Проектирование школьного сайта

Содержание

Введение

2

Историей возникновения сети Internet, ее прошлое и ее настоящее

2

История возникновения

3

Что составляет Internet?

4

Word Wide Web

6

Internet в школе

8

Метод проектов

10

Развитие самостоятельности при организации учебной деятельности по изучению информатики

10

Метод проектов

13

Метод проектов на предмете Информатика

19

Принципы создания школьного сайта в НПО «Школа самоопределения»

23

Этапы работы методом проектов

29

Как на меня повлияла работа над школьным сайтом

35

Обзор программ для создания веб-страниц

36

Простейшие средства создания веб-страниц

36

Веб-редактор TextPad

37

Веб-редактор Arachnophilia

40

Веб-редакторы типа WYSIWYG

42

Редактор Star Office

44

Netscape Composer

45

Frontpage

46

Что представляет собой Frontpage в целом

46

Что Frontpage не делает

46

Компоненты Frontpage

47

Frontpage Explorer

47

Frontpage Editor

48

Personal Web Server

50

Администратор сервера

50

Расширения сервера

51

Использование Frontpage Explorer для запуска Web

51

Использование Frontpage Editor для создания страниц

54

Литература

56

Введение

Историей возникновения сети Internet, ее прошлое и ее настоящее

«Сеть Internet является, на мой взгляд, моделью и школой общества будущего. Без самодисциплины, уважения интересов партнеров по сети она не могла бы существовать: в ней нет центрального управляющего органа - ни законодательного, ни управляющего, ни судебного. Хотя человеческие пороки не исчезли, и сеть лихорадит время от времени из-за некомпетентности, попыток отдельных геростратов самоутвердиться, введя в сеть вирус или другую дрянь, сеть работает, что свидетельствует о преобладании разума. Если человечество выживет, определенный вклад в это несомненно внесет Internet... Internet - это первая всемирная библиотека, хранилище всемирного разума и знаний. В этой сети все взаимозависимы более, чем в реальной жизни, она ненавязчиво учит основам морали. Слова здесь бессильны, попробуйте поработать в этой сети, и вы не сможете более обходиться без этого помощника и наставника»[1].

В 1993 году по заказу Европейского Союза группой специальных экспертов был подготовлен материал под названием «Европа и Глобальное информационное сообщество». В этом материале утверждается, что с появлением новых информационных технологий произошла новая промышленная революция, базирующаяся на информации, как таковой. Технологические возможности увеличивают возможности человеческого интеллекта, изменяют способы совместной работы, общения и жизни людей. Как пример такой новой технологии в материалах приводилась сеть сетей - Internet.

История возникновения

Первая компьютерная сеть появилась в США в начале 60-х годов. Для решения проблем надежности и устойчивости связи в условиях войн и катастроф была нужна сеть, функционирующая и при потери значительной части своего оборудования. Такая сеть должна быть децентрализованной и состоять из отдельных независимых частей. За основу был взят принцип коммутации пакетов. Любое информационное сообщение делится на части-пакеты. Каждый пакет имеет адрес. После передачи пакеты собираются в узле-получателе. Если часть информации при передаче потеряется, то у всего сообщения больше возможностей найти получателя. Предполагалось, что для приема - передачи данных могут использоваться любые каналы связи (радио, телефон, специальные каналы).

Первая сеть объединила RAND, Масачусетский технологический институт и Калифорнийский университет. В 1968 году сеть стала международной - к ней присоединилась Национальная физическая лаборатория Великобритании. В 1969 году специалистами из Пентагона были объединены в сеть ЭВМ оборонных, научных и управляющих центров. Сеть получила название - Arpanet (Advanced Research Project Adency Network). В 1969 году в сети было только 4 компьютера, а в 1972 - 37 компьютеров. С 1977 года Arpanet стал сливаться с другими сетями, как в США, так и в других странах. Тогда и выяснилось, что основную нагрузку в сетях составляют не вычисления, а почта и новости. Стали развиваться системы электронной почты и телеконференций. С 1984 года Национальный научный фонд США начал вкладывать большие средства в научную компьютерную сеть - NSFNNET. Сеть объединила научные центры и университеты США, NASA и другие организации. Образовались пять первых основных доменов сети - gov, mil, edu, com, org и net. 1986 год считают годом рождения сети Internet.

Первоначально программное обеспечение было ориентировано только на пересылку файлов и неформатированного текста. Физики Тим Бернерс-Ли и Роберт Кайо из Женевского центра Церн разработали структуру, которая помогала всем физикам в Европе обмениваться результатами научных изысканий в виде привычного отформатированного текста, включающего ссылки на другие публикации. Это было начало Word Wide Web, всемирной информационной паутины, WWW, the Web или 3W.

Эта паутина оплела сейчас практически весь мир и сделала Internet доступным и привлекательным. Как и любой шаг человечества в направлении технического прогресса создание Internet и WWW несет как положительные, так и отрицательные последствия. WWW - это не лекарство от всех бед человеческих, но, и не оружие тоталитарного контроля США, как пишут некоторые паникеры. Internet входит в нашу жизнь.

Что составляет Internet?

В действительности Internet не просто сеть, - она есть структура, объединяющая обычные сети. Internet - это «Сеть сетей». Что включает Internet? Вопрос непростой. Ответ на него меняется со временем. Вначале ответ был бы достаточно прост: «все сети, использующие протокол IP, которые кооперируются для формирования единой сети своих пользователей». Это включало бы различные ведомственные сети, множество региональных сетей, сети учебных заведений и некоторые зарубежные сети (за пределами США).

Чуть позже привлекательность Internet осознали и некоторые не-IP-сети. Они захотели предоставить ее услуги своим клиентам и разработали методы подключения этих «странных» сетей (например, Bitnet, DECnet и т.д.) к Internet. Сначала эти подключения, названные шлюзами, служили только для передачи электронной почты. Однако, некоторые из них разработали способы передачи и других услуг. Являются ли эти сети частью Internet? И да, и нет. Все зависит от того, хотят ли они того сами.

Internet по организации во многом напоминает церковь. Это организация с полностью добровольным участием. Управляется она чем-то наподобие совета старейшин, однако, у Internet нет патриарха, президента или Папы. Составляющие сети могут иметь своих президентов или аналогичных вождей, но это совсем другое дело; в Internet нет единственной авторитарной фигуры. Высшая власть, где бы Internet ни была, остается за ISOC (Internet Society). ISOC - общество с добровольным членством. Его цель - способствовать глобальному обмену информацией через Internet. Оно назначает совет старейшин, который отвечает за техническую политику, поддержку и управление Internet.

Совет старейшин представляет собой группу приглашенных добровольцев, называемую IAB (Совет по архитектуре Internet.). IAB регулярно собирается, чтобы «благословить» стандарты и распределить ресурсы, такие, например, как адреса. Internet работает, поскольку имеются стандартные способы общения между компьютерами и прикладными программами. Это позволяет компьютерам разного типа связываться без особых проблем. IAB ответственен за стандарты; он решает, когда стандарт необходим и каким ему следует быть. Когда требуется стандарт, совет рассматривает проблему, принимает стандарт и по сети оповещает о нем мир. IAB также следит за различными номерами (и другими вещами), которые должны оставаться уникальными. Например, каждый компьютер в Internet имеет свой уникальный 32-разрядный двоичный адрес; никакой другой компьютер не имеет такого же. Как присваивается этот адрес? IAB заботится о такого рода проблемах. Он не присваивает адресов самолично, но разрабатывает правила, как эти адреса присваивать.

Пользователи Internet высказывают свои жалобы и предложения на встречах IETF (Оперативного инженерного отряда Internet). IETF - это другая добровольная организация; также собирается регулярно, чтобы обсудить текущие эксплуатационные и назревающие технические проблемы. При обсуждении достаточно важной проблемы IETF создает рабочую группу для ее дальнейшего исследования. (На практике «достаточно важная» обычно означает, что для рабочей группы находится достаточное количество добровольцев). Посещать встречи IETF и состоять в рабочих группах могут все; главное, чтобы люди работали, дело-то добровольное. Рабочие группы имеют различные функции: это может быть выпуск документации, выработка стратегии действий при возникновении проблем, стратегические исследования, разработка новых стандартов и протоколов, доработка уже существующих (например, изменение значений отдельных полей). Рабочая группа обычно выпускает доклад. В зависимости от вида рекомендации, это может быть просто документацией и быть доступной для любого желающего, что может быть принято добровольно как здравая идея, или же это может быть послано в IAB и быть объявленной стандартом.

Если некая сеть принимает учение Internet, присоединяется к ней и считает себя ее частью, тогда она и является частью Internet. Возможно ей многое покажется неразумным, странным, сомнительным - она может поделиться своими сомнениями с IETF. Некоторые жалобы-предложения могут оказаться вполне разумными и, возможно, Internet соответственно изменится. Что-то может показаться просто делом вкуса или традиции, тогда эти возражения будут отклонены. Если сеть делает что-либо, что может навредить Internet, она может быть исключена из сообщества до тех пор, пока она не исправится. Сейчас Internet состоит из более чем 12 тысяч объединенных между собой сетей.

Word Wide Web

WWW - это не весь Internet, а только его часть, но очень популярная часть. Своей популярностью Web обязана следующим:

1) ее легко использовать (правда после того, как вы подключились, что не всегда просто);

2) она очень многообразна;

3) любой может внести свой вклад в ее развитие WWW - это распределенная информационная система мультимедиа, основанная на гипертексте.

Информация хранится на огромном количестве WWW - серверов, то есть компьютеров со специальным программным обеспечением, объединенных в сеть Internet. Пользователи получают эту информации с помощью специальных программ просмотра - WWW-браузеров. Программа просмотра посылает специальный запрос серверу, хранящему файл с необходимой документацией. В ответ на запрос сервер посылает требуемый файл программе просмотра или выдает сообщение об отказе. Взаимодействие происходит по определенным правилам. Эти правила называют протоколом. Протокол, принятый в WWW - HyperTextTransferProtocol, сокращенно - HTTP.

Все страницы WWW сделаны с применением мультимедиа-средств (то есть озвучены, содержат картинки, клипы и т.п.) и связаны между собой гиперссылками (на мониторе такие ссылки выглядят как подкрашенные другим цветом и/или подчеркиванием), то есть доступ к другим страницам, к средствам мультимедиа и другим ресурсам достигается просто указанием на них, а «Паутиной» она называется потому, что для гиперссылок в WWW безразлично, где именно географически находится те части просматриваемой страницы (документа), на которые они указывают — ниточки гиперссылок от многих страниц тянуться в дальние города и страны.

Благодаря этому работа с WWW происходит интерактивно — если на какой-то странице рекомендуется обратится к какому-то документу или поручить «скачать» на свой компьютер какой-то архив, сделать это можно одним щелчком мыши в указанном месте страницы — при условии, что программа просмотра WWW правильно понимает такие ссылки (она может неправильно их понимать, например, если они указывают на ресурс нового вида, появившегося после того, как эта программа разработана), и при этом абсолютно не важно, где именно географически) расположена та страница WWW, которую вы смотрите - ресурс, который вы при этом задействуете, может находится на краю Земли или на Марсе, для вас это будет совершенно несущественно.

Internet в школе

Работа в сети Internet дает неограниченные возможности в получении необходимой информации, позволяет не выходя из школы побывать в различных странах, посетить музеи и библиотеки, получить не только текстовую информацию, но и графическую, видео, т.е. увидеть много интересного и познавательного. Все это можно «скачать» из сети на свой компьютер и воспользоваться в процессе учебы, для получения дополнительных знаний.

Большое значение в организации работы с системами телекоммуникаций имеет возраст учеников.

Если занятия проводятся в начальной школе, то учитель предварительно сам должен найти партнеров по общению, придумать интересный для детей проект на родном языке. В этом случае он должен быть готов к тому, что ему придется затрачивать больше усилий и времени на помощь ученикам во время уроков, так как у маленьких детей нет еще понятия о важности информации. Например, они часто забывают свой пароль. Если занятия проводятся в средней школе, то детям уже интереснее участвовать в викторинах и учебных проектах. Здесь учитель может предложить детям на выбор различные виды деятельности.

Если занятия проводятся в старших классах, то ученикам интереснее самим искать информацию в Сети. Чтобы им не «потеряться» в «паутине» и не набрести на «нежелательную» информацию, можно давать определенные задания, например: «Найти фотографии Солнца в период солнечного затмения». Кроме того, старшеклассникам интересно пообщаться со своими сверстниками из других городов и стран, участвовать в различных проектах, например «День Святого Валентина» (г. Гродно).

Кроме этого, у многих учеников появляется желание сделать свою Web-страничку. Организация работы... Работа с системами телекоммуникаций может быть организована, как на уроках со всеми учениками, так и во внеурочное время - на факультативах и кружках с небольшой группой детей. Для этого лучше воспользоваться тем фактом, что любой школе в наше время необходим своя собственная Web-страница, для того чтобы о ней знал весь мир. Поэтому мне кажется, что создание школьного сайта — это и есть наилучший вариант организации обучению создания собственного сайта.

Метод проектов

Развитие самостоятельности при организации учебной деятельности по изучению информатики

С момента введения во все средние учебные заведения курса «Основы информатики и вычислительной техники» решались проблемы организации обучения на новом предмете, методики отбора и по­дачи содержания для школьников, использования компьютера как средства и предмета обучения. В решении всех этих и многочис­ленных других с ними связанных проблем педагогика и психология накопила достаточно большой объем научных разработок, методиче­ского обеспечения.

Наиподробнейшим образом с обширным охватом зарубежной и отечественной литературы проработан вопрос психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения Б. С. Гершунским [9] и Е.И. Машбиц [10], М.И. Жалдак в докторской дис­сертации «Система подготовки учителя к использованию инфор­мационных технологий в учебном процессе» [11] провел тща­тельный анализ публикаций по теоретическим и прикладным разра­боткам, посвященным проблемам состояния преподавания «Основ ин­форматики и вычислительной техники» в школе на момент 1989 года. Вопросам содержания и методики обучения в школе уделяется боль­шое внимание в работах А.П. Ершова, В.М. Монахова, Ю.А. Первина, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, С.А. Бешенкова, А.Г. Кушниренко, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, В.А.. Каймина, Р.С. Гутер, П.Т. Резниковского, А.Л. Брудно, И.Н. Антипова, В.К. Белошапки, А.С. Лесневского, В.Ф. Шолоховича.

Оглядывая прошедшее десятилетие, можно вместе с А.Ю. Уваро­вым [2] подытожить: «основные усилия до сих пор сосредоточены на создание нового поколения учебников и учебно-методических материалов. Заметно меньше внимания уделяется разворачи­вающемуся на наших глазах процессу изменения средств и способов деятельности, перестройке методов и организационных форм обуче­ния». Следует заметить, что характер преподавания школьного курса информатики в подавляющем количестве случаев - репродуктивен. Преимущественный стиль обучения - сообщение учащимся го­товых знаний. Результатом соответствующей методики и практики обучения становится преобладание у большинства обучающихся толь­ко воспроизводящего мышления, не готового к быстрому и самостоя­тельному восприятию новых знаний и не обеспечивающего потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в современном информаци­онном мире. К тому же возможности курса информатики при сло­жившейся практике преподавания далеко не полностью используются, а именно ее дидактические возможности, возможности разви­вающего обучения. В то время как наша школа призвана воспиты­вать человека, ощущающего потребность в приобретении новых знаний, использовании в своей деятельности всего самого нового и передового, стремящегося к творчеству и самореализации, т.е. имеющего активную жизненную позицию.

Перемены в экономическом и общественно-политическом строе России вынуждают нашу школу пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Ак­цент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добы­вать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые реше­ния и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть откры­тыми для новых мировых контактов и культурных связей. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реа­лиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологизированном об­ществе.

Решение задач информатизации образования требует включения в обязательное содержание общего образования большой группы сравнительно новых для практики обязательных составляющих: способности эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе, продуктивно планировать свою работу, умения самостоя­тельно работать с информацией, владения средствами рационально­го мышления и т.п. Требуется создавать новую организацию учебного процесса, учитывающего наши представления об условиях жизни наших учеников в будущем информационном обществе. «Осваиваемые способы деятельности», а не «конкретное предметное содержание» или «материал» должны ложиться в основу содержания современных учебных предметов.

Насущным требованием времени становится использование в обучении информатике методов, вырабатывающих у учащихся готов­ность и умение самостоятельно добывать новые знания. Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов.

Метод проектов

 По мере информатизации общества, по мере вхождения в миро­вое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании де­тей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве, могущих ориентироваться в многосложных мировых информационных потоках. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.

Как отмечено в [2] «современное изучение информатики в школах проходит по компьютерно-ориентированному курсу, в учебных заведениях активно развивается использование новых информацион­ных технологий в преподавании различных учебных предметов». Информатика одновременно становится интегрированной дисциплиной, позволяющей сформировать информационную картину мира, объединяя знания учащихся в целостное мировоззрение. Действительно, си­стема телекоммуникаций есть и технология, и отражение информаци­онного единства мира.

Телекоммуникация рассматривается как ин­формационная технология, позволяющая путем интенсивного общения по интересам объединять в творческие исследовательские груп­пы школьников и их учителей разных стран и регионов, при этом отмечаются мотивирующее и активизирующее значение технологии. Известна методика, получившая название «калифорнийского метода проектов» (по месту наибольшего распространения) или просто «метода проектов»: учащиеся запрашивают данные по элек­тронной почте из школ других регионов, анализируют и составляют общую информационную картину. Примером этого подхода может служить известная учебная игра «Fisch game». На основе данных о приросте рыбы ученик должен определить допустимую величину промысла так, чтобы он не нарушил экологического равновесия. Из­вестны расширения этой и подобной компьютерных игр, когда тре­буется проанализировать данные, построить подходящую модель и принять решение.

Некоторые энтузиасты компьютерного образования были склонны видеть в этих играх прообразы будущих методик, взры­вающих «консервативную» классно-урочную систему и делающих ин­форматику главной школьной дисциплиной. Именно на этом пути многие идеологи информатизации образования и методисты видят перспективы развития школьной информатики.

Таким образом, телекоммуникации индуцировали появление метода проектов в педагогической практике как метода, позволяю­щего обучать реальной деятельности в условиях реальной действи­тельности, воспитывать граждан открытого общества (деятельных, инициативных, знающих и уважающих законы мирового сообщества, стремящихся к миру, прогрессу человечества).

Метод проектов основан на активизации учащихся в процессе обучения, на переориентацию обучения с репродуктивного на креа­тивный. Свойственное этому методу создание предпосылок для раз­вития аналитико-синтетичесих видов мышления интенсифицируется применением его к обучению информатике, что развивает и форми­рует новое понимание предмета, нового обучающегося и нового пе­дагога. Таким образом, метод проектов вызван к жизни в силу не­обходимости перестройки образовательной системы в условиях инфор­матизации общества.

Слово «проект» (в переводе с латинского буквально «брошенный вперед») растолковывается словарями как «план, замы­сел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности об­разования» (М.,1995) термин «проектирование» определяется сле­дующим образом: «деятельность, под которой понимается в пре­дельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». По определению Е.Н. Ястребцевой ([3], с. 9) «применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные ме­тоды, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».

Не вступая в противоречие со сделанными определениями, под проектной деятельностью учащихся мы будем понимать целена­правленную, творческую, результативную, групповую, ограничен­ную определенным временем, деятельность. А учебный проект - это объект проектной деятельности учащихся, используемый в учеб­ных целях при обучении. Это и замысел получения результата про­ектной деятельности, и последовательность действий, приводящих к желаемому результату, и способ деятельности.

С другой стороны, метод в дидактике определяется как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие и воспитание учащихся. Таким образом, под методом проектов мы понимаем такой способ совместной деятельности учащихся и учите­ля, при котором овладение учащимися знаниями, умениями и навы­ками, развитие и воспитание осуществляется в процессе проект­ной деятельности учащихся.

Как отмечает Е.С. Полат ([4], с.25), использование метода проектов для современной школы является показателем прогрес­сивной методики обучения и развития, он «находит все большее распространение в системах образования разных стран мира».

С другой стороны, метод проектов уже использовался в зару­бежной и отечественной педагогике в 20-30 годы. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов. Пери­од существования этой новации был недолгим, так как в совет­скую школу был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, зна­чительно сокращавших объем общеобразовательных знаний по основным учебным предметам, отводящих большое место практической деятельности учащихся, имеющей целью выполнение намеченных про­граммами практических дел — «проектов». В числе проектов были такие, например, как «Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Группируя мате­риал различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы стали на путь «клочкообразного» сообщения учащимся знаний о природе (физика, химия, биология и т.д.), об об­ществе (обществоведение, история, география, литература и т.д.). Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних (комплексных) программ. Работая по комплексно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащимся необходимого объ­ема систематических знаний, вследствие чего оканчивающие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получили тогда широкого применения в практике массовой школы. В современной педагогике метод проектов исполь­зуется не вместо систематического предметного обучения, а на­ряду с ним, как компонент системы образования. В условиях пре­обладания в практике школы иллюстративно-объяснительного метода, когда его называют традиционным методом, поиски новых форм и методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышле­ния и деятельности в процессе деятельности приводят к пересмотру дидактических возможностей проектного метода, форм его реализа­ции, поиску методики использования учебных проектов в препода­вании различных школьных предметов.

Этот метод имеет богатые дидактические возможности далеко не полностью исследованные и используемые, как для внутри предметного, так и межпредметного обучения.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обуче­нии, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоя­тельно, пользоваться ими для решения познавательных и практиче­ских задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную дея­тельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зре­ния на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интен­сивней развиваются средства информационных коммуникаций, дело­вое и культурное сотрудничество между людьми - носителями разных культур мирового сообщества.

В период бурной информатизации общества для развития чело­века приобретают значимость умение собирать необходимую инфор­мацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Метод проектов позволяет приобрести такое умение в процессе работы над проектом.

Интенсивно осваивается такая разновидность учебных про­ектов как телекоммуникационные проекты. В телекоммуникационном проекте задействованы, как правило, участники, удаленные на расстояние так, что для совместной проектной деятельности им приходится использовать компьютерную телекоммуникационную связь. В [6] дается разъяснение, что такое телекоммуникационные про­екты, в чем состоит педагогическая целесообразность их использо­вания в учебно-вопитательном процессе, приводится классифика­ция телекоммуникационых проектов и многочисленные примеры. Что касается школьной информатики, то она чаще всего, и в телеком­муникационных проектах тоже, затрагивается в межпредметной связи с другими предметными областями учебных проектов, ее учебно-воспитательные задачи решаются постольку, поскольку в том или ином проекте используются навыки владения компьютером и информационными технологиями.

С другой стороны, было бы напрасным отказываться от того эффекта и преимущества, которые дает проектный метод при работе на предмете информатика как основной предметной области учебного проекта.

Метод проектов на предмете Информатика

На предмете Информатика проектный метод позволяет использо­вать все воспитательные и дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познание; во-вторых, как метод, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на Информатике.

Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного парт­нерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одно­временным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточ­ной степенью самостоятельности для ученика. Такого не бывает при пассивных методах обучения. В отличии от пассивных спосо­бов обучения метод проектов вовлекает учащегося в деятель­ность, где целью является получение интересного для обучае­мого результата - результата работы над проектом - что является сильным мотивантом. В большинстве случаев при работе тради­ционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. Кроме карающей или поощряющей отметки учите­ля других мотивантов в поле зрения ученика, как правило, нет.

При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка учителем его личностных качеств, прояв­ленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие), становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Вопросы вос­питания и самовоспитания приобретают большую значимость для раз­вивающейся личности. Появляются реальные условия для бескон­фликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения са­моанализу и рефлексии. Интерес к проекту и результату выпол­нения проекта обеспечивается методикой его использования.

С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению (learn by doing). На предмете Информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной дея­тельности в процессе учебной деятельности. Под предметной дея­тельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной области. Для школьного предмета Информатика предметная область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расши­рениями и углублениями при профилированном преподавании. Так, целью проекта учитель может ставить практический результат, по­лучаемый с помощью компьютера, программных сред, пакетов про­грамм, оболочек и пр., которые каждый ученик должен освоить в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, целенаправив на значимый для них результат - продукт коллективной познава­тельной, творческой работы. Практические занятия превращаются в увлекательное, целенаправленное дело. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически и по­знавательно мотивированной.

При работе над большим проектом, требующим пошаговой организации, системного подхода в проектной деятельности появляется возможность обучать учащихся системной самоорганизации мышле­ния и деятельности. Такой подход заключается в расчленении об­щей задачи проекта на подзадачи, определение подцелей, органи­зации этапности в работе, синтез общего результата из резуль­татов решения подзадач. Работа по продвижению шаг за шагом от задачи к задаче, не теряя из виду главной цели проекта, носит поисковый характер, позволяет научить системному подходу в реше­нии проблем проекта. Для Информатики системный подход в решении задач является учебным умением, вырабатываемым в процессе обу­чения, навыком. Так, системный подход необходим в конструи­ровании алгоритмов для различных исполнителей. Когда исполни­телем является ЭВМ, говорят о системном подходе к программирова­нию, о структурном программировании. Этот подход, стиль про­граммирования, изучается на предмете Информатика в разделе содержания «Элементы программирования». С другой стороны, навы­ки системной самоорганизации необходимо вырабатывать при науче­нии учиться: от целеполагания в учении к выбору стратегии в до­стижении цели и далее через определение тактики, через планиро­вание и организацию своей деятельности к достижению успеха. При регулярном использовании этого подхода у учеников вырабатывается умение самостоятельно планировать учебную деятельность. Они учатся использовать этот подход в других областях, закладывается навык планирования и целеполагания, системный подход в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

В то же время метод проектов на предмете Информатика это метод организации группового обучения (cooperative learning). [6, с.112-117] В процессе творческой проектной дея­тельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитывать и развивать важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, учиться друг у друга, работать на одну общую цель, совместно планиро­вать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.

 Принципы создания школьного сайта в НПО «Школа самоопределения»

Концепция нашей школы предусматривает индивидуальное развитие личности, которая, как мы считаем, лучше всего реализуется в конкретной, целенаправленной деятельности. Чем шире такая деятельность проникает в жизнь, в частности в жизнь школы, чем ближе она (деятельность) к реальной действительности, чем больше направленности на конечный результат, тем активнее выделяется творческая самостоятельность ученика, тем больше у него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и способствующих его индивидуальному развитию.

При этом под конечным результатом понимается продукт учебной деятельности, который соответствует самым строгим требованиям посторонних, независимых экспертов, а не как это часто бывает в школах: лишь бы что-то ребенок сделал и то хорошо, а его работа затем просто пару лет валяется в учительском шкафу и  потом просто выбрасывается. Мало того такой продукт оценивается не только по каким-то формальным критериям, а и по своей актуальности, необходимости и важности, если уж не для всего человечества, то хотя бы для школы.

Тут следует заметить, что строгость требований к результатам деятельности имеет двойственную структуру, с одной стороны она (строгость)  отпугивает ребят, вызывает неуверенность в своих силах и знаниях, но с другой активный интерес попробовать, разобраться, и в конце концов победить.

Если при этом учесть, что такая деятельность разворачивается в кабинете информатики, с участием взрослых профессионалов, то естественно ожидать, что речь пойдет о новых информационных технологиях в рамках реализации данного проекта.

В качестве  такого  проекта, который опирается на новые информационные технологии, группа учеников под нашим руководством выбрала проект создания школьной веб-сайта.

Такой проект позволяет использовать всю (или почти всю) совокупность школьных предметов в процессе его реализации, кроме того сюда же подключаются коммутативные и социальные технологии. Иными словами - ученики, работающие в проекте создания школьной страницы, должны знать обо всех предметах, преподаваемых в школе, уметь собрать свежую информацию о происходящем, знать все новости и даже школьные сплетни.

Естественно, как и при любом новом начинании, нас сразу же встретили трудности. Во-первых: полное отсутствие методических, организационных, справочных и других материалов в разделах создания веб-страниц. (Имеется ввиду на начало проекта). Во-вторых: отсутствие умения работать с WEB-редакторами не только у учеников, но и у учителей. В-третьих: отсутствие (почти полное) выхода в INTERNET.

Устранение и преодоление всех этих трудностей, как обычно началось с конца. Совершенно неожиданно Московская Мэрия и МТУ сделали московским школам щедрый подарок – 50 часов бесплатного интернета в месяц. Это был действительно щедрый подарок: вместо жесточайшего поминутного ограничения (иногда времени хватало только на электронную почту), а уж поискать в интернете необходимую нам информацию мы и не мечтали, у нас появилась возможность часами сидеть в информационно-поисковых системах, выбрать оптимальный вариант технического комплектования кабинета.

Осталось только приобрести хороший модем, установить соответствующее обеспечение на соответствующий же компьютер (не любой подойдет, надо и прокси-сервер и браузер и почту, хорошо бы  и удаленный доступ, но у нас уже мощности в рублевом эквиваленте не хватило).

С этого подарка все и началось: появился стержень (в виде доступа в интернет) вокруг которого можно завертеть деятельность, при этом вполне результативную. Организационный период ни в какой деятельности гладко не проходит, а тут новые информационные технологии. Собрать группу ребят (художников, журналистов, переводчиков, компьютерщиков, организаторов), естественно не профессионалов, а только желающих ими стать, способных реализовать проект, это самое легкое из всего, что нам пришлось преодолеть.

Надо было убедить администрацию в актуальности школьной страницы, хотя это достаточно просто, но вот пробить часовые ставки на WEB-дизайн, журналистику, работу в ИНТЕРНЕТе уже гораздо труднее.  Подготовить (морально) ведущих учителей в школе к тому, что им придется делиться информацией. К сожалению далеко не каждый, даже ведущий руководитель готов рассказать о своей работе, о своем эксперименте. По разным причинам: занятость, не желание до поры раскрывать свои методики и приемы, а порой и просто неумение письменно описать свою деятельность. 

Появился сразу же совершенно новый вид образовательной деятельности (это теперь уже и учебники, и методики, и практикумы стали появляться) - осваивать: редакторы, браузеры, приемы журналисткой работы, сканирование, фотографирование, информационно-поисковые системы и т.п. Следует подчеркнуть, что большая тяга к освоению (на наш взгляд) появилась у ребят из-за осознания важности выполняемой работы, которая направлена на создание Российского имиджа своей любимой школы.

В начале создания страницы тяжелее всего разработать ее форму и дизайн. Мы остановились на странице с фреймами, поэтому и был выбран редактор FrontPage представляющий (в достаточно простом, для освоения) такой сервис. А вот с оформлением (или по научному дизайном) спорим до сих пор, всей своей сущностью понимая народную мудрость, что сколько людей – столько мнений и на вкус и на цвет товарищей нет. Убедить учеников что на коричневом фоне ни один цвет букв читаться не будет достаточно просто, гораздо сложнее убедить, что сине-бело-красный фон слишком уж претенциозен. Показывают сайты в таком оформлении, множество сайтов, трудно с такими доводами спорить, но и согласиться с таким безвкусием невозможно.

Были просмотрены сайты различных школ. Многое понравилось, но были и такие, которые смотреть второй раз не захотелось. В этот момент мы хотели понять кокой же сайт должен быть у школы. Может быть есть какие-то стандарты или правила создания. Но при просмотре чужих сайтов мы поняли, что хотим совершенно отличным от других сайтов.

Мы поняли, что сайт, который выполняет роль рекламного ролика по телевизору, в интернете нам не нужен. Так же мы не захотели создавать какой-то обучающий продукт, который создал и забыл, а кому он нужен не волнует, а кто его будет посещать неважно. Еще мы сталкивались с сайтами которые были нами же названы «музей в интернете». Такого нашей группе тоже не захотелось.

Школьный сайт должен отражать концепцию школы, рассказывать о школьном устройстве, о школьной жизни. Каждый посетитель должен найти что-то себе. Например учителю посещающему нашу страничку в интернете будут интересны, некоторые эксперименты проходящие в нашей школе, ученику наверно будет интересен рассказ о школьном театре «Фантазия» или рассказы учеников о самих себя, родителю - информация о школе, стоит ли приводить своего ребенка к нам в школы или нет. Конечно же не обошлось и без рекламы, но как нам кажется мы ее так хорошо скрыли, что обвинять нас в производстве нового рекламного продута нельзя.

Полностью охватить все нюансы школьной жизни в сайте так и не удалось. Существующая объективная временная задержка не позволяет оперативно реагировать на все случаи жизни. Пока  ситуация обозначится, пока соберут информацию, оформят, отредактируют, подвяжут к странице – время проходит и закачивать ее к провайдеру уже не имеет смысла: информация устарела.

Вообще, динамизм школьной жизни предъявляет очень высокие требования к оперативности обработки информации. Тут можно говорить о хроникерах и репортажах, зачастую приходилось вести репортаж с места событий. Для этого нам понадобились специалисты в области журналистики. (Здесь следует оговорить тот факт, что мы, начиная проект, предполагали необходимость начальных журналистских знаний.) Но нам понадобились такие знания на серьезном профессиональном уровне и мы (конечно не без хлопот и усилий) открыли мастерскую журналистики.

Как только наш сайт стал посещаем в ИНТЕРНЕТЕ, у нас появился выбор направлений дальнейшей деятельности из предложений гостей нашего сайта. Например нас очень заинтересовало предложение берлинских школьников о совместном выпуске газеты на английском языке, с обсуждением проблем на страницах их и нашего сайтов.

Таким образом хороший проект с определенными требованиями по качеству, оперативности, профессионализму неизбежно вызывает расширение поля деятельности, расширяет круг школьных предметов с ним контактирующих, открывает новые направления, дает материал для творчества и полета фантазии. Что еще учителю нужно?

Этапы работы методом проектов

Для получения ожидаемого эффекта при осуществлении обучения информатике с помощью учебного проекта необходимо, как мне кажется, выполнить ряд рекомендаций и соблюдать некоторые принципы, которые я по­кажу, выделяя этапы методики и разбирая действия учителя.

Нулевой этап. На данном этапе учителю важно понять цели создания школьного сайта. Продумать, что будет важно для него самого, что для создателей, а что и для всей школы. Какая цель является основополагающей, а какие второстепенными. Могут ли в ходе работы появиться новые цели или «отпасть» уже существующие.

Перед тем, как взяться за данный проект я решил выяснить нужен ли нашей школе Web-сайт? Я решил опросить учителей и учеников. И только после того как они были опрошены, а все говорили, что именно им нужен, началась работа по созданию рабочей группы.

Но какие же цели легли в основу работы?

Наверное главная цель - обучение школьников созданию Web-сайта. Все же остальные цели я считаю второстепенными. Так одной из целей было создание ИНТЕРНЕТ-имиджа школы. Рассказ о концепции школы, об экспериментах в ней, ее сотрудниках и учениках и т.д. Поддержка проектов, которые существуют в школе, с помощью интернета. Поиск единомышленников для обмена опытом.

Первый этап - «Выбор проекта». Этот этап очень важен для успеха рабо­ты методом проектов. На первом этапе в момент выбора темы проекта происходит формулирование цели проекта, постановка зада­чи проекта. В этот момент учитель выслушивает цели, которые предлагают ученики. За тем они выделяет из них те которые первоочередные, те которые реально осуществимые и отбрасывают нереальные. Но самое главное для учителя в этот момент сообщить о самой главной цели этого проекта - обучение их  (школьников) созданию Web-страницы.

Тему проекта обсуждать или придумывать не приходиться, но так же немаловажно обсудить содержание Web-страницы. Учитель только как бы по­дает идею проекта - создание Web-страницы, но не определяет, содержание страницы, как она должна выглядеть. Задача ставится толь­ко в общих чертах: создание Web-страницы, отражающей всю полноту жизни школы, все события происходящие в ней, а так же ее «политику».

Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной деятельности обеспечивает сознательную ра­боту учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотива­цию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.

Каждый школьник самостоятельно определяет, ту часть проекта, которой он занимается. При этом учителю необходимо помнить, что все части проекта взаимосвязаны и невыполнение одной из них влечет за собой крах всего проекта.

Второй этап - «Планирование работы». На этом этапе идет выстраивание групповой организации будущей проектной деятель­ности учащихся, распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого члена группы и их взаимодействия, планирование работ.

Нам очень помогло, что мы сделали ставку на большую разновозрастную группу ребят. Там постепенно выделились те кто хорошо освоил работу с веб-редактором, или рисование в графическом редакторе, или научился брать интервью, в общем каждому нашлась своя ниша, каждый занялся делом, которое ему нравится, в котором он успешен. Это не значит, что каждый залез на свой шесток, ничего вокруг не видя. Чуть не каждое действие (особенно в начале) обсуждалось коллективно, спорили, убеждали, соглашались. В таких дискуссиях проявлялись ведущие по деятельности (иногда и по разговорам) ребята, вокруг которых, в свою очередь образовывались рабочие подгруппы.

Такое выявление ведущих, и не обязательно одного, решило проблему с приходом новеньких. С начала новенький становится помощником, активно взаимодействуя с ведущим темы, затем получает самостоятельный раздел, потом уже к нему подключается новичок.

В обязанности координатора входит организация работы всей группы, помощь в освоении новых технологий и программных средств, оценка проделанной работы отдельных групп. Так же он осуществлял закачку сайта провайдеру.

Роль учителя многообразна, с одной стороны педагогические задачи становления личности в условиях интенсивного трудового и творческого процесса, со второй - организация и координация работ большого  творческого коллектива, есть и еще другие стороны, но на них мы здесь останавливаться не будем.

Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности школьников в целеполагании и планировании своей и групповой деятельности. Образование рабочих групп, по всем направлениям работы, разбиение предстоящей работы на шаги, планирование учитель проделывает вместе с учени­ками, вовлекая их в обсуждение ожидаемых результатов, способов их получения, последовательности работ. Важно не проявлять учи­телю жесткости в совместном с учениками планировании.

Планирование сначала происходит укрупненное, затем в процессе работы к нему можно и нужно возвращаться для коррекции и уточне­ния плана.

Третий этап — «Постановочный» - заключается в формулировании задачи первого шага по осуществлению проекта. Учитель должен по­мнить, что задача формулируется так, чтобы, с одной стороны, до­стичь учебно-воспитательной цели данного шага проекта, а с дру­гой, дать максимальную свободу для творческого ее выполнения учениками.

Четвертый этап назовем «Проектный шаг». Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей. В процессе вы­полнения задачи используются групповые формы работы учащихся. Разбиение на группы, распределение амплуа, обязанностей в группе учитель делает с большой степенью свободы выбора для самих учащихся.

В процессе работы учитель организует взаимодействие, взаимопомощь учащихся, поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой информации, помогает сам, когда исчерпаны все возможности самостоятельной работы учащихся, по мере востребованности вводит в арсенал новые знания, организует практическую работу на компьютерах и другой технике. Учитель обеспечивает результативность работы. Каждая шаговая задача должна приводить к вполне ясному для учеников результату в ясной связи целью всего проекта.

Всякие последующие два этапа - это очередной шаг в осуществлении проекта, в постановке и решении его задачи. Таких шагов должно быть не один, не два, а значительно больше. Т. к. каждое из направлений должно пройти через этот этап и учителю важно проработать со всеми образовавшимися группами отдельно.

На завершающем этапе — «Итоговом» - подводятся итоги совместной работы учеников, дается качественная оценка проделан­ной работе по осуществлению проекта, всего узнанного и приобре­тенного. Она безусловно положительная, даже если проект осущест­влен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги вос­питательного характера. Групповая работа, совместное взаимодей­ствие, творчество учеников, самостоятельность, проявленная, приобретенная, закрепленная - все это несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения, публикации.

Так же на этом этапе выделяются направления на следующий учебный год, выделяются те направления, которые устарели или работа над которыми не актуальна. Ищутся совершенно новые направления работы.

Поиск перспектив развития школьного сайта немаловажно. Ведь он создается не для отметки в аттестате, не для «галочки», а для работы. И если на этом этапе не найти перспектив развития, то сайт перестанет обновляться, как следствие этого будет не посещаем и просто «умрет».

Какие же перспективы для развития мы видим?

1.

2.

3.

4.Web-сервер. Подключить к нему всю школу. Поставить компьютер в каждый кабинет. Эта идея показалась многим учителям заманчивой, но единственное что нас затормозило, так это отсутствие финансов. Может быть, когда финансирование школ будет на должном уровне, а не жалкие подачки, мы с радостью осуществим эту идею;

5.

На этом этапе всей нашей рабочей группе пришлось так же выбрать нового координатора, т. к. тот координатор, который работал в этом году заканчивает школу. Были предложения, что бы он остался с нами и после этого, но для меня, как для учителя, было важно, что бы другие ученики тоже побывали в этой роли.

Все этапы работы над проектом проводятся с обеспечением максимально возможных условий для выбора, творческой инициативы, творчества учащихся. Реализация проекта в конкретных условиях обучения всегда имеет свои особенности, вариации и хода прове­дения, и результатов работы.

Как на меня повлияла работа над школьным сайтом.

Вместо заключения я хотел бы привести рассказ одного из школьников, который работал над школьным сайтом и более того является координатором:

«Я думаю, что я стал ответственней. Поскольку мне приходилось отвечать не только за то, что сделал лично я, но и за то, что сделали люди, с которыми я работал. Еще один момент – стал более изворотливым человеком. Пришлось выискивать время для работы  между уроками и незанятое личное время, а также время коллег по изготовлению сайта.  

Все основные трудности касались только технических проблем, в частности изучения особенностей программ Adobe Photosop и Microsoft Frontpage, в частности дело касалось и разработки концепции и дизайна сайта. Также были и чисто организационные проблемы, касающиеся нежелания некоторых разработчиков продолжать работу, но это были единичные проблемы, и в целом работать было легко и приятно, никаких неразрешимых трудностей не было.

Самый главный успех, которого удалось добиться – сайт был создан и закачан в интернет. Следующий успех – был создан достаточно хороший дизайн и хорошо работающая структура внутрисайтовых связей, которая практически не давала сбоя. Третий успех – удалось заставить небольшой коллектив довольно своенравных людей работать над чем-то одним.

Зачем мне это было нужно? Основное – сдать зачетную работу. Вторичное – собственный интерес к интернету и к тому, как создаются интернет страницы. Скорее всего, собственный интерес гораздо больше, чем хорошая оценка.

Обзор программ для создания веб-страниц

Простейшие средства создания веб-страниц

В предыдущем разделе мы рассмотрели программы, предназначенные для просмотра веб-страниц. Теперь, прежде чем приступить непосредственно к их созданию, давайте рассмотрим, какие программы мы сможем для этого использовать.

Как уже говорилось выше, веб-страницы кодируются на языке гипертек­стовой разметки — HTML. Вообще говоря, чтобы написать HTML-файл, достаточно иметь любой текстовый редактор, лишь бы он умел не добавлять в текст свои специальные символы. Самый простой вариант — это редактор Notepad (Блокнот), входящий в стандартную поставку Windows. Собственно говоря, это именно то, что нужно, — простейшая программа, сохраняющая написанный текст именно в том виде, в кото­ром он был введен, и ничего лишнего. (Тем, кто не работает под Windows, в качестве замены Блокноту подойдет почти «все что угодно»: Edit — для MS-DOS, vi или jed — для Linux, Kedit — для Linux/KDE и т. д.)

Однако в очень простых текстовых редакторах типа Блокнота весь HTML-текст приходится писать вручную, а многим хотелось бы какую-то часть работы автоматизировать. Учитывая это желание, разработчики создали специализированные средства, призванные облегчить труд веб-программиста (как иногда называют тех, кто пишет код HTML, в отличие от веб-дизайнеров, которые придумывают внешний вид и иногда даже пытаются воплотить его, используя программы работы с графикой).

Давайте сначала кратко опишем несколько простых программ, а потом остановимся на лучших из них.

Веб-редактор TextPad

Итак, начнем. Тем, кто предпочитает набирать код HTML вручную, но кому не хватает функциональности Блокнота и подобных ему программ, можно посоветовать программу под названием TextPad. Эта про­грамма по сути весьма похожа на Блокнот, однако разработчики специаль­но предусмотрели некоторые удобства для того, чтобы писать код HTML (а также языков Java, С, C++, Perl и еще некоторых). Это выражается в том, что при написании HTML-документа все теги автоматически под­свечиваются синим цветом, их атрибуты — темно-синим, а значения атри­бутов — зеленым (цвета можно настроить по собственному желанию, так же, как и шрифт). Это очень удобно. К примеру, если автор случайно оши­бется в имени тега или атрибута, то оно останется черным, и он сразу пой­мет, что здесь что-то не то. Правда, проверка не является «интеллектуальной»: программа может спокойно «разрешить» приписать тегу какое-либо свойство, которого у него в принципе быть не может (спокойно под­свечивает абракадабру типа <BR ALIGN="top"> или </BR>).

В отличие от Блокнота, TextPad — редактор многооконный. В нем можно открыть сразу несколько документов и работать, легко переключаясь между ними с помощью списка в левой части окна или вкладок в нижней части, Веб-редактор TextPad позволяет автоматизировать набор многих тегов. Если не хочется набирать их вручную (многие этого не любят просто из-за того, что приходится переключаться на латинский шрифт), то обратите внимание на левую нижнюю часть окна программы. Там приведен список наиболее распространенных HTML-тегов, которые можно вставлять в свой основной текст двойным щелчком мыши. Правда, в списке указаны не сами теги, а их описание. Например, чтобы вставить тег <BR>, нужно выб­рать из списка пункт Block > Break Line. Однако к этому быстро привыка­ешь. Почти все пункты списка вставляют теги вместе с закрывающим парным тегом. Например, если выбрать пункт Block > Preformatted, в текст автоматически будут добавлены теги и <PRE> и </PRE>. Некоторые пункты добавляют сразу целые блоки-заготовки. Если, к примеру, выбрать пункт Table (Таблица), в текст будет вставлен такой код:

<TABLE ALIGN="left" BORDER=0 CELLSPACING=0 CELLPADDING=0 WIDTH^lOO"^

<TR ALIGN="left" VALIGN^'micldle^

У тега <BR>, как было указано выше, нет закрывающего парного тега; кроме того, он не может иметь атрибут ALIGN=. Впрочем, броузеры просто игнорируют подобные ошибки.

<TH></TH> <TH>?</TH>

<TR ALIGN="left" VALIGN=middle">

<TD> ? </TD>

<TD> ? </TD> </TABLE>

Значения этих тегов и их атрибутов мы рассмотрим позже, а пока обра­тим внимание на то, что кроме списка тегов TextPad предоставляет нам также возможность выбирать из списка специальные символы (список HTML Characters), а также, если потребуется, любой управляющий символ, напри­мер символы псевдографики DOS и другие.

Те, кто часто вводят какие-либо последовательности символов, что при написании веб-страниц не редкость, могут облегчить свою задачу, запи­сав в TextPad соответствующие макросы. Для записи макроса надо нажать комбинацию клавиш CTRL+ SHIFT+ R (или выбрать из меню Macros пункт Record). При этом начнется запись макроса, то есть все последующие дейст­вия будут запомнены. Чтобы закончить запись, надо снова нажать комби­нацию клавиш CTRL+ SHIFT+ R, после чего присвоить имя файлу макроса, а также дать название для представления макроса в меню. Здесь можно также дать, если нужно, краткое описание макроса и указать имя его автора. После нажатия на кнопку ОК название макроса появится в меню Macros. Выбрав его, можно ввести сразу всю заданную последовательность символов.

Для удобства отладки можно установить флажок в пункте Line Numbers (Нумерация строк) в меню View (Вид), — в этом случае все строки текста будут пронумерованы. Хочется отметить, что если в меню Configure (Настройка) включен пункт Word Wrap (Перенос по словам) для автоматического пере­носа концов длинных строк в видимую часть экрана, то каждая такая длин­ная строка все равно будет нумероваться одним номером, а не двумя или тремя (кстати, такая нумерация почему-то недоступна в замечательной программе Homesite, о которой речь пойдет ниже). А если в меню View (Вид) включить флажок Visible Spaces (Отображать пробелы), то можно увидеть на экране и «невидимые символы», такие, как пробелы, символы табу­ляции и прочие.

В программе TextPad можно легко сравнить два файла, выбрав из меню tools (Сервис) пункт Compare Files (Сравнить файлы). А если есть два (или более) похожих файла, в некоторые местах которых надо внести изменения, удобно использовать функцию Synchronize Scrolling (Одновременная прокрутка) из меню Configure (Настройка). В этом случае можно открыть сразу несколько файлов, например, выбрав из меню Windows (Окна) пункт Tile Vertically (Расположить по вертикали), и тогда при прокрутке одного из них другие прокручиваются синхронно.

Среди других полезных функций программы TextPad стоит отметить возможность автоматической смены клавиатурного регистра командой Edit > Change Case (Правка > Сменить регистр), автоматического копирования в буфер слова или строки, на которой находится курсор, с помощью команд Edit > Cut Other (Правка > Вырезать) и Edit > Copy Other (Правка > Копировать), а также функцию проверки орфографии Tools > Spelling (Сервис > Правописа­ние). И, конечно, здесь присутствует возможность просмотра созданного файла в броузере View > In Web Browser (Вид > В броузере).

Веб-редактор Arachnophilia

Завершив краткий обзор возможностей программы TextPad, давайте рассмотрим другую программу для написания HTML-кода — Arachnophilia.

Как и в предыдущем случае, программа автоматически подсвечивает синим цветом теги и атрибуты, а значения атрибутов — зеленым, что улучшает зрительное воспри­ятие, хотя проверка правильности тегови отсутствует. Зато если случайно забыть закрыть тег, то все последующее содержимое файла подсветится бордовым цветом, так что ошибка сразу бросится в глаза.

В программе Arachnophilia предусмотрена автоматизация ввода тегов HTML. В нижней части окна имеются кнопки, каждая из которых открывает соответствующую кнопочную панель. На этих панелях расположены кнопки для быстрого ввода тегов. Например, если нажать кнопку Styles (Стили), то откроется панель управления. Содержащая кнопки для ввода тегов форматирования текста. Нажатие на любую из них вводит тег или блок-заготовку. Например, после нажатия на кнопку BR в тексте появится тег <BR>, а после нажатия на кнопку HR — появится сразу заготовка: <HR WIDTH="95%" ALIGN=CENTER>. Нажатие некоторых кнопок вызывает появление диалоговых окон. Напри­мер, нажав на кнопку Color (Цвет), можно открыть стандартное диалоговое окно выбора цвета, а с помощью кнопки TableWiz (Мастер таблиц) открывают диалоговое окно Table Wizard (Мастер таблиц), средствами которого можно предварительно задать количество строк и столбцов в таблице, а также определить ее ширину, цвет линий и некоторые другие параметры.

Отличительной особенностью программы является возможность легкого просмотра веб-страницы в различных броузерах, для чего в меню Preview (Предварительный просмотр) предусмотрен пункт Identify Browser (Указать броузер). Здесь можно назначить до шести различных броузеров, в каж­дом из которых легко открыть создаваемый HTML-файл для просмотра, даже не сохраняя его на диске.

Однако самым замечательным свойством программы, пожалуй, является функция Instant View (Немедленный просмотр), которая доступна в меню Preview (Предварительный просмотр). Если она включена и внутренний броузер, который также имеется в программе, открыт, то все изменения, вно­симые в текст HTML, немедленно отображаются на экране. Правда, в некоторых случаях, программа не успевает за вводом данных и изображение в окне броузера может исчезать. Но не волнуйтесь, а введите следующий символ, и изображение снова появится. В программе Arachnophilia существует множество дополнительных полез­ных функций. Например, в меню Selection (Фрагмент) есть команда Find/ Replace/Count (Поиск/Замена/Пересчет), которая позволяет быстро найти или заменить нужные слова в выделенной области, что часто очень выру­чает при создании веб-страниц. Команда Tag Delimiters (Ограничители тегов) из того же меню позволяет преобразовать угловые скобки, являющиеся общепринятыми ограничителями тегов HTML, в специальные символы &lt и &gt, что необходимо, когда надо показать код HTML на самой веб-странице. Можно также осуществить обратное преобразование. В этом же меню есть команда Strip all HTML tags (Скрыть теги HTML), с помощью кото­рой можно быстро освободить текст от HTML-тегов, например, для пере­носа его в другую программу. Программа Arachnophilia, кстати говоря, способна читать и записывать файлы формата RTF (Rich Text Format). При открытии RTF-файла предлагается конвертировать его в формат HTML, но его можно редактировать и в обычном виде.

Интересно, что программу Arachnophilia 4.0 можно загрузить как в полном виде (это установочный файл размером полтора мегабайта), так и в сокращенном (1 Мбайт), если в системе установлены необходимые библиотеки. Можно также загрузить только исполняемый файл, а остальное дозагружать по мере необходимости.

Веб-редакторы типа WYSIWYG

Мы рассмотрели программы, в которых основной упор при создании веб-страниц сделан на написание HTML-кода вручную. Однако существуют программы, позволяющие редактировать веб-страницы как бы в режиме WYSIWYG.

На самом деле обычно из этого ничего хорошего не получается. Это связано с тем, что автор создает не код, а оформление страницы, после чего программа автоматически подбирает для нее код, который соответствует тому, что задумал автор. Обычно на странице оказывается много совершенно лишнего кода. Он может оставаться, например, от отмененных проб, не говоря уже о том, что программа может сама вставлять комментарии, кото­рые только замедляют загрузку страницы.

Эффективно управлять оформлением страницы таким способом тоже не удается. Поэтому мы не будем долго задерживаться на веб-редакторах, работающих по принципу WYSIWYG.

Вообще говоря, для редактирования HTML-текста в режиме WYSIWYG можно использовать даже такой текстовый процессор, как Microsoft Word. Начиная с версии MS Word 97 он позволяет набрать некоторый текст, отфор­матировать его и сохранить в формате HTML. Если будете это делать, не забудьте удалить комментарии...

Принцип WYSIWYG, от англ. What You See Is What You Get — это принцип соответ­ствия экранного образа готовому документу. В этом режиме автор непосредственно видит на экране готовый результат и работает с ним.

Редактор Star Office

Более мощными средствами редактирования HTML-файлов располагает программа StarOffice. Здесь при открытии или создании HTML-файла соответственно меняется содержимое некоторых меню, что позволяет достаточно эффективно работать с HTML-кодом. Самым приятным моментом здесь, пожалуй, является возможность установить флажок HTML Source (Исходный код HTML) в меню View (Вид), который отключает режим WYSIWYG и позволяет работать с исходным HTML-текстом, в котором все теги и их атрибуты подсвечены красным цветом. По своему усмотре­нию можно редактировать как исходный текст, так и отображаемый результат, переключаясь между режимами командой HTML Source (Исход­ный код HTML) из меню View (Вид).

В отличие от других WYSIWYG-редакторов, StarOffice довольно корректно удаляет ненужные элементы при отмене пользователем каких-либо дей­ствий и не вставляет лишних комментариев. При этом он довольно активно использует каскадные таблицы стилей (CSS).

Перед подсветкой теги проверяются на корректность — ошибочно написанные теги красным цветом не выделяются. Однако надо иметь в виду, что программа не понимает новых тегов, таких, как <BUTTON>, <LABEL> и пр.

Netscape Composer

Еще одна WYSIWYG-ориентированная программа для редактирования HTML-файлов встроена в броузер Netscape. Она называется Netscape Composer.

В этой программе возможностей гораздо меньше, чем в предыдущей, однако, поскольку это модуль популярного броузера, ее тоже используют активно. Средства верхней инструментальной панели позволяют вставить в файл изображение (Image), горизонтальную линию (HLine), таблицу, гиперссылку (Link) или якорь (Anchor). Ниже расположена небольшая панель для управления начертанием шрифта (полужирное, курсивное, подчеркнутое), а также его размером, отступом и выключкой. Здесь же можно выбрать цвет фона. С помощью выпадающих меню доступно еще несколько HTML-элементов.

Несмотря на доступность и популярность программы, мы вряд ли можем посоветовать использовать WYSIWYG-редакторы типа Netscape Composer для создания веб-страниц, за исключением каких-либо очень простых случаев. Если вам непременно хочется визуально отслеживать все вноси­мые изменения, то установите программу Arachnophilia и воспользуйтесь функцией Instant View.

Отметим, что все рассмотренные в этом разделе программы распространяются бесплатно. В принципе, таких средств, как TextPad и Arachnophilia, вполне достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно при создании веб-страниц любой сложности. Однако некоторые разработчики предлагают еще более продвинутые средства разработки веб-страниц, стремясь обеспечить максимальное удобство для пользователя и автоматизацию рутинной работы. К сожалению, как правило, такие программы уже не являются бесплатными, но из-за удобства в использовании они тоже пользуются большой популярностью.

Frontpage

Что представляет собой Frontpage в целом

Microsoft Frontpage позволяет разрабатывать документы Web и управлять ими. Не только страницами Web, для работы с которыми имеется масса прекрасных программ, но документами Web (sites) в целом, т. е. наборами связанных страниц. Если вы освоите Frontpage, то сможете преодолеть все трудности, связанные с установкой собственного Web.

Frontpage состоит из трех основных компонентов:

1.     Frontpage Explorer (Проводник) обеспечивает создание структуры доку­ментов Web, и предоставляет мастеров и шаблоны, которые позволяют это сделать всего за несколько минут. Если Web уже установлен, про­водник дает визуальное представление всего документа Web и позволяет поддерживать его в дальнейшем;

2.     Frontpage Editor (Редактор) позволяет создавать отдельные страницы Web или редактировать ранее введенные страницы в режиме "что види­те, то и получаете";

3.     Frontpage Personal Web Server (Персональный сервер Web) обеспечивает проверку всех аспектов работы данного Web и его обслуживание в Internet.

Эти компоненты как раз и составляют то, что считается законченной средой разработки документа Web. Чтобы сделать Web полностью завершенным, вы захотите установить его на компьютер, подключенный к Internet через вы­сокоскоростной канал связи все 24 часа в сутки. Однако даже при низко­скоростном модеме можно выделить часть рабочего времени для запуска Web. Для этого в пакете имеется почти все.

Что Frontpage не делает

Пакет Frontpage предлагает очень многое, и новые версии будут иметь свои дополнения. Основным недостатком пакета является отсутствие средств для создания приложений на языке Java. Могут понадобиться и такие инстру­ментальные средства, как программы для манипуляции со снимками, про­граммы графики с высоким разрешением, редакторы и программы создания видео и звуковых элементов. Могут потребоваться также специализирован­ные инструментальные средства для создания на современном уровне, на­пример, страниц Macromedia Shockwave или страниц VRML (Virtual Reality Modeling Language). To, каким образом Frontpage будет применять передо­вые технологии в будущем, еще предстоит рассмотреть, однако уже сейчас нужны средства развития системы, позволяющие сделать это.

Однако возможности, предоставляемые Frontpage, являются более чем дос­таточными для большинства разработчиков документов Web. Как комплекс инструментальных средств Frontpage кажется ближе к идеалу, чем что-либо еще имеющееся, в частности, в среде Windows 95 и NT, и эти средства могут быть дополнены любыми другими программами.

Компоненты Frontpage

Frontpage состоит из нескольких основных компонентов, которые совмест­но образуют полный пакет для создания документа Web. Взаимодействие программ подробно рассмотрено в следующем разделе, а приведенные здесь краткие описания служат только как вспомогательное средство на первом этапе изучения многочисленных возможностей пакета.

Frontpage Explorer

Frontpage Explorer (проводник) разработан, чтобы дать возможность видеть созданный документ Web. Проводник обеспечивает отображение документа Web на трех основных панелях: Outline View (Структурная панель). Link View (Панель связей), Summary View (Общая панель). Структурная панель показывает иерархическую структуру, связи между страницами. Она напо­минает аналогичное окно в системах подготовки текстов. Панель связей да­ет ясное графическое представление того, как страницы данного документа Web связаны между собой и как они соотносятся с внешними элементами. Общая панель отображает характеристики каждого файла, входящего в дан­ный документ Web.

В целом три панели позволяют видеть, как сконструирован документ Web, и в процессе работы помочь определить, что еще должно быть сделано для завершения данного Web. Разорванные связи четко выделяются и могут быть обновлены автоматическим изменением ссылок. Проводник самостоя­тельно создает и устанавливает То Do List (Список заданий), которые должны быть завершены, и вы можете поручить их любому сотруднику из вашей команды.

Самое главное — проводник обеспечивает создание структуры документа Web. Можно построить несколько незаполненных документов, в которые потом включить все нужные сведения. Мастера и шаблоны проводника по­строят законченные документы Web и установят их. Задача разработчика состоит в их настройке и внесении дополнений, но имея основу, легче вы­полнить работу в целом.

Наконец, проводник позволяет установить параметры управления докумен­том Web. Можно определить, кто будет иметь доступ к документу Web на различных уровнях: от администраторов и авторов до конечных пользовате­лей. Если требуется ограничить доступ к вашему документу Web внутри соб­ственной организации, вы можете это сделать. Если нужно, чтобы пользова­тели регистрировались перед открытием вашего документа, вы можете указать и это. А если вы хотите, чтобы сотрудники могли изменять страни­цы без права изменения опций администрирования, то нужно установить несколько параметров в диалоговом окне.

Frontpage Editor

В настоящее время нет недостатка в хороших пакетах, позволяющих созда­вать документы Web. Обычно они называются редакторами HTML, по­скольку страницы Web пишутся на языке разметки гипертекста (Hypertext Markup Language — HTML). Однако в Microsoft Frontpage в действительно­сти не нужно знать язык HTML. Как и текстовый процессор, который не показывает коды форматирования, пока не будет сделан специальный за­прос, редактор Frontpage действует по принципу отображения результатов, т. е. того, что и нужно видеть, а не коды и теги. И хотя на рынке это не первая программа такого типа, она представляется наиболее современной.

Редактор Frontpage поддерживает новые возможности HTML, такие как ра­бота с таблицами, формами и кадрами. Он позволяет также установить цвет и параметры форматирования страницы с помощью группы диалоговых окон, благодаря чему упрощается стандартизация внешнего вида данного документа Web по сравнению с другими. В случаях с формами и кадрами программа делает шаг вперед благодаря встроенному мастеру, позволяюще­му создавать довольно сложные элементы. Далее, редактор продвигается еще на один шаг, предлагая средства автоматизации, называемые Bot[1].

Если вы уже пробовали получить форму на сервере Web, то знаете, с какими трудностями можно столкнуться. Разработка самой формы относительно проста: программирование же скриптов, позволяющих форме взаимодейст­вовать с сервером так, чтобы при нажатии кнопки Submit (Завершение) данные отправлялись по назначению, является исключительно неприятным процессом. Средства Bot в формах Frontpage исключают многие из этих трудностей, как и необходимость изучать интерфейс создания скриптов, из­вестный как CGI (Common Gateway Interface - общий интерфейс шлюзов). С этими Bot вы не сможете выполнять все сложные варианты взаимодейст­вия по CGI, по крайней мере в ранних версиях, но Frontpage даже для но­вичков делает возможным организовывать полноценное взаимодействие с серверами Web.

Personal Web Server

Если нужно ваш собственный Web-узел сделать хостом, потребуется часть программного пакета, которая называется программа сервера Web. Когда компьютер подключен к Internet, эта программа позволяет делать его дос­тупным пользователям на World Wide Web. Для эффективной работы компьютер с сервером Web должен быть подключен к Internet все 24 часа в сутки и работать с большей скоростью, чем самые быстрые модемы. Но, если потребуется, можно использовать Personal Web Server (Персональный сервер Web) неполное рабочее время и с меньшей скоростью.

Все же обеспечение связи не является основной функцией персонального сервера. Он разработан как инструмент исследования ваших документов Web после их создания. Сразу вслед за созданием нескольких страниц вам захочется их посмотреть с помощью вашей программы просмотра (Netscape, Internet Explorer, Mosaic и т. д.). Все, что нужно сделать для этого, — просто запустить персональный сервер Web, установить его в локальный режим, затем загрузить программу просмотра (браузер) и убедиться, что все работа­ет. Пока компьютер подключен к Internet, можете проверить внутренние и внешние связи и убедиться, что страницы Web выглядят точно так, как вы хотели.

Администратор сервера

Пакет Frontpage поставляется с программой администратора сервера, кото­рая используется, главным образом, как средство инсталляции, хранения полных имен расширений сервера и установки ограничений прав доступа автора.

Расширения сервера

Самая большая уступка пользователям в пакете Frontpage связана с тем, что они могут захотеть применять средства создания Web, но не обязательно с подключенным сервером этого пакета. Действительно, нет такого варианта, когда профессиональные разработчики были бы согласны отказаться от сво­ей хорошо отработанной программы сервера. Поэтому единственный способ сделать Frontpage полезным в широком смысле состоял во включении под­держки существующих серверов. Frontpage делает это с помощью расшире­ний сервера, которые инсталлируют необходимые файлы и директории в существующем сервере, чтобы позволить ему работать со всеми элементами Frontpage.

Получение данных из форм является примером того, что выполняют расши­рения. Как кратко объяснялось ранее, Frontpage дает возможность не думать о том, каким образом сделанные формы возвращают данные, введенные пользователями. Но поскольку Frontpage выполняет возврат данных нестан­дартным способом (на практике, почти все серверы делают это по-разному), кто-то должен сообщить программе сервера, что именно форма Frontpage пытается делать. Этот "кто-то" и есть расширение сервера. Существенно, что расширения сервера увеличивают его функциональные возможности и по­зволяют работать как с Frontpage, так и с программами, которые сервер уже поддерживает.

Использование Frontpage Explorer для запуска Web

Возможно, вам не терпится узнать, что в действительности означает созда­ние собственного Web, поэтому начнем. Здесь мы сделаем беглый обзор, чтобы привыкнуть к поведению проводника, поскольку детальное изучение процесса создания Web — тема нескольких следующих глав.

Войдите в меню Start (Старт), откройте подменю Microsoft Frontpage и вы­берите программу Frontpage Explorer. После короткой паузы появится окно Frontpage Explorer.

Выберите команду File, New Web (Файл, Создать Web) из меню проводника. Вы сразу увидите диалоговое окно со списком шаблонов и мастеров Web:

1.     Normal Web (Обычный Web) - создает документ Web с единственной пустой страницей, которая будет исходной;

2.     Corporate Presence Wizard (Мастер представления фирмы) проводит по процессу создания документа Web организационного типа;

3.     Customer Support Web (Web поддержки клиента) позволяет работать со структурой документа для взаимодействия с клиентами;

4.     Discussion Web (Web дискуссий) используется для создания Web-дебатов; создание такого окна с пустого места — работа, отнимающая массу вре­мени;

5.     Empty Web (Пустой Web) создает структуру документа Web без единой страницы. Используйте его после того, как подготовили исходную стра­ницу и требуется пустой Web, чтобы ее вставить.

6.     Learning Web (Web изучения Frontpage) — это краткое, но полезное по­собие для данного пакета программ;

7.     Personal Web (Персональный Web) устанавливает единственную исход­ную страницу с набором объектов гиперссылок, которые можно уничто­жить или настроить в соответствии с вашими потребностями;

8.     Project Web (Web проекта) устанавливает Web, который может использо­ваться для управления проектом.

Для начала выделите строку Normal Web (Обычный Web) и нажмите кнопку ОК. Появится диалоговое окно с запросом указать сервер, на котором нуж­но установить Web; примите установку по умолчанию. Затем введите имя для Web в поле имени. Имя должно соответствовать соглашениям для имен в данном сервере. Например, имена Web Frontpage не могут включать про­белы. Кроме того, имя чувствительно к регистру, т. е. "MyWeb" — не то же самое, что "myweb". Помните об этом, когда пытаетесь получить доступ к своему Web-узлу у поставщика услуг Internet (ISP).

Сразу после нажатия кнопки ОК проводник Frontpage начинает генериро­вать Web. Но прежде чем выполнить эту задачу, проводник как администра­тор Web-узла запросит ваше имя и пароль. Введите имя и пароль, которые были заданы при инсталляции пакета Frontpage, и нажмите ОК. Далее про­водник заканчивает создание Web и открывает его в своей рабочей зоне. Одновременно проводник автоматически запускает персональный сервер Web.

И в этом состоит весь набор требующихся действий. В результате вы имеете новенький, готовый для дальнейшей разработки Web.

Проводник отображает документ Web на трех панелях в удобной форме. Outline View (Структурная панель) находится в левом подокне. Она отобра­жает общую структуру данного Web.

В правой панели может быть два варианта изображения: Summary View (Общая панель) или Link View (Панель связей). Общая панель предоставля­ет список всех графических объектов и страниц текущего документа Web (открытого). Панель связей отображает значки для каждой страницы, образа или World Wide Web URL (Uniform Resource Locator — универсальный идентификатор ресурсов) с линиями, показывающими связи между ними. Переключение от одной панели к другой осуществляется по командам View, Link View (Вид, Панель связей) и View, Summary View (Вид, Общая панель). Обе панели исключительно полезны для управления структурой документа Web и для передачи страниц в редактор Frontpage.

В общей панели нового документа Web имеется две строки: im-ages/Undercon.gif и Normal Page. Первая строка содержит имя графического файла со знаком Under Construction (В работе), столь милый для разработ­чиков Web. Вторая строка — имя исходной страницы данного Web, назван­ной Normal Page (Обычная страница), потом вы научитесь изменять имя на более подходящее. Если вы включите панель связей, то увидите единствен­ный значок для Normal Page, который выглядит довольно одиноко.

Использование Frontpage Editor для создания страниц

Если проводник Frontpage выполняет функции организатора строящегося документа Web, то редактор Frontpage является той программой, при работе с которой вы тратите большую часть творческой энергии. Это полноценный редактор страниц Web с большим количеством дополнительных возможно­стей сверх стандарта HTML 2.0. Он предоставляет совершенную среду WYSIWYG — редкое свойство для современных редакторов HTML. С помо­щью редактора можно переходить по связям от одной страницы к другой даже в процессе редактирования, что на практике превращает Frontpage Editor в мини-браузер, поэтому вы можете открыть в редакторе страницы World Wide Web для изучения кодов HTML.

Редактор Frontpage во многом напоминает текстовый процессор. Можно одновременно открыть несколько страниц и переключаться между ними, можно вырезать, копировать и вставлять фрагменты страниц, выполнять проверку орфографии, задавать размер и внешний вид символов. Он под­держивает работу с таблицами аналогично Word и WordPerfect, но варианты форматирования таблиц здесь несколько сужены из-за ограничений, обу­словленных языком HTML. Включение графических объектов осуществля­ется так же, как в текстовом процессоре. Связывание — всего лишь допол­нительная строка в меню Edit (Правка).

Для первого знакомства с редактором Frontpage начните с команды провод­ника Tools, Show Frontpage Editor (Сервис, Показать редактор). Почти сразу появляется окно редактора.

Теперь поместите в рабочую зону редактора исходную страницу нового до­кумента Web, чтобы иметь возможность ее просматривать. Для этого выбе­рите команду File, Open from Web (Файл, Открыть из Web); появляется диа­логовое окно Current Web (Текущий Web) с единственным именем в списке страниц Web: Normal Page. Это ваша новая исходная страница.

Выделите строку Normal Page и нажмите кнопку ОК. Вы получите рабочую зону серого цвета, поскольку страница еще не имеет содержания, а в зоне заголовка окна редактора выводится Normal Page. С этого момента начина­ется разработка страницы путем добавления графических изображений, тек­ста, гиперссылок, таблиц, таблиц образов, форм, оглавлений и т. д. — спи­сок можно продолжать долго.

Литература

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.     Web-Дизайн: Тонкости, хитрости и секреты. - М.: Майор, 2001, с. 170.

8.     Web-страниц. - М.: ДессКом, 2000, с. 447.

9.    

10.   

11.   


[1] 1 Bot - блок программы, который вставляется в страницы HTML и автоматизирует некоторые процедуры, главным образом, связанные с обеспечением свойства интерактивности страниц.