Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм

ПРОСВЕЩЕННЫЙ абсолютизм  - самодержавная форма правления, опирающаяся на назначаемые и выборные органы власти, целиком находящихся под контролем верховного правителя.

Яркой представительницей просвещенного абсолютизма в России была Екатерина 11. Как дальновидный и широко образованный политик, она понимала, что методы единоличного и жестокого управления государством уже не гарантируют незыблемость самодержавия. Более того, единоличное правление не в состоянии учитывать интересы даже привеллегированных слоев общества - дворян и помещиков, т.к. интересы крупных землевладельцев и мелкопоместного дворянства разнятся. В этих условиях возникла необходимость хотя бы в совещательных органах власти, определяющих основное направление в политической и экономической жизни страны. Одновременно требуются законы, учитывающие интересы ремесленников, торговцев и руководителей нарождающейся крупной промышленности. Назрела необходимость дать определенные гражданские права свободному населению, а также улучшить положение крепостных. Именно этими обстоятельствами можно обяснить появление Наказа, разработанного Екатериной 11. Безусловно, на смягчении самодержавной формы правления сказались и личные качества Екатерины: ее образованность, человеческая доброта и ее искреннее желание видеть Россию процветающей страной. Однако противоречие между крепостническим строем и развивающимися рыночными отношениями изначально не могли привести к желаемым результатам. Поэтому многие полезные для государства установления, как-то организация приютов, школ и больниц, оказывались лишь частностью, не затрагивающей социальных основ общества. Вера Екатерины в то, что благодаря отдельным указам, смягчающим противоречия между сословиями, может установиться царство разума, была подорвана Пугачевским восстанием. Екатерина заметно охладела к идеям Просвещения и книгам французских энцеклопедистов. " Что бы они не говорили и не делали, - пишет Екатерина в 1794 году, - мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе... Лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумство многих, заражающих бешенством двадцать миллионов людей во имя слова "свобода"

Отказ от просвещенного абсолютизма как удобной ширмы при проведении самодержавно - крепостнической политики был вызван также костностью русского дворянства, которого мало волновали идеи о равенстве граждан перед законом и презумция невиновности. О каком-либо посягательстве на устои крепостничества вопрос вообще не ставился. Эпоха екатерининского Просвешенного абсолютизма лишний раз показала, что без полной реформации существующего социально-экономического строя в России никакие отдельные преобразования существенной изменений не принесут.

ДОЛНЕНИЕ К ВЫСТУПЛЕНИЮ О ПРОСВЕШЕННОМ АБСОЛЮТИЗМЕ

(из книги П.К. Борзаковского "Императрица Екатерина Вторая Великая", опубликованной  в 1896 г.)

1. Вскоре после коронации Екатерина основала Воспитательный дом, где получали воспитание и образование дети, почему-либо  оставленные родителями.

Помимо питания и ночлега дети получали и профессию.

2.  Екатерина заботилась и о "народном здравии". Она повелела устраивать больше аптек и приглашала из-за границы лекарей, чтобы каждый заболевший мог получить помощь возможно скорее. Но обеспечить такой медицинской помощью все государство было невозможно. Аптеки появлялись в столице и губернских городах.

В основном же здравохранение продолжало оставаться на низком уровне.

Особенно много бед приносили эпидемические (повальные) болезни, против которых не знали никаких средств. "Какое бы было цветущее состояние сей державы, - писала Екатерина, - если бы могли благоразумными учреждениями отвратить или предупредить сию пагубу!" Узнав, что в Англии есть лекарь, который прививает людям оспу, и тем предохраняет их от заболевания оспой натуральной, имперетрациа приглашает этого лекаря в Россию, платя ему огромные деньги за проезд и проживание. Но в России никто не знает о прививках и отказываются их делать. Пошли слухи, что прививки хотят делать для умерщвления людей. Екатерина понимала этот страх и решила подействовать на подданых своим примером: она сделала прививку себе и наследнику престола Павлу Петровичу. После этого случая прививки начали делать многие. Сенат от имени народа благодарил императрицу за смелый поступок ("Своей опасностью других спасает")  и постановил ежегодно праздновать это событие. С того времени оспопрививание было принято в России и закреплено специальным императорским указом.

3. Много времени Екатерина уделяла работе по собранию и пересмотру российских законов. Историки считают, что уже одно это дело превосходило по значимости "все прочия дела ея славного царствования"). Русские законы были собраны еще царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра 1. С тех пор произошло много перемен: к старым законам добавлялись новые. Одни законы изменялись или отменялись вовсе. Для наведения порядка в законодательстве Екатерина учредила комиссию, которой было вменено составить новое уложение (новое собрание законов). Интересно отметить, что составление уложения было поручено не только Сенату. 14 декабря 1766 г. издается манифест, которым приглашали дворян, купцов, государственных крестьян, казачьи войска и инородцев прислать в москву своих выборных, которые должны сказать, какие нужды испытывает тот или иной край России. Выборные должны будут указать, какие законы не подходят для той или иной местности обширного государства. Затем, действуя по указанию самой государыни, выборные составят новое уложение. Эти указания Екатерина изложила в особом труде: "Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения". Над этим Наказом государыня трудилась больше двух лет. В наказе подробно говорится о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и т.д.

Иностранцы поражались обширным познаниям русской императрицы.

Многие разделы Наказа не потеряли актуальности и в наше время.

Например, говоря о преступлениях и наказаниях, Екатерина отмечает, что наказания надо смягчать, что нельзя допускать наказаний, уродующих человеческое тело. Что при дознаниях недопустимо применение пыток: "слабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавиться от мучений; а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и избегнет наказания." Особой осторожности требовала Екатерина от судей: "Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невиннаго".

Когда екатерининский Наказ был зачитан выборным, они были тронуты попечечнием государыни о благе подданных и решили преподнести ей титул "Великой, Премудрой и Матери Отечества". На что Екатерина ответила: "Великая ли я  - решит потомство; един Бог премудр; любить мой народ и быть матерью его - обязанность моя." И не приняла ни одного титула. Начавшаяся война с Турцией и другие дела не позволили комиссии довести начатую работу до появления соответствующего закона. Но работа в этом направлении была начата.  

Если сравнить Наказ Екатерины с указами Петра 1, подробно и со вкусом разъясняющего, каким образом и сколько раз пытать, добиваясь признания, следя, чтобы пытаемый не умер раньше времени, то, безусловно, законотворческая деятельность императрицы выглядит человеколюбивой и просвещенной. Но есть тут одна деталь: даже после того, что общество было ознакомлено с Наказом и, следовательно с пожеланиями императрицы,, захваченных в плен руководителей пугачевского бунта пытали и прилюдно били батогами на площадях. А тем, чья вина была доказана, рвали ноздри, ставили на лоб клеймо каленным железом и отправляли в каторгу. Так что не все распоряжения доброй и просвещенной государыни были приняты к исполнению.

          В других разделах Наказа говорилось о желательности освобождения крестьян от крепостной зависимости, о воспитании и просещении юношества. В частности ее стараниями было открыто женское училище в С- Петербурге, и велено было открывать училища во всех городах.

Как образованный человек, Екатерина покровительствовала писателям и ученым. Пиезжала в дом престарелого Ломоносова, с интересом следила за творчеством Державина и Фон-Визина.

И хотя Екатерина Вторая, как и ее предшественники, оставалась самодержавным монархом, ее правление отмечено расцветом науки и культуры. В ее время подданные получили больше гражданских свобод, чем при Петре 1, государственные границы были расширены и государство значительно окрепло.