Профконсультирование школьников

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психологическое консультирование»

На тему: Профконсультирование школьников

Студентки группы ЗПиП-41

Карпецкой Оксаны

Преподаватель: Демиденко Раиса Николаевна

Павлодар, 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ
I                     ВВЕДЕНИЕ
II                 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.          Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

2.          Основные принципы работы профконсультанта.

3.          Схема профконсультирования.

4.          Профконсультирование в школе.

III              ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.           Подготовительный этап.

А.           Знакомство с клиентами

Б.           Описание методик

2.           

3.           

4.           

5.           

  IV

     V

I            ВВЕДЕНИЕ

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и проф. консультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

В эпоху социально-экономических катаклизмов и смены общественной системы, проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый смысл. Как известно, в такое время усиливается социальная мобильность населения, а именно, существенно облегчается переход из одной социальной страты в другую. Бывшая «элита» деградирует, теряет свои позиции и превращается в «средние слои» общества или в «простолюдинов». И наоборот, некоторые из «низших» слоев общества обогащаются, набирают общественный вес и влияние.

Перспектива найти место в привелегированных слоях общества согревает души многих подростков и, особенно их честолюбивых родителей. Стоит добавить, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание труда (он еще не знает всех прелестей и недостатков выбираемой профессии), он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь одно из средств построения счастья. Этим то и объясняется выбор подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе они вряд ли могут заинтересовать очень многих (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами – это все-таки на «любителя»), но именно эти профессии сейчас позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный образ жизни.

Однако со временем престижность и востребовательность  профессий меняется и тогда у самоопределяющегося подростка есть риск ошибиться: при выборе он ориентировался на престиж и элитарность, а оказался в огромной массе невостребованных специалистов, которые еще совсем недавно были «нарасхват».

Задача психолога помочь еще не совсем сформировавшейся личности не ошибиться в выборе будущей профессии.

Проблемой  профориентации занимались очень многие, и думаю, нет смысла их всех перечислять. Мне хотелось бы отметить только работы человека, который широко занимается этой проблемой в наше время. Это д.п.н., профессор факультета психологии  МГУ имени Ломоносова М.В. – Пряжников Н. Ему принадлежат активизирующие профориентационные методики «За и против», «Будь готов!», а также активизирующий опросник-шутка «формула престижа», и множество публикаций, касающихся этого вопроса.

           II      ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.                 Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

Психологическое консультирование (counselling) - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни.  Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

В Казахстане сегодня не достаточно развита культура обращения за профессиональной психологической помощью. Этот феномен объясняется историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также множеством мифов, существующих в нашей культуре. Вот некоторые из них:

  • "Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)";
  • "Все необходимо выстрадать самому";
  • "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится";
  • "Каждый у нас - сам себе психолог"

и другие.

Что это дает?

В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор: справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются сами­ми практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельно­сти и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредствен­ную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлично­стных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в пси­хокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консульти­рование ориентировано, прежде всего на помощь клиенту в реорга­низации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Отдельной темой обсуждения является различие терминов "пси­хокоррекция" и "психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано ско­рее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконен­ным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это огра­ничение, с нашей точки зрения, является искусственным, посколь­ку психотерапия подразумевает не медикаментозное, то есть психо­логическое воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psychotherapy) является международным и в большинстве стран мира од­нозначно используется по отношению к методам работы, осуще­ствляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к психо­логической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином "психотерапия", который яв­ляется общепринятым в мировом сообществе.

Несомненно, что границы между психотерапией и консульти­рованием весьма условны, что не раз отмечалось различными ав­торами ( Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих спе­циальной подготовки в области психотерапии или, как у нас при­нято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточ­но строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздей­ствие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достиже­ния положительного эффекта здесь недостаточно.

Каким же образом можно разграничить консультирование и пси­хотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межлич­ностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось

выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчер­кивают негативную роль других в возникновении собственных жиз­ненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулиро­вать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к психотерапевту, чаще го­ворят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анали­зу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантия того, что он го­тов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источни­ками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, измене­ние установок клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаи­моотношений клиента, но также прошлое (события далекого дет­ства, юности), активно используются такие специфические фор­мы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между че­ловеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздей­ствия, тогда как в консультировании подобные вопросы практичес­ки никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики при­водит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С., 1992).

Различна и длительность этих видов психологического воздей­ствия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5—6 встреч с клиентом, то про­цесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

Определенные различия связаны и с типами клиентов. На при­еме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встре­тить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуаль­ного потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать ча­сто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. К чести психотера­пии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение вре­мени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится безграничным.

Естественно предположить, что при столь существенных отли­чиях двух этих форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Основные требования к психоло­гу-консультанту, с нашей точки зрения, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и прак­тики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требований к образованию специалистов по психо­терапии значительно больше, и они включают в себя, наряду с те­оретической психологической подготовкой и определенными ме­дицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиат­рией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психо­логами не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, по традиции называется не кли­ентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотера­пии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в про­блемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких по­мех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.

Различия психотерапии и консультирования — широкая и мно­гогранная тема. Конечно же, здесь мы можем наметить только об­щие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную лите­ратуру (Карвасарский Б.Д., 1985; Василюк Ф.Е., 1988).

"Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответству­ют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, — это объяснять, в чем он может ожидать пси­хологической помощи и какой. С этой точки зрения психологичес­кое консультирование, будучи более ориентированным на дости­жение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более дли­тельной и глубокой психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собствен­ной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может слу­читься не скоро или не случиться никогда, но даже простое зна­ние о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бы­вает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психо­терапии — основа широких и многогранных возможностей практи­ческой психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

2.     Основные принципы работы профконсультанта.

Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбо­ра профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологиче­ской и социальной адаптации.

Последствия общения с консультантом имеют большую личност­ную значимость для клиента. Ка­ким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность. Консультант несет персо­нальную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических проце­дур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.

3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

5. Активность.  Консультируемый самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой об­ратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую по­мощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консуль­тируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соот­ветствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консульти­руемого, поддерживает и стимули­рует его поисковую активность.

7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы кон­сультируемого, даже не соответствующие интере­сам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

3.      Схема профконсультирования

Схема процесса профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

·      Клиент: в чем заключается его проблема, как он отно­сится к консультации и профконсультанту, в каком со­стоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.

·      Условия: организационные, временные, информацион­ная и методическая оснащенность.

·      Профконсультант: осознание профессиональной ква­лификации и компетентности относительно данной си­туации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

Если контакт с консультируемым не получается, можно исполь­зовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способству­ющие переживанию успеха, с помощью заданий на сообразитель­ность, внимание.

Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глаза­ми специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, раз­работка общего плана дальнейшей консультации, коррекция усло­вий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.

Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться” согласно ситуации.

4.    Профконсультирование в школе

Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.

Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточения основного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок.

Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию. Успех профконсультации во многом зависит от того, удастся ли наладить с учащимся доверительные отношения. Неприемлемы давление, директивный тон и навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

Для грамотного построения профконсультационной работы консультант должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять себе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении, владеть методиками коррекционной работы.

Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа “идеальной” профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профес­сий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенно­стей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

Теперь я рассмотрю некоторые направления работы профконсультанта в условиях современной школы.

            У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональном выборе. В зависимости от степени развития их профессиональных планов и уровня развития способностей профконсультант намечает стратегию проведения консультации. Для одних достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучение профессиональных намерений учащихся с 7-го класса; а начиная с 8-го класса следует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить обучение в техникуме или колледже. До начала индивидуальных профконсультаций надо провести изучение профессиональных намерений и уровня развития некоторых способностей у школьников.

            Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени нуждаются в помощи профконсультанта, и их консультируют только в случае самостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся обращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора.

            Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается несколькими консультациями. Прежде всего, психологу следует выявить их интересы и склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий и сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Профконсультант может наметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, в который входит ознакомление с профессиографической литературой, консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами. В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений. Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт, осваивать алгоритм ознакомления с профессией.

По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической и коррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться на адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости, темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов). Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации результатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитии важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления.

В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы консультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.

Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части.

III            ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.      Подготовительный этап

А.     Знакомство с клиентами.   

Методика «За и против» была проведена в СШ № 41 г.Павлодара. Работала я с учащимися 8-го «Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко Таней.

Выяснилось, что Галя после окончания школы  собирается пойти учиться на бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать, но желает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров. Таня хочет стать военным врачом или ветеринаром.

Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).

Методика «Будь готов!» была проведена с ученицей 11 «А» класса – Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием продолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом – «как все».

       Б.   Описание методик.

Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики. Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников, который очень широко занимается данным вопросом.

Профориентационная активизирующая методика «За и против».

Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно самостоятельных методики: «За и против-1» (предназначена для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей).

Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми. По времени она обычно занимает 1,2-1,5 часа. Время для обобщения результатов всех трех частей – около 15-20 минут.

Методика рассчитана как для работы с группой, так и для индивидуальных профконсультаций.

Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).

Цели: выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий; активизировать учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий.

Особенности проведения: Поскольку методика «За и против» является активизирующей, то она имеет свои особенности. (см. методику стр. 3)

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае её возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора.

Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Её главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

Работать я решила по приведенной ниже схеме профконсультирования в школе, и в индивидуальном порядке для более точных результатов.

Схема профконсультирования в школе:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа “идеальной” профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профес­сий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенно­стей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

6.           

2.                Проведение профориентационных методик.

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

Инструкция: Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых действий. Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется вам трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если же вы считаете, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл.

Пожалуйста, обратите внимание, что речь здесь идет не о ваших желаниях выполнять то или иное действие, а только о возможностях и способностях.

Баллы проставляются в колонке «самооценка».

Нормы. Теперь я зачитаю вам примерные нормы, отдельно для мальчиков и девочек. Вы должны проставить в бланке ответов в графе «соответствие норме» баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму, то ставится «0», если больше нормы – «+1», если меньше – «-1».

Подсчитайте общую сумму баллов и запишите её в нижней части бланка ответов.

Далее из предлагаемого списка профессий вы можете выбрать любые и проверить свою готовность к ним.

Для этого, в списке «набор профессий» отыскивается интересующая профессия, где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах.

Рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые вы выставили в своем бланке ранее. Подсчитайте общий результат готовности к профессии и запишите внизу, выразив его в процентах.

Теперь вернемся к вашей самооценке, если она занижена, то полученный показатель готовности к профессии умножается на корректировочный коэффициент 1,3, а если  завышена – на 0,7. Если самооценка оказалась нормальной, то никаких корректировок можно не делать.

Если показатель ниже 60%, то могут возникнуть сомнения в вашей готовности к данной профессии.

Профориентационная активизирующая методика «За и против».

Инструкция: Сейчас я зачитаю вам вопросы, а вы проставите в соответствующих графах бланка баллы, означающие ваше желание выполнять на будущей работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше балл, тем больше желание выполнять данное действие).

Теперь перед всеми баллами во 2 и 4 колонках проставляется знак «минус». Затем по каждой из 20 строчек подсчитывается сумма баллов, она записывается справа. В итоге получается 20 сумм баллов, соответствующих 20 группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения и нули).

Далее записываются группы профессий и нормы, также отдельно для мальчиков и девочек. Если сумма баллов попадает в интервал нормы, то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. В этом случае в графе результат вы записываете «0». Если же сумма баллов не попадает в интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма ( -4,+3); значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее значение нормы: (+5)-(+3)=(+2). В этом случае в графе «результат» записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий. Аналогично проводятся методики «За и против-2,3».

3.                  Анализ результатов.

Профориентационная активизирующая методика «За и против».

К сожалению, результаты по методике  «За и против» оказались не совсем корректными и выявили, больше отрицательное отношение девочек к не принимаемым профессиям. Однако, анализируя результаты тестирования Павленко Тани, можно сказать, что девочка довольно хорошо не только ознакомлена с профессиями врач (медицина) и ветеринар (крестьяне), но и имеет явный интерес и способности к данным видам деятельности. Таня убедилась в правильности своего выбора и по-прежнему намерена получить соответствующее образование.

Пархоменко Надежда проявила интерес и способности к следующим направлениям деятельности: бизнес и финансы, крестьяне (зоотехники, ветеринары, трактористы, механизаторы, фермеры и т.п.), служение Богу. Некоторые из результатов не совсем удовлетворили девочку. В частности ей не понравилась группа профессий «служение Богу». Однако в ходе проведенной беседы мне удалось объяснить ей, что данный результат явился, скорее всего результатом не совсем понятых ею вопросов и следовательно, неправильного их оценивания.

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

По методике «Будь готов!»  Лида показала высокий уровень готовности к профессиям экономист и менеджер (по некоторым группам профессий я не смогла предоставить её бланк ответов), низкий – юрист, парикмахер, продавец, бомж, торговец наркотиками и матрос. В целом методика ей понравилась. Девочка осталась довольна результатами.

Все девочки как 8-го, так и 11-го классов задумались, действительно ли нужно выбирать профессию только потому, что она престижная, стали серьёзнее относиться к профессиям типа повар, швея, воспитатель, сантехник, агроном и т.д. Убедились насколько важно иметь способности к тому или иному виду деятельности.

4.                  Выводы.

На основе полученных результатов и в ходе проведенных в конце каждого тестирования бесед можно сделать следующие выводы:

1.     

2.     

3.     

ü 

ü 

ü 

ü 

В целом результаты тестирования не совсем меня удовлетворяют. Проводя методику «За и против» ранее в 10-11 классах, я получала результаты несколько лучше. Думаю это связано с тем, что методика рассчитана на детей более старших классов нежели 8 класс.

А для себя я сделала следующие выводы: для получения более успешных результатов, следует проводить методики с учетом возрастных ограничений, указанных в ней; четко придерживаться инструкции и стараться не комментировать вопросы;

5.                  Рекомендации.

Общие рекомендации:

При выборе профессии

ü 

ü 

ü 

ü 

ü 

ü 

ü 

Специальные рекомендации:

Девочкам из восьмого класса я не давала никаких специальных рекомендаций. Мы договорились с ними поработать в следующем году, когда они станут немного постарше.

Завражных Лидии я порекомендовала попытаться найти себя в экономической сфере,  попросила еще раз все хорошо обдумать, ознакомиться со списком экономических специальностей и подумать где она сможет применять свои знания на практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                                                                   V            ЛИТЕРАТУРА

1.     Алешина Ю.Е.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирова­ние. М. 1999.

2.     Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.

3.     Пряжников Н. «За и против» активизирующая профориентационная методика.// Школьный психолог №22, 1999г

4.     Пряжников Н. «Будь готов!» активизирующая профориентационная методика.// Школьный психолог №13, 2001г

5.     Пряжников Н. Формула престижа. активизирующий опросник-шутка// Школьный психолог №5, 1999г