Производство по делам об административных правонарушениях
План контрольной работы
по курсу:
«Административное право»
на тему:
«Производство по делам
об
административных правонарушениях»
1. Основные характеристики изменений и дополнений введенных в законодательство РФ об административной ответственности по состоянию на 1 декабря 1997 года.
2. Возбуждение дел об административных правонарушениях.
3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
а) Общая характеристика стадии рассмотрения дел
об административных правонарушениях.
б) Подготовка дела к рассмотрению.
в) Непосредственное рассмотрение дела.
г) Вынесение постановления.
4. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях.
5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ
ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.
1. Основные характеристики
изменений и дополнений введенных в законодательство РФ
об административной ответственности
по состоянию на 1 декабря 1997 года.
В настоящее время наметилась тенденция к более широкому применению мер административного воздействия к правонарушителям. В связи с этим законодательство об административной ответственности активно обновляется и совершенствуется. Так, в КоАП, принятый 20 июня 1984 г., 57 раз вносились изменения и дополнения:
· введены новые 146 статей
· изменена 151 статья
· исключены 4 статьи (ст. 116, 1181 , 121, 125)
· усилены административные санкции за многие нарушения.
Так, ко времени введения КоАП в действие – 1 января 1985 г. самым высоким штрафом был штраф в сумме 200 рублей, применявшийся за мелкое хищение государственного или общественного имущества и за нарушение правил международных полетов (ст. 49 и ст. 108 КоАП), что в настоящее время могло бы составить два минимальных размера оплаты труда. В последующем за некоторые нарушения правил торговли (ст. 1465, 1466 КоАП) был установлен штраф в сумме ста минимальных размеров месячной оплаты труда.
Разнообразные изменения и дополнения в КоАП в наибольшей степени коснулись так называемых материальных санкций в Особенной части Кодекса, предусматривающей составы конкретных административных правонарушений и меры ответственности за их виновное совершение. Меньше обновилась процессуальная часть КоАП, определяющая порядок применения административных взысканий.
Довольно часто изменения в КоАП вносятся по отдельным «блокам». Например, 28.04.95 г. значительные изменения и дополнения внесены по вопросам административной ответственности за нарушения избирательного законодательства. Дважды, 24.12.92 г. и 03. 04. 97 г., вносились многочисленные и наиболее существенные изменения и дополнения в КоАП по вопросам, связанным с усилием административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Расширен круг государственных, иных органов и должностных лиц, правомочных применять меры административного взыскания. Так, если при введении в действие КоАП такое право имело менее 20 органов, то теперь их уже более 30. К ним прибавились:
· государственные налоговые инспекции
· органы по охране и использованию земельных ресурсов
· органы Государственного антимонопольного комитета
· органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов
· органы Государственного архитектурно – строительного контроля
· органы Госстандарта и др.
Характерными для действующего законодательства особенностями является то, что, и порядок применения мер административного взыскания во многом разрешается самими ведомственными органами.
Сфера применения административных взысканий охватывает все области хозяйственно-производственной и предпринимательской деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны природных ресурсов, финансово-кредитные и банковские отношения, коммерческую и иную предпринимательскую деятельность, охрану общественного порядка и обеспечение занятости населения и др.
2. Возбуждение дел
об административных правонарушениях.
Порядок применения мер административного взыскания представляет собой совокупность значительного числа процедурных и процессуальных действий участников процесса. Эти действия направлены на достижение конкретных задач, установленных ст.225 КоАП:
· своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела
· разрешение его в точном соответствии с законодательством
· обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений
· их предупреждение
· воспитание граждан в духе соблюдения законов
· укрепление законности.
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно – юрисдикционного процесса, включает в себя совокупность стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Стадиями производства по делам об административных правонарушениях являются логически связанные, следующие один за другим этапы совершения действий субъектов правоприменения, направленные на решение определенной промежуточной задачи (фиксации правонарушения, установление очевидцев его совершения, административное задержание, отобрание объяснений). Некоторые стадии завершают производство (исполнение принятого решения). Стадии, в отличие от производства, не всегда заканчиваются составлением итогового процессуального документа. Так, например, не оформляется отдельным процессуальным документом установление лица, совершившего административный проступок. Не требуется отдельный процессуальный документ при возбуждении дела об административном выселении из самовольно занятого жилого помещения.
В административном праве различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:
· возбуждение дела
· рассмотрение дела по существу и вынесение постановления
· обжалование постановления или опротестование постановления прокурором в порядке производства по делам об административных правонарушениях, т.е. в кассационном порядке
· исполнение постановлений
· пересмотр постановлений, вступивших в законную силу.
Стадия пересмотра вступивших в законную силу постановлений является исключительной, т.к. постановление может быть пересмотрено в таком порядке только при обнаружении грубейшего нарушения закона. Стадия обжалования называется факультативной, т.к. она необязательна (ее может и не быть), если не поступит жалобы или протеста прокурора на постановление по делу. Остальные стадии производства по делам об административных правонарушениях являются обязательными.
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства по делу, имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса. Именно при возбуждении дела закладываются основы для выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях в ст. 225 КоАП. На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяются круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности. От полноты, всесторонности и объективности предварительной правовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность юридической квалификации проступка, а в конечном итоге – обоснованность и справедливость постановления по делу.
На стадии возбуждения дела об административном правонарушении, по сути, производится так называемое административное расследование. Предварительная подготовка по делу об административном правонарушении производится по месту совершения проступка. Закон не установил срока, в течение которого по возбужденному делу об административном правонарушении должна быть закончена предварительная подготовка, а дело направлено по подведомственности.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
· заявление потерпевших или их законных представителей
· сообщения по телефону в дежурную часть органа милиции (от граждан, предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций)
· письменные обращения указанных лиц или организаций
· информация средств печати
· непосредственное обнаружение нарушения работниками милиции или народными дружинниками
· рапорты работников милиции
При наличии оснований соответствующее должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении. Кодекс не указывает, кто и в каких случаях составляется такой процессуальный документ. Однако протокол составляется по каждому факту обнаруженного административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации.
Протоколы составляются на бланках специальной формы, разработанной в ведомственном порядке на основании ст. 235 КоАП. Требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении должны неукоснительно соблюдаться. Однако законодательство об административных правонарушениях не регламентирует вопрос о количестве экземпляров протоколов, составляемых по фактам зафиксированных административных правонарушений
В ходе предварительной подготовки по делам об административных правонарушениях правомочным органам приходится применять предусмотренные законом меры обеспечения производства. Эти меры применяются для установления личности нарушителя, обстоятельств совершения проступка, обнаружения и фиксации доказательств, для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления. В числе обеспечительных мер в ст. 239 называются административное задержание нарушителя, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Можно заметить, что данные меры довольно часто носят сложный, универсальный характер, наряду с обеспечением правоприменения они выполняют функцию предупреждения и пресечения правонарушений. Поэтому своевременное, оперативное применение обеспечительных мер имеет существенное значение в правоприменительной деятельности органов милиции.
Статьи 238 и 245 предусматривают основания отстранения от управления транспортным средством, направление для освидетельствования на состояние опьянения водителей автотранспортных средств и доставление нарушителя. Эти меры также следует считать обеспечительными и предупредительными, хотя они к таковым не отнесены. Для составления протокола об административном правонарушении нарушитель может быть доставлен в орган милиции работниками милиции (ст. 238).
Меры обеспечения применяются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами.
Основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях достаточно полно и четко регламентированы нормами КоАП. К ним относятся:
1.
2.
3. ст. 244
При применении административного задержания, личного досмотра, досмотра и изъятия вещей и документов необходимо обеспечить соблюдение прав и конституционных гарантий граждан. Неправомерные действия работников милиции могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или прокурору (ст. 246)
На всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях для рассмотрения необходимо последовательно соблюдать требования закона об основаниях и порядке привлечения к административной ответственности.
1. (ст. 20), при передаче материалов об административных правонарушениях на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива (ст. 21), а также при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 22).
2.
3.
4.
·
·
·
·
·
· ответственность
·
·
·
Для обеспечения правильного применения законодательства об административных правонарушениях должностные лица органов милиции, производящие предварительную подготовку по делам об административных правонарушениях, должны обращаться к руководящим разъяснениям соответствующих ведомственных органов.
По окончании предварительной подготовки по делам об административных правонарушениях органы милиции вправе принимать следующие решения:
· которые указаны в ст. 199 – 22412
· прокурору, органу предварительного следствия или дознания, если в действиях правонарушителя содержатся признаки преступления (ст. 233)
· материалы на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия (ч.1 ст21)
Подведомственностью принято называть разграничение компетенции между различными органами государственного аппарата и их должностными лицами. Правильное определение подведомственности дела конкретному органу или должностному лицу в конечном итоге придает законность постановлению. Поэтому, если постановление вынесено органом, неправомочным рассматривать данное дело, следовательно, данное постановление должно быть отменено, а дело (согласно ч. 2 ст. 273) направлено на рассмотрение конкретному органу (должностному лицу).
3. Рассмотрение дел об
административных правонарушениях.
а) Общая характеристика стадии рассмотрения дел
об административных правонарушениях.
Данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является центральной. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, который связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях, которые указаны в ст. 225. Именно на стадии рассмотрения дел в основном и происходит реализация и административно – процессуальных, и административно – материальных норм.
Правильное применение законодательства об административных правонарушениях положительно воздействует на состояние общественного порядка, способствует предупреждению правонарушений.
Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях отражает сущность правоприменения по этим делам. Именно тогда решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности; подтверждается не только правовая, логическая и психологическая характеристика правоприменения, но и обоснованность нормативного установления административной ответственности за конкретные правонарушения.
Законодательством об административных правонарушениях установлены единые и довольно высокие требования к качеству рассмотрения дел, независимо от того, являются ли эти функции основными либо выполняются наряду с другими.
Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера процедурно – процессуальных действий участников административно - юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа: подготовка дела к рассмотрению, непосредственное его рассмотрение, вынесение постановления по результатам рассмотрения дела.
б) Подготовка дела к рассмотрению.
Данный этап охватывает изучение соответствующим должностным лицом материалов поступившего дела, предварительную оценку полноты данных, необходимых для рассмотрения дела и вынесения постановления. При необходимости соответствующие должностные лица принимают меры по дополнительной проверке представленных материалов и для приобщения к материалам дела имеющихся доказательственных данных (объяснений, справок, заключений экспертов …).
В соответствии со ст. 255 должностное лицо, получившее дело для рассмотрения, обязано выяснить следующие вопросы:
· ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
· ли составлены протоколы и другие материалы;
· ли соответствующие лица (привлекаемое к административной ответственности лицо, потерпевший, свидетели) о времени и месте рассмотрения дела;
· ли представленных материалов для рассмотрения и есть ли необходимость истребовать дополнительные материалы;
· ли заявленные ходатайства и не имеется ли новых ходатайств.
Особое внимание при этом обращается на правильность юридической квалификации трудно разграничиваемых административных правонарушений, которые принято называть смежными.
Вопрос о месте и времени рассмотрения дела решает должностное лицо, к которому поступило дело. По общему правилу, дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15–дневный срок со дня поступления протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако, согласно ст. 257, возможны и сокращенные сроки рассмотрения дел в зависимости от юридической квалификации правонарушений и в связи с необходимостью оперативного рассмотрения дел, обусловленной спецификой возникающих правоотношений. Например, дела о мелком хулиганстве (ст. 158) должны рассматриваться в течение одних суток; дела о нарушении порядка проведения массовых акций (ст. 1661) в течение трех суток; а дела о нарушении правил пользования газом (ст. 93 – 95) рассматриваются в пятидневный срок.
в) Непосредственное рассмотрение дела.
Данный этап правоприменительного процесса по административным правонарушениям очень важен. Именно на этом этапе наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.
Главная цель рассмотрения дела по существу:
1. фактических обстоятельств совершения правонарушения;
2.
3. взыскания.
Также на данной стадии производства по делам об административных правонарушениях проверяются социальные основы не только правоприменения, но и нормативно-правового установления административной ответственности за конкретные виды проступков. На этой стадии производства процессуальные и процедурные действия участников носят исключительно правовой характер.
Специфика правоприменения на стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях обусловлена тем, что законодательство об административной ответственности не так детально, как, например, уголовно-процессуальное законодательство, регламентирует процедуру административно - юрисдикционного процесса.
Непосредственное рассмотрение дел об административных правонарушениях производится в соответствии с принципами производства: законности, оперативности, непосредственности, равенства, публичности, гласности, состязательности, национального языка, объективной истины, двуступенности, диспозитивности и устности. Общие правила рассмотрения дел в органах милиции установлены ст. 255, 258 и 259 КоАП.
Рассмотрение дел производится по схеме:
· подлежащего рассмотрению дела;
· имя, отчество, дата и место рождения, места жительства, работы или учебы, семейное и материальное положение, наличие в прошлом фактов привлечение к уголовной или административной ответственности либо применение мер общественного воздействия);
· явки вызванных участников разбирательства;
· им прав и обязанностей;
· и разрешение ходатайств;
· протокола об административном правонарушении (или доклад дела);
· лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, свидетелей, исследование других имеющихся в деле доказательств;
· заключения эксперта или его выступление с заключением;
· объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего;
·
· адвоката и заключение прокурора.
Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях обуславливаются юридической квалификацией проступка, требующей иногда выяснения дополнительных обстоятельств по делу и принятия мер к обеспечению исполнения постановления. Например, при рассмотрении ряда статей (нарушения избирательного законодательства, посягательство на собственность и др.) закон предусматривает обязательное присутствие лиц, привлекаемых к административной ответственности по данным статьям. При уклонении лиц, привлеченных к административной ответственности за правонарушения, указанные в таких статьях, без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, органов пограничной службы или судьи такое лицо может быть подвергнуто, в соответствии со ст. 247, приводу в милицию.
Законодательство РФ предусматривает и другие случаи и основания обязательной явки указанных лиц к органу, рассматривающему дело об административном правонарушении. Приводу могут быть подвергнуты несовершеннолетние нарушители, привлеченные к административной ответственности, а также их родители или заменяющие родителей лица, если они отказываются от явки на заседание комиссии по делам несовершеннолетних. Однако действующее законодательство не предусматривает формы привода.
Бремя доказывания по делам об административных правонарушениях возложено законодательством на органы правоприменения. Особые сложности представляют получение и оценка доказательств, исходящих от несовершеннолетних лиц, привлекаемых к административной ответственности, и несовершеннолетних свидетелей.
Действующее законодательство об административных правонарушениях предусматривает возможность привлечения к участию в рассмотрении дел экспертов. Заключение эксперта должно фиксироваться в письменной форме; вопросы эксперту формулируются в постановлении о назначении экспертизы.
Участие прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях целесообразно при проведении выездных заседаний коллегиальных органов административной юрисдикции или при рассмотрении дел должностными лицами по месту жительства, работы или учебы лиц, привлекаемых к административной ответственности. Выступая с заключением по делу, прокурор обращает внимание присутствующих на правовую оценку проступка, а также причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, предлагает меры по их устранению.
г) Вынесение постановления.
Постановление о прекращении производства по делу выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудовому коллективу, либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.
Запись решения по делу может быть сделана на протоколе об административном правонарушении.
При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Действующее законодательство об административных правонарушениях не предусматривает возможности наложения административного взыскания ниже низшего предела, установленного законом (исключение – ст. 239 Таможенного кодекса).
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Это означает, что оно должно быть написано полностью до его объявления.
Копия постановления в трехдневный срок вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Об этом отбирается расписка и делается запись в деле.
4. Обжалование и опротестование постановлений
по делам
об административных правонарушениях
Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях является факультативной стадией производства по таким делам. Но, как и любая другая, эта стадия осуществляется строго на нормативной основе, включающей в себя КоАП и другие законодательные акты.
Правом обжалования наделены не только лица, в отношении которых выносятся постановления, но и потерпевшие. Установлены альтернативные пути подачи жалоб – в порядке производства по делам об административных правонарушениях (обжалование в административном порядке) или в судебном порядке. Для обжалования постановлений по некоторым категориям дел об административных правонарушениях путь обжалования постановлений определяется в зависимости от вида наложенного административного взыскания и установлен двухстепенный порядок – жалоба сначала подлежит рассмотрению вышестоящим органом по отношению к органу, вынесшему постановление, и только после этого может быть предметом рассмотрения в районном (городском) суде. Постановления судей обжалованию не подлежат.
В соответствии со ст. 267 жалобы подаются в следующем порядке:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних – жалоба направляется в районную администрацию или в районный суд, решение которого является окончательным.
2)
3) постановление иного органа (должностного лица):
· наложении административного взыскания в виде штрафа – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;
· должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;
4) взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу);
В правоприменительной практике встречаются случаи, когда лица, в отношении которых применены административные взыскания, не обжалуют постановления о наложении штрафа, но обжалуют дополнительные взыскания. Кроме того, встречаются случаи немотивированного отказа от применения дополнительного взыскания при альтернативных санкциях. Иногда, при решении дел об административных правонарушениях, остается нерешенным вопрос о взыскании с виновного имущественного ущерба.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть подана в 10-дневный срок органу, рассматривающему дело, и вместе с делом направлена в 3-дневный срок по подведомственности. Однако в правоприменительной практике встречаются такие случаи, когда срок подачи жалобы пропущен. Такие пропуски могут возникнуть по различным причинам: ввиду недостаточной юридической осведомленности заинтересованного лица, в связи с выездом с постоянного места жительства, по семейным обстоятельствам и т.п. Поскольку только поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение постановления, то пропущенный срок может быть восстановлен только в том случае, если он был пропущен по уважительной причине. Уважительность причин пропуска проверяется в судебном заседании. Вывод о причинах пропуска срока и о том, подлежит ли он восстановлению, должен быть отражен в решении суда.
Если же будет установлено, что этот срок пропущен без уважительной причины, суд оставляет жалобу без удовлетворения, а постановление об административном правонарушении – без изменения.
Постановление судьи районного (городского) суда о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. Однако «окончательным» оно является в том смысле, что должно быть обращено к немедленному исполнению после его вынесения. Такие постановления могут быть пересмотрены в порядке, установленном ст. 174: по протесту прокурора самим судьей, вынесшим постановление (либо судьей того же суда), а также независимо от наличия протеста прокурора – председателем вышестоящего суда. Постановление вышестоящего суда может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора – председателем соответствующего суда.
5. Исполнение постановлений о наложении
административных взысканий.
Решение (постановление) о наложении административного взыскания может быть обжаловано. Предельный срок подачи жалобы физическим лицом составляет 10 дней со дня вынесения постановления. Сроки опротестования решения прокурором, принятия решения по жалобе КоАП не определены. Протест прокурора должен быть рассмотрен в 10 – дневный срок. Протест прокурора может быть внесен после принятия постановления по делу об административном правонарушении, во время исполнения взыскания либо после его исполнения. Гражданин вправе обжаловать действия по возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе и в органы прокуратуры. Однако решения о принесении протеста принимаются прокурором самостоятельно, независимо от наличия жалобы. КоАП устанавливает только сроки приостановления исполнения постановления в связи с принесением жалобы и сроки рассмотрения жалобы или протеста по делу об административном правонарушении – до 10 дней в обоих случаях.
Административные взыскания подлежат исполнению, порядок которого регламентируется разделом V КоАП (гл. 23 – 32). Исключение составляют случаи:
1. Временного приостановления исполнения постановлений о наложении взысканий.
Постановление о наложении взысканий приостанавливается на десятидневный срок в случае обжалования или опротестования прокурором. Процедура обжалования невозможна при наложении трех разновидностей административных взысканий: предупреждения, штрафа, взимаемого на месте совершения проступка (если не составляется протокол о правонарушении), и административного ареста – в порядке административного судопроизводства (ст. 266 КоАП). Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановлений по всем восьми видам взысканий. Орган или должностное лицо, вынесшее постановление о наложении административных взысканий в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключение его взимания на месте совершения проступка), вправе отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Орган (должностное лицо) по своему усмотрению определяет основания отсрочки исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
2. Прекращения исполнения соответствующих постановлений
Это возможно только в четырех случаях: а) издания Государственной Думой акта амнистии, устраняющего применение административного взыскания; б) отмены акта, устанавливающего административную ответственность; в) отмены постановления и прекращения дела в результате обжалования или опротестования; г) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.
3. Нарушения установленных КоАП сроков давности исполнения.
Если постановление о наложении административных взысканий не было исполнено в течение 3 месяцев со дня вынесения, оно не подлежит исполнению. Отсчет срока давности приостанавливается на время обжалования или опротестования постановления или в случае отсрочки его исполнения.
Таким образом становится ясно, что КоАП предусматривает определенные процессуальные гарантии защиты законных прав и интересов граждан, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания. Можно выделить следующие основные принципы их обеспечения:
· Недопущение властного произвола при наложении административных взысканий. Постановления о их наложении могут быть отменены еще до исполнения – в результате обжалования или опротестования. Процедура обжалования заключается в направлении жалобы, как правило, вышестоящему должностному лицу или в суд, решение которого является окончательным.
· Обеспечение законных имущественных и неимущественных прав лиц, в отношении которых вынесено постановление о наложении административных взысканий. Цель законодательного регулирования – свести к минимуму возможность неоправданного причинения материального и морального вреда в случае отмены постановления с прекращением дела. При наступлении данных последствий все имущественные и иные ограничения, связанные с ранее принятым постановлении, подлежат отмене.
· Совершенствование превентивной деятельности правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений. Нарушение сроков давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий, как правило, свидетельствует о неэффективной деятельности правоохранительных органов : постановление обращается к исполнению, но ввиду бездействия должностных лиц должных мер для этого не принимается в установленный законом трехмесячный срок . Даже правомерное решение органов исполнительной и судебной власти и их должностных лиц о наложении административного взыскания не может быть осуществлено в результате пропуска срока давности. что негативно сказывается на обеспечении правоохранительной деятельности государства.
· Соблюдение гуманитарных основ административного производства. Конституция РФ (ч. 2 ст. 54) и КоАП (ст. 281) определяют обратную силу законов, отменяющих или смягчающих ответственность за правонарушения. Гуманитарные основы административного производства проявляются также при амнистировании правонарушителя, в случае продления срока обжалования его по уважительной причине, при выявлении обстоятельств, смягчающих ответственность за административные правонарушения.
Список
литературы.
1. Кодекс РСФСР об административных нарушениях.
Москва, 2001 г.
2. Б. А. Агапов «Административное право»
Москва, 1999 г.
3. М. Я. Масленников «Порядок применения административных взысканий»
Москва, 1998 г.