Биологические основы отклоняющегося развития

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ

Контрольная работа по дисциплине «Специальная психология»

на тему «Биологические основы отклоняющегося развития»

Выполнила: студентка V курса

группы Пз-061

Сутчева И.Н.

Проверила: к. пс. н., доцент

Курышева И.В.

г. Волжский, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Систематизация причин нарушений развития…………………..4

2. Биологические основы отклоняющегося развития……………..7

Заключение …………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………….19

Введение

Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических) нарушений, особенно заметных в детском возрасте. В основе нарушений развития лежат поражения нервной системы или отдельных анализаторов. В зависимости от воздействия патогенных факторов причины нарушений развития разделяют на две группы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). В каждой группе установлен перечень заболеваний, а также факторов риска, приводящих к различным нарушениям и отклонениям в развитии детей. Зарубежные исследователи считают, что необходимо рассматривать биологические, психологические и социальные влияния в их взаимосвязи. Спектр нарушений развития очень широк. Установлено, что для биологической полноценности индивида большое значение имеют социально-психологические факторы, а, с психолого-социальной точки зрения, для нормального развития личности существенны и биологические факторы. Выявление причин, вызвавших отклонение в развитии, необходимо для научного обоснования психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций.

1. Систематизация причин нарушений развития

Под причиной нарушений в развитии понимают воздействие на организм внешнего и/или внутреннего фактора, которые определяют специфику поражения или нарушения психомоторных функций. Изучение этиологии или причин развития нарушений развития в детском возрасте предполагает изучение того, как биологические, психологические и средовые процессы взаимодействуют, что именно приводит к результатам, наблюдаемым в поведении детей спустя какое-то время. По биологическому, социальному, психологическому и педагогическому аспекту причины нарушений могут быть разнообразны. Нарушения возникают в результате действия наследственных факторов, а также в период внутриутробного (пренатального) или послеродового развития (постнатального). В настоящее время большая часть причин установлена, в той или иной мере изучена и отражена в специальной литературе. Но до сих пор нет единого мнения, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, существуют противоречивые данные о причинах нарушения интеллекта: одни исследователи 90% случаев этих нарушений приписывают пренатальному, 3% – перинатальному и 7% постнатальному периоду, а другие авторы на все эти периоды отводят пропорционально по 1/3 случаев. Помимо взглядов исследователей, принадлежащих к различным научным школам, различия в выделении причин могут зависеть от экономических условий, культуры и традиций, уровня медицинского обслуживания и других условий конкретной страны или региона, а также от развития науки и общества в целом. Так, развитие специальной психологии и детской патопсихологии позволило выделить факторы риска и факторы жизнеспособности, влияющие на пути развития детей. В самом деле, почему одни и те же вредоносные воздействия у одного ребенка привели к тяжелым нарушениям, а у другого – нет? Поиск ответа на этот вопрос привел к выделению факторов риска и факторов жизнеспособности. Факторы риска – это условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность наступления этого результата. Многие из факторов сегодня значительно отличаются от тех, с которыми люди сталкивались еще в прошлом веке. К таким новым неблагоприятным условиям относятся ставшие особенно заметными в последнее время заболевания, связанные с ВИЧ инфекцией, наркоманией, проблемы адаптации детей из семей иммигрантов, неадекватный уход за ребенком со стороны малоимущих родителей, бездомность и др. Даже прогресс в медицине может иметь отрицательные последствия: повышение вероятности выживания недоношенного плода способствует увеличению числа детей с трудностями в поведении и обучении. К факторам риска сегодня относятся бедность (низкий доход в семье влечет за собой низкий уровень образования, недостаточное медицинское обслуживание, плохое питание, ограниченные возможности в приобщении к культуре) и другие негативные социально-экономические условия, а также насилие, пренебрежение жизненными потребностями ребенка, с которыми сталкиваются многие дети и которые оказывают кумулятивное воздействие на их психическое здоровье. Факторы жизнеспособности – это условия, которые повышают способность человека избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность возникновению нарушения. Понятие факторов жизнеспособности не предполагает какого-то прямого пути, ведущего к конкретному результату; напротив, оно связано с постоянно меняющимися защитными и ослабляющими факторами, имеющими отношение как к самому ребенку (например его темперамент), так и к его окружению (например заботливые родители, бабушки и дедушки), а также взаимодействию ребенка и окружения. Защитные факторы – это личностные или ситуативные условия, которые уменьшают опасность развития у ребенка расстройства, тогда как ослабляющие факторы приводят к увеличению вероятности возникновения у ребенка трудностей. И те и другие факторы следует рассматривать как процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может выступать в качестве и защитного, и ослабляющего фактора в зависимости от общих условий, в которых они действуют. В основе самой распространенной классификации причин нарушений в развитии лежит разделение их на две группы в зависимости от времени и среды воздействия. Выделяют причины внутреннего происхождения (эндогенные) и внешнего происхождения (экзогенные).

2. Биологические основы отклоняющегося развития

Незрелость развития мозга и слабость гематоэнцефалитического барьера обусловливают повышенную воспри¬имчивость ЦНС ребенка к различным патогенным факто¬рам. Они не оказывают влияния на взрослого человека, но вызывают нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей. У них встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которые у взрослых либо со¬всем не возникают, либо наблюдаются очень редко. Часто у детей мозг вовлекается в соматические инфекционные процессы, что также связано с недостаточностью мозго¬вых защитных барьеров и слабостью иммунитета. Наблюдения Ю.А. Якунина, Э.И. Ямпольской и др. сви¬детельствуют о том, что среди всех нервно-психических за¬болеваний в детском возрасте поражения нервной системы пренатального периода составляют 65—80%, из которых на перинатальное поражение приходится около трети. Среди причин внутриутробной патологии определен¬ная роль принадлежит соматическим заболеваниям мате¬ри. Болезни сердечно-сосудистой системы, органов ды¬хания, крови, почек, вызывая нарушения маточно-плацентарного кровообращения, препятствуют нормальному функционированию системы мать—плацента—плод. Эндокринные болезни матери нарушают процессы морфогенеза и становления функций многих органов, а также всего нейроэндокринного уровня регуляции. Акушерско-гинекологические осложнения течения бе¬ременности (длительные токсикозы, первичная и вто¬ричная недостаточность плаценты и др.) также могут при¬вести к поражению мозга. Механизмы развития нарушений нервной системы: — прямое разрушающее действие патологического агента на нервную клетку; — избирательное подавление роста и дифференциа¬ции нейронов; — кислородное голодание тканей плода вследствие по¬ражения сосудов плаценты; — воспалительные изменения мозговых оболочек и ве¬щества мозга, в тяжелых случаях приводящие к де¬структивным изменениям, и др. В зависимости от характера биологического патоген¬ного фактора Е.М. Мастюкова выделяет семь основных форм нарушений. При гипоксической форме вследствие асфиксии или кли¬нической смерти ребенка во время рождения наступает кислородная недостаточность мозга с гибелью нервных клеток и малообратимыми изменениями ЦНС. Это мо¬жет проявиться в детском церебральном параличе, нару¬шениях речи, интеллекта. Острая гипоксия (кислородная недостаточность) и ро¬довая травма десятилетия назад считались ведущими при¬чинами поражения мозга у детей. В последние годы рас¬пространилось представление о том, что доминирующее значение в патологии плода и новорожденного имеет не столько острое воздействие на мозг в процессе родов, сколько предшествующее внутриутробное изменение структур мозга созревающего плода под влиянием мно¬гочисленных неблагоприятных факторов. Дети, родившиеся в асфиксии, страдают задержками психомоторного и речевого развития, становления лич¬ности. Но, как показывают исследования, в большин¬стве случаев причина лежит не в самой асфиксии. Извест¬ны примеры, когда, несмотря на перенесенную асфик¬сию, последующее развитие ребенка может идти без осложнений, а некоторые дети (по-видимому, в зависи¬мости от наследственных задатков) достигают высокого интеллектуального развития. Анализ публикаций по этой проблеме показывает, что не продолжительность асфиксии, а действие патогенных факторов в предшествующем периоде в конечном счете определяет прогноз развития. Именно этим можно объяс¬нить, что пренатальные нарушения и дефекты ЦНС со¬ставляют 75—80% поражений нервной системы при дет¬ском церебральном параличе, тогда как на долю перина¬тальных падает лишь 15—20%. Травматическая форма наблюдается при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. При этом происходит локальная гибель нервных клеток с по¬следующим замещением их рубцовой тканью или гидро¬цефалия с повышением внутричерепного давления и ат¬рофией участков мозга. Невропатологи чаще всего имеют дело со случаями сотрясения мозга и ущемления или разрывов отдельных нервных стволов. Особое место занимает родовая травма, когда наряду с механическими повреждениями наблюдается наруше¬ние мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Такое повреждение вызывает отклонения в пси¬хомоторном развитии ребенка: двигательные и речевые расстройства, нарушения памяти и внимания, умствен¬ной работоспособности, эмоциональной сферы и пове¬дения. Эти отклонения могут сопровождаться головными болями и судорожными припадками. Воспалительную форму нарушения вызывают нейроинфекции — менингиты и энцефалиты, а также вто¬ричные воспалительные заболевания мозга, возникаю¬щие в виде осложнений при кори, ветряной оспе, грип¬пе, воспалении легких и т.д. В остром периоде этих заболеваний возможно развитие энцефалита, пораже¬ние вещества и оболочки головного и спинного мозга с последующими двигательными, речевыми, интеллекту¬альными нарушениями. Воспалительные поражения мозга могут возникать в разные периоды его развития. Наиболее тяжелые послед¬ствия наблюдаются обычно при внутриутробном пора¬жении вследствие различных инфекционных заболеваний матери (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и дру¬гие инфекции). В постнатальном периоде заболевание менингитом мо¬жет привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двига¬тельным нарушениям, задержке психического развития. Перенесенный в раннем детском возрасте энцефалит бывает причиной глубоких задержек психического и мо¬торного развития, аффективных вспышек, неустойчиво¬го настроения. Токсические формы нарушений развития чаще всего обусловлены внутриутробными интоксикациями. При¬чиной может быть прием матерью во время беременно¬сти лекарственных препаратов — антибиотиков, сульфа¬ниламидов и др. Действие ядовитых продуктов на ЦНС вызывает задержки развития, умственную отсталость с нарушениями сенсорной сферы и др. Так, в 60-х годах XX века за рубежом широко рекламировалось мягкое сно¬творное талидомид, которое рекомендовалось и беремен¬ным женщинам. В течение нескольких лет рождались дети со специфическими отклонениями в умственном разви¬тии и грубыми уродствами конечностей. Расследование причин выявило патогенное действие талидомида, кото¬рый сразу же был запрещен. Другая распространенная причина — алкоголизм ро¬дителей, употребление алкоголя матерью во время беременности. В результате наблюдается сложное сочетание различных отклонений: структурные изменения в ЦНС, костной системе, внутренних органах сопровождаются неврологическими, психическими и нейроэндокринными нарушениями. Эта своеобразная системность наруше¬ний обусловливает характерные клинические проявле¬ния — алкогольный синдром плода. Установлено, что у детей, родившихся от матерей, употребляющих алкоголь, наблюдается задержка внутри¬утробного развития, микроцефалия, черепно-лицевой дисморфизм. Для новорожденных типичен синдром ги¬первозбудимости, моторная дискоординация, иногда отмечаются судороги, проходящие после дачи ребенку 0,5 г алкоголя. У ребенка диагностируется синдром алко¬гольной абстиненции. В дальнейшем для таких детей характерны отставание в нервно-психическом развитии, низкий коэффициент интеллекта, агрессивность, расстройства слуха, речево¬го аппарата, неврозы, эписиндромы, нарушения пове¬дения. К токсическим причинам относится и прием нарко¬тических средств, в том числе никотина. Установлено, что если женщина выкуривает более 20 сигарет в день, то вес ее ребенка при рождении на 200 г меньше нормы, рост меньше в среднем на 1 см, меньше и окружность головы. Токсическое поражение мозга бывает у детей с на¬следственными заболеваниями обмена веществ, напри¬мер с амавротической идиотией Тея—Сакса или фенилкетонурией (ФКУ). Около 12% умственно отсталых де¬тей имеют в истории болезни именно этот диагноз. Для ФКУ характерно поражение ЦНС и прогрессирующее снижение интеллекта, хотя ранняя диагностика и ран¬нее лечение диетотерапией способствует предупрежде¬нию тяжелых нарушений психомоторного развития у этих детей. Эндокринные заболевания также могут стать причиной интоксикации и поражения ЦНС, изменений в костной и соматической сферах, задержек психомоторного раз¬вития. Одна из причин этого — недостаточность функций щитовидной железы. Эндокринная система вырабатыва¬ет гормоны, поступающие в кровь, лимфу, и регулирует протекание обмена веществ в организме. При нерезком понижении функции щитовидной железы возникает гипотиреоз, приводящий к замедлению психического разв¬ития. Резко выраженное понижение приводит к микседеме со снижением интеллекта от легкой дебильности до идиотии. Хромосомные синдромы как причины нарушений в раз¬витии ребенка подразделяются на две основные формы: — аберрации — изменения числа или структуры хро¬мосом, порождающие генный дисбаланс; хромосом¬ные болезни отличаются, как правило, сложным или осложненным дефектом (в 50% случаев это ум¬ственная отсталость в сочетании с дефектами зре¬ния, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, синдром Дауна); — генные заболевания, когда число и структура хро¬мосом остаются неизменными, а ген, представля¬ющий собой локус (микроучасток) хромосомы и контролирующий развитие определенного наслед¬ственного признака, под влиянием радиации, то¬ков высокой частоты и других неблагоприятных фак¬торов внешней среды мутирует и начинает програм¬мировать развитие измененного признака. Чтобы понять важность роли генетического фактора, необходимо вспомнить природу генов. Уникальный геном каждого человека, состоящий из 100 тысяч генов, определяется при зачатии. Гены содержат информацию, поставляемую каждым родителем, и распределены на 22 парах подобных хромосом и одиночной паре половых хромосом. У мужчин пара половых хромосом состоит из X- и Y-хромосомы (XY), а у женщин ее составляют две X-хромосомы (XX). В сущности, гены – это участки ДНК, сами по себе они не формируют ни поведение, ни эмоции, а могут только продуцировать определенные тенденции реакций человека на окружающую среду. Представление о том, что гены определяют поведение, должно быть заменено более точным утверждением того, что гены влияют на способности человека. У каждого могут быть различные генетические недостатки, тенденции и предрасположенности, но конечные результаты индивидуальных особенностей редко бывают неизбежными. Генетические факторы как причины ряда нарушений в развитии были выявлены сравнительно недавно. Некоторые из них проявляются на раннем этапе развития, другие обнаруживают себя годы спустя. Изменения хромосомной структуры или числа хромосом называют хромосомными аберрациями. Хромосомы и находящиеся в них гены составляют единицы наследственности. В составных частях хромосом в закодированном виде хранятся основные признаки человеческого организма, которые и передаются по наследству. Хромосомные нарушения составляют около 1–1,8% всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5–8% детей, страдающих психическими заболеваниями. Неполноценность родительских половых клеток может быть обусловлена отрицательным влиянием внешних факторов и, в свою очередь, неблагоприятной наследственностью. Так, зарубежные авторы отмечают, что если оба родителя страдают умственной отсталостью, то дети с нарушениями интеллекта рождаются практически в 100% случаев, а если только один из родителей является умственно отсталым, то рождение детей с нарушением интеллекта происходит примерно в половине случаев. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна или трисомия по 21 хромосоме (присутствие в генетическом наборе ребенка трех вместо двух материнских X-хромосом), который составляет около 13% всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. Эту болезнь описал английский врач И.Л. Даун в 1866 году. Она встречается с частотой 1,5 на 1000 новорожденных. Для этого синдрома характерны некоторые отличительные физические черты: маленький череп, большой язык, высовывающийся изо рта, миндалевидные глаза, скошенные брови, плоская переносица, короткий, искривленный мизинец, широкие, квадратные кисти со складкой, проходящей через всю ладонь. Эти особенности иногда не слишком заметны, могут проявляться на фоне умственного, речевого недоразвития, моторной неловкости с разной степенью выраженности. Чаще всего дети с синдромом Дауна рождаются или у очень молодых матерей, или женщин старшего возраста. Наблюдения врачей показывают, что если рожают женщины 20–30 лет, то из 1500 новорожденных один имеет синдром Дауна; если 30–34 лет – 1 из 950; 35-39 лет – 1 из 300, а если 40–44 лет – 1 из 80 младенцев. Последствием хромосомного нарушения является синдром Клайнфелтера. Для новорожденных, имеющих этот синдром, присущи выраженные психические и физические нарушения. Этот синдром составляет 25% всех хромосомных нарушений. Его провоцирует одна или несколько дополнительных хромосом. К этой группе нарушений относится также синдром Тернера. Дети с этим синдромом имеют разные нарушения структуры тела и полового развития. Часто у них наблюдаются пороки сердца, нарушения умственного развития. Синдром формируется в случае, когда в хромосомной паре не хватает одной хромосомы и встречается только у девочек с частотой 1 из 3000. Последствием хромосомных аберраций может быть микроцефалия (недоразвитие головного мозга, уменьшение его объема), нарушения слуха, зрения, интеллекта, деформация конечностей. Всего описано около 300 различных хромосомных аберраций, и этот список постоянно пополняется. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекции. Большую группу наследственных нарушений составляют генные аберрации. Их в настоящее время известно около 2000, и ежегодно этот список пополняется учеными-генетиками. Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребенка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребенок значительно отстает в развитии. Ферментопатии чаще всего выявляются на первых днях и месяцах жизни ребенка. В настоящее время успехи генетики и медицины позволяют до зачатия ребенка провести генетическое исследование полноценности половых клеток будущих родителей или на ранних сроках беременности выявить генные или хромосомные нарушения и предотвратить появление больного ребенка. Последняя в этой классификации форма — наслед¬ственные заболевания и синдромы с неуточненным типом наследования. Предполагаются очень тонкие изменения небольших участков хромосом, влекущие за собой мно¬жественные врожденные аномалии лица, конечностей, соматические и неврологические повреждения, интел¬лектуальную недостаточность, чаще глубокую, с тяже¬лыми нарушениями речи. Признаки, передающиеся по наследству, могут про¬являться в первом поколении (прямая наследственность), последующих (перепрыгивающая), у родственников вто¬рой-третьей степени родства или не обнаруживаться во¬обще (латентное или скрытое состояние). Термин «повреждение» обычно ассоциируется с физи¬ческой травмой, гибелью тканей и видимым разрывом, чаще употребляется термин «дисфункция». Неверно фун¬кционирующие активные нейроны или ферменты могут привести к более серьезным нарушениям, чем наличие нефункционирующих мертвых клеток. Невызванная или не¬скоординированная импульсация поврежденных клеток, их неспособность к порождению импульсов могут стать причиной любых невролого-психиатрических нарушений (А. Гезелл). Таким образом, дисфункция может существо¬вать в отсутствие наблюдаемых повреждений. Согласно статистическим данным, частота поврежде¬ний головного мозга у новорожденных составляет около 7%. Из них около 3% — умственно отсталые дети, спо¬собные обучаться по специальным программам; 0,5 — глу¬боко умственно отсталые; около 2 — дети с органиче¬ским поражением мозга без снижения интеллекта, но с нарушениями поведения, речи, моторики; около 2% — дети с ДЦП и интеллектуальными расстройствами. У детей с легкой мозговой дисфункцией на первом году жизни выраженных нарушений может не выявлять¬ся, но наблюдаются повышенная возбудимость, наруше¬ния сна и др., а в дальнейшем возможна задержка рече¬вого и умственного развития, общая и двигательная расторможенность. Самые разнообразные нервно-психические нарушения при ранних органических повреждениях обозначаются как резидуальноорганические, резидуальные энцефалопатии или резидуалъная церебрально-органическая недостаточность. Их особенность в том, что признаки повреждения ЦНС со¬четаются с признаками нарушенного психомоторного раз¬вития, при этом те или другие признаки могут быть ве¬дущими в картине отклоняющегося развития.

Заключение

В основе тех или иных проблем в развитии особого ребенка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и пр. Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а "набор" дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален. У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога. Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов такие дети не получают полноценной реабилитации, которая особенно важна в течение первого года жизни. При своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Список использованной литературы

1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

2. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.М.1985 г.

3. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998. – 528с. – (Серия ''Популярная энциклопедия'')

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Рогов Е.И. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 448с.

6. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г.

7. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990 г.

8. Хрестоматия: Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция: Учебное пособие для студентов факультетов психологии (сост. Защиринская О. В. ), 2004. – 432 с.

9. Хрестоматия: дети с нарушениями развития/ сост. Астапов В.М., 1995 г.