуре и искусстве

10,4

10,2

10,8

11,3

-науке и научном обслуживании

3,2

3,2

2,7

2,5

-кредитовании, финансах и страховании

0,7

0,8

1,1

1,3

-аппарате органов управления

2,1

2,3

2,4

2,5

-других отраслях

3,0

2,6

2,5

2,1

         Из табл.2 следует, что в 2003 г. по сравнению с 2000 г. заметно сократился удельный вес занятых в промышленности, строительстве, науке и возрос удельный вес занятых в сельском хозяйстве, торговле, транспорте и связи, в ЖКХ, здравоохранении, в кредитовании, т.е. в основном (за исключением сельского хозяйства) в непроизводственной сфере.

                                                   Рис.1 Структура занятого населения России по отраслям.

______________________________________________________

*Россия в цифрах:  – М., 2003. – С.37

Такое положение нельзя назвать негативным, кроме снижения доли занятых в науке, так как в России длительные годы существовала структура занятости населения по отраслям экономики, деформированная в сторону гипертрофированной доли промышленности и отставания сферы обслуживания, то есть всей инфраструктуры, обеспечивающей современные процессы функционирования и развития общества.

Становление рыночных отношений приводит к естественному перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания. Однако, чтобы уровень производства обеспечивал потребность экономики и населения, необходима высокая производительность труда, а этим отечественная промышленность похвастаться не может. Снижение удельного веса промышленности в структуре занятости населения должно сопровождаться ростом экономической эффективности промышленного производства на основе достижений научно-технического прогресса, научной организации труда и производства, чего на самом деле в промышленности не происходит. Эти требования в равной степени относятся и к строительству и к другим отраслям экономики.

Прогноз характера воспроизводства населения, осуществленный центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ совместно с Госкомстатом и Минэкономики России, показывает, что численность ее населения в ближайшие годы будет и дальше сокращаться вследствие снижения в течение последних 30 лет уровня рождаемости и роста смертности. Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста снизится с 23% в 2004 г. до 15,4% в 2022 г., а молодежь, как известно является основным источником пополнения населения в трудоспособном возрасте. В тоже время в ближайшие годы возрастет доля населения трудоспособного возраста вследствие вхождения в него сравнительно многочисленного поколения молодежи, родившейся в 80-е годы, и выбытия из него многочисленного поколения, родившегося в годы войны.

Указанный прогноз разработан в двух вариантах: 1) среднем и 2) пессимистическом. По обоим вариантам, общая численность населения России до 2022 г. будет снижаться. По первому варианту численность населения с 2004 г. по 2022 г. уменьшится почти на 10 млн. чел., по второму – на 16,5 млн. чел. и составит 131,5 млн. чел. Прогнозируется также снижение средней продолжительности жизни населения России до уровня, значительно уступающего средней продолжительности жизни в большинстве развитых стран мира.

Как и в глобальном масштабе, в России происходит старение населения, а также урбанизация – рост доли городских жителей.

Среди региональных проблем необходимо отметить особенно низкую рождаемость в европейской части России, а также деформированную в сторону увеличения доли населения старших возрастов половозрастную структуру населения Нечерноземной зоны и абсолютное преобладание в этой структуре женщин в возрастных группах старше 55 лет.

Демографические процессы не могут оставаться без внимания государства, так как они затрагивают очень важные сферы жизни людей и развития общества. С целью воздействия на процессы воспроизводства населения и на изменение в нужном направлении или сохранении их параметров государство проводит определенную демографическую политику, которая является частью социально-экономической политики. В случае необходимости роста численности населения, как это имеет место в России, государство воздействует на процессы воспроизводства населения через стимулирования определенного демографического поведения людей, связанного с планированием семьи, временем появления первого ребенка, выбором желательного числа детей, интервалом их рождения.

Демографическая политика России в современных условиях должна быть направлена не только на стимулирование рождаемости, но и на упрочение семьи, повышение материального благосостояния людей, снижение заболеваемости и смертности. Однако меры, принимаемые по воздействию на процессы воспроизводства населения, не дают быстрых результатов. Демографическое поведение людей весьма консервативно, изменить его довольно трудно. Как правило, результаты демографической политики проявляются через многие годы и даже десятилетия. Поэтому стимулирование тех или иных процессов воспроизводства должно отвечать долгосрочным интересам развития экономики.

Правовой основой, регулирующей нормы семейных отношений, служит Семейный Кодекс РФ, утвержденный 29.12.95г. Он направлен на защиту интересов семьи, материнства, отцовства и детства.

Демографическая ситуация нуждается в постоянном контроле. Этим целям служит принятое Государственной Думой постановление от 9.02.96г. о ведении статистики о состоянии здоровья населения и демографической ситуации.

1.2 Рынок труда и его функции

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным характеристикам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

На рынке труда реализуется возможность:

●  свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, 

    поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда,

    возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

●  найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,

    защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий 

    труда, его оплаты;

·   зависимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых

     ресурсов между регионами, отраслями и профессионально -  

     квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение

     ус­ловий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие

     высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков

     высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и

     духовных ценностей;

●  свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении

    приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного

    законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего

    прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через

    налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед.               

Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества.       

Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня.

При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем - формирование рынка труда.

С целью моделирования собственного рынка труда необходимо рассмотреть модель общего рыночного хозяйства с выделением блоков, непосредственно относящихся к рынку труда. Исследования его функционирования в отрыве от других рынков не позволяет выявить все возможные рычаги его регулирования, так как необходимо вести учет взаимодействия всех его взаимосвязанных элементов.

Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народного хозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда и капитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов (производственная сфера, включающая отрасли материального производства без торговли, сфера услуг, бюджетная сфера - наука, культура, образование).

В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок труда - это безработица, предложение труда ассоциируется с незанятым населением, а спрос на труд - с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в области занятости и перспектив становления рынка труда в России.

В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, основные из которых следующие:

·        большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;

·        рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;

·        экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;

·        высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;

·        общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.

Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.

Из-за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.

Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом. В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики.

Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.

1.3 Роль занятости в экономике

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую  силу  как  на один из ключевых ресурсов  экономики. Этот  новый  взгляд  -  свидетельство реального роста  роли  человеческого  фактора  в  условиях  технологического этапа,  когда  налицо  прямая  зависимость  результатов   производства    от качества, мотивации  и  характера  использования  рабочей  силы  в  целом  и отдельного работника в частности.

Возрастание роли человеческого фактора  в  производстве  подтверждено результатами  экономических  исследований   ведущих   американских   ученых.

Начиная с 1929 года главным  источником роста  производительности  труда   и

национального дохода США в триаде  «труд  -  земля  -  капитал»  является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных,  квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую  работу  становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и  выживания  фирмы  в  условиях

рыночной экономики. Не случайно прямые затраты  частного бизнеса  в  США  на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов  до  30  млрд.  долл.,  а полные частные и государственные затраты  с  учетом  выплат  компенсаций  за время обучения достигли 100 млрд. долл.

В  эпоху  высокоразвитой  рыночной  цивилизации  роль  рынка  труда  в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с  тем,  что  по  мере расширения и углубления, особенно в  последние  два  десятилетия,  научно-технологической   революции,   освоения   высоко   сложных   технологий    и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без  массовой творческой деятельности.

Впервые в истории  производительные  силы  выходят  на  такой  уровень развития, при котором  их  эволюция  возможна  лишь  в  условиях  творческой активности работников значительной части профессий и широкого  использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих  им знаний.  К  рабочей  силе  начинают  предъявляться  совершенно   новые,   по сравнению  с  прошлым,   требования:   участие   в   развитии   производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение  высокого  качества  быстро меняющейся по своим  характеристикам  и  технологически  все  более  сложной продукции;   удержание  низкой  себестоимости  изделий   путем   постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов  и  форм производственного и непроизводственного обслуживания.

В  новых,  более  эффективных  организационных   условиях   происходит соединение  рабочей  силы  и  рабочих  мест,  включение  в  инновационно-производственный процесс творческого  потенциала  трудящихся,  подготовка  и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся.

Интенсивная    экономика,    живущая    в    режиме     периодического технологического и организационного обновления,  постепенно  превращается  в экономику  непрерывного  развития,  для   которой   характерно   практически постоянное совершенствование  методов  производства,  принципов  управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

Рынок  труда  становится  важнейшим  звеном  национальной  и   мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого  типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь  идет  о  той  или  иной форме   инициативы,   производственной   самостоятельности,   стремлении   к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Исследования показывают, что активный созидательный труд  в  настоящее время в той или иной мере входит в  содержание  деятельности  большей  части работающего  населения,  прежде  всего  специалистов  с  высшим  и   средним специальным  образованием, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных  рабочих,  работников  услуг.  Это   ведущий   отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от  40  до  50  % занятых в народном хозяйстве.

   Глава 2. Молодёжная занятость: проблемы и перспективы.                  

Необходимость анализа положения молодежи на российском  рынке  труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых,  молодые  люди

составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что  самое главное, они – будущее  страны,  и  от  стартовых  условий  их  деятельности зависит последующее развитие. Молодежь  уже  сегодня  во  многом  определяет политические, экономические и социальные структуры общества.  Вместе  с  тем она во всем мире является одной из особо  уязвимых  групп  на  рынке  труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем,  им уделяется  мало  внимания  в  научных  исследованиях,   средствах   массовой информации, правительственных документах.

В моей работе анализируются тенденции спроса и  предложения  труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная  ее  часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в  общественной  и социальной сфере. На молодежный  возраст  приходятся  главные  социальные  и демографические  события  в  жизненном  цикле  человека:  завершение  общего образования,  выбор  профессии  и  получение  профессиональной   подготовки, начало  трудовой  деятельности,  вступление  в  брак,  рождение  детей.  Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их  положение  на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18  лет)  представляет  в  основном учащихся  средних  школ  и  профессиональных  училищ.  В  основном  они   не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное  снижение  жизненного уровня большей части населения изменило  жизненную  позицию  этой  категории молодежи. Многие из них стремятся  заработать  деньги  основным  путём.  Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую  тревогу. Чаше всего – это  самозанятость вроде мойки автомашин  и  торговли  газетами или   работа   в    "теневом"    секторе    экономики.    Легальный    рынок неквалифицированного детского труда крайне узок.  "Макдональдс"  и  "Русское бистро", естественно,  не  могут  предоставить  возможности  заработка  всем желающим. Поэтому если  не  решить  проблему  государственного  контроля  за занятостью  этой  молодежной  группы,  то  возникнет  опасность   увеличения криминального потенциала общества. Молодежь в возрасте 18-24 года  –  это   студенты  и  молодые  люди, завершающие или завершившие  в  основном  профессиональную  подготовку.  Они являются самой уязвимой группой, вступающей  на  рынок  труда,  так  как  не имеют достаточного профессионального и социального опыта,  и  в  силу  этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди, в основном,  уже  делают  профессиональный выбор,   имеют   определенную   квалификацию,    некоторый    жизненный    и профессиональный  опыт.  Они  знают,  чего  хотят,  чаще  всего  уже   имеют собственную  семью   и   предъявляют   достаточно   высокие   требования   к предлагаемой работе.

Важнейшими показателями ситуации на рынке  труда  являются  динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса  и предложения и его структура.

Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже  регистрируется  на  бирже труда,  чем  люди  в  других  возрастах.  Статистика   позволяет   оценивать тенденции  развития  только  официальной  части  открытого  рынка  труда   и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает  лишь часть  спроса  на  труд  и  предложений  рабочей  силы.  В   результате   не учитывается все многообразие новых явлений в сфере  занятости,  связанных  с особенностями  российских  рыночных  отношений,  и   в   частности   скрытая безработица. Если  принять  во  внимание  спад  производства,  то  ее  можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.

Для  молодых  людей  скрытая  безработица  представляет  не  меньшую опасность, чем зарегистрированная, так  как  именно  они  рискуют  в  первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное  безделье действует  разлагающе  на  несформировавшееся  сознание.  Понятно,  что  в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации  своего трудового  статуса,  пытается  различными  способами  избежать   возможности потери заработка.

Как  показывают  исследования,  более  50%  молодёжи,   занятой   на предприятиях государственного сектора, работает по  совместительству,  около 25% - подрабатывает в различных  альтернативных  формах  занятости.  Молодые люди активно занимаются предпринимательством:  около  70-80%  регистрируемых предприятий альтернативного сектора  экономики  организуется  людьми  25-30-летнего  возраста.  Собственное  дело  имеют  2.5-3.5%   общей   численности молодёжи.

Снижение общего уровня жизни населения  привело  к  сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Но в нашей стране закон разрешает работать молодым людям, достигшим 16-летнего возраста. Поэтому молодёжь, не достигшая такого возраста, сталкивается с проблемой трудоустройства. Работать необходимо, а закон запрещает. Таким образом, они вынуждены подрабатывать на различных работах нелегальным путём, вопреки закону.

        Возрастает количество предложений рабочей силы за  счет  выпускников учебных  заведений.  Отсутствие  механизма,  регулирующего   трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности  профессиональных,  приводит  к возникновению  серьезных  проблем.   Особенную   тревогу   вызывает   утрата молодежью ценности  профессионализма.  "Деньги  -  любым  путем'  -  такова формула времени для  многих  молодых  людей.  Проявляется  четкая  тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится  на  социальной структуре российского  общества  со  всеми  вытекающими  отсюда  негативными последствиями.

Из-за падения  престижа  производительного  труда  для  значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм,  они  не  верят  в возможность  иметь  интересную,  содержательную   работу,   оплачиваемую   в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых  стандартов.  Происходят полярные  изменения  трудовой  мотивации.  Квалифицированные  молодые  кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к  дисбалансу  в профессиональной   структуре   рабочей   силы.   Приоритет    отдается    не содержательному труду на производстве,  а  труду  с  низкой  интенсивностью, направленному на получение значительной  материальной  выгоды  любым  путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.

Уменьшение объемов производства, рост числа  убыточных  предприятий, усиление платежного кризиса оказывают  самое  негативное  влияние  на  спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.

Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый  пятый  – молодой  человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех  обратившихся  в поисках работы  в  службу  занятости  к  количеству  вакансий  (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый  третий  из  них  -  молодой  человек  в возрасте до 29 лет.  Это  свидетельствуют  о  значительном  резерве  рабочей силы,  т.е.  потенциале  безработицы,  в  том  числе   молодежной,   который коррелируется с показателем напряженности на рынке  безработной  молодежи  и его официальном уровнем.

В последнее время  безработица  среди  молодежи  все  больше  приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости  официального рынка труда и усиление разбалансированности  между  спросом  и  предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему  росту  общей  безработицы,  в  том числе молодежной.

Особенности      российской      безработицы       определяются структурно–регрессивным спадом производства при  разрушении  прежних  рынков (экономического пространства)  и  механизмов  функционирования  хозяйства  и медленном формировании новых рынков и рыночных  механизмов  регулирования  и саморегулирования    экономики.    Тенденции    формирования     безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.

В  результате  спада  производства  во  многих  отраслях  увеличился удельный  вес  сырьевых  отраслей  с  низкой  степенью  переработки   сырья.

Позитивным  моментом   можно   считать   устойчивый   рост   доли   отраслей непроизводственной  сферы.  Возникли   новые   сектора   экономики:   банки, страховые, консалтинговые,  аудиторские  и  инвестиционные  компании.  Здесь особенно быстро увеличивалась численность  занятых,  причем  именно  молодых людей.

Положительная реакция молодежи на возможности  активного  участия  в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий  слой  предпринимателей  и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью,  более  2/3  из  них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе  на рабочую  силу  являются  скорее  отражением  кризиса  в  экономике,   а   не структурной перестройки. И, тем  не  менее,  рынок  трансформирует  отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет  спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно  в  тех,  которые быстрее коммерциализировались.

Если существующие в  настоящее  время  тенденции  в  воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся,  то  в  ближайшей  перспективе  можно ожидать роста безработицы среди  неквалифицированного  населения,  и  прежде всего,   среди   молодежи–выпускников     общеобразовательных    школ,    не продолжающих дальнейшего  образования,  не  имеющих  профессии  или  должной квалификации.     Поэтому      необходима      рациональная      организация общеобразовательного    и    профессионального     образования     молодежи, согласованного как с развитием национальной  экономики,  так  и  с  мировыми тенденциями на рынке труда.

В последнее время все большее число молодых людей считает  получение полноценного   образования   необходимым   условием   достижения   желаемого социального статуса и более высокого материального  положения,  определенной гарантией от безработицы.  Профессиональное  обучение  становится  важнейшим элементом  инфраструктуры  рынка  труда,  который  поддерживает  качественно сбалансированный  спрос  и   предложение   труда,   во   многом   определяет эффективность мер по реализации молодежной политики  занятости.  Вот  почему при сокращении  подготовки  квалифицированных  кадров  в  ПТУ   и   средних специальных учебных  заведениях  прием  студентов  в  вузы  из  года  в  год увеличивается.

Большое значение имеет  развивающаяся  в  службе  занятости  система профессионального   обучения   незанятого   населения.   Она    способствует профессиональной   адаптации   высвобождаемых   работников   и    незанятого населения,   повышению   их   конкурентоспособности    на    рынке    труда. Профессиональное  обучение  безработных  осуществляется  по  трем   каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

По мере развития рыночных отношений  и  конкуренции,  ускорения перестройки отраслевой структуры занятости  ценность  общеобразовательной  и социальной   подготовки   работника   неизбежно   возрастет.    Это    будет способствовать  увеличению  занятости   молодежи   на   учебе.   Мировой   и отечественный    опыт    подтверждают     устойчивую     тенденцию     роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления  в  активную трудовую деятельность. Вот, например, в таблице, указанной ниже приведены жизненные планы выпускников учебных заведений  (в % от числа опрошенных). *

Планы по окончании учебного заведения

Категория выпускников

Всего

Профтехучилищ

Техникумов

ВУЗов

Пойти работать

79

69

90

76

Продолжить учёбу в ССУЗе

11

3

 – 

5

Продолжить учёбу в ВУЗе

6

25

1

13

Продолжить учёбу в аспирантуре

6

2

Продолжить учёбу в другом месте

4

3

3

4

                                              (100%)                    (100%)                (100%)              (100%)

*Россия в цифрах: - М, 2003. – с.57

В  данной таблице ярко видно, что планы у большинства молодых специалистов ориентированны на трудоустройство, но такая ситуация не означает простую и быструю их реализацию. Целевое распределение по договорам учебных  заведений  с  предприятиями имеют  в   среднем   20% выпускников   профессиональных   учебных   заведений. Остальные, получив ”свободный диплом”,  осуществляют  самостоятельный  поиск работы.

Одновременно изменяются и  требования  нанимателей  к рабочей  силе.  От  тактики   быстрой   максимизации   сиюминутной   прибыли предприниматели переходят к долговременной  стратегии  получения  устойчивых доходов в  условиях  конкуренции,  поэтому  в  перспективе  у  них  появится потребность в расширении  найма  молодой  рабочей  силы.  В  противоположном направлении  будет  действовать  фактор  роста  цены  рабочей  силы   и,   в особенности,  профессионально  подготовленной.  Поэтому  уровень   занятости среди молодежи будет зависеть от общей  ситуации  на  рынке  труда.  Тем  не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и  меньшими  темпами,  чем  у зрелых работников.

На современном рынке труда молодёжь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства. К ним относятся:

- Отсутствие требуемого  работодателями  стажа  и  опыта работы и сложность получения этого опыта:

Наличие опыта   и  стажа  работы,  желательно  по  специальности,  на сегодняшний день является одним из существенных требований к  кандидатам  на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно,  не  имеющих опыта работы и стажа  в  этом  случае  на  работу  зачастую берут неохотно. Следовательно, некоторые представители Российской молодёжи не имеют не только  опыта  работы,

но и возможности получения такого опыта.

Решение этой проблемы можно найти в реализации  такого  механизма как квотирование  рабочих  мест  для  выпускников.  В  настоящее  время  эта практика применяется к таким категориям граждан как  инвалиды,  дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация  этих  льгот  носит  добровольно- принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики  на данный момент нет.

Альтернативой  практике  квотирования  может  стать  система  условий,   при которых работодателям  было  бы  выгодно  брать  на  работу  выпускников,  в частности - введенная на муниципальном уровне система  налоговых  льгот  для работодателей, принимающих на  работу  выпускников  учебных заведений.  Реализация  этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных  структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые  позволят определить стратегию реализации идеи.

Еще одной  возможностью  получения  необходимого  опыта работы может быть практика временного найма на  разовые  работы.  Такие  как различного    рода    рекламные    акции,    маркетинговые     исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость  на  общественных работах, деятельность в общественных  организациях  в  качестве  волонтеров.

Здесь полезным было бы ввести практику получения  рекомендательных  писем  с мест такой работы.  Временная  занятость  выпускников  в  данном  случае  не только позволит им получить опыт, но  и  заработать  репутацию,  что  играет значительную роль на современном рынке труда.

Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В  настоящее  время организацией молодежной практики занимается служба занятости.  Однако  брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным  даже  при условии того, что половину заработной платы  выплачивает  служба  занятости.

Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать  получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны  предоставить  ему место для практики. Чтобы реализовать такой  механизм,  необходимо  создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, посредством создания соответствующей странички в Internet.

На федеральном уровне необходимо создание и  реализация  программы  создания рабочих мест  специально  для  молодых  специалистов.

Практическая реализация этой программы пока  маловероятна  из-за  недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

- Проблема дискриминации женщин при приеме на работу:

Проблема  заключается  в  том,  что  при  приеме  на   работу   работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее  желательным кандидатом при приеме на работу оказывается  молодая  замужняя  женщина,  не имеющая детей. Работодатель в данном случае  предполагает  возможную  скорую беременность такой женщины и,  не  желая  нести  лишние  расходы  на  оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

Изменить ситуацию  крайне  трудно. В данной ситуации можно предложить  следующие решения проблемы.

Прежде  всего  -  использование   возможностей   служб   и   курсовой   сети Департамента  занятости  для  предоставления  возможности  женщинам   пройти специальный   тренинг,   позволяющий   впоследствии   взаимодействовать    с работодателем  более  успешно  и  преодолевать   предрассудки,   ведущие   к дискриминации по половому признаку.

Другим предложением стало - использовать некие  обходные  пути,  позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить  работу.  Такими  путями могут стать:  работа  на  дому,  разовые  работы,  самозанятость.  Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой  квалификацией  и  желающих иметь  работу,  позволяющую  раскрыть  их  интеллектуальный   и   творческий потенциал.

Еще  одним  решением  проблемы  может  стать  в  перспективе  предоставление кадровыми  агентствами  услуги  по  лизингу  персонала.  Однако  в  условиях современного  налогообложения  использование  этих  услуг  для  работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения  представляется  в настоящее время проблематичным. Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить  долю  женщин  в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности.

- Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда:

Проблема заключается в том, что существует несоответствие между  тем,  какие специальности  на  конкретный  момент  требуются  на  рынке  труда,  и  тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь  идет о том,  что  рынок  труда  в  настоящее  время  даже  приблизительно  сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая  ситуация  в обществе нестабильна. Приобретая,  казалось  бы,  престижную  специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании  вуза  в  связи  с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

В  данном  случае  наиболее  важным  представляется  наличие  у  выпускников навыков, позволяющих быстро  адаптироваться  к  изменившейся  ситуации.  Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как  в  семье, так и во время обучения специальности.

Другим  механизмом  адаптации  к  требованиям  рынка  является  переобучение специалистов  в  службе  занятости  и  в  вузах.  Для   этого   могут   быть использованы  механизмы  получения  различного  рода  кредитования  обучения студентов  работодателями,  что   позволяет   выпускникам   определиться   с дальнейшим местом работы.

Кроме  того,  возможно  налаживание  механизма,  при  котором   вузы   будут заключать  с  предприятиями  прямые  договора   на   обучение   специалистов требуемых специальностей.

Создание  информационных  систем,  позволяющих  учитывать  спектр  вакансий, анализировать их и прогнозировать  ситуацию  на  рынке  труда  тоже  улучшит ситуацию. Такая работа уже  начата,  о  чем  проинформировали  представителя муниципальной власти.

- Проблема адаптации на рынке труда  выпускников  вузов,  являющихся  рядовыми запаса российской армии:

Проблема "вуз-армия-рынок" состоит  в  том,  что  молодые  люди,  получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию  и, возможно, уже имевшееся  место  работы.  После  возвращения  со  службы  эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют  возможности  возобновить свою  квалификацию.  В  результате  рынок  труда  теряет   квалифицированных специалистов,  а  граждане,  отслужившие  в  армии  -  возможность  получить достойную работу. Частично  это  связано  с  тем,  что  в  данной  ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус  безработного  и  встать на учет на бирже труда.

В  качестве  возможных  путей  решения  было   предложено   разработать   на муниципальном  уровне  через  департамент  занятости  населения  специальную программу  по  адаптации  на  рынке  труда  выпускников  вузов,   являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации  данной  программы  могли  бы подключиться общественные организации  города.  Одним  из  шагов  реализации подобной  программы  может  стать  создание  при  общественных  организациях консультативных центров  по  вопросам  трудоустройства  для  рядовых  запаса российской армии.

Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В  частности - обеспечить этой категории молодых людей  получение  статуса  безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на  федеральный  уровень с соответствующими законодательными инициативами.

- Проблема недостатка рабочих мест определённой специальности:

В настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую  профессию. Например, такую как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения  труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Чего нельзя сказать о таких профессиях как медики или учителя: в данном случае спрос превышает предложение и выпускникам медицинских или педагогических учебных заведений устроиться на работу легче. Но данные профессии низкооплачиваемые, поэтому желающих получить их мало. Для того чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, обратить внимание на неё государству. Принять меры для вовлечения молодёжи во все сферы  трудовой занятости.

Необходимость формирования современной  законодательной  базы  в  области государственной молодежной политики определяется сохранением,  а  нередко  и нарастанием  целого  ряда  социальных  проблем   молодежи,   что   негативно отражается  на  социально-экономическом  и  культурно-духовном  аспектах  ее жизнедеятельности  и  перспективах  ее  развития.  Предпринимаемые  меры  по повышению образовательного  уровня  молодежи,  ее  трудоустройству,  решению жилищной  проблемы,  развитию  разносторонних  способностей  молодых   людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих  мер,  их  частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Правовое регулирование, связанное  с  проблемами  молодежи,  до  активизации нормативно-правовой    деятельности    Комитета    по     делам     молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем  тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или  категорий  населения,  в которые без особого выделения входили и молодые жители  округа  (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и  т.д.).

В количественном отношении документы, отстаивающие  и  реализующие  принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных  пособий  и компенсаций преобладали.  Несмотря  на  существование  на  тот  период  ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой  молодежи в программах  ее  временной  и  постоянной  занятости,  достаточно  развитую клубную работу, молодежь до  определенного  момента  не  имела  достаточного правового обеспечения своего статуса  в  качестве  субъекта  государственной молодежной политики,  как не имели ее в достаточной степени органы  по  делам молодежи.

Однако формирование  сильной  политики,  достижение  устойчивого  управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в  первую  очередь посредством  законодательных   актов,   определяющих   рамки   деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов,  распорядительных  и исполнительных актов. Их  принятие  -  залог  эффективного  функционирования системы государственного управления субъекта РФ.  Важнейшими  документами  с этой точки  зрения  являются  законодательные  акты,  касающиеся  реализации местной государственной молодежной политики.

Целью таких законов  является установление правовых  основ  государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, что  общие  положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в  систему правомерной деятельности окружных органов  государственной  власти,  органов местного самоуправления.

Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления.

Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи  и  ее  укоренение (в том числе связанное  с  ее  жилищным  обеспечением,  а  также  поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер  (досуговая  работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и  молодежных организаций, социально-психологическая  реабилитация  детей  и  т.д.),   не обязательно посредством  законов,  как-то  необходимо  для  стратегических, сложных  направлений:  важными  элементами  правового  регулирования  должны стать и постановления Губернатора и ведомственные акты.

Отдельных  регулирующих  актов  требуют  и  некоторые  формы   и   механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики:  кадрового (например,  аттестация),  финансового   (формирование   фондов,   конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе  венчурных проектов,   возможности   самофинансирования   и    т.д.),    информационно-аналитического, научно-методического и других его видов.

  На  федеральном  уровне  основным  нормативным  актом  является  Федеральная целевая  программа  “Молодёжь   России   (2001 – 2005гг.)”, которая предусматривает  необходимость  дальнейшего   развития   нормативно-правовой базы,  в  том  числе  и  на  региональном   уровне,   финансовой   поддержки молодёжного предпринимательства, поддержки комплексных  программ  в  области занятости, поддержки молодёжных бирж труда, центров занятости и т.д.  Целью данной программы является создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, в том числе обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи.

Также целью данной программы было создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян; работа со студенческой молодежью.

Ожидаемыми результатами должны были стать: повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи. Для этого необходимо было решить ряд задач, одной из которой являлась     реализация   программ   содействия   социальной   адаптации  и повышения  конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и      профориентации      молодежи,      поддержка     молодежного предпринимательства.

Министерство  образования  Российской  Федерации  осуществляет организацию,  координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит   в   установленном   порядке   предложения   по   уточнению мероприятий       Программы       с      учетом      складывающейся социально-экономической  ситуации, обеспечивает контроль над целевым использованием средств.

Управление   реализацией  Программы  осуществляется  дирекцией Программы,    возглавляемой   заместителем   Министра   образования Российской Федерации.

Реализация  Программы осуществляется  на    основе     государственных     контрактов (договоров),   заключаемых   в  установленном  порядке Министерством  образования  Российской  Федерации  с  исполнителями программных мероприятий.

Эффективность     реализации    Программы    оценивается    по показателям, характеризующим  качество  жизни  молодых  людей,  их социальную интеграцию в общество.

Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, позволило: повысить  уровень  доходов  молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия; снизить  уровень  безработицы  путем  обеспечения  временной и

сезонной   занятости   молодежи,  увеличения  числа  рабочих  мест, повысить деловую активность молодежи.*

                                                       

   

* Федеральная целевая программа «Молодёжь России» 2001-2005гг

        Глава 3. Вторичная занятость студентов УГТУ – УПИ.

Студенты Уральского Государственного Технического Университета – УПИ, как и вся молодёжь Российской Федерации, также нередко сталкиваются с проблемами трудоустройства и из-за отсутствия трудового стажа, и из-за отсутствия спроса на некоторые трудовые ресурсы и прочих проблем. Для того чтобы дать возможность студентам заняться, в свободное от учёбы время, своим трудоустройством в Свердловской области создан Свердловский областной студенческий отряд. В состав областного отряда входит большое количество студенческих отрядов различных вузов, в том числе и штаб студенческих отрядов Уральского Государственного Технического Университета – УПИ. В состав Штаба СО УГТУ-УПИ входит 44 отряда - 37 отрядов УГТУ-УПИ (из них 30 строительных отрядов (6 женских и 23 мужских), 4 специализированных отряда проводников, 3 педагогических отряда), 3 отряда - филиалы УПИ, 4 отряда из других вузов (УРГЭУ, Юридическая академия, Медицинская академия и другие). Общая численность студентов вуза, задействованных в деятельности студенческих отрядов, составляет 850 человек, в подготовительный период – порядка 1500 студентов. Ежегодно создаётся и возрождается 2-3 отряда.

Набор в данные отряды проводится в начале учебного года, кандидаты на протяжении учебного года проходят подготовку и обучение всем навыкам, затем после отбора становятся бойцами. Штаб УГТУ-УПИ и областной штаб студенческих отрядов проводят профессиональное обучение бойцов и командиров-комисаров с последующей  аттестацией. Бойцы строительных отрядов получают соответствующие удостоверения.

На протяжении всего учебного года, пока идёт подготовка к «целине», то есть к летним трудовым работам, бойцы отрядов подрабатывают в различных организациях. В основном это бойцы строительных отрядов, студенты старших курсов. Они совмещают работу и учёбу, тем самым получают профессию, опыт и зарабатывают себе на жизнь.  Временная  занятость  студентов  в  данном  случае  не только позволит им получить опыт, но  и  заработать  репутацию,  что  играет значительную роль на современном рынке труда.

Во время подготовки к «целине» ребята проводят выездные семинары командиров с последующей  аттестацией, создают инициативные группы по поиску работы, состоящие из командиров отрядов, проходят обучение и аттестацию, проходят медицинский осмотр с получением сан. книжек. Также студенческие отряды активно участвуют в социальной жизни:  в подготовительный период педагогические отряды выезжали с концертами в подшефные детские дома, организовывали сбор вещей и игрушек для детей-сирот. В течение года все отряды принимали участие в организации встречи детей Беслана, организации поздравления ветеранов Русско-японской войны, организации праздников в школах города.

Отряды активно помогают хозяйственным службам университета в работе по благоустройству зданий и территории УГТУ-УПИ (спортивные площадки в студенческом городке и т.д.)

Совмещая работу и учёбу, отряды очень большой вклад вносят  в проведение различных культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также непосредственно в них активно участвуют.  Например, в 2005 году совместно с Областным Штабом   проведены следующие культурно – массовые мероприятия:

Дата проведения

Мероприятие

1.

Ноябрь- декабрь

Агитационная кампания

2.

декабрь

Конкурс танцевальных коллективов

3.

декабрь

Областной слет студенческих отрядов

4.

8 января

Карнавальная ночь “Рождественские встречи в УПИ”

6.

8 марта

Традиционный хоккейный турнир

7.

февраль

Конкурс кандидатов студенческих отрядов УГТУ

8.

Март-апрель

Спортивные соревнования в рамках областного фестиваля «Звездный» (турниры по футболу, волейболу, баскетболу, соревнования по лёгкой атлетике и т.д.)

9.

март

Конкурс кандидатов (2 тура)

10.

март

Конкурс инсценированной песни

11.

май

Конкурс коллективов художественной самодеятельности (агитбригад)

12.

май

Областной фестиваль СО “Звездный”

13.

29 мая

Старт целины

14.

август

Фестиваль песни «Знаменка»

Во всех мероприятиях отряды УГТУ-УПИ заняли призовые места. И такие факты говорят о том, что студенты нашего университета очень спортивные и творческие люди. Также в течение 2005 года студенческие отряды принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий, самые крупные из которых: XX Межвузовский студенческий фестиваль «Весна УПИ-2005», юбилеи факультетов, 85-летие УГТУ-УПИ.

В летний период, когда бойцы всех отрядов уже прошли необходимую подготовку и сдали сессию, начинается «целина». Она длится в среднем два месяца. Бойцы строительных отрядов работают по договорам в строительных организациях, бойцы отряда проводников отправляются работать проводниками на поездах дальнего следования, а бойцы педагогических отрядов работают пионервожатыми в различных пионерских лагерях. В основном студенты выезжают на летние работы в такие районы России как Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область (Краснотурьинск, Нижний Тагил, Североуральск, Тавда, Заречный и др.), Тюменская область, Красноярский край, Норильск, Надым, Кировочепецк.

Во время «целины» бойцы студенческих отрядов получают заработную плату.  За последние три года она составила:

Зарплата бойцов студ. отрядов УГТУ-УПИ (в тыс. руб. в месяц)   

Наименование отряда:

2003г.

2004г.

2005г.

Строительный отряд:

- мужской

10

10-15

12-18

- женский

5-6

6-9

7-11

Отряд проводников

6

7

8-9

Педагогический отряд

1200

1,5-2

3-3,5

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что зарплата студентов с каждым годом увеличивалась в среднем на 1000 рублей. Также видно, что зарплата  мужских строительных отрядов выше, чем у других.  И это ещё раз доказывает, что проблемы, перечисленные во второй главе, действительно существуют. А именно то, что зарплата бойцов  мужских строительных отрядов примерно в четыре раза выше зарплаты бойцов педагогических отрядов, говорит о низкооплачиваемости педагогической деятельности, а так же о её низком предложении, если учесть то, что в состав штаба СО УГТУ-УПИ входит всего три педагогических отряда, тогда как строительных – 30.  Но данные проблемы, как уже говорилось ранее, это проблемы государственного масштаба и решать их необходимо соответственно на уровне государства.

В целом,  можно сказать, что студенческие отряды помогают молодежи, в лице студентов, реализовать себя, вести здоровый образ жизни, организовать досуг, заработать деньги, получить различные навыки и опыт в трудовой деятельности. Я считаю, что создание подобных отрядов и увеличение их числа просто необходимо, так как это значительный шаг к решению тех проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь, в том числе и студенты,  на данном этапе развития.

                                             Заключение

В моей работе сделана попытка  дать  анализ  как  научно – теоретического, так  и  практического  аспекта  деятельности  такого   составного   элемента рыночной  экономики,  как молодёжный рынок  труда.  Очевидно,  что  из-за   чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в  одной  работе все стороны  этой  проблемы.  Однако,  исходя  из  всего  вышесказанного,  можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что  рынок  труда  это не только отношения  между  наемными  молодыми  работниками  как  субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие  по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда  испытывает  колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы,  как  работников,  так  и работодателей посредством специализированных организаций и  законодательного регулирования  трудовых  отношений,   и   предпринимательские   объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике  с  присущим  ей  крупным государственным  сектором  и активным  вмешательством  в  рыночные   процессы   говорить   о   построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует  и  несовершенство правовой базы, и налогового  законодательства,  и  коррупция  в  руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать  проблемы  на молодёжном рынке  труда, необходимо  сначала  реформировать  все  сферы  экономической,   политической   и социальной жизни общества.

В своей работе я раскрыла проблемы молодёжной занятости, на примере вторичной занятости студентов Уральского Государственного Технического Университета – УПИ, пришла к выводу, что данные проблемы необходимо решать на государственном уровне.

В нашем государстве для решения проблем молодёжи принята Федеральная целевая программа «Молодёжь России» 2001-2005гг. Остаётся лишь только надеяться, что данная программа поможет нашей молодёжи найти своё достойное место в обществе и стать на правильный путь.

                    Список использованной литературы

1.     Аброчнов А. Мотив к труду.// Биржа плюс карьера, 2003, № 35.

2.     Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2002, №7, с.111-120.

3.     Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2004.

4.     Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.

5.     Гарсия-Исер М. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики,   2003, № 2.

6.     Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики, 2004, № 2

7.     Камаев В. Д. Основы экономической теории - М.,2001 г.

8.     Колтунов В. М. Основы рыночной экономики -    Н. Новгород, 2004 г.

9.     Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001, №8, с. 62-70.

10.            Львова Ю.А. "Современные тенденции на рынке труда"// "Справочник кадровика" №10. 2004

11.           Лялюев  А.Н. Рынок труда стабилизируется.// Нижегородская правда, 2001, 27 июня.

12.            Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2002 г. Т. 1

13.            Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2003, №3, с.47-52.

14.            Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.

15.            Показатели занятости и безработицы г. Москвы "Московская правда - БТ" №7(54) от 26 июля 2004 г.

16.            Помощь безработным гражданам в организации собственного дела // ″Биржа труда" № 5(79) июль 2004 г.

17.            О. Осколкова Старение населения в странах // МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2003. № I0. - с. 74

18.            Рынок труда и доходы населения/ Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие –М.:Информационно-издательский  дом “Филинъ”, 2001

19.            Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово – экономического кризиса //Человек и труд.-2004-№3.

20.            Суворова Л.В. Рынок труда и безработица – Н.Н., 2004.

21.            Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2003, №3, с.85-93.

22.            Четвернина  Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2001, № 2.

23.            Экономика/  Под ред. Булатова А. С.  -  Москва,  1997 г

24.            Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие .-М.:ИНФРА-М,2003

25.            Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А./ Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2004, №7, с.4-20.


[1] Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица - с.30

[2] Никифорова А.А. Рынок  труда: безработица и занятость - с.34

[3] Экономика. Под ред. Булатова – с.238

[4] Экономика. Под ред. Булатова А.С.- с.239