Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ  ЭССЕ

СТУДЕНТКИ  I КУРСА

ЯНКОВОЙ   МАРИАННЫ   СЕРГЕЕВНЫ

«Проблемы защиты авторского права

в сфере web-журналистики Рунета»

Предмет:                     СОФ  СМИ

Преподаватель:          Любановская Юлия Олеговна

г. Калининград

 2000г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования

Эмпирическая база

Методологическая база

Цели и задачи исследования

I ЧАСТЬ

WEB-ЖУРНАЛИСТИКА И ЗАКОН

II ЧАСТЬ

КОПИРАЙТ

ВАРИАНТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

«У вас есть право защищать свои права!»

www.uka.ru/copyright

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительного развития сети Интернет как четвертого вида средств массовой информации, web-журналистика получает всё большее распространение. За сравнительно короткий срок она превратилась в могучий фактор, влияющий наряду с печатью, радиожурналистикой и тележурналистикой на все сферы социально-экономической, общественно-политической, научной, культурной и досуговой жизни современного общества. Web-журналистику часто называют сетевой журналистикой, кибер-журналистикой, виртуальной журналистикой или же просто Интернет-журналистикой, что ничуть не меняет её социальной роли.

В сущности, сетевая журналистика рассматривается как очередная историческая форма развития одного из направлений  электронных средств массовой коммуникации, появившаяся вслед за радио, телевидением, видео. Это утверждение подтверждается не только количеством пользователей Интернета (15% населения страны), но и фактом реализации в виртуальном пространстве её разнообразных функций, аналогичных функциям традиционных СМК.

Информатизация открывает новые возможности традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания. Вместе с тем, по крайней мере часть аудитории перестаёт читать газеты, пользуясь получением информации через Всемирную паутину. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета.

Чем больше выбор, тем больше возможностей для получения информации. Важнейшее значение приобретает защита авторских прав той или иной информации в сфере сетевой журналистики. На сегодняшний день Интернет успел реализовать, пожалуй, все возможные варианты нарушения авторских прав: самовольную публикацию без согласия автора и без ссылок на авторский текст, плагиат, публикацию текста с многочисленными ошибками и даже приписывание текста не тому автору. Виртуальные «похитители» текста порой даже не знают о существовании значка копирайт, что не освобождает их от ответственности.

К сожалению, не всегда удается обнаружить первоисточник украденной информации вследствие того, что содержание сайтов постоянно обновляется, то есть находится в процессе замены старых текстов на новые. Особенно остро эта проблема ощущается на сайтах информационно-новостной направленности, где концепцией существования и является постоянная смена заголовков, статей,  рекламных баннеров, онлайновых соцопросов и т.д.

Объектом данного исследования являются русскоязычные сайты журналистской направленности, а также общенациональные и региональные виртуальные средства массовой информации Рунета.

Эмпирической базой послужили правозащитные и юридические порталы Рунета. В исследовании также использованы результаты социологических опросов, проведенных на http:www.gazeta.ru и http:www.lenta.ru.

Теоретической и методологической основой настоящего исследования послужили аналитические статьи сайта «Ассоциации по защите авторских прав в сети», законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» от  9 июля 1993 года,  «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., а также международные правовые акты, регулирующие защиту авторских прав.

Целью исследования является выявление причин, затрудняющих защиту авторских прав в сфере web-журналистики как в России, так и в мире в целом. Задачей выступает формулирование вариантов и способов решения поставленных проблем.

ЧАСТЬ I

WEB-ЖУРНАЛИСТИКА И ЗАКОН

На сегодняшний день законодательная база для сферы web-журналистики Рунета находится в зачаточном состоянии. Единственный закон, гарантирующий защиту авторского права в Российской Федерации, был принят 9 июля 1993 года («Об авторском праве и смежных правах», № 5351-1). Сегодня, в 2000 году, на него ссылаются лишь некомпетентные web-журналисты и так называемые «сетевые графоманы», так как влияние данного закона в сети Интернет сводится к минимуму.

Для того, чтобы глубже вникнуть в суть проблемы защиты авторского права, исследователь считает необходимым ввести понятие авторского права. Авторским правом называется раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. Причем, авторское право распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Авторские права относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность в свою очередь является всего лишь условным собирательным термином, который включает в себя права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, к которым смело можно отнести и авторские права в сфере сетевой журналистики. К международным актам, участником которых является Россия, и действие которых распространяется на защиту прав авторов, относятся: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (Бернский Союз); Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО и подписанная в 1952 году и Стокгольмская конвенция от 14 июля 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

В настоящее время Россия имеет ряд двухсторонних соглашений по вопросам защиты прав авторов, и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и Всемирной конвенции «Об авторском праве».

Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» является старейшим актом в области охраны авторских прав (она была заключена в 1886 году). В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась, и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт, обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав.

Всемирная конвенция об авторском праве в Париже ещё аж в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.). Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел – «специальные положения», относящийся к развивающимся странам.

Для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В соответствии со ст. 2 Конвенции, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе (как, впрочем, и на веб-сайте, который в свою очередь является виртуальным носителем) и распространена на неограниченном количестве копий.

В 2000 году в России в сфере защиты авторских в сети Интернет реально  функционируют: Российское авторское общество (РАО), Ассоциация защиты авторских прав в Сети, Союз Операторов Интернет, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности и некоторые другие организации, существующее скорее виртуально, нежели реально. Однако официально.

Фонд развития Интернет-культуры начал Web-депонирование сайтов и Интернет-публикаций, что позволит защитить авторские права в сети Интернет. "Мы не предотвращаем пиратское копирование и использование информации, так как в сети Интернет это невозможно осуществить в принципе. Мы даем возможность авторам законным образом бороться с последствиями такого воровства", - именно так декларируют свою цель сами создатели этого проекта. Фонд развития Интернет-культуры берет на себя роль "независимого свидетеля" для конкретной электронной публикации. Фактически, Фонд собирает "вещественные доказательства" в виде копии сайта на компакт-диске, которые впоследствии могут быть использованы для защиты авторских прав. Отметим, что эта услуга - платная, хотя и весьма недорогая. В свете первых судебных процессов о защите авторских прав в Интернете такой проект может оказаться достаточно популярным у авторов сайтов, обеспокоенных проблемой плагиата.

На недавно прошедшем в Сеуле двухдневном семинаре по проблеме защиты авторских прав в Интернете эксперты из Соединенных Штатов, Японии, Китая и Финляндии, а также исполнители и бизнесмены обсуждали способы борьбы против веб-сайтов и технологий, которые позволяют распространять музыкальные произведения бесплатно. В частности, музыкальная индустрия теряет миллионы долларов из-за пользователей Интернета, которые предпочитают обмениваться записями между собой вместо того, чтобы покупать диски в магазине. Возможные меры против "музыкальных пиратов" включают в себя шифрование записей, жесткий контроль над соответствующими веб-сайтами и введение более жестких законов для защиты авторских прав. По словам корреспондента компании «Би-би-си», представители музыкальной индустрии признают, что остановить пиратство будет нелегко из-за темпов развития новых технологий и глобального масштаба Интернета. Но музыкальная индустрия страдает в последнюю очередь. А в первую – информационная, когда информация становится абсолютно доступной любому пользователю сети. Выполнив такие несложные операции, как копирование и вставка текста, любой желающий станет обладателем той или иной информации. Исключая, пожалуй, flash-технологию, с помощью которой можно обеспечить небольшую степень защиты представленной на сайте информации. Однако процесс комплектации текстов в формат flash довольно трудоёмкий и крайне нерациональный. Особенно в том случае, если речь идёт об объёмных текстах (например, свод законов или же содержание книги в цифровом виде). А тексты небольшого объема, как правило, прочитываются целиком, легко усваиваются и поэтому не требуют дословного сохранения.

ЧАСТЬ II

КОПИРАЙТ (COPYRIGHT)

Слово «копирайт» происходит от слияния английского глагола to copy (копировать) со словом right (право). Для русских людей копирайт является правом, регулирующим отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства; авторское право охраняется как в уголовном, так и в гражданском порядке. Значок копирайта (с) или Ó закрепляет наименование обладателя авторского права и год публикации произведение, статьи, заметки и т.д.

Обычно знак копирайта ставится под опубликованным материалом рядом с фамилией автора. Он предупреждает о том, что данный текст защищённый авторским правом, не может быть использован или перепечатан без согласования с автором, хостером, редакцией, вебмастером либо иным человеком или организацией, имеющей отношение к той или публикации. Но что мешает плагиатчику избавиться от значка копирайта в процессе редактирования текста? Ничего. Однако если обнаружится абсолютный аналог «защищённого» текста, то разбирательство будет явно не в пользу плагиатчика. Для того, чтобы не возникало неприятных для обеих сторон ситуаций, по закону необходимо заключать авторский договор. Официальная формулировка понятия «авторский договор» выглядит следующим образом: это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т. п. об использовании произведения литературы, науки или искусства (издательский, постановочный, сценарный и др. авторский договор). В российском праве условия авторского договора определяются гражданским законодательством. В сфере web-журналистики авторским договором можно назвать соглашение автора на распространение его текстов другим лицом без ссылки на первоисточник. Несправедливо? Возможно. Но многие сетевые журналисты именно таким способом зарабатывают деньги. В России пока небольшие, а вне Рунета такой практикой занимается треть специалистов по Public Relations и многие репортёры.

Дело в том, что автор или вебмастер ни теоретически, ни практически не может отследить каждого пользователя, который посетил его сайт. В большинстве случаев технически зафиксировать посещение можно лишь с помощью интернетовских счётчиков. Несомненно, существует профессиональная дорогостоящая техника, приобретение и обслуживание которой могут позволить себе, пожалуй, только спецслужбы. Её установка для «рядового обывателя» незаконна, поскольку беспрерывная слежка и контроль могут быть использованы не по назначению или даже приравнены к шпионажу.

ВАРИАНТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Защита – слишком громкое слово, чтобы оно могло оправдать себя в Интернете. Если относиться к Глобальной Сети как к своеобразному информационному полю битвы, то для того, чтобы не быть уничтоженным, надо применять соответствующие меры. Самое страшное для сайта информационной направленности – это непосещаемость, то есть отсутствие визитов на сайт (после чего следует падение в рейтинге, которое, как правило, заканчивается закрытием сайта).

Ниже исследователем предлагаются варианты информационной защиты в сфере web-журналистики.

1. Договор о неразглашении информации, полученной с того или иного сайта.

(Договор может быть заключён как с автором, так и с вебмастером сайта. Он может быть построен как на доверии, так и заверен юридически.)

2. Регистрация на сайте для получения информации.

(Может быть как бесплатная, так и платная. Плата за регистрацию должна быть очень невысокой, но может также и зависеть от качества информации или от степени её секретности)

3. Разрешение доступа на сайт только при вводе пароля.

(Способы получения пароля самые разные: от дружбы с вебмастером, до официального обоснования своей заинтересованности в информации, предлагаемой на том или ином сайте/)

4. Сохранение документа в архив, защищённый паролем.

(Схема получения документа аналогична пункту 3.)

5. Введение оплаты за получение информации.

(В этом случае есть опасность резкого снижения посещаемости, падения рейтинга; сайт рискует остаться невостребованным).

6 Заказ или запрос той или иной информации по e-mail.

(Электронное письмо в этом случае будет играть роль расписки или свидетельства вашего обладания той или иной информацией).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так реально ли создать действующую систему защиты авторских прав в Рунете (желательно в максимально сжатые сроки)? Ответ неоднозначен: сложно, но возможно. Журналистская деятельность в Интернете – это в первую очередь не работа, а творчество. Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе какого-либо изобретения. Однако речь идёт о журналистском понятии творчества. Странно, но литераторов охотнее признают «творческими личностями», нежели журналистов, и об их правах заботятся больше, хотя количество нарушений авторского права в сфере журналистики несоизмеримо выше. Тем более в такой неосязаемой области, как Интернет. Мы видим, что правовая база в России есть. Но законы не скорректированы для функционирования в Сети, на чём и строится несанкционированное использование информации, полученной через Интернет.

Массовая сетевая слежка за соблюдением авторских прав  повлечёт за собой привлечение спецслужб, что может вылиться в СОРМ-3. И посему пока остаётся лишь надежда на порядочность и добросовестность тех, кто пользуется информацией, помеченной копирайтом.

Список используемых материалов:

«Интерньюс в России:  www.internews.ru

Сайт Российского Авторского общества: www.rao.ru

Сайт Гильдии Прессы «Internet Press Guild»: www.netpress.org

Правовой Сайт www.pravo.lnet.ru

www.litera.ru:8080/slova/teoriya

www.massmedia.newmail.ru

www.npi.ru/rubinov

Interactive Media Writers Association: www.imwa.com

Сайт телекомпании “Би-Би-Си”: www.bbc.com

www.uka.ru/copyright

www.roms.ru

www.copyrighter.ru

Сайт Союза Операторов Интернет: www.soi.ru

Сайт Фонда развития Интернет-культуры: www.frinc.org/wd

Серых Л.А. «Интернет разрушает монополию на истину», Самарский Гос. Университет, 1998г.

Сайт www.monitoring.ru

Энциклопедия Кирилла и Мефодия онлайн: www.km.ru

Карелина М.М. «Международно-правовые акты, регулирующие защиту авторских прав» (www.uka.ru/copyright).

Богуславский М. М. "Вопросы авторского права в международных отношениях", Москва, Наука, 1973 г.

Воронкова М. "Срок действия авторского права",  Российская юстиция №2, 1995 год.