Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)
Воронежский государственный институт физической культуры
Московской государственной академии физической культуры
Кафедра СК и ПВС
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)
Исполнитель: студентка 5 курса 3 группы
заочного факультета
Скулова Татьяна Александровна
Научный руководитель:
доцент Хатунцева Э.М.
Воронеж-2000
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………….5
1.1. Понятие психологической совместимости…………………..5
1.2. Критерии психологической совместимости………………...8
1.3. Лидерство……………………………………………………..
1.4. Социометрия как метод изучения психологической
совместимости……………………………………………….16
1.5. Конфликты и оптимизация общения………………………..19
1.6. Аппаратурные методы изучения групповой деятельности..
Глава 2. Задачи и методы исследования…………………………………..
2.1. Задачи исследования………………………………
2.2. Методы исследования…………………………………….
Глава 3. Экспериментальное обоснование методики подбора
партнеров в женских тройках………………………………….
3.1. Анализ психологической совместимости в женских
тройках в СДЮШОР № 2………………………………………
3.2. Обоснование экспериментальной методики формирования
женских троек…………………………………………
3.3. Обсуждение результатов исследований……………………….
Выводы…………………………………………………………………
Практические рекомендации……………………………………………
Литература………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения тренеров и ученых. Однако многие вопросы остаются на сегодня неразрешенными, в частности, комплектование женских групповых составов в спортивной акробатике.
Вопросы организации троек никем не оспариваются и, более того, признаются проблемами первостепенной важности, но решение их на практике еще нередко осуществляется методом проб и ошибок. Если подобный способ был, в какой-то мере, допустим в прошлом, то сегодня он совершенно неприемлем. /22/
Практика показывает, что большинство женских троек формируется без учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов, что достаточно часто приводит к негативным взаимоотношениям, повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частой сменяемости партнеров или полной раскомплектации состава. В этой связи одной из важных задач психологического обеспечения тренировочного процесса женских троек является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров при комплектовании составов.
Актуальность данной работы определяется высокой значимостью психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов парно-групповых видов акробатики, это обусловливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышение срабатываемости акробатов при совместной деятельности и оптимизацию взаимоотношений.
Объектом исследования в работе является совместимость индивидуально-психологических особенностей партнеров акробатических составов и срабатываемость женских групп.
Предполагалось, что изучение совместимости партнеров женских групповых видов спортивной акробатики позволит выявить критерии совместимости, учет которых при комплектовании женских составов позволит ускорить процесс срабатываемости партнеров и обеспечит благоприятный психологический климат.
Научная новизна работы заключается в разработке критериев психологической совместимости в женской групповой акробатике.
Практическая значимость данной работы в том, что разработанная система формирования женских спортивных троек на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров применялась в детско-юношеской спортивной школе Олимпийского резерва №2 г. Воронежа и может быть использована на тренировочных занятиях в других физкультурных и учебных заведениях.
Положение, выносимое на защиту. На защиту выносится методика формирования женских троек на основе разработанной совокупности критериев.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Понятия психологической совместимости и женской тройки
Психологическая совместимость - схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, экстраверсии-интроверсии, а также целому ряду других психических качеств. /10/ Психологический уровень совместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. /14/
В условиях спортивной деятельности совместимость между членами команды обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения.
Природа возникновения совместимости в каждом из этих случаев различна. Быстрое обнаружение совместимости по ряду социальных, психологических и психофизиологических качеств у нескольких членов команды свидетельствует о наличии у них одинаковых врожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервые попавшие в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между ними есть в чем-то сходство, что у них есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию.
Совместимыми можно считать тех людей, которые ситуативно неделимы и автономны. Но наиболее существенным признаком сходства явлений целостности и совместимости можно считать наличие внутреннего единства субъектов общения.
В практической работе тренеру ежедневно приходится решать задачи по улучшению взаимодействия спортсменов и их совместимости. При этом важно руководствоваться следующими факторами, обеспечивающими слаженность действий и взаимопонимание партнеров: критериями функциональной совместимости в спортивной деятельности, характером межличностных отношений, психофизиологической и социально-психологической совместимостью. /19/
Функциональная совместимость определяется скоростью процессов мышления, восприятия и действий. Большие различия в качественных и количественных показателях этих процессов лишают спортсменов возможности достичь успеха в совместных действиях, поскольку, например, один партнер будет опережать другого.
Психофизиологическая совместимость предполагает соответствие спортсменов по уровню физического развития, степени подготовленности, проявлению характера, темперамента и способностей. При такого рода совместимости успех деятельности определяется не столько индивидуальным вкладом спортсменов, имеющих более высокий уровень мастерства, сколько качеством взаимодействия и взаимосодействия.
Социально-психологическая совместимость базируется на единстве ближайших, отдаленных и перспективных целей, на общности интересов и установок спортивной группы.
В работе рассматривается психологическая совместимость в женской групповой акробатике. Женская тройка - это спортивный коллектив, то есть организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для групп в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. /24/
Женская тройка является одной из разновидностей контактной группы, то есть малой спортивной группой и потому обладает всеми признаками, характеризующими практически любую группу такого рода: в ней возникают разнообразные социально-психологические явления (групповое настроение, коллективные волевые усилия, суждения). Спортсменки, из которых состоит тройка, постоянно испытывают воздействие со стороны других ее членов и поэтому в группе ведут себя и действуют иначе, чем предоставленные самим себе. Спортивная команда влияет на интеллект, эмоциональную и волевую активность спортсменов, на их взгляды, убеждения, поступки, поведение.
Для нормального функционирования женской тройки имеет значение оптимальная согласованность личных и групповых устремлений. Нельзя требовать от членов тройки полного отказа от своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тем более эгоистические, устремления должны быть подчинены коллективным требованиям, общим для всех партнеров.
Наиболее важными психологическими признаками женской тройки должны быть единые цели и задачи, высокая способность к самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности или разобщенности и психологического климата, коллективный характер внутригрупповой приемлемости, уровень авторитетности формальных лидеров, их взаимоотношения с неформальными лидерами, психологический микроклимат в тройке в целом, а также отношение спортсменов к предстоящим соревнованиям и взаимоотношения между спортсменами и тренерами. /3/
Отношения между партнерами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессе развития тройка обретает различные новые групповые свойства и качества.
Женская групповая акробатика не существует вне общения, интенсивных межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом. Каким должно быть общение и как им управлять, чтобы оно помогло более успешно действовать, достигать высоких результатов? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима систематическая экспериментальная разработка проблем общения и взаимоотношений в женских группах.
1.2. Критерии психологической совместимости
Перед началом комплектования составов Ратушина Е.В. рекомендует изучить склонность спортсменов к коллективным видам деятельности, то есть выявить тип социального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональной стабильности. При недостаточном развитии данных личностных черт необходимо выявить причины (неадекватная оценка, повышенная агрессивность, эмоциональная неуравновешенность, склонность к конфликтному взаимодействию) и путем проведения коррекционно-развивающей работы способствовать их оптимизации. /20/
Комплексы средств и методов коррекционно-развивающей работы с детьми описаны в табл.1.1 /16/:
Таблица 1
Приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми
Предмет коррекции |
Педагогические приемы |
Психологические методы |
1 |
2 |
3 |
Дисгармония развития, неразвитость произвольности психологических процессов в сравнении со сверстниками |
Понимание, сочувствие; Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей |
Развитие произвольности в двигательной сфере; развитие произвольности в эмоциональной сфере, в общении |
Высокая тревожность; Трудности общения |
Доверие к личности ребенка; Формирование реально действующих мотивов поведения; Анализ конфликтных ситуаций |
Игровая коррекция поведения в группе; развитие позитивного общения; ролевое научение; рассматривание позиционных ролей |
1 |
2 |
3 |
Неадекватная самооценка; комплекс неполноценности |
Выборочное игнорирование негативных поступков; Эмоциональное поглаживание ребенка; Ожидание завтрашней радости |
подтверждение уникальности ребенка; |
Вторым критерием психологической совместимости является сплоченность. Это устойчивое качество спортивной группы, процесс формирования которого длителен и иногда противоречив. Сплоченность помогает группе противостоять различным неблагоприятным воздействиям. /6/ Индекс сплоченности рассчитывается как отношение количества выборов внутри группы к общему числу возможных выборов. /7/
Подход к изучению сплоченности, представленный, в основном, техникой шкал, основан на эмоциональной оценке группы в целом.
Испытуемых обычно просят дать общую индифферентную оценку группы:
1. Насколько привлекательна для вас эта тройка?
2. В какой степени привязаны вы к своим партнерам в тройке?
3. Насколько важна для вас эта тройка?
4. Хотите ли вы остаться членом данной тройки?
5. Если бы вам предложили перейти в другую тройку с тем же разрядом, чтобы вы сказали насчет перехода?
Ханин И.О. предлагает свой вариант шкалы приемлемости. /27/ Каждый из партнеров ранжирует двух других по степени их приемлемости для решения определенной задачи или свободного общения, отмечая, кого из партнеров он:
1) оставил бы обязательно, в первую очередь;
2) тоже оставил бы;
3) мог оставить, а мог и не оставить;
4) скорее всего не оставил бы;
5) ни в коем случае не оставил бы.
Первые выборы характеризуют самую близкую межличностную дистанцию и наибольшую приемлемость партнера в деловом или межличностном плане. Сочетание индивидуальных и групповых оценок дает представление о том, насколько партнеры приемлемы друг для друга и для всей тройки в целом.
Таким образом, с помощью шкалы приемлемости можно достаточно оперативно выявить как индивидуальные предпочтения, так и самую общую картину, главным образом, эмоциональных межличностных отношений в тройке.
Однако симпатии и антипатии обязательно учитываются тренером, но взаимовлияния участников, тем не менее, организуются часто вопреки их выборам или отказам. И дело здесь не только в необходимости исходить из логики и требований совместной деятельности и специфики коллективных задач. Управление, а тем более оптимизация внутригрупповых связей и отношений, совместной деятельности членов тройки невозможны без выявления круга лиц, на мнение и оценку которых человек готов ориентироваться и которые, следовательно, являются для него референтными. /27/
Существует индекс референтности, который указывает на степень взаимных положительных связей по отношению к числу связей в группе:
Индекс референтности = Число взаимных положительных выборов в группе / Число положительных выборов в группе.
Суть методики определения референтного круга заключается: а) в оценке каждым членом группы всех остальных участников с помощью набора личностных качеств; б) в выявлении избирательного отношения каждого опрашиваемого к некоторым членам коллектива. После первой, оценочной серии опроса каждому из участников эксперимента разрешают ознакомиться с мнением о нем лиц, наиболее его интересующих. Именно этот выбор имеет особое значение в выявлении ранжированного референтного круга общения данного человека. В результате косвенно устанавливается порядок предпочтения лиц, мнения которых наиболее значимы для испытуемого, а также референтное качество, то есть то качество его личности, в оценке которого со стороны партнеров по тройке человек наиболее нуждается. Результаты опросов с помощью социометрического теста и референтометрической процедуры могут и не совпадать.
Диагностика референтного круга общения членов тройки позволит, в частности, выяснить вопрос о том, как формируется референтный круг общения у участников совместной деятельности и можно ли его изменить, формируя соответствующие ценностные ориентации у членов тройки и создавая те или иные ситуации вынужденного общения.
Идеальным вариантом является наличие референтного круга общения внутри конкретной тройки.
В подготовке женских групп многое определяет психологический микроклимат, существующий между партнерами. Психологическая подготовка такого коллектива базируется на хороших взаимоотношениях в составе. Тренеры постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности, при сплочении занимающихся и организации их взаимоотношений, при предупреждении или прекращении конфликтов между партнерами, установление контакта с новыми “верхними” или “нижними”.
Гусев Н.П. и Лысенко Ю.Н. считают, что психологический климат в сравнении со сплоченностью - менее устойчивая характеристика женской тройки. Она отражает общую групповую атмосферу и рассматривается как определенное состояние группы, как общее настроение ее членов. Показателями психологического климата являются: наличие или отсутствие психологических конфликтов, постоянство или сменяемость составов, удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, комфорт или напряженность и недоброжелательность во взаимоотношениях. Психологический климат существенно влияет на эффективность учебно-тренировочного процесса и выступления спортсменов в соревнованиях, на их самочувствие и работоспособность. /6/
Существует еще одно понятие, необходимое при исследовании психологической совместимости, – сработанность.
Сработанность - это согласованность в работе между ее участниками. При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. /14/ При совместной деятельности в случае ее достаточно высокой успешности у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи, общие для партнеров.
Одной из важнейших характеристик сработанности тройки является ее устойчивость к внешним помехам.
Если два индивида сработались в какой-либо деятельности, то они чаще всего испытывают взаимные симпатии. Но эти взаимные симпатии могут быть связаны только с этим конкретным видом деятельности. Таким образом, можно сказать, что сработавшаяся пара может быть несовместимой, а совместимая - несработавшейся.
Между срабатываемостью (Ср) и совместимостью существуют противоречивые зависимости. Формализуя их соотношения, можно получить следующие четыре сочетания /14/:
Ср(max) + Со(max) - оптимальное сочетание;
Ср(min) + Со(max); Ср(max)+Со(min); Ср(min) + Со(min) - нежелательное сочетание.
В малой группе поведение человека изменяется в соответствии с установками и нормами поведения этой группы. Это изменение связано с двумя причинами. В одних случаях человек принимает мнение группы, потому что не желает вступать с ней в конфликт. При этом его убеждения, установки на те или иные явления жизни остаются прежними, следовательно, человек проявляет приспособленчество, конформизм.
В других случаях партнер принимает мнение тройки, потому что соглашается с его правильностью. В этом случае нормы и установки тройки становятся нормами и установками этого человека. Такое принятие человеком мнения группы, называется конформностью. Она облегчает осуществление группой единообразного спортивного поведения. /8/
Смена личностью своих мнений и установок происходит с различной степенью трудности. У многих возникает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс в связи с тем, что прежние представления человека вступают в противоречие с мнением и установками группы и ему надо решить, где же истина. В зависимости от трудности или легкости разрешения этого конфликта различают низкую и высокую конформность субъекта. Низкая конформность субъекта означает, что мнение группы либо отвергается, либо принимается с трудом. Высокая конформность означает легкое и быстрое принятие мнения группы.
В совместной коллективной деятельности людей между ними неизбежно и закономерно возникают объективные отношения и связи. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются межличностные отношения. Исследования межличностных отношений в спортивных группах показали, что адекватные и правильно организованные межличностные отношения положительно сказываются на успешности действий спортсменов, а нарушения привычных взаимоотношения, являясь дополнительным стрессогенным фактором, понижают эффективность спортивной деятельности.
У людей с различной силой нервной системы исследуемые взаимоотношения под влиянием стресса изменяются по-разному. Спортсмены с сильной нервной системой при стрессе увеличивают интенсивность общения, порицание партнеров. Для спортсменов со слабой нервной системой характерно снижение интенсивности общения, уменьшение отрицательной ответной реакции.
Итак, стресс ухудшает взаимоотношения в группе спортсменов со слабой нервной системой. Таким образом, влияние стресса, вызванного участием в спортивных соревнованиях, на различные уровни индивидуальных свойств спортсменов обусловлено, прежде всего, свойствами их нервной системы и темперамента. Этот факт необходимо учитывать, так как особенности нервной системы и темперамента – наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека, которые не могут существенно изменяться в процессе занятий спортом, в процессе подготовки к соревнованиям. /5/
1.3. Лидерство
Поверхностные наблюдения за спортивной тройкой нередко наводят на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены тройки занимаются у одного тренера, выполняют одинаковые упражнения, несут одинаковую ответственность.
И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из партнеров тройки, в ее иерархической структуре, нет.
Ряд исследований, проведенных в тройках, позволил установить, что в них есть лица, пользующиеся большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели другие. Это лидеры. Вместе с тем, в тройках, как правило, могут быть спортсмены, которые не пользуются авторитетом. К ним зачастую относятся негативно, стараясь избежать длительных контактов, общаются с ними вынужденно. Это аутсайдеры тройки. Кроме этих двух категорий, есть спортсмены, занимающие как бы среднее промежуточное положение. /10/
Вопросы лидерства в межличностных отношениях занимают особое место. Известно, что у каждой группы имеется определенная потребность в лидерстве, однако эта потребность может быть выражена по-разному. Быть ведомым одновременно означает что-то отдать от своей личности и индивидуальности и что-то для нее приобрести.
Поэтому все взаимоотношения в тройке формируются с учетом статуса, который имеет каждый ее член. Этот момент необходимо учитывать и при создании троек, поэтому, желательно, чтобы в каждой тройке были свои, определенные, сочетания лидеров, спортсменов, занимающих промежуточное положение и аутсайдеров. Здесь важно также отметить, что в женских тройках большее значение имеет эмоциональный лидер, нежели деловой. Именно эмоциональный лидер не только чувствует состояние своих партнеров, но и пытается задавать тройке определенный “эмоциональный тонус”. Такой лидер играет важную роль в условиях соревнований. Идеальным вариантом является, конечно, сочетание двух типов лидера в одном человеке.
Но следует подчеркнуть, что разделение отношений на деловые и эмоциональные носит условный характер. На самом деле - в спорте это проявляется особенно отчетливо - дружеские или неприязненные отношения формируются именно в ходе совместной деятельности в зависимости от того, насколько успешно или неуспешно решается общегрупповая задача. Кроме того, в силу высокой значимости в спорте высокие достижения совместной деятельности и деловые отношения спортсменов всегда связаны с интенсивными эмоциональными проявлениями и активным формированием личностного отношения к партнерам. /27/
Лидеру принадлежит большая роль в нормализации отношений между партнерами в женской тройке. Это тот человек, который может пожертвовать своими собственными интересами ради разрешения противоречия между партнерами. Улаживая спорную ситуацию, он пытается найти поддержку у другого, старается сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. Лидер старается успокоить других и сохранить оптимальный психологический климат в спортивной группе, не занимает позиции, которая может вызвать споры.
1.4. Социометрия как метод изучения психологической совместимости
Проблемы психологической совместимости разрабатывались многими учеными. Поэтому существует достаточно много различных методов ее изучения.
Так, например, Тюренков Ю.В., Коломейцев Ю.А., Обозов Н.Н., Параносич В. предлагают сравнительно простой и доступный каждому тренеру социологический метод проверки женских троек как коллектива, использующий количественные характеристики при изучении взаимодействий в группе, - социометрию. /10, 15, 17, 26/
Социометрия - эти система некоторых приемов, позволяющих выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые адресованы индивидам или исходят от них в процессе межличностного общения и взаимодействия. /26/
Социометрическая процедура исследования позволяет определить реальные и желаемые потребности человека быть вместе с другими в тех или иных условиях.
Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера. Содержание вопросов называют социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Их можно свести в две большие группы:
1) конъюнктивные - сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желанный объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям;
2) дизъюнктивные - разъединяющие людей чувства. Другая сторона выступает как неприемлемая.
Предлагаемая Ю.В. Тюренковым социометрическая методика проверки на психоэмоциональную надежность включает в себя методы сбора информации (наблюдение, опрос, тестирование) и методы ее обработки.
Опрос проводится в двух направлениях:
- “положительном” - укажите фамилию спортсменов, с которыми вам хотелось бы выступать, жить в одной комнате;
- “отрицательное” - укажите, с кем бы вам не хотелось тренироваться, выступать.
Психоэмоциональная надежность (ПЭН) данной тройки выражается коэффициентом ПЭН /26/:
Кпэн = (1-
∑ R - общее число отрицательных выборов;
∑No - общее число “свободных” партнеров в тройке;
∑R - общее число положительных выборов;
N - количество человек (N=3).
В социометрической методике заложено выявление влиятельности членов тройки. Критерии социометрических выборов направлены на оценку интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных качеств. Выбор “интересного человека” - члена группы предполагает оценку таких качеств личности, как степень осведомленности в различных вопросах, касающихся искусства, литературы, политики. /15/
Практическая ценность метода не вызывает сомнения. С его помощью можно получить интересные данные, касающиеся динамики межличностных отношений. Симпатии, антипатии, изолированность или отвергнутость возникают как из-за различного отношения к целям группы, так и в случаях, когда они являются выражением взаимных эмоциональных отношений. /17/
Одним из достоинств социометрии можно также назвать то, что по задаче социометрического критерия выявляется степень групповой активности в выборах друг друга - экспансивность группы, которая равна сумме сделанных группой выборов независимо от знака, деленной на количество человек. /4/
Преувеличивать возможности метода все же не следует. Ведь отношения между людьми опосредованы многими факторами, а социометрический выбор затрагивает лишь небольшую часть сознательных элементов в этих отношениях. Использование социометрического метода имеет много спорных вопросов и, опираясь только на подсчет симпатий и антипатий, не надо делать далеко идущие выводы о сущности и механизме группового воздействия. Но и не работать в этом направлении тоже нельзя. /26/
1.5. Конфликты и оптимизация общения
Психологическая совместимость неразделимо связана с таким понятием, как межличностный конфликт. Межличностный конфликт - это столкновение интересов и взглядов личностей, несовместимость их нравственных начал и норм поведения, неудовлетворенность значимых для них потребностей и ценностей. /10/
Под влиянием внутренних или внешних причин в группе наступает состояние нарушения равновесия, ее структура разрушается. Это состояние является не статическим, а динамическим. Оно предполагает напряжение или систему напряжений, что ведет к поиску нового равновесия. Группа стремится реорганизоваться, обрести новое состояние равновесия. В этом новом состоянии можно будет говорить о новой структуре.
Жизнь групп представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушений.
В группах существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада.
Исходя из этого, можно дать определение групповому конфликту. Это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествовавшему равновесию. /21/
Конфликт, как крайняя форма негативных взаимоотношений, обостряет все противоречия и несогласия, повышает эмоциональную возбудимость и психологическую напряженность конфликтующих личностей.
В практике нередко применяется индекс конфликтности, который указывает на наличие и степень взаимно отрицательных пар. Присутствие таких пар в тройке снижает процесс консолидации структуры, уменьшает способность тройки сохранять равновесие в общении при интенсивности воздействия средовых факторов.
Индекс конфликтности объясняет взаимное столкновение и связи в группе со знаком “минус”:
Гусев Н.П. и Лысенко Ю.Н. предприняли специальное педагогическое исследование, исходя из предположения, что существует взаимосвязь межличностных отношений с эффективностью подготовки акробатов к соревнованиям, а также результативностью их спортивной деятельности.
Заключалось это исследование в том, что в течение подготовительного периода фиксировалось количество конфликтных ситуаций, и по этим данным определялся психологический климат - психологический климат оценивали в пять баллов, если психологических конфликтов не отмечалось или фиксировался один. В психологическом дневнике отмечали, между кем возникали эти конфликты, причины их возникновения, намечались пути их ликвидации. В результате была выявлена закономерность: чем меньше конфликтов между партнерами, чем лучше психологический климат в группе, тем эффективнее ее подготовка и выступление на соревнованиях. /6/
Этими авторами также было отмечено, что психологические конфликты возникают в основном между одними и теми же партнерами. Одни спортсмены больше склонны к конфликтам, чем другие. Это объясняется различными индивидуально-психологическими особенностями акробатов. Учитывая это обстоятельство, было установлено, между кем из партнеров существует наибольшая вероятность возникновения трудно разрешимого противоречия. Наибольшая вероятность оценивалась в пять баллов.
Работой по регулированию отношений между конфликтуемыми партнерами должен заниматься тренер и психолог команды. Эта работа должна быть направлена на развитие дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, согласия, доброжелательности. Необходимо разъяснять спортсменам взаимную зависимость их друг от друга, а также и ответственность друг перед другом.
Спортсмены должны сознательно развивать и улучшать отношения между собой на основе дружбы и взаимопонимания.
При оптимизации межличностных отношений, следует знать, что каждый конфликт имеет свои мотивы и причины. Все разновидности конфликтообразующих мотивов можно объединить в следующие основные группы /10/:
1 Уровень специфических качеств. Неодинаковый уровень физической и технической подготовки, например, у средней и у нижней, проявляющийся в экстремальных условиях, может стать причиной конфликта между ними.
2. Росто-весовые данные спортсменов. В акробатике рост и вес имеют немаловажное значение в достижении высоких результатов. Спортсмен, не контролирующий свой вес, может вызвать серьезное недовольство и претензии у партнеров.
3. Различия в психофизиологических характеристиках. Различная скорость переработки информации, мышления, темпа и ритма выполняемых движений могут вызвать взаимное недовольство.
4. Качества личности взаимодействующих сторон.
5. Причины, кроющиеся в процессе общения, межличностных контактов и коммуникаций.
6. Негативное психологическое состояние:
1) повышенная возбудимость, психологическая напряженность;
2) неустойчивое настроение, раздражительность;
3) чувство беспокойства, тревоги;
4) усталость в результате психического и физического утомления. Эти психические состояния могут быть не только причинами, но и следствием предыдущих конфликтов, результатом определенной деятельности, поступков.
Конфликтные ситуации необходимо разрешать с учетом интересов всех членов спортивной группы.
Социометрические исследования и анализ конфликтов показали, что психологическая совместимость - один из основных видов общения. Из исследований, выполненных в рамках социометрического направления, следует, что межличностные симпатии (или антипатии) однозначно определяют характер взаимовлияний партнеров: в дружеских парах будет интенсивное продуктивное общение, в нейтральных его меньше или оно вообще отсутствует, а в неприязненных парах можно ожидать как отсутствия общения, так и межличностных конфликтов.
При оптимизации общения непосредственно взаимодействующих партнеров принципиально возможны три основных подхода /23/:
1) реорганизация структуры группы (изменение состава, перегруппировка и перестановка партнеров);
2) целенаправленная реконструкция задач;
3) непосредственная регламентация характера взаимовлияния партнеров с целью их срочной взаимной адаптации.
Основным достоинством первого подхода является то, что ориентация на наиболее благоприятные сочетания индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик партнеров позволяет создавать необходимые предпосылки оптимизации общения на стадии комплектования группы.
В дальнейшем же кардинальная перестройка тройки бывает невозможна по соображениям спортивного характера.
Второй подход с преобразованием структуры выполняемой деятельности является более перспективным для оперативного и срочного изменения основных параметров общения. Здесь речь идет о преобразовании: а) условий протекания деятельности; б) взаимосвязи с деятельностью других групп; в) наличия отчетливых промежуточных и итоговых результатов деятельности.
Особенно перспективным в условиях совместной деятельности представляется третий подход. Регламентированная межличностная адаптация высоко- и низкостатусных партнеров требует срочной перестройки содержания, направленности, интенсивности и последовательности их контактов. В основу таких преобразований была положена структурно-функциональная модель, предполагающая: а) создание сильной мотивации эффективно воздействовать на партнера и б) кардинальную строчную перестройку поведенческой программы в структуре ситуативной установке по отношению к конкретному партнеру. При этом познавательный и эмоциональный компоненты первоначально как наиболее устойчивые не затрагивались.
Поэтому общение партнеров, находящихся, казалось бы, в одной ситуации и имеющих примерно одинаковый статус в команде, тем не менее, может существенно отличаться. Объяснить эти различия в ряде случаев невозможно без знания индивидуально-психологических и личностных особенностей спортсменов. Знание зависимости между личностными особенностями и типом коммуникативного поведения позволит тренеру в известной мере прогнозировать характер межличностных влияний участников взаимодействия и, следовательно, успешно комплектовать составы, способные с более краткий срок достичь высокой степени сработанности. /26/
1.6. Аппаратурные методы изучения групповой деятельности
Помимо опросных методов, существуют и аппаратурные методы изучения групповой деятельности. Одним из наиболее известных аппаратурных методов является гомеостатический метод Ф.Д.Горбова, основанный на моделировании совместной и взаимосвязанной деятельности на специальной установке, получившей название “Гомеостат”. /18/ В ней использован принцип взаимоперекрестных связей, через которые каждый из испытуемых, решая свою частную задачу, влияет на результаты деятельности всех остальных испытуемых. Он может вращать одну из рукояток управления; поворот ручек влияет на положение индикаторов, которые находятся в поле зрения испытуемых. Между рукоятками управления и индикаторами помещены усилительные звенья. Первое задает степень влияния основного управления, а второе - степень взаимного влияния управляющих действий, которые могут быть как отрицательными, так и положительными.
Задача группы испытуемых заключается в следующем: нужно, поворачивая ручки управления как можно быстрее, установить стрелки индикаторов в нулевое положение.
В процессе деятельности регистрируется движение стрелок всех индикаторов и ручек управления. Вычисляя коэффициенты корреляции между спортсменами, можно определить степень сработанности группы и распределения ролей в ней.
Другим аппаратурным методом, предназначенным для опосредованного изучения динамики эмоциональных состояний в малой группе, является групповой ритмограф. /23/ Групповой ритмограф состоит из нескольких блоков и работает в комплексе с устройствами, вводящими информацию различной степени значимости. Этот аппарат позволяет производить автоматическую регистрацию измерения состояния членов группы испытуемых в виде ритмографической записи психомоторных реакций - ритмограммы. Создаваемые модели эмоциональных состояний определяются устойчивостью и ситуативной значимостью внешних воздействий одновременно на всех членов группы. Все участники группы располагаются за столом и работают в удобном для каждого ритме. Затем группе дается значимая информация и наблюдается, какие изменения происходят в ритме деятельности. Высокосплоченные группы показывают сближение индивидуальных ритмов деятельности, причем в группах, где есть лидер, ритм его деятельности несколько отличается от ритма других участников. При использовании ритмографа существует возможность для диагностики развития группы по параметру эмоциональной совместимости, для изучения стрессовых состояний, мотивации групповой деятельности и роли в них лидера.
По первой главе дипломной работы, необходимо отметить, что нами были изучены подходы авторов к понятию психологическая совместимость. Обобщая их выводы, можно сказать, что существует достаточно много подходов к ее изучению, таких как техника шкал, анализ конфликтов, социометрия, аппаратурные и некоторые другие. Многие исследователи пытались изучать психологическую совместимость не полностью, а в разрезе каких-либо конкретных критериев, например, тревожности, сочетания лидер-ведомый, экстраверт-интроверт. Такой подход, с нашей точки зрения, является неполным, поэтому мы предложили свой вариант формирования троек, основанный на комплексном сочетании психологических качеств.
Глава 2. Задачи и методы исследования
Целью настоящего исследования является изучение психологической совместимости в женской групповой акробатике.
2.1. Задачи исследования
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности взаимодействия партнеров в женских групповых составах с различной степенью срабатываемости.
2. Выявить индивидуально-психологические особенности женских троек и их сочетания между партнерами.
3. Разработать критерии совместимости индивидуально-психологических особенностей женских групповых составов, обусловливающие срабатываемость акробатических составов.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач в данной работе применялись следующие методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Опрос.
3. Анкетирование.
4. Наблюдение.
5. Тестирование.
6. Педагогический эксперимент.
7. Математические и статистические методы обработки результатов исследований.
При анализе и обобщении данных специальной литературы особое внимание уделялось работам, в которых говорилось о психологической совместимости в спорте. Всего было проанализировано 29 источников литературы по изучаемой теме.
Опрос – совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. /11/. Было опрошено 15 спортсменов, каждому из которых задавался стандартный вопрос: “Важна ли психологическая совместимость при комплектовании женских троек?”.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета представляла собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Были использованы как открытые вопросы (позволяющие опрашиваемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме), так и закрытые (допускающими обычно лишь ответы “да” или “нет”).
Анкеты заполняло 30 спортсменов, то есть десять женских троек, которые участвовали в дальнейшем исследовании.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскании смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа. Но, несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность наблюдения. /11/
Наблюдение велось над тридцатью спортсменами (10 троек) при изучении их срабатываемости – стабильности выполнения групповых элементов, временем освоения пирамид и вальтижа.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.
Для изучения психологической совместимости в работе были использованы следующие тесты: 1) методика Т.Лири “Межличностные отношения”; 2) оценка личностной тревожности; 3) экспресс-методика по изучению социально-психологической атмосферы в спортивном коллективе; 4) тест на определение темперамента. В тестировании приняли участие те же семь троек.
Педагогический эксперимент – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования, в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или нескольким переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией факта между переменными.
Математические и статистические методы обработки результатов исследования. Результаты исследований были обработаны с помощью методов математической статистики. /25/
2.3. Организация исследования
Задачи, поставленные в исследовании, решались в педагогическом эксперименте, который проводился в СДЮШОР №2 с 10.02.1999 по 30.04.2000 г.
Эксперимент проводился в два этапа. Первый этап – это исследование, направленное на выявление критериев психологической совместимости в женской групповой акробатике. В исследовании принимало участие семь троек (21 человек). Первый этап продолжался один месяц – с 10 февраля по 10 марта.
Второй этап – экспериментальная проверка предлагаемой методики формирования троек. В этапе приняли участие десять троек, из них пять входили в состав контрольной группы, пять – в состав экспериментальной. Продолжительность этапа с 11 марта по 30 апреля 2000 года.
Всего в опытных группах было проведено 400 занятий.
С контрольной группой занятия проводил тренер СДЮШОР №2 – Татаринцева Елена Леонидовна, с экспериментальной группой – Славский Николай Афанасьевич.
Глава 3. Экспериментальное обоснование методики подбора партнеров в женских тройках
В данной главе рассматриваются результаты преимуществ экспериментальной методики формирования троек в сравнении с общепринятой.
3.1. Анализ психологической совместимости женских троек в СДЮШОР №2
Для выяснения мнения о необходимости психологической совместимости в женских группах проводился опрос среди спортсменов и тренеров. Каждому из них мы задавали один и тот же вопрос о важности и необходимости регулирования отношений между партнерами в тройках. Из опрошенных 98,3 % считают, что психологический фактор также важен, как и технический, а 1,7% не признают необходимости формирования троек по принципу психологической совместимости.
Кроме того, 27% считают, что плохие отношения отрицательно влияют на подготовку к соревнованиям, их нужно обязательно регулировать. 31% спортсменов сказали о том, что отношения между партнерами оказывают огромное влияние на результат в соревнованиях, когда отношения в тройке доброжелательные, то появляется чувство свободного выполнения элементов, пропадает боязнь срыва. 15% опрошенных заявили, что в тройке обязательно должен быть лидер, который следит за изменениями во взаимоотношениях партнеров и сообщает их тренеру, регулировать эти отношения необходимо, при создании малой спортивной группы надо учитывать характеры и индивидуально-психологические особенности спортсменов. Взаимопонимание и дружелюбие - залог успешной спортивной деятельности тройки.
83% тренеров говорили о том, что когда нет психологических конфликтов между воспитанницами, когда существует взаимопонимание между ними, работать легко не только им, но и девочкам. Определяющая роль в регулировании отношений между партнерами принадлежит тренерам. Большую помощь в этой работе может оказать психолог и лидер в группе. Никогда не надо возвышать одного спортсмена над другими. Это, как правило, приводит к неправильному развитию взаимоотношений в тройке.
Следующим этапом исследования стало изучение совместимости “экстраверсия-интроверсия” путем тестирование спортсменов.
В исследовании приняли участие двадцать один человек, то есть семь троек, среди которых одна тройка – мастера спорта международного класса, две – мастера спорта, две – кандидаты в мастера спорта и одна тройка имеет первый взрослый разряд.
Результаты тестирования сведены в табл. 2:
Таблица 2
Сочетания “экстраверсия-интроверсия” в женских тройках
Тройка |
Разряд |
Наличие интровертов (чел.) |
Наличие экстравертов (чел.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Мастера спорта |
2 |
1 |
2. |
Мастера спорта |
2 |
1 |
3. |
Кандидаты в мастера спорта |
1 |
2 |
4. |
Кандидаты в мастера спорта |
3 |
- |
5. |
Мастера спорта международного класса |
2 |
1 |
6. |
I взрослый разряд |
- |
3 |
7. |
Кандидаты в мастера спорта |
2 |
1 |
Анализ таблицы 3.1 показывает, что в тройках, имеющих более высокий разряд, присутствует гетерогенный характер сочетаний, при этом чаще встречается наличие только одного партнера в составе с экстравертной направленностью. Я считаю, что данное сочетание способствует повышению информационного обмена, что, возможно, повышает сплоченность состава, его привлекательность. Вследствие того, что энергия экстраверта направлена во вне и одной из его черт является невольное стремление приспособить других под себя, навязать свои правила игры, то взаимодействие в составе таких типов (спортсменов-экстравертов) нежелательно.
В работе не учитывался темперамент спортсменов (по тесту в приложении определялось сочетание экстраверт-интроверт). Но, как следует из теста, интроверты - это меланхолики и флегматики, а экстраверты - холерики и сангвиники. Холерик и меланхолик являются слабыми типами темперамента, поэтому, конечно, желательно присутствие в тройке партнеров с сильным темпераментом - сангвиника и флегматика. Но здесь надо учитывать такой факт, что тип темперамента по-разному проявляется в особенностях коммуникативного поведения участников совместной деятельности. Установлено, например, что у спортсменок сангвинического и холерического темперамента в условиях соревнований резко уменьшается число попыток управлять поведением и действиями партнеров. Спортсменки меланхолического темперамента чаще других пытаются в трудной ситуации успокоить или поддержать партнеров. Холерики и меланхолики реже объясняют ошибки партнерам, а флегматики чаще вступают в пререкания с товарищами. /27/
Конечно, не следует комплектование троек ограничивать жесткими рамками, ведь каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Только положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Следовательно, одна из задач тренера при комплектовании троек будет состоять не в том, чтобы в процессе тренировки переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а, с другой стороны, - ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении спортсмена. /13/
Следующим шагом в работе стало исследование совместимости личностных черт (лидер, ведомый). Для определения лидера в тройке я использовала методику Т.Лири “Межличностные отношения” (Приложение 1) Данные анкетного опроса сведены табл. 3 :
Таблица 3
Сочетание характера “лидер-ведомый” в женских тройках
Разряд |
Лидер |
1. Мастера спорта |
Лидер – нижняя |
2. Мастера спорта |
Лидер – средняя |
3. Кандидаты в мастера спорта |
Два лидера - нижняя и средняя |
4. Кандидаты в мастера спорта |
Лидеры - верхняя и нижняя |
5.Мастера спорта международного класса |
Лидер – нижняя |
6. I взрослый разряд |
Лидер – верхняя |
7. Кандидаты в мастера спорта |
Лидер – средняя |
Из таблицы следует, что в тройках высших разрядов - один лидер. Наличие одного лидера способствует организованности состава скоординированности действий партнеров. Лидерские функции возложены на нижних спортсменов. При формировании тройки считается, что лидерами и должны быть нижние партнеры, так как они обладают большим опытом и знаниями в спортивной деятельности. Наличие в составе одного лидера способствует сплоченности состава, повышает его организованность.
При комплектовании женских троек очень важно учесть тревожность спортсменов, так как именно она является фактором успешного выступления на соревнованиях, поэтому очередным шагом исследования стало изучение тревожности спортсменов.
Тревожность - довольно сложное эмоциональное переживание. Прежде всего, это отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, чувства необходимости каких-то поисков, взбудораженность, переходящее в возбуждение непродуктивного демобилизующего характера. В состоянии тревожности переживается собственная неполноценность, неприспособленность, ощущение потери сил и возможностей. И, наконец, это состояние деятельное. Сознание мечется в поисках выхода, наблюдается двигательное возбуждение, мышление ускорено, движения быстрые и хаотичные. /18/
Таким образом, тревожность спортсмена описывается характерной триадой: 1) пониженным настроением; 2) потерей надежд на будущее; 3) повышенной активностью.
Спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны на тренировках, а спортсмены с низким уровнем тревожности избегают длительных и монотонных тренировок. В соревнованиях низкого ранга спортсмены с высокой тревожностью способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных напряженных и неожиданных стартах выступают ниже своих возможностей.
Спортсмены с низким уровнем тревожности менее старательны и работоспособны на тренировках, неровно и неустойчиво выступают в соревнованиях низкого ранга, но на наиболее значимых и ответственных соревнованиях демонстрируют свои лучшие результаты.
В исследовании приняли участие те же семь троек. Результаты получены путем обработки анкеты (приложение 2) и сведены в табл. 4:
Таблица 4
Характер тревожности у спортсменок в женских тройках
Тройки |
Уровень тревожности |
1. |
Верхняя – средний, средняя - низкий, нижняя – средний |
2. |
Верхняя- средний, средняя - низкий, нижняя – низкий |
3. |
Верхняя – высокий, средняя - низкий, нижняя – высокий |
4. |
Верхняя – средний, средняя - высокий, нижняя – средний |
5. |
Верхняя – средний, средняя - низкий, нижняя – низкий |
6. |
Верхняя – высокий, средняя - низкий, нижняя – средний |
7. |
Верхняя – высокий, средняя -высокий, нижняя – средний |
Используемая в процессе педагогического эксперимента методика определения тревожности в определенной мере субъективна, так как основана на самооценке человеком собственного состояния. Поэтому, желательно использовать комплексную методику, сочетающую субъективные и объективные показатели (характеристики кожно-гальванической реакции, количество и сумма амплитуд колебаний). Эта методика позволила бы не только оценить степень тревожности, но и контролировать, а, возможно, и прогнозировать эффективность коррекционных процедур. /1/
Следующим этапом исследования стал учет чувства времени партнеров. Точность восприятия временных интервалов определялась с помощью следующей методики. Спортсмену предоставляют возможность трижды со зрительным контролем по секундомеру представить временной интервал 10с. Затем по команде он в течение одной минуты через представляемые десятисекундные интервалы на листе бумаги делает шесть отметок. Вместе с этой командой руководитель одновременно пускал шесть секундомеров и останавливал их по одному во время очередной отметки спортсмена. Из шести полученных результатов определялась средняя арифметическая величина со знаком “плюс” или “минус”. /9/
Процентная точность оценки интервалов времени определяется по формуле 3.1:
Т= х 100 (3.1)
где С2 - сумма разности времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого);
С - сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени по описанной методике /12/ выставляется по табл. 5:
Таблица 5
Оценка точности восприятия времени
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Процентная точность интервалов времени |
99.5 |
99 |
88.5 |
88 |
86 |
84 |
80 |
75 |
70 |
Результаты испытаний сведены в табл. 6:
Таблица 6
Точность восприятия времени у исследуемых спортсменок
Тройка |
Отклонение |
1 тройка |
верхняя - 1,2 с; средняя - 0,9 с; нижняя - 1,4 с |
2 тройка |
верхняя - 0,6 с; средняя - 1,7 с; нижняя - 1,1 с |
3 тройка |
верхняя - 1,8 с; средняя - 2,6 с; нижняя - 0,5 с |
4 тройка |
верхняя - 1,3 с; средняя - 2,5 с; нижняя - 1,3 с |
5 тройка |
верхняя - 1,0 с; средняя - 1,2 с; нижняя - 0,7 с |
6 тройка |
верхняя - 1,8 с; средняя - 2,8 с; нижняя - 2,9 с |
7 тройка |
верхняя - 1,3 с; средняя - 2,2 с; нижняя - 1,7с |
И, наконец, заключительным этапом исследования стало изучение срабатываемости семи троек. Особенности взаимодействия троек позволили разделить их на две группы: срабатываемые (четыре тройки) и низкосрабатываемые (три тройки). Основным методом изучения срабатываемости стало наблюдение. Было замечено, что для срабатываемых троек характерно: стабильное выполнение групповых элементов (84,17%), более быстрое освоение пирамид и вальтижа (36 подходов). Низкосрабатываемые составы менее стабильны при выполнении групповых элементов (61, 26%), затрачивают больше подходов при их освоении (49 подходов).
При изучении показателей психологического климата в срабатываемых составах наблюдалось: благоприятная психологическая атмосфера (0,44); высокая психоэмоциональная надежность (77,23), большинство реакций на замечания партнеров носят положительный либо нейтральный характер. По показателям ситуативной тревожности и настроения можно говорить о стабильности эмоционального состояния данных партнеров в процессе совместной деятельности. В данных составах наблюдается высокая степень психологической близости спортсменов, большинство из них хотели бы продолжать тренироваться в данном составе (79, 46%).
3.2. Обоснование экспериментальной методики формирования женских троек
Для проверки разработанной методики комплектования групповых составов был организован педагогический эксперимент на базе детской юношеской спортивной школы олимпийского резерва номер два.
Сразу после исследования, которое продолжалось ровно месяц – с 10 февраля 1999 года по 10 марта 1999 года, мы начали проводить эксперимент, который длился соответственно с 11 марта 1999 года по 30 апреля 2000 года.
Составы контрольной группы формировались на основе физических и росто-весовых данных спортсменов, экспериментальной - физических, росто-весовых данных и совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров. При изучении уровня развития физических качеств спортсменов обеих групп статистических различий не наблюдалось.
Составы обеих групп приведены в приложении 5.
При оценке срабатываемости до педагогического эксперимента необходимо отметить, что составы обеих групп формировались из спортсменов, не имевших опыта совместной работы в акробатических составах.
В начале эксперимента было проведено тестирование, результаты которого после математической обработки свидетельствовали о том, что исходные данные были примерно одинаковыми как в экспериментальной, так и в контрольной группах (табл. 7).
Таблица 7
Показатели психологического климата в начале эксперимента
№ |
Показатели психологического климата |
М1 |
М2 |
М1-М2 |
Р |
1. |
Психологическая атмосфера: |
0,07 |
0,08 |
0,01 |
>0,05 |
2. |
Психологическая надежность: |
48,8 |
48,6 |
0,2 |
>0,05 |
3. |
Тревожность: |
32,8 |
32,6 |
0,2 |
>0,05 |
4. |
Настроение: |
3 |
3,0 |
- |
>0,05 |
Примечание: М1 – показатели экспериментальной группы,
М2 – контрольной.
Оценка других показателей проходила в течение эксперимента. При этом наблюдалось следующее. Экспериментальные составы на освоение предложенного комплекса элементов, в среднем затрачивают 7,6 занятий, контрольные – 11,6, при этом стабильность выполнения освоенных элементов в экспериментальной группе выше (80,2% против 63,5% в контрольной). При самостоятельной работе экспериментальные составы характеризуются большей организованностью.
При изучении показателей психологического климата после эксперимента в совместимых составах наблюдалось улучшение психологической атмосферы, сплоченности, совместимости с партнером. Эмоциональное состояние данных спортсменов в процессе совместной деятельность характеризовалось стабильностью. В контрольных составах значимых изменений по показателям психологического климата не наблюдалось, при этом выявлено увеличение тревожности и ухудшение настроения партнеров в процессе совместной деятельности. Это позволяет говорить, что взаимодействие партнеров несовместимых по индивидуальным особенностям негативно влияет на эмоциональное состояние, вызывает неудовлетворенность своим состоянием, безразличное отношение к выполняемой деятельности.
В период эксперимента был выявлен прирост показателей психологического климата у испытуемых экспериментальной группы, что оказалось достоверно (Р<0,001) по сравнению с контрольной.
До эксперимента показатели контрольной и экспериментальной групп примерно одинаковые. Так, разница в средних показателях психологической атмосферы составила 0,1; психологической надежности – 0,2; тревожности – 0,2.
Показатели психологической совместимости в экспериментальной группе имеют положительные сдвиги, а именно: в конце эксперимента разница между средними показателями в опытных группах составила: 0,76 в показателях психологической атмосферы, 16,2 – психологической надежности, 8,4 – тревожности, 2,0 – в показателях настроения (табл. 8)
Таблица 8
Характеристика психологического климата в женских тройках после эксперимента
№ |
Показатели психологического климата |
М1 |
М2 |
М1-М2 |
Р |
1. |
Психологическая атмосфера: |
0,4 |
-0,36 |
0,76 |
<0,001 |
2. |
Психологическая надежность: |
76,2 |
60,0 |
16,2 |
<0,001 |
3. |
Тревожность: |
29,8 |
38,2 |
8,4 |
<0,001 |
4. |
Настроение: |
4,8 |
2,8 |
2,0 |
<0,001 |
Динамика изменения показателей психологического климата проиллюстрирована на рис.1
3.3. Обсуждение результатов исследования
В условиях современных требований к повышению качества тренировочного процесса неизбежен постоянный поиск новых методов при формировании групповых составов. Анализ литературы не дает исчерпывающих рекомендаций по вопросу психологической совместимости женских троек. Нами были изучены различные подходы авторов к понятию психологическая совместимость, но ни один из них не является полным.
Поэтому мы, после анализа факторов психологической совместимости тренирующихся троек, предложили свою методику, которая была внедрена в СДЮШОР №2. Суть ее сводилась к тому, что только совокупность факторов может обеспечить наиболее оптимальное формирование женской группы. Нами было сформировано 10 троек, 5 из которых было сформировано по общепринятой методике, то есть по росто-весовым данным, и 5 – по методике, предложенной нами.
Предложенная нами методика включает определенное сочетание следующих четырех пунктов:
1) экстраверсия-интроверсия;
2) лидер-ведомый;
3) характер тревожности;
4) анализ чувства времени.
Анализируя показатели психологического климата (психологическая атмосфера, психологическая надежность, тревожность, настроение) до и после эксперимента, мы сделали вывод, что показатели претерпели положительные изменения, то есть изменились в лучшую сторону.
Так, разница между средними показателями в опытных группах составила:
- в показателях психологической атмосферы – 0,76;
- в показателях психологической надежности – 16,2;
- в тревожности – 8,4;
- в показателях настроения – 2,0.
Достоверность результатов подтверждена математическими расчетами.
Выводы
1. Срабатываемые акробатические составы характеризуются стабильным выполнением групповых элементов, быстрым освоением пирамид и вальтижа, хорошим уровнем срабатываемости с партнером. Для них характерен и позитивный психологический климат.
2. Низкосрабатываемые акробатические составы характеризуются нестабильным выполнением парно-групповых элементов, их длительным освоением, низкой срабатываемостью. В данных составах наблюдается недостаточно благоприятная психологическая атмосфера, низкая сплоченность состава, удовлетворительная совместимость с партнерами, ухудшение эмоционального состояния спортсменов в процессе совместной деятельности.
3. Характер сочетаний индивидуально-психологических особенностей партнеров акробатических составов довольно разнообразный, при этом в срабатываемых составах наблюдаются сочетания спортсменов с умеренными и низкими уровнями личностной тревожности, с идентичным чувством времени. Выявлено сочетание экстровертных и интровертных спортсменов, лидера и ведомых.
4. Критериями совместимости индивидуально-психологических особенностей в женских тройках, обуславливающие срабатываемость состава и позитивное состояние психологического климата, являются:
- различные сочетания умеренных и низких показателей личностной тревожности;
- сочетание “экстроверт-интроверты”;
- идентичное чувство времени (разница при оценке партнерами временных интервалов – не более 2,2 с).
Практические рекомендации
При комплектовании акробатических составов необходимо комплексно учитывать весоростовые и возрастные особенности занимающихся, двигательную совместимость спортсменов, а также совместимость индивидуально-психологических особенностей партнеров. Учет двигательной совместимости акробатов и физических данных позволяет улучшить взаимодействие партнеров и избежать аномальных явлений в развитии организма. Учет совместимости индивидуально-психологических особенностей позволит улучшить срабатываемость состава и оптимизировать эмоциональное состояние спортсменов в процессе совместной деятельности.
Перед началом комплектования составов рекомендуется изучить склонность спортсменов к коллективным видам деятельности. При этом необходимо выявить тип социального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональной стабильности. При недостаточном развитии личностных черт необходимо выявить причины и путем проведения коррекционно-развивающей работы способствовать их оптимизации.
В первую очередь, при комплектовании состава необходимо учитывать совместимость врожденных индивидуально-психологических особенностей индивидов, так как они в меньшей степени подвержены изменениям при воздействии.
После комплектования составов необходимо осуществлять контроль за психологическим климатом и эмоциональным состоянием спортсменов в процессе совместной деятельности.
Литература
1. Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. - №1. - С. 18-32.
2. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. - М.: Лист, 1996. - 320 с.
3. Блудов Ю.М. Личность в спорте. - М.: Советская Россия, 1987.
4. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1970.
5. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 112с.
6. Гусев Н.П. Лысенко Ю.Н. Оптимизация межличностных отношений в групповой акробатике // Гимнастика: Сб. Вып. 2-й / Сост. В.М.Смолевский. - М.: Физкультура и спорт, 1986. С. 65-68.
7. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 128 с.
8. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
9. Кердемилиди В.П., Плахтиенко В.А. Психологическая надежность гимнастов высокого класса // Гимнастика. Сборник статей. Вып. 1 . - М.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 44-50.
10. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
11. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
12. Методики психодиагностики в спорте / В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с.
13. Небылицын В.Д. Психфизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976.
14. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979
15. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. - 192 с.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ “Сфера”, 1996. - 240 с.
17. Параносич В., Лазаревич Л. Психодиагностика спортивной группы. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
18. Психология / Под ред. В.М.Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 367 с.
19. Психология физического воспитания и спорта / Н.П.Гуменюк, В.В.Клименко. - Киев: Вища шк., Головное изд-во, 1985. - 311 с.
20. Ратушина Е.В. Комплектование парно-групповых составов спортивной акробатики на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Омск, 1998. – 20 с.
21. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.:Прогресс, 1988. – 256 с.
22. Рыжонкин Ю.А. Практика организации спортивно-игровой команды // Псхология спортивной деятельности. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. - С. 151-160.
23. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. - М.: Наука, 1988. - 232 с.
24. Социальная психология коллектива / Под ред. А.В.Петровского, В.В.Шпалинского. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
25. Спортивная метрология / Под ред. В.С. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
26. Тюренков Ю.В. Социометрический критерий при комплектовании команды // Гимнастика. Сб. статей. Вып. 2-й / Сост. В.М.Смолевский. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 48-51.
27. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.
28. Энциклопедия популярных психологических тестов. - М.: Ариадия, 1997. - 304 с.
29. Якубчик Б.И. Предсоревновательная подготовка акробата // Гимнастика. Сборник статей. Вып. 2-й.- М.: Физкультура и спорт, 1977. С. 69-72.
Приложение 1
Методика Т.Лири “Межличностные отношения” /2/
Поставьте знак “+” против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (партнере). Если нет полной уверенности, знак “+” не ставьте.
I. 1. Другие думают о нем благосклонно. 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем.
II. 1. Обладает чувством собственного достоинства. 2. Независимый. 3. Способен сам позаботиться о себе. 4. Может проявить безразличие.
III. 1. Способен быть суровым. 2. Строгий, но справедливый. 3. Может быть искренним. 4. Критичен к другим.
IY. 1. Любит поплакаться. 2. Часто печален. 3. Способен проявить недоверие. 4. Часто разочаровывается.
Y. 1. Способен быть критичным к себе. 2. Способен признать свою неправоту. 3. Охотно подчиняется. 4. Уступчивый.
YI. 1. Благородный. 2. Восхищающийся и склонный к подражанию. 3. Уважительный. 4. Ищущий одобрения.
YII. 1. Способен к сотрудничеству. 2. Стремится ужиться с другими. 3. Дружелюбный, доброжелательный. 4. Внимательный, ласковый.
YIII. 1. Деликатный. 2. Одобряющий. 3. Отзывчивый к призывам о помощи. 4. Бескорыстный.
I. 1. Способен вызвать восхищение. 2. Пользуется уважением у других. 3. Обладает талантом руководителя. 4. Любит ответственность.
II. 1. Уверен в себе. 2. Самоуверен и напорист. 3. Деловит и практичен. 4. Любит соревноваться.
III. 1. Строгий и крутой, где надо. 2. Неумолимый, но беспристрастный. 3. Раздражительный. 4. Открытый и прямолинейный.
IY. 1. Не терпит, чтобы им командовали. 2. Скептичен. 3. На него трудно произвести впечатление. 4. Обидчивый, щепетильный.
Y. 1. Легко смущается. 2. Неуверен в себе. 3. Уступчивый. 4. Скромный.
YI. 1. Часто прибегает к помощи других. 2. Очень почитает авторитеты. 3. Охотно принимает советы. 4. Доверчив и стремится радовать других.
YII. 1. Всегда любезен в обхождении. 2. Дорожит мнением окружающих. 3. Общительный и уживчивый. 4. Добросердечный.
YIII. 1. Добрый, вселяющий уверенность. 2. Нежный и мягкосердечный. 3. Любит заботиться. 4. Бескорыстный, щедрый.
I. 1. Любит давать советы. 2. Производит впечатление значимости. 3. Властный. 4. Начальственный, повелительный.
II. 1. Хвастливый. 2. Надменный и самодовольный. 3. Думает только о себе. 4. Хитрый и расчетливый.
III. 1. Нетерпим к ошибкам других. 2. Своекорыстный. 3. Откровенный. 4. Часто недружелюбный.
IY. 1. Озлобленный. 2. Жалобщик. 3.Ревнивый. 4. Долго помнит обиды.
Y. 1. Склонный к самобичеванию. 2. Застенчивый. 3. Безынициативный. 4. Кроткий.
YI. 1. Зависимый, несамостоятельный. 2. Любит подчиняться. 3. Предоставляет другим принимать решения. 4. Легко попадает впросак.
YII. 1. Легко попадает под влияние других. 2. Готов довериться любому. 3. Благорасположен ко всем без разбору. 4. Всем симпатизирует.
YIII. 1. Прощает все. 2. Переполнен чрезмерным сочувствием. 3. Великодушен и терпим к недостаткам. 4. Стремится покровительствовать.
I. 1. Стремится к успеху. 2. Ожидает восхищения от каждого. 3. Распоряжается другими. 4. Деспотичен.
II. 1. Сноб. 2. Тщеславен. 3. Эгоистичен. 4. Холодный, черствый.
III. 1. Язвительный, насмешливый. 2. Злобный, жестокий. 3. Часто гневливый. 4. Бесчувственный, равнодушный.
IY. 1. Злопамятный. 2. Проникнут духом противоречия. 3. Упрям. 4. Недоверчив и подозрительный.
Y. 1. Робкий. 2. Стыдливый. 3. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться. 4. Мягкотелый.
YI. 1. Почти никогда и никому не возражает. 2. Ненавязчивый. 3. Любит, чтобы его опекали. 4. Чрезмерно доверчив.
YII. 1. Стремится снискать расположение каждого. 2. Со всеми соглашается. 3. Всегда дружелюбен. 4. Всех любит.
YIII. 1. Слишком снисходителен к окружающим. 2. Старается утешить каждого. 3. Заботится о других в ущерб себе. 4. Портит людей чрезмерной добротой.
Приложение 2
Оценка личностной тревожности /28/
1. Я часто испытываю удовольствие.
2. Я обычно быстро устаю.
3. Я легко могу заплакать.
4. Я хотел бы быть таким же, как другие.
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
6. Я обычно чувствую себя бодрым.
7. Я спокоен, хладнокровен.
8. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня.
9. Я слишком переживаю из-за пустяков.
10. Я вполне счастлив.
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
12. Мне не хватает уверенности в себе.
13. Обычно я чувствую себя в безопасности.
14. Я стараюсь избежать критических ситуаций и трудностей.
15. У меня бывает хандра.
16. Я доволен.
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
19. Я уравновешенный человек.
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Ключ к тесту: 1 балл - ответ почти никогда, 2 балла - иногда, 3 балла - часто, 4 балла - почти всегда.
При обработке суммируются следующие ответы: 2+3+4+5+8+9+11+12+14+15+17+18+20
Из этой суммы вычитается (1-6-7-10-13-16-19).
Для расчета тревожности к остатку нужно прибавить 35.
Результат: до 31 балла - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; свыше 46 - высокая тревожность.
Приложение 3
Экспресс-методика по изучению социально-психологической атмосферы в спортивном коллективе /2/
Поставьте знак “+” против выбранного Вами ответа.
1. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
а) мои партнеры - хорошие симпатичные люди;
б) одни партнер - хороший, другой - не очень;
в) оба партнера - люди малоприятные.
2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены вашей тройки жили близко друг от друга?
а) конечно нет;
б) скорее нет, чем да;
в) не задумывался;
г) скорее да, чем нет;
д) да, конечно.
3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику
1) спортивных качеств партнера;
2) личных качеств партнера:
а) да;
б) пожалуй, да;
в) не знаю, не задумывался;
г) пожалуй, нет;
д) нет.
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует тройку, которая Вам очень нравится, а цифра 9 - тройку, которая Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите свою тройку?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с партнерами, то как бы Вы к этому отнеслись?
а) это меня устроило бы вполне;
б) не знаю, не задумывался;
в) это меня совершенно бы не устроило.
6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о членах Вашей тройки, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
а) нет, не мог бы;
б) не могу сказать, не задумывался;
в) да, мог бы.
7. Какая атмосфера преобладает в Вашей тройке. Цифра 1 соответствует нездоровой атмосфере, а 9, наоборот, атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения. В какую клетку Вы бы поместили свою тройку?
8. Как Вы думаете, после того, как Ваша спортивная карьера закончится, будете ли Вы стремиться встретиться с членами Вашей тройки?
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет, конечно.
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида:
Участни- ки опроса |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
Вопросы 1, 4, 7 |
Вопросы 3, 6 |
Вопросы 2, 5, 8 |
Каждый компонент тестируется тремя вопросами. Анализируются различные стороны отношения к тройке для каждого члена в отдельности.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:
Э = ,
Где - количество положительных ответов, содержащихся в
столбце;
- количество отрицательных ответов;
n=3.
Оценка от -1 до -0.33 - отрицательная;
-0.33 - 0.33 - противоречивая, неопределенная;
0.33 - 1 - положительная.
Приложение 4
Тест на определение темперамента
1. Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2. Ты часто нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить и утешить?
3. Ты человек беспечный?
4. Не находишь ли ты, что тебе трудно ответить “нет”?
5. Задумываешься ли ты перед тем, как что-либо предпринять?
6. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты сдерживаешь свое обещание?
7. Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно ты поступаешь и говоришь быстро, не раздумывая?
9. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
10. Сделал ли бы ты все что угодно на спор?
11. Возникает ли у тебя чувство робости или смущения, когда ты хочешь завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?
12. Выходишь ли ты иногда из себя, злишься?
13. Часто ли действуешь под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15. Предпочитаешь ли ты книги встречам с людьми?
16. Легко ли тебя обидеть?
17. Любишь ли ты часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?
19. Верно ли, что ты иногда полон энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вял?
20. Предпочитаешь ли ты иметь меньше друзей, но зато близких тебе?
21. Часто ли ты мечтаешь?
22. Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?
23. Часто ли тебя беспокоит чувство вины?
24. Все ли твои привычки хороши и желательны?
25. Способен ли ты давать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаешь ли ты себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли тебя человеком милым и веселым?
28. Часто ли ты, сделав какое-нибудь важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать его лучше?
29. Ты часто молчишь, когда находишься в обществе других людей?
30. Ты иногда сплетничаешь?
31. Бывает ли, что тебе не спится от того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если ты хочешь узнать о чем-нибудь, то ты предпочитаешь прочесть об этом в книге, нежели спросить?
33. Бывают ли у тебя сердцебиения?
34. Нравится ли тебе работа, требующая постоянного внимания?
35. Бываю ли у тебя приступы дрожи?
36. Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если не опасался проверки?
37. Тебе неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражителен ли ты?
39. Нравится ли тебе работа, которая требует быстрых действий?
40. Волнуешься ли ты по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Ты когда-нибудь опаздывал на работу или свидания?
43. Часто ли тебе снятся кошмары?
44. Верно ли, что ты так любишь поговорить, что никогда не упустишь случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли тебя какие-либо боли?
46. Ты бы почувствовал себя несчастным, если бы длительное время был лишен широкого общения с людьми?
47. Можешь ли ты назвать себя нервным человеком?
48. Если среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?
49. Можешь ли ты сказать, что весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли ты обижаешься, когда люди указывают на твои ошибки или твои личные промахи?
51. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других?
53. Легко ли тебе внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
55. Беспокоишься ли ты о своем здоровье?
56. Любишь ли подшучивать над другими?
57. Страдаешь ли ты от бессонницы?
Ключ к тесту:
Корректурная шкала – “скрытость – откровенность”: 6 – да, 12 – нет, 18 – нет, 24 – да, 30 – нет, 36 – да, 42 – нет, 48 – нет, 54 – нет.
Если по этой школе наберется 5 и более баллов, дальнейшей обработке в данном случае ответы не подлежат.
Экстраверсия: свыше 12 совпавших ответов на вопросы, интраверсия – ниже 12: 1 – да, 3- да, 5 – нет, 8 – да, 10 – да, 13 – да, 15 – нет, 17 – да, 20 – нет, 22 – да, 25 – да, 27 – да, 29 – нет, 32- нет, 34 – да, 37 – нет, 39 – да, 41 – нет, 44 – да, 46 – да, 49 – нет, 51 – нет, 53 – да, 56 – да.
Приложение 5
Составы экспериментальных групп
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
1 тройка: Гладких, Филатова, Демина |
1 тройка: Угарова, Ипатова, Коврижко |
2 тройка: Рязанова, Григорьева, Тулинова |
2 тройка: Полякова, Семынина, Аристова |
3 тройка: Демиденко, Борщевская, Юрьева |
3 тройка: Александрова, Дорофеева, Всеславинская |
4 тройка: Заславская, Лесникова, Лаврикова |
4 тройка: Тройнина, Игнатова, Шарыкина |
5 тройка: Воронина, Родионова, Анисимова |
5 тройка: Ефремова, Янова, Дробышева |