Промышленный переворот, капиталистическая индустриализация и ее особенности в Германии

Министерство образования РФ

Ковровская государственная технологическая академия

Кафедра гуманитарных наук

Реферат

Промышленный переворот, капиталистическая индустриализация и ее особенности в Германии  

Исполнитель

Масленников А.П.

студент 2 курса

группа Э-200

Научный руководитель

кандидат исторических наук

Ульянова В.Г.

Ковров 2001

ПЛАН

1. Экономическое развитие Германии в первой

    половине XIX в. Начало промышленного переворота                  стр. 3

2. Этапы промышленного переворота и изобретения                       стр. 6

3. Особенности капиталистической индустриализации                   стр. 12

     в Германии

Список литературы                                                                               стр. 17

1. Экономическое развитие Германии в первой

половине XIX в. Начало промышленного переворота

В Германии развитие капитализма началось позже, чем в других странах Европы. К началу XIX в. это была экономически отсталая страна, 80% ее населения было занято в сельском хозяйстве, в ко­тором сохранялись феодальные отношения. В промышленности господствовали ремесло и мануфактура. В чем заключались при­чины этого отставания?

Одной из причин была сохранившаяся феодальная раздроблен­ность. Как говорили немцы, у них было столько государств, сколько дней в году, а в действительности еще больше. Раздробленность разобщала хозяйство страны, потому что каждое государство име­ло свои деньги и устанавливало пошлины на своих границах. Фе­одальная раздробленность препятствовала развитию торговли, ус­тановлению экономических связей между разными частями стра­ны, т.е. образованию единого германского рынка, а тем самым — и экономическому развитию вообще.

Экономическое развитие здесь затормозило и уже упоминав­шееся «второе издание крепостничества».

Наконец, великие географические открытия вызвали переме­щение мировых торговых путей, что «выключило» Германию из мировой торговли. Если раньше через Германию по Рейну шел великий торговый путь с юга на север Европы, то теперь он утра­тил прежнее общеевропейское значение. Если раньше города се­вера Германии были объединены в Ганзейский союз, который держал в руках всю торговлю по северу Европы, то теперь этот союз прекратил существование. К тому же Германия потеряла эти северные портовые города, она потерпела поражение в Тридца­тилетней войне, и эти города вместе с устьями германских рек у нее отобрали страны-победительницы. Германия оказалась вооб­ще отрезанной от морских дорог.

А когда в других странах начался промышленный переворот, импорт дешевой фабричной продукции стал подрывать герман­ское ремесло и мануфактурное производство. Мануфактуры в Германии (так же, как в России) были приспособлены к усло­виям крепостничества. Здесь были крепостные мануфактуры с принудительным трудом. Хозяином такой мануфактуры был по­мещик, а работали на ней его крепостные. Были здесь также рас­сеянные мануфактуры купцов. В качестве рабочих на таких ма­нуфактурах также использовались крепостные, которые рабо­тали у себя по домам, а полученной от мануфактуриста заработ­ной платой платили оброк своему помещику. В целом мануфак­турное производство было развито слабо. В Европе тогда гово­рили, что немецкие деньги можно проигрывать лишь француз­скими картами во французские кошельки и что ни один немец не мог написать письмо, не купив предварительно у голландца лист бумаги.

Города сохраняли средневековый характер. По словам немецко­го историка В. Зомбарта, немецкий горожанин был домоседом. Ра­ботал он в том же доме, где и жил, хождение по магазинам не было в обычае. Не было еще городского транспорта. По вечерам бюрге­ры усаживались перед домом для отдыха и беседы, в воскресенье шли на прогулку за городские ворота.

Итак, наступил XIX век, в Англии уже завершался промыш­ленный переворот, а в Германии даже процесс первоначального накопления еще не вступил в полную силу.

2. Этапы промышленного переворота и изобретения

Первоначальное накопление в Германии в основном происходило уже в XIX в. и было связано с ликвидацией крепостного права. Толчок к ликвидации крепостного права дали наполеоновские войны. Войны Наполеона были завоевательными и несправедливыми, но разница между феодально-крепостнической Германией и сохранив­шей основные завоевания революции Францией была столь велика, что даже эти завоевательные войны стали благом для Германии. Западные земли Германии в результате завоевания были на несколько лет присоединены Францией, и на этих землях Наполеон отменил крепостное право. Крестьяне были освобождены с землей по французскому образцу, это и послужило стимулом для освобождения крестьян в остальной Германии. Процесс освобождения продолжался долго — с 1807г по 1850г, потому что в разные годы принимались законы по освобождению различных категорий крестьян в германских государствах. По этим законам крестьяне при освобождении должны были отдать часть своей земли помещикам и в качестве вы­купа заплатить им сумму, которая раз в 20 превышала величину годовой ренты.

В результате происходила капитализация ренты, потому что для помещика феодальная рента превращалась в доход с капитала. По­ложив выкуп в банк, помещик продолжал бы получать в виде про­центов такой же доход, какой он раньше получал в виде оброка с крестьян.

В результате такого «освобождения» часть крестьян лишилась земли, часть сохранила ее настолько мало, что не могла с нее про­кормиться и была вынуждена идти на заработки. Достаточно ска­зать, что, например, в Пруссии половина крестьян получила уча­стки земли меньше 1 га. Конечно, эти крестьяне были вынужде­ны продолжать работать на помещиков в качестве сельскохозяй­ственных рабочих. Таким путем прошла одна сторона первоначаль­ного накопления — разорение крестьян и превращение их в наемных рабочих.

Другая сторона — накопление капиталов — тоже была связана с реформой. Выкупная операция дала в руки юнкеров (так назывались германские помещики) огромную сумму денег. Часть этих денег была положена в банки, часть пошла на покупку акций промышленных предприятий. В обоих случаях эти деньги инвестировались в про­мышленность. Конечно, как и в других странах, часть капиталов накапливалось в торговле и ростовщичестве. Но особенность на­копления капиталов в Германии заключалась именно в ограблении крестьян при их освобождении.

Часть юнкерских капиталов была инвестирована в сельское хозяйство. Юнкера превращали свои поместья в крупные капита­листические хозяйства с наемным трудом. Дело в том, что подав­ляющая часть земли после освобождения крестьян осталась в соб­ственности юнкеров. В это время 30% сельских хозяев Германии владели 90% земли, а на долю остальных 70% сельских хозяев оставалось только 10% Очевидно, мелкие натуральные крестьянские хозяйства, занимавшие только десятую часть земли, не играли в экономике страны существенной роли.

Итак, развитие капитализма в сельском хозяйстве Германии происходило путем превращения феодальных поместий в крупные капиталистические хозяйства, путем превращения помещиков в сельских  капиталистов, а крестьян — в наемных рабочих. При этом и эксплуататоры, и эксплуатируемые оставались на своих местах, менялась лишь форма эксплуатации. В.И. Ленин назвал это прусским путем развития ка­питализма в сельском хозяйстве.

Почему прусским, а не германским? Потому что единого гер­манского государства пока не было, а крупнейшим из германских государств была Пруссия. Кроме того, в западных землях Герма­нии, как уже говорилось, крестьяне были освобождены с землей и без выкупа, и капитализм в сельском хозяйстве там развивался не прусским путем.

Конечно, прусский путь был наиболее мучительным и социаль­но несправедливым для крестьян. Небольшие участки земли, кото­рые не обеспечивали жизнь крестьянина, привязывали его к пре­жнему господину, позволяли эксплуатировать труд крестьянина полуфеодальными методами. Такие «батраки с наделом» составля­ли самую бесправную часть населения Германии. Но для развития сельского хозяйства этот путь оказался вполне благоприятным, по­тому что еще в период «второго издания крепостничества» юнкера переходили к крупному товарному производству. Росла культура земледелия. Юнкера переходили от средневекового трехполья к на­учным многопольным севооборотам. Началось широкое примене­ние искусственных удобрений, тем более что Германия богата сы­рьем для таких удобрений — залежами калийных солей и фосфата­ми. На полях появилось много сельскохозяйственных машин куль­тиваторов, сеялок, жаток. Растет урожайность.

Особенно большие достижения у немцев были в производстве технических культур. По сбору картофеля и сахарной свеклы в 50-60-х годах XIX в. Германия выходит на первое место в мире. По­мещики на месте перерабатывают часть этой продукции, устраи­вая свеклосахарные, винокуренные и пивоваренные заводы. Осо­бого размаха достигло виноделие. Выяснилось, что гнать спирт можно не только из зерна, но и из картошки. Картофельный спирт, естественно, оказался намного дешевле хлебного и находил ши­рокий сбыт не только в Германии, но и за ее пределами. Его стали широко применять для фальсификации рома, коньяков и вин.

Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве со­хранял господство юнкеров, реакционной группы населения уже в силу того, что они были заинтересованы в сохранении определен­ных пережитков феодализма. Кроме того, юнкера были военной кастой: именно в их руках была армия. В Германии профессия во­енного, офицера, считалась особенно престижной. Юнкерство ста­ло реакционной силой, наложившей отпечаток на политику Герма­нии в последующее время.

Как уже сказано, к началу XIX в промышленный переворот в Германии еще не начался. И в первые десятилетия XIX в. по­ложение почти не менялось. Первый паровой двигатель по­явился в Германии в 1788 г., а второй — только в 1822 г. Прав­да, во втором десятилетии XIX в. началось некоторое оживле­ние в промышленности: континентальная блокада сократила импорт дешевых английских товаров, и их производство при­шлось налаживать в Германии. Именно в это время появились первые фабрики.

Из-за феодальной раздробленности отдельные районы Германии существенно различались по своему экономическому развитию. Так, если в западной Германии развивалась угольная, металлургичес­кая и текстильная промышленность, то в восточной была только полотняная, да и та на стадии рассеянной мануфактуры.

Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м г. XIX в., но в это время он затронул лишь текстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств. До середины XIX в. пе­реворот не вышел из начальной стадии. Преобладало пока ремесло.

Это объяснялось тем, что и в первой половине XIX в. сохра­нялись причины, которые тормозили развитие производства: сохранялась феодальная раздробленность; продолжалось осво­бождение крестьян; Германия оставалась в стороне от мировых торговых путей.

Но к середине века в Германии происходят события, которые частично устраняют препятствия.

В 1833 г был образован Таможенный союз, который сначала объединил только часть германских государств, а затем к нему при­соединились и другие. Пошлины были ликвидированы. Таможенный союз стал первым шагом к слиянию германских государств в единое экономическое целое.

В 1848 г. произошла буржуазная революция. Перед этой рево­люцией стояли обычные задачи буржуазной революции — ликви­дировать остатки феодальных отношений и политическое господ­ство феодалов. Была и не совсем обычная задача — объединить Германию в одно государство, ликвидировать феодальную раз­дробленность. Ведь обычно феодальная раздробленность конча­ется задолго до буржуазной революции.

Революция закончилась компромиссным соглашением между фе­одалами и буржуазией. В результате этого компромисса земля оста­лась в собственности юнкеров, политическую власть разделили фео­далы и буржуазия, феодальные отношения постепенно ликвидирова­лись. Объединение Германии пока не состоялось. Но все же револю­ция несколько расчистила путь для дальнейшего экономического раз­вития.

Но главным стимулом развития промышленности и промышлен­ного переворота было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось именно к середине века.

Промышленный переворот в Германии развернулся в 50-60-е гг. Но даже к 1870 г. фабрика не вытеснила мануфактуру и ремесло. Из всех людей, занятых в это время в промышленности, лишь по­ловину составляли рабочие, а половину — ремесленники. Дело в том, что Германия все еще не была объединена в одно государство, и в ее составе наряду с экономически развитыми государствами сохранялись отсталые аграрные. Завершение промышленного пе­реворота могло произойти и произошло только после окончатель­ного объединения Германии.

3. Особенности капиталистической

индустриализации в Германии

Промышленный переворот в Германии, ее индустриализация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особен­ности.

Первая особенность заключалось в том, что если в других стра­нах переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промыш­ленность, а легкая отставала. За период с 1840 по 1870 г. г. промыш­ленное производство Германии выросло на 49%, но добыча камен­ного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30-х г, но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура, Чем объяс­нялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были стро­ительство железных дорог и военные потребности.

В середине XIX в. в Германии началось ускоренное строитель­ство железных дорог, причем строило эти дороги в основном государство, а не частные предприниматели Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стратеги­ческие цели.

Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в сторо­не от мировых торговых путей. Но железные дороги изменили эту ситуацию Германия, занимающая центральное положение в Европе оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской торговли.

Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение.

Более того, строительство железных дорог создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, т.е. стимулировало разви­тие главных отраслей тяжелой промышленности — металлургичес­кой, угольной, машиностроительной.

Стимулом развития тяжелой промышленности были и военные устремления Пруссии. Пруссия стремилась объединить Германию, т.е. присоединить остальные германские государства. Для этого была нужна передовая военная техника. Поэтому ведущее место в прусской промышленности заняли военные предприятия, на первое место среди которых выдвинулись артиллерийские заво­ды Круппа. В деревне еще господствовали феодалы, в текстиль­ной промышленности преобладали ручные станки, а у Круппа из­готовлением пушек занимались 7 тыс. рабочих. Его заводы зани­мали первое место среди военных заводов мира. Все страны за­казывали себе пушки у Круппа.

Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что Германия была страной молодого капита­лизма Германские заводы строились на полвека позже анг­лийских и, естественно, оборудовались новейшей по тому вре­мени техникой, приобретенной в Англии. Техническое же ос­нащение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Но обновить его было сложно, т.к. сначала нужно было избавиться от старого оборудования. Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь, например, открыли методы производства анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытий химическая и электро­техническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире.

Итак, по техническому уровню своей промышленности Гер­мания вырвалась вперед, причем этому теперь способствовала и иностранная конкуренция. Если на начальном этапе разви­тия капитализма иностранная конкуренция заглушала промышленность, то, когда промышленный переворот вступил в полную силу, та же       иностранная конкуренция делала доброе дело. Она позволяла выживать только передовым, наиболее совершенным предприятиям. И немецкие заводы строились на базе новейшей техники, они должны были выпускать   продукцию лучше и дешевле,  чем в Англии      

Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимых для раз­вития промышленности капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков. Чтобы мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германии развертывается усиленное акцио­нерное предпринимательство (грюндерство). Новые промышлен­ные фирмы и банки создавались как акционерные, и, продавая акции юнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказа­лось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельс­ком хозяйстве, но и в промышленности.

По объему промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответ­ствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торгов­ля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 50-60-е годы — в три раза. Если в первой половине столетия Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в вывозе преобладала промышлен­ная продукция — уголь, машины, ткани. И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь — сырье и сельскохозяйственная продукция.

Итак, Германия представляет еще один вариант развития ка­питализма. В отличие от Англии, где базой послужила эксплуата­ция колоний и «огораживание», в Германии толчком к развитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Нужно отметить, что боль­шую роль в хозяйстве Германии играло государство. Государство строило железные дороги, с помощью государства создавалась в Прус­сии военная промышленность.

За период с 1840 по 1870 г. г. промыш­ленное производство Германии выросло на 49%, но добыча камен­ного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30-х г, но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура, Чем объяс­нялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были стро­ительство железных дорог и военные потребности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики - М.: Академический Проект, 1999.

2.           Мотылёв В.Е. Экономическая история зарубежных стран. - М., 1991. 

3.           Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран. - М.: МГУ, 1982.

4.           Экономическая история капиталистических стран. / Под ред. В.Т. Чунтулова. - М.: Высшая школа, 1985.