Психологический портрет юриста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮРИСТА…………………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
2. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ЛЕЗТЬ В ДУШУ»……………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Служение правосудию... отличается от
многих других лишь своею тяжестью
и сравнительно слабым материальным вознаграждением.
А. Ф. Кони
Процесс борьбы с преступностью можно представить как функциональную деятельность, упорядоченную систему действий. Любой вид деятельности определяется ее задачами. Анализ уголовно-процессуального законодательства дает основания прийти к выводу, что общая задача борьбы с уголовно наказуемой деятельностью может быть разложена на ряд составляющих: во-первых, быстрое и полное раскрытие преступлений; во-вторых, привлечение к ответственности виновных и создание необходимых условий для предания их суду; в-третьих, розыск лиц, совершивших преступление; в-четвертых, возмещение материального ущерба, причиненного противоправной деятельностью; в-пятых, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; в-шестых, воспитание граждан в духе неуклонного исполнения законов.
Для выполнения этих подзадач органы дознания, предварительного следствия наделены правом производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, с помощью которых обнаруживаются доказательства; принимать процессуальные решения — возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении, избирать меры пресечения, накладывать арест на имущество, отстранять от должности, приостанавливать или прекращать уголовные дела. Им предоставлено право принимать такие решения, которые затрагивают интересы граждан. Поэтому принятие решений, как и производство следственных и судебных действий, обусловлено рядом требований, предусмотренных в УПК, которые надежно гарантируют соблюдение прав граждан и вместе с тем обеспечивают наилучшим образом выполнение задач борьбы с преступностью.
Выявление особенностей юридической деятельности, изучение ее профессиограммы способствует правильному выбору специальности лицами, желающими посвятить себя этому виду деятельности, целенаправленной их подготовке в процессе обучения, рациональному использованию и, наконец, дальнейшему совершенствованию их мастерства в процессе работы. Эта деятельность характеризуется следующими чертами:
♦ строгой правовой регламентацией;
♦ наличием властных полномочий;
♦ противодействием со стороны заинтересованных лиц;
♦ многообразием и творческим характером решаемых мыслительных задач;
♦ необходимостью соблюдения служебной тайны;
♦ дефицитом времени и постоянными психологическими нагрузками;
♦ наличием отрицательных эмоций и посторонних раздражителей.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮРИСТА
Под способностями в психологии понимается совокупность относительно стойких черт личности, которые определяют успешность обучения определенной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности - это индивидуальные психические свойства личности, которые делают ее пригодной к определенной деятельности. Профессиональные способности, или специальный интеллект, предполагают такие качества, которые в отличие от общих, присущих многим, обеспечивали бы тому или иному лицу наилучшее выполнение определенной работы.
Различают общие и специальные способности. Общие способности развиваются в процессе получения общего образования. К ним относятся: внимание, наблюдательность, воображение, память, сообразительность, способность к выражению своих мыслей и т. п. Специальные способности - те, которые необходимы для успешного выполнения определенных трудовых функций, например способность к устойчивому вниманию, трезвому анализу, принятию независимых и твердых решений, умение сдержать эмоции, воздержаться от преждевременных суждений, не поддаваться посторонним влияниям, противостоять им. Но такие способности как процессуальная дисциплинированность, собранность, умение распознавать правду и ложь окончательно формируются уже в процессе юридической деятельности и являются специальными способностями, присущими юристу и необходимыми ему для выработки профессионального мастерства. Специальными способностями юриста принято считать:
Конструктивные — у людей с такими способностями превалируют память, ум, мышление, богатое воображение, интуиция, основанные на специальном интеллекте, это юристы, как назвал их психолог В. Л. Васильев, мыслительного плана.
Организаторские — юрист с организаторскими способностями при решении вопросов больше полагается не на собственную интуицию, опыт и ум, а на коллективный разум большого количества работников, оказывающих ему помощь в раскрытии и расследовании преступления.
Коммуникативные - обладая такими способностями, юрист устанавливает правильные взаимоотношения с людьми, психологический контакт, с помощью которого получает нужную информацию.
Для юридической деятельности важны и свойства личности, называемые профессиональными качествами: умение распознавать психические свойства лиц, проходящих по делу, контролировать и управлять их психическими процессами. Это качества, необходимые для осуществления и совершенствования в данном виде деятельности.
Профессиональными качествами юриста являются:
1.Исключительная честность, предельная объективность, неутомимый поиск истины, способность принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению. Юрист - беспристрастный исследователь, задача которого - установить истину, добиться полной ясности в деле.
2. Чувство ответственности, или, как писал П. М. Керженцев, «любовь к ответственности», под которой следует понимать желание взять на свои плечи самую трудную задачу с самой тяжелой ответственностью. Чувство ответственности - это не принудительный фактор, а глубокая необходимость повседневной юридической деятельности. Без готовности взять на себя всю полноту ответственности, без решительности в действиях по использованию всей полноты власти невозможно проявить инициативу, сметку и оперативность в расследовании преступлений.
3. Умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение врабатываться сразу, набирать темп. За день юристу приходится выполнять до сотни трудовых операций при постоянно изменяющихся условиях труда. Он должен в связи с этим обладать большой приспосабливаемостью, работоспособностью и физической выносливостью [5.C.128-130].
4. Сильно развитое чувство правды, умение распознавать добро и зло, не дать себя обмануть, противостоять чужому влиянию.
5. Настойчивость - осознанная потребность, названная И. П. Павловым рефлексом цели, которая лежит в основе мотивации человека. Чем больше препятствий на пути ее удовлетворения, тем сильнее она проявляется. Исключительная настойчивость, с которой юристы работают при раскрытии сложного и запутанного преступления, - свидетельство большой потенциальной возможности этого рефлекса. Препятствия должны всегда возбуждать чувство азарта, желание во что бы то ни стало преодолевать их. Обращаясь к следователям, Л. Р. Шейнин писал: «Ты - следователь. Завтра в твое производство может поступить дело, которое доставит тебе много хлопот. Ты будешь проверять одну версию за другой и ты, наконец, устанешь. Дело тебе надоест. Тебе покажется, что раскрыть его нельзя, что ты исчерпал все свои силы, все догадки, все возможности. Тебе захочется в бессилии опустить руки и сдать это дело в архив. Преодолей неверие в свои силы, не опускай рук, не складывай оружия. Вспомни, что нет преступлений, которых нельзя раскрыть, а есть следователи, которые не умеют их раскрывать. Нет «скучных» дел, а есть скучающие следователи. Поэтому новыми глазами взгляни на дело, проверь свои шаги, продумай ошибки, отбрось предвзятость и найди тот единственный путь, который приведет к раскрытию преступления».
6. Внутренняя доброжелательность. Злым, мстительным и равнодушным людям - не место среди юристов. Доброжелательность - это качество, которое очень важно для профессии юриста.
7. Способность понимать людей, т. е. быть восприимчивым, готовым всегда принять любую информацию, относящуюся к рассматриваемому делу.
8. Высоко развитое чувство товарищества, коллективизма, так как расследование — это усилие целого коллектива.
9. Деловой оптимизм. Юрист - профессионал в чужом горе. Профессия юриста не из веселых. Однако вера в торжество справедливости, умение видеть в людях не только плохое - черты, свойственные юристу.
Для успешного выполнения всех пяти аспектов деятельности (познавательного, коммуникативного, организаторского, воспитательного и удостоверительного) юрист должен обладать набором определенных морально-волевых личностных качеств, а для профессионального совершенствования обязан их культивировать. Рассмотрим эти качества применительно к аспектам профессиограммы юриста.
Морально-психические качества, обеспечивающие познавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, воображения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свойства, обеспечивающие успешное протекание мыслительных процессов, выявление и закрепление доказательств.
Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:
1) гибкость, быстрота переключения с одного вида умственной деятельности на другой, поскольку юристу приходится оценивать доказательства, несущие различный объем информации, к тому же информация эта бывает ненадежной, недостаточной, вероятностной;
2) самостоятельность мышления - умение не поддаваться чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;
3) широта ума - умение вникать в сущность предмета с помощью обобщения большого числа фактов;
4) глубина ума - умение вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;
5) быстрота ума - умение решать мыслительные задачи в минимальное время;
6) целеустремленность - последовательное и планомерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.
Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помощи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза — мыслительного обобщения, сделанного на основе анализа; в) сравнения одного объекта с другим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдаемых явлений; д) мыслительного отвлечения, под которым понимается построение абстрактных заключений.
Для юридической деятельности важны следующие качества мышления:
- быстрота, но не торопливость, при которой упускаются логические связи, что приводит к ошибкам;
- последовательность или логичность;
- самоконтроль, который состоит в анализе хода мыслительных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.
При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной версии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некоторые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист должен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.
Воображение - мыслительное создание нового в форме образа, идеи. Создание нового невозможно без воображения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта [7.C.147-149].
Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.
Внимание - направленность сознания, сосредоточенность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуются в определенном направлении.
Внимание подразделяется на:
а) непроизвольное, которое не сопровождается сознательным намерением, не требует напряжения воли и обусловливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);
б) произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.
Для юриста важным является воспитание целенаправленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.
Качество, противоположное вниманию, — рассеянность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко доводит до конца начатое дело, он не способен к длительным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоятельство ускользает из поля его зрения, так как многочисленные детали окружающего привлекают его, заставляя на время забывать предмет своих занятий.
Наблюдательность - планомерное и целенаправленное восприятие, умение логически осмысливать результаты наблюдения. Основное качество наблюдательности - ее острота, которая зависит главным образом от профессии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за человеком в течение одинакового времени, люди разных профессий обратят внимание на разные детали. Это объясняется избирательностью наблюдения.
Наблюдательность всегда носит объяснительный характер, она направлена на отыскание следов преступления, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «видеть» мысли человека. Это выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологический подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и самоконтроля.
Все воспринятое человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Беркли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - словесно-логическая и т. д. Так, например, математик запоминает лучше цифры, художник — лица, а музыкант - звуки. Такая память называется профессиональной [10.C.201-203].
Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре головного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается; в сознательном увеличении количества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих человеку запоминать.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления либо предмета. Однако самое распространенное - непроизвольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо.
Память характеризуется такими качествами, как быстрота, полнота, точность и прочность запоминания, готовность к воспроизведению, т. е. оперативность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом информации, которую надо быстро обработать и быть готовым в любой момент ее воспроизвести.
С течением времени уменьшается отчетливость воспринятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступающей в память человека извне, зависит от энергии и времени действия внешнего раздражителя, среды, через которую проходят сигналы информации, и состояния рецепторов. Интенсивность запоминания зависит от силы впечатления, которое оказывал тот или иной факт на человека в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошедшего с момента события, и наличия дефектов памяти.
Морально-психические качества, обеспечивающие коммуникативный аспект юридической деятельности, установление коммуникативных связей. К ним относятся:
♦ общительность, которая для юриста не менее важна, чем профессиональная подготовка. Под общительностью понимается природное обаяние, душевная отзывчивость, талант к общению, притягательная сила простоты в общении;
♦ эмоциональная устойчивость, душевное равновесие (человек, который все время нервничает, легко теряет спокойствие, не может быть хорошим юристом), вспыльчивость, нетерпеливость, раздражительность, грубость - признаки профессиональной слабости;
♦ умение разговаривать с людьми, «говорить эффективно» - одно из важных качеств, обеспечивающих коммуникативный аспект;
♦ культура речи, под которой понимается умение правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли, это внешнее выражение грамотности и внутренней культуры, которая приходит вместе с культурой мыслей и чувств;
♦ манера поведения и внешний вид юриста также сказываются на установлении коммуникаций.
Морально-психические качества, обеспечивающие организаторский аспект юридической деятельности. К ним в первую очередь следует отнести деловитость, инициативность, организаторские способности. Некоторые люди в силу своих личных качеств совершенно не способны выполнять функцию организатора, но бывают прекрасными исполнителями.
К этой же группе качеств следует отнести наличие сильной воли и компоненты, ее определяющие: принципиальность, решительность, бдительность, самообладание, настойчивость, самокритичность. Воля — это присущая человеку способность психофизических усилий и напряжений, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Она проявляется в принятии и осуществлении решений. Нерешительность или отсутствие определенного мнения и решения всегда дезорганизующе сказывается на работе. Отсутствие твердых убеждений и сильной воли мешает исполнению задуманного, а иногда приводит к отказу довести дело до конца [8.C.165-166].
Для обеспечения организаторского аспекта следственной деятельности требуется и высокая самоорганизованность, под которой понимается исполнительность, аккуратность, дисциплинированность и самоконтроль. Следователь может быть талантливым, правильно строить версии по делу, но если у него отсутствует самодисциплина, то он будет не в состоянии довести правильную посылку до логического завершения. При этом следует иметь в виду, что дисциплинированность может быть внешней и внутренней. Легче быть дисциплинированным внешне: приходить вовремя на работу, выполнять порученное дело. Но если юрист решил сделать что-либо к назначенному сроку и не сделал только потому, что его за это никто не осудит, ибо решение он принял сам для себя, то это значит, что внутренне он еще недостаточно дисциплинирован, недостаточно настойчив, не выработал в своем характере столь необходимых ему качеств.
Множественность операций, выполняемых юристом, отсутствие публичной критики и общественного контроля, ограниченность элементов состязательности, самостоятельность и независимость при наличии широких властных полномочий увеличивают возможность ошибок, способствуют тому, что человек работает не в полную силу.
Вот почему каждому следственному работнику так нужны высокая сознательность, самокритичность и самоконтроль.
Морально-психические качества, обеспечивающие воспитательный аспект юридической деятельности. Любая профессия налагает на своего представителя определенные правовые и нравственные обязанности. Однако есть такие виды служебной деятельности, для осуществления которых недостаточно усвоить только определенную сумму специальных знаний и навыков. Для этого необходимо еще и моральное право, высоконравственное поведение. К числу таких профессий относится и труд юриста.
Квалифицированный юрист, вооруженный опытом, тактом педагога, уже на первоначальных стадиях расследования закладывает основы исправления и перевоспитания лица, совершившего преступление. Убедить может лишь тот, кто обладает опытом, знаниями, имеет педагогические способности, кто достаточно хорошо убежден сам, имеет твердые принципы, кто показывает личный пример. Нужно самому быть таким, каким хочешь воспитать другого. Авторитет юриста — это общественное признание его заслуг перед обществом. Он завоевывается бескорыстным служением делу, упорным трудом, глубокими знаниями [12.C.120-122].
Необходимо, чтобы семейная и личная жизнь самого юриста служила примером. Он должен правильно воспитывать своих детей, вести семейную жизнь в соответствии с принципами морали, интересоваться жизнью коллектива и активно в ней участвовать. Для юриста важно образование, но столь же важно и воспитание. Отсутствие воспитания при наличии образования особенно заметно и даже опасно. Еще Дидро говорил: «Мне очень хотелось бы знать, где та школа, в которой обучают чувству». От этики юриста, его воспитания, от добросовестности, деликатности и благородства, от силы его воздействия профессиональной и общей культуры зависит качество расследования, а нередко - судьбы людей.
Морально-психические качества, обеспечивающие удостоверительный аспект юридической деятельности. В эту группу качеств относятся: деловитость, исполнительность, пунктуальность, уважительное отношение к закону.
Удостоверительная функция является специфической для юридической деятельности. Если познавательный аспект характерен больше для научной деятельности, для педагогической деятельности - коммуникативный и воспитательный, а для производства - организаторский, то для юридической — удостоверительный. Нет в природе ни одной профессии, кроме юридической, где заранее были бы расписаны все трудовые операции. Такими сводами правил на уровне законов у юристов являются кодекс, инструкции, наставления.
Итак, каким должен быть человек, посвятивший себя юридической деятельности?
Юрист, прежде всего, должен быть справедливым. Само слово юрист является производным от латинского (justitia), что в переводе означает справедливость, честность, порядочность. «Честность, порядочность - это уже половина счастья», - утверждал Э. Золя, а Ж. Санд констатировала: «Честность умирает, когда продается».
Юрист - самый дисциплинированный человек. Следует различать дисциплинированность внешнюю и внутреннюю. Легче быть дисциплинированным внешне: приходить на работу к назначенному часу, выполнять функциональные обязанности и т. д. Но если человек решил сделать что-либо к назначенному сроку и не сделал только потому, что его никто за это не осудит, это значит, что внутренне он еще недостаточно дисциплинирован.
Человек, наделенный властью, должен быть скромным. Это значит, что какую бы должность он ни занимал, следует помнить, что не место красит человека, а человек место и что сущность человека проверяется властью. Отсутствие скромности наиболее ярко проявляется в общении. Быть скромным - не значит не верить в собственные силы. Хорошо воспитанный человек умеет вести себя спокойно, сдержанно, обладает в хорошем смысле слова чувством собственного достоинства.
Юрист обязан быть тактичным. Такт - чувство меры, умение вести себя правильно по отношению к людям. Прежде чем сказать или сделать что-то, тактичный человек всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли человека и тем самым приведут к обратным результатам. Метко сказал М. Горький: «Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят». И в подтверждение наших слов о такте еще одна ссылка: «Такт — одно из важнейших человеческих качеств, отсутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах» (У. Симмс).
Вежливость - неотъемлемое качество интеллигентного человека. Вежливость может быть активной и пассивной. Пассивная форма вежливости - не мешать. Но этого мало. Важно быть активно вежливым, предупредительным, готовым прийти на помощь другому человеку. И не только тогда, когда об этом просят.
Отличительная черта юриста - делать людям добро. К этому его обязывает долг. «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла», - подчеркивал историк В. О. Ключевский. Обращаясь к молодежи, А. П. Чехов советовал: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». Слова-напутствия, как завещание, звучат в письме М. Горького к сыну. Сын уехал в Россию, а М. Горький, оставшись на острове Капри, писал ему: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее -цветы. Вот если ты всегда оставлял бы после себя людям только хорошее - цветы, дела, славные воспоминания о себе - легка и приятна была бы тогда твоя жизнь. Ты тогда всегда бы чувствовал себя нужным людям, а это делало бы тебя богатым душой».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное мастерство в работе может быть обеспечено только грамотными работниками, с высокой культурой поведения. Деятельность юриста проходит в постоянном общении с людьми, затрагивает их интересы, поэтому важно, чтобы его действия были справедливыми, понятными широким массам. А это не только корректность, подтянутость, строгость и скромность внешнего облика, но, прежде всего - стиль работы.
Профессия юриста необычная. Она требует призвания, мастерства, глубоких знаний, прочных навыков, полной отдачи всех физических и душевных сил. Но если юридическая деятельность столь трудна, сложна, ответственна и чревата массой неприятностей, то что привлекает к ней и удерживает на этой работе, что рождает такое количество энтузиастов, влюбленных в свое дело, отдающих ему все свое время, силы, способности, самого себя? Ответ прост: то, что было названо в качестве трудностей, несет в себе и огромную притягательную силу. Немногие человеческие знания представляют такой многосторонний, высокий и захватывающий интерес. Перед юристом проходят и развертываются все стороны человеческой природы, он сталкивается с наиболее выпуклыми и резкими явлениями социальной жизни. Общественная польза, благородство профессии, острота борьбы, исследовательский поиск, торжество справедливости, творчество, наука, искусство - трудно даже приблизительно очертить все привлекательные черты этой работы. Каждая из них, даже отдельно взятая, стоит того, чтобы посвятить себя этому делу.
2. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ЛЕЗТЬ В ДУШУ»
Чтобы такое слово, как «душа», могло нормально функционировать в языке, выражая некий общепринятый объем исходных свойств, допущений и представлений, оно нуждается в каком-то «вещественном» подкреплении. Сознание носителя языка, широко пользуясь аналогиями, стремится закрепить за этой ненаблюдаемой сущностью вполне конкретные, ощущаемые или, по крайней мере, мыслимые свойства. Множество всех метафорических перевоплощений «души» парадоксальным образом уживаются вместе и никак не противоречат друг другу, а только расширяют наше представление о ненаблюдаемом «вживую» явлении, увязывая его с тем, что мы вполне в состоянии «пощупать руками».
Итак, что же такое «душа»? Это, прежде всего орган чувств («Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем». А.С. Пушкин). Но «душа» еще и орган предчувствий, с помощью которого человек может интуитивно постигать то, что произойдет в будущем, а также то, что было в прошлом или происходит в настоящий момент (Я душой чувствую, что он вернется/ был там/ жив). «Душа» - это орган внутренней жизни человека, то есть всего того, что не связано непосредственно ни с физиологией, ни с деятельностью интеллекта. Это средоточие внутреннего мира человека, его истинных чувств и желаний - всего жизненно важного для данной личности (В душе она хотела уйти; Его душа была полна сомнений; В глубине души он понимал, что им придется расстаться). «Душа» представляется находящейся где-то внутри человека, в его теле, а именно в груди. С «душой» связано представление о каких-то особых, происходящих внутри нее процессах (Что происходило тогда в его душе?). Эти процессы ассоциируются с какими-то особыми функциями, которые выполняет «душа». Тем самым «душа» сближается с обычными человеческими органами - легкими, сердцем, печенью и т. п., которые тоже находятся внутри человеческого тела и выполняют особые функции. Однако, в отличие от обычных органов, «душу» нельзя увидеть ни при каких обстоятельствах - это особый невидимый орган. Подобно некоторым обычным органам может болеть (Душа болит - так описывают специфическое физическое ощущение, локализованное в груди).
«Душа» может отождествляться с личностью человека, с его внутренним «Я»; с его сущностью, «душа» - alter ego человека. В этом значении «душа» употребляется в данных выражениях: низкая/ высокая/ мелкая/ нежная / чуткая/ благородная душа. «Душа», как и человек, может испытывать страдания, боль, жить, быть живой, а также умереть как человек: Душа болит/ страдает, живая душа/ умерла, усталость души и т. п. С точки зрения этики, «душа» является носителем некоего этического идеала: чистая душа, запачкать душу; хоть мошна пуста, да душа чиста (поговорка) и т. п. «Душа» - это самое ценное, что есть у человека, причем как с точки зрения «наивной» анатомии, так и с точки зрения этики. Согласно первой точке зрения, человек состоит из двух частей: «души» и тела, причем «душа» не материальна и не связана ни с каким человеческим органом. Она мыслится как некое невидимое средоточие жизни человеке - находясь внутри тела, “душа” делает человека живым. Анатомическое представление о “душе” сохранилось в устойчивых выражениях: в чем душа держится; душу вытрясти/ вынуть (из кого).
С точки зрения этики, «душа» - носитель этического идеала, которому должна соответствовать, причем это ценится больше всех материальных благ (хоть мошна пуста, да душа чиста), поэтому «душа» может становиться объектом особой заботы человека, осознающего ее ценность. Человеческая «душа» не всегда соответствует предъявляемым ей высоким требованиям, однако под влиянием жизненных обстоятельств она может в той или иной степени приближаться к идеалу («Душа не выстрадает счастья, Но может выстрадать себя» Ф. И. Тютчев). Этический и анатомический взгляды на «душу» тесно переплетаются. Бесплотная «душа» противопоставляется материальному телу, которое, сближая человека с материальным миром, само по себе не представляет никакой этической ценности («Ты любишь только мое тело, а не душу! - горько сказала однажды Катя» И. Бунин).
С религиозной точки зрения, «душа», как средоточие сознательной, внутренней жизни, связывает человека с высшим духовным началом. «Душа» - это тот орган, с помощью которого человек ощущает мистический, потусторонний мир (Душа тянулась к Богу). При этом “душа” осознается как нечто, данное человеку Богом. В отличие от материального тела «душа» бессмертна, не зависит от тела и после смерти человека возвращается в потусторонний мир (Отдать Богу душу - умереть). Связь «души» с Богом особенно повышает ее ценность для религии, приобретают особую значимость сознательные усилия человека, направленные на самоусовершенствование (спасать душу). «Душа», с точки зрения религии, сохраняет себя во время всего жизненного пути человека, но не разрушается после его смерти, поэтому - душа живая. Это устойчивое в религиозном дискурсе выражение.
Одно из наиболее употребительных значений «душа-вместилище». Скрытые от посторонних мысли и чувства находятся в глубине этого вместилища (в душе, в глубине души), а те состояния, которые имеют внешнее проявление или, по крайней мере, не противоречат таковым, находятся где-то на его поверхности (на душе). Поведать другому свои даже самые сокровенные мысли или чувства - значит раскрыть душу, а нежелательное вмешательство в частную жизнь человека, приставания с целью выведать те мысли и чувства, которые он прячет от посторонних, описывается выражением лезть в душу. Если же неосторожным словом или поступком мы оскорбляем что-то, что человек бережно хранит в тайниках своей души, то мы плюем ему в душу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барков А.В. Реализация этических начал в уголовном законодательстве / Теоретич. и правовое обеспеч. реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь // Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Мн., 2003.
2. Бибило В. Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2001.
3. Букреев В.И., Римская И. Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М., 2003.
4. Дулов А.В. Этико-правовой анализ Конституции / Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Мн., 2004.
5. Дулов А.В. Нравственные основы культуры судебной деятельности / Юстиция Беларуси. 2002. № 1
6. Карнеева Л. Судебная этика и тактика допроса / Социалистическая законность. 2004. № 4.
7. Кобликов А. С. Юридическая этика. М., 2003.
8. Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 2004:
9. Кони А. Ф.
Нравственные начала в
уголовном процессе. Собр. соч. В 8 т. Т.
10. Мартысюк П. Г. Правовая этика. Мн., 2004.
11. Мартысюк П. Г. Этика. Мн., 2002.
12. Максимов Л. Г., Максимова Л. П. Профессиональная этика юриста. Мн., 2003.
13. Порубов Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 2002.
14. Судоустройство / Под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. — Мн., 2003.
15. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 2004.