Программирование и планирование деятельности

Международная академия бизнеса и банковского дела

Реферат на тему: Программирование и планирование деятельности

Студента первого курса факультета управления и финансов группы УФ - 73 Моисеева Максима

Тольятти 1997

Оглавление.

 TOC "Мой стиль;1;Стиль;2" ............................................................................................................... 3

Виды и назначение планирования.......................................................................... 4

Основная часть..................................................................................................................... 6

Анализ ситуации......................................................................................................................... 6

Планирование............................................................................................................................. 7

Долгосрочное и краткосрочное планирование..................................................................... 7

Планирование в сфере образования....................................................................................... 9

Разница в планировании обучения и учения...................................................................... 10

Заключение............................................................................................................................ 12

Список использованной литературы................................................................. 13

Обзор литературы.

Для подготовки данного реферата мне понадобилось узнать больше о программировании и планировании, и я заглянул в справочники и словари, где узнал конкретнее, что есть планирование, деятельность и о связи между ними. Чтобы узнать о тех понятиях , которыми мне пришлось пользоваться здесь, я взял справочник, о котором хорошие отзывы - Большую советскую энциклопедию. Там почти всегда точно и доступно излагаются все термины, причём авторы стараются дать несколько толкований, исходя из разных позиций и взглядов, то есть и научное объяснение и социальное, если таковое можно применить к определённому слову, и другие.

О методах и типах планирования рассказывает Г. Бенвенисте. В своих книгах он доступно излагает теоретический материал, подкрепляя его конкретными примерами и многочисленными советами основанными на личном опыте.

Чтобы посмотреть как смотрят на планирование и программирование в их применении к обучению и учению другие авторы, я воспользовался журналами “Вопросы методологии”, тем более, что они созданы людьми, вплотную занимающимися работой над проблемами в образовании.

В написании реферата мне сильно помогла книга Котлера “Основы маркетинга”. Автор последовательно изложил материал и сделал его доступным и понятным. Кроме разделов о планировании и стратегическом планировании книга содержит большое количество другого интересного материала.

Книги Хоскинга и Макконелла помогли мне понять как поставлено планирование в странах Западной Европы и США.

Виды и назначение планирования.

В этой части реферата я остановлюсь на некоторых видах планирования, которые я посчитал наиболее интересными и которые мне понадобятся в моей будущей работе.

Стратегическое планирование - это одна из  функций  управления,  которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.  Стратегическое планирование обеспечивает  основу для всех управленческих решений, функционирования организации,  мотивации и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования,  организации в целом и отдельные члены будут лишены четкого способа оценки цели и направления работы корпоративного предприятия. Процесс  стратегического планирования  обеспечивает  основу  для  управления членами организации.  Рассматривая все вышесказанное с точки зрения положения в нашей стране,  можно отметить, что стратегическое планирование становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Одной из ôîðì ïëàíèðîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ áèçíåñ-ïëàí.

Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïåðâûõ îáîáùàþùèõ äîêóìåíòîâ îáîñíîâàíèÿ èíâåñòèöèé è ñîäåðæèò äàííûå î âèäå è îáúåìàõ âûïóñêà ïðîäóêöèè, õàðàêòåðèñòèêи ðûíêîâ ñáûòà è ñûðüÿ, ïîòðåáíîñòü ïðîèçâîäñòâà â çåìåëüíûõ, ýíåðãåòè÷åñêèõ è òðóäîâûõ ðåñóðñàõ, à òàêæå ñîäåðæèò ðÿä ïîêàçàòåëåé, äàþùèõ ïðåäñòàâëåíèå î êîììåð÷åñêîé, áþäæåòíîé è ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè ðàññìàòðèâàåìоãî ïðîåêòà è â ïåðâóþ î÷åðåäü ïðåäñòàâëÿþùèõ èíòåðåñ äëÿ ó÷àñòников-èíâåñòîðîâ ïðîåêòà. Ðàñ÷åòû ïîêàçàòåëåé àäàïòèðîâàíû ê òðåáîваниям è óñëîâèÿì ñîâðåìåííîãî îòå÷åñòâåííîãî è çàðóáåæíîãî èíâåñòèðîâàíèÿ.

О назначении планирования в обучении и учении, наверное, написано немало книг, часть которых я упомянул выше, но при написании данного реферата я хочу показать свою точку  зрения, потому что я учусь в учебном заведении, где планирование занимает ведущую роль в процессе обучения студентов и в процессе их учения, следовательно я должен понимать о чём идет речь. В процессе учения в Академии у меня сложился свой взгляд на программирование и планирование деятельности, и я его изложу в этой работе.

Так как обучение и учение, на мой взгляд, являются определёнными видами деятельности людей, то данная работа тесно переплетается с понятием «планирование деятельности».

Вначале я немного расскажу об этом процессе, а затем попытаюсь рассмотреть его в применении к обучению и учению, причём, основываясь на собственных наблюдениях и выводах.

Основная часть

Анализ ситуации

Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, а также невозможно определить цели планирования и нужно ли оно вообще и, следовательно, невозможно построить план. На рис. 1 я попытался схематично изобразить связь анализа и планирования. После проведения анализа ситуации выявляются проблемы и свободные ресурсы. При составлении планов проблемы лягут в основу целей, а свободные ресурсы послужат средством к достижению этих целей.

Ситуация

Результат анализа.

Проблемы

1.

2.

Ресурсы

1

2

3

4

5

6

7

8

План 1

Цель

Средства

План 2

Цель

Средства

рис. 1

Следующим после анализа этапом стоит этап планирования.

Планирование.

В понятие "планирование" входит определение целей  и  путей их достижения.  В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям,  как сбыт,  финансы производство и  закупки.  При этом,  конечно,  все частные планы тесно взаимосвязаны  между собой.

Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:

1.   

2.      детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени

3.   

4.      путем  сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на  данные  прошлого,  но стремится определить  и  контролировать  развитие  предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Долгосрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование является рамкой, в которую уложены все краткосрочные планы. Оно имеет много общего с программированием, когда указаны цели на продолжительный промежуток времени и указаны задачи. Каждый краткосрочный план представляет собой средства, к решению задач, поставленных в долгосрочном плане. Краткосрочный план подразумевает детальное планирование всех средств, которые необходимы для решения задачи.

Приведенные выше  виды  планирования дают наилучший эффект при правильном их сочетании.  Любая компания  или человек должен применять как  долгосрочное,  так и краткосрочное планирование.  Например, при планирование производства продукта как одного  из  важнейших элементов  рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности,  так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью,  сроками ее достижения, видом товара и так далее.

Далее я разберу процесс планирования деятельности на примере плана выпуска нового продукта (рис. 2)

рис. 2

Как видно из схемы, прежде всего необходимо проанализировать деятельность предприятия, чтобы выявить возможность или невозможность производства данного товара. В случае, если производство невозможно, необходима аренда или покупка оборудования, привлечение новых ресурсов или переориентация на другой продукт. Если же производство возможно в данных условиях, то встает вопрос об анализе сектора рынка, в который войдет продукт. Далее идет процесс непосредственно планирования. Он начинается с выбора общей стратегии действий.

Стратегическое планирование  представляет  собой набор действий и решений,  предпринятых руководством, которые ведут  к разработке специфических стратегий,  предназначенных для того,  чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического  планирования  является  инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.  Его задача обеспечить нововведения  и  изменения в организации в достаточной степени.  Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности  в  рамках  процесса стратегического планирования:

·      распределение ресурсов

·      адаптация к внешней среде

·      внутренняя координация

·      организационное стратегическое предвидение

Наиболее важны следующие задачи финансового планирования:

·   

·      (держатели акций, внутренние и внешние формы группы давления).

·   

Планирование потока наличных средств должно осуществляться так, чтобы компания была в состоянии удовлетворять планируемые требования. Если периоды финансовых трудностей ожидаются в будущем, финансист должен уведомить высшее руководство об альтернативных вариантах действий, в частности о сокращении предложенных проектов до уровня, соотносимого с существующими финансовыми возможностями, или об увеличении дополнительных необходимых средств.

Далее все полученные результаты суммируются и представляются руководству предприятия, которое принимает решения.

Планирование в сфере образования.

Дело в том, что неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность, то есть она - реальная движущая сила общественного прогресса и в то же время условие самого существования общества. Любая деятельность включает в себя следующие основные характеристики:

1. 

2. 

3. 

4. 

Наумов, рассматривая проектирование «нового образования» пишет, что «в связи с научно - технической революцией творческая деятельность приобрела массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы и кончая проблемой известной «девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условиях включения ее в индустриальные формы организации духовного производства.»[1]

Обучение и учение есть непроизводственная деятельность, хотя на вопрос можно посмотреть с другой точки зрения. Если рассматривать студентов в контексте деятельности преподавателей, то получается один из видов производственной деятельности. Но только в таком контексте.

Проводя аналогию с производством видно, что при обучении преподаватель является человеком готовящим студента, а при учении происходит другой процесс. Здесь нет человека, который тебя готовит. Процесс учения протекает, используя все подручные средства, в качестве которых на определенном этапе выступают и преподаватели.

Теперь стоит поговорить собственно о планировании в обучении и учении. По моему убеждению эти два вида деятельности отличаются друг от друга.

Разница в планировании обучения и учения.

Планирование обучения производится теми, кто собирается кого - то чему - то обучать, то есть проводится обдумывание, а затем и составление плана преподавания материала, который требует госстандарт, причем чаще планирование обучения осуществляется без ведома обучаемого, что исключает его участие. В последствии, по завершению этапа планирования обучения, «подопытного», наконец, ставят перед фактом, мол вот, что тебя ожидает. А вот тут начинается процесс планирования учения.

В условиях, когда система образования всегда обучала человека очень трудно начать самому программировать и планировать учебный процесс. Как оказалось для учения просто необходимо знать точно свои цели, методы их претворения в жизнь, а также что от тебя хотят плановики твоего обучения. Немаловажным является и умение состыковаться с их работами, но в соответствии со своими целями, а, если такое невозможно, то обязательно иметь новый вариант своих работ, разработанный тобой же, но чётко показывающий, что нужно тебе, как ты это собираешься делать и зачем.

На необходимость планирования в моём учении, я обратил внимание только в ходе курса «Техники самоорганизации». Я предполагаю, что именно это и есть одна из основных задач этого курса : показать, что с планами, составленными самим собой гораздо легче осуществлять свою деятельность, заниматься познанием чего - либо

Составление плана помогает определить свои ресурсы, окружающий тебя потенциал, который можно и нужно использовать с максимальной выгодой для себя, анализировать происходящие процессы и т.д., а как всё это сделать не может знать никто, кроме тебя самого.

Заключение

В своей работе я остановился на двух видах планирования: планировании в экономике и планировании учебного процесса. Что касается экономики, я отразил свое понимание связи анализа и планирования, а также кратко рассмотрел стратегическое, финансовое и бизнес планирование, подчеркнув их основные особенности. Говоря о планировании обучения и учения я показал разницу между этими понятиями и разницу в планировании этих процессов.

  Список использованной литературы

1)      

2)        / Перевод с английского К.П. Михневич: под общей редакцией М. Р. Калантаровой. - М.: Прогресс : Универс ,1994. - 304 с.

3)      

4)         Котлер.  Основы маркетинга.  - С.Петербург:  Коруна, 1994.

5)         Кульман.  Экономические механизмы.  - Москва:  Прогресс, 1994.

6)         Макконнелл, С. Брю. Экономикс. - Москва: Республика, 1993.

7)        Дж.М. Эванс, Б. Берман. Маркетинг. - Москва: Экономика,

8)      


[1] С. В Наумов. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы.//Вопросы методологии. - №1-2. 1992. - с 11-12