Прокатное производство. План и транспорт прокатных цехов
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ
Днепропетровский государственный технический университет железнодорожного транспорта
реферат
«Прокатное производство. План и транспорт прокатных цехов»
выполнил:
студент 447 группы
Астраханцев Дмитрий
проверил:
Березовый Н. И.
Днепропетровск 2001
План
1. Вступление. Основы производства.
2. Описание технологического процесса прокатки на примере алюминиевых сплавов.
3. Устройство цехов.
4. План и транспорт прокатных цехов.
5. Краткий обзор прокатного производства ОАО "НОСТА" (ОХМК)
6. Прокатное производство – отрасль с долгосрочными инвестициями. Выводы.
1. Вступление
Прокатное производство – это третий передел металлургического производства, где слитки или литую заготовку перерабатывают в готовые изделия, т.е. прокат различных форм и размеров. Сущность процесса прокатки состоит в обработке металла давлением для придания ему требуемой формы и размеров, для чего слиток или заготовку пропускают нужное количество раз между вращающимися валками определенного профиля.
Все прокатные изделия можно разделить на ряд основных видов: сортовые профили, лист, трубы и специальные виды проката. К сортовым типам профиля относятся квадрат, круг, уголок, рельсы, двутавры, швеллеры и др. К специальным видам проката относятся шпунты, шары, оси и др.
Длительный период в развитии металлургии прокатный передел считался завершающим в процессе производства. В последнее время все большее распространение получает строительство цехов так называемого четвертого передела: термических, метизных, калибровочных, холодной прокатки, гнутых профилей и других, где совершенствуется форма и физико-химические свойства прокатных изделий, что обеспечивает значительный экономический эффект у потребителей проката.
Прокатные станы отличаются большим разнообразием конструкций и технологических особенностей. Различают станы обжимные (блюминги, слябинги), заготовочные, рельсобалочные, крупно-, средне- и мелкосортные, толстолистовые, тонколистовые, горячей и холодной прокатки, и др. По характеру движения металла в процессе прокатки различают станы реверсивные, полунепрерывные и непрерывные. В последнее время отдается предпочтение непрерывным станам, внедряется новый способ непрерывной прокатки — бесконечная прокатка, когда заготовки сваривают встык в потоке производства и ведут прокатку без перерывов.
Соответственно двум способам разливки стали (в изложницы и непрерывная) существуют две технологические схемы производства металла. По первой схеме слитки в горячем виде подают в отделение нагревательных колодцев блюминга или слябинга. После нагрева их прокатывают в заготовку для последующих станов. По второй схеме литая заготовка с МНЛЗ без прокатки на обжимных станах передается непосредственно на станы горячей прокатки.
Мощность нового металлургического завода или блока ранее определялась единичной мощностью слябинга или блюминга, в соответствии с которой определяли состав других основных цехов и общезаводского хозяйства. С внедрением непрерывной разливки стали однозначного решения по мощности металлургического завода, в зависимости от мощности одного из основных агрегатов, не может быть. В современных условиях в каждом конкретном случае строительства нового завода требуется экономическое обоснование его мощности на основе выбора оптимального состава агрегатов и цехов основных производств.
2. Описание технологического процесса прокатки на примере алюминиевых сплавов.
Теорию прокатного производства полезно рассмотреть на «металле 20 века» – алюминии и его сплавах. Сейчас известно большое количество сплавов, позволяющих прокатывать их в листы и полосы для различных нужд народного хозяйства.
К алюминиевому прокату особенно тонколистовому предъявляются особые требования, как по геометрическим размерам, так и по механическим свойствам.
В зависимости от сплавов, технических условий на готовую продукцию и т. д. технологические процессы изготовления листов могут быть различными. Типичную схему производства листов из алюминиевых сплавов можно разбить на следующие стадии: отливка слитков, подготовительные операции, горячая прокатка, холодная прокатка, термическая обработка, отделочные операции.
Для прокатки листов и плит применяют слитки различной массы от 3 до 8 тонн. Масса слитка и его размеры определяются технологическими свойствами данного металла или сплава при прокатке, размерами и назначением готовых листов, мощностью и размерами основного оборудования и т. д.
Технология получения полос из слитков алюминия и его сплавов состоит из следующих операций:
гомогенизирующий отжиг слитков, обеспечивающий снятие внутренних напряжений и уменьшение неоднородности слитка по структуре и химсоставу. Данная операция обеспечивает резкое возрастание пластических характеристик металла. Гомогенизация представляет собой нагрев слитка до температуры на 20-40 град. Ниже температуры плавления низкоплавких эвтектик и выдержку при этом в течение нескольких часов. В данный период растворимые составляющие переходят в твердый раствор и, благодаря диффузии выравнивается содержание легирующих составляющих. Для гомогенизации применяют электрические шахтные печи. Слитки устанавливают вертикально на некотором расстоянии друг от друга или укладывают в стопы с прокладками между слитками.
Фрезерование поверхностей слитков с целью удаления ликвационных наплывов, включений, плен, шлака, трещин, а также получения сляба с параллельными гранями. Съем металла составляет 5-6 мм на сторону.
Обезжиривание поверхностей с целью удаления механических загрязнений и наложение алюминиевых планшет.
Нагрев перед прокаткой со строгим температурным контролем, необходимым вследствие высокой чувствительности сплавов к пережогу, заключающемуся в оплавлении низкоплавких эвтектик, расположенных по границам зерен, и вызывающему образование трещин и падение механических свойств.
Горячая прокатка слябов: в первых проходах прокатки сплавов производится плакировка слябов листами из чистого алюминия. Благодаря большому давлению происходит приварка этих листов (планшет), создающая высокопрочную связь алюминиевого слоя с основным металлом. Эта операция предохраняет основной сплав от коррозии.
Прокатка листов и плит осуществляется на цилиндрических валках с гладкой поверхностью. Заготовкой является слиток определенного размера. Прокат, который используется вторично, называется подкат. Валки расположены горизонтально, и приводятся принудительно к вращению ролики, которые приводят слиток к движению называются рольганг.
Металл заготовки захватываются вращающимися валками за счет сил трения, возникающих на контактной поверхности между валком и заготовкой. В очаге деформации осуществляется уменьшение толщины заготовки. Толщина проката определяется зазором между валками, на просвет (распор валков). При уменьшении толщины проката незначительно увеличивается его ширина и интенсивно увеличивается его длина по направлению прокатки. Это происходит по закону наименьшего сопротивления, т.к. длина очага деформации значительно меньше, чем длина валка. Прокатка обычно с толщины заготовки до конечной толщины полосы производится за несколько переходов проката.
Различают горячую и холодную листовые прокатки.
Горячей прокаткой называют прокатку, которая происходит при температуре выше температуры рекристаллизации:
Тпр = 0,4 Тпл;
Тпр = (0,7-0,9) Тпл.
Любая пластическая деформация металла сопровождается упрочнением (деформация упрочнения – нагартовка). Однако если нагреть предварительно заготовку до температуры выше температуры рекристаллизации, то в процессе пластической деформации такой заготовки упрочнение ощущаться практически не будет, т. к. в процессе упрочнения одновременно протекают процессы разупрочнения. Для горячей прокатки температура нагрева заготовки определяется - из диаграммы состояния материала определяют максимально допустимую температуру нагрева Тmax = 0,9 Тs, из диаграммы пластичности определяют интервал температур, который соответствует максимальной пластичности для данного сплава (рис.1).
Рис. 1. Диаграмма пластичности.
Сочетание степени деформации и температуры могут привести к интенсивному росту зерна. Необходимо установить правильные соотношения между степенью деформации в последнем проходе горячей прокатке и температурой для обеспечения мелкозернистой структуры прокатки. Существует диаграмма рекристаллизации (рис.2).
Рис.2. Диаграмма рекристаллизации.
Горячая прокатка имеет существенное преимущество перед холодной - меньшая энергоемкость, большие суммарные деформации, не требуется промежуточных отжигов. Однако горячая прокатка ограничена толщиной проката. Минимальная толщина горячих катаных листов ~ 3 – 3,5 мм. Меньшую толщину горячего проката получить нельзя, т.к. из-за интенсивного и неравномерного охлаждения полосы на рольганге невозможно обеспечить равномерное распределение механических свойств по всему объему металла и как следствие заданную разнотолщенность по длине и ширине полосы. Поэтому, алюминиевый прокат меньше 3 мм получают методом холодной прокатки (т.е. от 20-50 градусов).
После обрезки концов полосы и смотки ее в рулон последний подвергается отжигу. Предварительная правка и резка рулонов, где размотанная полоса подвергается правке, обрезки боковых кромок и резке на листы. Сложенные в стопы листы проходят дальнейшие операции в линии отделки (закаленные листы): термическая обработка, сушка, правка, прогладка, растяжка на растяжной машине, обрезка в размер по длине и окончательная правка. После этого листы проходят контроль, маркировку, смазку и упаковку в ящики. Листы являются основным видом полуфабрикатов из алюминия и его сплавов. Благодаря ценному сочетанию механических, физических и технологических свойств алюминий в виде листов из высоколегированных сплавов Амг2 являются в настоящее время основными материалами для сварных силовых конструкций в судостроении, транспортном и вагоностроительном машиностроении, химической промышленности.
Для сохранения высокой коррозионной стойкости неотожженные сварные конструкции из сплавов Амг2 не должны нагреваться выше 100° С ( при 100° С – не более 100 ч). Высоколегированные Al-Mg сплавы находят применение в новых композиционных материалах, например, в производстве многослойных металлов.
3. Устройство цехов.
В условиях современного и планируемого на ближайшую перспективу уровня техники в зависимости от сортамента продукции определились следующие оптимальные решения по прокатным цехам: непрерывные широкополосные станы горячей прокатки производительностью 6—8 млн. т, толстолистовые станы производительностью 2—2,5 млн. т, крупносортные и среднесортные станы производительностью 1,5—2 млн. т.
Развитие важнейших отраслей — химической, нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения и других во многом зависит от качества и сортамента труб. По способам изготовления трубы из черных металлов могут быть разделены на четыре класса: горячекатаные бесшовные стальные, сварные стальные, холоднодеформированные стальные и чугунные литые.
Из общего объема производства труб в СССР на долю бесшовных труб приходится около 40%. Производство бесшовных горячекатаных труб характеризуется большим разнообразием способов их изготовления, например с использованием автоматов-станов, непрерывных трубопрокатных станов, станов пилигримовой прокатки, а также процесса прессования. Новые трубные заводы по производству бесшовных труб предполагается проектировать в основном как передельные, работающие на скрапе по схеме: электроплавка — непрерывное литье сплошной заготовки с последующим обжатием или литье полой заготовки.
Основными методами производства сварных труб является электросварка и непрерывная печная сварка. Заводы по производству сварных труб намечается проектировать с использованием привозного рулонного или листового металла.
Широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, особенно в машиностроении, находят изделия метизной промышленности (метизы), которые являются продукцией четвертого передела черной металлургии. К ним относятся: проволока, стальные канаты, металлокорд, витая арматура для железобетона, металлические сетки, лента, сварочные электроды, порошковая проволока, мелкие пружины, крепежные изделия (болты, шпильки, винты, шурупы, гайки, железнодорожные костыли и др.), противоугоны для рельсов и пр. В настоящее время отечественные предприятия черной металлургии выпускают около 90 тыс. типоразмеров продукции. Заготовкой для производства метизов являются мелкосортный прокат, калиброванная сталь, катанка и проволока.
Рис 3. Схематичный план прокатного цеха с сортовым производствам. Стрелками показаны автомобильные подъезды.
1 — склад огнеупоров; 2 — отделение нагревательных колодцев, 3 — кольцевая слиткоподача; 4 — блюминг 1300 с непрерывно-заготовочным станом 900/700/500, 5 — склад заготовки. 6 — мелкосортный стан 250; 7 — проволочный стан 250, 8 — отделение трубной заготовки, 9 — среднесортный стан 350, 10 — склад готовой продукции, железнодорожные пути, 11—подачи огнеупоров, 12—движения слитковоэных составов, 13—погрузки заготовки (слябов), 14—погрузки обрези
На рис. 3. приведен схематический план прокатного цеха в составе блюминга с непрерывно-заготовочным станом, мелкосортными и проволочными станами. Горячие слитки на тележках из отделения раздевания слитков поступают в отделение нагревательных колодцев, где их снимают специальными кранами и помещают в колодцы для нагрева до требуемой температуры. После нагрева слитки теми же кранами кладут на слитковоз, который транспортирует их к клети блюминга. Современные блюминги оборудуются, как правило, кольцевой слиткоподачей, что обеспечивает более высокую производительность и надежность работы на этом участке.
Транспортировка заготовки с блюминга на непрерывно-заготовочный стан и оттуда на склад заготовки осуществляется рольгангами. На складе заготовки, который решен в виде пятипролетного здания, оборудованного мостовыми кранами, кроме транспортных операций выполняется выборочная зачистка и сортировка заготовки. После этого с помощью кранов и рольгангов заготовка попадает в нагревательные печи, а оттуда на соответствующий стан для последующей прокатки. В ряде случаев предусматривается отгрузка заготовки со склада в вагоны для последующей отправки на внешнюю сеть.
Готовая продукция прокатных станов складируется на складе, откуда отгружается потребителям.
4. План и транспорт прокатных цехов.
Краткое ознакомление с основами прокатного производства позволяет определить следующие основные участки работы транспорта:
1) перевозка слитков при разливке стали в изложницы или литой заготовки при разливке на МНЛЗ.
2) транспортировка заготовки;
3) перевозка готовой продукции;
4) перевозка скрапа, окалины, огнеупоров, оборудования, валков и других грузов, которая выполняется обычно железнодорожным или автомобильным транспортом. В последние годы для этих перевозок все более используется автомобильный транспорт.
Объем перевозок основных грузов в прокатных цехах в значительной степени зависит от вида производства и типа стана. Объем работы транспорта прокатных цехов по перевозке заготовки и отходов производства (скрап, окалина, недокат и др.) определяется коэффициентом расхода металла в прокатных цехах. Средний коэффициент расходов металла приведен в таблице 1 (расходные коэффициенты приведены на один передел).
Таблица 1.
Средние расходные коэффициенты металла в прокатных цехах на 1 т проката.
Наименование станов и цехов |
Расходный коэффициент |
Блюминги и слябинги (при разливке стали в изложницы) |
1,15—1,20 |
Рельсобалочные и балочные |
1,08—1,10 |
Крупносортные |
1,07 |
Мелкосортные и проволочные |
1,04 |
Толстолистовые |
1,13—1,25 |
Широкополосные |
1,02—1,07 |
Цехи холодной прокатки |
1,04—1,33 |
При последовательной прокатке на двух и более станах общее количество заготовки должно определяться с учетом потерь на каждом стане в отдельности.
Масса металлосодержащих отходов производства в расчете на 1 т проката определяется в зависимости от разницы между массой заготовки и готового проката. Так, например, при расходном коэффициенте 1,2 на 1 т проката отходы производства составят 0,2 т, из которых 80—85% составят обрезь и скрап и около 15—20% — окалина (в пересчете на металл). Фактическая масса окалины, подлежащей транспортировке, должна быть увеличена примерно на 40% за счет присоединения кислорода из воздуха.
Транспортировка заготовки для последующей прокатки, например с непрерывно-заготовочного стана на мелкосортный, с непрерывного листового стана горячей прокатки в цех холодной прокатки и др., преимущественно осуществляется средствами внутрицехового специального транспорта (конвейеры рулонов, рольганги, тележки и др.).
К внутрицеховому транспорту предъявляются наиболее высокие требования: в первую очередь безопасность, широкий температурный диапазон работы (например, наличие магнитной траверсы позволяет транспортировать краном, показанным на рисунке, груз с температурой до 500 градусов), удобство для персонала и легкость управления, быстро осуществляемый монтаж, надежность и долговечность, скорость и производительность.
В ряде случаев, когда по условиям технологии и генерального плана заготовка подается на станы, расположенные на значительном расстоянии от заготовительных, и использование средств специального транспорта неэффективно, заготовку транспортируют железнодорожным транспортом. В последние годы для этой перевозки намечается использовать автомобильный транспорт.
Готовую продукцию перевозят в основном железнодорожным транспортом. Этот процесс включает операции по обеспечению порожними вагонами, подготовке вагонов к грузовым операциям, упаковке и погрузке проката и отправлению на внешнюю сеть. Действующие ГОСТы определяют основные требования к упаковке готовой продукции. Сортовая горячекатаная продукция, блюмы и рельсы отправляются без упаковки. Некоторую особенность имеет транспортировка готовой продукции трубного производства, так как загрузка вагонов трубами при отправке их на сеть МПС существенно зависит от диаметра и толщины стенок труб, составляя от 30 до 100% номинальной грузоподъемности вагонов, что требует передачи заводу значительного числа порожних вагонов ежесуточно.
Путевое развитие района прокатных цехов (прокатного района) является важным участком общей схемы железнодорожных путей предприятия, обеспечивающим транспортное обслуживание прокатных цехов и отгрузку готовой продукции завода. При формировании схемы путей этого района надо учитывать производительность и состав цехов, планировочные решения по цехам, вид транспортирования заготовки (железнодорожный, автомобильный, специальные конвейеры) и способ отгрузки и упаковки готового проката, отправляемого на внешнюю сеть.
Основа схемы путевого развития прокатного района — станция «Прокат», определяющая формирование схемы района в целом. По своему назначению станция «Прокат» является грузовой станцией, в ряде случаев выполняющей также работу по распределению вагонопотоков между станциями, а также пропуск транзитных поездов.
В практике проектирования путевого развития района прокатных цехов встречается в основном три варианта расположения станции «Прокат»: под углом, перпендикулярно и на продолжении прокатных цехов (рис. 4).
Рис. 4. Схема взаимного размещения станции «Прокат» относительно прокатных цехов.
а—под углом, б — перпендикулярно: в — последовательно: 1 — прокатный цех, 2 — станция «Прокат»
Выбор варианта расположения станции «Прокат» относительно прокатных цехов определяется на основе технико-экономического сравнения вариантов в комплексе с решениями по генеральному плану завода. Сравнение ведется по капитальным затратам и эксплуатационным расходам с учетом перспективы развития и других факторов.
Схема путевого развития прокатного района металлургического завода с сортовым и листовым производством общим объемом около 2 млн.т. в год представлена на рис. 5.
Рис. 5. Схема путевого развития прокатного района.
1 — мелкосортный стан 350; 2 — мелкосортно-проволочный стан 250; 3 — полосовой стан 1700; 4— склад заготовок; 5 — станционное здание; 6 — пункт технического осмотра вагонов и гараж путевых машин; 7 — вагонные весы; 8, 9, 10 — пути погрузки товарной заготовки; 11, 12, 13— пути хозяйственного назначения; 14-19 — пути погрузки готового проката.
Станция «Прокат» на этом заводе запроектирована как тупиковая грузовая станция, расположенная на продолжении прокатных цехов. К станции примыкают перегоны на станциях «Восточная» и «Стальная». По условиям генерального плана станция расположена на значительном удалении от прокатных цехов, в связи с чем вблизи некоторых погрузочных путей предусмотрены сквозные выставочные пути (так называемые «рыбки»). Наличие выставочных путей позволяет выполнять маневровую работу по уборке груженых и подаче порожних вагонов без дополнительного заезда на станцию «Прокат».
Недостатком такого расположения станции «Прокат» является высокая загрузка горловины станции со стороны прокатных цехов, поскольку в этом месте сосредоточена вся поездная и значительная часть маневровой работы. В связи с этим схема с последовательным расположением станции «Прокат» по отношению прокатных цехов может применяться на заводах с объемом производства проката до 2—2,5 млн.т. в год.
Другим примером путевого развития прокатного района может быть схема, приведенная на рис. 6.
Рис. 6. Схематический генеральный план района прокатных цехов.
1 — конверторный цех; 2— отделение непрерывной разливки стали; 3 — склад литой заготовки; 4 — стан горячей прокатки листа; 5 — цепной конвейер рулонов; 6 — цех горячей прокатки; 7 —цехи холодной прокатки; 8 — склад огнеупоров и ферросплавов; 9 — скрапоразделочный цех; 10 — склад смазочных материалов; 11—станция «Прокат»; 12—станция «Скрапная»: 13—вагонные весы; 14—станционные здания.
Станция «Прокат» здесь запроектирована как грузовая станция с транзитным движением, расположенным под углом к прокатным цехам. Передача заготовки от цехов горячего проката в цехи холодного проката решена специальными конвейерами в подземных транспортных тоннелях. Общий объем производства проката на этом заводе составляет около 5 млн. т в год.
Преимущество этой схемы по сравнению с предыдущей (рис. 5.) — разделение поездной и маневровой работы и ее равномерное распределение вдоль крайнего пути станции, что позволяет применять эту схему на крупных металлургических заводах. В состав прокатного района на этом заводе кроме станции «Прокат» включена также станция «Скрапная», обеспечивающая подачу скрапа в скрапное отделение конверторного цеха.
Путевое развитие и планировочные решения при трубном производстве рассмотрим на примере схемы генерального плана специализированного трубного завода с электросталеплавильным производством (рис.7).
Рис. 7. Схема генерального плана трубного завода с электросталеплавильным производством.
I — электросталеплавильный цех с непрерывной разливкой стали; 2 — цех непрерывной прокатки труб; 3—цех производства подшипниковых труб; 4 — цех производства труб методом прессования; 5 — цехи холоднодеформированных труб; 6 — скрапоразделочный цех; 7 — известковообжигательный цех; 8 — шлакоперерабатывающий цех; 9 — ремонтные цехи; 10 — складское хозяйство; 11 — склад сыпучих; 12 — кислородная станция; 13 — водное хозяйство; 14 — транспортное хозяйство; 15 — транспортные тоннели для передачи литой заготовки; 16 — конвейеры для сыпучих материалов; 17 — административный центр.
Вся выплавляемая сталь разливается непрерывным способом. Литая заготовка средствами специального транспорта (рольганги, конвейеры, тележки) по специальным транспортным тоннелям передается в три трубных цеха: непрерывной прокатки, прессования и производства подшипниковых труб. Завод занимает площадь около 300 га. Общий объем перевозок на заводе составит около 6 млн.т. в год. Все межцеховые перевозки выполняются конвейерным, автомобильным и специальным транспортом. Железнодорожный транспорт используется только на внешних перевозках. На заводе запроектировано 15 км железнодорожных путей и 13 км автомобильных дорог.
Дальнейшее совершенствование планировочных и технических решений по транспорту прокатного производства должно идти в направлении обеспечения поточности транспортно-технологического процесса путем использования средств непрерывного и специального транспорта для передачи заготовки и применения автомобильного транспорта для перевозки окалины, скрапа, огнеупоров, ремонтного металла, отходов производства и других грузов. Перевозка готовой продукции будет осуществляться в основном железнодорожным транспортом. Указанные направления развития в сочетании с использованием непрерывной разливки стали и строительством непрерывных прокатных станов большой мощности обеспечат компактную планировку и экономичные технические решения по транспорту.
5. Краткий обзор прокатного производства ОАО "НОСТА" (ОХМК).
ОАО "НОСТА" (ОХМК) — единственное предприятие (Россия 1999), освоившее производство башмачной полосы и готовых траков для тяжелых гусеничных промышленных тракторов мощностью 330, 500 и 800 л.с., работающих в экстремальных условиях при температуре от +50 до -50oC. Траки для гусениц промышленных тракторов изготавливаются из стали легированной хромом, ванадием, титаном и бором. Содержание вредных примесей серы и фосфора не более 0,025% каждого, это в два раза ниже аналогичных марок отечественных и зарубежных стандартов. Траки поставляются в термообработанном состоянии, их механические свойства не уступают требованиям международных стандартов.
На базе прокатного производства комбинатом освоено изготовление спецпрофиля и универсальной полосы, из которых изготовляют коробчатые сварные лонжероны для производства рам тележек тяжелых промышленных тракторов. Моторесурс этих лонжеронов по сравнению с лонжеронами других конструкций выше в 1,5 раза.
Передовые методы, внедренные в производство:
* технология контролируемой прокатки;
* изоляция глиссажных труб методических печей для уменьшения неравномерности нагрева заготовок и повышения точности прокатки;
* автоматизация системы замера температуры конца прокатки;
* реконструкция дисковых пил.
На складе готовой продукции имеются две трехзонные термические печи, в которых производится термообработка сортового проката.
Прокатное производство включает:
- обжимной цех
* 16 групп нагревательных колодцев с емкостью ячейки 80-100 т.;
* блюминг-слябинг для прокатки слитков массой 6-13 т.;
* машина огневой зачистки;
* 13 неотапливаемых и 4 отапливаемых колодца для замедленного охлаждения блюмов и слябов.
Для удаления поверхностных дефектов в потоке стана установлена машина огневой зачистки. В пролетах адъюстажа размещены неотапливаемые и отапливаемые колодцы для замедленного охлаждения блюмов и слябов легированных и высоколегированных марок сталей. В зависимости от легированности металл после прокатки подвергают замедленному охлаждению в неотапливаемых колодцах или специальной термической обработке в отапливаемых колодцах для снижения флокеночувствительности стали.
- Листопрокатный цех №1, 2(с термотравидьным отделением).
* 4 методические печи с инжекционными горелками и нижним подогревом;
* вертикально-реверсивная клеть "1000"
* горизонтально-реверсивная клеть "ДУО" 2800;
* реверсивная клеть "КВАТРО" 2800;
* две листоправильные машины, листоукладчики, гильотинные и дисковые ножницы;
* 4 печи с роликовой подачей для нагрева листов под закалку, нормализацию и отпуск;
* 8 колпаковых печей для отжига и замедленного охлаждения.
- Сортопрокатный цех
* 4 методические 5-зонные печи с торцевым посадом и выдачей блюмов;
* обжимная дуо-реверсивная клеть 950;
* две нереверсивные клети 800;
* чистовая нереверсивная клеть 850;
* возвратный поток с участком пил горячей резки, ножницами и клеймовочной машиной;
* 2 трехзонные термические печи с шагающими балками для термообработки сортового проката.
- Цех штампованных изделий
В цехе производят заготовки для изделий глубокой вытяжки и чистовой вырубки, заготовки лонжеронов рам тележек и траки для гусеничных промышленных тракторов. Используются следующие виды технологических процессов: вырубка на прессах, закалка в проходных толкательных печах, отжиг в колпаковых печах, травление сернистыми растворами в струйных агрегатах непрерывного действия. В цехе разработана и освоена технология проведения низкотемпературного отжига полосового проката качественных углеродистых марок стали, предназначенных для чистовой вырубки деталей.
6. Прокатное производство – отрасль с долгосрочными инвестициями. Выводы.
Без преувеличения можно сказать, что прокатная промышленность имеет огромное значение. Стоит признать, что металлургическая промышленность является одной из самых важных составляющих технологической эры двадцатого, а теперь уже и двадцать первого века. Это капиталоемкая и долгосрочная отрасль мировой индустрии, с впечатляющим масштабом. Например, рассчитанный срок окупаемости инвестиций, вложенных в строительство стана “2000” (ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”) холодной прокатки, - 6,4 года. Именно поэтому поддержание конкуренции, основанной на наличие системы правового и нормативно-технического обеспечения, важно для производства. Действующие нормативные правовые документы мало отвечают условиям функционирования индустрии нашей страны в рыночной экономике. История мирового развития показала, что как только появляется конкуренция, технологии, внедряемые в производство, и продукция этого производства становятся доступней, «ближе» становятся потребитель и производитель. Конкуренция порождает продукцию с более низкой ценой и более высоким качеством. Здесь стоит подчеркнуть – слово «конкуренция» означает «здравая конкуренция», подкрепленная правовой базой и соответствующими соглашениями. Хорошо известна реакция мировых производителей прокатной продукции (Россия, США) на попытки отечественного производителя выйти на мировой рынок, такой заманчивый и богатый (богатый – в смысле, много реальных покупателей, мало бартерных схем, совсем нет взаимозачетов).
Казалось бы - демпинговые цены и удовлетворительное качество продукции должны склонить нефтяных и газовых магнатов, как главных потребителей труб, к правильному выбору «купуй українське». Однако правительства стран с развитой экономикой привыкли защищать своих производителей от таких «конкурентов». Вот и получается конкуренция, не совсем и здравая, да только лучше, чем внутри страны.
Страны, в которой никто не сможет сказать, что будет даже через два года, а тем более никто не захочет вкладывать деньги в неизвестное будущее металлургической индустрии. Даже если их много.
Автор оставляет возможность провести анализ данного вопроса, выходящего далеко за рамки данной работы, более компетентным лицам.
Список использованной литературы:
1. Меерович И.М. «Прокатка плит и листов из легких сплавов», "Металлургия", 1969 г.
2. Колпашников А.И. «Прокатка листов из легких сплавов», "Металлургия", 1970 г.
3. «Генеральный план и транспорт промышленных предприятий», Под ред. И.И. Костина. М.: СтройИздат, 1981.
4. Целиков А.И., Смирнов В.В. «Прокатные станы». - М.: Металлургиздат, 1958.
5. Документация с официальных сайтов металлургических предприятий, министерства транспорта РФ.
www.uralmash.ru
www.mintrans.ru
www.oris.ru/cci/services/sites/nosta/